Что относится к внешнему виду наглядности в дидактике ответ теста

Что относится к внешнему виду наглядности в дидактике ответ теста

Понятие принципа наглядности в дидактике

С точки зрения дидактики, принцип наглядности в дидактике означает обучение с использованием зрительных опор. Наличие зрительной опоры предполагает наблюдение за процессами, использование различных методических иллюстрированных материалов. Определение принципа предметности неразрывно связано с процессом наблюдения, как методом познания.

Что относится к внешнему виду наглядности в дидактике ответ теста

Принцип наглядности в обучении впервые был выдвинут чешским педагогом Я. А. Коменским в XVII веке. Выдвинутый принцип имеет научное обоснование: глаза человека — самый чувствительный анализатор. Благодаря зрению человек получает бо́льшую часть информации. Более того, зрительно полученная информация является самой достоверной. Именно поэтому в учебном и воспитательном процессах так важна зрительная опора.

Принцип иллюстративности не раз был подвержен критике и детальному рассмотрению как со стороны педагогики, так и методики. С точки зрения Песталоцци, сущность правила демонстративности заключалась в развитии логического мышления.

В рамках современной методики принцип предметности подразумевает познание с задействованием чувственных анализаторов, а именно: зрения. Наличие зрительной опоры является одним из обязательных условий успешного учебного процесса.

Виды наглядности

Наглядный компонент обучения имеет разные виды:

Что относится к внешнему виду наглядности в дидактике ответ теста

Любой из видов демонстративности положительно влияет на процесс обучения как в целом, так и на каждом этапе. Ко́мплексное прямолинейное применение нескольких видов параллельно могут повысить эффективность обучения.

Что относится к внешнему виду наглядности, она может быть реализована через муляж, иллюстрации, карты, ментальные карты, таблицы, схемы, диаграммы, предметы и др.

Роль принципа наглядности

Наглядность играет крайне важную роль в рамках освоения знаниями. Проанализировать важность наглядности лучше всего во взаимосвязи с другими дидактическими принципами.

Зрительная опора, особенно натуральная или интерактивная, позволяет оценивать и воспринимать информацию с учётом индивидуальных особенностей, что напрямую связано с обеспечением немаловажного правила доступности.

Что относится к внешнему виду наглядности в дидактике ответ теста

Также иллюстративность обеспечивает крепкую связь теории и практики. Освоив теоретические основы в рамках изучаемого предмета, учащиеся переходят к наглядной части работы, т. е. к практической. Натуральная наглядность как нельзя лучше позволяет применить полученные теоретические знания, подтвердить их и укрепить.

Благодаря использованию зрительных опор учащиеся получают максимально полные образные представления о предмете изучения, получая возможность самостоятельно сделать выводы о них.

Однако чрезмерное использование опор для обучения несёт в себе определённую опасность. Давая учащимся готовое представление об объектах и явлениях, можно невольно «стереть» их способность к самостоятельной визуализации, ввиду чего учащиеся будут неспособны самостоятельно определять явления и их вид, функции и назначения.

Тем не менее эффективность от применения опор на уроке сводит к минимуму возможные негативные последствия. Опоры выполняют ряд немаловажных функций:

Что относится к внешнему виду наглядности в дидактике ответ теста

Таким образом, наглядность обеспечивает высокие результаты обучения. Главным условием достижения наилучших результатов при помощи наглядности является их умеренное применение и грамотное соотношение видов применяемых опор.

