Что относится к внешней среде организации
Внешние факторы и их влияние на организацию
Каждая организация отличаются от других по различным аспектам. Так, одной из самых значительных характеристик организации является ее зависимость от среды внешней и внутренней. Каждая организация зависит от факторов внешней среды. К этим условиям и факторам, которые возникают в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе, относят факторы, воздействующие на нее. Выделяют факторы внешней и внутренней среды.
Внешняя среда организации
Внешняя среда – это все те факторы макроокружения, которые находятся за пределами организации и могут воздействовать на ее деятельность. Внешняя среда всегда находится в непрерывном движении и подвержена изменениям. К примеру, модифицируются вкусы и предпочтения у потребителей, видоизменяется рыночный курс валюты рубля в сопоставлении с иностранной валютой, учреждаются новейшие законы, акты, постановления, налоги, изменяется конъюнктура рынка и его структура, новые технологии коренным образом отражаются на процессах производства, и т.д. Успех организации зависит от ее способности своевременно реагировать и устранять негативные, для организации, изменения внешней среды. Вместе с тем эта способность является условием существования запланированных стратегических изменений. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия, которые представлены на рисунке 1.
PEST – факторы
К факторам косвенного воздействия относят PEST – факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии (Рисунок 2). PEST–анализ – это инструмент, который предназначен для выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию и дальнейшее развитие и функционирование компании.
Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия:
Политические факторы
Представленные факторы являются объектами комплексного анализа среды. Рассмотрим последовательно каждую группу факторов.
Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. В этом случае, анализ внешней среды служит важным аспектом для оценки и исследования политической обстановки.
Экономические факторы
Существует множество экономических факторов, например, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов, и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей.
Социальные факторы внешней среды
Социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы. К социально–культурным факторам требуется отнести: рождаемость и смертность, коэффициенты интенсивности эмиграции и иммиграции, коэффициент средней продолжительности жизни, располагаемый доход населения, уровень образования населения, покупательские предпочтения.
Технологические факторы
Технологические факторы считают основным двигателем производственного прогресса. Коренные изменения в области технологического прогресса открывают большие возможности, но при этом, создают серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать.
Для того чтобы оставаться рентабельными, организации должны уметь противостоять неопределенности обстановки, которая складывается на внешне политической арене, отражается на экономических отношениях, их взаимосвязи с социальными факторами и их проявлениями, и технологическим. Поведение внешней среды удобно анализировать и соответственно проектировать будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие на организацию комплекса, состоящего как минимум из четырех типов факторов макросреды.
Внешняя среда организации: понятие, факторы
Понятие внешней среды организации
Организация представляет собой открытую систему, постоянно взаимодействующую с внешней средой.
Каждая организация, являясь открытой системой, зависит от внешней среды, которая связана с поставками ресурсов, кадров, потребителей, энергии и т.д. Поэтому организациям необходимо в своей деятельности учитывать факторы внешней среды и приспосабливаться к ним.
В данной ситуации организации схожи с биологическими организмами. В соответствии с теорией эволюции Чарльза Дарвина сохранившиеся виды выжили потому, что нашли способ приспособиться к изменениям среды их обитания. Организации таким же образом необходимо приспосабливаться, чтобы сохранить эффективность и выжить.
Внешняя среда характеризуется неопределенностью, сложностью и подвижностью.
Неопределенность внешней среды объясняется недостаточностью информации о факторах и ее низкой достоверностью. Чем неопределеннее данные, характеризующие факторы внешней среды, тем сложнее принимать эффективные управленческие решения.
Сложность внешней среды можно определить количеством факторов, на которые организации необходимо реагировать, а также их вариативностью. Факторы внешней среды можно характеризовать многими данными, которые необходимо принимать во внимание при разработке управленческих решений.
Подвижность можно определить скоростью, с которой варьируются факторы окружающей среды. Наибольшие трансформации происходят в отраслях, которые ориентированы на научно-технический прогресс.
Факторы внешней среды
Факторы внешней среды организации разделяют на две группы:
Это облегчает учет степени их влияния на деятельность организации (рисунок 1).
Среда прямого воздействия, или микросреда, содержит факторы, непосредственно влияющие на бизнес и оказывающие прямое воздействие на деятельности организации.
Это прежде всего конкуренты, потребители, коммерческие банки, поставщики сырья, комплектующих, материалов, инфраструктура, которая необходима для бизнеса, муниципальные и государственные организации и органы власти, международный фактор.
Среда косвенного воздействия, или макросреда, включает факторы, которые могут и не оказывать немедленного прямого воздействия на организацию, но так либо иначе влияет на ее функционирование. Речь идет о научно-техническом прогрессе, состоянии экономики, политических и социально-культурных изменениях в обществе, демографических и природно-географических показателях.
Обычно организация определяет сама, какие именно факторы и в какой степени могут воздействовать на эффективность ее функционирования в настоящий период и на перспективу и какие меры нужно принять для успешного ведения деятельности.
Факторы прямого воздействия
Рассмотрим более подробно факторы прямого воздействия. В первую очередь на работу организации влияют непосредственно потребители услуг и продукции. В эту группу включаются непосредственные клиенты и покупатели: официальные дистрибьюторы, торговые агенты, торговые фирмы, фирмы-производители, магазины, а также индивидуальные клиенты и покупатели. Состав потребителей зависит от сферы функционирования организации, специфики ее услуг и продукции, рынков сбыта, масштабов производства и иных факторов. Кроме непосредственных покупателей в данную группу могут быть включены общества экологической защиты, общества потребителей и иные подобные организации. Их воздействие на производителей продукции становится все более ощутимым и с ним приходится считаться. Данные организации находятся в непосредственном взаимодействии с производителями, по поводу добросовестности рекламы, качества продукции, соблюдения экологических стандартов и т.п.
Воздействие потребителей проявляется в следующих формах:
Производители поэтому могут влиять на потребителей существенным образом, предлагая уникальную продукцию или услуги, гарантируя высокое качество и сроки поставок, устанавливая более низкие цены, являясь монополистами в этой отрасли и т.д. Если позиция производителя является достаточно сильной, то имеется и потенциальная угроза смены покупателей.
Проведение анализ положения потребителей дает возможность лучше понять оказывают ли они давление на производителя, в чем может проявиться их влияние, а также понять, насколько сильны позиции данной организации, как она воздействует на покупателей и в чью пользу складывается баланс сил в данном взаимодействии.
Поставщики природных и материальных ресурсов. Поставщики материалов, сырья, электро- и теплоэнергии, полуфабрикатов, газа, воды могут непосредственно воздействовать на организацию, создавая зависимость от ресурсов. Зависимость одних компаний от распределения ресурсов дает власть другим компаниям и предоставляет возможность влиять на издержки, качество производимой продукции, сроки ее изготовления и на эффективность функционирования организации в целом. Анализ поставщиков природных и материальных ресурсов дает возможность определить, насколько сильна ресурсная зависимость компании и каковы причины ее зависимости.
При анализе необходимо обращать внимание на качество и цены товаров и услуг, соблюдение условий, сроков и объема поставок, а также на тот факт, является ли поставщик монополистом этого вида ресурсов либо возможно изменение данного поставщика. Зависимость от поставщика создает для менеджеров компании большие сложности при обеспечении ее необходимыми природными и материальными ресурсами. В данных условиях организации необходимо направлять свои силы на то, чтобы уменьшить ресурсную зависимость.
Конкуренты. К ним относятся те компании, которые реализуют на одних и тех же рынках продукцию либо оказывают услуги, которые удовлетворяют одни и те же потребности. При анализе конкурентной среды менеджерам необходимо оценивать, в какой степени сильна конкуренция, какое влияние она оказывает на деятельность компании, выявить главных конкурентов, потенциальные и реальные угрозы с их стороны. Вместе с тем, менеджерам нужно знать позиции их компании и каковы их конкурентные преимущества, чтобы разработать определенную конкурентную стратегию. Если на рынок выходят новые фирмы, которые намерены производить аналогичный продукт, либо уже существующие выпускают такой же вид продукта, то их нужно включать в ту же группу как потенциальных конкурентов и также необходимо изучать.
Угрозу для компании могут представлять также организации, которые производят товары либо услуги, способные заменить либо даже полностью вытеснить ее продукт. Менеджерам необходимо анализировать возможность наличия данных товаров-субститутов или их возникновения. Чем более достоверной и полной информацией о потенциальных и реальных конкурентах располагают менеджеры компании, тем лучше они смогут подготовить компанию к ответным действиям на вызовы конкурентов, разработав оборонительную или наступательную стратегию.
Инфраструктура. Это часть деловой среды, обеспечивающей организацию необходимыми для ее функционирования трудовыми, информационными, финансовыми ресурсами, аудиторскими, транспортными, консультационными, страховыми и иными услугами. В инфраструктуру входят целый ряд организаций, таких как фондовые биржи, банки, кадровые и рекламные агентства, аудиторские и консультационные фирмы, арендаторы, лизинговые компании, железные дороги, охранные агентства.
Государственные и муниципальные организации и органы власти.
К деловой среде организации в зависимости от размера организации, формы собственности, финансирования, масштаба ее деятельности, видов выпускаемой продукции и иных параметров могут входить различные федеральные, муниципальные и региональные организации либо органы власти, с которыми она взаимодействует непосредственно (например, налоговая инспекция, суды, местная администрация и т.д.). Их воздействие на организацию может проявляться по-разному: от регулирования ее деятельности до прямого вмешательства.
Сюда можно включить принятие законов и иных нормативных актов, которые определяют правовую базу бизнеса, частичное или полное владение акциями, предоставление субсидий, лицензирование, взимание налогов и контроль за их уплатой, применение административных и экономических санкций и проч.
Международный сектор деловой среды начинает все больше непосредственно воздействовать на деятельность организаций Российской Федерации. В последние годы возникла опасность конкуренции со стороны иностранных фирм на российском рынке, вытеснения российских компаний иностранными, которые обеспечивают лучшее качество товаров, к примеру, таких как ряд продуктов питания, компьютеры, автомобили, бытовая электронная техника. Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) увеличивает данную опасность.
Отношения российских компаний с международной средой могут появиться при создании совместных компаний, покупке акций организации иностранными инвесторами, при выходе на иностранные рынки, выполнению совместных проектов, осуществлении поставок товаров из-за границы и т.д.
Задача менеджмента компании состоит в том, чтобы внимательно анализировать изменения факторов прямого воздействия и оперативно реагировать на данные изменения.
Факторы косвенного воздействия
Рассмотрим группу факторов косвенного воздействия.
Экономическая среда компании характеризует условия ее создания, функционирования и эффективности ее деятельности. Это – покупательная способность населения, которая зависит, в свою очередь, от уровня системы налогов, безработицы и т.д.
Любая компания подвергается воздействию социально-культурных факторов, к которым можно отнести стереотипы поведения потребителей, традиции, предпочтение определенной торговой марки либо, наоборот, негативное отношение к какому-то из товаров и т.п. Социокультурный фактор в Российской Федерации из-за ее расслоения населения на бедных и богатых, многонациональности и масштабов является весьма актуальным.
Очень важную роль в деятельности компании играет политический фактор. Он тесно взаимосвязан с международным окружением и социокультурным фактором. Политический фактор определяет во многом обстановку, в которой организация осуществляет свою деятельность. Речь идет о практических действиях законодательных, административных и судебных органов, защищающих права граждан, частную собственность, бизнес; о структуре и соотношении интересов в обществе. Политическая система значительно воздействует на деловую активность компании.
Правовая среда – это законы и иные правовые акты, которые устанавливают допустимые нормы деловых взаимоотношений компании. От знания и соблюдения принятых правовых норм и законов зависят законность деловых операций, правомерность заключения и выполнения тех либо иных контрактов, возможность решения спорных и иных вопросов, которые связаны с деятельностью компании, осуществляемой в рамках действующего законодательства.
Научно-технический прогресс включает технологические и научные факторы. На их основе компании могут выпускать новую и модернизировать старую продукцию, разрабатывать новые и совершенствовать старые технологические процессы. При этом можно применять не только результаты научных разработок и исследований, полученных в этой отрасли, но и заимствовать их из смежных отраслей. Если компании осознали важность применения технологических инноваций, то их деятельность развивается успешно.
Природно-географическая среда характеризует экологическую обстановку и природные условия, в которой функционирует бизнес. Подразумевается наличие и доступность энергоресурсов, сырья, сезонные, климатические условия, а также нарушения естественного баланса в природе и степень загрязнения.
Рынок труда включает учебные заведения, службы занятости, кадровые агентства, биржи труда и т.д., с которыми компания непосредственно взаимодействует и устанавливает связи, чтобы обеспечить себя необходимым человеческим капиталом.
Изменения внешней среды сильно воздействуют на деятельность компании. Это заставляет их находить способы улучшения взаимодействия и адаптироваться.
Среда организации
От момента создания организации, вокруг и внутри нее, существует множество элементов, которые влияют на ведение бизнеса. Это набор функций, факторов, процессов, входов и выходов, а также условия и ограничения, связанные с повседневной работой. Совокупность таких элементов и есть среда организации или ее контекст.
После вступления в силу стандарта ISO 9001:2015 понимание среды организации стало являться обязательным требованием. Область действия системы качества значительно расширилась. Теперь организация должна идентифицировать, проводить анализ и понимать среду, в которой она осуществляет свою деятельность. Этим необходимо заниматься систематически, на постоянной основе.
Среда организации играет важную роль в существовании и развитии компании. Понимание среды организации – это ключ к правильной бизнес-стратегии, не говоря уже о правильной стратегии качества.
Факторы внешней среды могут оказывать как прямое, так и косвенное воздействие. Внутренняя среда является составной частью самой организации, поэтому она всегда оказывает прямое воздействие.
Косвенное влияние возникает за счет взаимодействия элементов среды, непосредственно не участвующих в работе организации. Они оказывают более или менее одинаковое воздействие на все организации, находящиеся в одном регионе, работающие в одной отрасли или занимающиеся одним и тем же видом деятельности. На такие факторы организация повлиять не может. Они представляют собой неконтролируемые силы, которые необходимо выявлять и соответствующим образом реагировать на них.
Прямое влияние возникает, если среда организации непосредственно задействована в работе компании. Такое взаимодействие существует при выполнении ежедневных (оперативных) задач. При этом сама организация также может воздействовать на элементы среды.
Факторы среды оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность организации. Положительное влияние способно открыть новые возможности в рамках существующей деятельности или помочь созданию новых направлений в работе. Отрицательные влияния – это потенциальные риски и угрозы, которые могут привести к ухудшению положения организации на рынке или вообще к прекращению ее существования.
Факторы внешней среды организации
Для компаний, которые хотят добиваться успеха, а не просто существовать на рынке, факторы внешней среды становятся упорядоченной совокупностью источников информации для получения представления о происходящих в их окружении переменах.
Чтобы факторы внешней среды организации действительно стали источником ценной информации для развития компании, их необходимо определенным образом классифицировать. Первым этапом такой классификации является разделение на факторы прямого и косвенного воздействия.
Факторы косвенного воздействия относятся к макросреде организации. Влиять на эти факторы организация не в состоянии, но она должна вовремя адаптироваться к ним. Количество таких факторов не велико.
Как правило, выделяют от четырех до шести факторов:
В зависимости от того на каком рынке работает организация (потребительском или деловом), скорость и сила воздействия факторов внешней среды организации может изменяться. Факторы макросреды оказывают серьезное влияние, однако они имеют достаточно длительный период изменений, поэтому у организаций есть запас времени на адаптацию.
Внешние факторы прямого воздействия часто называют факторами микросреды, т.к. они присущи работе только одной конкретной организации. С влиянием этих факторов каждой компании приходится сталкиваться в повседневной деятельности.
Разнообразие факторов микросреды может быть сведено к нескольким группам:
Факторы внутренней среды организации
Внутренняя среда включает в себя совокупность факторов, которые находятся под прямым контролем и управлением организации. Для того чтобы обеспечить стабильную работу компании, факторы должны быть хорошо известны и находить соответствующее отражение в управленческих решениях. Информация о факторах внутренней среды организации используется при разработке миссии, постановке целей, определении стратегических направлений деятельности, оценке достижения результатов и пр.
Факторы внутренней среды организации могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на положение компании на рынке. Обнаружить возможности или угрозы, связанные с изменениями, происходящими в организации, позволяет анализ внутренних факторов.
К факторам внутренней среды организации относятся:
Определение среды организации
Существует множество методов, позволяющих определить внутренние и внешние факторы среды организации. Крупные компании могут применять методы стратегического анализа и ситуационного моделирования. Для небольших организаций достаточно простых методов: SWOT анализ, PEST метод, модель «Пять сил» Портера. Важно чтобы среда организации находилась под постоянным контролем. Периодичность мониторинга и анализа устанавливается исходя из динамики изменений внешней и внутренней среды.
Среда организации может быть выявлена за счет следующих действий:
Документирование анализа среды организации
Документирование анализа среды организации включает в себя две составляющие: документирование этапов анализа и документирование его результатов.
Документирование этапов анализа необходимо в том случае, когда проводится работа с массивами данных. Сбор данных о факторах среды организации, их систематизация и обработка сами по себе подразумевают их документирование.
Результаты анализа представляют собой выводы и решения, принятые на основе данных, которыми характеризуется среда организации. Их документирование помогает установить риски и возможности. Результаты анализа являются основанием для разработки стратегических и тактических планов. Поэтому документирование результатов становится неотъемлемой составляющей процесса стратегического управления.
Результаты анализа могут представляться в таких документах как:
Прямого требования документировать анализ среды организации (этапы анализа и его результаты) стандарт не устанавливает. Но провести анализ без документирования сложно, особенно, когда это касается крупных и средних компаний.
Понимание организации и ее среды
Данное руководство в доступной форме объясняет требования раздела 4.1 стандарта ISO 9001:2015, связанные с внешней и внутренней средой работы организации.
Рассматриваются виды факторов среды, особенности работы организации на разных рынках, приводится порядок выявления факторов и документирование результатов.
В приложении даются подробные практические примеры выявления факторов внешней и внутренней среды организации на основе методов PEST и SWOT анализа.
Пособие может быть интересно широкому кругу читателей, но наибольшую пользу оно принесет специалистам, отвечающим за внедрение стандарта ISO 9001:2015 – менеджерам по качеству, уполномоченным по системе качества, руководителям служб качества.
Документ включает в себя 59 страниц формата А4 (210х297).
Внешняя среда организации
Нестеров А.К. Внешняя среда организации // Энциклопедия Нестеровых
Понятие внешней среды организации
Внешняя среда организации – это сфера, в которой организация осуществляет свою жизнедеятельность, она представляет собой совокупность факторов влияния вне организации на ее деятельность.
На совокупность факторов внешней среды компания не может оказывать непосредственное влияние.
Факторы внешней среды – это любые факторы, находящиеся вне контроля руководства организации, которые могут повлиять на коммерческий успех предприятия.
Внешняя среда организации представляет собой совокупность факторов и ресурсов, которые обеспечивают организацию необходимым для реализации внутреннего потенциала на требуемом для поддержания эффективности организации уровне. При этом организация обязана для обеспечения собственного выживания постоянно обмениваться ресурсами и результатами своей деятельности с внешней средой, чтобы иметь возможность функционировать достаточно эффективно в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Таким образом, управление организацией должно учитывать необходимость в устойчивом функционировании организации в соответствии с факторами внешней среды, их изменением во времени и динамикой развития организации. Следовательно, необходимо соблюдение баланса между конкретными действиями организации и условиями внешней среды, в которых она функционирует. Такое состояние может быть достигнуто за счет создания пользующегося спросом продукта, конкретной услуги или особого вида выполняемых организацией работ. Следовательно, сбалансированность реализуется путем создания имеющей спрос у потребителей продукции, которая во внешней среде организации обменивается в результате ее продажи на необходимые организации ресурсы для поддержания своей деятельности в будущем.
Представляя собой системы открытого типа, организации демонстрируют характерную зависимость от внешней среды и меняющихся условий внешнего окружения. В связи со стремительным повышением уровня неопределенности своего внешнего окружения, организации подвержены деструктивному влиянию хаотичных изменений внешней среды, последствия чего усиливаются с течением времени и усугубляются глубиной влияния на деятельность организации. Существенным фактом в этой связи является падение эффективности организации в долгосрочном периоде, что ведет к необходимости изменений ключевых процессов в бизнес-среде, чтобы обеспечить соответствие организации изменениям внешнего окружения. В результате оценка влияния внешней среды на эффективность организации сегодня представляется рациональным подходом в условиях объективной необходимости эффективного функционирования организации в соответствии с требованиями внешнего окружения организации, которая способна развивать необходимые для выживания черты.
Необходимо учесть, что организации развиваются в условиях ограниченности ресурсов, поскольку на них претендуют и другие организации, в том числе и прямые конкуренты, действующие в той же внешней среде, следовательно, вероятность возникновения ситуации отсутствия у организации доступа к нужным ресурсам повышается с ростом числом конкурентов. Таким образом, интенсивность конкуренции во внешней среде является одним из существенных факторов внешней среды, оказывающим влияние на эффективность организации в целом. Чем выше уровень конкуренции во внешней среде, тем ниже вероятность успеха организации в будущем, и тем выше возможность ослабления потенциала организации, что ведет к крайне неблагоприятному сценарию развития данной организации в будущем.
Задача стратегического менеджмента состоит в организации взаимодействия предприятия с внешней средой, поддержания потенциала на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы предприятию возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Анализ функционирования организации в условиях меняющейся внешней среды, учитывает оценку поведения организации в долгосрочном периоде, чтобы было возможным обеспечить такое устойчивое существование в соответствии с теми факторами внешней среды, чье влияние может быть учтено или использовано таким образом, чтобы принести пользу организации. Оценка влияния внешней среды, в целом, должна производиться в целях концентрированного анализа перспектив для организации, т.е. необходимо объективно и адекватно оценивать угрозы и возможности внешней среды, какое влияние они могут оказать на организацию и каким образом их можно использовать с учетом внесения определенных поправок в деятельность организации.
Можно выделить две группы, оказывающие непосредственное влияние на организацию: потребители продукта и поставщики ресурсов. К поставщикам ресурсов, в принципе, относятся и инвесторы – владельцы временно свободных денежных средств, заинтересованные в их выгодном вложении, т.е. инвестициях в организацию.
Чем выше уровень конфликтности между «группами влияния», тем сомнительнее для организации возможность достижения эффективности в целом. Иными словами, необходим фактор ограничения эгоизма групп влияния, который способствовал бы выработке консолидированной позиции. В этой связи следует отметить, что фактором объединения выступает сама организация и ее эффективность, так как только жизнеспособная организация способна удовлетворять потребности групп влияния.
В соответствии с природой внешней среды организации можно выделить следующие типы внешней среды:
Тип окружения должен учитываться менеджментом организации, что позволит учесть непредсказуемость и избежать ошибок в оценке внешней среды и определить границы управленческого воздействия.
Воздействие внешней среды бизнеса на деятельность организации
Деятельность коммерческой организации может быть охарактеризована как предпринимательская, экономическая и приносящая доход и прибыль. Следует отметить, что осуществление организацией организации какой-либо деятельности подразумевает наличие определенной среды, в которой она осуществляется. При этом получение от этой деятельности дохода и прибыли, выраженных в виде финансовых ресурсов, получаемых в результате осуществления каких-либо видов не запрещенной законом деятельности, обуславливается наличием во внешней среде организации контрагентов или потребителей, способных оплатить товары и услуги организации. Следовательно, менеджмент организации должен учитывать, как наличие возможных потребителей своих товаров и услуг, так и то, что на них рассчитывают и другие организации.
В связи с этим можно отметить, что несмотря на всю хаотичность процессов, протекающих во внешней среде организации, на которую она не может воздействовать стандартными управленческими средствами, можно выделить пять значимых черт внешней среды:
Сложность внешней среды определяется числом и разнообразием факторов, на которые организация не способна воздействовать, но вынуждена реагировать. При этом число таких факторов крайне велико. Следовательно, проведение исследований, касающихся внешней условий организации, выявления ключевых факторов влияния, оценки конкретных проблем, с которыми организация сталкивается во внешней среде, требуют выделения значительных ресурсов, как временных, так и финансовых, а также приложения значительных человеческих усилий.
Подвижность внешней среды обусловлена тем, что все объекты и процессы внешней среды находятся в постоянном движении и непрерывно, хотя и с разной скоростью в зависимости от конкретного процесса, претерпевают изменения.
Взаимосвязанность факторов внешней среды основана на том, что изменение одного фактора в той или иной степени приводит к изменению множества других.
Турбулентность факторов внешней среды заключается в высоком уровне хаотичности изменений данных факторов. Таким образом, повышается непредсказуемость этих изменений и растет неопределенность их влияния на организацию, поэтому их воздействие сложно предсказать заранее и ими невозможно управлять. Фактически, турбулентность факторов внешней среды заключается в отсутствии объективной возможности менеджмента организации проанализировать все существующие во внешней среде взаимосвязи и тенденции, как актуальных изменений внешних факторов, так и прогнозируемых явлений. В совокупности, данное обстоятельство снижает вероятность принятия верного решения, связанного с изменяющимися факторами внешней среды.
Неуправляемость внешней среды означает, что организация имеет очень ограниченные возможности влиять на внешнюю среду своей деятельности, если у нее вообще имеются такие возможности. При их наличии влияние на внешнюю среду осуществляется верхним уровнем менеджмента организации и/или ее собственниками через лоббирование законопроектов, создание фактических монополий, задание собственных стандартов качества, потребления и т.п. Однако, подобные меры не способны в полном объеме стабилизировать организацию при деструктивном воздействии на нее отдельных факторов внешней среды. Следовательно, организации должны находится в состоянии постоянной адаптации к изменениям внешней среды, а ни в коем случае не полагаться на проведение разовых мероприятий по анализу внешней среды, оперируя единожды сделанными выводами. Фактически, это подводит организации к необходимости постоянно меняться в условиях динамичного внешнего окружения.
Границы бизнеса определяют пределы внешней среды, факторы которой предприятие имеет цель учитывать в своей деятельности. Существует 3 подхода к определению границ внешней среды организации с управленческой точки зрения:
Для осуществления анализа внешней среды каждая конкретная организация должна определить ключевые факторы, имеющие для нее наиболее приоритетное влияние. Факторы могут содержать как потенциальные угрозы или возможности, так и реальные аспекты влияния внешней среды на деятельность организации. При этом наиболее доступным для организации источником информации о внешней среде являются средства массовой информации.
Анализ внешней среды организации преследует цель оценить условия, в которых действует предприятие. При этом такой анализ позволят как выявить факторы, положительно или негативно влияющие на деятельность организации и ее эффективность в целом, так и предпринять меры по выработке мер, направленных на использование тех возможностей, которые предоставляет внешняя среда.
Таким образом, управленческие аспекты воздействия внешней среды бизнеса на деятельность организации обусловлены динамическим характером изменений во внешней среде. Если каждое изменение отдельно взятого фактора будет оказывать опосредованное, косвенное или прямое влияние на деятельность организации, то менеджмент организации сможет отслеживать такое влияние и учесть изменения внешней среды в прошлых периодах и вероятных изменениях в будущем, следовательно, будет возможным реализовать или предпринять определенные действия по реагированию на такие изменения.
Эффективность организации обеспечивается совокупностью аспектов внешнего воздействия, разнопланово влияющими на работу подразделений компании. Факторы внешней среды, оказывая различное по своей природе влияние, могут характеризоваться как положительными, так и отрицательными последствиями. При этом для каждой отрасли национальной экономики и отдельной организации влияние факторов может иметь свою специфику, которая всегда характеризуется динамикой изменения во времени. Внешние факторы, влияющие на эффективность организации, подлежат оценке, после которой компания делает выводы о степени влияния данных факторов на эффективность организации и производит оценку стратегических альтернатив и предпринимает меры по дальнейшему развитию организации и повышению ее эффективности, полностью отвечающую реальному положению компании.
Для реализации эффективной деятельности руководству организации необходимо адекватно оценивать влияние внешней среды и учитывать все факторы, которые оказывают влияние на развитие и эффективность функционирования фирмы. Не вызывает сомнений тот факт, что руководители организаций должны учитывать и новые требования внешней среды к управлению предприятием. Основной проблемой в данной области является тот факт, что факторы внешней среды ограничивают действия организации, которые она может или должна предпринять. Не всегда фирма может оказывать влияние на внешние факторы, а давление может оказываться с разных сторон, поэтому все организациям приходится учитывать влияние факторов внешней среды и подстраиваться под них.
Методы анализа факторов внешней среды организации
После оценки внешних факторов компания делает выводы о степени влияния данных факторов на стратегию, производит оценку стратегических альтернатив и вырабатывает стратегию, полностью отвечающую реальному положению компании.
Процесс изучения внешнего окружения получил название PEST-анализа. Аббревиатура обозначает политические, экономические, социальные и технологические факторы.