Что относится к устному народному творчеству 5 класс литература
Урок литературы в 5 классе «Устное народное творчество»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Устное народное творчество
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Устное народное творчество», проверить, как поняты и усвоены учениками основные понятия и произведения раздела.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
Развивающие:
• Способствовать развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Воспитательные:
• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
и чувств.
• С помощью фольклорных произведений формировать уважение к народному творчеству.
Оборудование : выставка книг русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, записи на доске.
Готов ли ты начать урок?
Книжка, ручка и тетрадка?
С усердием трудитесь!
I. Обобщение знаний учащихся.
– К какому жанру устного народного творчества относятся следующие произведения:
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль то ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Кушай досыта, буренушка моя!
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили.
Пришел дедушка Фома,
Он народ прогнал в овин,
Затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!
А) И зимой и летом одним цветом. (Елка).
Круглая, а не месяц; желтая, а не масло; с хвостиком, а не мышь. (Репа).
В) Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе пирога.( Приговорка ).
Г) На дворе трава, на траве дрова. ( Скороговорка ).
Д) Раз, два, три, четыре, пять –
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят, Ведьмушку хоронать. ( Считалка ).
– Из каких сказок эти строчки:
«Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
«Вот старик и говорит сыновьям:
– Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора». («Сивка-Бурка».)
– Определите, к каким сказкам относятся репродукции этих картин. Вспомните имена художников, создавших эти картины.
Учитель предлагает детям репродукции картин художников В. Васнецова и И. Билибина: «Иван-царевич на Сером Волке», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Работа по разделу «Проверь себя» (с. 51–58).
Примечание. На данном этапе урока учащиеся могут работать индивидуально или в группах. За каждый правильный ответ ученик (группа) получает жетон. Тот учащийся (группа учащихся), который набрал больше всего жетонов, признается «Знатоком русского фольклора».
В заключение урока дети могут прочитать, рассказать то произведение (часть произведения) из раздела, которое их больше всего заинтересовало, тронуло.
Чтение и обсуждение русской народной песни «Как на тоненький ледок»
— Поделитесь впечатлениями от прочитанного.
— Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
— Слушание русских народных песенок.
— Выскажите своё мнение о песенках. Какие понравились и почему.
Беседа о русских народных песнях.
– Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. (Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.)
— Прочитайте в учебнике о русских народных песнях.
— Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? Как вы понимаете название песен «потешки», «заклички», «плясовые»?
— Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки. Все это и есть устное народное творчество.
— Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни?
— По исполнению, какие это песни?
— Когда исполнялись эти песни-заклички?
— К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста.
— Прочитаем следующую песню.
— Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.
— Кто подразумевался под образом лебёдушки?
— Когда молодая девушка покидает свой дом?
— Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?
Чтение и обсуждение русской народной песни «Как на тоненький ледок»
— Поделитесь впечатлениями от прочитанного.
— Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
2. Повторное чтение.
4. Слушание русских народных песенок.
— Выскажите своё мнение о песенках. Какие понравились и почему.
Итог урока.
— С чем мы знакомились на уроке?
— Какие бывают русские народные песни?
— С какими песнями познакомились?
— С какими сказками знакомы?
— Отгадайте следующие загадки?
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.
Золотое решето, чёрных домиков полно.
В огороде стоит, ничего не говорит, сам не берёт и воронам не даёт.
. Оценка работы учащихся.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки, пословиц, поговорок, загадок.
Презентация к уроку литературы в 5 классе. «Устное народное творчество. Понятие о фольклоре»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Устное народное творчество Понятие о фольклоре Урок литературы в 5 классе
Цели деятельности учителя: дать понятие о фольклоре; развивать речь учащихся; помочь овладеть умениями складывать частушку и использовать приобретенные знания для создания творческих работ.
Что такое фольклор? Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта
— Почему мы называем фольклор коллективным творчеством? — Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей? Перечислите малые жанры фольклора, используя свой «кластер»
Угадай малый жанр фольклора Уж ты, котичка-коток, Котик — серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать; Я тебе ли, коту, За работу заплачу: Дам кувшин я молока Да кусочек пирога. Уж ты ешь, не кроши, Больше, серый, не проси Вода текучая, Дитя растучее. С гуся вода, С тебя худоба. Вода — книзу, А дитя — кверху.
Угадай малый жанр фольклора Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела. Поехали, поехали В лес за орехами. По кочкам, по кочкам В ямку бух.
Угадай малый жанр фольклора Весна красна! На чем пришла? — На сошечке, на бороночке! На овсяном снопочку, На ржаном колосочку! Улитка, улитка, Высуни рога: Дам тебе пирога.
Угадай малый жанр фольклора Кланяется, кланяется, придет домой – растянется Чеса заголовалась. Заплетык языкается.
Уже давно наряду с крестьянским появился рабочий фольклор, городской, фольклор интеллигенции, детский. Как у наших у ребят Голова из трех частей: Карбюратор, вентилятор И коробка скоростей. В фольклоре есть «продуктивные» жанры, то есть такие, в недрах которых могут появляться новые произведения. В 20 веке в числе таких жанров оказались частушки, поговорки, городские песни, анекдоты и многие виды детского фольклора. А вот былины, когда-то имевшие даже значение исторического документа, в живом исполнении уже практически не звучат.
гусляры скоморохи кобзарь трубадуры ИСПОЛНИТЕЛИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ИЗ ИСТОРИИ С конца 19 века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начала изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. Эразм Роттердамский в 1500 году составил сборник античных изречений и пословиц.
Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Поговорки – это яркие, бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку. Остаться у разбитого корыта.
НАЙДИ ПАРУ Друг в беде есть настоящий друг (английская). За поспешностью следует раскаяние (арабская). Собака лает, а караван проходит мимо (народов Средней Азии). Когда в горах нет тигра, то и мартышка – царь зверей (китайская). Друг познается в беде. Поспешишь – людей насмешишь. Собака лает – ветер относит. На безрыбье и рак рыба.
ПОДУМАЙ Два медведя в одной берлоге не уживутся. Посмотри на иллюстрации. Вспомни пословицы и поговорки, в которых употребляются числа. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
ПОДУМАЙ Обещанного три года ждут. Семеро одного не ждут. Посмотри на иллюстрации. Вспомни пословицы и поговорки, в которых употребляются числа.
ЗАГАДКИ Загадки отличаются разнообразием тематики. Им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В древности загадка была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. В народном эпосе отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. Теперь загадка — народная забава. Научное собирание народных загадок началось с Сахарова (в его «Сказаниях русского народа», 1837); затем, в 40-х годах 19 века, появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусских загадок.
Как «сделана» загадка Метафора: Белые хоромы, красные подпоры. Олицетворение: Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Гусь) (Топор) Звуковой образ, звукоподражание: Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (Пила)
Образное описание предмета по внешнему виду: Красненька, кругленька, Листочки продолговатеньки. (Рябина) Как «сделана» загадка Прямое сравнение: Пять ларчиков – пять чуланчиков. Прямой вопрос: Кто бежит без провода? (Река) (Перчатка)
(Жук) Отрицательное сравнение: Черен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног без копыт, Летит – воет, Упадет – землю роет. Как «сделана» загадка Часто загадка имеет подсказку – рифму. Последнее слово в стишке-загадке – это отгадка. Мимо рощи, мимо яра Мчит без дыма, мчит без пара Паровозова сестричка. Кто такая? ………………………… (Электричка)
Домашнее задание на выбор На отдельном листе А4 написать одну самостоятельно найденную скороговорку, загадку, пословицу и нарисовать на обороте к ней рисунок
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-216425
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературы в 5-м классе «Путешествие в страну Фольклорию»
Разделы: Литература
Эпиграф: “Начало искусства слова – в фольклоре” А. М. Горький
Оборудование: выставка детских книжек: потешки, загадки, прибаутки.
Ход урока.
Сегодня мы начнем разговор о произведениях с самых древних времен, когда еще и письменности не было.
— Это устное народное творчество.
— В научной литературе его называют фольклор (на доску).
— Эти произведения с незапамятных времен складывались народными мастерами слова, передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Новые сказатели совершенствовали текст, добивались все большей выразительности, точности слова.
— Так дошли до нас произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, загадки, частушки, колыбельные песенки, прибаутки.
— Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев – защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира.
II. Оформление опорного конспекта
Учитель.: на уроках мы будем наблюдать только за этими видами народного творчества. Но на самом деле их гораздо больше.
III. Малые жанры фольклора:
Сказка – это вымысел. Но А.С. Пушкин говорил: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”
— Шел он долго ли, коротко ли,
Такая красавиц – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.
Ни в сказке сказать, ни пером описать
Есть устойчивые выражения (добра молодца…)
г) Повествование отличается своеобразным ритмом:
“Ложись спать, утро вечера мудренее”.
3. Пословицы и поговорки – мудрые изречения
а) Веками создавал народ мудрые изречения.
В них передавались главные мысли о жизни
б) Пословица – это краткое изречение с нравоучительным смыслом
в) У пословицы есть родная сестра – поговорка.
Они похожи друг на друга, но …
Отличие: пословица – законченное предложение, в ней часто есть ритм и рифма.
Поговорка – часть предложения.
(Завел сказку про белого бычка)
4. Загадки – это игра на сообразительность, в ней надо догадаться, о чем идет речь.
Это иносказание: описывается один предмет, а подразумевается другой.
(Помните: загадка хитра, она дает возможность почувствовать себя умным).
— Загадка удивляет и радует складной речью, метким словом.
Недаром в сказках герою нередко приходится проходить испытание загадкой: отгадаешь – быть, по-твоему. Не отгадаешь – голова с плеч.
5. Небылицы – рассказывают о невероятном (что сближает со сказкой).
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булатной на телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
По-другому небылицы называют перевертышами.
6. Скороговорки – это игра, основанная на произношении труднопроизносимых звуков.
— Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, а в капюшоне он смешон.
— Наш Полкан попал в капкан.
— Сыворотка из-под простокваши.
7. Считалки – непременные участники детских игр.
— Перед считалкой все равны – на кого указала, тому и гадать.
Главное – четкость ритма.
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Честных и добрых людей!
Бежит зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать.
Выходи, тебе искать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы,
Ты поди-ка поводи!
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он.
Кто не верит – выйди вон!
8. Существуют еще другие виды игровые (заклички, приговорки, потешки, прибаутки, дразнилки).
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
— потешка (так потешают маленьких)
Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка – на кошке
По кривой дорожке.
— прибаутка (всегда с усмешкой)
Божия коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба
д) Если несколько дней подряд льют дожди, то просят дождик перестать:
— это заклички. Так в древности заклинали (призывали) дождь
Радуга – дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко
Под оконышко!
Тучи, тучи,
Набегайте в кучу!
Солнышко заволоките,
Дождем землю промочите!
Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по крошке.
А на Бабу – Ягу
Лей по целому ведру!
Гром гремучий,
Тресни тучи.
Дай дождя
С небесной кручи.
д) анекдот – сатира, юмор. Смешной рассказ.
II. Закрепление изученного.
1. Играем со словами!
На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет (Эхо)
Красна девица, каменное сердце
Ты от нее – она за тобой,
Ты за ней – она от тебя (иголка с ниткой)
Пристала ко мне в лесу; искал, искал ее – не нашел,
Домой в ладошке принес (заноза)
Божью коровку спрашивают, какая будет погода, или просят:
Коровка – боговка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба,
Сушек, плюшек,
Сладких ватрушек.
Всем продавай,
А нам так давай!
Божья коровушка,
Будет дождь или солнышко?
Если будет солнышко – то лети!
Если будет дождь – то сиди!
Улита, улита,
Выпусти рога!
Дам тебе я хлеба
И кусок пирога!
Прикажи улите: сейчас же выпусти рога!
Попроси ее: не откажи, пожалуйста, покажи свои рожки, мне очень хочется на них посмотреть.
2. Работа с пословицей по речевой (проблемной) ситуации
а) “Сказала Нина что-то по секрету подруге. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, вскоре об этом знали все. Какая пословица есть на этот счет?
Урок литературы в 5 классе Тема: Малые жанры устного народного творчества
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок литературы в 5 классе
Тема: Малые жанры устного народного творчества
*познакомить с малыми жанрами УНТ
*формировать интерес к исследовательской деятельности
*развивать чувство патриотизма
эпиграф: «Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории»
3.Погружение в тему
На завалинке в светелке иль на бревнышках каких
Собирались посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели да водили хоровод.
А играли как! В горелки, ах горелки, хороши.
Словом, эти посиделки были праздником души.
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить
Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.
*А как вы думаете, в какие месяцы года обычно начинались посиделки и почему?
Ответы учеников.(Осень, зима. Урожай уже собран, и можно было отдохнуть).
*Действительно, в середине ноября на селе по народному поверью отмечался день Демьяна и Кузьмы, братьев-кузнецов. После Кузьмы снег выпадал на стылую землю, заметая следы дел человеческих, а в избах запасались работой на долгие зимние вечера.
Девушки пряли, используя веретено и прялку. Веретено деревянное, тонкое, изящное, у каждой девушки свое, чужим пользоваться нельзя. Для девушки его делал или отец, или возлюбленный. А смастерить его не так легко, недаром в пословице говорится: «Как стал Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Покатилась вечеринка, заглянула ночь во двор,
У зачина есть разминка, как бы нитка-паутинка,
Та, что вяжет разговор.
Как когда-то в век старинный, в те далекие года
Проводились викторины, те «что, где, когда».
Как тогда, друзья, для вас проведем ее сейчас.
*А как вы думаете, какой жанр русского фольклора нам поможет в этом?
Загадка— это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано в слове. И это нужно не узнать, а догадаться, отгадать. Старинная русская загадка не описывает предмет, не сравнивает его с похожим, а предлагает вместо него другой предмет. Попробуем отгадать загадки.
Сижу верхом не знаю на ком, знакомого встречу, соскочу, привечу. (Шапка)
Серый маленький Денис на веревочке повис. (Паук).
Утром ползает, в полдень недвижимо, а вечером летает. (Бабочка).
а)Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Царя разбудила. (Блоха).
в)Мать толста, дочь красна,
Сын – сокол под небеса ушел. ( Печь, огонь, дым.)
г)Три братца пошли купаться,
Два купаются, один на берегу валяется,
Искупались, вышли, на третьем повисли.
д)Ржет жеребец на перегородке,
Слышен его голос в Ново-городе. (гром).
е)Есть таков Иван Пятаков,
Сел на коня и поехал. ( горшок в печи).
ж)Сутул, горбат, все поле перешел,
Все загоны перечел. (серп).
з)Лед трещит, вода плещется,
Молодая царица умывается. (весна).
Загадки – это очень тяжелая работа для ума, а после тяжелой работы не мешало бы отдохнуть. Дадим такую возможность уму, а вот язык заставим поработать. А как вы считаете, какой жанр фольклора может заставить потрудиться наш язык?
Хочу вам сказать, что исследователи русского фольклора называют скороговорки «Молекулами поэзии». Как бы вы объяснили это?
В скороговорках, как вы заметили, нет абсурда, чепухи, они представляют картину знакомых реалий повседневного быта и при этом развивают речь.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.
Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
Под плетень, в тень, топор в пень – дзень!
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Из-под топота копыт пыль по полю летит.
Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
Полпогреба репы, полколпака гороху.
Так проходит час за часом, работа за разговором спорится, но устают сидеть молодые без движения, хочется им немного размяться.
И тут на помощь приходят частушки и забавы.
Частушек пелось очень много, они откликались на многие события личной жизни.
Не хотела я плясать,
стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
А я с печки башмаком,
Под кустом сидел и плакал:
Я плясала в три ноги,
Оглянулась я назад:
Сидит ежик на березе –
На головке сапожок,
Одного люблю зимой,
Боевая сушит девять,
а по мне страдает семь.
трое спорят обо мне,
Что вы трое спорите,
Мы пропели, что сумели,
Выходи на круг, кто смелый,
пой погромче и пляши.
*С какими малыми жанрами УНТ мы познакомились?
-пословицы и поговорки
5. Домашнее задание: Составить поучительноевысказывание с использованием половицы или поговорки (3-5 предложений)