Что относится к установлению сверхзадачи главной мысли
СВЕРХЗАДАЧА
СВЕРХЗАДАЧА
Нам нельзя пройти мимо одного из важных положений в эстетических принципах Станиславского.
Мы часто употребляем в нашей терминологии слова «сверхзадача» и «сквозное действие».
Несмотря на то, что мы ни в коей мере не претендуем на раскрытие в полном объеме всей системы Станиславского, мы все время подчеркиваем, что для ясного понимания метода действенного анализа пьесы и роли необходимо изучение всех элементов сценического творчества, которые нам раскрывает Станиславский. Поэтому считаем необходимым напомнить, что подразумевал Станиславский, говоря о сверхзадаче и сквозном действии.
Процитируем прежде всего самого Станиславского. «Сверхзадача и сквозное действие,— пишет Станиславский,— главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания».
Как же расшифровать это?
Станиславский постоянно говорил, что подобно тому, как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение.
Мысли, чувства, мечты писателя, наполняющие его жизнь, волнующие его сердце, толкают его на путь творчества. Они становятся основой пьесы, ради них писатель пишет свое литературное произведение. Весь его жизненный опыт, радости и горести, перенесенные им самим и наблюденные в жизни, становятся основой драматургического произведения, ради них он берется за перо.
Главной задачей актеров и режиссеров является, с точки зрения Станиславского, умение передать на сцене те мысли и чувства писателя, во имя которых он написал пьесу.
«Условимся же на будущее время,— пишет Константин Сергеевич,— называть эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли, сверхзадачей произведения писателя».
Определение сверхзадачи — это глубокое проникновение в духовный мир писателя, в его замысел, в те побудительные причины, которые двигали пером автора.
Сверхзадача должна быть «сознательной», идущей от ума, от творческой мысли актера, эмоциональной, возбуждающей всю его человеческую природу и, наконец, волевой, идущей от его «душевного и физического существа». Сверхзадача должна пробудить творческое воображение артиста, возбудить веру, возбудить всю его психическую жизнь.
Одна и та же верно определенная сверхзадача, обязательная для всех исполнителей, пробудит у каждого исполнителя свое отношение, свои индивидуальные отклики в душе.
«Без субъективных переживаний творящего она суха, мертва. Необходимо искать откликов в душе артиста, для того чтобы и сверхзадача, и роль сделались живыми, трепещущими, сияющими всеми красками подлинной человеческой жизни» *.
Очень важно при поисках сверхзадачи точное определение ее, меткость в ее наименовании, какими действенными словами ее выразить, так как часто неправильное обозначение сверхзадачи может повести исполнителей по ложному пути.
Один из примеров, который приводит К.С.Станиславский по этому поводу, касается его личной артистической практики. Он рассказывает, как он играл Аргана в «Мнимом больном», Мольера. Вначале сверхзадачу определили так: «Хочу быть больным». Несмотря на все старания Станиславского, он все дальше уходил от существа пьесы. Веселая сатира Мольера превращалась в трагедию. Все это пошло от неверного определения сверхзадачи. Наконец он понял ошибку и доискался до другого определения сверхзадачи: «хочу, чтобы меня считали больным»,— все стало на свое место. Сразу установились правильные взаимоотношения с врачами-шарлатанами, сразу зазвучал комедийный, сатирический талант Мольера.
Станиславский в этом рассказе подчеркивает, что необходимо, чтобы определение сверхзадачи давало смысл и направление работе, чтобы сверхзадача бралась из самой гущи пьесы, из самых глубоких ее тайников. Сверхзадача толкнула автора на создание своего произведения — она же и должна направить творчество исполнителей.
Читайте также
ВСТРЕЧА ДВЕНАДЦАТАЯ. Задача и сверхзадача
Сверхзадача речи
§ 17. Кроме задачи в целевую установку входит и сверхзадача речи. “Термин «сверхзадача» ввел Станиславский в теорию театрального искусства, и означает он ту скрытую пружину действия, которая, по замыслу режиссера, должна на протяжении всего спектакля удерживать эмоции зрителей в русле режиссерского замысла. Сверхзадача в убеждающей речи — это тоже элемент искусства. Без него стратегия речи будет направлена только на сознание, «головное» восприятие слушателями позиции оратора.«…» Разумеется, на эмоции слушателей действует общая стройность, убедительность доказательства, жесткость выводов. Однако чтобы побудить людей пересмотреть не только свои взгляды, но и поведение, изменить способы действия, нужна целенаправленная, сквозная, но очень хорошо скрытая от прямого восприятия сверхзадача, специально рассчитанная на эмоции слушателей, воздействующая не только на сознание, но и на подсознание.”[36, 24–25]
Таким образом, сверхзадача речи — это скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание. Сверхзадача никогда не предъявляется открыто, а прячется в подтексте. Ее содержание никак не связано с родом речи по цели и зависит только от намерений говорящего. Поэтому возможны, например, случаи, когда оратор выступает с информационной речью (задача: «познакомить аудиторию с положением дел в профсоюзном движении»), но имеет при этом убеждающую сверхзадачу («убедить слушателей в том, что профсоюзное движение играет важную роль в современной общественной жизни») или даже побуждающую («побудить слушателей вступать в профсоюзы»). Такое положение нельзя квалифицировать как наличие нескольких задач в речи. Ведь задача — это то, что декларируется и реализуется в речи открыто — такая задача всегда одна. Сверхзадача — это то, что из ораторской предосторожности выступающий не навязывает прямо, а внушает косвенными средствами. Именно таким образом можно оценить и пример, приводимый в указанной книге П. Сопера: если врач выступает перед молодыми мамами с речью о полиомиелите, то речь его и по цели, и по строю, и по аргументам будет информационной (задача: рассказать женщинам о том, как можно предупредить это заболевание у детей). Вместе с тем в качестве сверхзадачи, в подтексте, конечно, предполагается призыв соблюдать все необходимые меры профилактики.
Сверхзадача есть не в каждом выступлении. Оратор может иметь, а может и не иметь намерения реализовать в речи кроме объявленной задачи еще и скрытую от непосредственного восприятия сверхзадачу. Ср., например, такую ситуацию. Идет собрание, на котором выбирают нового председателя студсовета. Предлагается две кандидатуры: Михайлов и Петров. Первый оратор выступает в поддержку Михайлова. Задача его речи определяется так: побудить аудиторию проголосовать именно за этого кандидата. При этом никакой сверхзадачи у него может и не быть. Второй оратор выступает с опровержением первого и ставит своей задачей убедить аудиторию в том, что Михайлов недостоин быть председателем студсовета. При этом вполне может оказаться, что сверхзадача его речи — помочь Петрову одержать победу на выборах (хотя имя этого кандидата ни разу не упоминается в самой речи).
Как показывают наблюдения, чаще всего в качестве сверхзадачи предлагаются следующие идеи: а) укрепление своего имиджа в глазах слушателей; б) опорочивание или оправдание определенного субъекта (или идеи) в глазах аудитории (формирование хорошего или плохого отношения аудитории к этому субъекту); в) побуждение к определенному действию.
Первый из указанных типов сверхзадач встречается, например, в ситуации, когда оратор выступает на нейтральную тему (например, о международном положении или об экономическом положении России), но стремится понравиться аудитории, привлечь внимание к своей личности, показать себя компетентным, эрудированным и т. п., потому что он собирается баллотироваться в этом районе в депутаты. Такая сверхзадача вообще особенно свойственна выступающим в предвыборных кампаниях. Так, если в стране случается экстраординарное событие (забастовка, террористический акт, стихийное бедствие и т. п.), все кандидаты начинают выступать с оценками ситуации и программами исправления положения, имея ярко выраженную сверхзадачу — улучшение своего имиджа. Однако если речь непосредственно посвящена предвыборной тематике, то побуждение к действию («вам необходимо проголосовать именно за меня») окажется задачей речи, открыто провозглашенной в тексте. Такую же сверхзадачу видим и в речи на международном конгрессе в Париже профессора Юдина из романа А. Крона «Бессонница»: задача речи — убедить в необходимости объединения всех прогрессивных, здравомыслящих людей для спасения земли от экологической катастрофы; сверхзадача — показать, что «человек, приехавший “оттуда”, мыслит самостоятельно, а не толкает утвержденный начальством текст.»
Второй тип сверхзадачи встречается тогда, когда аудитория настроена критически, и говорящий вынужден мысль об оправдании или осуждении определенного субъекта (или идеи) переводить в подтекст, ненавязчиво внушая ее слушателям косвенными средствами. Так, депутат, выступающий в Думе, ставит задачей убедить аудиторию в том, что реформы правительства не идут потому, что они не ориентированы на интересы народа. Эта мысль провозглашается открыто и доказывается в речи, однако факты и иллюстрации подбираются таким образом, чтобы виновным оказалось не все правительство, а лишь небольшая группа чиновников или даже один чиновник, особенно ненавистный оратору. В этом случае опорочивание этого человека — сверхзадача речи. Или: задачей судебной речи может быть оправдание подсудимого. Ясно, что невиновный должен быть оправдан, даже если он мерзкий и гнусный тип. Однако в сложном случае адвокат в качестве сверхзадачи будет стараться показать, что его клиент — человек нравственный, добрый, порядочный и т. п., то есть постарается сформировать хорошее отношение к нему — тогда его труднее осудить.
Третий тип сверхзадачи — побуждение к определенному действию — встречается на практике чаще всего. В этом случае говорящий из ораторской предосторожности не решается открыто сделать речь побуждающей к действию, но переводит это побуждение в подтекст, чтобы слушатели сами захотели совершить нужный оратору поступок. Так, задачей речи может быть провозглашено желание убедить аудиторию в том, что представленный на рассмотрение проект соответствует всем современным требованиям и является экологически безопасным и экономичным. Сверхзадача в этом случае — побудить проголосовать за принятие этого проекта. Или: задача речи — познакомить слушателей с условиями и преимуществами отдыха на Домбае (информационная речь), сверхзадача — побудить их поехать отдыхать именно в это место. Но, разумеется, возможны и другие типы сверхзадачи — здесь все зависит от желания и намерения оратора.
Этичность употребления сверхзадачи в речи оценивается так же, как и у других средств внушения: если предлагаемая мысль соответствует интересам аудитории, в конечном счете идет ей на пользу (оратор уверен, что средства против гриппа действительно эффективны, отдых на Домбае на самом деле прекрасный), то употребление средств внушения считается этичным, если же внушается мысль, противоречащая интересам аудитории, но соответствующая интересам оратора (например, оратор знает, что студент Петров по своим качествам объективно гораздо меньше подходит на должность председателя студсовета, чем студент Михайлов, однако стремится ему помочь, поскольку надеется извлечь из этого личную выгоду), внушение должно быть признано неэтичным.
Каковы средства выражения сверхзадачи в речи? В классических риториках указывалось на то, что если задача обязательно провозглашается в начале речи, то указания на сверхзадачу должны быть приведены в конце. И действительно, в грамотно построенных речах материал сверхзадачи чаще всего присутствует именно в заключении речи. Однако так бывает не в каждой даже классической речи, в речах же современных ораторов, не знакомых с правилами риторики, это требование и подавно не соблюдается. Чаще всего на наличие той или иной сверхзадачи указывают в тексте повторы, подбор иллюстраций, оценки и экспрессивные элементы, призванные вызвать определенное настроение слушателей. Именно из-за отсутствия конкретного языкового воплощения элементов сверхзадачи в практике риторического анализа ее вычленение может вызывать большие затруднения: имел ли оратор осознанное намерение внушить слушателям именно эту мысль, далеко не всегда можно решить достаточно однозначно.
Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 6 ; Нарушение авторских прав
Система Станиславского — Принципы
Система Станиславского строится по законам самой жизни, где существует нерасторжимое единство физического и психического, где самое сложное духовное явление выражается через последовательную цепь конкретных физических действий. Знание дает уверенность, уверенность порождает свободу, а она, в свою очередь, находит выражение в физическом поведении человека. Внешняя свобода — результат свободы внутренней.
Почти все наши актеры — выпускники кино- и театральных вузов страны, а значит являются учениками классической актерской школы К.С. Станиславского.
Имя Константина Ceргeeвича Станиславского, реформатора русского театра, выдающегося режиссера и артиста, по праву стоит в ряду великих имен мировой культуры.
Станиславский родился в 1863 году в Москве, и принадлежал по рождению и воспитанию к высшему кругу русских промышленников, был в родстве со всей именитой и купеческой Москвой. В 1897 г. встреча К.С. Станиславского с В.И. Немировичем-Данченко в «Славянском базаре» привела к созданию Московского Художественного театра. Создание нового театра определило новые задачи в актерской профессии. Станиславский пробует создать систему, которая могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания» во всякую минуту пребывания на сцене, возможность, которая открывается гениям в минуты вдохновения.
Система Станиславского представляет собой научно обоснованную теорию сценического искусства, метода актерской техники. В противоположность ранее существовавшим театральным системам, она строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. Актер должен не представлять образ, а «стать образом», его переживания, чувства, мысли сделать своими собственными.
Раскрыв самостоятельно или при помощи режиссера основной мотив произведения, исполнитель ставит перед собой идейно-творческую цель, названную Станиславским сверхзадачей. Стремление к достижению сверхзадачи он определяет как сквозное действие актера и роли. Учение о сверхзадаче и сквозном действии — основа системы Станиславского.
Система состоит из двух разделов:
Станиславский определяет пути и средства к созданию правдивого, полного, живого характера. Образ рождается, когда актер полностью сливается с ролью, точно поняв общий замысел произведения. В этом ему должен помочь режиссер. Учение Станиславского о режиссуре как об искусстве создания постановки основывается на творчестве самих актеров, объединенных общим идейным замыслом. Цель работы режиссера — помочь актеру перевоплотиться в изображаемое лицо.
Работы Станиславского переведены на многие языки мира. Его основные идеи стали достоянием актеров и режиссеров многих стран и оказывают большое влияние на современную жизнь и развитие мирового искусства.
Принципы системы Станиславского следующие:
Система включает в себя ряд приемов сценического творчества. Один из них состоит в том, что актер ставит себя в предлагаемые обстоятельства роли и работает над ролью от себя. Существует также принцип «типажного подхода». Он получил широкое распространение в современном театре. Этот принцип пришел из кинематографа и сегодня применяется как в кино, так и в рекламе. Он заключается в том, что на роль назначается не тот актер, который, пользуясь материалом роли, может создать образ, а актер, который совпадает с персонажем по своим внешним и внутренним качествам. Режиссер в этом случае рассчитывает не столько на мастерство актера, сколько на природные данные.
Станиславский протестовал против такого подхода. «Я в предлагаемых обстоятельствах» — формула сценической жизни по Станиславскому. Стать другим, оставаясь самим собой — эта формула выражает диалектику творческого перевоплощения по Станиславскому. Если актер становится другим — это представление, наигрыш. Если остается самим собой — это самопоказывание. Нужно совместить оба требования. Все как в жизни: человек взрослеет, развивается, но тем не менее остается самим собой.
Творческое состояние складывается из взаимосвязанных элементов:
Природа сценических переживаний актера такова: на сцене нельзя жить такими же чувствами, как в жизни. Жизненное и сценическое чувство различаются происхождением. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате реального раздражителя. Вызвать в себе чувство можно только потому, что оно знакомо нам в жизни. Это называется эмоциональная память. Жизненные переживания первичны, а сценические — вторичны. Вызванное эмоциональное переживание — это воспроизведение чувства, поэтому оно вторично. Но самое верное средство овладения чувством по Станиславскому — это действие.
