Что относится к видам финансирования проектов разных уровней
Этапы привлечения проектного финансирования
Для того, чтобы понимать порядок финансирования, разберемся с участниками этого процесса. В первую очередь это получатель финансирования или заемщик. Как правило, для этой роли выступает специально создаваемая для реализации проекта компания. Ее создание зачастую является требованием кредитора и обусловлено необходимостью отделения проекта от иной деятельности инициатора, защиты инвестиций от исторических налоговых и юридических рисков, связанных с предыдущей деятельностью компании.
Также в механизме финансирования проекта участвуют:
Этап 1. Подготовка к получению проектного финансирования
На данном этапе необходимо:
Ознакомиться с подходом «Росконсалтинг» в области подготовки бизнес-планов можно по ссылке>>
Этап 2. Получение предварительного кредитного решения (Term sheet)
2.1. Предоставление документов в банки
Когда вы определились со списком потенциальных банков-партнеров, начинается работа по предоставлению им информации и документов о проекте. При этом необходимо в переговорах с банками «заходить» на более высокий уровень принятия решений с презентацией проекта, так как это дает больше шансов продолжить сотрудничество. На основании полученной информации банкиры оценивают привлекательность проекта, обоснованность планов и прогнозов, перспективность рынка, финансовые результаты проекта.
2.2. Получение предварительных условий финансирования
В случае положительного вердикта сотрудников департамента по внутренней кредитной политике банка, специалисты его проектного департамента готовят предварительные условия финансирования. В них отражаются объем кредитования, ставка, срок, обеспечение и прочие детали, с учетом которых банк готов профинансировать проект. Эти условия являются базовыми и служат отправной точкой кредитной работы. После получения предварительных условий кредитования необходимо продолжать работу минимум с тремя банками, чтобы иметь маневр на случай непредвиденных ситуаций и сложностей, приводящих к срыву финансирования.
Совет от Росконсалтинг: Можно «выторговать» лучшие для проекта условия, апеллируя к согласованным условиям другого банка. Банки мотивирует конкуренция, так как с их стороны проводится большой объем работы и в случае ухода клиента в другой банк она просто пропадет.
Этап 3. Получение окончательного кредитного решения
Согласование предварительных условий кредитования
При проведении переговоров с потенциальными кредиторами, необходимо согласовать с ним предварительные условия кредитования, а также подписать протокол о намерениях (не всегда).
Срок согласования может составить от 1 до 6 месяцев, и обусловлен детальной проработкой условий кредитования.
В них банком должны быть утверждены следующие основополагающие моменты:
Кроме того, среди условий кредитования описываются вопросы страхования, хеджирования и условия отмены/отлагания, при удовлетворении которых окончательное решение банка будет положительным. Банк формирует матрицу рисков, и каждый риск должен быть закрыт документом или действием.
Формирование «дорожной карты» проектного финансирования
Исходя из согласованных предварительных условий, разрабатывается и согласовывается с банком график подготовки документации, предшествующей кредитному одобрению.
В перечень документации могут входить:
Предварительная проработка проектной заявки
На этой стадии происходит передача вышеперечисленных документов в банк, и на основе них производится пересчет всей финансовой модели, обновляются ковенанты и вносятся коррективы в бизнес-план.
Анализ и экспертиза документов
Банковская экспертиза документов инвестиционного проекта может проводится с привлечением сторонних и независимых экспертов.
Она затрагивает следующие направления:
В крупных проектах привлечение эксперта банком в сфере строительства (инжиниринга, оборудования) с целью оценки очень велико, т.к. в силу различной специфики бизнеса сами банкиры, как правило, такими навыками не обладают. В ходе анализа могут быть выявлены «проблемные» по мнению банка места, которые необходимо будет обосновывать и нивелировать.
В результате этого этапа вы получите кредитные решения от банков, в которых будут указаны ковенанты, которые необходимо в рамках переговорного процесса и апеллирования к кредитным решениям других банков склонить в пользу проекта.
Этап 4. Подписание кредитно-обеспечительной документации и реализация проекта
Юридические департаменты многих банков не отличаются клиентоориентированностью. Ввиду этого банк представляет проекты кредитно-обеспечительных договоров, учитывающие в первую очередь интересы кредитора. Однако, так как банк понес затраты на предшествующих этапах существует возможность в разумных пределах вносить выгодные для заемщика коррективы.
После подписания договоренностей, инициатору предстоит регулярно предоставлять в банк отчеты и документы о ходе реализации проекта, соблюдении ковенант, расходовании бюджета, аудированной финансовой отчетности и т.д.
Оптимизация кредитного портфеля
Проектное финансирование проекта в сфере недвижимости должно предоставлять после завершения строительства объекта шанс рефинансировать взятые кредиты на более выгодных условиях. Это становится возможным благодаря снижению рисков.
Получить проектное финансирование для инвестиционного проекта может казаться неподъемной задачей. Однако соблюдая указанную последовательность этапов на пути к цели, она становится легко достижимой.
Длительную работу упрощает формальное деление на части:
Ознакомиться с возможностями Росконсалтинг относительно сопровождения процесса получения проектного финансирования по ссылке здесь >>
Что относится к видам финансирования проектов разных уровней
В современных условиях осуществление крупных инвестиционных проектов эффективно может быть реализовано только при целевом финансировании.
В современных условиях осуществление крупных инвестиционных проектов эффективно может быть реализовано только при целевом финансировании. Целевое финансирование преодолевает ту обезличенность использования кредитных ресурсов, которая обусловлена нынешним механизмом международного кредитования. Преимущества целевого финансирования состоят в том, что кредитор предлагает не только заемные ресурсы, но и возможность их отоваривания необходимыми инвестиционными товарами на приемлемых условиях. Понятно, что все услуги, приобретаемые в «пакете», будут стоить дешевле, если их приобретать по отдельности.
В эпоху финансовой глобализации в процессе международного кредитования все более находит применение такая эффективная форма, как проектное финансирование. Под проектным финансированием обычно понимают целевое кредитование заемщика для реализации инвестиционного проекта без регресса или с ограниченным регрессом кредитора на заемщика, при котором обеспечением платежных обязательств являются денежные доходы от функционирования данного проекта, а также активы, относящиеся к этому проекту.
Проектное финансирование имеет свои определенные преимущества, коими оно выгодно отличается от других форм финансирования. От синдицированного кредитования оно отличается тем, что имеет не обезличенный, а адресно-целевой характер. От венчурного финансирования тем, что не сопровождается большими рисками, которые всегда сопровождают разработку и внедрение новых технологий и новых продуктов. Проектное финансирование имеет дело с более-менее известными технологиями. Поэтому реализация таких проектов более предсказуема, чем инновационных. Но и здесь имеются риски, которые имеют специфический характер, обусловленный задачами реализации проектов (задержка ввода объекта в эксплуатацию, повышение цен на сырье и материалы, превышение сметы строительства и др.).
Основным преимуществом проектного финансирования является то, что оно позволяет сконцентрировать значительные денежные ресурсы на решении конкретной хозяйственной задачи, существенно снижая риск благодаря значительному числу участников соглашения.
Проектное финансирование начало широко использоваться в конце 70-х — начале 80-х годов в крупных экспортно-импортных и инвестиционных операциях. Использование этой формы финансирования, предполагавшей широкое привлечение зарубежных инвесторов, создавало возможность инициаторам инвестиционных проектов снизить затраты по погашению долгов, установить долгосрочные отношения с поставщиками сырья и материалов, уменьшить риски, связанные с поставкой оборудования, с вводом объектов в эксплуатацию, обеспечить финансируемые объекты поддержкой национальных монетарных властей и международных кредитно-финансовых организаций.
Первоначально мировой рынок проектного финансирования был поделен между немногими американскими, канадскими, немецкими и японскими банками. Позднее, вследствие бурного развития нефте- и газодобычи в Северном море к ним присоединились коммерческие банки Великобритании. Далее активное участие на мировом рынке проектного финансирования проявили банки Франции, Швейцарии, Голландии, Бельгии, Италии и других стран.
На основе различных типов и схем проектного финансирования были реализованы крупные инвестиционные проекты в развитых и развивающихся странах. Одним из классических примеров «чистого» проектного финансирования является проект «Евротуннеля», соединившего Великобританию с европейским континентом. Этот проект основан на инвестициях частного сектора, без участия государственных органов и международных организаций. Общий объем финансирования проекта составил 7 млрд фунтов стерлингов. В проекте приняли участие 198 банков 15 государств.
Подчеркивая глобальный характер проектного финансирования, отметим, что оно широко используется Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Мировым банком для финансирования крупных проектов, связанных с разработкой природных богатств в развивающихся странах, а также для финансирования ряда проектов в странах Восточной Европы, испытывающих дефицит капитальных ресурсов. Применение проектного финансирования обеспечивает заемщикам необходимые гарантии, защищает их от разного рода возникающих рисков.
Проектное финансирование является относительно новой формой долгосрочного банковского кредитования. Хотя используется термин «проектное финансирование», речь, по существу, идет об особой форме кредитования проектов на определенный срок при обеспечении возвратности вложенных средств доходами от эксплуатации данного объекта. Специфика этой формы кредитования также определяется тем, что основные этапы инвестиционного цикла увязаны между собой; гарантии, обязательства и интересы участников проекта согласованы и входят в компетенцию банка-кредитора.
Масштабность большинства долгосрочных инвестиционных проектов обусловливает необходимость финансирования проекта в форме синдицированных кредитов. Синдицированный кредит предоставляется несколькими банками, образующими банковский синдикат. Условия такого кредита устанавливаются банком-инициатором кредитного соглашения, к осуществлению которого он приглашает другие банки (в том числе и иностранные). Смысл создания синдиката состоит в том, что один банк вряд ли будет в состоянии кредитовать в полном объеме крупный инвестиционный проект. Поэтому банк-инициатор хочет воспользоваться помощью других банков, а также диверсифицировать возникшие риски, распределив их относительно равномерно среди всех участников синдиката.
Процент по синдицированному кредиту начисляется, как правило, по плавающей ставке. Такая ставка устанавливается по желанию заемщика на период от 1 до 6 месяцев, и за базу берут ставку ЛИБОР. Кредитный портфель проекта может включать в себя разные по характеру и условиям предоставления кредиты: обеспеченные и необеспеченные, краткосрочные и долгосрочные, одни виды кредитов могут быть субординированы по отношению к другим и т.д.
С точки зрения реализации проекта важно согласовать срок финансирования и время создания объекта. Наступление срока функционирования объекта формирует время финансирования. Как правило, чем «слабее» денежный поток, предназначенный для обслуживания долга, тем продолжительнее срок финансирования. Условия развития финансового рынка вносят определенные коррективы в сроки финансирования проекта. Важно учесть влияние грант-периода и сочетать его с периодом планирования условий проекта.
Зарубежный опыт показывает, что максимальные сроки кредитования, приемлемые для европейских банков, составляют 10-15 лет. В США они, как правило, короче — 7—12 лет. Если сроки финансирования проектов оказываются недостаточными, тогда приходится адаптировать структуру финансирования к реальным возможностям кредиторов (например, адаптация долговых обязательств к реальной эффективности проекта. Можно также воспользоваться услугами известных международных финансово-кредитных учреждений, таких, как: Мировой банк, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Азиатский банк развития, Арабский валютный фонд, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития, Латиноамериканский экспортный банк и др. Указанные организации могут покрывать «длинный конец» финансирования с помощью гарантий рефинансирования.
Отдельные коммерческие банки также могут выступить в качестве гарантов. Чаще всего такой вариант возможен тогда, когда проектное финансирование организовано международной кредитно-финансовой организацией или национальным агентством по страхованию экспортно-импортных кредитов. В этом случае банки-участники синдиката могут согласиться выставить гарантии или открыть аккредитив в пользу кредитора. Выгода от такой формы финансирования налицо, так как заемщик получает финансирование с ограниченным регрессом (риск кредитора переносится на коммерческие банки). Такие условия могут перекрыть стоимость оплаты комиссионных за предоставление гарантий, и поэтому они выгодны и банкам-соисполнителям.
При осуществлении проектного финансирования необходимо иметь в виду, что временные рамки крупных долгосрочных проектов, в течение которых можно было точно прогнозировать экономические затраты и результаты данного проекта, как правило, короче, чем срок действия кредитного соглашения. У банков есть два варианта, чтобы адекватно отреагировать на это обстоятельство.
Первый вариант — с максимальной надежностью и осторожностью рассчитать основные показатели планируемого денежного потока («банковский вариант»), чтобы результаты финансово-хозяйственной деятельности обеспечили бы достаточный запас прочности для погашения используемого кредита. Тот вариант обладает определенными преимуществами и недостатками в плане снижения рисков, обусловленными степенью межбанковской конкуренции.
Второй вариант выражает действия банка как соучастника консорциума кредиторов. Его реализация связана с понятием «общность интересов». Это понятие означает, что интересы всех участников кредитного соглашения должны простираться в едином направлении изменения внешней или внутренней среды проекта. Банк будет участвовать в проектном бизнесе, если все участники во главе со спонсором проекта будут объединены едиными целями.
Следует заметить, что общность интересов не означает тождественности интересов. Это предполагает лишь заинтересованность участников в достижении общей цели. Общность интересов участников является залогом снижения их собственных рисков в процессе реализации проекта. Эта общность особенно важна, если в документах данного проекта обнаруживаются какие-либо просчеты. Такое положение бывает довольно часто, так как очень трудно заранее учесть все возможные риски, с которыми могут столкнуться участники проекта.
В рамках консорциума, реализующего проект, спонсоры вносят, как правило, от 20 до 40% собственного капитала. Банки-соучастники вносят остальную долю суммы кредита. Таким образом, спонсоры (строители и эксплуатационники), с одной стороны, и банковский консорциум — с другой, составляют в результате вложенных ими капиталов общество заинтересованных лиц. Воистину судьбоносным становится это общество, когда дела проекта идут не так, как было запланировано, но обычно распадается такое общество лишь в тех случаях, когда в результате просчетов приходится использовать все имеющееся финансовое покрытие сделки. В зарубежной практике гораздо чаще случается, что по истечении 40-70% срока действия кредита проект развивается столь успешно, что первоначальная схема проектного финансирования сменяется на более дешевые кредиты других форм и схем. Таким образом, в случае успешной реализации проекта банки могут потерять или, наоборот, заработать на новой форме и схеме финансирования.
Как правило, для успешного выполнения проекта используются различные комбинации видов долгового и долевого, внешнего и внутреннего финансирования, гарантий и организационных структур, а также различные стандартные формы и схемы финансирования больших проектов. Примерами могут служить крупномасштабные инфраструктурные проекты (проекты строительства крупных электростанций, автомобильных и железных дорог, аэропортов и т.п.), как правило, с применением механизмов и схем типа «строй—владей—эксплуатируй» (ВОО = «Build, Own and Operate»), «строй—эксплуатируй—передай право собственности» (BOT = Build, Operate and Transfer), «строй—владей—передай право собственности и получай дивиденды» (BOT = Build, Own and Transfer) или комбинированные схемы «строительство – приобретение прав собственности — эксплуатация — передача прав собственности и получение дивидендов» (BOOT = Build,Own, Operate and Transfer) и другие схемы финансирования, в процессе реализации которых часто происходит совмещение финансирования с ограниченным регрессом и финансирования под правительственные гарантии.
Кроме проектов создания инфраструктуры всех типов (социальной, производственной, информационной и т.д.) такие механизмы и схемы проектного финансирования все чаще начинают применяться для широкого круга проектов, начиная с разработки нефтяных и газовых месторождений или других природных ресурсов и заканчивая строительством и управлением больших отелей.
В последнее время получили широкое распространение контракты, в которых оговариваются безусловные и условные обязательства покупателя типа «бери и плати» и «бери или плати» с третьими кредитоспособными сторонами. Обязательства типа «бери или плати» – контрактные соглашения между покупателем и продавцом, согласно которым покупатель обязуется периодически выплачивать установленную сумму за поставку продукции даже в тех случаях, когда поставки по каким-либо причинам не произошло. Эти контракты могут служить гарантиями обеспечения рынка сбыта данной продукции, а гарантированный рынок сбыта выступает в качестве определяющего фактора реализации проекта.
Реализация практически любого крупного инвестиционного проекта во многом зависит и от возможности получать сырье, материалы, комплектующие изделия и электроэнергию по определенным ценам. Здесь необходимы четкие гарантии, определяющие цену поставляемых товаров. Это обстоятельство побуждает к заключению с поставщиками контрактов типа «поставляй или плати». По этим контрактам поставщик обязуется поставлять сырье, материалы и услуги по фиксированным ценам, а в случае если это невозможно — оплатить поставку альтернативных видов сырья, материалов или услуг.
Высокие темпы экономического роста, характерные для развития мирового хозяйства в первой половине 90-х годов, обусловили большую востребованность форм проектного финансирования. Прежде всего эта востребованность коснулась развивающихся рынков. До мирового финансового кризиса 1997-1998 годов лидерами на мировом рынке проектного финансирования были страны Юго-Восточной Азии. В 1996 году в Гонконге было реализовано 36 инвестиционных проектов объемом 19,3 млрд долл., в Индонезии – 72 проекта объемом 14,1 млрд долл., в Тайланде – 31 проект объемом 9,4 млрд долл. Всего в 1996 году в азиатских странах было профинансировано 400 инвестиционных проектов объемом более 86,2 млрд долл2. Это больше, чем в странах европейского и американского континентов.
В конце 90-х годов азиатские страны утратили первенствующее положение на мировом рынке проектного финансирования, и лидерами снова стали США и западно-европейские страны. Однако в последние годы азиатские страны и восточно-европейские страны, оправившись от кризисных ударов, снова стремятся обеспечить высокие темпы экономического роста за счет привлечения иностранных инвестиций. Это относится прежде всего к таким азиатским странам, как Китай, Филиппины, Малайзия, Индонезия, а также к восточно-европейским странам, где темпы инвестирования в последние 2-3 года стали весьма заметными на общемировом фоне. В этой связи следует обратить внимание на возможности широкого использования проектного финансирования в России.
Правовая основа развития проектного финансирования в нашей стране была заложена Законом РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 года. Принимая во внимание острую нехватку в стране долгосрочных инвестиционных ресурсов, можно прогнозировать широкое использование проектного финансирования зарубежными и российскими инвесторами, что могло бы способствовать активизации инвестиционной деятельности. Поэтому, несмотря на наличие ряда негативных тенденций в российской экономике, некоторые крупные российские корпорации, ФПГ, банки ведут работу по освоению механизмов проектного финансирования.
Для освоения и использования зарубежного опыта в данной области при участии Центробанка РФ совместно с ЕБРР в Москве был учрежден Российский банк проектного финансирования. При министерстве экономике РФ были созданы Российский центр проектного финансирования и Российский центр содействия иностранным инвестициям. Позднее в соответствии с постановлением Правительства РФ Центр проектного финансирования был преобразован в ЗАО «Федеральный центр проектного финансирования».
С целью координации работ по финансированию инвестиционных проектов был создан Российский финансово-банковский союз. По инициативе Правительства РФ создана качественно новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. В этот совет входят видные российские предприниматели, а также представители зарубежных фирм, осуществляющих масштабные инвестиции в российскую экономику.
Растущее применение различных форм проектного финансирования способно значительно расширить возможности привлечения иностранных инвестиций в Россию. Проектное финансирование становится одним из главных направлений деятельности иностранных банков на территории РФ.
Для России проектное финансирование может быть эффективным и действенным финансовым инструментом прежде всего в отношении долгосрочных инвестиционных проектов, связанных с капиталоемкими отраслями экономики, прежде всего топливно-энергетического комплекса.
Какие схемы проектного финансирования могут быть использованы в России? Наиболее приемлемой формой, по моему мнению, является схема «оплата продукцией». Она очень подходит для реализации проектов в добывающих отраслях. Схема финансирования под обеспечение выпускаемой продукции схожа с предыдущей. Ареал ее использования распространяется прежде всего на нефтегазовые проекты. Здесь залогодателем может выступить какая-либо компания-спонсор, но не банк. Российские банки пока не имеют высокой репутации на мировых финансовых рынках и вряд ли смогут обеспечить залоговое обеспечение кредита. Здесь, видимо, надо использовать уже опробованные механизмы залога, через Министерство энергетики гарантировать кредиторам залог в виде определенного объема поставки нефтепродуктов по фиксированным ценам.
Схемы проектного финансирования типа «строительство—эксплуатация—передача», «строительство—владение—эксплуатация—передача» и другие подобные схемы представляют собой компромисс между проектным финансированием с ограниченным регрессом и привлечением денежных ресурсов с помощью государственных гарантий. Указанные схемы также целесообразно использовать в российских условиях именно потому, что они предполагают контроль и активное участие государства. Участие государства будет стимулировать потенциальных инвесторов к вложению средств в наиболее значимые для интересов общества объекты.
Специфические условия развития российской экономики порождают некоторые особенности организации проектного финансирования. Это прежде всего относится к организационно-правовым формам реализации проекта. Инициатор проекта, если он рассчитывает на быстрый успех, должен быть близок к властным структурам. Отдельным российским банкам такое не по силам. Поэтому успех будет на стороне банковских объединений (консорциумов). В подобные объединения банков могут войти также фирмы — исполнители проектов. Но главные роли в таком объединении должны все же принадлежать коммерческим банкам.
Более активно банки участвуют в финансировании инвестиционных проектов в рамках ФПГ, когда кредитуется предприятие, на которое банк имеет непосредственное воздействие. Это облегчает процедуру контроля за реализацией проекта и погашением кредита. Следующий шаг — участие российских банков в международных банковских консорциумах при финансировании серьезных объектов, имеющих международное значение.