Что относится к внешкольному образованию
Внешкольное учреждение
Учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й— тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Содержание
Типология учреждений
Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.
Существуют следующие виды учреждений:
До 2006 года в номенклатуру учреждений входили также:
Кроме того с 1992 по 1997 год существовали такие виды учреждений как:
Детские ж/д существуют и по сей день в 25 городах России, 9 городах Украины,по одной в Казахстане, Белоруссии и Узбекистане.
История развития учреждений дополнительного образования в России
В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.
Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи. Общее число учреждений на конец 2005 года составило более 17 тыс., только в системе образования обучалось более 8,7 млн детей (более 40 процентов от общего числа детей школьного возраста).
На 31 декабря 2005 года в системе образования Российской Федерации функционировало 2944 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, в том числе 1917 — ДЮСШ, 464 — СДЮШОР, 556 — ДЮКФП, 7 — центров физической культуры.(59,5 % от общего количества данных учреждений по России находятся в ведении образования, остальные в системе Росспорта и добровольных спортивных обществ, а также государственно-общественной организации «Юность России»). Всего в Российской Федерации насчитывается 4951 таких учреждений. [1]
Литература
Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М., Владос, 2005, 204 с.
Педагогический словарь
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Во 2-й половине 80-х гг. появились народные дома, ставшие центрами В.о. Создавались также попечительства о народной трезвости (субсидировались Министерством финансов), которые располагали своими учреждениями В.о. В 1902 создана Комиссия общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих, которая организовывала народные чтения и издавала литературу монархического и религиозного содержания. Под влиянием Революции 1905-07 был снят ряд ограничений. С 1905 создавались народные университеты, среди которых выделялся Шанявского университет. В 1905-07 возникла широкая сеть культурно-просветительских обществ и клубов для рабочих. Были созданы: общества народных университетов (1905), Петербургское общество библиотековедения, Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования в Петербурге и Общество содействия внешкольному образованию в Москве (оба в 1907). В 1912-13 началась подготовка работников В.о. в Педагогической академии и в университете Шанявского. С 1914 организовывались летние курсы во мн. губерниях.После октября 1917 В.о. было включено в государственную систему народного образования и после организации Главполитпросвета (1920) развивалось в русле политико-просветительной, а позднее культурно-просветительной работы.
В 90-е гг. В.о. получило статус дополнительного образования взрослых, ориентированного гл.о. на повышение профессионального уровня специалистов.
— особая сфера дополнительной образовательной деятельности, осуществляемая сетью внешкольных образовательных учреждений культурно-эстетического, естественно-научного, технического, спортивно-оздоровительного и других профилей в целях более полного удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей детей и подростков в духовном, интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, организации их свободного времени и отдыха.
Дополнительное образование детей
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.( [1] ). Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
Содержание
История развития дополнительного образования в России
Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных [источник не указан 111 дней] российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря
От внешкольного воспитания — к дополнительному образованию детей
Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.
После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-ые годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. 2008 год — год 90-летия русской системы дополнительного образования детей, в преддверии этого события Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден соответствующий план подготовки реализации мероприятий к данному событию.
Инфраструктура системы дополнительного образования детей
В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн детей).
Были введены сертификаты, позволяющие ребёнку бесплатно посещать ровно один «кружок», за остальные стало необходимым платить. Сертификаты также направлены на подсчёт учащихся данного направления, что определяет зарплату преподавателя, которая стала финансироваться по подушевому принципу. Изменения, произошедшие из-за этого нововведения, сатирически описаны в романе «Блуда и МУДО» Алексея Иванова.
Опыт дополнительного (неформального) образования детей за рубежом
Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счёт финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Non-formal education), альтернативным образованием (alternative education).
ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Смотреть что такое «ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ» в других словарях:
внешкольные учреждения — государственные и общественные учреждения по внешкольной работе с детьми и подростками детские центры (творчества, воспитательной работы, эстетического воспитания, спортивно оздоровительные и др.); детские парки и городки; детско юношеские… … Энциклопедический словарь
внешкольные учреждения — papildomojo ugdymo įstaigos statusas T sritis švietimas apibrėžtis Neformaliojo švietimo institucijos, organizuojančios pedagoginį darbą su bendrojo lavinimo mokyklų moksleiviais. Tai jaunųjų technikų, gamtininkų stotys, moksleivių turistinės… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Внешкольные учреждения — в СССР государственные и общественные организационные и инструктивно методические учреждения по внешкольной работе с детьми и подростками (учащихся всех классов средней школы); работают в тесном контакте со школой, пионерской и… … Большая советская энциклопедия
Комплексные внешкольные учебные учреждения — Внешкольные учебные учреждения могут быть комплексными и профильными. Комплексные внешкольные учебные учреждения организуют работу с воспитанниками, учащимися и слушателями по разным направлениям внешкольного образования (художественно… … Официальная терминология
ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — Наркомпроса РСФСР, уч. воспитат. учреждения, организованные для разработки форм и методов обучения и воспитания, а также внедрения их в практику массовой школы О.п.у служили гл. базой подготовки и переподготовки учителей и др. работников… … Российская педагогическая энциклопедия
Опытно-показательные учреждения Наркомпроса( РСФСР) — учебно воспитательные учреждения, организованные для разработки форм и методов обучения и воспитания, а также внедрения их в практику массовой школы. О. п.у. служили базой подготовки и переподготовки педагогических работников, проводили… … Педагогический терминологический словарь
Дворцы и дома пионеров и школьников — внешкольные учреждения системы министерств просвещения (народного образования) союзных республик; являются организационными и инструктивно методическими центрами массовой внешкольной учебно воспитательной работы с учащимися; решают вместе … Большая советская энциклопедия
СССР. Народное образование — Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия
Дополнительное образование детей — (внешкольная работа) составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. развитие мотивации детей… … Педагогический терминологический словарь
История дополнительного образования детей
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
История развития дополнительного образования в России
Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодежная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребенка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требущие организовывать то по 10 кружков технического вторчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.
Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и зарубежом люди.
Инфраструктура системы дополнительного образования детей
Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является ее бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.
Опыт дополнительного (неформального) образования детей за рубежом
Отечественный опыт внешкольного (дополнительного ) образования был и остается уникальным в мировой педагогической практике. Но вместе с тем он впитал в себя передовые традиции педагогических идей многих других стран, стал примером для реалиазции практического опыта в других странах (помимо стран СНГ, где повсеместно при общем сокращении численности сохранились эти учреждения, прежде всего в странах Восточной Европы, Китая, Кубы, Вьетнама, КНДР и т.д.).
Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополниельных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счет финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Informal eductaion), альтернативным образованием (alternative education).
Направленности (профили) реализации программ дополнительного образования детей и взрослых
Дополнительное образование детей и взрослых в России осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Предпрофессиональные программы реализуются в области спорта ( спортивные школы ) и области искусства (школы искусств, художественные и музыкальные школы).
социально-педагогическая направленность (лидерство, волонтёрство / добровольчество /, работа с группами детей, имеющими особые нужды (с ограничениями здоровья), одарённые и талантливые дети );
физкультурно-спортивная направленность (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт)