Что относится к внешкольным детским учреждениям
внешкольные учреждения
Смотреть что такое «внешкольные учреждения» в других словарях:
ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — государственные и общественные учреждения по внешкольной работе с детьми и подростками детские центры (внешкольной, воспитательной работы, эстетического воспитания, спортивно оздоровительные и др.); детские парки и городки; детско юношеские… … Большой Энциклопедический словарь
внешкольные учреждения — papildomojo ugdymo įstaigos statusas T sritis švietimas apibrėžtis Neformaliojo švietimo institucijos, organizuojančios pedagoginį darbą su bendrojo lavinimo mokyklų moksleiviais. Tai jaunųjų technikų, gamtininkų stotys, moksleivių turistinės… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Внешкольные учреждения — в СССР государственные и общественные организационные и инструктивно методические учреждения по внешкольной работе с детьми и подростками (учащихся всех классов средней школы); работают в тесном контакте со школой, пионерской и… … Большая советская энциклопедия
Комплексные внешкольные учебные учреждения — Внешкольные учебные учреждения могут быть комплексными и профильными. Комплексные внешкольные учебные учреждения организуют работу с воспитанниками, учащимися и слушателями по разным направлениям внешкольного образования (художественно… … Официальная терминология
ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — Наркомпроса РСФСР, уч. воспитат. учреждения, организованные для разработки форм и методов обучения и воспитания, а также внедрения их в практику массовой школы О.п.у служили гл. базой подготовки и переподготовки учителей и др. работников… … Российская педагогическая энциклопедия
Опытно-показательные учреждения Наркомпроса( РСФСР) — учебно воспитательные учреждения, организованные для разработки форм и методов обучения и воспитания, а также внедрения их в практику массовой школы. О. п.у. служили базой подготовки и переподготовки педагогических работников, проводили… … Педагогический терминологический словарь
Дворцы и дома пионеров и школьников — внешкольные учреждения системы министерств просвещения (народного образования) союзных республик; являются организационными и инструктивно методическими центрами массовой внешкольной учебно воспитательной работы с учащимися; решают вместе … Большая советская энциклопедия
СССР. Народное образование — Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия
Дополнительное образование детей — (внешкольная работа) составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. развитие мотивации детей… … Педагогический терминологический словарь
Внешкольные учреждения
Полезное
Смотреть что такое «Внешкольные учреждения» в других словарях:
ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — государственные и общественные учреждения по внешкольной работе с детьми и подростками детские центры (внешкольной, воспитательной работы, эстетического воспитания, спортивно оздоровительные и др.); детские парки и городки; детско юношеские… … Большой Энциклопедический словарь
внешкольные учреждения — государственные и общественные учреждения по внешкольной работе с детьми и подростками детские центры (творчества, воспитательной работы, эстетического воспитания, спортивно оздоровительные и др.); детские парки и городки; детско юношеские… … Энциклопедический словарь
внешкольные учреждения — papildomojo ugdymo įstaigos statusas T sritis švietimas apibrėžtis Neformaliojo švietimo institucijos, organizuojančios pedagoginį darbą su bendrojo lavinimo mokyklų moksleiviais. Tai jaunųjų technikų, gamtininkų stotys, moksleivių turistinės… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Комплексные внешкольные учебные учреждения — Внешкольные учебные учреждения могут быть комплексными и профильными. Комплексные внешкольные учебные учреждения организуют работу с воспитанниками, учащимися и слушателями по разным направлениям внешкольного образования (художественно… … Официальная терминология
ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — Наркомпроса РСФСР, уч. воспитат. учреждения, организованные для разработки форм и методов обучения и воспитания, а также внедрения их в практику массовой школы О.п.у служили гл. базой подготовки и переподготовки учителей и др. работников… … Российская педагогическая энциклопедия
Опытно-показательные учреждения Наркомпроса( РСФСР) — учебно воспитательные учреждения, организованные для разработки форм и методов обучения и воспитания, а также внедрения их в практику массовой школы. О. п.у. служили базой подготовки и переподготовки педагогических работников, проводили… … Педагогический терминологический словарь
Дворцы и дома пионеров и школьников — внешкольные учреждения системы министерств просвещения (народного образования) союзных республик; являются организационными и инструктивно методическими центрами массовой внешкольной учебно воспитательной работы с учащимися; решают вместе … Большая советская энциклопедия
СССР. Народное образование — Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия
Дополнительное образование детей — (внешкольная работа) составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. развитие мотивации детей… … Педагогический терминологический словарь
Внешкольное учреждение
Учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й— тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Содержание
Типология учреждений
Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.
Существуют следующие виды учреждений:
До 2006 года в номенклатуру учреждений входили также:
Кроме того с 1992 по 1997 год существовали такие виды учреждений как:
Детские ж/д существуют и по сей день в 25 городах России, 9 городах Украины,по одной в Казахстане, Белоруссии и Узбекистане.
История развития учреждений дополнительного образования в России
В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.
Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи. Общее число учреждений на конец 2005 года составило более 17 тыс., только в системе образования обучалось более 8,7 млн детей (более 40 процентов от общего числа детей школьного возраста).
На 31 декабря 2005 года в системе образования Российской Федерации функционировало 2944 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, в том числе 1917 — ДЮСШ, 464 — СДЮШОР, 556 — ДЮКФП, 7 — центров физической культуры.(59,5 % от общего количества данных учреждений по России находятся в ведении образования, остальные в системе Росспорта и добровольных спортивных обществ, а также государственно-общественной организации «Юность России»). Всего в Российской Федерации насчитывается 4951 таких учреждений. [1]
Литература
Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М., Владос, 2005, 204 с.
Виды учреждений дополнительного образования
Виды учреждений дополнительного образования.
Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др. Рассмотрим классификацию учреждений дополнительного образования подробнее.
Центр, как учреждение дополнительного образования,– многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и областей длительности. Центр создает, поддерживает, обеспечивает и развивает образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, самореализации личности.
Центр – это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть театр, студия, мастерская, станция, клуб, школа, музей.
Выделяют следующие виды Центров:
Центр дополнительного образования детей;
Центр развития творчества детей и юношества;
Центр творческого развития и гуманитарного образования;
Центр детско-юношеский, детского творчества;
детский центр (подростковый);
Центр внешкольной работы.
Детский экологический центр (оздоровительно-экологический, эколого-биологический);
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
Центр детского (юношеского) технического творчества (научно-технического творчества, юных техников);
Центр детский морской;
Центр детский (юношеский) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств);
Центр детский оздоровительно-образовательный (профильный).
Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения, учебный план, учитывающий пожелания детей и родителей по созданию факультативов, организации индивидуальной работы и консультаций; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.
Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, программы которого могут различаться по следующим основаниям:
уровню (коррекционные, базовые, продвинутые);
ступеням обучения (начальное, основное, профессиональное);
профилю (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и т.д.).
Выделяют следующие виды школ:
школа по различным областям науки и техники,
по различным видам искусств,
детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва).
Для школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (4-5-летние и более длительные программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся. У школ есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности.
Дворец (Дом) – самодостаточное учреждение дополнительного образования детей с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).
Выделяют следующие виды Дворцов:
Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи;
Дворец учащейся молодежи,
Дворец пионеров и школьников,
Дворец юных натуралистов,
Дворец спорта для детей и юношества,
Дворец художественного творчества (воспитания) детей,
Дворец (Дом) детский культуры искусств.
Видами Домов могут быть:
Дом детского творчества;
Дом детства и юношества, учащейся молодежи;
Дом пионеров и школьников;
Дом юных натуралистов;
Дом детского (юношеского) технического творчества (юных техников);
Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
Дом художественного творчества (воспитания) детей;
Детский дом культуры (искусств).
Клуб – объединение детей и педагогов, созданное в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения.
Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие и др.); по степени организованности (официальные и неформальные).
В дополнительном образовании детей клуб может стать видом образовательного учреждения при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ профессионального самоопределения с адекватным методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализации. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как общение единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, личной свободы, ценности традиций и истории, ценность другого человека и т.д.
Виды клубов: Клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский подростковый, детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского технического творчества юных техников, детского и юношеского туризма и экскурсии (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки.
Станция – профильное учреждение дополнительного образования, специально оборудованное для обучения по профильным программам и ведения наблюдения, исследования по определенному направлению, а также организующее временные профильные учреждения дополнительного образования (лагеря).
Станция юных натуралистов;
Станция детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников);
Станция детская экологическая (эколого-биологическая);
Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).
Детский парк – тип учреждения, основное предназначение которого – реализация дополнительных образовательных программ и услуг в природной среде, на территории парковой зоны.
Все другие виды учреждений дополнительного образования детей, продолжающие традиции вышеперечисленных учреждений внешкольной деятельности (студия, музей, детский лагерь и пр.) не отличаются целостностью и системной определенностью в статусе образовательного учреждения. Программы этих учреждений можно охарактеризовать как досуговые, оздоровительные, социальной поддержки. Они могут стать: относительно самостоятельным модулем образовательной среды центров, школ, клубов; филиалами центра, выполняющего определенные функции в реализации целей образовательной программы; формой организации образовательного процесса (временной или постоянной).
ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Смотреть что такое «ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ» в других словарях:
внешкольные учреждения — государственные и общественные учреждения по внешкольной работе с детьми и подростками детские центры (творчества, воспитательной работы, эстетического воспитания, спортивно оздоровительные и др.); детские парки и городки; детско юношеские… … Энциклопедический словарь
внешкольные учреждения — papildomojo ugdymo įstaigos statusas T sritis švietimas apibrėžtis Neformaliojo švietimo institucijos, organizuojančios pedagoginį darbą su bendrojo lavinimo mokyklų moksleiviais. Tai jaunųjų technikų, gamtininkų stotys, moksleivių turistinės… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Внешкольные учреждения — в СССР государственные и общественные организационные и инструктивно методические учреждения по внешкольной работе с детьми и подростками (учащихся всех классов средней школы); работают в тесном контакте со школой, пионерской и… … Большая советская энциклопедия
Комплексные внешкольные учебные учреждения — Внешкольные учебные учреждения могут быть комплексными и профильными. Комплексные внешкольные учебные учреждения организуют работу с воспитанниками, учащимися и слушателями по разным направлениям внешкольного образования (художественно… … Официальная терминология
ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — Наркомпроса РСФСР, уч. воспитат. учреждения, организованные для разработки форм и методов обучения и воспитания, а также внедрения их в практику массовой школы О.п.у служили гл. базой подготовки и переподготовки учителей и др. работников… … Российская педагогическая энциклопедия
Опытно-показательные учреждения Наркомпроса( РСФСР) — учебно воспитательные учреждения, организованные для разработки форм и методов обучения и воспитания, а также внедрения их в практику массовой школы. О. п.у. служили базой подготовки и переподготовки педагогических работников, проводили… … Педагогический терминологический словарь
Дворцы и дома пионеров и школьников — внешкольные учреждения системы министерств просвещения (народного образования) союзных республик; являются организационными и инструктивно методическими центрами массовой внешкольной учебно воспитательной работы с учащимися; решают вместе … Большая советская энциклопедия
СССР. Народное образование — Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия
Дополнительное образование детей — (внешкольная работа) составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. развитие мотивации детей… … Педагогический терминологический словарь