Что относится к военным объектам
Разграничение гражданских и военных объектов в международном гуманитарном праве
Дугина Ю.В., преподаватель кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России.
Опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует, что вооруженные силы государств во все более возрастающей степени используют разрушение и уничтожение гражданских объектов, наряду с массовым истреблением гражданского населения в качестве одного из основных методов ведения войны. В данной связи всемерное укрепление режима международно-правовой защиты гражданских объектов в условиях вооруженных конфликтов, дальнейшее совершенствование всего комплекса норм, регламентирующих рассматриваемую сферу международных отношений, представляет значительный научный интерес.
Клаузевиц К. О войне. Т. 1. 5-е изд. М., 1941. С. 7.
Для обеспечения защиты гражданских объектов современное международное право обязывает воюющие стороны проводить различие между военными и гражданскими объектами и вести боевые действия исключительно против законных военных целей. Данное положение закреплено в ст. 48 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским конвенциям 1949 г.: «Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов».
В связи с изложенным важное значение приобретает вопрос об определении понятия «военный объект», в отношении которого, при учете соответствующих ограничений, устанавливаемых международным правом, допустимо применение военной силы, и понятия «гражданский объект», находящегося под защитой международного права в период вооруженных конфликтов.
Определения военных и гражданских объектов нашли юридическое закрепление в Дополнительном протоколе I (1977 г.) к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., согласно которому «военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество» (п. 2 ст. 52). Пункт 1 ст. 52 названного документа устанавливает, что «гражданскими объектами являются все те объекты, которые не являются военными объектами».
характер объекта; его расположение;
назначение и военное использование;
его эффективный вклад в военные действия;
военное преимущество, которое получает воюющая сторона вследствие полного или частичного разрушения, захвата или нейтрализации такого объекта.
Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Междунар. отношения, 1989. С. 147.
Баккстерс Р. Поведение комбатантов и ведение военных действий / МГП. Институт проблем гуманизма и милосердия. М., 1993. С. 173.
Фуркало В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев: Наукова Думка, 1986. С. 52.
Сассоли М. Указ. соч.
Кальсховен Ф. Ограничения методов и средств ведения войны. М.: МККК, 1999. С. 121.
Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. Основные проблемы. М.: Наука, 1976. С. 271; Сассоли М. Указ. соч.; Хлестов О.Н., Блищенко И.П. Красный Крест и международное гуманитарное право. М.: Медицина, 1977. С. 79.
Сассоли М. Указ. соч.
Там же.
Баккстерс Р. Указ. соч. С. 173.
Фуркало В.В. Указ. соч. С. 52.
Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. соч. С. 271.
The International Herald Tribun. 1991. 7 Febr.
В результате проведенного анализа норм международного гуманитарного права, а также работ многих юристов-международников следует отметить, что к военным относятся объекты, имеющие в силу своих ключевых характеристик общепризнанное военное значение и дающие нападающей стороне при их разрушении, захвате или нейтрализации «явное военное преимущество».
Большинство исследователей проблем международного гуманитарного права в своих трудах наряду с понятием «военный объект» использует понятие «законная цель нападения». Думается, что необходимо разграничение этих двух терминов.
Международное право. Ведение военных действий: Сборник Гаагских конвенций и иных международных документов. 4-е изд., доп. М.: МККК, 2004. С. 275.
Фуркало В.В. Указ. соч. С. 52.
Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. соч. С. 268.
Военные преступления. Это надо знать всем. М.: Текст, 2002. С. 167.
Там же.
Однако сущность приведенных положений не дает объективные основания полагать, что военные объекты в таких ситуациях перестают быть по своему характеру военными (они лишь перестают считаться законными целями нападения). Логический вывод из изложенного заключается в следующем: законными целями нападения всегда должны являться лишь военные объекты, но не все военные объекты могут стать законными целями нападений. Поэтому представляется невозможным отождествлять понятия «военный объект» и «цель нападения».
