Что относится к видам исследовательской деятельности выберите один ответ

Виды ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности учащихся

Характеристика видов исследовательской деятельности

Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в образовательном процессе разнообразных творческих заданий — все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации образовательного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию интереса к предмету.

Исследовательская деятельность, как и любая другая имеет свои «плюсы» и «минусы». Исследовательская деятельность вызывает устойчивый интерес к предмету, побуждает к поиску, позволяет глубже осмыслить и творчески переработать информацию, развивает аналитико-прогностического свойства личности, позволяет осуществлять развитие личности учащихся по индивидуальной образовательной траектории, формирует ценностные качества личности, в процессе работы над исследованием привлекаются родители, что усиливает связь школы и семьи. К трудностям, связанным с организацией исследовательской деятельности отнесем низкую познавательную активность учащихся, отсутствие технологичности при организации исследовательской деятельности, недостаточную сформированность учебной мотивации. Вместе с тем необходимо отметить слабое оснащение школ экспериментальным и современным информационным оборудованием, несоизмеренность уровня рассматриваемой темы имеющемуся уровню развития познавательных способностей учащихся, что может вызвать «обратный эффект» (испугать ученика).

Рассмотрим основные виды учебно-исследовательской деятельности:

проблемно-реферативное исследование, которое включает: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

аналитико-систематизирующее исследование: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

диагностико-прогностическое исследование направлено на изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

изобретательско-рационализаторское исследование предполагает усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов;

экспериментально-исследовательская деятельность включает проверку предположения о подтверждении или опровержении результата;

Рассмотрим некоторые виды исследовательской деятельности.

Формы организации учебных занятий, направленных на развитие у ребят самостоятельного экспериментирования, весьма разнообразны: творческий лабораторный практикум, творческие экспериментальные задания, домашние экспериментальные задания, индивидуальное учебное исследование, практикум по моделированию эксперимента. Эти формы организации учебных занятий реализуются через проблемно-поисковый, экспериментально-исследовательский и исследовательские методы обучения.

Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Эксперимент, в данном случае, служит толчком для создания новых технологий обучения, например, метода проблемного подхода к изучению нового материала. Это дает возможность сформулировать у учащихся активное восприятие темы и получить полное представление о деятельности исследователя на различных этапах его экспериментальной работы.

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание [2].

К исследовательским заданиям относятся:

Например, вопрос: какое количество электроэнергии потребляет наша школа? И готова тема для исследования, в результате которого ученики узнают о электричестве, а также могут предложить пути экономии электроэнергии.

— творческие задачи могут носить форму загадки, могут быть составлены на основе необычного и интересного текста, содержать вопрос или задание.

урок-исследование. Явление, изучение которого предусмотрено программой, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя в ходе урока-исследования.

Ход урока-исследования можно представить в виде цепочки:

постановка целей и задач;

определение объекта и предмета исследования;

разработка гипотезы исследования;

оценка полученных результатов и выводы.

конструкторская работа. Из всего многообразия видов работ, развивающих самостоятельность учащихся, можно выделить конструкторскую работу, в которой заложены широкие возможности формирования умения думать, использовать свои теоретические знания, вести исследования, работать с материалом исследования и справочной литературой.

Требования к подготовке и проведению семинара:

Материал готовиться всеми учениками группы (3-4 человека).

Каждой группе дается определенное время на выступление (максимум 10 минут).

Группа должна представить тему наглядно (с использованием схем, чертежей, рисунков, моделей, показом опытов или сопровождать приведением исторических, интересных фактов, которые приравниваются к дополнительному материалу).

Наиболее важные понятия, законы и формулы диктуются для записи.

Приводятся примеры, решения задач, разбираются тестовые задания с пояснениями.

Слушатели после доклада могут дополнять рассказ информацией из учебника или дополнительной литературы.

Учащиеся задают вопросы докладчикам с целью уточнения непонятных моментов.

Докладчики задают слушателям заранее заготовленные вопросы по теме выступления (закрепление знаний).

Оценивается как работа каждого члена рабочей группы, так и работа слушателей (включая работу над конспектом и активность во время обсуждения темы).

По умению выполнять самостоятельную исследовательскую деятельность возможно формирование групп учащихся: 1-я группа – учащиеся, действующие продуктивно, способные включаться в самостоятельную исследовательскую деятельность, активно в ней участвовать, делать анализ материала, формулировать выводы; 2-я группа – учащиеся, способные включаться в самостоятельную исследовательскую деятельность с помощью учителя, действующие медленнее и менее продуктивно; 3-я группа – учащиеся, у которых недостаточно развиты познавательные способности, действующие по образцу, неспособные вести самостоятельные исследования [6].

В ходе исследовательской деятельности у учащихся формируются умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.

Источник

Виды исследовательской деятельности

Что относится к видам исследовательской деятельности выберите один ответ

Одной из форм работы с одаренными детьми является исследовательская работа во внеурочное время. Мы, учителя естественнонаучного цикла ГБОУ лицей № 000, занимаемся исследовательской деятельностью 9 лет. Итогом нашей деятельности является ежегодная «Школьная научно-исследовательская конференция». В этом году мы занимались вопросами экологии. В этом году она состоялась 26-го апреля.

Виды исследовательской деятельности, которыми мы занимались в нашем лицее, в основном, это:

Надо также развести понятия исследовательская деятельность и проектно-исследовательская деятельность. При исследовательской деятельности может быть проведена исследовательская работа, но может не быть конечного продукта данной деятельности. В проектной работе обязательно наличие конечного продукта представленных, например: в виде презентации, печатной работы, статьи, реферата и др.

Последовательность этапов деятельности в исследовательской работе.

1.П1.Подготовительный: определение темы и цели исследования. Подбор рабочей группы.

2.Планирование: определение источников необходимой информации, определение способов сбора инф информации, распределение задач (обязанностей) между членами группы.

3.Сбор и уточнение информации, наблюдения, эксперименты, постановка и решение задач для выполнения конечной цели, поэтапное выполнение исследовательских задач.

4.Анализ информации. Формулирование выводов.

5.Подготовка отчетов, выводов выполненной работы, презентаций. Подготовка к защите.

6. Защита исследовательской работы.

Надо отметить, чтобы работа была комфортной и приятной, тему исследования должен выбирать ребенок. Ученик и сам может предложить интересную тему. Подбор рабочей группы должен быть согласован с учениками.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

• быть проверяемой;
• содержать предположения.
• соответствовать фактам.

Цель и задачи исследования
.

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Можно поставить целью например: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать.

После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следу­ет этап определения методов исследования.

Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению.

1). Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.

2). Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников. Избегать директивных приемов.

3) Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

4). Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

5). Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
6). Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.

Оформление научно-исследовательской работы.
Работа должна включать в указанной ниже последовательности:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение (цель исследования, задачи, гипотеза).
4. Основную часть (обзор литературы по проблеме, методика исследования и
собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности)
5. Заключение (выводы).
6. Перечень условных обозначений (если они есть).
7. Список использованной литературы.
8. Приложения (если они есть).

При всей ответственности педагога за качество планируе­мой работы необходимо помнить, что исследовательская рабо­та требует максимальной самодисциплины и самостоятельно­сти от учителя и учащегося-исследователя. В заключение, хочется сказать, что хотелось, чтобы мы учителя «варились не в собственном соку», а были бы в школах научные руководители-консультанты, доступ к лабораториям ВУЗов и сотрудничество с различными ВУЗами.

Хотелось бы знать о новостях, успехах исследовательской деятельности в других школах, обмениваться опытом.

До сих пор мы не можем определить систему оценивания проектной работы. Ведь проект может быть простым и сложным, малым по объему, но глубоким по содержанию. Как оценить грамотно работу старшеклассника и параллельно работу ученика 7-8 –ого класса. Ведь возрастной системы оценивания еще не существует. Если у вас есть подобные проблемы, давайте объединяться и решать их вместе. Мои координаты: лицей № 000, учитель физики

Источник

Виды исследовательской деятельности на уроке

Виды исследовательской деятельности на уроке

Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

Структура исследовательской деятельности определяется следующим образом:

Поисковая активность —> анализ —> оценка —> прогнозирование развития ситуации —> действия —> поисковая активность.

Исходя из этого, при организации исследовательской деятельности учащихся среднего звена можно использовать следующие виды исследований.

Виды исследовательской деятельности на уроке:

1. Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения)

Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. При этом в основе метода лежит отчетливая цель – обеспечить усвоение опыта творческой деятельности.

На своих уроках исследовательский метод я использую при решении творческих биологических задач. Для успешного решения биологических задач использовались элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). ТРИЗ имеет большое количество приемов и способов, помогающих создать решение и «извлечь» решение из подсознания.
В своей деятельности я использовал такие приемы, как:

Он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие, общепринятые решения сменить на обратные. Например,

Есть очень вкусные шоколадные конфеты – «бутылочки с сиропом». При их изготовлении сталкиваются с противоречием:
– Сладкий желеподобный сироп должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.
– Если сироп холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать?

Делают наоборот: сироп не нагревают, а замораживают в виде бутылочки, а шоколад делают жидким и окунают в него бутылочку.

2. Прием «Обрати вред в пользу».

Это трудный, но в то же время мудрый прием. Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.
Например,

В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего?

Ответ: Экологическая обстановка многих районов стала заметно лучше.

Чарльз Дарвин в детстве много болел. Это плохо. А что хорошего?

Ответ: Это закалило его волю и он дал человечеству новую научную концепцию жизни на Земле.

Жак Ив Кусто рассказал о таком случае. В месте, где нерестится рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо. А что хорошего? Судно стало мешать ловить в этом районе рыбу, так как появилась опасность потерять очень дорогие капроновые сети

По такому типу строится исследовательская деятельность учащихся в пятом классе. На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований, какие птицы живут в городе, какие декоративные растения используются для озеленения улиц города.

3. Теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований должны позволять изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез.

Учащиеся 5-6 классов достаточно успешно справляются с этой формой исследования. Так, при изучении темы “Приспособленность животных и растений к условиям окружающей среды” ребята по материалам учебника знакомятся с тем, как приспособлены к обитанию в засушливых условиях кактусы, верблюжья колючка, как приспособлены к обитанию в наземно-воздушной и водной средах пингвины и ластоногие млекопитающие.

Возможная тематика исследований : “Приспособленность растений степей к засушливым условиям обитания”, “Особенности насекомоядных растений”, “Приспособления растений к опылению”, “Приспособления насекомых к сбору пыльцы и нектара”. По результатам исследований авторы делают краткие сообщения, обязательно содержащие выводы.

В 7-9-х классах теоретические исследования оформляются в виде реферата, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации для написания реферата ученик приобретает навыки работы с каталогами в библиотеке, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Работа над рефератом помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.

4. Проведение учебного эксперимента

Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу, ученик получает субъективно новые знания.

В 6 классе при проведении лабораторных работ организую небольшое исследование с помощью цифрового микроскопа.

Например, изучение строения плесневого гриба мукора. Проблемным вопросом при изучении плесневого гриба может быть нахождение разницы и выявление ее причины между рассмотренными временными микропрепаратами плесневого гриба, развивающегося на субстрате в начальном периоде развития и во время созревания спор. Учащиеся выполняют работу на своих рабочих местах с использованием светового микроскопа. Учитель демонстрирует микропрепараты с помощью цифрового микроскопа.
Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.

На уроках также эффективны. Например, соревнование на лучшую шпаргалку. Учащимся 10-11 класса предоставляется такая возможность. Заранее готовлю учебный текст. Этим текстом может быть раздел учебника: «Теория происхождения жизни на Земле», «Происхождение видов», «Основы цитологии» и др. При составлении шпаргалки внимание учащихся становится избирательным, учащиеся стараются выбрать тот текст, который является главным, основополагающим всей темы. Отдельные сюжеты шпаргалки объединяются логическими связями. Этот метод учит учащихся рационально использовать научную литературу.

6. Нетрадиционные уроки (урок-презентация «Древние пресмыкающиеся», урок – дискуссия «Происхождение человека»)

К дискуссии учащиеся готовятся самостоятельно. По теме обсуждения они исследуют не только учебную литературу, но и дополнительную, для того, чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе. При подготовке сообщений, учащиеся часто выискивают «каверзные» вопросы для участия в дискуссии.

7. Исследовательские проекты

Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. Однако, для выполнения учебного проекта одного урока недостаточно.

8. Домашние задания также могут носить исследовательский характер (Приложение 1).

9. Творческие задания – стихи, сочинения «Путешествие с капелькой воды по зеленому растению», «Путешествие с молекулой кислорода по организму», «Путешествие по клетке», кроссворды, викторины, презентации. (Приложение 2).

1. Составить гербарий (различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений и др.)
2. Составление коллекций (коллекция бабочек, коллекция раковин брюхоногих или двустворчатых моллюсков и др.) (Приложение 3).

Виды исследовательской деятельности во внеурочное время:

1. Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, экологии.
2. Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях «Наш дом – Земля», «Птица года», «Покорми птиц зимой» (Приложение 4) и другие.
3. Участие в образовательных экспедициях (экскурсиях по экологической тропе, походах по родному краю).
4. Проведение кружков «Юный друг природы», «Юные исследователи природы родного края», «Школьное лесничество», элективных курсов «Экология».
5. Написание творческих работ.
6. Написание рефератов, например, «Грибы-подснежники».
7. Выполнение мини – исследований, например, «Моё любимое дерево», Моё любимое животное».
8. Создание буклетов.
9. Создание презентаций
10. Создание моделей (цветкового растения, побега)
11. Создание книги юного биолога, например – 8 класс («Эволюция человека», «Анализаторы. Орган слуха» и др)..
12. Оформление альбомов: («Мир биологии» – 5 класс; «Я изучаю растения» – 6 класс).

Источник

Тест по Исследовательской деятельности Для студентов 1 курса СПО

Тест по ОИД для студентов 1-2 курсов СПО

А. Изменение содержание документа;

Б. Изменение внешнего вида документа;

В. Правильное выполнение работы;

Г. Нет правильного ответа.

А. Оформление результатов исследования;

Б. Изменение внешнего вида документа;

В. Это есть само редактирование;

Г. Все варианты верны.

Б. Выравнивание текста;

В. Нумерация страниц;

Г. Полуторные строки.

А. Внизу страницы справа;

Б. Внизу страницы по середине;

В. Вверху страницы справа;

Г. Вверху страницы слева.

А. После заключения перед приложением;

В. После приложения;

Г. Нет правильного ответа.

А. самостоятельная творческая исследовательская деятельность, направленная на достижение поставленной цели или проблемы;

Б. общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного;

В. это развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное публично;

8. Что такое презентация Power Point?

А. прикладная программа для обработки электронных таблиц;

Б. устройство компьютера, управляющее демонстрацией слайдов;

В. текстовой документ, содержащий набор рисунков, фотографий, диаграмм;

Г. демонстрационный набор слайдов, подготовленных на компьютере.

9. Выполнение команды Начать показ слайдов презентации программы Power Point осуществляет клавиша …

10. Метод исследования, предполагающий, что обследуемый отвечает на ряд задаваемых ему вопросов:

11. Важнейшие выводы, к которым пришел автор исследовательской работы:

12. Правило при подготовке презентации:

Г. нет такого правила.

13. В списке литературы должны быть источники не старше:

14. Что не входит в общий объем исследовательской работы:

Г. список источников и литературы

15. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:
А. Глагол;
Б. Прилагательное;
В. Существительное;
Г. Наречие.

16. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:

Б. предшествующий действию,

В. брошенный вперед.

Г. нет правильного ответа

17. Верно ли следующее утверждение: «Во время выступления важно не только как именно вы выступаете, но и как выглядит иллюстрационный материал (при наличии), как вы отвечаете на вопросы:

18. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение – это:

Б. прикладной проект

В. творческий проект

Г. информационный проект

19. Верно ли данное утверждение: «При подготовке выступления крайне желательно не только отрепетировать речь, но и продумать возможные вопросы и ответы на них»?

20. На каком этапе ставиться цель, определяется актуальность и значимость проекта:

А. подготовительный этап

В. заключительный этап

18-16 правильных ответов – оценка 4

15-13 правильных ответов – оценка 3

12 и менее правильных ответов – оценка 2

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что относится к видам исследовательской деятельности выберите один ответ

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к видам исследовательской деятельности выберите один ответ

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что относится к видам исследовательской деятельности выберите один ответ

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности «Деньги любят счёт»

Классный час: «Гадкий утенок».

Презентация » День матери»

Внеклассное мероприятие «Плох обед, если хлеба нет!»

Проектная работа» Подвиг всегда в памяти»

Положение о проведении районной военно-патриотической игры «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященной Дню защитника Отечества для обучающихся 6-9 классов образовательных учреждений.

Урок ОБРАЗОВАНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ЛИСТЬЯХ

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5422693 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к видам исследовательской деятельности выберите один ответ

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к видам исследовательской деятельности выберите один ответ

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что относится к видам исследовательской деятельности выберите один ответ

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Что относится к видам исследовательской деятельности выберите один ответ

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к видам исследовательской деятельности выберите один ответ

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Что относится к видам исследовательской деятельности выберите один ответ

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к видам исследовательской деятельности выберите один ответ

Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *