Что относится к условиям влияющим на эффективность социальной работы
Вопрос 2. Эффективность социальной работы
Эффективность – категория экономической науки. Холостова Е.И. предлагает два определения понятия «эффективность социальной работы».
1) Эффективность социальной работы – это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.
В данном случае могут возникнуть проблемы измерения (описания) результатов или эффектов и затрат. А также влияние затрат на результаты. Кроме того, на результаты могут влиять и другие факторы и их тоже необходимо учитывать.
Эффективность социальной работы или иначе соотношение между результатами и затратами может быть: высокие результаты при затратах на прежнем уровне; результаты остаются на прежнем уровне при сокращенных затратах; результаты возросли при увеличении затрат.
2) Эффективность социальной работы (ЭСР) – это фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты). Основной проблемой при таком определении является измерение (описание) результатов.
Эффективность может быть предполагаемой, т. е. расчетной, планируемой и фактической (реально достигнутой).
Исследования в области ЭСР были начаты в 1996 г. Разработан понятийный аппарат, определены методики и методы оценки эффективности социальной работы.
Контурами оценки эффективности являются: деятельность учреждения, уровень организации труда работников и квалификации персонала, качество и уровень социального обслуживания.
Под предметом оценки ЭСР понимают то конкретное, что может оцениваться.
Например, используемые формы и методы управления социальной защитой, результаты выполнения целевых программ, мотивация персонала, результаты социального обслуживания и другие. С предметом связаны методики. Например, контурами оценки эффективности является качество и уровень социального обслуживания различных категорий граждан. Здесь предметами оценки будут виды обслуживания, формы и методы и технологии социального обслуживания и результаты социального обслуживания.
Применяемые методики оценки эффективности следующие: методики оценки эффективности видов, форм, методов и технологий, результатов социального обслуживания.
Методика – это описание некоего порядка, определенной последовательности.
Методика включает разделы:
2. контуры и предметы оценки эффективности;
3. рекомендуемые методы оценки эффективности;
4. порядок (технологии) определения эффективности;
5. пример расчета эффективности (предполагаемой или фактической);
6. приложения (при необходимости).
Основу методик составляет конкретный оценочный метод или группа методов. Методы – это способы, приемы оценки. Контуры и предметы оценки эффективности разные, и, соответственно, разными будут и методики оценки.
Если потребуется определить всестороннюю оценку эффективности социальной работы, то применяется комплексная методика.
Методы оценки эффективности, применяемые для любых учреждений социальной сферы, следующие:
1. метод «задачи – результаты»;
2. метод «задачи – результаты – затраты».
Метод «задачи-результаты». Суть метода: деятельность каждого учреждения социальной защиты основывается на положении или уставе. Положение, в частности, содержит перечень задач, которые необходимо выполнить в достижение цели. Задача – то желаемый (предполагаемый) результат. Согласно данному методу, если задачи выполнены, то учреждение добилось результатов. Значит, деятельность данного учреждения можно считать эффективной.
1. демонстрирует связь между целевым назначением учреждения и достигнутыми результатами за определенный период времени;
2. требует нормативной базы для выполнения задач;
3. необходим контроль выполнения задач;
4. требует ведения статистики.
1. не учитывает затраты, связанные с достижением результата;
2. не показывает показатели оценки по трудовым ресурсам;
3. не оценивает эффективность с точки зрения клиентов.
Метод «задачи – результаты – затраты». Этот метод, в отличие от предыдущего, учитывает и затраты. Затраты – это себестоимость услуг, оказываемых учреждением социальной защиты. Сначала определяют предполагаемые (планируемые) затраты, т. е. рассчитывают все ресурсы, необходимые для решения задач (в натуральной и денежной формах). После достижения результата, сравниваются планируемые и фактические затраты.
Наибольшее применение получили количественные показатели задач и результатов: численность обслуживаемых (по категориям), виды и число, стоимостные показатели предоставляемых услуг.
К достоинствам данного метода следует отнести:
1. оцениваются планируемые и фактически использованные ресурсы;
2. определяет необходимость контроля;
3. ведется статистический учет.
Метод «задачи – результаты – затраты» не лишен недостатков:
1. не учитывает качественные характеристики задач, результатов и затрат;
2. не оценивает эффективность деятельности с точки зрения клиентов.
Наибольшее распространение получили такие методы оценки экономики социальной работы, как параметрический, факторы эффективности/неэффективности, выявление степени удовлетворения потребности клиентов, социологические методы.
Параметрический метод предполагает сравнение двух параметров:
• прежнее состояние клиента;
• нынешнее состояние клиента.
Описывается состояние клиента при поступлении в учреждение, и после получения определенных услуг. Разница между этими параметрами представляет собой «реабилитационный эффект», или результат, подтверждающий эффективность используемых методик, организации и квалификацию персонала. Необходимо контролировать процесс оказания услуги и при необходимости вносить изменения.
Основными проблемами метода являются описание параметров и определения факторов эффективности.
Метод факторов эффективности/неэффективности. Обычно факторы, влияющие на эффективность, представлены наглядно (в виде таблиц). При использовании данного метода факторы неэффективности разделяют на три группы:
• факторы, решение которых не зависит от учреждения;
• факторы, решение которых зависит от учреждения;
• факторы, решение которых находится на границе (своих и чужих).
Данный метод применяется один раз в год или два. Он может способствовать снижению или увеличению факторов эффективности/неэффективности. Этот метод позволяет определить и решить проблемы, входящие в перечень факторов неэффективности.
Метод выявления удовлетворения потребностей клиентов. Это метод комбинированный, так как отражает инструментарий социального маркетинга и социологии:
• прямой оценочный метод – периодическое проведение устных и письменных опросов клиентов;
• параметрический метод – сравнивается нормы, нормативы, стандарты оказания услуги с фактически оказанной услугой;
• сочетание этих методов.
Оценки клиентов всегда субъективны, поскольку отражают личное отношение клиента к оказанным социальным услугам. Для получения более достоверных оценок эффективности деятельности учреждений социальной сферы следует увеличить количество опрашиваемых клиентов и использовать различные оценочные методы.
Социологические методы – это использование анкет, бесед, интервью. Рассмотрим метод – анкетный опрос. В данном случае вопросы касаются оценки эффективности/неэффективности:
1. Как Вы оцениваете эффективность своей работы? Варианты предлагаемых ответов: высокая, хорошая, удовлетворительная, низкая, очень низкая. Первый вопрос является закрытым, т. е. он дает уровни оценки.
2. Каковы Ваши предложения по улучшению Вашей работы по обслуживанию инвалидов?
Второй вопрос – открытый, рассчитанный на свободное высказывание мнений. Эти вопросы позволяют определить первоначальную оценку эффективности. При необходимости могут производиться более глубокие оценки.
Анкеты могут содержать отдельные вопросы, позволяющие определить эффективность деятельности учреждения в целом, а также его отдельных подразделений.
На практике требуются квалифицированная разработка анкеты, учитывать затраты на подготовку и обработку, необходимая подготовка специалистов для адаптирования оценочных методов к специфике социальной работы.
Существенным показателем понятия «эффективность социальной деятельности» является общепринятая норма или идеал. Этические нормы (уважение к старости, сострадание к больному и т. п.) служат критерием нравственного здоровья общества.
Стремление к идеалу – показатель эффективности всей общественной деятельности, в том числе и социальной работы.
Социальная работа всегда нуждалась в объективной оценке помощи, оказываемой клиентам. В США К. Вуд сделала вывод о неэффективности социальной работы. Но ей удалось выявить шесть принципов, на которых основывается успех работы с клиентом. По мнению К. Вуд, практики должны:
• уметь точно сформулировать проблему;
• тщательно проанализировать проблему;
• оценить вместе с клиентом разрешение проблемы;
• оценить достигнутый клиентом прогресс.
Э. Маллен сделал вывод о зависимости эффективности между конечным результатом и способностями работника, спецификой ведомства и отношениями с клиентом. Позднее эффективностью занимались У. Рейд и П. Ханахан. Для объективной оценки эффективности социальной работы необходимы научно обоснованные критерии.
Главным критерием правомерно признать полноту удовлетворения потребностей отдельного человека или различных сообществ во всех сферах жизни. Методы практического определения эффективности социальной работы включают:
1. статистический анализ;
2. сравнительный анализ;
3. социально-демографический анализ;
4. целенаправленное наблюдение за изменениями в жизнеобеспечении клиента в результате проводимой с ним работы.
Критерии эффективности социальной работы многообразны:
• количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий);
• нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.).
Также необходимо оценивать социальные программы. Цель оценки состоит в том, чтобы получить информацию, которая может быть использована для повышения их результативности. Выделяют пять моделей для оценки социальных программ:
• модель результата (оцениваются все достижения программы);
• модель цели фиксирует внимание на результатах декларированных целей;
• системный анализ изучает воздействие внешнего окружения на социальные программы;
• стоимостная аналитическая модель использует затраты для определения их влияния на результат действия программы;
• дискрептивная модель служит для корректировки программ, опирающихся на стандарты.
В качестве обобщенного критерия оценки эффективности социальной деятельности выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели.
Все рассмотренные методы позволяют определить эффективность социальной работы, как отдельного учреждения, так и всех учреждений, входящих в систему социальной защиты.
Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 7238 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Критерии эффективности социальной работы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эффективность социальной работы
Эффективность социальной работы – это максимально возможное достижение целей по предоставлению социальных услуг, удовлетворению потребностей населения или отдельного клиента при оптимальных затратах и в данных условиях.
Эффективность социальной работы – отношение полученных результатов к выдвинутым ранее целям. Сущность эффективности социальной работы – способность отдельных элементов системы или всей системы реагировать и отвечать на потребности и запросы населения.
Для определения эффективности социальной работы проводят сравнительный анализ, в результате которого сопоставляются первоначальные данные о клиенте и полученные социальной службой в процессе работы. Проводится количественная и качественная оценка прежнего и нынешнего состояния дел, делаются выводы об эффективности социальной работы.
Эффективность социальной работы можно рассматривать как соотношение достигнутых результатов и затрат для обеспечения этих результатов. Эффективность может выражаться как планируемая, расчетная, фактическая.
Эффективность социальной работы можно оценивать по основным видам оказания социальных услуг.
Сущность критериев эффективности социальной работы
Необходимым условием совершенствования системы социального обслуживания и социальной защиты населения как элементов социальной работы является использование базовых информационных данных, объективно отражающих состояние всей системы.
Система критериев и показателей эффективности социальной работы является инструментарием социального работника для получения необходимой информации. Данная система критериев должна содержать данные о клиентах, перечень предоставленных услуг, результаты и т.д.
Эффективность социальной работы можно определять по общим и специфическим критериям:
Готовые работы на аналогичную тему
Эффективность социальной работы основывается на следующих принципах:
Критерии эффективности социальной работы могут применяться на различных уровнях: микроуровень – уровень клиента, отдельного индивида; мезоуровень – уровень города, района, области; макроуровень – уровень государства.
Наибольшее значение в повышении эффективности социальной работы играет микроуровень, непосредственная работа специалиста социальной службы с клиентом.
На макроуровне происходит стабилизация негативных тенденций социального состояния общества, преодоление социальных девиаций. При этом сложно выделить индикаторы, позволяющие выяснить вклад отдельных социальных работников в преодоление таких проблем и девиаций, как безработица, бедность, бездомность, социальное нездоровье и т.д., так как их решение зависит от осуществления социальной политики, характера социально-экономических реформ, эффективности реализации механизма социальной безпасности.
Анализ эффективности социальной работы может проводится по-разному, в зависимости от особенностей проблем клиента и его личности. Необходимо использовать такие индикаторы, как «степень свободы», «мера активности», «жизненная сила клиента», «уровень развития воли», «умение использовать ресурсы среды и свои возможности».
В задачи социального работника входит помощь человеку, попавшему с сложную жизненную ситуацию. Социальный работник должен определить направление действий клиента, стимулировать его жизненные силы, рационально подобрать средства и методы, способствующие выходу из трудной ситуации.
Социальный работник, рассматривая клиента с позиций социальных и психологических наук, должен провести антологию деятельности клиента; учесть особенности субъектно-индивидуального существования человека в сложной жизненной ситуации; определить характеристики клиента (его отличительные черты, качества, свойства, аксеологические особенности – мотивационные, ценностные, целевые и оценочные характеристики), позволяющие наиболее полно использовать его внутренний потенциал; учитывать онтологические и праксеологические характеристики.
Объективная оценка всех характеристик позволяет спроектировать планомерный переход клиента от одного состояния к другому, необходимому для выходя из сложившейся жизненной ситуации.
Перечисленные характеристики могут выступать показателями, позволяющими отслеживать динамику развития или восстановления сущностных сил человека при содействии и помощи социального работника.
Нормативные критерии эффективности социальной работы
Критерии эффективности социальной работы имеют как количественную, так и качественную природу. Они носят комплексный характер.
Существуют нормативные критерии эффективности предоставления социальных услуг и показатели, позволяющие выяснить состояние клиентов социальных служб.
Граждане, обращающиеся за помощью в социальные учреждения, обращают внимание, в первую очередь, на личностные качества социального работника (отзывчивость, доброту, справедливость, профессионализм). Среди негативных качеств, встречающихся у социальных работников, выделяют грубость, безразличие, низкий профессионализм и лживость.
В настоящее время для определения эффективности социальной работы используют четыре группы критериев и показателей эффективности:
Использование критериев эффективности социальной работы – важный этап в достижении наибольшей эффективности в социальной деятельности как особом виде профессиональной деятельности.
Электронная библиотека
К определению понятия «эффективность работы» существуют два подхода:
1) определение соотношения между достигнутыми результатами и затратами на их достижение. В данном случае измеряются результаты и затраты, а также влияние затрат на результаты. В сравнении возникают разные ситуации: затраты сохраняются на одном уровне, а количественные и качественные показатели результатов выросли; затраты сокращены, а результаты выросли или остались прежними; затраты выросли и результаты повысились; затраты увеличились, но результаты не стали выше;
2) анализ фактически достигнутых результатов. В данном случае они измеряются и описываются. Поскольку результаты и затраты могут планироваться, предполагаться, постольку эффективность работы может быть предполагаемой (планируемой), реагентной. Кроме того, она может быть практической, то есть реально достигнутой.
Дадим определение эффективности социальной работы. Это максимально возможное удовлетворение социальных потребностей населения при оптимальных затратах.
В соответствии с данным определением в практике социальной работы осуществляется ориентир не столько на добывание дополнительных материальных и финансовых средств, сколько на организацию, технологии, профессионализм в ее проведении.
В деятельности специалистов особое место занимают проблемы критериев и показателей эффективности социальной работы. Поскольку отечественные исследования в этой области имеют конкретную историю (начались с 1996 года), то наработан лишь понятийный аппарат, определены виды методов оценки эффективности.
Методы оценки – это способы и приемы, с помощью которых осуществляется оценка эффективности. Они дают ответ на вопрос о том, каким образом она производится. Существуют методы:
· оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемого клиента;
· оценки эффективности и неэффективности;
· анкетный опрос и др.
Параметрический метод предполагает сопоставление двух параметров – каким было состояние клиента раньше и каким оно стало в результате работы со специалистами. Данный метод предполагает описание клиента «на входе» и «на выходе» по определенным параметрам. Разница между этими параметрами представляет собой результат, свидетельствующий об эффективности проведенной социальной работы.
Оценка эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемого клиента осуществляется тремя путями:
1) специалисты периодически опрашивают клиента устно или письменно с целью получить оценку их меняющегося положения;
2) специалисты производят сопоставление того, что положено клиентам по нормативам и стандартам соцобслуживания, с тем, что они фактически получили;
3) сочетаются первый и второй подходы.
Управленческим структурам системы соцобслуживания необходимо иметь информацию о степени удовлетворенности потребностей клиентов, для того чтобы строить свою работу более эффективно.
Оценка эффективности и неэффективности позволяет в процессе практики социальной работы систематизировать как факторы, обусловившие ее эффективность, так и факторы ее неэффективности. Эти факторы представляются в таблицах и схемах.
Учреждения разрабатывают программы по наращиванию факторов эффективности и снижению влияния факторов неэффективности.
Факторы эффективности можно разделить на группы:
1) «верхние» или «чужие». От структуры учреждений они не зависят;
2) «собственные», зависящие от самих учреждений защиты;
3) «пограничные», находящиеся на границе «своих» и «чужих».
Анкетный опрос используется как метод при оценке эффективности или неэффективности деятельности учреждений социальной защиты и их сотрудников.
Вопросы по оценке эффективности могут быть «встроены» в обычную анкету или в «целевую» анкету (по проблемам эффективности). И в том, и в другом случае анкетный опрос позволяет собрать и обработать разнообразную информацию с целью подготовки мероприятий для повышения эффективности социальной работы.
Метод оценки затрат используется в том случае, если требуется оценить стоимость услуг соцобслуживания для одного клиента или группы людей. Учреждение соотносит затраты на соцобслуживание с показателями, которые обозначены как «результаты». В изучении проблем эффективности социальной работы важное место занимает вопрос о сущности критериев эффективности.
Понятие «критерий» обозначает отличительный признак, объективно отражающий состояние того или иного процесса, явления.
Каждый критерий включает группу количественных и качественных показателей, которые представляют дробную характеристику, необходимую для проведения анализа состояния социальной работы. Значит, систему критериев эффективности социальной работы можно рассматривать как совокупность упорядоченных, органично связанных характеристик, позволяющих оценить состояние социальной работы и выявить резервы ее развития.
Практические измерения эффективности связаны с выявлением объекта, предмета и субъекта оценки. Единого подхода к определению структуры критериев, годных на все случаи оценки эффективности, не существует. В каждом конкретном случае структура критериев будет иметь специфическое отражение. Поэтому более правильно говорить не об эффективности вообще, а об эффективности функционирования системы критериев при выполнении конкретных задач в определенных условиях.
Для примера рассмотрим простейшую функциональную схему «клиент – социальная служба»:
В примерный перечень критериев, который должен характеризовать социальный запрос входят:
ü дата поступления запроса;
ü данные о клиенте;
ü содержательная часть запроса (информация, материальная поддержка, услуги);
ü желаемое пополнение запроса;
ü адрес исполнения запроса (на дому или в другом месте);
ü частота удовлетворения запроса (разовое, периодическое, систематическое);
ü исполнители (один специалист, группа специалистов, штатные или нет, внешний исполнитель);
ü направленность запроса (социальное обслуживание, труд, медицина, образование, отдых и т.д.);
ü форма оплаты услуг (бесплатно, частичная или полная оплата).
В данном примере простейшая оценка эффективности исполнения социального запроса определяется следующим образом:
где W – оценка эффективности; tp – реальное время исполнения запроса; tп – плановое время исполнения запроса.
Если W > 1, то исполнение просрочено, если W Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Эффективность деятельности кадров социальной работы
Процесс позитивных социальных изменений в области социальной работы неразрывно связан с эффективностью профессиональной деятельности ее субъектов.
Под эффективностьюобычно понимают характеристику результата целенаправленной деятельности человека, соотношение между фактически достигнутыми и необходимыми результатами этой деятельности
Для оценки эффективности используется базовая информация о состоянии системы социальной работы, намеченных целях ее функционирования и полученных результатах. Инструментами для получения такой информации являются критерии эффективности социальной работы, содержащие количественные и качественные показатели. Единого подхода к определению структуры этих критериев не существует, так как с их помощью необходимо оценивать уровень достижения целей в каждой из многообразных и сложных ситуаций социальной работы. Основными критериями являются
качество и уровень деятельности различных учреждений социальной защиты;
результаты реализации социальных программ;
качество и уровень социального обслуживания разных категорий граждан;
степень удовлетворенности потребностей клиентов теми или иными услугами;
качество и уровень организации труда работников;
уровень квалификации персонала и т.д. (57. С.35-37; 73. С.350-351).
Следовательно, эффективность социальной работы в первую очередь зависит от результатов деятельности кадров социальной работы— людей, выполняющих должностные задачи в системе органов и учреждений социальной работы и наделенных соответствующими полномочиями, правами и ответственностью.
Среди показателей эффективности деятельности конкретного субъекта социальной работы важное место занимает его удовлетворенность деятельностью, адекватная самооценка, создание условий для саморазвития. Анализ этой составляющей эффективности социальной работы возможен на следующих уровнях:
потребностно-мотивационном, когда выявляются взаимосвязанные мотивации субъекта (альтруистическая, профессиональная, материальная, мотивация самореализации);
информационном, когда определяется соответствие знаний специалиста принятому стандарту;
компонентно-целевом, когда выявляется степень выполнения специалистом своих функций;
структурно-функциональном, когда определяется эффективность конкретных действий специалиста, при соотнесении их с функциями социальной работы;
профессионально-важных качеств, когда выявляется наличие индивидуальных свойств субъекта деятельности, достаточных для ее реализации в заданном формате (96. С.77-80).
Задание
Дайте определение мотива деятельности, обратившись к разделу 1.1.
По мнению отечественных исследователей мотивации (Б.Генкин, В.Радаев, И.Гущина и др.), внутренняя мотивация связана с ценностями и самореализацией человека, тогда как внешняя мотивация носит инструментальный характер (это условия труда, уровень заработной платы и т.д.). В социальной работе при этом выделяют материальную, организационную, социальную, информационную внутреннюю и внешнюю мотивацию специалистов (67. С. 190).
Главным внутренним стимулом труда в социальной работе является желание социальных работников приносить пользу своим клиентам и обществу в целом, осуществление которого выступает для специалиста в виде основной части личностного вознаграждения. Также к значимым внутренним стимулам относят возможность постоянного социального общения, самостоятельности в работе, признания со стороны окружающих людей, проявления инициативы и творчества и пр. (93. С.83).
Следовательно, наиболее существенный характер для социального работника имеет социальная мотивация, основанная на внутренних стимулах деятельности. Однако следует отметить, что внешним стимулам, особенно с точки зрения материальной мотивации, значение которой немаловажно, в российской системе управления социальной работой уделяется недостаточное внимание, что составляет существенное препятствие для повышения эффективности социальной работы.
При оценке эффективности деятельности специалиста нужно учитывать объективные трудности, которые снижают уровень ее мотивации, а, соответственно, и результаты. Главной из них является незавершенность процесса осознания важности социальной работы для социального здоровья и благополучия граждан в российском государстве и обществе.
Из названного обстоятельства вытекают все остальные факторы, препятствующие высокой эффективности социальной работы:
ведомственная ограниченность и разобщенность в организации деятельности;
низкий уровень оплаты труда специалистов и социальных работников среднего звена;
отсутствие рационально организованной поддержки общественных инициатив;
слабая разработанность и недостаточное использование на практике теоретических и методических подходов, нормативных и этических основ социальной работы.
Преодоление этих недостатков необходимо, прежде всего, в организаци-
онных структурах социальной работы на всех ее уровнях. Однако большой потенциал для повышения эффективности социальной работы заключен также в определении степени и путей оптимального развития профессиональной компетентности ее субъектов.
Профессиональная компетентностьсвидетельствует о наличии у специалиста достаточных для эффективной практической деятельности знаний, умений, способностей и личностных свойств, которые приобретены или углублены в процессе профессиональной подготовки и саморазвития.
Профессиональная компетентность складывается в течение процесса профессионального становления кадров социальной работы, характеризуя их профессионализм. Компетентность социального работника является многофункциональной и требует развития социального интеллекта, критического мышления, саморефлексии и т.д.
Эффективность деятельности специалистов по социальной работе, прежде всего, связана с развитием уровня их культурной компетентности, значение которой растет под влиянием процессов глобализации. Она предусматривает способность человека жить, работать и постоянно самосовершенствоваться в современном мультикультурном обществе, где велика роль информационных и коммуникативных технологий, непрерывного образования, социальных различий людей и социальных групп.
Культурная компетентность специалиста по социальной работе составляет основу его профессиональной компетентности и предполагает знание национальных, конфессиональных, возрастных, гендерных и иных особенностей и традиций клиента и оказание ему квалифицированной помощи с учетом культуры общества и личности.
В профессиональной компетентности специалиста социальной работы различают следующие элементы:
концептуальный — понимание теоретических основ своей профессии;
интегративный — способность связывать своими действиями теорию и практику социальной работы в единую систему;
В социальной работе применяют компетентностный подход, представляющий собой междисциплинарное направление в исследовании компетентности. В этом подходе компетентность прежде всего рассматривается как комплексный результат профессионального образования (26. С.87-89). В образовательном процессе данный подход используется для создания модели обучения социального работника как профессионала.
Прежде всего компетентностный подход дает возможность формирования у обучающихся социальной работе ключевых компетентностей:в сфере самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, семейно-бытовой, культурно-досуговой деятельности. Все они способствуют адекватной социальной адаптации человека в современном обществе.
Кроме того, на основе ряда критериев, таких как знания, опыт, эмоционально-волевая регуляция, готовность к актуализации компетентности определяется овладение будущим специалистом по социальной работе специальными компетентностями:
когнитивной, включающей умения рефлексии, саморегулирования, структурирования и приращения знаний и т.д.;
социальной, предполагающей наличие успешных социальных взаимодействий, коммуникаций в различных сферах и с различными субъектами;
деятельностной, относящейся к эффективному решению профессиональных задач на основе владения инновационными и традиционными методами и технологиями практики решения проблем.
Наличие специальных компетентностей указывает на становление специалиста как личности и как профессионального работника, способного эффек-
тивно разрешать разнообразные проблемные ситуации человека и социальной группы.
Задание
Изобразите в виде схемы и объясните взаимосвязь между ключевыми и специальными компетентностями специалиста по социальной работе.
В практической деятельности социальные работники демонстрируют различный уровень профессионализма. Американский исследователь профессионального статуса социальных работников и системы их обучения в России, Шерон Б.Тэмплэн, используя методы интервью и беседы, в 2000 г. выделила четыре группы субъектов социальной работы, для каждой из которых характерен определенный уровень профессионализма.
Во-первых, это традиционные студенты, обучающиеся в вузах на специальности «социальная работа». Хотя их число относительно невелико, в исследовании подчеркивается большое желание будущих специалистов по социальной работе, овладев данной профессией, помогать людям, и потребность студентов в профессиональном образовании и высокой квалификации.
Вторая группа представлена действующими практиками, зачастую с недостаточным уровнем образования и профессионализма и с различным опытом деятельности в сфере социальной работы.
Третьей группой являются специалисты других профессий, избравшие, в силу различных причин, социальную работу в качестве сферы профессиональной деятельности. Данная категория субъектов особенно нуждается в переквалификации, росте профессионализации и повышении своего образовательного уровня.
В результате исследования выявлена тенденция, характерная для конца XX в. и связанная с недостаточным профессионализмом субъектов социальной работы. На современном этапе ее развития следует обозначить группы, уровень профессионализма которых значительно возрос: подготовленные в вузах и средних специальных учебных заведениях дипломированные специалисты по социальной работе и социальные работники, ученые, ведущие исследования в этой области, преподаватели дисциплин социальной работы, постоянно повышающие свою квалификацию и пр.
Эксперты констатируют тенденцию увеличения числа выпускников, устраивающихся на работу в социальную сферу (85. С.21). Однако они отмечают, что реальная ситуация с повышением уровня профессионализма в социальных учреждениях России изменяется достаточно медленно. Во многом это объясняется сложными и противоречивыми тенденциями, возникающими на стадии профессиональной подготовки специалистов с высшим социальным образованием в учебных заведениях.