Что относится к внешней среде организации в менеджменте
Внутренняя и внешняя среда организации (среда менеджмента)
Среда организации, что это такое? Организационная среда это элементы и факторы, которые окружают любую организацию, и влияет на процессы, которые в ней протекают. Насколько они разнообразны? Тут можно провести параллель с астрономией, факторов столько, сколько звезд на небе. И пусть это образное сравнение, но доля правды в нем есть, факторы разнообразны, и уровень и степень их влияния различна, а потому их можно выделить очень много.
В теории менеджмента принято подразделять среду организации. При этом деление проводится, как правило, на две структурные части. Это внутренняя среда организации и внешняя среда. Учитывая их название, эти две среды отличаются друг от друга как вход и выход или как верх и низ. В общем виде организационная среда выглядит как многослойный пирог.
Непосредственное и дальнее окружение представляют собой внешнюю среду организации. Далее разберем подробнее элементы организационной среды.
Внутренняя среда
Внутренняя среда – это элементы или факторы, которые находятся внутри организации. Здесь стоит говорить о родстве понятия внутренней среды и системного похода к управлению. Именно система состоит из частей, которые взаимосвязаны между собой. Точно также и внутренние переменные взаимодействуют друг с другом и дают или не дают возможность организации эффективно работать.
Основные элементы внутренней среды это собственно подсистемы внутри организации. При выделении элементов можно использовать два подхода. Общетеоретический или классический и технологический или административный.
Технологически любая организация состоит из ряда внутренних элементов, о которых говорил еще Анри Файоль. Опираясь на его виды деятельности, мы им ожжем сказать, что к элементам внутренней среды относятся:
В этом подходе можно проводить выделение элементов внутренней среды и по отделам, которые есть в организации – кадры, экономический, продаж, производственный и так далее.
Более же распространенный подход выделяет пять основных элементов внутренней среды. При этом считается, что внутренние переменные неразрывно взаимосвязаны. Эту взаимосвязь можно представить схематически.
Неразрывная взаимосвязь внутренних переменных организации
Охарактеризуем кратко перечисленные элементы внутренней среды.
Цели – это основа любой организации, это основа всего менеджмента, организации создаются для целей.
Люди – это вторая базовая основа организации, нет без человека действий даже при очень хороших целях.
Структура – это своеобразный каркас или скелет организации, расставляет все и всех по местам.
Задачи – говорят, кто и что должен делать в организации.
Технология – это процесс работы, то, как организация работает, и делают продукцию или оказывает услуги.
Таким образом, все переменные оказывают влияние на деятельность всей организации. Кроме того даже если одна переменная отсутствует, то уже и организации не будет, это и есть неразрывная взаимосвязь внутренних переменных организации. Нет людей, некому работать, нет целей, не для чего работать, нет задача, неизвестно кто и что делает и так далее.
Внешняя среда
Внешняя среда или как часто ее называют, деловая среда, находится за пределами организации. Эта среда очень разнообразна и оказывает существенное влияние на деятельность всех организаций. Влияние это может быть как положительным, так и отрицательным.
К примеру, введение продуктового эмбарго в России отрицательно сказалось на деятельности торговых сетей особенно крупных, им пришлось искать новые каналы поставок, новые продукты внутри страны. В тоже время для отечественных производителей это положительный факт, так как они могу продавать свою продукцию в большем объеме не испытывая конкуренции с иностранными производителями, прежде всего Европейскими.
Уровень и степень влияния также различна. Если конкурент предложил новый вид продукции, то организация может ответить тем же. А вот если случился экономический кризис, то здесь что-то противопоставить нечего, нудно будет приспосабливаться. Такие различия и обусловили появление двух элементов внешней среды – среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия.
Схематически внешнюю среду можно представить следующим образом.
Среда прямого воздействия – это факторы в непосредственной близости от организации, которые влияют на нее непосредственно, но и организация на такие факторы также влияет. Получаем взаимовлияние фактора на организацию и организацию на фактор.