С точки зрения автора настоящей статьи, целесообразно рассмотреть признаки, позволяющие разграничить военные и гражданские объекты.
Это объекты, пользующиеся особой защитой, например плотины, дамбы, больницы, не могут быть использованы теми, кто их контролирует, для военных действий и, следовательно, никогда не должны становиться военными объектами. Однако, если они используются для военных целей, даже они могут при соответствующих обстоятельствах стать военными объектами (см., например: ст. 56 (2) Дополнительного протокола I (1977 г.) и ст. 19 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г.)
Из приведенных положений становится вполне очевидно, что эффективный вклад в военные действия объект, независимо от первоначального характера, может внести лишь за счет своего фактического использования или назначения в конкретный момент военных действий, а также за счет своего расположения, отвечающего всем нормам и ограничениям международного гуманитарного права. Отсюда не совсем понятна причина, по которой такой признак объекта, как его характер, закреплен среди прочих условий, способствующих эффективному вкладу в военные действия.
Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: Курс лекций юридического факультета Открытого Брюссельского университета. М.: МККК, 2000. С. 208.
Stephan Oeter. «Means and Methods of Combat» in Dieter Flek // The handbook of humanitarian law in armed conflicts. Oxford: Oxford University Press, 1995. P. 442.
На основании изложенного ранее, по нашему мнению, необходимо дополнить п. 2 ст. 52 Дополнительного протокола I (1977 г.), указав, что нападения должны строго ограничиваться законными военными целями, а также разграничить понятия военных объектов и законных целей нападения и закрепить в данной статье дефиниции указанных терминов.
Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Указ. соч. С. 147.
Международное гуманитарное право. М.: Институт проблем гуманизма и милосердия, 1993. С. 207.
Сассоли М. Указ. соч.
Однако представляется верным относить это толкование определения не к случаям, когда имеется несколько военных объектов, близко расположенных друг к другу, а к случаям, когда определенная зона целиком представляет собой военный объект. В действительности может возникнуть законная военная необходимость произвести скорее бомбардировку зоны, чем определенных объектов, до начала нападения на суше или чтобы отвоевать эту территорию у неприятеля.
См.: Мулинен Ф. де. Право войны и вооруженные силы. М.: МККК, 1999. С. 62; Сассоли М. Указ. соч.
Мулинен Ф. де. Там же.
Гассер Х. Введение. МККК. М.: МККК, 1995. С. 126.
Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М.: МККК, 2001. С. 92.
Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. М.: МККК, 1994. С. 263.
См.: Блищенко И.П. Указ. соч. С. 108; Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. соч. С. 264; Пикте Ж. Указ. соч. С. 92; Мулинен Ф. де. Указ. соч. С. 62; М. Сассоли. Указ. соч.
Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М.: Госюриздат, 1994. С. 718.
Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. соч. С. 277.
Справедливое замечание К. Кордоне легко объяснимо: если воюющая сторона выбирает гражданский объект в качестве цели нападения, то ее действия должны быть четко аргументированы, основаны на веских доказательствах того, что объект используется в военных целях. В противном случае подобные действия противоречат международному праву и рассматриваются как военные преступления.
По аналогии с военными объектами следует отметить, что при регламентации защиты гражданских объектов в действующих международно-правовых актах используются два термина: «объект» и «местность». Положения, предусматривающие создание специальных районов, укрытых от нападений, были включены в Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. В частности, ст. 23 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях предусматривает создание санитарных зон и местностей. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны регламентирует создание санитарных и безопасных зон. Однако такие виды защищаемых территорий создавались в качестве мест укрытия гражданского населения. Поэтому было признано целесообразным включить в Дополнительный протокол I положение о новых видах местностей и зон, находящихся под особой защитой: необороняемые местности и демилитаризованные зоны. Создание аналогичных специальных районов, укрытых от нападения, служит дополнительным средством обеспечения защиты и гражданского населения, и гражданских объектов, по крайней мере от воздушных или иных бомбардировок. К тому же указанные районы отвечают всем признакам гражданских объектов, чем и вызвана причина причисления необороняемых местностей и демилитаризованных зон к категории гражданских объектов.
Чтобы местность была признана необороняемой, она должна отвечать следующим условиям:
a) все комбатанты, а также мобильные боевые средства и мобильное военное снаряжение должны быть эвакуированы;
b) стационарные военные установки или сооружения не должны использоваться во враждебных целях;
c) ни власти, ни население не должны совершать враждебных действий;
Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. М.: МККК, 1994. С. 269.
a) все комбатанты, а также мобильные боевые средства и мобильное военное снаряжение должны быть эвакуированы;
b) стационарные военные установки или сооружения не должны использоваться во враждебных целях;
c) ни власти, ни население не должны совершать враждебных действий;
Нормы, регулирующие порядок заключения соглашения о признании зон демилитаризованными, содержатся в ст. 60 Дополнительного протокола I (1977 г.).
Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. соч. С. 270.
Женевская конференция Красного Креста (1957 г.) предложила следующий перечень военных объектов:
учреждения, строения, занятые вооруженными силами;
учреждения, строения военного характера (например, казармы), военное министерство и другие военные органы;
средства коммуникаций (мосты, туннели и т.д.);
Legal Protection of Civil Population against the Danger of Indiscriminate Warfare. Report Presented by the International Committe of the Red Cross. Geneva. 1963. P. 78.
Однако попытки Комитета утвердить этот перечень в виде договорной нормы остались без успеха.
Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. соч. С. 278.
Баккстерс Р. Указ. соч. С. 174.
Наиболее полный список объектов, поставленных международным правом под защиту, дали И.П. Блищенко и О.Н. Хлестов на основе анализа норм Дополнительного протокола I:
объекты, жизненно важные для гражданского населения;
сооружения, содержащие опасные силы;
Думается, что подобный подход более точно отражает перечень гражданских объектов, однако и в нем есть неточности.
С точки зрения автора данной статьи, было бы весьма корректным предложить примерный перечень гражданских объектов на основе выделения общих групп гражданских объектов по признаку характера предоставляемой защиты. Как было уже отмечено ранее, международным гуманитарным правом предусмотрено два вида защиты гражданских объектов: общая и специальная. Общая защита предусмотрена в отношении всех объектов, относящихся к категории гражданских, без какого-либо различия. Поэтому список объектов на основе лишь данного критерия будет размытым и нечетким. Специальная защита предусмотрена в отношении определенных категорий объектов, принадлежащих к гражданским, ввиду их повышенной важности для обеспечения жизнедеятельности гражданского населения.
Фуркало В.В. Указ. соч. С. 79.
Таким образом, можно выделить следующие основные категории гражданских объектов, которым предоставляется специальный режим международно-правовой защиты:
местности и зоны, находящиеся под особой защитой;
объекты, необходимые для выживания гражданского населения;
медицинские формирования и медицинские санитарно-транспортные средства;
объекты, используемые для нужд гражданской обороны;
культурные ценности и места отправления культа;
установки и сооружения, содержащие опасные силы;
иные гражданские объекты.
На основе данного подхода представляется возможным изложить наиболее емкий и логичный список гражданских объектов, примерный перечень которых будет выглядеть следующим образом:
Думается, что данный перечень является более полным и систематизированным, однако примерным и неисчерпывающим, поскольку с развитием науки в связи с современными открытиями и с усложняющимися общественными отношениями он будет постоянно дополняться иными видами гражданских объектов.
В заключение настоящей публикации необходимо отметить следующее:
на основе проведенного анализа норм международного гуманитарного права, а также работ многих юристов-международников представляется невозможным отождествлять понятия «военный объект» и «цель нападения». Поэтому предлагается разграничивать эти понятия, понимая под «законной военной целью» военные объекты, полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество;
важнейшими критериями разграничения военных и гражданских объектов являются первоначальный характер, назначение или использование данных объектов соответственно в военных или гражданских целях.
Военные объекты
Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»
Смотреть что такое «Военные объекты» в других словарях:
Военные объекты — боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения. Перечень, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30.11.95 N 1203, п.2 … Словарь юридических понятий
Военные объекты, арендуемые Россией за рубежом — Азербайджан Габалинская радиолокационная станция (РЛС) типа Дарьял 5Н79 (РО 7, объект 754) расположена в районе поселка Зараган Габалинского района Азербайджана. Введена в эксплуатацию в 1983 году. Функционирует в режиме непрерывного дежурства. В … Энциклопедия ньюсмейкеров
Российские военные объекты за рубежом — Российские военные объекты за рубежом различные формирования и обьекты Вооружённых сил Российской Федерации (ВС России) за рубежами Родины. В 2003 году Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) начало пересмотр ранее… … Википедия
Российские военные объекты в СНГ — Содержание 1 Важнейшие российские военные объекты в странах СНГ 2 Азербайджан … Википедия
Военные базы РФ за границей — Азербайджан Отдельный радиотехнический узел (РО‑7, объект 754) Габала (Габала‑2, Ляки) Габалинская РЛС, расположенная в районе поселка Зараган Габалинского района Азербайджана, считается самой крупной в мире. Станция была разработана в 1970‑х… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Военные действия в Абхазии (2008) — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа … Википедия
Военные базы стран мира за рубежом — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/31 июля 2012. Дата постановки к улучшению 31 июля 2012 … Википедия
Объекты стратегического значения — крупные административно промышленные и военные объекты, уничтожение или овладение которыми в ходе военных действий может привести к коренному изменению обстановки на театре военных действий, обеспечить выполнение стратегических задач и в целом… … Пограничный словарь
Объекты оперативного значения — административно промышленные и военные объекты, уничтожение или овладение которыми в ходе военных действий может существенно изменить оперативную обстановку на операционном направлении и обеспечить успешное выполнение оперативных задач. К ним… … Пограничный словарь
Объекты культурного наследия — (ОКН) памятники истории и культуры народов Российской Федерации объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной… … Википедия
Военный объект
4. «Военный объект» означает в той мере, в какой это касается объектов, любой объект, который в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия, и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество.
Второй протокол к Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года
(f) «военный объект» означает объект, который в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия, и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество;
Ссылки на определение понятия «Военный объект»
HTML-код ссылки на слово Военный объект |
BB-код ссылки на слово «Военный объект» для форумов |
Прямая ссылка на слово «Военный объект» для социальных сетей и электронной почты |
Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Военный объект». Полученная информация поможет вам понять, что такое Военный объект. Если по вашему мнению определение термина «Военный объект» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.
Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Военный объект», но и по ошибочному запросу «djtyysq j,]trn». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.
Понятие «военный объект». Угрозы военным объектам
Прежде всего, необходимо четко выяснить, что представляет собой объект, военный объект, гражданский объект и т.п. Какова их сущность и содержание? Каковы основные определения?
Что же такое объект? Различают общее, философское, международно-правовое и чисто военное определение объектов.
Объектами принято называть все то, что существует вне нас и независимо от нас, от нашего сознания – явление или материальное воплощение в виде отдельных сооружений, предприятий и участков местности, которые являются местом какой – либо деятельности человека.
Современный толковый словарь русского языка поясняет объект как предприятие, стройку, отдельный участок чего-либо, как единицу хозяйственного или оборонного значения.
Международное право, как мы уже отмечали, различает два вида объектов – гражданские и военные.
«Военный объект означает в той мере, в какой это касается объектов, любой объект, который в силу своего характера, местоположения, предназначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество».
«Гражданскими объектами являются все объекты, которые не являются военными объектами».
Международное право требует во время военных действий всегда проводить различие между гражданскими и военными объектами.
Определения военного и гражданского объектов вырабатывались и согласовывались на протяжении нескольких лет при разработке Женевских конвенций 1949 года. С тех пор ни одна международная организация, ни одна встреча международных экспертов не берет на себя ответственности и смелости пересмотреть это определение. Это один из тех краеугольных камней международного гуманитарного права, на котором основаны все положения «права войны», и изменение его сути неизбежно повлечет цепную реакцию изменений и дополнений в десятках и сотнях международно-правовых актов. Мы должны знать эти определения и руководствоваться ими при организации защиты военных объектов.
В Наставлении по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации дано определение военных объектов (статья 1). Военные объекты – подразделения вооруженных сил (личный состав, вооружение и военная техника), за исключением медицинских формирований и санитарно-транспортных средств; объекты (сооружения, здания), используемые (подготовленные к использованию) в военных целях; иные объекты, которые своим характером, значением, размещением или использованием вносят эффективный вклад в боевые действия и чье полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация в данных условиях обстановки дает явное военное преимущество.
Военные объекты считаются законными целями для нападения, за исключением случаев, когда такие объекты относятся к категории особо опасных объектов.
Военный объект остается таковым даже в том случае, если на нем находятся гражданские лица.
Помимо философского и международно-правового определений военного объекта существует более простое определение, используемое в военной сфере. Оно не входит в противоречия с вышеперечисленными определениями и с военной точки зрения дает исчерпывающую характеристику военного объекта, прежде всего с позиций ведения боевых действий, хода и исхода боя.
Военными объектами называются такие объекты, захват, повреждение или уничтожение которых оказывает влияние на ход боевых действий или повседневную деятельность войск
К военным объектам относятся:
· войска в пунктах постоянной дислокации (ППД), районах расположения, сосредоточения, позиционных районах или на марше;
· пункты управления и узлы связи;
· участки дорог в узких местах (особенно в горной и лесистой местности);
· узлы дорог и гидротехнических сооружений;
· мосты, туннели, путепроводы;
· предприятия оборонного комплекса и др.
Поскольку военные объекты оказывают важное влияние на ход и исход боевых действий, противник будет стремиться к их захвату, повреждению или уничтожению. Следовательно, существует постоянная или временная угроза объекту.
Что же такое угроза? Какие бывают угрозы объектам? Существует несколько определений или понятий угроз. В наиболее общем плане, энциклопедическое определение сводится к следующему: «Угроза – это высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной вред общественным или личным интересам». Под угрозой понимают также возможность, опасность какого-либо бедствия, несчастья, нанесения ущерба, неприятного события.
С военной точки зрения, применительно к рассматриваемой теме угроза– это возможная опасность захвата, повреждения или уничтожения военного объекта.
В угрожаемый период (т. е. период времени, непосредственно предшествующий началу войны), степень угрозы военным объектам повышается. К действиям против них дополнительно могут быть привлечены различные бандформирования и диверсионно-разведывательные формирования (ДРФ) противника.
В ходе боевых действий угроза военным объектам становится максимальной и может исходить от огневого воздействия противника, массово засылаемых в тыл наших войск ДРФ, рейдовых подразделений и частей противника, тактических воздушных десантов, а также оставшихся на нашей территории отступающих или окруженных частей и подразделений.
Угрозы военным объектам существуют всегда. В зависимости от условий обстановки одни из них усиливаются, другие ослабляются или исчезают, третьи появляются вновь и т.д. Они носят, как правило, комплексный характер и требуют системного подхода к вопросам защиты военных объектов. Конкретные виды и характер угроз, возможные меры по их устранению или локализации во многом зависят от типа военного объекта, его важности и значимости с военной или государственной точки зрения, уязвимости от средств поражения противника. Рассмотрим эти вопросы более подробно.