Как в жизни, так и на сцене чувства плохо контролируются, они возникают непроизвольно. Часто нужные чувства возникают тогда, когда о них забываешь. Это субъективное в человеке, но оно связано с действием окружающей среды, то есть с объективным.
Итак, действие является возбудителем чувства, поскольку каждое действие имеет цель, лежащую за пределами самого действия.
Возьмем простой пример. Допустим, вам нужно подточить карандаш. Это нужно сделать, например, чтобы нарисовать рисунок, написать записку, посчитать деньги и т.д. Раз действие имеет цель, значит, есть мысль, а раз есть мысль, то есть и чувство. То есть действие — это единство мысли, чувства и комплекса физических движений.
Цель действия: изменить предмет, на который оно направлено. Физическое действие может служить средством (приспособлением) для выполнения психического действия. Таким образом, действие является катушкой, на которую наматывается все остальное: внутренние действия, мысли, чувства, вымыслы.
Богатство жизни человеческого духа, весь комплекс сложнейших психологических переживаний, огромное напряжение мысли в конечном счете оказывается возможным воспроизвести на сцене через простейшую партитуру физических действий, реализовать в процессе элементарных физических проявлений.
С самого начала Станиславский отверг эмоцию, чувство как возбудитель актерского существования в процессе создания образа. Если актер пытается апеллировать к эмоции, он неизбежно приходит к штампу, поскольку апелляция к бессознательному в процессе работы вызывает банальное, тривиальное изображение любого чувства.
Станиславский пришел к выводу, что только физическая реакция актера, цепь его физических действий, физическая акция на сцене может вызвать и мысль, и волевой посыл, и в конечном итоге нужную эмоцию, чувство. Система ведет актера от сознательного к подсознательному. Строится по законам самой жизни, где существует нерасторжимое единство физического и психического, где самое сложное духовное явление выражается через последовательную цепь конкретных физических действий.
Искусство — это отражение и познание жизни. Если хотите в своем творчестве приблизиться к таким гениям, как Шекспир, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Толстой, Чехов — изучите естественные законы жизни и природы, которым они непроизвольно, случайно подчиняли свою жизнь и творчество, учитесь применять эти законы на своей собственной практике. На этом, в сущности, и построена система Станиславского.
Автор: Юлия Ceргeeвна Вернадская, кандидат философских наук, преподаватель кафедры дизайна, рекламы и технологии Омского государственного технического университета.
Дифференцированный зачет по дисциплине «Психологии общения»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1»
Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине
для проведения промежуточной аттестации
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности
44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
Рассмотрено на заседании ЦМК педагогических специальностей
Протокол №___ от «__»_______2020г.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Инструкция для обучающихся по выполнению заданий:
Внимательно прочитайте задание. Дано 2 части, в первой части необходимо ответить на вопросы теста, во второй части выполнить задание.
Время выполнения задания – 45 мин.
1. Сторона общения, которая означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой почве взаимопонимания:
а) перцептивная; б) коммуникативная; в) интерактивная; г) нейтральная.
2. По содержанию общение может быть разделено на следующие виды:
а) материальное, моральное, мотивационное, светское, деятельностное;
б) кондиционное, социальное, духовное, манипулятивное, материальное;
в) прямое, косвенное, деловое, мотивационное, деятельностное;
г)материальное, мотивационное, кондиционное, когнитивное, деятельностное.
3. По какому признаку общение классифицируется на «биологическое» и «социальное»:
а) по средствам общения; б) по целям общения;
в) по содержанию общения; г) по результатам общения.
4. В ходе исследований Мехрабяна и Бердвистелла установлено, что в процессе общения лучше всего сообщение усваивается через:
а) текстовую форму общения; б) слова; в) интонацию; г) мимику и жесты.
5. Умение и желание выражать свою точку зрения и готовность учитывать позиции других характеризуют:
а) открытую стратегию общения; б) ролевую стратегию общения;
в) диалогическую стратегию общения; г) личностную стратегию общения.
6. Стилистический барьер общения возникает:
а) из-за непонятной или неправильной логики рассуждений; б) из-за невнятной речи;
в) из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения;
г) из-за неприязни или недоверия к коммуникатору.
7. Установление сходства одного человека с другим – это:
а) рефлексия; б) эмпатия; в) стереотипизация; г) идентификация.
8. Осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению:
а) рефлексия; б) эмпатия; в) стереотипизация; г) идентификация.
9. Форма межличностного взаимодействия, которая снимает агрессию людей и удовлетворяет на минимальном уровне потребность в признании:
а) игра; б) уход; в) ритуальное взаимодействие; г) привязанность.
10. Группа, нормы и правила которой служат для личности образцом:
а) малая группа; б) группа членства; в) большая группа; г) референтная группа.
11. Улыбка, демонстрация положительных эмоций вашему партнеру — черты приема:
а) комплименты; б) зеркало отношений; в) терпеливый слушатель; г) имя собственное.
12. Как надо слушать? Выберите неверный вариант:
а) старайтесь выразить понимание; б) слушайте самого себя;
в) не уходите от ответственности за общение;
г) можете притвориться слушающим для вашей же пользы.
13. Какой прием влияния на партнера запрещает грубо и резко перебивать собеседника?
а) прием «зеркало отношений»; б) прием «терпеливый слушатель»;
в) прием «комплименты»; г) прием «личная жизнь».
14. Выберите один из этапов фазы передачи информации;
а) «перехватывание» инициативы; б) формирование предварительного мнения;
в) пробуждение интереса к беседе; г) обсуждение проблем.
15. При приеме подчиненных работник должен:
а) не проявлять откровенной симпатии и антипатии;
б) затрагивать темы политики, религии или расовой принадлежности;
в) избегать в беседах поддерживания злословия в адрес отсутствующих;
г) без причины отказываться от обсуждения предписанной темы.
16. Оптимальными днями для переговоров являются:
а) вторник, среда, четверг; б) понедельник, среда, пятница;
в) вторник, четверг, пятница; г) понедельник, вторник, среда.
17. К какому типу совещаний относится использование новых идей, разработка перспективных направлений деятельности?
а) информативное собеседование; б) совещание с целью принятия решения;
в) научное совещание; г) творческое совещание.
18. Определите виды совещаний по назначению:
а) технические; б) финансовые; в) творческие; г) кадровые.
19. Что относится к установлению «сверхзадачи» (главной мысли)?
а) поиск формы выступления; б) подготовка выступления;
в) организация логической канвы; г) воздействие на эмоции.
20. Чем направляются поведение и действие субъектов конфликта?
а) конфликтующими сторонами; б) конфликтным сознанием;
в) предметом противоборства; г) объектом конфликта.
21. Если нарушено установление обратной связи с руководством, то это:
а) межличностный конфликт; б) конфликт власти и безвластия;
в) конфликт между личностью и группой; г) конфликт коммуникации.
22. Причина конфликта «неудовлетворительные коммуникации» заключается:
а) в плохой передаче информации;
б) в том, что цели какого-либо подразделения ставятся выше целей всей организации;
в) в неравномерном распределении ресурсов;
г) в различии поведения, характера, жизненного опыта конфликтующих сторон.
23. Что является толчком для реализации конфликта?
а) инцидент; б) напряженность; в) ссора; г) недовольство.
24. Конфликт разрешится и отношения между субъектами перейдут на новый уровень, если путь его разрешения будет:
а) конструктивным; б) деструктивным;
в) конструктивно-деструктивным; г) нет правильного варианта.
25. Как называется метод урегулирования конфликта, заключающийся в четком определении ожидаемых результатов работы?
а) координационные и интеграционные механизмы;
б) общеорганизационные комплексные цели;
в) разъяснение требований к работе; г) структура и системы вознаграждений.
1. В каждом из столбцов укажите слово, которое является лишним:
2. Систематизируйте невербальные сигналы по пяти категориям: поза, мимика, жестикуляция, дистанция, интонация .
Он воскликнул: «Хотел бы я хоть раз убедиться, что ты выполнишь порученное тебе дело»!
Она отступила на шаг назад: «Что ты себе вообразил?»
Он стоял, прислонившись к стене, скрестив ноги.
Четырёхлетняя девочка уверяла маму, что может застегнуть пальто самостоятельно. Мама сказала: «Конечно, ты сможешь это сделать, моё сокровище!» и тут же сама застегнула пальто малышке.
В то время как Н. Уверял, что ищет контактов с молодым поколением, он неоднократно выставлял руки вперёд, словно защищаясь, будто хотел отодвинуться от слушателей.
3. Определите и соотнесите к какой группе относятся предложенные механизмы взаимопонимания
1.Механизмы познания и понимания людьми других.
2.Механизмы познания самого себя.
3.Механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению.
А) Каузальная атрибуция
1.Сопоставление себя с другим, при котором каждый из партнеров уподобляет себя другому, представляет собой:
а) общение как своеобразная речевая техника; б) общение как искусство любить людей;
в) общение как взаимодействие людей;
г) общение как познание друг друга и самосовершенствование.
2.Стиль общения, позволяющий обоим участникам общения чувствовать себя личностью:
а) либеральный; б) индивидуальный; в) демократический; г) авторитарный.
3.Какой из видов общения заключен в следующем кодексе: «Соблюдай интересы другого, не порицай другого, избегай возражений, будь доброжелательным и приветливым»:
а) личностное общение; б) светское общение;
в) примитивное общение; г) деловое общение.
4.На каком уровне осуществляется общение, в процессе которого один из партнеров подавляет другого:
а) на манипулятивном; б) на высшем; в) на примитивном; г) на деловом
5.В каком функциональном значении рассматривал общение, говоря следующие слова: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний»:
а) как культуру речи; б) как взаимодействие людей;
в) как профессиональную деятельность; г) как развитие и самореализацию.
6. Слово «коммуникация» в переводе с латыни означает:
а) «частное, не разделяемое ни с кем»; б) «общее, разделяемое со всеми»;
в) «целое, не делимое на части»; г) «особенное, не похожее на других».
а) стереотипы; б) предвзятые представления;
в) пренебрежение фактами; г) все выше перечисленное.
8. Особый способ глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека:
а) рефлексия; б) эмпатия; в) стереотипизация; г) идентификация.
9. Феномен, который проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств, называется:
а) эффектом « ореола»; б) эффектом «проецирования»;
в) эффектом «первичности»; г) эффектом «последней информации».
10. Непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы:
а) суггестия; б) конформизм; в) нонконформизм; г) самоопределение.
11. Употребление «золотых слов» относится к приему:
а) имя собственное; б) зеркало отношений;
в) комплименты; г) терпеливый слушатель.
12. Что не следует делать, слушая собеседника:
а) не давайте непрошеных советов; б) не притворяйтесь слушающим;
в) не тяните с ответом; г) не делайте поспешных выводов.
13. Определите третью фазу деловой беседы:
а) опровержение доводов собеседника; б) аргументирование;
в) передача информации; г) принятие решения.
14. К какой фазе относятся требования: опыт, деликатность и внимание к собеседнику?
а) аргументации; б) принятия решения и завершения беседы;
в) нейтрализации замечаний собеседников; г) передачи информации.
15. Как называется процесс взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью и опытом, предполагающий достижение определенного результата?
а) деловые совещания и собрания; б) публичные выступления;
в) деловые переговоры; г) деловая беседа.
16. При каком методе ведения переговоров достигается согласие между партнерами?
а) вариационный метод; б) метод сотрудничества;
в) компромиссный метод; г) метод интеграции.
17. Какие виды совещаний различают по сфере применения?
а) симпозиумы; б) митинги; в) съезды партий; г) пленумы.
18. Найдите неверный этап подготовки к выступлению:
а) организация логической канвы; б) поиск формы сообщения;
в) передача информации; г) репетиция.
19. Какие правила нужно соблюдать при общении с переводчиком?
а) говорить быстро и напористо; б) сопровождать речь идиоматическими оборотами;
в) использовать профессиональную лексику;
г) произносить не более одного-двух предложений подряд.
20. Субъектом конфликта может выступать:
а) конфликтное действие; б) предмет противоборства;
в) индивид, группа, класс, социальный институт и т.п.; г) источник конфликта.
21. В ситуации, когда один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы, причина конфликта может заключаться в:
а) различных целях; б) взаимосвязи задач;
в) неудовлетворительной коммуникации; г) неравномерном распределении ресурсов.
22. Причина какого конфликта заключается в рассмотрении только тех взглядов, альтернатив, аспектов ситуации, которые благоприятны лишь для какой- либо личности или группы?
а) различия в манере поведения и жизненном опыте;
б) различия в представлениях и ценностях;
в) неудовлетворительные коммуникации; г) различия в целях.
23. Чем характеризуется недовольство как стадия конфликта?
а) несходством во мнениях и взглядах оппонентов;
б) действиями, направленными на препятствие действиям оппонента;
в) ощущением и высказыванием неудовлетворенности;
г) осознанием случившегося инцидента.
24. Применение какого из нижеперечисленных правил неприемлемо для удачного разрешения конфликта?
а) обязательно выяснить, что разъединяет оппонентов;
б) противникам необходимо признавать мнение друг друга;
в) демонстрировать понимание роли другого;
г) игнорировать любые попытки оппонента обсудить конфликт.
25. Принятие точки зрения другой стороны, но не до конца, а до определенной степени, — это:
а) компромисс; б) сглаживание; в) уклонение; г) решение проблемы.
1. Соотнесите вид конфликта с определением
2. Систематизируйте невербальные сигналы по пяти категориям: поза, мимика, жестикуляция, дистанция, интонация .
1.Вы ждёте, переминаясь с ноги на ногу, пока секретарь медленно заполняет бланк, столь необходимый вам.
2.Он идёт к окну и закрывает его
3.Она безмолвно на него взглянула, но крылья её носа дрожали от едва сдерживаемого возбуждения.
4.Кофе был столь горячим, что, не успев сделать глоток, он инстинктивно его выплюнул.
5.Он иронично сказал: «Коробка передач просто счастлива, что вы так сильно жмёте на педаль».
Соотнесите стороны процесса общения с их характеристиками
А) взаимодействие между людьми (согласование действий, распределение функций, оказание влияния на настроение, поведение собеседника)
Б) обмен информацией между людьми
В) восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И
1. Оценочное средство: дифференцированный зачет
2. Место проведения: аудитория
3. Условия проведения:
– необходимое оборудование: не требуется;
– необходимые методические материалы: раздаточный материал (листы с заданиями и бланки ответов);
– время испытания: 45 минут;
– порядок проверки, оценки результатов испытаний: задания, проверяются в соответствии с предложенными критериями оценивания.
1. Оценочное средство: дифференцированный зачет
2. Образовательная платформа: Юрайт
3. Условия проведения:
— письменно (преподаватель выбирает площадку для размещения заданий, создает общий чат/группу с участниками, обозначает время подключения, размещает задание в группе или дает ссылку на образовательную платформу, обозначает время на прохождение, осуществляет консультацию по решению заданий или высылает методические рекомендации, после окончания отведенного времени на решение, студенты высылают фото выполненных заданий лично преподавателю на проверку);
– необходимое оборудование: компьютер, мобильный телефон;
– необходимые методические материалы: методические рекомендации, электронные бланки;
– время испытания; 45 минут
— порядок проверки, оценки результатов испытаний: задания, проверяются в соответствии с предложенными критериями оценивания.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1224874
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.