Элементы внешней среды организации прямого воздействия:
— конкуренты – предлагают аналогичную продукцию, отвлекают на себя наших возможных потребителей, предлагают им более интересную продукцию;
— потребители – те, кто приносит нам основную прибыль, покупают нашу продукцию, но могут и уйти от организации вслед за конкурентами;
— поставщики – дают возможность работать организации, предоставляя необходимые материалы, но могут и не предоставить и тогда у организации возникнут трудности, к поставщикам относят и организации инфраструктуры;
— трудовые ресурсы – самый уникальный фактор, присутствует и во внутренней среде и во внешней, в данном случае это те, кто в организацию может прийти, влияют уровнем квалификации или наоборот ее отсутствием, улучшая или ухудшая эффективность работы компании;
— законы и органы государственного регулирования и контроля – устанавливают правила игры всех организаций, обязывают выполнять их и наказывают за несоблюдение норм законодательства.
Среда косвенного воздействия – это макро факторы оказывающие влияние на деятельность организаций, не всегда сразу, однако сами организации ничего противопоставить им не могут. Косвенная среда заставляет организацию играть по правилам среды. Организация может спрогнозировать и подготовиться или уже приспосабливаться к изменениям. Ну а если не вышло, то значит, организацию ждет разрушение.
Основные элементы среды косвенного воздействия и их влияние на организацию:
— экономическая среда – влияние экономических процессов
— политическая среда – влияние политических процессов и преобразований
— научнотехническая среда – влияние новых технологий и инноваций
— социокультурная среда – влияние общества, моды в обществе, культурного уклада
— природная среда – влияние различных природных факторов и техногенных
— международная среда – влияние событий протекающих в жизни мирового сообщества.
Итого можно сделать вывод, что внешняя среда организации оказывает серьезное влияние на все процессы, протекающие в жизни любых организаций. Современный менеджмент говорит о необходимости постоянно и систематически собирать и анализировать данные о внешней среде.
Процесс сбора информации о среде и особенно ее анализа для современного управления крайне важен, все это дает поле для дальнейших управленческих процедур и действий.
Внешняя среда организации
Понятие внешней среды организации
Внешняя среда организации является источником всех ресурсов, необходимых для ее функционирования. По этой причине организация всегда находится в состоянии обмена с внешней средой.
Показатели внешней среды
В управлении выделяют несколько показателей внешней среды организации:
Внешняя среда организации прямого воздействия
Внешняя среда организации может быть прямого и косвенного воздействия. Внешняя среда организации прямого воздействия включает в себя поставщиков, государство, профсоюз, конкурентов, покупателей.
Внешняя среда организации прямого воздействия представляет собой непосредственное деловое окружение, состоящее из субъектов среды, оказывающих прямое влияние на ее деятельность.
Поставщики организации как элемент внешней среды – это источник ввода ресурсов, таких как материалы, оборудование, энергия, капитал (банки, акционеры и частные лица) и рабочая сила.
Государство может оказывать влияние на организацию посредством налоговой системы, государственной собственности и бюджета, законодательных актов. Любое предприятие должно соблюдать требования государственных органов, в числе которых комиссии в области торговли, лицензирования, квотирования, ценных бумаг, управления по надзору за качеством и охраной труда, а также окружающей среды.
Потребителями или покупателями могут быть физические и юридические лица, приобретающие товар (продукцию, услугу), произведенный (продаваемый) организацией.
Конкуренты предлагают на рынок аналогичную продукцию или товар часто лучшего качества. Внешняя среда организации в лице конкурентов способствует новаторству и эффективности.
Внешняя среда организации косвенного воздействия
Существует также внешняя среда косвенного воздействия, элементы которой оказывают влияние на компанию не сразу, а, например, по истечению времени.
В число элементов внешней среды организации косвенного воздействия включены международное окружение, научно-технический прогресс, политические факторы, социокультурные факторы и состояние экономики.
Внешняя среда организации косвенного воздействия намного сложнее, чем среда прямого воздействия, поскольку информация по ней в большинстве случаев отсутствует, и руководство компании чаще всего опирается на собственные предположения.
С помощью научно-технического прогресса происходит отражение уровня научно-технического развития, воздействующего на компанию (эффективность производства продукции, введение новых продуктов и скорость их устаревания).
Политические факторы могут заключаться в намерении органов государственной власти по отношению к развитию общества и средства, при помощи которых государство приводить в жизнь свою политику (налогообложение и установление налоговых режимов и льгот, защита потребителей, контроль цен и заработной платы, идеология политики правительства и др.).
Социокультурные факторы представлены установками, жизненными ценностями и традициями общества, а также демографической обстановкой, отношениями компании с местным населением, ростом населения, уровнем образования и др.
Состояние экономики может оказывать воздействие на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителя приобретать определенную продукцию.
Примеры решения задач
Задание | Определить элементы, соответствующие понятию: внешняя среда организации: |
1. Персонал, работающий на предприятии,
2. Банк, выдавший кредит предприятию,
3. Федеральная налоговая служба,
4. Технология и техника, применяемая при производстве продукции,
5. Организационная культура предприятия.
Задание | Определить к какой среде относятся следующие объекты: прямого или косвенного воздействия: |
2. Экономический кризис в стране,
3. Рабочая сила рынка труда,
4. Санкции, введенные на международном уровне.
Копирование материалов с сайта возможно только с разрешения
администрации портала и при наличие активной ссылки на источник.
Внешняя среда организации: понятие, факторы
Понятие внешней среды организации
Организация представляет собой открытую систему, постоянно взаимодействующую с внешней средой.
Каждая организация, являясь открытой системой, зависит от внешней среды, которая связана с поставками ресурсов, кадров, потребителей, энергии и т.д. Поэтому организациям необходимо в своей деятельности учитывать факторы внешней среды и приспосабливаться к ним.
В данной ситуации организации схожи с биологическими организмами. В соответствии с теорией эволюции Чарльза Дарвина сохранившиеся виды выжили потому, что нашли способ приспособиться к изменениям среды их обитания. Организации таким же образом необходимо приспосабливаться, чтобы сохранить эффективность и выжить.
Внешняя среда характеризуется неопределенностью, сложностью и подвижностью.
Неопределенность внешней среды объясняется недостаточностью информации о факторах и ее низкой достоверностью. Чем неопределеннее данные, характеризующие факторы внешней среды, тем сложнее принимать эффективные управленческие решения.
Сложность внешней среды можно определить количеством факторов, на которые организации необходимо реагировать, а также их вариативностью. Факторы внешней среды можно характеризовать многими данными, которые необходимо принимать во внимание при разработке управленческих решений.
Подвижность можно определить скоростью, с которой варьируются факторы окружающей среды. Наибольшие трансформации происходят в отраслях, которые ориентированы на научно-технический прогресс.
Факторы внешней среды
Факторы внешней среды организации разделяют на две группы:
Это облегчает учет степени их влияния на деятельность организации (рисунок 1).
Среда прямого воздействия, или микросреда, содержит факторы, непосредственно влияющие на бизнес и оказывающие прямое воздействие на деятельности организации.
Это прежде всего конкуренты, потребители, коммерческие банки, поставщики сырья, комплектующих, материалов, инфраструктура, которая необходима для бизнеса, муниципальные и государственные организации и органы власти, международный фактор.
Среда косвенного воздействия, или макросреда, включает факторы, которые могут и не оказывать немедленного прямого воздействия на организацию, но так либо иначе влияет на ее функционирование. Речь идет о научно-техническом прогрессе, состоянии экономики, политических и социально-культурных изменениях в обществе, демографических и природно-географических показателях.
Обычно организация определяет сама, какие именно факторы и в какой степени могут воздействовать на эффективность ее функционирования в настоящий период и на перспективу и какие меры нужно принять для успешного ведения деятельности.
Факторы прямого воздействия
Рассмотрим более подробно факторы прямого воздействия. В первую очередь на работу организации влияют непосредственно потребители услуг и продукции. В эту группу включаются непосредственные клиенты и покупатели: официальные дистрибьюторы, торговые агенты, торговые фирмы, фирмы-производители, магазины, а также индивидуальные клиенты и покупатели. Состав потребителей зависит от сферы функционирования организации, специфики ее услуг и продукции, рынков сбыта, масштабов производства и иных факторов. Кроме непосредственных покупателей в данную группу могут быть включены общества экологической защиты, общества потребителей и иные подобные организации. Их воздействие на производителей продукции становится все более ощутимым и с ним приходится считаться. Данные организации находятся в непосредственном взаимодействии с производителями, по поводу добросовестности рекламы, качества продукции, соблюдения экологических стандартов и т.п.
Воздействие потребителей проявляется в следующих формах:
Производители поэтому могут влиять на потребителей существенным образом, предлагая уникальную продукцию или услуги, гарантируя высокое качество и сроки поставок, устанавливая более низкие цены, являясь монополистами в этой отрасли и т.д. Если позиция производителя является достаточно сильной, то имеется и потенциальная угроза смены покупателей.
Проведение анализ положения потребителей дает возможность лучше понять оказывают ли они давление на производителя, в чем может проявиться их влияние, а также понять, насколько сильны позиции данной организации, как она воздействует на покупателей и в чью пользу складывается баланс сил в данном взаимодействии.
Поставщики природных и материальных ресурсов. Поставщики материалов, сырья, электро- и теплоэнергии, полуфабрикатов, газа, воды могут непосредственно воздействовать на организацию, создавая зависимость от ресурсов. Зависимость одних компаний от распределения ресурсов дает власть другим компаниям и предоставляет возможность влиять на издержки, качество производимой продукции, сроки ее изготовления и на эффективность функционирования организации в целом. Анализ поставщиков природных и материальных ресурсов дает возможность определить, насколько сильна ресурсная зависимость компании и каковы причины ее зависимости.
При анализе необходимо обращать внимание на качество и цены товаров и услуг, соблюдение условий, сроков и объема поставок, а также на тот факт, является ли поставщик монополистом этого вида ресурсов либо возможно изменение данного поставщика. Зависимость от поставщика создает для менеджеров компании большие сложности при обеспечении ее необходимыми природными и материальными ресурсами. В данных условиях организации необходимо направлять свои силы на то, чтобы уменьшить ресурсную зависимость.
Конкуренты. К ним относятся те компании, которые реализуют на одних и тех же рынках продукцию либо оказывают услуги, которые удовлетворяют одни и те же потребности. При анализе конкурентной среды менеджерам необходимо оценивать, в какой степени сильна конкуренция, какое влияние она оказывает на деятельность компании, выявить главных конкурентов, потенциальные и реальные угрозы с их стороны. Вместе с тем, менеджерам нужно знать позиции их компании и каковы их конкурентные преимущества, чтобы разработать определенную конкурентную стратегию. Если на рынок выходят новые фирмы, которые намерены производить аналогичный продукт, либо уже существующие выпускают такой же вид продукта, то их нужно включать в ту же группу как потенциальных конкурентов и также необходимо изучать.
Угрозу для компании могут представлять также организации, которые производят товары либо услуги, способные заменить либо даже полностью вытеснить ее продукт. Менеджерам необходимо анализировать возможность наличия данных товаров-субститутов или их возникновения. Чем более достоверной и полной информацией о потенциальных и реальных конкурентах располагают менеджеры компании, тем лучше они смогут подготовить компанию к ответным действиям на вызовы конкурентов, разработав оборонительную или наступательную стратегию.
Инфраструктура. Это часть деловой среды, обеспечивающей организацию необходимыми для ее функционирования трудовыми, информационными, финансовыми ресурсами, аудиторскими, транспортными, консультационными, страховыми и иными услугами. В инфраструктуру входят целый ряд организаций, таких как фондовые биржи, банки, кадровые и рекламные агентства, аудиторские и консультационные фирмы, арендаторы, лизинговые компании, железные дороги, охранные агентства.
Государственные и муниципальные организации и органы власти.
К деловой среде организации в зависимости от размера организации, формы собственности, финансирования, масштаба ее деятельности, видов выпускаемой продукции и иных параметров могут входить различные федеральные, муниципальные и региональные организации либо органы власти, с которыми она взаимодействует непосредственно (например, налоговая инспекция, суды, местная администрация и т.д.). Их воздействие на организацию может проявляться по-разному: от регулирования ее деятельности до прямого вмешательства.
Сюда можно включить принятие законов и иных нормативных актов, которые определяют правовую базу бизнеса, частичное или полное владение акциями, предоставление субсидий, лицензирование, взимание налогов и контроль за их уплатой, применение административных и экономических санкций и проч.
Международный сектор деловой среды начинает все больше непосредственно воздействовать на деятельность организаций Российской Федерации. В последние годы возникла опасность конкуренции со стороны иностранных фирм на российском рынке, вытеснения российских компаний иностранными, которые обеспечивают лучшее качество товаров, к примеру, таких как ряд продуктов питания, компьютеры, автомобили, бытовая электронная техника. Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) увеличивает данную опасность.
Отношения российских компаний с международной средой могут появиться при создании совместных компаний, покупке акций организации иностранными инвесторами, при выходе на иностранные рынки, выполнению совместных проектов, осуществлении поставок товаров из-за границы и т.д.
Задача менеджмента компании состоит в том, чтобы внимательно анализировать изменения факторов прямого воздействия и оперативно реагировать на данные изменения.
Факторы косвенного воздействия
Рассмотрим группу факторов косвенного воздействия.
Экономическая среда компании характеризует условия ее создания, функционирования и эффективности ее деятельности. Это – покупательная способность населения, которая зависит, в свою очередь, от уровня системы налогов, безработицы и т.д.
Любая компания подвергается воздействию социально-культурных факторов, к которым можно отнести стереотипы поведения потребителей, традиции, предпочтение определенной торговой марки либо, наоборот, негативное отношение к какому-то из товаров и т.п. Социокультурный фактор в Российской Федерации из-за ее расслоения населения на бедных и богатых, многонациональности и масштабов является весьма актуальным.
Очень важную роль в деятельности компании играет политический фактор. Он тесно взаимосвязан с международным окружением и социокультурным фактором. Политический фактор определяет во многом обстановку, в которой организация осуществляет свою деятельность. Речь идет о практических действиях законодательных, административных и судебных органов, защищающих права граждан, частную собственность, бизнес; о структуре и соотношении интересов в обществе. Политическая система значительно воздействует на деловую активность компании.
Правовая среда – это законы и иные правовые акты, которые устанавливают допустимые нормы деловых взаимоотношений компании. От знания и соблюдения принятых правовых норм и законов зависят законность деловых операций, правомерность заключения и выполнения тех либо иных контрактов, возможность решения спорных и иных вопросов, которые связаны с деятельностью компании, осуществляемой в рамках действующего законодательства.
Научно-технический прогресс включает технологические и научные факторы. На их основе компании могут выпускать новую и модернизировать старую продукцию, разрабатывать новые и совершенствовать старые технологические процессы. При этом можно применять не только результаты научных разработок и исследований, полученных в этой отрасли, но и заимствовать их из смежных отраслей. Если компании осознали важность применения технологических инноваций, то их деятельность развивается успешно.
Природно-географическая среда характеризует экологическую обстановку и природные условия, в которой функционирует бизнес. Подразумевается наличие и доступность энергоресурсов, сырья, сезонные, климатические условия, а также нарушения естественного баланса в природе и степень загрязнения.
Рынок труда включает учебные заведения, службы занятости, кадровые агентства, биржи труда и т.д., с которыми компания непосредственно взаимодействует и устанавливает связи, чтобы обеспечить себя необходимым человеческим капиталом.
Изменения внешней среды сильно воздействуют на деятельность компании. Это заставляет их находить способы улучшения взаимодействия и адаптироваться.
Внешняя среда организации — понятие, факторы, стратегия, анализ и характеристика
На успешное функционирование того или иного предприятия неизбежно влияет множество факторов. Они могут быть как внешними, так и внутренними. Если говорить профессиональным языком, сферы воздействия на работу организации называют внешней средой и внутренней соответственно.
Что такое внешняя среда организации?
Из названия более-менее ясно, что это — совокупность внешних факторов, воздействующих на предприятие. Чтобы деятельность организации пребывала в постоянном движении и развитии, мало просто адаптироваться к внешней среде. Необходимо прогнозировать и подстраиваться под ее перемены, ибо избежать и повлиять на них невозможно. Она представляет собой экономические условия, правительство, потребительский спрос, который тоже зависит от немалого количества факторов, и т. д. По сути говоря, внешняя среда легко продолжит свое существование без определенной компании, тогда как компания без внешней среды полноценно функционировать не сможет.
Условно факторы внешней среды можно разделить на четыре группы
Правовые и политические
Самый простой пример, который можно привести для краткой характеристики этой группы — изменение налогового законодательства. Адаптация под новые налоговые базы зачастую проходит болезненно для организации. Здесь нужен не просто аналитик, а профессиональный юрист с многолетним опытом работы, для которого привычно и прогнозируемо любое движение в законодательстве.
Помимо налогов, изменения в сфере кредитной политики, патентного права, бюджетных планов правительства также могут повлиять на дальнейшую деятельность организации. Взаимодействие с другими государствами, внутриполитический строй — все это смело можно отнести к группе правовых и политических факторов. Это именно та часть внешней среды предприятия, на которую оно повлиять не может ни при каких условиях.
Экономические факторы
Экономических факторов внешней среды организации много. Причем это могут быть явления, происходящие как внутри страны, так и вне ее. Первое, что, пожалуй, приходит в голову — это инфляция, общеизвестное явление экономики, влияющее на жизнь как физических лиц, так и юридических. Курс валют столь же неизменно влияет на жизнедеятельность пердприятия, как и предыдущий фактор.
От позиции рубля на рынке зависит экспорт и импорт товаров и, соответственно, рентабельность того или другого.
Среди остальных экономических условий, составляющих внешнюю среду организации, выделяют:
Культурные и социальные
К этой группе факторов внешней среды относятся:
Технологические
В связи с развитием технологий на сегодняшний день уходят в прошлое предметы, обеспечивавшие быт и досуг в прошлом. Если организация хочет идти в ногу со временем, ей просто необходимо быть в курсе технических новинок. Помимо того, что это стимулирует спрос профильных предприятий, на условия труда это также оказывает не меньшее положительное влияние: большинство профессий сейчас основано на знании компьютера и других технических инноваций.
Анализ внешней среды организации
Сколько бы вариантов анализа внешней среды не предлагали ведущие экономисты, сам процесс аналитики состоит из двух этапов: сбор информации и определение дальнейшей линии поведения.
Самыми распространенными инструментами анализа среды обитания организации являются SWOT-анализ и PEST-анализ. SWOT-анализ — общепринятый способ сбора информации и прогнозирования развития событий как во внутренней, так и во внешней среде организации. Подразумевает под собой комплексный подход в подготовке данных по всем элементам влияния на предприятие. Цели такого вида анализа внешней среды организации — выявить сильные и слабые стороны жизнедеятельности фирмы, установить взаимосвязь между ними и на основании этого продумать дальнейшие действия для устранения выявленных проблем и поддержания функционирования компании на должном уровне.
PEST-анализ — вид анализа, основанный на исследовании четырех групп факторов, о которых было упомянуто ранее: политика, экономика, социум и технологии. Одно, как правило, вытекает из другого: изменение налогового законодательства может спровоцировать повышение процентных ставок по кредитам, а это, в свою очередь, приведет к снижению покупательской способности населения. В результате может резко упасть спрос на товары неповседневного использования, и развитие технологий в дальнейшем надолго останется на том же уровне.
Каким бы способом не анализировали внешнюю среду организации, заключительным этапом данного процесса всегда должна стать разработка стратегии роста. Грамотно выстроенная линия поведения, основанная на полученных результатах исследований, позволит предприятию не только остаться на плаву, но также и получить возможность выделиться среди конкурентной массы.
Характеристика внешней среды организации
Чтобы определить основные особенности внешней среды организации, необходимо выделить и разобраться в следующих понятиях.
Микросреда — это прямая внешняя среда влияния на деятельность организации, создаваемая взаимодействием со сторонними предприятиями и физическими лицами: поставщиками, посредниками, потребителями, конкурентами, финансовыми учреждениями, государственными органами.
Макросреда — обуславливается влиянием экономических, технологических, социальных и природных факторов. Одно вытекает из другого: макросреда влияет на поведение микросреды. Это, кстати, и является одной из основных характеристик внешней среды организации: взаимосвязь между ее элементами. Другая отличительная особенность — это переменчивость. Все внешние определяющие факторы подвержены неизбежным изменениям, развитию или наоборот, деградации. Сложность внешней среды определяется количеством условий влияния и скоростью их реформации. Самой пугающей особенностью является коэффициент соответствия собранной информации реальным фактам. Прогнозирование — это отличный инструмент расчета оптимальной стратегии развития, основанный на опыте прошлого. Но даже самый скрупулёзный анализ не может со стопроцентной точностью определить, какими буду результаты управленческих решений, основанных на этом самом прогнозе.
Примеры внешней среды организации
Попробуем проанализировать внешнюю среду транспортного предприятия на примере пассажирского такси. Если брать за основу метод SWOT-анализа, обратим внимание на следующие определяющие факторы.
Общее положение на рынке транспортных услуг. Из чего в данном случае будет составляться информация? Это количество легковых автомобилей в парке, количество сотрудников, а также средний тариф на услуги перевозки пассажиров.
Среднестатистическое таксомоторное предприятие содержит в своем автопарке не менее ста единиц легкового автотранспорта. При этом, исходя из возможного графика работы водителей, можно выявить, что на одну машину приходится как минимум два человека. При том, что 70% машин будут находиться на линии, в бесперебойной работе организации должно участвовать не менее 70 водителей. Этого количества должно быть достаточно, чтобы удовлетворить потребности в услуге небольшого города при условии низкой конкуренции.
Для города-миллионника это количество будет достаточным только в том случае, если конкуренты предложат примерно тот же ценовой диапазон.
Диспетчера такси, как правило, работают в четыре смены при 12-часовом рабочем дне. Их количество, опять же, зависит от масштаба деятельности и территории охвата организации. В среднем, при количестве 1000 клиентских звонков за одну рабочую смену достаточно 5-6 человек. В расчет не берутся выходные и праздничные дни. При стабильном уровне функционирования организации в увеличении штата нет смысла.
Необходимость в ином персонале также зависит от масштабов деятельности предприятия и уровня конкуренции. Функционал бухгалтера и руководителя может совмещать один человек.
Что же касается непосредственно макросреды, то факторы, провоцирующие изменения в деятельности компании — это перемены в транспортном законодательстве (в том числе налогообложение), антимонопольной политике, а также колебания цены на топливо, которое напрямую зависит от курса валют и общепринятой стоимости за баррель нефти. Инфляция, как правило, понижает уровень спроса и негативно влияет на качество жизни в целом, соответственно, количество клиентов может резко уменьшиться, и нужда в сегодняшнем числе как человеческих, так и технических ресурсов отпадет сама собой. Еще одним вариантом реакции на возможный уровень доходов населения может стать понижение тарифов.
Здесь все будет зависеть от того, в какой именно форме происходит взаимодействие с водителями: сдельной или окладной. Те сотрудники, доход которых зависит от количества и суммы выполненных заказов, могут попросту уйти к более дорогим и популярным конкурентам. Соответственно, резко сократится автомобилей на линии, процент выполненных заказов станет ниже, и начнется неизбежный отток клиентов.
При грамотно построенном анализе работы предприятия подобные последствия можно спрогнозировать. Прежде всего, необходимо изучить тенденции изменений на законодательном и экономическом уровне, используя статистику последних лет. Далее определить, насколько конкурентоспособным является организация на текущий момент. А уже исходя из этого выстроить стратегию выхода из возможного кризиса и дальнейшего развития компании.
Структура внешней среды организации
Как уже говорилось ранее, внешняя среда организации подразделяется на микросреду и макросреду.
В микросреду, как правило, входят:
Если с микросредой все более или менее понятно, то влияние макросреды обычно вызывает массу вопросов в силу, почему-то, малому уделению внимания ее изменениям. Некрупные предприятия крайне редко берут в расчет внешнеэкономические факторы, довольствуясь скупыми данными анализа микросреды. В связи с этим большинство начинающих предпринимателей терпят неудачу в первый же год открытия собственного бизнеса.
Как изменяется внешняя среда организации
Изменения внешней среды организации подобны принципу домино. При падении первой костяшки запускается необратимый процесс, ведущий иной раз к совершенно непредсказуемым результатам. Колебания куса валют влияют на импортно-экпортные отношения, а также на ценообразование в государстве. Повышение или понижение цен воздействует на конечного потребителя и может как простимулировать спрос, та к и дать обратный эффект.
Повышение налогов в той или иной сфере деятельности может существенно повлиять на уровень прибыли предприятия, которое в свою очередь начнет экономить на человеческих ресурсах. Описать весь процесс изменений общими словами невозможно: необходимо учитывать индивидуальные особенности конкретной ситуации, чтобы выявить возможные последствия и выработать сценарий борьбы с ними, если того потребует положение дел.
Стратегия
Стратегия, выработанная на анализе внешней среды предприятия, основывается прежде всего на потенциале компании. Наука менеджмента и внешняя среда организации тесно взаимосвязаны между собой, ибо под ее изменения входит в спектр управленческих решений. Выявляя закономерности между переменами в макро- и микросредах, а также обнаружение слабостей в функционировании предприятия, можно заранее определить потенциально провальный или же наоборот — перспективный вид деятельности.
Исходя из аналитических данных, обычно прорабатывается сценарий, который может включать в себя: