Что относится к внешней культуре медицинской сестры
Культуру поведения медицинского работника можно
Сестринская деонтология
Деонтология — (от греч. «деон» — должное, и «логос» — учение) учение о профессиональной этике. Этот термин введен в обиход в начале XIX века английским философом Бентамом.
Сестринская деонтология — наука о долге, принципах поведения перед пациентом и обществом, профессиональном поведении среднего медицинского работника, направленном на повышение качества лечения и ухода, устранение вредных последствий от неправильных поведенческих действий, является частью сестринской этики.
Медицина и врачевание во все времена были основаны на сплаве специальных знаний, умений и этических положений.
А.П. Чехов писал:«Профессия медика — подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».
Медицинскому работнику доверяется самое дорогое — жизнь, здоровье, благополучие людей.
Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом.
К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту: желание снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т.д.
Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересыпациента превыше всего.
Взаимодействие врача, медицинской сестры, фельдшера, акушерки (медицинского работника вообще) и пациента начинается с момента первого их контакта, чаще зрительного, когда еще не произнесено ни слова.
Почти каждый пациент напряженно и внимательно всматривается в лицо медицинского работника, стремясь понять, что и как скажет он ему.
Ведь каждый пациент болеет своей болезнью плюс страхом перед незаинтересованностью, равнодушием со стороны врача, медицинской сестры, фельдшера.
Он ждет ласкового, участливого слова, поддержки. И это слово станет лекарством не только для его души и тела, но и психологического состояния.
М.Я. Мудров говорил:
«Зная взаимные, друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они черпаются из науки мудрости, чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».
При любом общении с пациентом надо всегда помнить, что каждое слово должно быть направлено на благотворное психологическое воздействие, поднятие настроения пациента, укрепление» его уверенности в выздоровлении. Всегда помните, что во многих случаях слово медицинского работника действует не менее целебно, чем лекарство.
Надо всегда помнить и о второй стороне воздействия слова — народная мудрость гласит: «Слово лечит, но слово и ранит».
Поэтому, беседуя с коллегами, пациентом, разговаривая в кабинете, палате, да и при любом общении с больными, помните о возможности отрицательных последствий неосторожного высказывания.
Все последствия отрицательного медицинского воздействия называются ятрогениями (или болезнями, связанными с врачеванием).
Подавляющее большинство ятрогений возникают не по злому умыслу, а по неосторожности. Трудно себе представить врача или медсестру, которые желали бы вреда пациенту, тяжелобольному. Обычно ятрогений возникают случайно, при неосторожном разговоре в присутствии больного, а в ряде случаев — из-за некомпетентности, неумения общаться, низкого уровня медицинских знаний и умений. Причина ятрогений чаще всего кроется в черствости, недостаточной общей культуре медицинского работника, безразличном отношении к исполнению своих обязанностей.
Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.
Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.
Культуру поведения медицинского работника можно
разделить на два вида:
1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.
2. Внешняя культура.Приличие, хороший тон, куль тура речи, соответствующий внешний вид и т.п.
Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, явля :
Хорошей человек — это, прежде всего, такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.
Что же такое внешняя культура медицинского работника?
1. Внешний вид. Основное требование к одежде медика — чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо всё это приятно для больных» (Гиппократ).
Помните!Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит он так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.
2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать» как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник*, «астматик» и т.д.
Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают их от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.
Этика взаимоотношений в системе медицинский работник и пациент. Медсестра
Этика взаимоотношений в системе медицинский работник и пациент. Медсестра
Специфика работы медицинских работников, существенно отличается от других видов человеческой деятельности, заключается прежде всего в необходимости постоянного, каждодневного, ежечасного общения сестры с пациентом. При этом следует помнить, что человек, имеющий проблемы со здоровьем, по характеру своего мышления, глубине переживаний, силе психоэмоционального напряжения, по отношению к самому себе и окружающим, как правило, существенно отличается от человека, у которого таких проблем нет. Пациент, доверяющий сестре своё здоровье, а нередко и свою жизнь, хочет, как можно скорее получить эффективную сестринскую помощь. Он должен быть уверен не только в высоком профессионализме сестры, но и в её порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому уже с древних времён общество предъявляло особые требования именно к моральным, нравственным качествам сестринского персонала. И сестра берёт на себя определённые моральные обязательства по отношению к пациенту, обществу, коллегам.
Чуткость, отзывчивость, доброта, сердечность, забота, внимание требуются от медицинских работников в повседневной работе. Уход за тяжелобольными требует от медицинской сестры огромного терпения, такта, сострадания. Фундаментальная ответственность медсестры включает четыре компонента: содействовать укреплению здоровья; предотвращать болезни; восстанавливать здоровье и облегчать страдания.
Медсестра проявляет уважение к жизни, достоинству и правам человека в лице каждого пациента независимо от национальности, расы, веры, цвета кожи, возраста, пола, политических убеждений, социального статуса. Медсестра должна поддерживать самый высокий уровень сестринской помощи, какой возможен в конкретной ситуации. Исполняя свои профессиональные обязанности, медсестра должна поддерживать такой уровень личного поведения, который бы создал хорошую репутацию данной профессии.
Долг медработника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности.
При первой встрече с пациентами положение обязывает медицинского работника так организовать встречу с пациентами, чтобы она положительно отразилась на последующих этапах лечебно-диагностического процесса. Первое впечатление влияет на все последующие встречи, поэтому медицинский работник должен вести себя так, чтобы у пациента сложилось благоприятное впечатление о нем как о человеке душевном, внимательном, хорошо знающем дело. От этого будут зависеть дальнейшие взаимоотношения с пациентом, его доверие или недоверие к медицинскому работнику.
Выделяют две стороны медицинского этикета: этикет взаимоотношений в трудовом коллективе и этикет взаимоотношений медицинского работника и пациента.
В трудовом коллективе необходимо строгое соблюдение субординации, т. е. системы служебного подчинения младшего по должности старшему. Субординация в работе имеет принципиальное значение, дисциплинирует, обеспечивает преемственность в лечении и уходе за пациентами, охраняет авторитет руководителя, старшего по званию, должности. Этикет требует, чтобы медицинские работники в коллективе всегда были вежливы, корректны, не допускали в общении друг с другом проявления неуважения. Нельзя обсуждать медицинские ошибки, действия врачей, медсестер в присутствии близких родственников пациента и с самими пациентами.
Этикет предусматривает и соответствующий внешний вид. Строго должна соблюдаться форма одежды — соответственно отделению. Нельзя быть на работе в неопрятной одежде. Недопустимы большое количество косметики, украшений, супермодные прически.
Особое значение имеет соблюдение этикета во взаимоотношениях с пациентами. Наряду с соблюдением такта медицинский работник должен понимать состояние здоровья и психологию пациента, проявлять терпимость к его слабостям. Не следует давать пациенту обещаний, если не уверены, что выполните их. Правила этикета требуют умения найти контакт даже с самыми «сложными» пациентами.
Характеристика типов:
1. Сестра-рутинёр. Наиболее характерной особенностью сестёр этого типа является механическое выполнение своих обязанностей.
2. Тип сестры, «играющей заученную роль». Такие сёстры работают, сознательно играя определённую роль, стремясь подражать кому-то, приближаться к осуществлению определённого идеала. Её поведение становится искусственным, показным. Всё это может помешать формированию должного контакта между ею и больным.
3. Тип «нервной» сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонность к невротическим реакциям может послужить серьёзной помехой в работе с больным. Результатом такой напряжённости могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных.
4. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых воспитанники станут говорить: «Строга, но справедлива. ». При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.
5. Сестры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них – естественное условие существования. Забота о больных – жизненное призвание.
6. Тип сестёр-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые благодаря каким-либо особым особенностям, свойствам личности получают специальное назначение. Такие сестры работают в лабораториях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики.
Профессия медсестры – тяжёлая профессия. Часто можно услышать от медсестры «я очень устала». Действительно: работа трудна не только физически, но и несёт с собой тяжёлые эмоциональные и психические нагрузки.
Необходимо соблюдать этические нормы как фактор саморегуляции медсестры: сохранение душевного равновесия больного; активизация его ориентации на здоровье; профилактика собственной деформации.
Морально-этические принципы
Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл и «Этическом кодексе Международного совета медицинских сестёр» являются:
· гуманность и милосердие, любовь и забота
· сострадание
· доброжелательность
· бескорыстие
· трудолюбие
· учтивость и другое
В основе морали лежат следующие основные принципы:
1. Принцип гуманности – рассматривает человека как наивысшую ценность, поощряя его творческое и моральное развитие.
2. Принцип милосердия – означает «делать добро». Он включает в себя отношение к другим и отзывчивость к тем, кто в беде.
3. Принцип исключения должностных преступлений. Это принцип «не навреди», который обязывает как врача, так и медицинского работника защищать других от опасности, снимать боль и сострадания в меру своей компетенции.
4. Принцип справедливости. Включает в себя беспристрастность, уважение человеческого равенства и равное распределение дефицитных средств.
5. Принцип правдивости (сообщение правды пациенту). Он информирует основу открытых взаимоотношений между пациентом и лечебным учреждением и выполнение обязанности последним.
6. Принцип информированного согласия, появился в конце ХХ века и лежит в основе коллегиальной модели взаимоотношений (или, как её ещё называют, модели информированного согласия). Одним из принципов модели информированного согласия является требование сообщать больному абсолютную правду о его болезни и возможном ближайшем трагическом исходе. Закон требует, чтобы больному сообщалась правдивая информация о диагнозе и прогнозе, какими бы тяжёлыми они ни были.
Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, а нередко и жизнь, хочет, как можно скорее получить эффективную сестринскую помощь, поэтому он должен быть уверен в высоком профессионализме сестры, ее доброте, чуткости, милосердии, отзывчивости. Общество еще со времен Гиппократа предъявляло особые требования именно к моральным, нравственным качествам сестринского персонала. Великий врач Древней Греции неоднократно подчеркивал важность для медицинского работника не только способности к лечению, но и неукоснительного следования требованиям этических норм. Принято считать, что именно Гиппократ сформулировал основные принципы медицинской этики («Клятва», «Закон», «О врачах»),
Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.
Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.
Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:
1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.
2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид т.п.
Основными качествами медицинского работника, причём качества именно его внутренней культуры, являются:
Что же такое внешняя культура медицинского работника?
1. Внешний вид. Основное требование к одежде медика – чистота и простата, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо всё это приятно для больных» (Гиппократ).
Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит он так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.
2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть чёткой, негромкой, эмоциональной. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т.д.
Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают их от пациентов, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.
Медицинскому работнику доверяется самое дорогое – жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несёт ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.
Права пациента:
1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2. выбор врача с учетом его согласия;
3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6. сохранение медицинскими работниками профессиональной тайны;
7. информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства;
8. отказ от медицинского вмешательства;
9. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья;
10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13. допуск к пациенту священнослужителя или предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
2. Этико-правовые аспекты соблюдения медицинской сестрой прав пациентов
Медицинская сестра должна знать и уважать права пациента и в своей профессиональной деятельности поступать с учетом этих прав.
Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию: о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Не подлежат огласке также сведения о физических недостатках, вредных привычках, имущественном положении, круге знакомств и т. п. Целью сохранения профессиональной тайны является предотвращение возможного причинения больному морального или материального ущерба. Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась. Медицинская сестра вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия.
— в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
— при угрозе распространения инфекционных заболеваний;
— по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства;
— в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
— при наличии оснований, позволяющих предполагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
Но и при вышеназванных обстоятельствах пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальной информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую ответственность за разглашение профессиональной тайны.
Владение медицинскими работниками необходимым минимумом юридической информации служит фундаментом для формирования высокой правовой культуры оказания медицинских услуг.
Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Своё выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение. Более восьмидесяти лет назад по аналогии с врачебной Клятвой Гиппократа была создана сестринская Клятва Флоренс Найтингейл.
На медсестре лежит персональная ответственность за оказание сестринской помощи и поддержку уровня своей компетентности посредством непрерывною обучения.
Медсестра поддерживает собственное здоровье на должном уровне, с тем, чтобы не подвергать риску свою способность оказывать сестринскую помощь.
Медсестра принимает взвешенные решения относительно собственной компетенции, беря на себя и делегируя поручения.
Выполняя профессиональные обязанности, медсестра ведет себя так, чтобы ее поведение благоприятно отражалось на профессии и способствовало укреплению к ней доверия со стороны общества.
Оказывая помощь, медсестра гарантирует соответствие применяемых технологий и научных достижений принципам безопасности, защиты достоинства и прав человека.
Медсестры и профессия
Медсестра играет основную роль в определении и воплощении приемлемых стандартов клинической сестринской практики, управления, исследований и образования.
Медсестра принимает активное участие в развитии научно-обоснованных профессиональных знаний.
Посредством активной деятельности в профессиональной организации, медсестра участвует в создании и поддержке безопасных и справедливых социально-экономических условий работы.
Медсестры и коллеги.
Медсестра предпринимает необходимые действия в защиту пациентов, членов их семей и сообществ, если их здоровью угрожают действия коллег или иных лиц.
Подготовила:
главная медицинская сестра Самусевич Т.Ф.
Внешний вид медицинского персонала
Значение внешнего облика медсестры в формировании правильных взаимоотношений медсестры с больными, их родственниками и коллегами. Внимание к больному, способность к сопереживанию. Отражение во внешности медицинского персонала собранности и самодисциплины.
Рубрика | Этика и эстетика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.09.2013 |
Размер файла | 20,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Внешние виды медсестры
внешний вид медицинский персонал
В формировании правильных взаимоотношений медсестры с больными их родственниками, коллегами имеет значение не только духовный, но и внешний облик медсестры. Одежда. выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медсестры и в частности, степень ее заботы.
Внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что врачам следует «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных». Нельзя забывать, что больные хотят видеть медицинского работника идеальным специалистом, но если они обнаруживают недостатки в его внешнем виде, то относят их к его профессиональной деятельности. Мед. Работник не должен допускать небрежности при осмотре больных. Нельзя, например, не вымыть руки перед осмотром больного на дому. Неприятность недопустима, так как в представлении больного она снижает престиж медицинского работника. Бывает и у медсестры неприятное ощущение при виде неприятного пожилого или тяжелого больного. Но всякий избравший труд медика должен твердо помнить, что в медицине нет грязной работы.
Ярко накрашенные губы. Длинные лакированные ногти, пальцы, унизанные драгоценностями, ультрамодная прическа …
Вопросы медицинской психологии в деятельности среднего медицинского работника.
Взаимоотношения между больным и медицинским работником зависят не только от индивидуальных особенностей больного, его психики, но и от личности и поведения медицинского работника, его общей и профессиональной культуры, соблюдения принципов этики и индеонтологии. Основная ответственность за характер этих взаимоотношений, столь важных для успешного лечения, всегда ложится на медицинского работника. Он обязан, строя свои взаимоотношения с больным, учитывать особенности его личности, переживания.
Общеизвестно, что эффективность лечения во многом зависит от веры больного в выздоровление, а это в свою очередь тесно связано стой степенью доверия, которое он питает к врачу и в целом к медицинскому персоналу отделения.
Особое значение имеют культура речи врача, а также содержание беседы. При ответах на вопросы больного нельзя ограничиваться общими фразами, так как это вызовет у него тревогу за исход болезни, сомнение в квалификации врача.
Доверие больного к медицине может быть значительно подорвано в том случае, если он заметит, что между врачом и медицинской сестрой натянутые отношения, если сестра во время приема допускает не относящиеся к делу реплики, нечетко выполняет указания врача. У больного могут возникнуть сомнения в компетенции медицинских работников, в целесообразности сделанных ими назначений, особенно если прием проходит сухо, формально, без должного выслушивания и осмотра больного и ограничивается выпиской рецептов.
Из расстройств психики наиболее часто у больных возникает чувство тревоги, даже страха за исход заболевания. При этом разные люди в зависимости от возраста и профессии, интеллекта, степени культурного развития и характера относятся к своему недугу по-разному.
Эффективность назначения физиотерапии, медикаментозного и иного лечения нередко зависит от веры больного в пользу терапевтических мероприятий. В этом чувстве веры отражается успех лечения. Медицинская сестра при выполнении назначенных врачом процедур должна уметь войти в контакт с больным и своим поведением, беседами с больным поднимать у него настроение и укреплять веру в успешное лечение.