Что относится к внутренним факторам развития науки
Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки
Движущими силами науки является множество разнородных факторов:
— это – любопытство, любознательность исследователей, посвящающих зачастую все свои силы, всё свое время изучению интересующих их предметов;
— это – разнообразные другие интересы научных работников (желание стать известным, прославиться, стремление принести пользу стране, людям);
— это – императивы других (вненаучных) сфер общественной жизни (политики, экономики, идеологии);
— это различного рода противоречия, свойственные науке и т. д.
Все эти факторы вносят свой вклад в развитие науки. Дело истории и философии науки заключается не только в перечислении движущих сил развития науки, но и в установлении степени их влияния на динамику науки в различные периоды становления и развития науки, в уточнении характера воздействия тех или иных движущих сил на разные сектора и подсистемы науки.
Вообще говоря, возможны два основных подхода к анализу движущих сил развития науки.
Так, например, в качестве движущих сил развития науки представители интернализма указывают различного рода противоречия, свойственные науке:
— противоречия между эмпирическими данными, накопленными в той или иной научной дисциплине, и соответствующими теоретическими разработками;
— противоречия между различными теориями, концепциями, науками;
— противоречия, которые время от времени обнаруживаются внутри имеющихся теорий, концепций и т.д.
Все эти противоречия при их осмыслении порождают научные проблемы, решением которых и занимаются научные работники. Для решения научных проблем они выдвигают различного рода предположения, гипотезы, которые проверяются на работоспособность и «жизнеспособность». Некоторые из работоспособных и «жизнеспособных» гипотез, развиваясь и совершенствуясь, получает признание со стороны научного сообщества, и обретают статус научных теорий или концепций. Затем в той или иной составляющей науки обнаруживаются новые противоречия или новые аспекты старых противоречий, которые вызывают к жизни новые научные проблемы.
К внутренним движущим силам науки можно отнести также противоречия другого рода. Это противоречия между различными исследователями, между различными научными школами, исследовательскими группами. Разумеется, такие противоречия могут не только способствовать развитию науки, но и тормозить это развитие. Тем не менее, противоречия такого рода постоянного рода присутствует в науке и их вполне правомерно считать движущими силами её развития. Можно было бы указать и другие имманентные движущие силы развития науки.
Оценивая интерналистский подход (его развивали, в том числе, и очень авторитетные исследователи – историк науки А. Койре, философ науки К. Поппер), следует иметь в виду, что его сторонники не отрицают полностью влияния на развитие науки вненаучных факторов. Они лишь считают, во-первых, что внутри научные движущие силы играют решающую роль в развитии науки, а вненаучные – второстепенную, подчинённую. Во-вторых, они полагают, что воздействие вненаучных факторов (экономических, политических, мировоззренческих, экологических и т. д.) на динамику науки опосредуется действием внутринаучных.
Оценивая интерналистский подход, необходимо также принять во внимание многообразие наук. Видимо, этот подход в значительной мере справедлив, например, по отношению к логико-математическим наукам. Развитие таких наук в высокой степени автономно и определяется преимущественно действием внутренних для науки факторов: внутренней логикой развития этих наук, традициями существующих научных школ, наличием (или отсутствием) в данный период гениальных исследователей, налично существующим набором теоретических и методологических разработок и т.п. Конечно, и логико-математические науки откликаются на действие социокультурных детерминантов, но этот отклик неизмеримо слабее, чем соответствующий отклик технических, экономических, социальных наук.
Логично предположить также, что соотношение действия внешних и внутренних факторов на развитие науки меняется в зависимости от стадии развития науки вообще и данной научной дисциплины в частности. Так, например, когда в некоторой науке существует общепризнанная и эффективно работающая теория (концепция), тогда деятельность научного сообщества сводится преимущественно к применению этой теории (концепции) к решению, можно сказать, стандартных задач. На данной – эволюционной «нормальной» (используя термин Т. Куна) – стадии развитии науки действие вненаучных факторов проявляется преимущественно в определении того, какие именно задачи (из всего множества задач, стандартно решаемых с помощью этой общепринятой теории) должны решаться в первую очередь.
Ситуация радикально меняется, когда наука находится в кризисном (межпарадигмальном) состоянии, когда имеющиеся в ней теории (концепции) «дают сбой». В такой период степень влияния на развитие науки вненаучных факторов значительно возрастает. В частности, в такой период вненаучные факторы (экономические, политические, экологические) почти напрямую диктуют науке приоритетные задачи, ценностно-смысловые, мировоззренческие факторы определяют характер решения актуальных научных проблем и т. д.
Сторонники экстерналистского подхода рассуждают достаточно ясно. Наука утверждают они, является подсистемой, частью социальной системы, частью культуры. Поэтому в своём развитии она не может не определяться воздействием социальной системы, культуры в целом, а также многообразным воздействием различных (вненаучных) подсистем общества и культуры: экономики, политики, идеологии, религии, искусства, техники и т.д. Такой – экстерналистской – позиции придерживается, пожалуй, большинство современных историков и философов науки (Д. Бернал, Т. Кун, М. Малкей, М. Полани, Ст. Тулмин и др.).
Все экстерналисты утверждают решающую роль вненаучных факторов в становлении и развитии науки. Однако они высказывают различные оценки значимости воздействия различных социокультурных факторов на развитие науки. Так, с точки зрения авторов марксистской ориентации, решающую роль в развитии науки играют экономические детерминанты. Сторонники технологического детерминизма полагают, что главную роль в развитии науки играет комплекс технико-технологических факторов.
По мнению некоторых исследователей (Т. Кун, П. Фейерабенд в частности), важнейшим детерминантом динамики науки является социально-психологический, социокультурный контекст деятельности научных коллективов и отдельных (выдающихся) учёных. Многие философы науки подчёркивают важную роль, которую играют в развитии науки духовная культура (философия, религия, искусство, нравственность). Для характеристики и уточнения особенностей вненаучной детерминации становления и развития науки в философии науки вводятся специальные термины: «наличный социокультурный фон науки», «инфраструктура науки», «общий знаниевый фон науки» и т.п.
Оценивая экстерналистский подход к пониманию динамики науки, следует принимать во внимание несколько существенных моментов.
Прежде всего, в пределах этого подхода необходимо выделить его «грубую», вульгарную разновидность. С точки зрения такого – вульгарного – экстернализма, социокультурные детерминанты предопределяют как протекание научно-исследовательской деятельности, так и её результат. С.А. Лебедев справедливо уподобляет экстернализм такого рода ламаркизму (и даже «лысенковщине»). Действительно, и в «грубой» разновидности экстернализма, и в ламаркизме утверждается, что «среда» оказывает детерминирующее воздействие на развитие изучаемой системы.
Ламаркизм и «лысенковщина» утверждали, что живые организмы развиваются, откликаясь на требования окружающей среды, что они развиваются, приспосабливаясь к изменяющимся условиям их жизни. Вульгарный экстернализм утверждает, что наука развивается, откликаясь на требования социокультурной ситуации, что она развивается, приспосабливаясь к изменяющейся социокультурной обстановке. Разумеется, вульгарный экстернализм упрощает, примитивизирует реальную картину взаимоотношений науки и других – вненаучных – сфер и секторов общественной жизни.
Никогда социокультурные детерминанты (потребности экономики, экологический императив, идеологические установки, мировоззренческие идеалы и ценности и т.д.) и, соответственно, лица (инстанции), их представляющие (политики, бизнесмены, партийные руководители, иерархи церкви, философы и т. д.) сами по себе не сформулируют научную проблему, не выдвинут идей и гипотез, не проведут научных наблюдений и экспериментов и т. д. Воздействие социокультурных детерминаций на динамику науки неизбежно носит опосредованный характер.
Наука будет оставаться наукой, только сохраняя свою относительную автономность. Правда история культуры даёт нам немало примеров осуществления политики диктата по отношению к науке со стороны других – вненаучных сфер общества. Так, в Средние века пути развития науки пыталась определить христианская церковь, в советское время в нашей стране осуществлялся диктат по отношению к науке со стороны идеологии и политики.
Как уже отмечалось, степень воздействия социокультурных факторов на развитие науки существенно зависит от того, какие науки мы при этом имеем в виду. Наиболее ясно прослеживается влияние социокультурных факторов в динамике социальных, экономических, исторических и гуманитарных наук. В этих науках от воздействия названных факторов зависит не только выбор направления исследований, не только темпы исследований, но и в значительной мере результаты исследований: содержание научных разработок, содержание соответствующих теорий и концепций. Дело здесь, прежде всего, в том, что результаты исследований в социогуманитарных науках, можно сказать, напрямую затрагивают интересы самых разных социальных групп.
Кроме того, в таких науках, очевидно, и предметы их социокультурно «нагружены». В этом отношении гораздо большей независимостью от воздействия социокультурных факторов обладают результаты познавательной деятельности в естественных, логико-математических и технических науках. Правда, исследования современных историков, социологов и философов науки показывают, что и в этих науках следует иметь в виду определённую степень социокультурной обусловленности, как исследовательской деятельности, так и её результатов.
Как уже отмечалось, по всей видимости, роль социокультурных детерминантов возрастает в революционные периоды развития науки. Отсутствие господствующей парадигмы в науке, испытывающей революционные преобразования, расшатывает её «защитные сооружения» (научные идеалы и нормы), делает её более открытой и подверженной внешним влияниям. Логично также предположить, что особенно велика степень воздействия вненаучных факторов на развитие науки в особые периоды общественного развития (периоды революций и войн).
Внутренние и внешние детерминанты развития науки
Одной из важнейших проблем философии науки является вопрос о внутренних (интернализм) и внешних (экстернализм) факторах развития науки. Интерналисты (впоследствии они были названы когнитивистами) делают акцент на анализе истории науки как на накоплении и последовательной смене исходных единиц научного знания: факт, эксперимент, гипотеза, теория. Внутренняя логика развития науки предстаёт как стремление к максимально возможной общности, логической стройности, принципиальной простоте.
В целом все они, по словам М. Э. Омельяновского, «закрывают возможность адекватной реконструкции знания», поскольку создаётся образ неизменной и статической истории науки с простым добавлением знаний (к уже имеющимся), с их педантичным логическим разложением на составные части, в противовес созданию динамической постоянно перестраивающейся модели науки.
Экстерналисты (их ещё называют социологистами, поскольку исследования в данном направлении производятся в основном социологами науки)исследуют влияние внешних факторов развития науки. Отмечая важность данного подхода, С. Р. Микулинский отмечает: научная деятельность, как и любая другая, вызвана «потребностями общества и существует лишь постольку, поскольку удовлетворяет потребности общества… Научный труд ….не может осуществляться в рамках чистой мысли…. Продукты научного труда… проходят проверку в общественной практике… сама познавательная деятельность всегда осуществляется в определённых, исторически обусловленных формах и подчиняется определённым, общественно выработанным нормам.
Общество даёт учёным социальный заказ в виде формулировки проблем, которые должны быть решены наукой, в частности «если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперёд больше, чем десяток университетов».
Существует мнение, что мощное воздействие на окончательное становление экстерналистского подхода оказал в 30-х годах XX столетия знаменитый доклад советского историка науки Б. М. Гессена на 2-м Международном конгрессе по истории науки, касающийся социально-экономической обусловленности развития ньютоновской науки.
Известный западный социолог Р. Мертон, характеризуя данный факт, отмечал, что взаимосвязь «между наукой и социальной структурой вынуждены были признать многие из тех, кто прежде думал об этой связи (если вообще задумывался над ней) как о вымысле марксистской социологии.
Экстерналисты рассматривают научную деятельность как разновидность человеческой деятельности, причём каждый учёный за пределами сферы своих профессиональных занятий остаётся человеком, его сознание детерминировано конкретными экономическими, бытовыми, культурными, психологическими условиями. И всё это оказывает влияние на его профессиональное мышление, а следовательно, и на развитие науки.
Поэтому реконструкция эволюции науки, считают социологисты, это прежде всего анализ социальных факторов, детерминирующих развитие научного знания. Однако, как отмечает известный методолог науки Е. А. Мамчур, здесь тоже не обошлось без крайностей. Разделившись на сильных, средних и слабых, экстерналисты пытаются «изменение теоретической традиции … полностью приписать действию социокультурного окружения».
Сильные социологисты ссылаются на отсутствие чётких, объективных, рациональных факторов развития знания. Так Кун считает, что научное знание надо рассматривать как элемент сознания профессиональной (научной) группы, где большое значение принадлежит «вере» учёного в достоинство тех или иных идей. Он отмечает отсутствие исключительности логических критериев. Полани исходит из того, что любое научное суждение всегда носит отпечаток личностной оценки, поэтому оно неявно, нестабильно и трудно поддаётся рефлексии. Фейерабенд, Малкей говорят вообще о бессмысленности попыток вычленить из истории культуры собственную историю науки, относительно независимой от её социокультурного окружения.
Слабые социологисты допускают действие рациональных факторов в науке, выставляя в некоторых случаях рациональное впереди (по времени, но не по значимости) социальных факторов. Возможна и обратная перестановка детерминант. Так, например Мертон считает, что действие социального фактора возможно только на стадии становления науки, а затем она уже развивается на основе внутренних факторов. С точки зрения Б. Нельсона истоки европейского универсализма лежат в формировании универсальности социальной жизни Европы позднего средневековья и Нового времени. В целом социологисты отрицают инвариантность, настаивая на неповторимости каждого отдельного периода в развитии научного знания, тем самым также закрывая дорогу адекватной реконструкции знаний.
Хотя, как отмечают Швырёв В. С., Юдин Б. Г., обращение к социокультурным аспектам научного познания представляет собой не размывание границ методологического анализа, не утерю присущих ему строгости и чёткости…, а вполне закономерное продолжение и расширение методологической проблематики. В результате в современном науковедении и философии науки существует подход, критикующий направления, пытающиеся неадекватно выделить ту или иную позицию в объяснении развития научного знания и противопоставить её другим. Данное направление ратует за всесторонний, синтетический, системный подход, где средства логико-методологического анализа уживались бы с учётом влияния социокультурных условий. Понимание науки как целостного образования есть единственно правильный путь к познанию закономерностей её функционирования и развития.
Реализовать этот подход можно по разному:
1) анализировать развитие науки, двигаясь как бы изнутри, от исследования структуры и динамики научного знания;
2) или, наоборот, отталкиваться от социокультурного контекста, учитывая влияние социокультурных факторов, идти от них к внутренним механизмам развития науки.
В любом случае данный подход всегда продуктивен, ибо «взаимосвязь внутренней логики и внешних импульсов познания приобретает отчётливые формы в современных условиях, для которых характерны наиболее мощные внешние импульсы эволюции познания, новые условия и запросы производства».
При этом методологи науки отмечают, что не всегда (в той или иной стране, той или иной эпохе) и не везде (в той или иной отрасли знания) можно конкретно проследить совместное влияние этих факторов на конечный продукт науки. Так, характеризуя развитие науки эпохи Возрождения, известный методолог науки Б. Г. Кузнецов отмечал: в эпоху Возрождения «труднее, чем где бы то ни было, отделить воздействия экономического развития, общеисторического процесса, культуры в целом на науку, от имманентной логики её развития…, внутренняя логика … запрятана очень глубоко».
Подобное положение философского анализа науки объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, «удельный вес» отдельных факторов может меняться, во-вторых, в большинстве случаев в содержании науки не фиксируется, а наоборот, тщательно изымается всё, что не относится к самому предмету познания: поиски учёного, мотивы его творчества и т. д. Лишь в письмах, воспоминаниях, автобиографиях в той или иной степени можно встретить необходимую информацию по части поиска истинных детерминант творчества.
Поэтому механизм воздействия внешних социокультурных факторов на конструирование научных знаний изучен ещё очень мало, хотя сам факт детерминации не вызывает сомнения. В связи с этим современные учёные, работающие в данной области, отмечают, что «интегрирование методологических подходов – актуальная, но пока ещё не решённая проблема, затрудняющая дальнейшее развитие методологии науки». Все эти вопросы остаются пока открытыми. Их разрешение – важнейшая задача, стоящая перед философами науки.
Ведя поиск в данном направлении, специалисты отмечают тесную взаимоувязку внутренних и внешних факторов развития творчества. Так, по мнению С. Р. Микулинского, «экономические, социальные, психологические, логические и т. п. факторы играют роль внешних, пока они остаются нейтральными по отношению к содержанию науки, но они же преобразуются во внутренние, как только вступают во взаимодействие с предметным содержанием науки».
Л. М. Косарёва, систематизируя всю проблематику внутренних и внешних факторов развития науки, даёт следующую шкалу:
1) логические связи в рамках теории и межтеоретических отношений;
2) когнитивные отношения между теорией и экспериментом;
3) отношение между научным знанием в целом и философией;
4) отношения между интеллектуальными и ценностными ориентациями членов научного сообщества;
5) отношения между научно философским интеллектуальным комплексом и социально-психологическим, социально-экономическим, политическим и другими влияниями.
1. Какое из понятий характеризует свойство времени?
Длительность существования систем и развитие их фаз.
2. Что характеризует принцип дополнительности?
Двойственную природу микрочастиц.
3. Какое из фундаментальных взаимодействий имеет самую маленькую величину энергии взаимодействия?
4. По красному смещению наша Вселенная
5. Дайте определение метода познания.
Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
6. Термин «синергетика» был введен в связи с исследованием:
Неравновесных фазовых переходов лазера.
7. В число фундаментальных взаимодействий не включают:
8. Как называют в механизме трофических связей организмы, производящие пищу из простых неорганических веществ?
9. Какой из законов сохранения является следствием однородности пространства?
Закон сохранения импульса.
10. Какой из принципов утвердился в современном естествознании?
11. Что понимается под концепцией?
Система взглядов по тому или иному вопросу, явлению; его понимание и толкование.
12. Какой из эмпирических методов соответствует определению: «Он представляет собой познавательную операцию, обеспечивающую численное выражение измеряемых величин»?
13. Какой элемент наиболее распространен во Вселенной?
14. от какого параметра звезды зависит ее цвет?
15. В чем состоит концепция неопределенности?
В неопределенности одновременного нахождения точной координаты и импульса микрочастиц.
16. В чем состоит основная роль биосферы?
В трансформации солнечной энергии в действующую энергию земли.
17. Синергетика
рассматривает общие закономерности самоорганизации в природе.
18. Каким свойством симметрии время не обладает?
19. Первый постулат Бора утверждает, что в каждом атоме:
Существуют стационарные состояния, в которых он не излучает энергии.
20. Какая сторона естествознания обладает собирательной и описательной функциями?
21. Объектом исследования естествознания является:
22. В практике научного познания
из всех теорий, согласующихся с известными фактами, обычно выбирают наиболее стройную и красивую.
23. Как распределены Галактики в Метагалтике?
Образуют ячеистую, сетчатую структуру.
24. Естественнонаучное знание объективно, потому что
оно не зависит от личности исследователя.
25. Какой из эмпирических методов соответствует следующему определению: «Это длительное, целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений объективного мира»?
26. Что не является составной частью теоретического метода исследования?
27. Чем подтверждается расширение Вселенной?
Красное смещение спектров галактик.
28. Какова формулировка принципа соответствия?
всякая новая более общая теория, являющаяся развитием классической, не отвергает ее полностью, а включает в себя классическую теорию, указывая границы ее применения.
29. В какую эру сформировались значения фундаментальных мировых постоянных, определивших развитие нашей Вселенной?
30. Среди эмпирических методов исследования имеется:
31. В биосферу не включается:
32. Согласно принципу неопределенности
Микрочастица не может иметь одновременно точной координаты и импульса.
33. Что не является структурной единицей мегамира?
34. Закон возрастания энтропии справедлив для:
Изолированных (замкнутых) систем.
35. Какой из теоретических методов исследования соответствует определению: «Это прием познания, который представляет собой умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов и одних свойствах, связях делается вывод об их сходстве и в других свойствах, связях»?
36. На чем основана наука как способ познания мира?
На эмпирической проверке и математическом доказательстве.
37. Какому виду симметрии соответствует закон сохранения импульса?
Симметрии относительно пространственных координат.
38. После прохождения точки бифуркации система:
Случайно выбирает путь нового развития.
39. Что представляет собой спин?
Собственный момент количества движения микрочастицы.
40. Научное познание начинается:
С наблюдения природных явлений.
41. Различные формы движения материи в природе, материальные носители такого движения, основные формы всякого бытия и законы естествознания являются:
42. Какой научный метод соответствует определению: «Он позволяет определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов»?
43. Согласно второму началу термодинамики, с течением времени в замкнутой изолированной системе энтропия должна:
44. Первой в истории наук физическая картина мира была:
45. Что происходит при встрече частицы и античастицы?
46. Что связывает рациональную и реальную картины мира?
47. Как передаются взаимодействия согласно принципу дальнодействия?
Между любыми структурами, мгновенно.
48. Какое из условий характеризует равновесную систему?
Энтропия системы увеличивается и стремится к максимуму.
49. Как называют в науке фундаментальную теорию, которая применяется для объяснения широкого круга явлений, относящихся к соответствующей области исследования?
50. Что составляет содержание предмета этики науки?
Отыскание моральных ценностей, норм и правил, способствующих росту эффективности труда и безупречности общественного блага.
51. Чем антропный космологический принцип объясняет возникновение жизни?
Возникновением подходящих условий в ходе эволюции Вселенной.
52. Что характеризует меру организованности системы?
53. Что относится к внутренним факторам развития науки?
Внутренняя логика и динамика развития науки.
54. Одним из фундаментальных взаимодействий является:
55. В Млечный путь входят:
56. В каком направлении движутся планеты по своим орбитам?
все планеты движутся вокруг Солнца в прямом направлении, кроме Венеры и Урана.
57. К свойствам пространства не относится:
58. Что общего у животных и растений?
Отрасль научного познания.
60. Какие системы отсчета являются инерциальными?
61. Какой из видов фундаментальных взаимодействий обладает самым высоким значением энергии взаимодействия?
62. Принцип относительности заключается в том, что:
все инерциальные системы отсчета абсолютно равноправны, среди них нет выделенной или предпочтительной.
63. Связь между массой и энергией, согласно теории относительности, имеет вид:
64. Как передаются взаимодействия согласно принципу близкодействия?
Между соседними структурами с конечной скоростью.
65. Выберите трактовку первого начала термодинамики:
Количество теплоты, сообщенное телу, идет на увеличение его внутренней энергии и на совершение работы.
66. В современном понимании принцип относительности может быть сформулирован
Физические процессы не зависят от движения системы отсчета по инерции.
67. Какое из определений наиболее характерно для современной естественно-научной картины мира?
68. Наименьшей структурной единицей чего является атом?
69. Проявлением асимметрии природы является:
Передача энергии от нагретого к холодному телу.
70. Для гравитации не является характерным:
71. Что понимается под рациональной картиной мира?
Это накопленные суждения обо всем, что воспринимают наши органы чувств и чем заняты наши мысли, т.е. это лишь отражение небольшой части видимой окружающей среды.
72. Что не входит в состав микромира?
73. Какой из законов термодинамики выражает направление протекания тепловых процессов?
74. Что является критерием естественнонаучной истины?
Практика: наблюдение, эксперимент, практическая деятельность.
Атрибут материи, определенный связями и взаимосвязями движения тел.
76. Как относятся наука и культура?
77. Энтропия характеризует
Беспорядок в системе.
78. И.Р.Пригожин открыл самоорганизацию макросистем в виде:
Глубинные преобразования способов познания.
80. Какие взаимодействия являются короткодействующими?
81. как называют организмы, преобразующие, минерализующие органическое вещество?
82. Как называются тяжелые элементарные частицы?
83. Какая из следующих эр не принята в эволюции Вселенной?
84. Какой момент не характерен для самоорганизации системы?
85. К свойствам времени не относится:
Единство метрических и топологических свойств.
86. В механической картине мира считалось, что:
Любое движение сводится к перемещению тел и частиц.
87. Энтропия изолированной системы
88. Наша Галактика относится к типу Галактик:
89. Какая из следующих величин не является фундаментальной мировой постоянной?
90. Какой из теоретических методов исследования соответствует определению: «Это переход от общих рассуждений или суждений к частным»?
91. Непосредственной, ближайшей или тактической целью естествознания являются:
Находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть новые явления.
92. Назовите современную формулировку принципа относительности:
Все инерциальные системы отсчета равноправны между собой в отношении протекания физических процессов.
93. Принцип соответствия устанавливает, что
в пределах области применимости старой теории новая теория должна давать те же результаты.
94. В каком случае не формируются новые структуры?
96. Какие объекты включает в себя микромир?
Элементарные частицы, атомы, молекулы.
Основанное на опыте.
98. Где расположено Солнце в Галактике?
Расположено по краю основной плоскости диска Галактики.
99. С увеличением скорости движения частиц и масса, согласно теории относительности:
100. Какие из планет Солнечной системы не имеют спутников?
101. Когда происходит аннигиляция?
При встрече частицы и античастицы.
102. К лептонам не относится:
103. Синергетика
Раскрывает некоторые внутренние механизмы эволюции.
Изучает неравновесные процессы далеко от равновесия в точках бифуркаций.
104. Энтропия в равновестных состоянии
Постоянна и максимальна.
105. В специальной теории относительности:
Пространство и время образуют единый четырехмерный континуум.
106. Галактика, в которой расположена солнечная система называется:
107. В инерциальных системах отсчета, движущихся с большими скоростями, длина предмета:
Четвертая координата движения тела.
109. Какие взаимодействия существуют между элементарными частицами?
110. Какое из следующих определений мировоззрения наиболее точное?
111. Какое из определений науки наиболее точное?
112. Какие звезды живут дольше всех?
Маленькие по массе.
113. Системы, не обменивающиеся с окружением веществом, энергией и информацией, называют:
114. Какие из частиц обладают слабым взаимодействием?
115. Какое свойство характерно и для пространства, и для времени?
116. Замкнутая Вселенная
117. Какому виду симметрии соответствует закон сохранения энергии?
Симметрии относительно начала отсчета времени.
118. Независимости свойств системы от выбора начала отсчета времени соответствует:
Закон сохранения энергии.
119. Какое содержание вкладывается в понятие «природа»?
Одинаковость свойств во всех точках.
121. В состав эмпирического метода исследования не входит:
122. Согласно принципу эквивалентности
ускоренное движение неотличимо никакими измерениями от покоя в гравитационном поле.
123. Во что превратится Солнце в конце его эволюции?
124. Предметом естествознания являются:
Факты и явления, объективно существующие в природе.
125. Проблема «двух культур» состоит в том, что:
разрыв между научной и гуманитарной культурой порождает социальные и экологические проблемы.
126. Что характеризует меру неорганизованности системы?
127. Какие из следующих функций не характерны для науки?
Она отвечает интересам определенных классов общества.
128. Физическая картина мира:
Занимает доминирующее положение в естественно-научной картине мира.
130. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это:
131. Чем занимается этика науки?
Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере.
132. Сильное взаимодействие испытывают:
133. Что характеризует меру организованности системы?
134. Какими преобразованиями осуществляют переход от одной инерциальной системы отсчета к другой в современной теории относительности?
135. Выберите правильную формулировку второго начала термодинамики:
Невозможно совершить работу за счет энергии тел, находящихся в термодинамическом равновесии.
136. Какой из следующих методов не входит в структуру естественно-научного познания?
137. К теоретическим научным методам относится:
138. Для какой обратной связи характерно уменьшение внешнего воздействия?
139. Какой из законов термодинамики выражает закон сохранения энергии?
140. Когда образуется молекула?
Когда совместная орбита атомов, образующих молекулу, полностью заполнена электронами.
141. Как называются системы, обменивающиеся с окружением путем обмена веществом, энергией и информацией?
142. По каким орбитам движутся планеты вокруг Солнца?
По эллипсам, близким к окружностям.
143. Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела?
Совершением работы и теплопередачей.
144. Какие стороны или уровни естествознания можно выделить?
145. Почему эти частицы называются элементарными частицами?
Потому что внутреннюю структуру их нельзя представить как объединение других частиц.
146. Какой из законов сохранения является следствием однородности времени?
закон сохранения энергии.
147. Понятие «событие» характеризует:
Пространство и время в совокупности.
148. Научное познание опирается на способ отражения мира:
149. В состав нашей Галактики не входят:
150. Для какой обратной связи характерно сведение внешнего воздействия к нулю?
151. Энтропия каких систем возрастает?
152. В инерциальных системах отсчета, движущихся с большими скоростями, темп времени:
153. Что не является структурной единицей макромира?
154. Предмет «Концепции современного естествознания» представляет собой?
Продукт междисциплинарного синтеза на основе многосторонних подходов к естествознанию.
155. Самоорганизующаяся система не характеризуется:
156. Большая часть вещества во Вселенной заключена в:
157. Выберите формулировку второго постулата Бора:
При переходе электрона с одной стационарной орбиты на другую излучается или поглощается один фотон с энергией, равной разнице энергии стационарных состояний.
158. Что не входит в раннюю историю Земли?
159. К эмпирическим научным методам относится:
160. Какое из определений наиболее подходит для характеристики кибернетики?
Об управлении сложными системами.
161. Основные характеристики лептонов:
162. Какое определение наиболее точно характеризует вакуум?
Наинизшее энергетическое состояние поля, при котором число квантов равно нулю.
163. Что означает точка бифуркации?
164. Несвойственна научным гипотезам:
165. Что характеризует меру неорганизованности системы?
166. Конечной или стратегической целью естествознания является:
Раскрывать возможности использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.
167. Предельная скорость передачи информации:
168. Каков характер объекта исследования в естествознании?
Материальный, относительно устойчивый.
169. Какой из видов фундаментальных взаимодействий существует только между заряженными структурами?
170. Какому условию не удовлетворяет процесс эволюции?
Энтропия системы увеличивается.
172. Посредством чего происходит взаимодействие между структурами мира?
174. Какое из следующих определений наиболее точно характеризует научный метод?
175. Какое уравнение характеризует вероятностное поведение микрочастиц?
176. Антропный принцип заключается в том, что
физические свойства Вселенной изначально таковы, чтобы обеспечить возникновение живых и разумных существ.
177. Какие звезды превращаются в черные дыры?
Больше Солнца по массе в 3 раза.
178. Из чего образовалась Солнечная система?
Из холодного газопылевого облака.
Одинаковость свойств во всех направлениях.
180. Какой из законов сохранения является следствием изотропности пространства?
Закон сохранения момента импульса.
181. Где впервые была создана единая естественно-научная картина мира?
В античной Греции, Риме.
182. Согласно теории относительности, движение материальной точки в пространственно-временном континууме проходит:
Компонент духовной культуры.
184. Что из себя представляет энтропия?
Мера рассеяния энергии и увеличения всех форм беспорядка.
185. Какое из следующих условий не является необходимым для начала самоорганизации в системе.
Наличие химических градиентов в системе.
186. Что такое макромир?
Мир предметов и явлений, непосредственно окружающих человека.