Что относится к видам субъектов российской федерации

Что относится к видам субъектов российской федерации

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Еврейская автономная область;

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. N 173 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 7, ст. 676).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 679 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 24, ст. 2421).

Новое наименование области дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 130 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 13, ст. 1390).

Новое наименование автономного округа дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. N 841 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 30, ст. 3051).

Источник

Виды субъектов Российской Федерации

Что относится к видам субъектов российской федерации Что относится к видам субъектов российской федерации Что относится к видам субъектов российской федерации Что относится к видам субъектов российской федерации

Что относится к видам субъектов российской федерации

Что относится к видам субъектов российской федерации

Виды субъектов РФ: 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург (они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

Территориальный принцип формирования субъекта РФ предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграниченные независимо от национальной принадлежности проживающего там населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип построения федерации предусматривает наличие на данной территории титульной национальности, дающей название субъекту.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом». Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования, сами города муниципальными образованиями не являются. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.

Конституция РФ устанавливает особый правовой режим коренных малочисленных народов и национальных меньшинств России.

Коренные малочисленные народы РФ – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, численностью не более 50 тыс. человек, осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Их правовой статус в РФ определяется особой конституционной охраной народов России.

Коренным малочисленным народам России гарантируются права: 1) на замену военной службы альтернативной гражданской службой; 2) на сохранение и развитие своей самобытной культуры; 3) на территориальное общественное самоуправление; 4) на объединение в общины и иные общественные объединения; 5) на представительство в законодательных (представительных) органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления; 6) на судебную защиту в случае нарушения прав представителей малочисленных народов либо дискриминации, выразившейся в какой бы то ни было форме.

Что относится к видам субъектов российской федерации

Коренным малочисленным народам России гарантируется право на социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования.

Источник

Субъекты и регионы Российской Федерации

Площадь России на карте не может не потрясать воображение. По территории она занимает приблизительно 1/6 часть суши планеты. Таким образом она является самой большой страной на современной политической карте. А вот по численности населения, к сожалению, находится только на 9 месте, уступая странам с гораздо меньшей площадью.

Но, если рассматривать в совокупности Российскую Федерацию, то на сегодняшний день она состоит из 85 субъектов, которые представляют из себя республики, регионы, области. А они, в свою очередь подразделяются на районы. Перечень субъектов формировался на протяжении всего периода существования государства и окончательно устоялся только в последние 30 лет, после развала СССР.

Для того, чтобы проанализировать, какие субъекты РФ входят в государство сегодня, каковы они по площади, на каком основании проходит территориальное деление и какое качество и уровень жизни в каждом из них, нужно рассмотреть статистические данные.

Что это

Под субъектом Российской Федерации (или, как еще встречается в официальных документах – Федерации, России или РФ) понимаются составные части страны, выраженные в виде локальных единиц, обладающих своей площадью и границами.

Что относится к видам субъектов российской федерации

На сегодняшний день в состав РФ входят 85 элементов, выраженных следующими административно-территориальными единицами со своими собственными центрами:

Важно понимать, что каждый из перечисленных субъектов имеет свое руководство в виде губернатора или главы, а также парламент регионального значения, формирующий законодательную власть. Интересен также тот факт, что все виды субъектов Российской Федерации на сегодня имеют индивидуальный устав или даже, в некоторых случаях, конституцию. Принимается она и зарегистрирована на уровне региональных (местных) законодательных органов. Ими же и вносятся определенные изменения или дополнения в такой устав.

Что относится к видам субъектов российской федерации

Несмотря на то, что столица государства Москва, у каждого субъекта Российской Федерации имеется своя собственная столица или так называемый региональный центр.

Если рассматривать обязанности каждой структурной единицы и их взаимоотношения с федеральным центром, необходимо выделить следующие основные моменты в устройстве субъектов РФ:

Актуальный перечень

Список субъектов РФ, состоящий из 89 единиц и включающий в себя области, автономные округа, города и другие административные единицы с полными названиями, выглядит на сегодняшний день (на 2020 год) следующим образом:

Исторические изменения

Важно понимать, что Россия является самой большой по площади и совокупным территориям государством. Но численность субъектов не всегда была таковой, таблица с номерами субъектов изменялась. Особенно интенсивно этот процесс происходил в момент распада СССР. Вот какие основные события произошли в этот период:

Что относится к видам субъектов российской федерации

В связи с определенными историческими этапами, становится понятно, что территориальные разделения или, вернее сказать объединения и укрупнения становятся только больше. Поэтому, возможно в дальнейшей перспективе, стоит ожидать и дальнейших изменения в территориальном составе, как по численности, так и с точки зрения изменения границ. Стоят на повестке дня укрупнение нескольких областей, с дальнейшим изменением их территориальных границ.

Группировка в округа

На сегодняшний день распределение и группировка выглядит следующим образом в стране:

Если рассматривать укрупненно типы субъектов РФ, то они делятся на:

Коды субъектов федерации

Для удобства начисления налоговых доходов в бюджете, учета населения России, ведения документации и прочих манипуляций, используются коды, которые присваиваются отдельным субъектам РФ. Они включают как цифровые, так и буквенные обозначения и применяются для самых разнообразных целей.

Такие обозначения облегчают взаимодействие в различных отчетах, бумажных документах и оборотах.

Региональные перспективы и расширение

С точки зрения перспективы дальнейшие процессы будут идти на укрупнение территорий. На определенных исторических этапах велись такие процессы. Но, они были заморожены. Важно понимать, что для того, чтобы провести такую манипуляцию, необходимо провести референдум в тех регионах и областях, в которых планируется укрупнение.

Источник

Разновидности субъектов Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации – характеристика, принципы построения, классификация

Государства федеративного строя могут основываться на трех основополагающих принципах:

Отталкиваясь от того, на основании какого из принципов формируется государство, устанавливается правовой статус ее субъектов.

Территориальный принцип характеризуется тем, что субъекты федерации представляют собой определенные территории, имеющие границы друг от друга вне зависимости от национальной принадлежности населения, которое там проживает.

Национальный принцип характеризуется наличием на определенной территории титульной (основополагающей) национальности, которая и именует субъект.

Смешанный принцип охарактеризован субъектам, организация которых осуществлена по признакам двух вышеуказанных принципов.

Российская Федерация представляет собой федерацию, построенную на смешанном принципе, ее субъекты организованы с учетом особенностей национального и территориального признаков. Из всех субъектов Российской Федерации, только три сформированы по национальному признаку – республики, автономные округа и автономная область. Иные три вида субъектов РФ, а именно край, область и город федерального значения, организованы с учетом особенностей территориального признака.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации сформирован на основе перечня конституционных принципов, которыми предопределено его содержание и сущность.

К таковым относятся:

На основе федеральных и региональных учредительных актов установлен правовой статус Российской Федерации. Статус республики устанавливается Конституцией Российской Федерации и конституцией самой республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа установлен Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта.

Элементы, позволяющие характеризовать субъект как составную часть Российской Федерации

Разработка и принятие собственных конституций (уставов), не требующих утверждения и подписания со стороны государства, осуществляется самостоятельно субъектами Российской Федерации.

Несмотря на не суверенность российских субъектов, их присущи общие основные элементы государственности. Такими элементами являются:

До установления порядка и процедуры внесения изменений, свое наименование изменили такие республики, как Республика Горный Алтай, переименованная в Алтай, Марийская Республика – Республика Марий Эл, Чувашская республика – в Чуваш Республику, Якутская Республика – в Республику Саха.

Но с 28.11.1995 в текст статьи 65 Конституции РФ был внесен перечень новых наименований трех субъектов: Ингушская Республика переименовалась в Республику Ингушетия, Республика Северная Осетия стала Республикой Северная Осетия-Алания, Республика Калмыкия – Хальм Тангч переименовала себя в Республику Калмыкия. В 2001 году было изменено наименование Чуваш Республики в Чувашию; в 2003 – Ханты-Мансийского автономного округа.

Характеристика правового статуса республик, являющихся субъектами Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации классифицируются по своей юридической природе и особенностям их конституционно-правового статуса. В связи с этим различают три категории субъектов.

К первой группе относится 21 республика в составе РФ. Республики отличны друг от друга в размере территории, численности населения, уровне социально-экономического развития.

Республика Бурятия по площади занимает 561,3 тыс.км2, площадь Северной Осетии составляет 8000 км2, что в 44 раза меньше. Население Республики Башкортостан в пять раз превышает население такой республики, как Кабардино-Балкария и в 16 раз больше населения Республики Тыва.

Но эти отличия не влияют на конституционно-правовой статус республик, входящих в состав Российской Федерации, определяемый Конституцией России и конституциями республик.

Согласно конституционным нормам, статус республик Российской Федерации следует характеризовать такими чертами, как:

Во вторую группу субъектов входят края, области и города федерального значения, такие как г. Москва и Санкт-Петербург. Статус данных субъектов установлен Конституцией РФ, законами федерального уровня, а также уставами соответствующих субъектов.

Характеристиками конституционно-правового статуса данной группы субъектов являются:

Третья группа субъектов Российской Федерации представляет собой совокупность автономной области и автономных образований. Характерной особенностью автономных образований (исключение составляют Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ) является то, что они входят в состав области или края.

Автономный округ – национальное государственное образование, которое отличается особым национальным составом и бытом населения.

Автономный округ – это одна из форм национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири, а также Дальнего Востока. Особенность автономного округа заключается в большой территории при относительно небольшой численности населения.

На сегодняшний день в состав Читинской области входят Агинский Бурятский автономный округ; в Архангельской области – Ненецкий автономный округ; в Тюменской области – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа.

До подписания Федеративного договора и до внесения его положений в текст Конституции Российской Федерации статус автономных округов регламентировался Законом РСФСР, принятым 20 ноября 1980 года «Об автономных округах РСФСР». Статьей 1 данного Закона устанавливался перечень автономных округов, входящих в состав краев и областей, иными словами носила обязывающий характер. Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)» было установлено, что «автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область». Можно сказать, что конституционные нормы стали обретать более диспозитивный характер.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, принятым 11 мая 1993 года по делу о проверке конституционности этого закона Конституционным Судом было отмечен тот факт, что развитие федеративных отношений в России реализуется на основании перераспределения полномочий федеральных государственных органов власти и государственных органов власти ее субъектов согласно Федеративному договору и характеризуется ростом конституционного статуса субъектов Российской Федерации.

Характеристики элементов конституционно-правового статуса автономных округов и автономной области идентичны с характеристиками статуса краев, областей и городов федерального значения.

Российская Федерация является ярким примером ассиметричного федеративного государства. Совокупность ее субъектов является не только одной из многочисленных в мире, но и отличается видовым разнообразием. На основании этого, можно сказать о том, что основной задачей конституционно-правового регулирования является процесс перевода ассиметричного федеративного государства в так называемое «плоское» федеративное государство, характеризующееся наличием в правовом и экономическом плане субъектов одного порядка.

Источник

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Понятие федеративного устройства России.

Федеративное устройство Российская Федерация унаследовала от Советского Союза. Территориально она идентична РСФСР плюс Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Впервые федеративное устройство России было провозглашено Учредительным собранием в 1918 году. В настоящее время федерализм РФ обусловлен Конституцией, принятой в 1993 году.

Субъекты РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации:

Все эти субъекты группируются в:

Условно четвертым городом федерального значения является Байконур, который находится на территории Казахстана, но он арендован РФ до 2050 года, и там действует российское законодательство.

Из соседних государств, ориентированных на Россию (в том числе непризнанных и частично-признанных) стать субъектом Российской Федерации стремятся Южная Осетия, ДНР, ЛНР и Приднестровье. Беларусь и Абхазия предпочитают войти в Союзное Государство с Россией, сохранив свой государственный суверенитет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *