Что относится к видам физической культуры
Виды физической культуры:
ОГЛАВЛЕНИЕ
МОДУЛЬ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Физическая культура. Формы, функции и виды
Физической культуры
Современное понятие «культура» – исторически определенный уровень развития общества и способностей человека, выраженный в формах организации жизни людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Наиболее полное определение физической культуры дано в работах Л.П. Матвеева (1983, 1984).
Физическая культура –органическая часть (отрасль) культуры общества и самого человека; основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. К ней относятся: целесообразно выработанные формы такого рода деятельности, ее результаты, имеющие культурную ценность, а в широком смысле и вся совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. В условиях подлинно гуманного общества физическая культура является одним из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, действенным социальным фактором продвижения каждого человека по пути физического совершенствования.
Понятие «физическая культура» специалисты рассматривают в трех аспектах:
Деятельностный аспект:
· деятельность людей для обеспечения трудовой и других сфер деятельности;
· деятельность людей в сфере собственной физической культуры (научная, педагогическая, организаторская);
· деятельность на преобразование самого себя (личная физическая культура);
Ценностный аспект:
· материальные ценности физической культуры (стадионы, спорткомплексы, бассейны, спортинвентарь и т.д.);
· духовные ценности ФК (научно-методические исследования, различные произведения искусства);
· физическая ценность (здоровье людей, нации);
· психическая ценность (удовлетворенность от занятий физической культурой и спортом, формирование волевых качеств);
· интеллектуальная ценность (формирование эстетических вкусов, нравственных качеств);
Результативный аспект:
· физическая подготовленность различного контингента населения;
· степень сформированности у людей жизненно необходимых и важных двигательных умений и навыков.
Основными показателями, характеризующими уровень развитияфизической культуры являются:
· уровень мастерства занимающихся физической культурой и спортом;
· уровень здоровья населения;
· наличие и уровень квалифицированных кадров в области физической культуры и спорта;
· уровень развития рекламы физической культуры и здорового образа жизни;
· материальное и техническое обеспечение физической культуры.
Виды физической культуры:
· адаптивная физическая культура –различные формы физической
культуры, адаптированные к функциональному состоянию органов, систем и опорно-двигательного аппарата инвалидов, используемые с целью повышения дееспособности, подготовки к труду, и со спортивной направленностью;
· базовая физическая культура –фундаментальная часть физической
культуры, включенная в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора обеспечения базового уровня физической подготовленности. Основная форма базовой физической культуры – школьная физическая культура;
· гигиеническая физическая культура – различные формы физической
культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками);
· лечебно-реабилитационная физическая культура –использование
физических упражнений в качестве средств лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин;
· профессионально – прикладнаяфизическая культура –
направленное использование физической культуры с целью формирования знаний, двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии и развитию профессионально важных способностей (в т.ч. для военной службы); включает также производственную физическую культуру;
· рекреативная физическая культура– отдых, восстановление сил с
помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, развлечения).
Виды физической культуры
До недавнего времени выделяли семь видов физической культуры: физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладную физическую культуру, физическую рекреацию, двигательную реабилитацию, фоновую физическую культуру, адаптивную физическую культуру. Однако уже давно возникла тенденция к выделению спорта в относительно самостоятельное социально-культурное явление со своей непростой структурой. Всё чаще в средствах массовой информации фигурировало словосочетание «физическая культура и спорт». Наконец, 16-го ноября 2007 года Федеральным законом о физической культуре и спорте в Российской Федерации было узаконено самостоятельное положение спорта. Термину «спорт» было дано следующее определение:
СПОРТ – это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки к ним.
Таким образом, сегодня мы можем говорить о шести видах физической культуры.
1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств, формирования и улучшения основных двигательных умений и навыков, а также связанных с ними знаний.
Целью физического воспитания является воспитание физически совершенных людей, всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины.
В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:
· развитие, функционирование, совершенствование физических качеств;
· формирование двигательных умений и навыков;
· укрепление здоровья, закаливание организма, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности и условий внешней среды;
· формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид физической культуры, направленный на развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков и специальных знаний, необходимых людям в их труде.
Существование данного вида физической культуры обусловлено наличием огромного числа различных специальностей (свыше 40 000), каждая из которых предъявляет свои специфические требования к работникам, а, зачастую, ещё и оказывает на них неблагоприятное воздействие. Как следствие возникает необходимость специальной физической подготовки людей к конкретной профессиональной деятельности.
Наиболее яркими примерами профессий, в которых необходима специальная физическая подготовка, могут послужить следующие: космонавты, лётчики, моряки, различные подразделения правоохранительных органов, МЧС, шахтёры и т.д.
3. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ – вид физической культуры, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения.
Занятия физической рекреацией не связаны с большой физической нагрузкой и волевыми усилиями, однако они создают хорошее настроение, самочувствие, восстанавливают умственную и физическую работоспособность.
Оздоровительная ходьба, бег трусцой, подвижные игры, туризм и т.д.
4. ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – вид физической культуры, представляющий собой целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомления и др.
Основными средствами двигательной реабилитации являются лечебная гимнастика, дозированные бег и ходьба.
5. ФОНОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – средства физической культуры, включенные в рамки повседневного быта.
Средствами фоновой физической культуры, в частности, являются: утренняя гимнастика, прогулки, езда на велосипеде на недалёкие расстояния, физические упражнения в режиме дня, не связанные с большой физической нагрузкой, и т.п.
6. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид физической культуры, направленный на адаптацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к физическим и социальным условиям окружающей среды путём использования комплекса эффективных средств физической реабилитации.
От двигательной реабилитации АФК отличается, во-первых, целевой установкой на привлечение к занятиям физической культурой по возможности большего количества участников, во-вторых, значительным объемом спортивных игр и рекреативных мероприятий.
Виды и разновидности физической культуры и их функциональные характеристики
Виды | Разновидности | Типы основных процессов | Характер направленности |
1.Базовая ФК | Школьная физическая культура Общая физическая подготовка взрослого населения | ходьба, бег, прыжки, метания, плавание | достижение базовой физической подготовленности |
2. Прикладная ФК | Собственно-профессионально прикладная физическая культура Военно-прикладная физическая культура Производственная физическая культура | водная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения | направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков необхлдимых в проф.сфере |
3. Спорт | Массовый или базовый Спорт высших достижений Профессиональный спорт | соревновательная деятельность | достижения массового уровня; достижение наивысших результатов на уровне предельных и околопредельных человеческих возможностей |
4.Оздоровительно- реабилитационная | Лечебная физическая культура Спортивно-реабилитационная физическая культура | лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег | использование физической культуры в качестве средства лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний, травм, переутомления |
5. «Фоновая» ФК | Гигиеническая гимнастика Рекреационная физическая культура | утренняя гимнастика, прогулки игры | создает благоприятный функциональный и эмоциональный фон для жизнедеятельности организма |
2. Роль и значение физической культуры для всестороннего развития, воспитания и образования человека. Роль и значение физической культуры в подготовке к трудовой деятельности, воинской службе юношей. Значение физической культуры и спорта в укреплении здоровья, повышении творческого долголетия.
Оздоровительное значение физических упражнений | Образовательная роль физических упражнений | Влияние на личность физических упражнений |
Выполнение физических упражнений вызывает морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. | Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. | Выполнение физических упражнений зачастую требует проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.). |
Виды | Разновидности | Типы основных процессов | Характер направленности |
1.Базовая ФК | Школьная физическая культура Общая физическая подготовка взрослого населения | ходьба, бег, прыжки, метания, плавание | достижение базовой физической подготовленности |
2. Прикладная ФК | Собственно-профессионально прикладная физическая культура Военно-прикладная физическая культура Производственная физическая культура | водная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения | направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков необхлдимых в проф.сфере |
3. Спорт | Массовый или базовый Спорт высших достижений Профессиональный спорт | соревновательная деятельность | достижения массового уровня; достижение наивысших результатов на уровне предельных и околопредельных человеческих возможностей |
4.Оздоровительно- реабилитационная | Лечебная физическая культура Спортивно-реабилитационная физическая культура | лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег | использование физической культуры в качестве средства лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний, травм, переутомления |
5. «Фоновая» ФК | Гигиеническая гимнастика Рекреационная физическая культура | утренняя гимнастика, прогулки игры | создает благоприятный функциональный и эмоциональный фон для жизнедеятельности организма |
3. Основы методики воспитания собственно-силовых способностей.
Собственно силовые способностипроявляются:
o при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях с околопредельными, предельными отягощениями;
o при мышечных напряжениях изометрического типа. В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.
Основные средства
1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнёра и т. д.
2. Упражнения, отягощённые весом собственного тела:
— упражнения, в которых мышечное напряжение создаётся за счёт веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, висе);
— упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);
— упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счёт использования дополнительной опоры;
— ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счёт инерции свободно падающего тела (Верхошанский Ю.В., 1970).
3. Упражнения с использованием тренажёрных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, велотренажёр, комплекс «Универсал» и др.).
4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.
5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения):
— в которых мышечное напряжение создаётся за счёт волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т. п.);
— в которых мышечное напряжение создаётся за счёт волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.
Дополнительные средства
1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).
2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).
3. Упражнения с противодействием партнёра.
БИЛЕТ 15
1. Характеристика деятельностного подхода в системе профессионального образования.
2. Основные требования к реализации в физическом воспитании методических принципов (общая характеристика). Принцип сознательности и активности, его реализация в процессе физкультурной практики.
3. Особенности средств и методики воспитания скоростно-силовых способностей.
1. Характеристика деятельностного подхода в системе профессионального образования.
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
Основа ФГОС
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи.
Деятельностный аспект физической культуры – культура как процес рационально организованной деятельности человека. Он включает целесообразную двигательную активность человека в виде различных форм двигательной деятельности, направленную на формирование нужных в жизни двигательных умений и навыков, развитие жизненно-важных физических способностей, оптимизацию здоровья и работоспособности.
Процесс воспитания есть всегда обучение деятельности
2. Основные требования к реализации в физическом воспитании методических принципов (общая характеристика). Принцип сознательности и активности, его реализация в процессе физкультурной практики.
3. Особенности средств и методики воспитания скоростно-силовых способностей.
Скоростно-силовые способностихарактеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется быстрота движений (например, отталкивание в прыжках, финальное усилие при метании и т. п.). К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу.
Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью.
Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой (Ю.В.Верхошанский, 1977).
Стартовая сила – способность быстрого наращивания внешней силы в начале рабочего движения.
Ускоряющая сила – способность к наращиванию рабочего усилия в процессе разгона перемещаемой массы.
Реактивная способность мышц – способность мышц к быстрому переключению от растягивания к активному сокращению с использованием упругого потенциала растягивания для повышения мощности их последующего сокращения.
Скоростно-силовой индекс – отношение максимума усилия ко времени его достижения.
Средства воспитания:
Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнять их серийно и по несколько серий. «лучше заниматься чаще, но понемногу».
Реализация скоростно-силовых способностей связана со спецификой конкретного вида спорта, т.е. упражнения должны соответствовать соревновательному. Критериями такого соответствия являются:
— амплитуда и направление движения;
— максимальность динамического усилия и быстрота его развития.
При контроле уровня развития скоростно-силовых способностей выполняют три попытки в идентичных условиях:
— выпрыгивание вверх толчком двумя ногами с места (высота);
— прыжок в длину с места;
— бросок ядра из-за головы двумя руками, снизу вперед, снизу назад
БИЛЕТ 16
Преимущества компетентностного подхода:
— формулируются цели и задачи программ обучения, соответствующие требованиям работодателей;
— повышается гибкость учебных программ;
— повышается мотивация получения профессии;
— повышается эффективность и качество профессиональной подготовки, уровень профессиональных компетенций;
— создаются стандартные, объективные и независимые условия оценки качества обучения;
— повышается уровень взаимодействия и взаимной ответственности обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения;
— подготовка обучающихся к профессиональной деятельности осуществляется с учётом реальных производственных условий, за счёт чего ускоряется адаптация молодых специалистов на производстве;
— формируется производственная культура и уважение к выбранной профессии.
Для успешной реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании необходимо выполнение следующих условий:
1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции.
2. Определение конкретной цели обучения.
3. Определение конкретных способов достижения цели.
4. Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций. Каждый преподаватель при разработке рабочих учебных программ ориентируется в первую очередь на требования стандарта.
5. Наличие в учебном заведении соответствующей среды обучения и квалифицированных в модульно-компетентностном обучении преподавателей.
от известного к не известному
от освоенного к неосвоенном
1. Метод максимальных усилий.
2 Метод повторных непредельных усилий.
3. Метод статических (изометрических) усилий.
4. Статодинамический метод.
5. Метод изокинетических усилий.
6. Метод динамических усилий.
8. Метод круговой тренировки.
БИЛЕТ 17
Ответ: 1.Эвристические методы. Методы этой группы субъективны и неотделимы от лица, делающего прогноз. Это, прежде всего, методы социологических исследований и экспертные методы.При программно-целевом планировании методы социологических исследований могут применяться для определения текущего положения в стране или на рынке определенных товаров, а экспертные методы – для более точного построения прогноза. Однако эвристические методы при программно-целевом планировании используются лишь как дополнение к другим методам, т. к. их точность относительно невысока. 2. Экономико-математические методы. При применении методов этой группы активно используются объективное наблюдение и измерение показателей. Затем с помощью расчетов и математического моделирования делается прогноз. Особое место в этой группе занимают статистические методы. Они используются во всех способах планирования и прогнозирования, в том числе и при программно-целевом планировании. Эти методы позволяют с высокой степенью достоверности определить различные состояния исследуемой системы в будущем. Все методы прогнозирования обладают своими достоинствами и недостатками. Поэтому для достижения эффективного результата рекомендуется комбинировать их друг с другом
Ответ:В этом случае «учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференциацией, а обучение в условиях этого процесса – дифференцированным обучением». При этом различают внутреннюю и внешнюю дифференциацию. Под внутренней понимают такую организацию учебного процесса, при которой учёт индивидуальных особенностей учащихся производится в рамках их обучения в обычных группах. Все они работают по одинаковым учебным планам, программам и пособиям, но учитель использует индивидуальные методы работы, формы и средства обучения. Внутренняя дифференциация в рамках рассматриваемого подхода называется индивидуализацией обучения. Внешняядифференциация – такая организация учебного процесса, при которой учащиеся объединяются в группы в соответствии с их особенностями, способностями и склонностями.
Ответ:Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции — обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:
воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения, а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;
направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту.
Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличавают в определенном порядке как число вариантов действии, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.
БИЛЕТ 18
— метод экспертных оценок;- метод экстраполяции;
— аналогия;- интуитивное предвидение и гипотеза;- моделирование;
— систематизация;- классификация;- периодизация. Научное прогнозирование в спорте основываетсяна использовании метода экстраполяции (предполагает распространение выводов, полученных из наблюдения под одной частью явления, на другие его части). Экстраполяция позволяет осуществить прогнозы роста мировых рекордов на основе изучения соответствующих закономерностей в предшествующие годы. Экстраполяцию целесообразно использовать в комплексе с методом моделирования и экспертных оценок.
Точность прогнозов тем выше, чем короче период, на который они составляются, и чем объемнее и достовернее информация, которая для этого используется. Прогнозирование обычно подразделяют на: краткосрочное (в спорте минуты, часы, дни); среднесрочное (недели, месяцы,); долгосрочное (1-4 года); сверхдолгосрочное (6-15 лет).
Ответ:Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий; Принцип циклического построения занятий; Принцип циклического построения занятий; Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания;
Принцип непрерывности процесса физического воспитания.
Является одним из важнейших принципов построения занятий физическими упражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость дискретности педагогического процесса, приводящей к снижению достигнутого уровня физической подготовленности. Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается определением адекватной меры физической нагрузки и отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей интегративного взаимодействия срочного и отставленного тренировочного эффекта в кумулятивном процессе.
Его суть( чередования нагрузки) заключается в том, что нагрузка должна закономерно повышаться в соответствии с физиологическими особенностями адаптации организма к нагрузкам различной величины, так как длительное применение стандартной нагрузки приводит по мере приспособления к ней к снижению тренировочного эффекта.
Типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания вытекают из трех основных положений:
Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Данное положение предусматривает систематический контроль за кумулятивным эффектом нагрузок. По мере адаптации к применяемой нагрузке, то есть, перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки. Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.
Ответ:Как и при воспитании других двигательных способностей, основу методики воспитания быстроты составляют прежде всего методы строго регламентированного упражнения. Здесь они представлены главным образом в виде повторного воспроизведения действий с максимальной или околопредельной скоростью в каждом из повторений, и повторно вариативного выполнения действий с предельными ускорениями. Процесс воспроизведения действий при этом регламентируется во всех его существенных моментах и параметрах (продолжительности фаз работы и отдыха, числе повторений и т. д.) так, чтобы создавались предпочтительные условия для проявления максимальной быстроты. Типичные черты такой регламентации состоят в следующем: как продолжительность каждого отдельного упражнения, так и число его повторений в процессе занятий лимитируют в пределах позволяющих избежать падения заданной скорости движений; скоростные упражнения утрачивают свой специфический эффект, как только скорость движений начинает существенно уменьшаться под воздействием утомления.
Методы строго регламентированного упражнения в процессе воспитания скоростных способностей следует постоянно дополнять соревновательным и игровым методами, которые обеспечивают более высокий эмоциональный подъем, столь необходимый для проявления максимальной быстроты.
Одна из самых серьезных трудностей в процессе воспитания скоростных способностей состоит именно в том, чтобы предупредить образование скоростного барьера, а если он возник — сломать его.
1. Упрощение структуры действия
2. Использование облегчающих внешних условий, в том числе дополнительных сил, ускоряющих движения. Это направление представлено особенно разнообразными подхода ми и приемами. Среди них наиболее распространены при выполнении упражнений с внешним отягощением временное уменьшение обычно применяемого отягощения и регулярное чередование в определенном порядке уменьшенного и увеличенного отягощения
3. Лидирование и аналогичные способы «навязывания» новых скоростных параметров движений. Суть методических приемов этой группы заключается в использовании для формирования новых скоростных параметров движений наглядных ориентиров, вводимых с опережением по ходу действия и как бы увлекающих за собой спортсмена, а также механических и иных сил, принуждающих его соблюдать задаваемые скоростные параметры.
Сюда относятся, в частности, следующие приемы:
передвижение за лидером-партнером, выполнение упражнений с использование лидирующих устройств типа звуколидеров, светолидеров и т.д. использование тренажеров типа автоматизированных тредбанов, бегущих дорожек и т. д.,
Билет 19
Принцип цикличности. Структурная упорядоченность процесса физического воспитания целостно выражается, кроме прочего, в его цикличности, т. е. в повторяющейся последовательности занятий, при которой отдельные занятия и целые серии их чередуются в порядке своего рода кругооборота.
Цикличность характерна в той или иной мере как для отдельных серий занятий, воспроизводимых в пределах сравнительно непродолжительного времени, так и для крупных его периодов: микроциклы охватывают от двух до нескольких занятий, составляющих некоторую относительно завершенную серию; мезоциклы представляют собой серии микроциклов(состоящие как минимум из 2, но чаще из 3—8 или иного числа микроциклов), которые чередуются в определенной последовательности, образуя относительно завершенные этапы физического воспитания; макроциклы охватывают крупные периоды процесса физического воспитания, каждый из которых может состоять из ряда средних циклов.
Принцип возрастной адекватности. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания обязывает последовательно изменять доминирующую направленность процесса физического воспитания в различных его стадиях сообразно тенденциям возрастного физического развития воспитываемых. Речь идет, разумеется, не о том, чтобы идти на поводу у закономерно наступающих с возрастом изменений свойств организма, а о том, чтобы с учетом этих изменений целесообразно воздействовать на них в направлении оптимизации возрастной динамики индивидуальных возможностей, качеств, способностей.