Источник

Тест с ответами по теме: “Дидактика”

1. Выберите, что относится к основным типам уроков:
а) изучения нового материала, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации, контроля знаний и умений, комбинированные+
б) заучивания наизусть, демонстрации пособий, комбинирования, контроля
в) индивидуальной и дифференцированной работы с учениками, обобщения и систематизации
г) решения задач, выполнения опытов, написания сочинений

2. По количеству обучающихся и по особенностям взаимодействия учителя и обучающихся выделяются формы организации обучения:
индивидуальная, групповая и _____________
а) фронтальная+
б) бригадная
в) индивидуально-групповая
г) классно-урочная

3. Выберите, что из данного не относится к типам уроков, выделяемых в педагогике:
а) комбинированный урок
б) урок изучения нового материала
в) деловая игра+
г) урок обобщения и систематизации знаний

4. Определите, к чему относится учебная экскурсия:
а) вспомогательным формам обучения
б) видам обучения
в) принципам обучения
г) разновидности контроля знаний

5. Какие методы относятся к методам по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями?
а) репродуктивные и проблемно-поисковые+
б) репродуктивные и продуктивные
в) наглядные и научные

6. При каких условиях учитель может использовать только словесные методы?
а) Учитель хорошо владеет словесными методами.+
б) Учитель не располагает временем для проблемного изучения данной темы.
в) Учитель не располагает необходимыми наглядными пособиями или не может изготовить их самостоятельно.

7. Фамилия человека, который ввел термин “воспитывающее обучение” в науку:
а) А. Дистервег
б) И.Ф. Гербарт+
в) Ж.Ж. Руссо
г) Я.А. Коменский

8. Определите, что такое классно-урочная система обучения:
а) метод обучения
б) организационная форма обучения+
в) средство обучения
г) разновидность лекции

9. Выберите особенности учащихся, при которых рационально применять репродуктивные методы:
а) Ученики еще не готовы к проблемному изучению этой темы.+
б) Ученики готовы к усвоению информации только словесными методами,
в) Ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы.

10. Вспомогательные формы обучения (несколько вариантов):
а) комбинированный урок
б) экскурсия+
в) интегрированный урок
г) зачет+
д) экзамен+
е) контрольный урок
ж) урок – исследование
з) факультатив+

11. К какому принципу относится следующее правило: “Как можно чаще используйте вопрос: почему?”, чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей- непременное условие развивающего обучения”?:
а) Сознательности и активности+
б) Наглядности
в) Научности
г) Связи теории с практикой

12. Предметом этой науки – процессы преподавания и учения с их условиями и получаемыми результатами.
а) дидактики +
б) технологии
в) теории воспитания
г) теории управления

13. Представлена совокупностью принципов, содержания, методов и средств обучения, образующих целостную структуру, которая подчиняется целям обучения:
а) дидактическая система+
б) педагогическая система

14. Выберите, как понимают учение в дидактике:
а) как деятельность учеников+
б) как взаимодействие учащихся и учителя
в) как восприятие новых знаний
г) как формирование умений

15. Этот принцип хорошо показывает эффективность обучения, которая зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала:
а) доступности
б) наглядности+
в) сознательности и активности
г) прочности знаний

16. Дидактический принцип _____________:
а) гуманности обучения+
б) наглядности
в) систематичности и последовательности
г) взаимосвязь теории и практики обучения

17. Как называется нормативный документ, который определяет состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, количество времени на каждый предмет?
а) учебник
б) образовательная область
в) учебная программа
г) учебный план+

18. Выберите понятие, обобщающее все остальные:
“образование”, “содержание образования”, “учебный план”, “образовательная область”
а) “содержание образования”
б) “учебный план”
в) “образование”+
г) “образовательная область”

19. Проблемное обучение, по М.И. Махмутову, это:
а) проблема развития инициативы, творчества детей;
б) дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включающая специфическое сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи черты поиска;+
в) разновидность учебной деятельности детей по усвоению сообщаемых знаний.

20. Название группы методов, к которой относятся индуктивные и дедуктивные методы:
а) Методы по логике передачи и восприятия информации.+
б) Методы по степени управления учебной работой.
в) Методы по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями.

21. Выберите, что не относится к структурным компонентам урока:
а) организационный момент+
б) проверка домашнего задания
в) закрепление нового материала
г) диагностика интеллекта

22. Название школы, которая опирается на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей:
а) профильной
б) развивающей
в) авторской
г) профессиональной+

23. Дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, которая отражает содержание науки, это:
а) образовательная область
б) учебный план
в) образовательная программа
г) учебный предмет+

24. Как называется доведенное до автоматизма действие?
а) умение
б) знание
в) навык+
г) поведение

25. Выберите, что относится к объектам стандартизации в образовании:
а) учебно-воспитательный план учителя+
б) содержание
в) объем учебной нагрузки
г) уровень подготовки обучающихся

26. Что понимается под содержанием образования?
а) совокупность знаний, умений и навыков, развивающих устойчивые особенности отдельных психических процессов
б) совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности
в) финансовую поддержку государственных и общественных организаций средней и высшей школе
г) педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру+

27. Педагогические инновации по масштабу вносимых изменений подразделяются на следующие:
а) внешние, внутренние, ресурсные
б) локальные, модульные, системные
в) ресурсные, образовательные, содержательные+
г) организационные, дидактические, методические

28. Фамилия человека, который ввел термин “дидактика”:
а) В. Ратке+
б) Я.А. Коменский
в) Ж.Ж. Руссо
г) И.Г. Песталоцци

29. Отметьте принцип, который нацеливает на достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого:
а) систематичности+
б) наглядности
в) прочности
г) научности

30. Характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса:
а) форма организации обучения
б) метод обучения+
в) технические средства обучения
г) все ответы неверны

Источник

Виды наглядности, Методы и средства наглядности — Идея наглядности в дидактике Коменского и в современном образовании

Что относится к внешнему виду наглядности

Выделяют виды наглядности:

1. Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами (растения, животные, минералы).

2. Экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности. Она предполагает ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и опытов с процессами и явлениями, происходящими в реальной действительности (химические реакции, явление электрического разряда и т.п.).

3. Картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины, диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы).

4. Объемная наглядность (макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические тела и фигуры и т.п.).

5. Звуковая наглядность предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов, и, прежде всего, звукозаписи с грампластинок или записи на магнитной ленте художественного чтения отрывков литературных произведений, записи иностранной речи и звуковых изображений.

6. Символическая и графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления, т.к. пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде (карты, схемы, планы, чертежи, диаграммы и т.п.). В связи с бурным развитием абстрактно-теоретических знаний и отражением их в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все большее значение.

7. Внутренняя, или опосредованная, наглядность представляет оперирование уже имеющимися представлениями для формирования новых представлений (получение представления о новом через сравнение с тем, что уже известно).

Использование наглядности должно быть в той же мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Методы и средства наглядности

Педагоги прошлого отождествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека. Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания. Во всяком процессе познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. Само познание осуществляется субъектом с помощью органов чувств и мышления. Для познания объекта субъект обычно не ограничивается простым его восприятием, но активно на него воздействует. В процессе такого непосредственного чувственного познания субъект получает различного рода ощущения. Чтобы расширить сферу познания и изучать объекты, непосредственно не воспринимаемые, разрабатываются особые методы и средства. Все эти случаи связаны с опосредованным чувственным познанием, когда между субъектом и объектом находятся какие-то посредники (приборы, аппараты, другие объекты или их модели), например различные приборы, «усиливающие» органы чувств (бинокль, телескоп, эхолот и др.).

При создании средств обучения следует стремиться к тому, чтобы информация, заложенная в них, подавалась во всех трех формах репрезентации (конкретно-образной, схемно-модельной и словесной). Это в наибольшей степени может быть реализовано в экранных средствах обучения (кинофильмах, диафильмах, сериях диапозитивов).

Под конкретно-образной формой предъявления задач понимается изображение, близкое к натуре или копирующее её (рисунки, фотографии биологических объектов, явлений, процессов); под схемно-модельной формой — схематическое (более абстрактное) изображение тех же объектов, явлений, процессов; словесная форма подразумевает абстрактную (знаковую) информацию о том же учебном материале.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они должны предлагаться, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

При создании проблемных ситуаций с помощью средств наглядности противоречия возникают в случае несовпадения устной информации и восприятия наглядного материала. Познавательное противоречие, возникающее при несовпадении информации, служит средством активизации стремления к приобретению нового знания гораздо интенсивнее тогда, когда не только непонятен отдельный факт, но представляется принципиально невозможным совмещение отдельных информаций. Данные, полученные в словесной форме, и данные, почерпнутые из восприятия наглядного материала — компоненты противоречия, которые специфичны только для проблемных задач, основанных на применении наглядного материала, и поэтому определяют особенности использования средств наглядности в создании проблемных ситуаций. Выход из противоречия, возникающего при несовпадении информации, учащийся видит в том, чтобы найти новое знание, которое даст ему возможность преодолеть возникшее затруднение. Создание проблемных ситуаций на основе противоречий, получаемых при устном и зрительном восприятии наглядного материала, повышает роль учителя, обеспечивает возможность добиваться больших успехов в управлении учебным процессом.

Наглядные средства наиболее успешно решают следующие дидактические задачи:

-способствуют развитию у учащихся наглядно-образного мышления;

-выступают в роли средства активизации внимания при усвоении любого учебного материала;

-содействуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

-позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;

-расширяют сферу показа практических применений изучаемых вопросов, которые непосредственно не могут стать предметом наблюдения учеников в ходе урока;

-создают возможности для моделирования ряда непосредственно не наблюдаемых процессов и явлений;

-наглядно систематизируют и классифицируют изученные;

-выступают в роли методов стимулирования интереса к учению, создания установки на эффективное учение;

-позволяют в конкретизированной форме получать информацию о степени усвоения учебного материала.

Что относится к внешнему виду наглядности

ВНЕШНЯЯ НАГЛЯДНОСТЬ — ВНЕШНЯЯ НАГЛЯДНОСТЬ. То же, что перцептивная наглядность. Тип наглядности, связанный с непосредственным восприятием иноязычной речи на слух, либо в виде ее графического образа. Ср. внутренняя наглядность … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ВНУТРЕННЯЯ НАГЛЯДНОСТЬ — ВНУТРЕННЯЯ НАГЛЯДНОСТЬ. То же, что мнемоническая наглядность. Вид наглядности, основанный на деятельности памяти и воображения. В. н. в виде образов, представлений помогает обозначить содержание мысли, наметить ее границы и последовательность… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПЕРЦЕПТИВНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ — ПЕРЦЕПТИВНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ. То же, что внешняя наглядность … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Япония — I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Япония* — Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Классификация наглядных средств обучения и их виды

Наглядность — «Один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений». На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.

Средства — «предметы, приспособления или совокупность их, необходимые для осуществления чего-либо». Таким образом, под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать посредством зрения (изображения на экране, макеты, картины и т.п.), слуха (звукозаписи), других органов чувств.

В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.), и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.)

Рассмотрим более подробно классификацию наглядных средств по их содержанию. В неё входит:

естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);

специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);

изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции, фотографии);

условно-графическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы);

технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио и компьютерные).

Предметная наглядность — это такой метод наглядного обучения, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Предметная наглядность находит самое широкое применение в преподавании естественных наук — ботаники, зоологии, химии и др., где имеется возможность не только показать учащимся, но и дать им в руки (а иногда попробовать на вкус, понюхать) изучаемые предметы и явления — растения (с цветком, листьями, корнями), минералы, химические элементы, части скелета, продемонстрировать ход химической реакции, работу сердца лягушки и т.д.

Иначе обстоит дело в обучении истории. Здесь предметом изучения являются события и явления исторического прошлого, общественные отношения прошлого. Воспроизвести и предоставить этот предмет непосредственному восприятию учащихся мы не можем. Хроникальные фильмы в какой-то мере «воссоздают» для нас картину исторических событий, например эпизоды Великой Отечественной войны. И всё же перед нами не само прошлое, а его изображения на экране, хотя и документальное. Что касается общественных отношений прошлого, то они вообще недоступны непосредственному, живому восприятию, а должны быть познаны абстрактным мышлением. Наглядность может играть большую вспомогательную роль в познании этих отношений, поможет выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.

Таким образом, строго говоря предметная наглядность в точном значении этого понятия в преподавании истории не имеет места. Исключение составляет непосредственное восприятие памятников прошлого, если сами эти памятники становятся предметом изучения в курсе истории.

Новое в образовании:

Что относится к внешнему виду наглядности в дидактике ответ теста

В процессе учения и познания окружающей действительности принимают участие все органы чувств. Поэтому принцип наглядности определяет необходимость формирования у учеников понятий и представлений на основе чувственных восприятий явлений и предметов. Однако органы чувств или «каналы связи» человека с миром имеют различную пропускную способность. Так, за одну единицу времени орган слуха способен пропустить 1 тысячу условных единиц информации, орган осязания – 10 тысяч, а орган зрения – 100 тысяч. Получается, что человек получает примерно 80% информации об окружающем мире с помощью зрения.

С учетом наибольшей пропускной способности у органов зрения, на первом месте стоит принцип наглядности. Но он предусматривает опору не только на зрение, а и на остальные органы чувств. По мнению педагогов, чем больше в восприятии какого-нибудь впечатления участвует органов чувств, тем прочнее оно закрепится в памяти, а объясняется все взаимосвязью органов чувств.

Эффективному усвоению информации способствует применение наглядных и технических средств обучения. Кроме того, у учеников при этом активизируется познавательная деятельность, развивается способность связывать теорию с практикой и с жизнью, формируются навыки технической культуры, повышается интерес к обучению, воспитывается аккуратность и внимание.

Виды наглядности

Дидактика изучает обучение без привязывания к конкретному предмету, поэтому рассматривает общие виды наглядности:

Эти виды наглядности часто дополняют таким своеобразным видом как внутренняя наглядность. При нем в процессе обучения учащимся предлагают представить ситуацию, опираясь на свой прежний опыт. Например, на уроке физики чтобы вывести формулу расчета сопротивления проводника, учащимся не демонстрируют разного сечения проводники, а предлагают представить абстрактный проводник и подумать логически, от чего будет зависеть его сопротивление.

Реализация принципа наглядностиЧто относится к внешнему виду наглядности в дидактике ответ теста

Принцип наглядности реализуется посредством соблюдения таких правил обучения:

Сами по себе наглядные пособия в процессе обучения особой роли не играют, важно сочетать их со словами учителя. Для этого можно придерживаться одного из принципов сочетания:

Первый способ проще для учителя, т.к. требует меньших затрат времени, а второй более эффективен, т.к. способствует активизации деятельности учащихся.

Наглядность можно использовать, чтобы обогатить чувственный опыт учащихся, тогда она должна быть красочной и яркой. С другой стороны, при обучении счету младшим школьникам не требуются плакаты с красивыми рисунками, лучше чтобы на них были изображены простые карандаши, тогда внимание будет сконцентрировано на самом счете, а не на рассматривании картинок.

9.1. Использование наглядных пособий. Формы наглядности

Одна из важных проблем в методике преподавания экономических дисциплин — проблема использования наглядных пособий. Для восприятия информации и запоминания материала следует включать в познавательный процесс несколько органов чувств.

Необходимость активного применения наглядных пособий вызвано следующими обстоятельствами:

во-первых, на основании живого созерцания формируются чувственные образы и понятия;

во-вторых, обеспечивается связь абстрактных положений с жизнью. Изучение экономического материала осуществляется путем восхождения от конкретных образов к абстрактному мышлению, так и движением мысли от абстрактного к конкретному;

в-третьих, активизируются мыслительные процессы. Сочетание живого слова с образами эмоционально влияет на обучаемых, привлекает к обсуждаемому вопросу, что способствует прочности запоминания.

Наглядное обучение — это обучение на конкретных образах. При изучении экономики используются различные средства наглядности. Крамаренко В. И. и др. классифицируют наглядность: на внутреннюю и внешнюю (см. рис. 9.1).

Внутренняя наглядность предполагает использование сложившихся в сознании образов, ассоциаций, логических связей для создания новых образов.

Внешняя наглядность — это комплекс естественных и специально созданных средств обучения. В свою очередь средства внешней на- глядности делятся на натуральные, словесно-образные и изобразительные.

Натуральные средства представляют собой предметы, изделия, которые используются в естественном виде.

При изучении экономических дисциплин широко используется словесно-образная и изобразительная наглядность.

Словесно-образная наглядность — это использование художественных образов, сравнений, образцов устного народного творчества. Она помогает ярче раскрыть экономические явления, облегчив тем самым процесс восприятия и усвоения теоретического материала: эмоциональность воздействия на аудиторию слушателей. Так, стремление крестьян получить землю и стать ее хозяином выражены в поэме Я. Коласа «Новая земля». Герой поэмы Михаил говорит: «А где же выход? Где спасенье, От рабской доли избавленье? Один лишь выход есть — земля! Свой угол и свои поля.

Земля поднять на ноги может,

Земля, как друг, тебе поможет,

Земля даст волю, даст и силы.

Земля послужит до могилы.

Земля — опора детям в жизни,

Земля — начало всей отчизны!»

Художественная иллюстрация помогает не только пониманию, но и запоминанию.

Изобразительная наглядность означает применение искусственно созданных средств обучения. По технике исполнения и способу воспроизведения изобразительные средства классифицируют: 1)

образные (портреты, фотографии, картины); 2)

условные (схемы, рисунки, диаграммы, графики); 3)

технические средства обучения (кинопроектор, графопроектор, электронный проектор, магнитофон, телевизор).

Использование средств наглядности в курсе экономических дисциплин способствует претворению в практику обучения таких принципов дидактики как научность, доступность и прочность усвоения знаний.

Средства наглядности воздействуют на психику обучаемых. Знания приобретают личностный характер, основанный на использовании органов чувств и, прежде всего зрения. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Средства наглядности выполняют определенные функции в учебном процессе и, прежде всего, познавательную. Наглядность может выступать как источник учебной проблемы, способ представления результата, средство систематизации знания. При изучении экономики происходит соединение абстрактного мышления с конкретными образами. Например, определение фирмы как человека или группы людей, преобразующих ограниченные ресурсы в полезности с целью максимизации прибыли раскрывает наиболее общие существенные стороны явления. Иллюстративное представление организационно-правовых форм фирм с использованием плаката или графо- проектора позволяет конкретизировать это явление и включить зрение в процесс усвоения.

Следующей функцией является мотивационная. Знания включают собственные переживания и эмоции студентов. Посредством эмоционального воздействия привлекается внимание аудитории к обсуждаемому вопросу.

Переживание жизненного смысла явлений и ситуаций интенсифицирует учебный процесс, повышает прочность запоминания.

Виды наглядности

Уже Коменский различал наглядность предметную и образную. Первая — результат восприятия непосредственно предъявляемого объекта, вторая — воспроизводимые образы когда-то созерцавшихся объектов. Назовем первую наглядность перцептивной, а вторую — мнемической.

Но Коменский справедливо полагал, что предмет может созерцаться и в его изображении, а образы фантазии (памяти) могут быть нарисованы. Следовательно, имеется уже четыре вида наглядности: 1) непосредственно-перцептивная (показ преподавателем положения губ при произнесении какой-либо губной фонемы), 2) изображенно-перцептивная (предъявление изображенных губ (фото), 3) непосредственно-мнемическая (образ памяти, как этот звук произносил какой-то иностранец), 4) изоб- раженно-мнемическая (рисунок по памяти лица этого иностранца).

С этим первым основанием для классификации видов наглядности тесно связано второе — степень натуральности или схематичности: 1) фото, 2) рисунок, 3) схема; 1) звучащий звук, 2) синтетический звук, 3) его спектрограмма (или сагитальный разрез, органов артикуляции при произнесении данной фонемы).

Третье основание — участие органов ощущений: наглядность зрительная, слуховая, мышечно-двигательная и т. д., а также смешанная. Например, при программированном научении рече-вой интонации учащийся: 1) слышит речь в магнитофонной записи, 2) видит на табло схематическое изображение интонации в совокупности ее составляющих и 3) испытывает рукой силу произношения, в частности место ударения и членение фразы на силовые куски.

Четвертое основание — чистая наглядность и наглядность, со-провождаемая аналитическим объяснением. Например, в аудио-визуальном методе Губерина [5—9] в первые недели занятий ис-пользуется чистая наглядность, когда учащиеся только слышат речь на иностранном языке.

Пятое основание для классификации видов наглядности при обучении иностранным языкам — предметная (со всеми ее разновидностями) или же языковая наглядность. Дело в том, что при обучении иностранному языку предмет обучения становится также и средством обучения, в том числе и средством наглядного обучения. Преподаватель, обучая учащихся звуковому составу иностранного языка, все время произносит изучаемый материал сам или же воспроизводит его в магнитофонной записи. Поэтому речь преподавателя должна быть достаточно громкой и выразительной, а его дикция отчетливой и ясной. Магнитофонная запись должна быть высоко совершенной без каких-либо акустических помех. При обучении синтаксису особенно важна логическая, эмоциональная и волевая выразительность речи преподавателя, чтобы средствами интонации доносился до учащихся именно данный вид или подвид интонации и синтаксической структуры предложения. Иногда (как указывалось в главе IV) даже члены предложения конкретизируются только интонаци-онно.

Таким образом, устная речь на изучаемом языке становится наглядным средством усвоения его правил, понимания его звуковой, лексической, синтаксической и интонационной системы.

Языковая наглядность может быть и изобразительной, начиная от фото лица говорящего человека и кончая схемой времен глагола изучаемого языка.

Приехав из страны изучаемого языка, учащийся некоторое время пользуется мнемической языковой наглядностью, вызывая у себя яркие образы устной речи на изучаемом языке, как он ее слышал в произношении того или иного конкретного человека.

Как уже было сказано выше, имеются все основания к тому, чтобы указать и психологически охарактеризовать новый вид наглядности при обучении иностранным языкам, который возник за последние годы и пока применяется стихийно без осознания его специфической природы.

Видимо, здесь возможны два пути: 1) использование элементов театрализации и 2) создание специальных звуковых кинофильмов.

Не следует забывать, что театр творчески воссоздает жизнь в таком виде, что чувственно-наглядные впечатления от актеров становятся художественными образами, т. е. носителями каких- то моральных, эстетических, научных, политических и других идей. Иначе говоря, театр позволяет раскрывать законы жизни через художественные образы. Так почему же нельзя раскрывать законы языка, общения посредством языка, создавая типические ситуации (образцы и модели) этого общения? А это означает,, что через театрализованную наглядность вполне возможно изучать язык как средство общения, а речь как процесс общения и вне страны изучаемого языка. Только для этой цели должен быть создан институт иностранных языков нового типа, в котором аудитории были бы модельными репрезентантами вербального общения на изучаемом языке.

Другой путь — создание специальных звуковых кинофильмов, чем так усиленно и успешно занимается межвузовский методический кабинет I МГПИИЯ под руководством И. Ю. Шехтера [И —13]. Эти кинофильмы строятся по особой методической программе. Их задача — наглядно иллюстрировать языковые правила, показывать, как они реализуются в жизненных вербальных ситуациях, а также приучать учащихся к общению на изучаемом языке в свойственной стране изучаемого языка обстановке.

Таким образом, для классификации существующих и вновь возникающих видов наглядности при обучении иностранным языкам существенны следующие различающие их признаки:

чистая’ (синтетическая) —опосредствованная (аналитическая);

Например, диафильмы содержат наглядность: объектную,

изобразительную, перцептивную, реальную (схематическую), однорецепторную (зрительную), синтетическую (аналитическую) и аспектную — и вовсе не содержат наглядности посту- почной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *