Что относится к внешности человека

Описание внешности человека

Для описания внешности человека достаточно запомнить ряд прилагательных, многие из которых будут повторяться, а также несколько простых грамматических конструкций. Для удобства разделим внешность на части и рассмотрим, какие описательные элементы используются.

Телосложение
Про человека можно сказать, что он крепкий, спортивный, коренастый, жилистый, худощавый, худой или тощий, толстый или полный (второе – более вежливо). Также в случае со словами «спортивный» и «крепкий» можно использовать конструкцию существительное + прилагательное в родительном падеже + телосложения. Например,

Мужчина спортивного телосложения.

Рост
Мы можем сказать, что человек высокий или невысокий (низкий). А также широко используется выражение «среднего роста». Обратите внимание, конструкция с родительным падежом повторяется.

Девушка невысокого роста.

Кожа
Что касается прилагательных, то используются в основном слова «загорелый», «бледный» «смуглый», «темнокожий». Или «человек со смуглой кожей».

Волосы
Волосы могут быть: прямые, волнистые, кудрявые; светлые (тогда человек блондин/блондинка), темные (шатен, брюнет), рыжие, седые. Если у человека нет волос, он «лысый». Что касается растительности на лице, то может быть щетина (или «небритость»), борода и усы.

Лицо
Лицо может быть круглое, длинное, полное.

Лоб
Лоб может быть широкий, узкий, высокий.

Глаза
Глаза могут быть по размеру большие и маленькие, широко посаженные и близко посаженные, по цвету зеленые, синие, голубые, серые, карие (не коричневые!), черные.

Нос
Нос может быть длинный, прямой, с горбинкой, большой, курносый.

Губы
Тонкие или полные.

Подбородок
Круглый или острый.

Описание внешности человека – это один из случаев, когда можно опустить слово «есть», поскольку мы описываем очевидные вещи, которые мы можем видеть.

Это стройная женщина, у нее кудрявые рыжие волосы, бледная кожа с веснушками, прямой нос, острый подбородок и тонкие губы.

Источник

Классификация признаков внешности человека

Что относится к внешности человека Что относится к внешности человека Что относится к внешности человека Что относится к внешности человека

Что относится к внешности человека

Что относится к внешности человека

Элемент внешности — любая выделенная в процессе наблю­дения, изучения часть человеческого облика. Как правило, это обособленные анатомические органы и области или проявления различных функций человека (например, нос, рот, глаза и т.д.).

Признаки внешности — это особенности внешнего облика че­ловека в целом или отдельных его элементов.

В зависимости от степени связи с лич­ностью различают следующие признаки внешности:

• собственные (неотъемлемо принадлежащие человеку) при­знаки человеческого организма или проявлений его жизне­деятельности и сопутствующие признаки предметов одеж­ды, носильных вещей, письменных принадлежностей, ук­рашений и т.д.;

• постоянные (присущие человеку в течение всей жизни при его нормальном развитии) и временные (которые могут воз­никать и исчезать).

Собственные признаки человека в свою очередь подразделяются:

• общефизические (пол, возраст, антропологический тип и тип конституции, физическое состояние);

• анатомические (статические) — признаки отдельных частей тела и лица (обычно описываются в последовательности: го­лова — волосы — лицо — лоб — брови — глаза — нос — рот — губы — зубы — подбородок — уши — шея — плечи — грудь — спина — руки — ноги. Наиболее подробно в криминалистике разработана система признаков лица, что объясняется их вы­сокой информативностью и значением для розыска и отожде­ствления человека. При описании анатомических признаков указываются их форма, контуры, размеры, положение, взаим­ное расположение, цвет и другие данные;

• функциональные (динамические) — привычные особенности позы, осанка, походка, мимика, голос, речь, жестикуляция, бытовые привычки и специальные навыки, т.е. наблюдаемые наружные проявления жизнедеятельности человека, в основном его движения;

• особые (броские) приметы — наглядные, яркие признаки: крайние степени выраженности различных элементов (очень высокий рост, очень длинный нос); редкие элементы (пигментное пятно, бородавка на лице или кисти руки);

аномалии, болезненные изменения (заикание, искривление позвоночника, горб); отсутствие отдельных элементов внеш­ности (последствия травм и операций); татуировки; редкие сопутствующие вещи, предметы и их признаки. Броские признаки, обладающие большой розыскной и идентификационной ценностью, детально описываются по их располо­жению, степени выраженности, размерам, форме, цвету. При описании татуировок целесообразно пользоваться спе­циальными справочными альбомами.

Основные способы фиксации внешности человека:

• описание по правилам словесного портрета, розыскная ориентировка;

• фотографирование, фиксация с помощью видеозаписи;

• изготовление субъективных портретов (рисованных, компо­зиционных);

• изготовление скульптурных копий;

• изготовление посмертных масок;

• различные сочетания указанных способов фиксации, на­пример, розыскная ориентировка, содержащая фотоизо­бражение и словесное описание разыскиваемого.

Описание по правилам словесного портрета позволяет детально зафиксировать все признаки внешности и точно их охарактери­зовать с применением специальной терминологии. Определение признаков внешности осуществляется при заранее обусловлен­ном положении тела человека в анфас и профиль, причем опи­сание осуществляется последовательно от общего к частному, т.е., вначале характеризуется элемент внешности в целом, а за­тем его части. Описание частных признаков и элементов состав­ляется сверху вниз. Сопутствующие элементы характеризуют по их общим и броским индивидуальным признакам.

Кратким описанием особенностей внешнего облика человека является розыскная ориентировка, при составлении которой выделяют и описывают признаки внешности, главным образом резко отличающиеся от общераспространенных.

Наиболее широко применяемым в криминалистике способом фиксации внешности человека является опознавательная фото­съемка (сигналетическая). Она осуществляется посредством фо­тографирования лица анфас и в правый профиль при стандарт­ном положении головы: при съемке анфас — нижние края глазниц и козелки ушных раковин и оптическая ось объек­тива фотоаппарата должны располагаться в одной плоскости; при съемке в профиль — голова должна распола­гаться так, чтобы воображаемая прямая линия, проходящая че­рез угол правого глаза и козелок, составила угол 15° с горизон­тальной прямой линией, проходящей через козелок и нижний край глазницы. При наличии важных примет лица, не отобра­зившихся при съемке анфас и в правый профиль, производится съемка в любом другом положении, которое обеспечивает фик­сацию этих примет, чаще всего приходится фотографировать левый профиль. Кроме того, могут быть изготовлены снимки во весь рост. Масштаб изображения 1/7 натуральной величины на погрудном снимке и 1/19 на снимке во весь рост.

Что относится к внешности человека

Эффективным методом собирания информации о внешнем облике человека и наглядного его изображения является изготов­ление субъективных портретов (воссоздание изображения лица, фигуры человека на основе мысленного образа по памяти очевид­ца). При изготовлении всех видов субъективных портретов поль­зуются общей методикой. Прежде всего, при собеседовании или допросе изучаются все субъективные и объективные факторы воз­никновения, формирования и сохранения мысленного образа у очевидца, который привлечен к созданию портрета: его психофи­зические данные, условия наблюдения лица, портрет которого создается, и т.д. Затем очевидец описывает внешний облик чело­века с использованием вспомогательных материалов: рисунков, фрагментов фотоснимков с различными вариантами элементов внешности, среди которых он находит наиболее подходящие. Окончательный вариант портрета удостоверяется очевидцем. При наличии нескольких очевидцев с каждым из них отдельно состав­ляется несколько портретов, из которых впоследствии отбирается наиболее сходный с оригиналом. Субъективный портрет может быть нарисован художником или составлен из элементов внешно­сти (композиционный) с применением технических средств типа «ИКР-2», «Портрет», «Фоторобот», которые сейчас заменяются компьютерными аналогами.

Субъективные прижизненные портреты умерших изготавли­вают на основе пластической реконструкции по черепу на основе знания статистических зависимостей, существующих между строением костей черепа и толщиной, а также формой покровных тканей головы и лица человека (изготовление скульптурных копий). Реконструкция не является точным портретом умершего, в ней не находят отражения многие признаки внешности, используемые в экспертных исследованиях (строение ушных раковин, кончика носа, контуры бровей, волосистой части головы и др.). Поэтому она используется только для розыска и установления личности. В течение длительного времени для целей розыска реконструкции по черепу производились лишь эпизодически. Это было связано со значительной трудоемкостью такой работы, необходимостью для антропологов быть еще и скульпторами.

В настоящее время разработана более простая методика. Ис­пользуя комплект рисунков особенностей тех элементов лица, которые с достаточной достоверностью могут определяться по че­репу, можно, изучив антропометрические характеристики черепа, подобрать соответствующие изображения из комплектов рисунков и составить из них субъективный портрет. Для контроля может быть использовано диапозитивное изображение черепа. Дальней­шее совершенствование методики моделирования внешнего обли­ка по черепу связано с внедрением в эту сферу достижений ком­пьютерных технологий и, в частности объемно-плоскостного компьютерного метода воспроизведения изображения.

Для запечатления признаков внешности умерших использу­ется метод изготовления посмертных масок, объемных в нату­ральную величину гипсовых слепков — копий лица трупа, кото­рые впоследствии могут быть использованы для идентификации.

Содержание занятия

1.Используя метод «словесного портрета» описать внешний облик одного из студентов.

2.Составить словесный портрет человека по опознавательному фотоснимку.

3.Изготовить субъективный портрет с помощью компьютерной программы «Облик».

4. Просмотр и обсуждение учебного фильма «Судебно-портретная идентификация».

Источник

Описание внешности человека. Словесный портрет человека

Мы каждый день встречаемся с разными людьми: добрыми, грустными, странными, высокими, тучными, красивыми, веселыми. Каждый человек, с которым происходит какое-то общение, оставляет определенный след в нашей психике. Эти «следы» не обходятся без словесного описания внешности субъекта. В своем уме или в разговоре с подружкой мы всегда опираемся на аспекты описания внешности человека.

Что относится к внешности человека

Описание внешности человека: цель

Существуют науки, которые занимаются изучением внешности людей, например психология, филология, криминалистика и некоторые другие. С элементами описания внешности сталкиваются и врачи, когда изучают анамнез болезни или психотип больного. Без этого процесса не обойтись в бизнесе, особенно шоу-бизнесе. В модельных агентствах внешность девушки или парня играет ключевую роль, поэтому при заочном знакомстве с желаемой моделью инвестор или директор сначала знакомится со словесным портретом субъекта.

Описание внешности в обыденной жизни расширяет кругозор, способствует формированию вкуса и оценки людей. Помимо этого, собеседник может с легкостью сформировать образ описываемого человека в сознании по определенным прилагательным.

Что относится к внешности человека

В психологии описание внешности также находится на важном месте. Целые теории личности и ее поведения строятся на внешнем облике индивидуумов. Например, теория Кречмера напрямую связывает темперамент, характер и направленность человека с его телосложением. И не только он отмечал некую взаимосвязь между внешними данными и внутренним настроем людей. С годами наши эмоции и стрессы накладывают отпечаток на внешность в виде морщин, походки, жестикуляции.

В юриспруденции есть огромный раздел, который называется криминалистикой. Эта наука также использует научное описание внешности человека, определяя критерии и правила этого процесса. Здесь описание тоже является важным процессом, так как по внешним данным жертвы и свидетели запоминают преступников. В этой науке внимание уделяется каждому элементу лица, туловища, конечностей человека. Наравне с этим обращают внимание на одежду и другие приметы, когда ищут пропавшего.

Виды описания внешности

Что относится к внешности человека

Что относится к анатомическим признакам человека?

Описание внешности человека – вот с чем многие люди сталкиваются при общении. Бывают случаи, когда нужно рассказать о том или ином человеке, описывая его внешность. Также с этим могут столкнуться и дети школьного возраста, к примеру если им дали задание написать сочинение: «Описание внешности человека».

К анатомическим признакам человека можно отнести органы и части тела, например, такие как голова, подбородок, лоб, лицо или туловище.

По анатомическим признакам можно определить пол человека, его возраст, рост и телосложение. Также можно определить антропологические черты внешнего вида человека, строение его тела и головы, а ещё элемента лица. Поскольку лицо считается «обложкой», которая характеризует внешность человека, то ему уделяется особое внимание.

Какие характеристики относятся к функциональному описанию?

Описание внешности человека не может происходить без определения его функциональных признаков. Последние проявляются во время жизнедеятельности человека. Они характеризуют двигательные и физиологические функции. Функциональное описание внешности человека отображает особенности проявления его жизнедеятельности. Характеристики, относящиеся к функциональным признакам, включают осанку, жестикуляцию, мимику, походку и речь.

Что относится к внешности человека

Когда ученик пишет тематическое сочинение: «Описание внешности человека», то он может с помощью прилагательных охарактеризовать походку этого человека. Она бывает, например, медленной, шаркающей, тяжелой, подпрыгивающей, вихляющей, быстрой, семенящей, вразвалочку и с размахиванием руками.

Словесное описание внешности человека по функциональным признакам можно еще долго продолжать, ведь, как говорилось выше, сюда относится и жестикуляция, и мимика, а также речевые функции.

Методы словесного портрета

Словесным портретом называют криминалистический способ описания внешности человека с использованием специальных терминов. Этот способ осуществляется определенной системой с целью уголовной регистрации (например, розыск и отождествление живых людей или трупов).

Что относится к внешности человека

Методы словесного портрета используют для того, чтобы опознать личность. Это могут делать путем предъявления для опознания, сопоставления внешности с фотопортретом, со словесным портретом, а также сопоставления словесного портрета с фотоизображением.

Произвольное описание внешности

Характеристика человека и описание его внешности могут быть сделаны произвольным образом. Их дают свидетели-очевидцы словами и выражениями, использующимися в обыденной речи. Это могут быть бытовые термины, местные говоры и тому подобное.

Что относится к внешности человека

Произвольное описание может дать любой человек, который видел происшествие. Причем делает он это с помощью привычных для него слов, не используя научные термины. Такие описания часто помогают криминалистам найти нужного человека.

Систематизация в описании внешности человека

Систематизированным называют описание по методу словесного портрета. Основы систематизации в конце XIX века заложил Альфонс Бертильон. Такое описание помогает единообразно охарактеризовать элементы внешности людей, их приметы и одинаково воспринимать результат описания. Есть также основные принципы описания внешности, за счет которых достигается единообразие. Это такие принципы:

Какие есть правила в описании внешности?

Существуют также разработанные криминалистами правила описания внешности человека, с помощью которых характеризуют личность методом словесного портрета. Сюда относится полнота описания внешности. Ведь от этого в первую очередь зависит скорость розыска человека, потому что неизвестно, по каким именно признакам его можно будет найти.

Что относится к внешности человека

Следующее правило – это последовательность описания. Сюда относятся такие общефизические признаки, как пол и возраст. Затем уже происходит анатомическое описание (например, фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова, в том числе и лицо).

Затем происходит описание с помощью специальной терминологии. Это нужно для того, чтобы обеспечить единообразное понимание получаемой информации. А вот источники информации делят на субъективные и объективные.

Применение прилагательных в описании человека по картине

На первый взгляд может показаться, что сделать описание внешности человека по картине не так-то уж и сложно. Но это не составит труда, если мы знаем хорошо человека, а если же нет, то придется приложить некоторые усилия. Первое, что нужно, – это хорошо знать прилагательные, с помощью которых можно сделать описание.

Например, смотря на картину, можно описать голову человека, применяя прилагательные, которые говорят о её размере: маленькая, средняя или большая. Охарактеризовать волосы человека по картине можно с помощью таких критериев: обилие, длина, тип, цвет или лобная линия. Волосы могут быть густыми, средними или редкими. Длина – короткие, средней длины или длинные. Тип волос может быть прямым, волнистым и кудрявым. Цвет – светло-русый, русый, темно-русый, черный и рыжий. А лобная линия бывает прямой, дугообразной, волнистой и ломаной.

Глядя на картину, можно любыми прилагательными описать лицо человека в целом, его лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, зубы, подбородок, ухо и шею. Так же характеризуют плечи, грудь, спину, руки и ноги.

Характеристики внешности русского человека

Соотношение характеристики человека и описания его внешности

Еще несколько веков назад некоторые ученые заметили соответствие внешнего вида и некоторых черт характера, характеристик личности. Человек полный характеризуется пристрастиями (например, к еде), то есть у него слабая сила воли. Такие люди ориентируются на мнение окружающих, приветливы и любят общение.

Люди, обладающие визуально большой головой и плечами, любят риск, склонны к деятельности физической, но не отличаются милосердием и состраданием.

Худощавые люди с высоким лбом и узкой грудной клеткой характеризуются как чувствительные, любящие уединение, тихие, скрытные, неактивные в общении.

Существуют теории, которые связывают цвет лица, его несимметричность, импульсивность с образом жизни, который ведет человек. Описание внешности в этом случае будет опираться на внешние характеристики и характеристики деятельности человека.

Кроме этого, существует обратная сторона этого процесса. Нужно обратить внимание, кто делает описание внешности человека. Пример: личность, склонная все контролировать, будет описывать сначала лидерские черты человека и его поведение в этом ключе. Субъекты, стремящиеся постоянно обогащаться, будут обращать внимание на стоимость часов, косметики на лице и одежду и так далее.

Источник

Глава 6. Основы криминалистической габитоскопии

2. Элементы и признаки внешности человека. Описание внешности человека по методу словесного портрета

Для более успешного использования учения о внешнем облике человека необходимо иметь четкое представление о его содержании, а именно о системе.

Но прежде чем мы приступим к рассмотрению системы элементов внешнего облика человека, отметим, что под внешним обликом человека понимается его наружный вид или совокупность воспринимаемых зрительно внешних данных.

Они и представляют собой систему элементов внешности человека.

1) Система элементов и признаков внешнего облика человека.

Внешний облик составляют его элементы. К ним относятся отдельные анатомические органы, области в целом и их части (голова, туловище, ноги и т.д.); функциональные проявления (мимика, жестикуляция, походка и т.д.); предметы одежды и отдельные вещи.

Исходя из этого различают собственные и сопутствующие элементы и признаки внешнего облика человека.

К числу собственных элементов относятся:

общефизические элементы, составляющие физический тип человека — это пол, возраст, антропологический тип, физическое состояние;

анатомические (морфологические) элементы и признаки наружного строения тела человека, его частей и покровов — это рост, телосложение, фигура, кожа, голова, лицо, волосяной покров, растительность на лице, лоб, брови, глаза, ресницы, веки, скулы, щеки, нос, рот, губы, зубы, подбородок, ушные раковины, шея, плечи, грудь, живот, спина, бедра, руки, кисти рук, пальцы, ногти, ноги;

функциональные элементы и признаки — это походка, мимика, артикуляция,жестикуляция, манеры, бытовые привычки, голос, речь;

специальная группа анатомических и функциональных признаков — особые приметы — это редко встречающиеся признаки, представляющие собой отклонения (анатомии) от нормального морфологического строения. Они могут быть врожденными и приобретенными. К ним относятся родинки, бородавки, шрамы, татуировки, отсутствие частей тела, хромота, заикание и др.;

броские приметы — это такие редко встречающиеся и «бросающиеся в глаза» признаки: очень высокий рост, огненно-рыжие волосы,

К сопутствующим элементам относятся предметы (или их части), одежда, мелкие носильные вещи или их части.

Необходимо отметить, что собственные элементы и их признаки неотъемлемо принадлежат человеку, а сопутствующие же элементы лишь дополнительно характеризуют его внешний облик, являются его атрибутами.

Данная классификация используется при описании человека в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Давайте рассмотрим правила описания внешности.

2) Правила описания по методу словесного портрета.

Известно, что описание преступника по внешним признакам возникает обычно при фиксации показаний свидетелей, потерпевших. Такое описание принято называть произвольным, — оно передает все особенности рассказа о внешности человека. Однако для целей установления личности и розыска произвольное описание не вполне пригодно, т.к. не соответствует терминологии криминалистического описания.

В оперативно-разыскной деятельности часто возникает необходимость перевода произвольного описания в упорядоченное. Для этого необходимо уметь анализировать произвольное описание, т.е. переводить ряд выражений в соответствующие термины, отыскивать наименование требуемого элемента внешности, а затем тот или иной его признак и т.д. В этих целях пользуются специальными правилами, входящими в методику, именуемую словесным портретом.

Словесный портрет — это научно обоснованная система описания признаков внешности человека с помощью специальной терминологии в целях его розыска и опознания.

Для эффективного использования метода словесного портрета в работе органов внутренних дел необходимо знать:

1. Наименование отдельных элементов внешности человека: головы, лица, туловища, конечностей, одежды и т.д., не путая элементы с их признаками. Так, например, нос — элемент внешности, а толстый, сизый нос — признаки внешности, т.е. носа.

2. Классификацию элементов внешности и признаков внешности.

3. Правила описания внешности человека по методу словесного портрета.

4. Умело отбирать среди всей массы признаков внешности наиболее характерные, индивидуализирующие данного человека.

Данные криминалистического учения о внешнем облике человека широко используются в оперативно-разыскной, следственной и экспертной практике, а именно:

1. При допросе потерпевших, очевидцев и других свидетелей, видевших устанавливаемое лицо, в целях сбора сведений о его внешности.

2. При розыске неизвестных преступников, крывшихся с мест происшествий, по их приметам.

3. При розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест отбывания наказания и из-под стражи.

4. При розыске лиц, пропавших без вести и установление личности погибших по неопознанным трупам.

5. При проверке задержанных, когда их личность вызывает сомнение.

6. При подготовке и проведении предъявления для опознания и

7. При изготовлении субъективных портретов (рисованных, композиционных рисованных и фотографических).

8. При оперативной проверке документов, удостоверяющих личность.

9. При экспертном исследовании фотоизображений с целью отождествления личности.

При описании внешности человека по методу словесного портрета необходимо придерживаться определенных правил:

1) Соблюдается определенная последовательность в описании, исходя из принципа «от общего к частному», «сверху вниз». В начале описываются общефизические признаки и анатомические признаки, затем функциональные признаки, особые и броские приметы и в заключении косвенные (сопутствующие) признаки.

2) Соблюдается должная полнота описания, но без излишней детализации. В каждом словесном портрете не следует фиксировать все известные признаки элемента внешности. При определении объема описания необходимо учитывать его назначение и обстоятельства, при которых оно будет использовано. Например, при описании неопознанного трупа в связи с невозможностью повторного осмотра и недостатками фотографирования необходимо подробно фиксировать в полном объеме весь комплекс элементов и признаков внешности, делая упор на совокупность признаков, индивидуализирующих умершего (погибшего). И, напротив, при составлении разыскной ориентировки со слов потерпевших, свидетелей требуется выделить и указать такие значения признаков, которые отличаются от так называемых средних, нормальных, и в своей совокупности индивидуализируют опознаваемого (шрамы, родимые пятна и т.д.).

3) Для характеристики внешнего облика человека применяется специальная терминология. Это способствует более точному и единообразному описанию. Не рекомендуется включать в описание расплывчатые термины — «подозрительный взгляд», «туманные глаза» и т.д.

4) Анатомические признаки описываются применительно к нормальному положению тела стоящего человека, элементы внешности характеризуются как в фас, так и в профиль. Указывают их форму (контур), величину, положение, цвет, количество, наличие, симметрию (парные элементы), а также выраженность.

Величины (размеры) определяются в основном относительно других частей тела и выражаются в таких понятиях, как большой, средний, малый. Высокий, средний, низкий и т.п. Размеры отдельных элементов могут быть указаны в абсолютных величинах (например, рост, размер головы, ног, родимых пятен, предметов одежды и др.).

Форма — очертание внешних границ описываемой части тела, отмечается по сходству с геометрическими фигурами или линиями, либо с формой общеизвестных предметов (круглая, овальная, треугольная. Прямая, извилистая, дугообразная яйцевидная, грушевидная, куполообразная и т.д.).

Контур — это та же форма, наблюдаемая сбоку.

Положение — это размещение элементов внешности относительно вертикали и горизонтали, других частей тела или друг друга, выражается в таких терминах, как вертикальный, скошенный, выступающий, опущенный, приподнятый. Выше, ниже и пр.

Цвет выражается в общепринятых терминах (красный, черный, серый или в сравнении с цветом распространенных предметов — вишневый, сиреневый, кирпичный, салатный).

5) Функциональные признаки описываются последовательно от общего к частному — сначала фиксируются впечатления о психологических характеристиках человека (уравновешенный, нетерпеливый и др.), затем отдельные функциональные элементы (поза, жестикуляция, походка и т.д.)

Следует заметить, что на практике функциональные признаки используются реже остальных, что в известной мере объясняется сложностью их восприятия, запоминания и воспроизведения. Для криминалистического описания имеют значение не случайные положения и движения анатомических элементов, а лишь привычные, устойчивые, стабильно проявляющиеся в определенных жизненных условиях.

При описании функциональных элементов и их признаков, как и при описании анатомических элементов, необходимо использовать общепринятые правила:

описание проводится от общего к частному, сначала дается психологическая характеристика человека (уравновешенный, возбужденный, нетерпеливый, меланхоличный и т.д.), затем отдельные функциональные элементы — походка, мимика, артикуляция, жестикуляция, манеры, осанка, голос, речь. При фиксации функционального признака сначала отмечают положение и движение наиболее крупных элементов, затем мелких. Например, характеризуя позу, сначала необходимо описывать положение туловища, а затем движения либо положение рук и ног;

функциональные признаки описываются по положению и движениям анатомических элементов. Положение определяется относительно условных вертикальных и горизонтальных линий, а также относительно положения других элементов (Например, при ходьбе правое плече приподнято выше левого и т.д.), а также относительно осевых (серединных) линий фигуры. Движения описываются с указанием скорости, равномерности, симметричности (о движениях парных элементов). Движения по скорости определяются как быстрые и замедленные, равномерность движений — это устойчивость скорости движений, а симметричность — совпадение или несовпадение движений парных элементов;

выделяются положения и движения, свойственные конкретному человеку, указываются только достоверно выявленные признаки, устойчиво проявляющиеся у данного человека.

Описание функциональных признаков принято начинать с осанки человека, которая характеризуется в основном положением головы и туловища, — осанка бывает прямая, сутулая, сгорбленная. По положению голова относительно туловища может быть наклонена вперед, откинута назад, склонена набок, вправо или влево.

Походка — это совокупность привычных движений при ходьбе. Признаками ходьбы являются скорость, равномерность, симметричность, размер шагов, особенности постановки ног и стоп, степень их отрывания от земли, степень сгибания при этом коленей. Также для характеристики походки используют особенности положения и движения отдельных анатомических элементов. Так, походка бывает медленной, быстрой, легкой, тяжелой, шатающейся, вразвалку, подпрыгивающей, семенящей, вихляющей, с узким либо широким расставлением ступней ног, с положительным или отрицательным углом разворота стоп.

Жестикуляция — это движения головы, плеч, рук, которыми человек обычно сопровождает свою речь или дополняет ее. Существует речь, воспроизводимая при помощи жестов. Также существуют общепринятые жесты — кивок головой в знак согласия, либо кивок с поднятием руки — жест приветствия. Особой приметой жеста может стать использование профессиональных жестов (вверх, вниз), либо жестов определенной категории лиц (положение пальцев «веером» при разговоре у ранее осужденных). Обычно отмечается выраженность общей жестикуляции (живая, энергичная, вялая, отсутствует), а также точно указывается, какие движения рук наиболее характерны для человека и когда.

Мимика — это привычное движение мышц лица, сопровождающее эмоции, для криминалистического описания имеют значение устойчивые функциональные признаки мимики. Она может быть маловыразительной либо очень развитой и проявляться в прищуривании глаз, закусывании губ, поднятии бровей и т.д. На выраженность мимики, безусловно, влияют события, участником которых становится человек, обстоятельства, в которых он находится. Мимика зависит и от того, знает ли человек, что за ним наблюдают (человек более раскован наедине с собой и старается быть сдержанным на людях). Кроме того, при описании внешнего облика человека имеет значение и привычное относительное положение элементов лица, образующее свойственное данному лицу выражение. Психофизиологические особенности человека, состояние его здоровья, условия жизнедеятельности и т.п. формируют и закрепляют преобладающее положение частей лица, которое, в конечном счете, становится характерным выражением, (мимическая маска).

Артикуляция — это привычное движение губ при воспроизведении звуков речи. Указывается выраженная артикуляция (заметные движения — вытягивание губ в трубочку, искривление губ вверх, вниз, влево, вправо и т.п.), слабо выраженная (человек говорит едва шевеля губами, чуть приоткрыв рот).

Речь — это определенный набор звуков, воспроизводимых человеком, из которых образуются слова. Речь может быть медленной и быстрой, спокойной и возбужденно-отрывистой. К особенностям речи относятся дефекты произношения — картавость, шепелявость, косноязычие, гнусавость. Кроме того, речь может быть засорена словами — паразитами «стало быть, так сказать, как бы», а также в ней могут проявляться акцент, особенности диалекта («оканье» и т.п.).

Голос — это звуки, воспроизводимые человеком для передачи той или иной информации. Голос определяется по тембру — бас, баритон, тенор, альт, дискант; силе — слабый, средний, сильный; частоте — чистый, хриплый, глухой, сиплый.

Манеры — это особенности поведения, привычки человека. Как правило, поведение соответствует воспитанию. Прежде всего, в глаза бросаются дурные манеры либо вежливое обращение. Следует отмечать особую группу функциональных элементов, называемых бытовыми привычками. Бытовые привычки — это привычки, выработанные человеком в процессе его образа жизни — (при курении, при приеме пищи, при ношении одежды и т.д.). Кроме того, к манерам следует отнести особенности привычного положения и движений анатомических элементов человека при определенных действиях, например, манера держать руки за спиной или на бедрах, в карманах, потирать руки, приглаживать усы или бороду, переступать с ноги на ногу.

Следует отметить, что, как показывает практика, не следует ограничиваться перечисленными функциональными элементами и их признаками. Иногда описываемый человек проявляет специфичные навыки, которые мы наблюдаем лишь в определенных ситуациях, это может быть умение играть на музыкальных инструментах, владеть определенным инструментом либо орудием. При этом могут проявляться индивидуальные характерные особенности функциональных признаков.

6) Особые и броские приметы, имеющие важное значение при розыске и отождествлении должны описываться как можно подробнее и точнее. В отношении каждой из них указывается местонахождение, степень выраженности, форма, размеры, цвет и в отдельных случаях — характер поверхности. При описании татуировок, кроме того, фиксируется их содержание.

7) При описании косвенных признаков, в частности предметов одежды указывается: наименование, сезонность, вид (рабочая, спортивная, национальная), фасон, покрой, материал, цвет и рисунок, признаки ношения и ремонта, манеры ношения и другие особенности.

Сопутствующие элементы легко меняются, но имеют важное значение при розыске преступников по «горячим» следам, установлении личности погибших по неопознанным трупам, при розыске похищенных носильных вещей.

Итак, мы рассмотрели с вами наиболее важные вопросы темы: классификацию признаков внешности и правила описания внешности человека по методу словесного портрета.

Зная правила описания внешних признаков человека можно успешно применять методику словесного портрета для регистрации и отождествления преступников в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *