Что относится к видам затрат на природоохранную деятельность оао ржд
Что относится к видам затрат на природоохранную деятельность оао ржд
ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») имеет стратегическое значение в экономике России и является одной из самых крупных мировых железнодорожных компаний со значительными объемами грузовых и пассажирских перевозок, большой научно-технической базой, проектными, производственными и строительными мощностями.
Политика ОАО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности направлена на сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды при реализации всех направлений деятельности Компании.
Политика ОАО «РЖД» разработана и принята в полном соответствии со стратегией государства в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности, Федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами ОАО «РЖД» и Коллективным договором.
Приоритетными задачами ОАО «РЖД» при реализации настоящей Политики являются:
Для решения приоритетных задач в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности в ОАО «РЖД» на основе лучшей отечественной и зарубежной практики подготовлены и приняты к реализации функциональные стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, управления рисками, а также управления качеством.
Настоящая политика распространяется на все филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД», а также рекомендуется дочерним и зависимым обществам Компании для применения.
ОАО «РЖД» рассчитывает на понимание обществом и гражданами сложности и масштабности стоящих перед Компанией задач.
Политика ОАО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности устанавливает следующие задачи:
Для решения поставленных задач ОАО «РЖД» стремится обеспечить:
Социальная ответственность
Охрана окружающей среды
ОАО «РЖД» – крупнейший природопользователь, работающий на территории 77 субъектов Российской Федерации. Выбор приоритетов ОАО «РЖД» в области рационального природопользования и повышения экологической безопасности до 2025 года определен Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. С учетом приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды основная цель ОАО «РЖД» – повышение уровня экологической безопасности, рационального природопользования и сохранения природных систем.
С учетом приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды основная цель ОАО «РЖД» в области природоохранной деятельности – повышение уровня экологической безопасности, рационального природопользования и сохранения природных систем.
Природоохранная деятельность в ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с документами:
Главная цель РЖД в сфере экологии – забота об экологической безопасности и здоровье людей. Для достижения этой цели до 2025 года по сравнению с 2018 года предусматривается:
Железнодорожный транспорт – один из наиболее экологически чистых видов транспорта. При этом компания прилагает постоянные усилия для повышения эффективности своей природоохранной деятельности.
Основные экологические риски компании связаны с негативным воздействием объектов компании на окружающую среду, использованием природных ресурсов, включая невозобновляемые.
ОАО «РЖД» является экологически ответственной компанией, способствует развитию природоохранной деятельности, применяет механизмы добровольной экологической ответственности.
В 2012 – 2017 годах структурные подразделения 12 филиалов, в том числе обеспечивающих работу скоростного хода Москва – Санкт-Петербург, прошли проверку сертифицирующего органа на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента». Всего выданы сертификаты соответствия по системе экологического менеджмента 68 подразделениям.
В рамках добровольного вклада развития общества в социальной, экономической и экологической сферах ОАО «РЖД» идет по пути повышения открытости и прозрачности, и раскрывает стратегию и результаты своей деятельности в нефинансовых отчетах, которые становятся важным элементом культуры ответственного ведения бизнеса.
Для демонстрации заинтересованным сторонам, в том числе проводимой в ОАО «РЖД» деятельности по охране окружающей среды, ежегодно формирует и издает отчетность в области социальной ответственности и устойчивого развития.
В целях соблюдения конституционных прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды, повышения эффективности общественного контроля и уровня открытости данных в области экологической безопасности в ОАО «РЖД» в 2016 году утверждено Положение об экологической открытости. Положение определяет принципы, формы, требования к открытости сведений о воздействии на окружающую природную среду.
В 2017 году разработан и утвержден Порядок раскрытия экологической информации, который регламентирует представление сведений по природоохранной деятельности подразделений ОАО «РЖД».
В целях своевременного предупреждения рисков финансовых и имиджевых потерь, ухудшения показателей деятельности ОАО «РЖД», связанных с невыполнением требований и ожиданий заинтересованных сторон, разработана Методика внутренней оценки экологической ответственности ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 01.03.2016 № 333р.
В рамках контроля выполнения природоохранных требований поставщиками в области охраны окружающей среды в ОАО «РЖД» используется Методика учета и оценки экологических требований к продукции, сырью и материалам, закупаемым бизнес-единицами ОАО «РЖД». Методика регулирует выполнение дополнительных требований, что позволяет снижать нагрузку на окружающую природную среду, улучшать условия труда работников и повышать экономические показатели компании за счет увеличения энергоэффективности и ресурсосбережения. Требования рекомендуется учитывать при формировании перечня закупаемой продукции и разработке документации к процедуре закупки.
Направления природоохранной деятельности
Снижение воздействия на окружающую среду достигнуто за счет следующих важнейших направлений в деятельности ОАО «РЖД»:
В рамках экомониторинга ежегодно проводятся внутренние экологические аудиты и проверки в соответствии с корпоративными требованиями, утвержденными СТО РЖД «Система управления охраной окружающей среды в ОАО «РЖД». Правила организации и проведения внутренних аудитов и проверок».
Осуществляются регулярные проверки магистральных и маневровых тепловозов, путевой техники на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с помощью 166 диагностических комплексов пунктов экологического контроля. Проведение замеров выбросов осуществляются во время испытаний тепловозов на пунктах реостатных испытаний после проведения ремонта.
Доля ОАО «РЖД» в загрязнении окружающей среды России в настоящее время по выбросам вредных веществ в атмосферу, сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, образованию отходов составляет менее 1%.
Техническое перевооружение, обеспечивающее снижение воздействия на окружающую среду:
Результаты реализации экологической стратегии
Инвестиционные затраты ОАО «РЖД» на охрану окружающей среды в 2020 году составили 4 млрд. рублей
Основные природоохранные мероприятия ОАО «РЖД» в 2020 году
Ежегодно работники ОАО «РЖД» приводят в эталонное санитарное состояние территории полосы отвода железных дорог, граничащие с особоохраняемыми природными территориями. При этом особое внимание уделяется противопожарным мероприятиям. Полосы отвода железных дорог постоянно обследуются для выявления несанкционированных навалов мусора, проводятся противопожарная опашка минерализованной полосы, уборка порубочных остатков, старогодных шпал, вырубка сухостойной древесной и кустарниковой растительности. В местах, где животные часто выходят на железнодорожный путь, применяется светоотражающая лента, организуются совместные обходы с приглашением представителей лесничеств и участков охотничьих хозяйств.
В 2020 году природоохранная деятельность компании получила высокую оценку федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций:
Свердловская железная дорога стала победителем в номинации «Лучший проект по эффективному обращению с промышленными отходами»;
Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение ООО «Трансэнерго» – филиала ОАО «РЖД» – победитель в номинации «Лучший проект в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
Структурные подразделения ОАО «РЖД» в сфере природоохранной деятельности
«Экология как проводник модернизации» РЖД в пандемию усилили «зеленое» направление
Фото: Максим Каширин / ТАСС
На «зеленые» проекты в 2020 году «Российские железные дороги» направили более 4 миллиардов рублей, и вообще инвестиции холдинга в охрану окружающей среды были увеличены. Это произошло на фоне того, что многим компаниям в условиях пандемии из экономии приходилось сворачивать важные программы. Несмотря на трудности, «Российские железные дороги» работали стабильно, как по расписанию, — пассажирские и грузовые перевозки осуществлялись с учетом эпидемиологической обстановки. При этом ОАО «РЖД» выполнило социальные обязательства как по отношению к своим сотрудникам, проиндексировав зарплату дважды за год, так и к пассажирам, сохранив льготные программы. В плановом режиме идет работа по модернизации стратегически важных транспортных артерий. О том, как РЖД не только повышают уровень экологической безопасности, но и минимизируют в рамках работ по модернизации транспортной инфраструктуры воздействие на природу, и о том, как холдинг становится лидером в безопасности, энергоэффективности и экологичности, — в материале «Ленты.ру».
Чистота в приоритете
Природоохранные мероприятия — современный тренд. Но не только поэтому экологическая сфера находится в числе приоритетных направлений деятельности РЖД. Ответственное отношение, например, к вторичной переработке дает компании и дополнительные финансовые ресурсы.
Среди наиболее значимых экологических инициатив холдинга — раздельный сбор мусора, который практикуется в поездах, на строительных объектах и на вокзалах. В «Сапсанах» такая программа успешно работает с 2019 года, и за внедрение системы экологической безопасности в сервисе этих скоростных поездов холдинг стал лауреатом премии ECO BEST AWARDS.
В этом году компания планирует направить на переработку свыше 570 тысяч тонн вторсырья — бумаги, пластика, стекла, собранных путем раздельного накопления. Также будет утилизировано более 130 тысяч тонн деревянных шпал. Кроме того, комплекс мер, предусмотренных на этот год, позволит сократить на 13 тысяч тонн выбросы в атмосферу вредных веществ и более чем на 700 тысяч тонн углекислого газа. Сбросы сточных вод планируется уменьшить более чем на 400 тысяч кубических метров.
Для обывателя эти цифры мало о чем говорят, да и сами экологические мероприятия, как правило, незаметны. Но так как эта тема очень важная, то для привлечения внимания компания ввела для пассажиров «экологическую» опцию, напоминающую, что, выбрав поезд, а не автомобиль, они могут сократить выбросы парниковых газов. Для этого при оформлении электронного билета в личном кабинете нужно нажать на значок с зеленым листом, и появится соответствующее напоминание.
Фото: Игорь Агеенко / РИА Новости
Ради сохранения экосистем
РЖД выстраивают свою деятельность таким образом, чтобы не только повысить уровень экологической безопасности, но и минимизировать в рамках работ по модернизации транспортной инфраструктуры до 2024 года воздействие на природные экосистемы. А комплекс этих работ очень большой. В частности, компания ведет расширение магистральных путей в общей сложности более чем на 1,1 тысячи километров в самых разных регионах страны. Так, для увеличения пропускной способности «расшиваются» узкие места в направлении морских портов Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, через которые на экспорт поступают кузбасский уголь и другая продукция отечественных производителей.
Одним из важнейших пунктов программы является модернизация БАМа и Транссибирской железнодорожной магистрали. Значимость этих основных транспортных артерий для поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона стала особенно очевидна в условиях пандемии, когда авиационные грузоперевозки практически встали, а железнодорожные, наоборот, показали свою надежность. В разгар эпидемии по железной дороге из Китая в Европу удалось доставить необходимые средства индивидуальной защиты, в том числе более 40 миллионов медицинских масок.
Затрагивает столь масштабная модернизация железнодорожной инфраструктуры, соответственно, и очень многие уязвимые и требующие повышенного внимания экосистемы. Для того чтобы снизить воздействие на окружающую среду в ходе строительства, холдинг использует лучшие экологические практики. Так, в этом году РЖД первая из российских компаний подписала с Минприроды России рамочный документ, предполагающий организацию экологического мониторинга на железных дорогах. Что важно, документ действует в дополнение к федеральным и местным природоохранным законодательным нормам. Теперь для каждого объекта строительства будут сформированы специальные экологические паспорта.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Байкал под защитой
Под особым контролем холдинга находятся уникальные природные объекты, и в первую очередь, конечно, Байкал. В этом году по поручению президента России Владимира Путина РЖД совместно с Минприроды, руководством Иркутской области и Республики Бурятии, при участии научных и общественных экологических организаций разработали дополнительные меры по сохранению этой экосистемы.
В рамках экологического мониторинга откроется горячая линия по вопросам реализации мероприятий по охране окружающей среды в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Начнут также работать стационарные и передвижные автоматизированные посты непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. На Кругобайкальской железной дороге и объектах БАМа и Транссиба будут установлены контейнеры для раздельного сбора мусора и продолжена модернизация очистных сооружений, электротехнического оборудования на тяговых подстанциях.
Со своей стороны РЖД гарантируют, что при строительстве на учете будет каждое дерево в районе Байкала и прилегающих территорий. А там, где магистраль пройдет через зеленые насаждения, будут организованы компенсационные лесопосадки. Осенью этого года в Иркутском и Хомутовском лесничествах появилось более 40 тысяч сеянцев сосны на площади 20 гектаров, которые были запланированы при проектировании Байкальского тоннеля. И эта работа будет продолжена.
Уже известно, что в рамках строительства почти на 40 гектарах будет вырублено около 20 тысяч деревьев, среди которых, правда, нет ценных пород. Тем не менее взамен РЖД высадят 80 тысяч сеянцев ценной сосны почти на 50 гектарах, ранее пострадавших от пожаров и нуждающихся в восстановлении.
Именно такой подход и формирует, по замыслу руководства РЖД, социально ответственной имидж компании. И вполне обоснованно холдинг является лидером в безопасности, энергоэффективности и экологичности, причем это лидерство подтверждено международными организациями. По итогам 2020 года РЖД заняли почетное третье место в ежегодном рэнкинге устойчивого развития — ESG (Environmental Social Governance), который составляет рейтинговое агентство RAEX-Europe. Особенно ценно, что компания смогла подтвердить свой статус даже в такой непростой для экономики год.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 20.03.2020 N 633/р «Об утверждении порядка ликвидации загрязнения земель, образовавшихся в результате эксплуатационной деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД»
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
от 20 марта 2020 г. N 633/р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ, ОБРАЗОВАВШИХСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
В целях предотвращения истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечения их рационального использования:
1. Утвердить прилагаемый Порядок ликвидации загрязнения земель, образовавшихся в результате эксплуатационной деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД».
2. Руководителям филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» принять к руководству и довести до сведения причастных работников Порядок, утвержденный настоящим распоряжением.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Потапова П.Н.
главный инженер ОАО «РЖД»
распоряжением ОАО «РЖД»
от 20 марта 2020 г. N 633/р
ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ, ОБРАЗОВАВШИХСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
1.1. Назначение и область применения
Настоящий Порядок определяет последовательность действий при подготовке и проведении работ по ликвидации загрязнений земель, образовавшихся в результате эксплуатационной деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД», а также при загрязнении земельных участков балансовой принадлежности ОАО «РЖД» третьими лицами (сторонними организациями), оформлению и документированию их результатов.
1.2. Термины, определения и сокращения
1.2.1. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:
1.2.2. В настоящем Порядке используются следующие сокращения:
1.3. Нормативные ссылки
Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1.3.1. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
1.3.2. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
1.3.3. Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
1.3.4. Федерального закона от 25.10.2001 N 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации»;
1.3.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
1.3.6. Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»;
1.3.7. Приказа Минприроды России от 08.07.2010 N 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»;
1.3.8. Методических указаний по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений», утвержденных Госкомэкологией Российской Федерации 06.09.1999;
1.3.9. Письма Минприроды России от 27.12.1993 N 04-25/61-5678 «О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами»;
1.3.10. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 12.07.2018 N 1481/р;
1.3.11. Регламента взаимодействия подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» при организации закупочной деятельности, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2018 N 2758/р;
1.3.12. Положения о порядке функционирования органов управления, сил и средств ОАО «РЖД» в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 08.06.2018 N 1217/р;
1.3.13. Положения о порядке организации и проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для строительства и реконструкции объектов, финансируемых за счет средств инвестиционного бюджета ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 22.09.2014 N 2218р;
1.3.14. Распоряжения ОАО «РЖД» от 04.07.2011 N 1451р «Об утверждении типового регламента осуществления контроля за использованием земельных участков полосы отвода железных дорог»;
1.3.15. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.10.2014 N 2486р «Об усовершенствовании контроля за содержанием полосы отвода ОАО «РЖД» и реагировании при выявлении фактов загрязнения внешними источниками»;
1.3.16. Распоряжения ОАО «РЖД» от 15.05.2019 N 880/р «Об утверждении Порядка формирования и реализации программы ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в структурных подразделениях ОАО «РЖД»;
1.3.17. Распоряжения ОАО «РЖД» от 25.04.2018 N 855/р «О распределении полномочий по утверждению предпроектной и проектной документации в ОАО «РЖД»;
1.3.18. Поручения ОАО «РЖД» от 12.06.2012 N П-ВМ-125 «Об утверждении границ зоны ответственности».
1.4. Участники Порядка ликвидации загрязнений земель
Основными участниками Порядка ликвидации являются:
Региональные центры корпоративного управления;
Структурные подразделения региональных дирекций;
Исполнитель работ по ликвидации загрязнений;
Контролер выполнения работ по ликвидации загрязнения.
1.5. Этапы ликвидации загрязнения земель
Порядок ликвидации загрязнения земель, образовавшихся в результате эксплуатационной деятельности структурных подразделений, включает в себя следующие этапы:
1.5.1. Выявление, определение объемов загрязнения, в том числе проведение необходимых обследований, инженерных изысканий (при необходимости);
1.5.2. определение причины, виновных лиц в возникновении загрязнения;
1.5.3. разработка и согласование плана ликвидации загрязнения;
1.5.4. разработка ПСД на выполнение работ по ликвидации загрязнения (при необходимости);
1.5.5. экспертиза проектно-сметной (сметной) документации (в случае разработки ПСД);
1.5.6. определение исполнителя работ по ликвидации загрязнения на основании проведенных конкурентных закупок;
1.5.7. выполнение работ по ликвидации загрязнения;
1.5.8. контроль выполнения и приемка выполненных работ после ликвидации загрязнения.
II. Порядок ликвидации загрязнения земель
2.1. Выявление, определение объемов загрязнения
При визуальном осмотре загрязнениями земель признаются участки земель с ярко выраженными точечными источниками загрязняющих (вредных) веществ (или имеется несколько источников, влияние которых перекрывается), а также навалы отходов, инородных предметов, вызывающих ухудшение качества почв и земель, образовавшиеся (выявленные) в период текущего календарного года и необходимые к ликвидации в текущем году или в следующем за текущим календарным годом.
Текущими загрязнениями для включения в план работы по их ликвидации считать:
выявленное загрязнение относится к текущей эксплуатационной деятельности предприятия;
выявленное загрязнение не относится к критериям, определенными Порядком [1.3.16];
Загрязнение может быть выявлено в результате мониторинга полосы отвода железных дорог, комиссионных осмотров, инспекционного и/или производственного экологического контроля специалистами и руководителями любого уровня управления ОАО «РЖД»; при проведении плановых мероприятий по надзору органами, осуществляющими государственный контроль (надзор) в области охраны окружающей среды.
визуальный осмотр территории с фотофиксацией;
определение географического положения;
отбор и анализ проб почв (силами производственной экологической лаборатории НЦОП по заявке структурного подразделения региональной дирекции, в зоне ответственности которого находится загрязненный земельный участок) в соответствии с областью аккредитации лаборатории;
определение площади, объема и массы загрязненных земель (ориентировочно);
определение площади, занятой отходами (в случае обследования несанкционированных свалок, мест захоронения отходов, захламленных территорий) ориентировочно;
определение вида отходов в соответствии с системой классификации отходов, с указанием класса опасности для окружающей среды по ФККО, принадлежности к определенному производству (технологии) при возможности определения;
установление причин образования загрязнения;
заключение о возможных способах и времени ликвидации загрязнения.
При выявлении загрязнения проводится служебное расследование комиссией под председательством заместителя главного инженера железной дороги по территориальному управлению, в зоне ответственности которого находится загрязнение. В случаях участия в возникновении загрязнения нескольких региональных дирекций, а также возникновению спорных ситуаций по отнесению факта загрязнения на конкретное структурное подразделение региональной дирекции, служебное расследование проводится под председательством главного инженера железной дороги.
В состав комиссии в обязательном порядке включаются: главный инженер региональной дирекции, специалисты НЦОП, юристы, специалисты по управлению персоналом, представитель профсоюза, руководитель структурного подразделения региональной дирекции, на территории зоны ответственности которого сформировалось загрязнение.
В результате проведенного служебного расследования должны быть установлены:
причина и обстоятельства образования загрязнения;
технологический процесс, применяемое при технологическом процессе оборудование, в результате которого было допущено загрязнение земельного участка;
лицо (лица), допустившие загрязнение почвы (грунта), захламление территории;
причинно-следственные связи между производственной деятельностью структурного подразделения региональной дирекции и образованием загрязнения;
предполагаемый (ориентировочный) размер максимальных рисков компании в денежной форме при взыскании надзорными органами штрафных санкций за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования причинение вреда окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а также нарушения в области санитарного законодательства;
фактический или ориентировочный размер затрат на устранение загрязнения земель, восстановление нарушенного состояния окружающей среды.
Исчисление размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, оценка и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений риски ОАО «РЖД» рассчитываются на основании [1.3.1; 1.3.7; 1.3.8; 1.3.9] НЦОП полигона дороги, в зоне ответственности которого находится загрязнение.
По результатам служебного расследования проводится рассмотрение собранных материалов, оформляется протокол разбора. В протоколе разбора указываются:
причины образования загрязнения;
должностные лица, по вине которых образовалось загрязнение;
обстоятельства, подтверждающие вину;
размер причиненного материального ущерба виновных должностных лиц с учетом всех обстоятельств образования загрязнения.
Имущественная дисциплинарная, административная и уголовная ответственность к лицам, виновным в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, устанавливается в соответствии с законодательством РФ.
Должностному лицу (лицам), в отношении которого (которых) служебным расследованием установлено, что его (их) действия или распоряжения привели к нанесению вреда окружающей среде и образованию загрязнения, предлагается заключить соглашение о добровольном возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде, или ликвидировать загрязнение собственными силами и за свой счет.
В случае отказа должностного лица от добровольного возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде, региональная дирекция в соответствии с документами ОАО «РЖД» организует работу по взысканию ущерба, причиненного окружающей среде, в судебном порядке.
В случае выявления загрязнения земельных участков балансовой принадлежности ОАО «РЖД» третьими лицами (сторонними организациями), при установлении лица (лиц), организаций, виновных в причинении экологического вреда, проводятся мероприятия в порядке, установленном [1.3.14; 1.3.15].
Ликвидация загрязнения за счет средств ОАО «РЖД» осуществляется в следующих случаях:
установленное комиссией отсутствие вины должностных лиц в образовании загрязнения;
наличие независящих от должностного лица обстоятельств, по которым возникло загрязнение почвы, захламление территории и др.
Ликвидация загрязнения за счет бюджета ОАО «РЖД» или за счет виновного должностного лица производится в соответствии с требованиями, установленными природоохранным и санитарным законодательством Российской Федерации.
2.2. Классификация загрязнений
На основании данных обследования проводится классификация объектов загрязнений в зависимости от причины их возникновения:
загрязнения, возникшие в результате аварийных и чрезвычайных ситуаций;
загрязнения, образовавшиеся в результате нарушения технологических процессов, нарушений в эксплуатации оборудования;
загрязнения, образовавшиеся в результате нарушений в области обращения с отходами производства и потребления.
Ликвидация загрязнений, выявленных в результате аварийных и чрезвычайных ситуаций, выполняется в соответствии с требованиями [1.3.12].
При выявлении загрязнения в результате нарушений технологических процессов, эксплуатации оборудования, нарушений в области обращения с отходами производства и потребления, ответственные работники, действия которых повлекли загрязнение компонентов окружающей среды, привлекаются к ответственности в рамках трудового, санитарного и природоохранного законодательства в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Порядка.
2.3. Обоснование материалов для включения объекта
в план ликвидации загрязнений
2.3.1. Структурные подразделения ОАО «РЖД» на основании данных проведенного обследования, материалов служебного расследования, в случае установления отсутствия вины должностных лиц в образовании загрязнения, а также при невозможности ликвидировать загрязнение хозяйственным способом, предоставляют на согласование в комиссию обосновывающие материалы в следующем объеме:
карта-схема расположения загрязнения и фотоматериалы;
результаты (протоколы) исследований, проведенных производственными экологическими лабораториями НЦОП;
протокол разбора (служебного расследования);
техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ в соответствии с нормативными документами ОАО «РЖД» (при необходимости).
2.3.2. Комиссия под председательством заместителя главного инженера железной дороги по региону, в зоне ответственности которого расположено загрязнение, согласовывает включение объекта в план по ликвидации загрязнений региональной дирекции или готовит обоснованные предложения и замечания по его отклонению. После устранения замечаний обосновывающие материалы представляются на повторное согласование.
Протокол рассмотрения обосновывающих материалов направляется в структурное подразделение региональной дирекции и причастную региональную дирекцию для подготовки заявки на включение в план работ по ликвидации загрязнений в текущем или в следующем годах.
2.3.3. В случае, если загрязнению подверглись объекты инфраструктуры (тракционные пути и др.), загрязнение носит локальный характер (площадь до 100 м2), параметры загрязнения достоверно и однозначно определены во время комиссионного обследования, для обоснования стоимости работ, структурное подразделение региональной дирекции, РЦКУ готовит дефектную ведомость, проект технического задания на выполнение работ, и разработанные на его базе сметные расчеты или обоснование стоимости работ.
При невозможном достоверном и точном определении параметров загрязнения объема, площади и глубины проникновения загрязняющих веществ, а также если загрязнение носит обширный характер (площадь загрязнения свыше 100 м2), структурное подразделение региональной дирекции, РЦКУ готовит дефектную ведомость, и проект технического задания на выполнение работ по проведению изысканий и разработку проекта очистки территории от загрязнения, сметные расчеты или обоснование стоимости работ на разработку проектной документации.
Указанные материалы направляются в региональную дирекцию, РЦКУ, на включение в план работ по ликвидации загрязнений, в текущем или в следующем годах.
2.3.4. Региональная дирекция, в текущем или в следующем годах, направляет в центральную дирекцию заявку на включение в план работ по ликвидации загрязнений, с приложением обосновывающих материалов, согласованную НЦОП.
2.3.5. Центральная дирекция, РЦКУ на основании заявок региональных дирекций формирует план работ филиала по ликвидации загрязнений, в рамках утвержденного бюджета затрат филиала.
2.3.6. С учетом выделенного финансирования, региональные дирекции, РЦКУ осуществляют конкурентные закупки по выбору исполнителя работ и услуг по ликвидации загрязнения в соответствии с документами ОАО «РЖД», регламентирующими закупочную деятельность [1.3.10; 1.3.11].
2.3.7. По итогам конкурентных закупок региональные дирекции, РЦКУ заключают договоры на выполнение работ по ликвидации загрязнения.
2.4. Разработка проектно-сметной документации на выполнение
работ по ликвидации загрязнения
2.4.1. При невозможном достоверном и точном определении параметров загрязнения без проведения специальных инженерных изысканий структурное подразделение региональной дирекции, РЦКУ готовит дефектную ведомость, и проект технического задания на выполнение работ по проведению изысканий и разработку проекта очистки территории от загрязнения, сметные расчеты или обоснование стоимости работ на разработку проектной документации.
Указанные материалы направляются в региональную дирекцию для включения работ по проведению изысканий и разработку проекта очистки территории от загрязнения в план работ по ликвидации загрязнений в текущем или в следующем годах.
2.4.2. Региональная дирекция в текущем или в следующем годах направляет в центральную дирекцию заявку для включения работ по проведению изысканий и разработке проекта очистки территории от загрязнения в план работ филиала по ликвидации загрязнений в текущем или в следующем годах.
2.4.3. Центральная дирекция на основании заявок региональных дирекций, РЦКУ на выполнение работ по проведению изысканий и разработке проекта очистки территории от загрязнения, формирует план работ филиала по ликвидации загрязнений в рамках утвержденного бюджета затрат филиала.
2.4.4. Региональные дирекции, РЦКУ с учетом выделенного финансирования, осуществляют конкурентные закупки по выбору исполнителя работ и услуг по проведению инженерных изысканий и разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по ликвидации загрязнения в соответствии с документами ОАО «РЖД», регламентирующими закупочную деятельность [1.3.10; 1.3.11].
2.4.5. Исполнитель, определенный по итогам проведения конкурентной закупки, осуществляет разработку проектно-сметной документации на выполнение работ по ликвидации загрязнения в соответствии со сроками, определенными условиями договора.
2.5. Выполнение работ и контроль по ликвидации загрязнений
К акту о приемке работ прилагаются следующие материалы:
пояснительная записка о проведенных работах по ликвидации загрязнения;
данные о фактическом состоянии окружающей среды, в том числе достигнутых значениях физических, химических, биологических и иных показателей и (или) их совокупности на территории (акватории) объекта загрязнения, полученные по результатам проведенных исследований: отбора и анализа проб почв силами производственной экологической лаборатории НЦОП в соответствии с областью аккредитации лаборатории. Если иное не установлено актами контролирующих органов, после проведения очистки загрязненной территории остаточное содержание нефтепродуктов в пробах очищенной почвы не должно превышать значения фоновых показателей;
иные документы, подтверждающие выполнение работ по ликвидации загрязнения.
При выявлении недостатков или несоответствия выполнения работ по ликвидации загрязнения (утвержденным проектным параметрам) приемочной комиссией оставляется акт, в котором указываются все недостатки и несоответствия и устанавливаются сроки их устранения. В суточный срок Акт направляется в причастные региональные дирекции или РЦКУ для принятия мер по устранению нарушений.
2.5.2. Копия подписанного акта о приемке работ вместе с пояснительной запиской, приложением фотоматериалов и др. документов направляется в центральную дирекцию в подтверждение выполнения плана работ по ликвидации загрязнения.
2.5.3. Ответственность за обеспечение требований экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов на территориях своевременное выявление объектов загрязнений и контроль качества выполнения работ по их ликвидации несут главные инженеры структурных подразделений в соответствии с распределением зон ответственности [1.3.18].
2.5.4. В течение года, следующего за годом ликвидации загрязнения, НЦОП осуществляется проведение выездных проверок на ликвидированные объекты текущего загрязнения с целью контроля и исключения повторного загрязнения земельных участков структурными подразделениями региональных дирекций.
2.6. Проведение предупреждающих мероприятий
Предотвращение возникновения загрязнений производится путем разработки структурными подразделениями региональных дирекций Предупреждающих мероприятий и мер реагирования в каждом из случаев возникновения, нанесения вреда окружающей среде в результате загрязнения почвы (грунта), захламления территории и др.
Предупреждение образования загрязнений (снижения вероятности возникновения), а также уменьшение финансовых потерь и ущерба от их возникновения проводится по следующим направлениям:
предотвращение аварий, путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины, ответственности персонала, закрепленной во внутренних документах структурного подразделения региональной дирекции;
замена устаревшего оборудования, совершенствование технологических процессов;
организации профилактической и разъяснительной работы с населением с привлечением городских и районных администраций, региональных операторов.