Что относится к устному народному творчеству 3 класс

Волжский класс

Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Смотреть фото Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Смотреть картинку Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Картинка про Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Фото Что относится к устному народному творчеству 3 класс

Боковая колонка

Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Смотреть фото Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Смотреть картинку Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Картинка про Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Фото Что относится к устному народному творчеству 3 класс

Рубрики

Видео

Книжная полка

Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Смотреть фото Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Смотреть картинку Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Картинка про Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Фото Что относится к устному народному творчеству 3 класс

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Декабрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Ноя
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, с. 8 — 11

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017

Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Смотреть фото Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Смотреть картинку Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Картинка про Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Фото Что относится к устному народному творчеству 3 класс

Ответы к стр. 8 — 11

1. Что относится к устному народному творчеству? Напиши.

2. Прочитай стихотворение чётко, выразительно. Определи жанр этого текста. Напиши.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

3. Эти стихотворения нужны во время игр. Прочитай их чётко, выразительно.

Мотылёк-вителёк,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеёк.

Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.

4. Прочитай только русские буквы. Ты узнаешь, к какому жанру устного народного творчества относятся стихотворения. Напиши.

LПSWVSGГLIOBWSOPIVKLA

5. Рассмотри рисунок. Какие песни могут петь дети? Подчеркни.

6. В весёлых песенках-закличках часто обращались к солнцу, дождю, прося о тепле и богатом урожае. Прочитай заклички. Объясни, чем они различаются.

Радуга-дуга!
Принеси нам дождя!

Радуга-дуга!
Перебей дождя!
Давай солнышко,
Колоколнышко!

7. Сочини песенку-закличку на любую тему.

Весна-красна!
Зима ушла!
Дай бабочке цветочки!
Берёзе — зелёные почки!
Дождю луг напоить,
Солнцу землю просушить!
Медведю — мёда колоду,
Чтоб не пугал лесного народа!

8. Допиши текст необходимыми словами.

9. Прочитай два текста. Как ты думаешь, что это?

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец. Тут и сказке конец.

Жили-были два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

10. Проверь себя. Прочитай справа налево. Напиши.

11. Узнай значение однокоренных слов, которые относятся к разговорной речи.

Докучать — надоедать, беспокоить; наводить скуку. Например: докучать советами.
Докучный и докучливый — надоедливый, навязчивый; наводящий скуку.

12. Сочини свою докучливую сказку. Учти: в такой сказке должна быть неожиданная концовка.

— Здорово, кума!
— На рынке была!
— Ты глуха?
— Купила кур и петуха!
— Прощай, кума!
— Сотню дала!

Источник

Литературное чтение. 3 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 7. Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Фольклор – устное народное творчество.

Иногда в конце сказки рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Загадка – это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется. Поэтому загадка всегда требует отгадки.

Устное народное творчество; большие и малые жанры фольклора; сказки; песни; загадки; пословицы; поговорки; скороговорки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29-32

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о жанрах фольклора, их особенностях;

Научимся их различать;

Сможем систематизировать свои знания о произведениях устного народного творчества.

Основное содержание урока

Народное творчество – это целая огромная страна, это не только искусство слова, но и прикладное искусство.

Одежда и дома, бытовая утварь и детские игрушки – раньше всё создавалось руками народных умельцев. Люди старались украсить свой быт, затейливые узоры служили оберегами от злых сил, в которых они верили. А ещё народ веками копил мудрость, которую передавал из поколения в поколение в виде сказок, пословиц, загадок и других видов устного народного творчества. Они и сейчас живут в нашем языке, помогают растить, учить и воспитывать детей, радоваться и переживать неудачи. Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

Интерактивное путешествие школьников Ани и Володи по стране Устного народного творчества начинается с волшебной карты, благодаря которой наши герои могут повторить основные понятия, изученные на уроках раздела.

А. – Какая красивая мелодия!

В. – Это лирическая народная песня. Лирические песни выражают чувства и настроение поющих.

А. А мне мама в детстве колыбельные песни пела, когда укачивала меня. Я до сих пор помню (напевает):

«Котя, котенька, коток,

Котя серенький хвосток»

В: Смотри, кажется, туча надвигается.

А: Помнишь, мы на уроке специальные песенки-заклички учили. Давай попросим, чтобы дождик не пошёл!

Хором:Уж ты, радуга-дуга,

В. Нам пора дальше идти. Давай подведём итог, что мы узнали о песнях.

Народная песня – летопись жизни русского народа. Видов народной песни много, потому что песня сопровождала людей на протяжении всей жизни.

Б) Деревня «Сказкино».

А: – Смотри, какая деревня необычная.

В: – Сказочная. Видишь, здесь живут герои волшебных сказок, которые мы прочитали. А ты помнишь, чем волшебные сказки отличаются от других?

А. – Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи. Она имеет особую композицию.

-присказка (встречается не во всех сказках);

— кульминация – главное событие, испытание;

В волшебной сказке обязательно используется такой приём, как троекратный повтор. Кроме того в волшебной сказке действует волшебный помощник, появляются волшебные предметы.

Добро борется со злом и побеждает

А: Да, мы много нового узнали о сказках. Продолжим наше путешествие.

А: Лес какой-то непонятный. Как будто прозрачный. Заколдованный, что ли?

В: На карте он называется Загадайкин. Наверное, надо отгадать чьи-то загадки.

Л. Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят

Л: Молодцы ребята, смотрите, как лес изменился!

А: Я люблю отгадывать загадки. С помощью загадки в народе испытывали мудрость, находчивость человека, его знания.

В: Загадка – это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется. Поэтому загадка всегда требует отгадки.

На фасадах домов в деревне написаны пословицы.

В: Вся семья вместе, так и душа на месте.

А: Жизнь измеряется не годами, а трудами.

В: При солнышке тепло, при матери – добро.

А: Какие мудрые изречения. В них самое главное сказано и о семье, и о труде, и о материнской любви.

В: Недаром на Руси говорили – без пословицы речь не молвится. Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Чаще всего пословица рифмуется.

Дети оказываются на вершине горы.

А: Высоко мы забрались. А как эта гора называется?

А: Я помню, мы изучали докучные сказки.

В. А я одну новую выучил.

На горушке — избушка,

Живёт в ней старушка.

Хороша у старушки мочала!

Не начать ли сказку с начала?

Иногда в конце сказки рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора.

Аня и Володя в деревенском доме наблюдают картины жизни его обитателей.

Вот мать заплетает дочери косу.

Мама: Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят —

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся.

Вот бабушка играет с малышом

Этот пальчик в лес ходил.

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик жарить стал

Этот пальчик встал и съел

Потому и потолстел!

А: Это село называется Потешкино. Здесь жители много потешек знают и деток своих потешают.

В: На самом деле, потешка не только для развлечения нужна. Она помогает научить маленького человечка понимать человеческую речь

Это небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям.

Устное народное творчество представляет огромную часть русской культуры, формировавшуюся на протяжении многих столетий. В произведениях русского фольклора отражаются чувства и переживания народа, его история, размышления о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое. Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение из уст в уста. В образах героев произведений фольклора, народ выражал своё отношение к понятиям добра и зла.

Разбор типового тренировочного задания

Источник

Конспект урока внеклассного чтения 3 класс «Устное народное творчество»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока внеклассного чтения

«Устное народное творчество »

Разработан и проведён учителем МОУ «Специализированная школа с углублённым изучением иностранных языков №19 города Донецка»

ОЛЕЙНИКОВОЙ ЮЛИЕЙ БОРИСОВНОЙ

1. Закрепление понятия об устном народном творчестве; повторить жанры: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;

2. Развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст; развитие грамотной устной речи; формирование навыков выразительного чтения

3. Воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;

воспитание нравственных качеств.

1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.

Сегодня у нас необычный урок

На нём подведём мы работы итог.

О жанрах устного народного

То, что читали, повторим.

Во саду ли, в огороде

Во саду ли, в огороде

Один цветочек сорвала

И нам в класс передала.

Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

(Дети рассказывают своими словами).

Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Учитель. Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по теме «Устное народное творчество».

3. Проверка домашнего задания:

1 задание. Кто сможет сказать своими словами, что такое пословица? Приведите примеры. А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике. Кто может повторить? А сейчас проверим домашнее задание. Дома вы должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье. Назовите свои пословицы и объясните их смысл. (дети зачитывают пословицы и объясняют их значение).

4. Работа по теме урока

Прочитайте теперь пословицу, записанную на доске, и объясните её значение.

Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.

Вы правильно выполнили задание и поэтому участник ____ команды открывает лепесток.

Давайте прохлопаем и проговорим скороговорку “ Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? Для правильного проговаривания всех звуков.

Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки.

Молодцы! Лучше всего с этим заданием справились участники ____ команды. Они откроют второй лепесток нашего волшебного цветка.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала.

Кто не верит – выходи.

Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

Приведите пример своей считалки.

Молодцы, ребята! Особенно интересной была считалка ____ команды. Прошу участника этой команды открыть следующий лепесток.

У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.

Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Дала сладкий пирожок.

Как можно назвать этот текст? Это потешки. Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, руками и ногами.

Приведите пример своей потешки.

Вы справились с этим заданием и я приглашаю участника ____ команды, открыть следующий лепесток.

Заинька серенький, заинька беленький.

Некуда заиньке выскочить, некуда серому выпрыгнуть.

Есть города турецкие, замочки немецкие.

Ну-ка зайка боком, скоком

Перед нашим хороводом.

Ну-ка зайка перевернись,

Кого любишь, поклонись. (игра проводится 3-4 раза)

Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.

Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в яму – бух!

Раздавила сорок мух.

Попробуйте добавить слова, чтобы получилась своя небылица.

Молодцы, ребята, теперь вы можете сами сочинять небылицы. Лучше всех с этим заданием справились участники ____ команды. Именно им я предлагаю открыть следующий лепесток.

Ответьте мне на вопрос: Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека. Это загадка.

Тогда для вас, ребятки,

Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит. (петух)

А как вы догадались?

У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.

Не портной, а всю жизнь

С иголками ходит. (ёж)

А как вы догадались?

У него много иголок.

Два брюшка, четыре ушка (подушка)

Объясните, как вы определили, что это подушка.

Молодцы! Вы все справились с заданием. И я приглашаю участника ____ команды открыть следующий лепесток.

Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.

А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

Каких былинных героев-богатырей вы знаете? Прочитайте отрывок и назовите былину.

У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.

Илья Муромец , Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович , Карабас Барабас, Добрыня Никитич.

С этим заданием лучше всех справились участники ___ команды. Они и откроют следующий лепесток.

5. Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова “Богатыри”.

А теперь проверим какими вы были внимательными: ответьте на вопросы теста. (тест по картине)

Самой активной и внимательной была ____ команда. Приглашаю участника команды открыть следующий лепесток.

А что такое сказка? Ответы детей.

Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что их автор – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей.

Вы нарисовали рисунки к сказкам, с которыми мы с вами уже познакомились. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации? К какому типу сказок относятся эти сказки к народным или литературным? Почему?

А сможете ли вы назвать сказки, главные герои которых изображены на вот этих иллюстрациях.

Продемонстрировать иллюстрации, ответы детей.

Лучше всех с этим заданием справилась ___ команда. Ее участники откроют последний лепесток на нашем волшебном цветке

Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества.

Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей.

Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?

Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды. (вручение медалей)

У каждой команды на столе цветок. Я предлагаю раскрасить его:

— если задания не вызвали затруднений – в красный цвет;

— если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – в желтый;

— если смогли справиться лишь с помощью других – в синий.

Домашнее задание: Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них. И если вы раскрасили цветок

в красный цвет – сказку пересказать;

в желтый цвет – отрывок из сказки пересказать

в синий цвет – выразительное чтение отрывка сказки.

Источник

Устное народное творчество — источник вековой мудрости

Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Смотреть фото Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Смотреть картинку Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Картинка про Что относится к устному народному творчеству 3 класс. Фото Что относится к устному народному творчеству 3 класс

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

«Береженого Бог бережет»

«Мал золотник, да дорог»

«Копейка рубль бережет»

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

Пример русских поговорок:

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Хозяйственные приметы

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Звездная ночь — урожай на горох и ягоды.

Февраль бокогрей, воду подпустит, а март подберет.

Ни в марте воды, ни в апреле травы.

Коли грачи прямо на гнезда летят — дружная весна.

Апрель с водой — май с травой.

Ясное утро — ранний сев, ясный вечер — поздний сев.

Месяц май — коню сена дай; а сам на печь полезай.

Коли в мае дождь — будет и рожь.

Конец полетья — начало лета.

Гроза на Федота летнего — плохая уборка сена.

Коли брусника поспела — и овес дошел.

Коли журавли полетят, то будет на Покров мороз, а нет, то позже.

Коли лист с дуба и березы упал чисто — легкий год, нечисто — к строгой зиме.

Лист ложится наземь вверх изнанкой (мохнатой стороной) — к урожаю.

Без воды зима не встанет.

Большой иней, бугры снега, глубоко промерзла земля — к урожаю.

Опока на деревьях — к урожаю.

Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

«Дома свистишь — деньги проглядишь»

«Одежда наизнанку — к перебранке»

«На себе шьешь — память зашьешь»

Народные приметы по звездам

Когда Млечный Путь светит, то будет хорошая погода.

Мало звезд видно- к пасмурной погоде и дождю; а откуда лучи звезд будут длиннее, оттуда будет ветер.

Сильно блестят звезды летом — к жаре. Зимой — к морозу.

Народные приметы по воздушным явлениям

Гром зимой — к сильным ветрам.

Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.

Когда дым без ветра бьет к земле, летом — к дождю, зимой — к снегу.

Вечерняя роса — к ведру.

Дым столбом — к морозу или к ведру.

Народные приметы по животным

Скот ложится под кровлю — к ненастью, а на дворе- к ведру.

Свинья чешется — к теплу. Визжит — к ненастью; солому таскает — к буре.

Наседка сажает под себя цыплят — к ненастью.

Собака валяется — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Курица на одной ноге стоит — к стуже.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Лошадь храпит — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Вороны в кучу собираются — к ненастью, купаются — то же; каркают стаей летом — к ненастью; зимой — к морозу.

Ласточки низко летают к дождю, а высоко — к ведру.

Поверье

В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

«Рано затает — долго не растает»

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.

Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».

Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.

Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.

Скороговорки

Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:

Г.С. Виноградов приводит в своих материалах шутки и вопросы, в основе которых лежит каламбур. «Ты можешь перебросить через заплот соленый огурец?»- Конечно переброшу. — «А вот не перебросишь». Дело разъясняется, — вопрос обозначает: «Ты можешь перебросить через заплот огурец с Алёной?»

В таком же роде и озадачивающие замечания. Подходя к девочке или мальчику и указывая на швы, говорят: «У тебя вши-то вши-то» вместо «вшито». Или «сколько вшей» вместо «сколь ковшей».

Свадебные песни

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.

Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.

Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.

Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На людей по плошке.

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.

Заговор

И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *