Что относится к условиям размещения предприятий
Факторы и условия размещения производства
Факторы размещения – конкретные силы, непосредственно действующие на выбор размещения. Можно сказать, что факторы размещения являются элементами условий размещения – более общих составляющих территории, являющихся основой среды (обстановки) размещения.
К условиям размещения относятся природная среда, население (производитель продукции и ее потребитель), материально-техническая и научная база, система производственных коммуникаций (по организации, функционированию и управлению производством), общественно исторические условия развития производства.
Различают следующие группы факторов:
Природные, к которым относят количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, горно-геологические и другие условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, орографические характеристики территории. Они играют определяющую роль в размещении добывающей промышленности и топливо-, энерго-, сырье-, водоемких производств.
Социально-экономические, к которым прежде всего относят особенности размещения населения, территориальную концентрацию трудовых ресурсов и их качественную характеристику.
Материально-технические и рыночно-инфраструктурные условия и факторы включают материально-техническую и научно-техническую базы, а также инфраструктуру рынка.
Технико-экономические факторы определяют затраты на производство и реализацию сырья, материалов и готовую продукцию.
Энергетический фактор имеет важное значение в связи с дефицитом энергоресурсов и проведением энергосберегающей политики в европейских районах страны. В высокоэнергоемких производствах химической промышленности и цветной металлургии (капроновый и вискозный шелк, алюминий, никель) расход топлива значительно превышает вес готовой продукции, достигая на каждую ее тонну 7-10 т и более. Суммарные энергетические затраты на производство такой продукции больше, чем на сырье и материалы. Доля энергетической составляющей является наибольшей, помимо электроэнергетики, в металлургии, химической и нефтехимической промышленности. В черной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, производствах меди, свинца, гидролизных дрожжей, каустической соды и некоторых других удельная энергоемкость производства составляет 1-3 т условного топлива, но суммарная потребность в энергоресурсах вследствие больших объемов производства очень значительна. Поэтому дальнейшее развитие энергоемких производств наиболее эффективно в восточных районах, прежде всего в Сибири, на базе имеющихся там богатых и дешевых энергоресурсов.
Водный фактор играет существенную, а в ряде случаев и решающую роль при размещении предприятий химической, целлюлозно-бумажной, текстильной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики. Затраты на весь комплекс водохозяйственных мероприятий (водоснабжение, отведение и очистка сточных вод) составляет от 1-2% до 15-25% стоимости строящегося предприятия в водоемких производствах. Вследствие этого они должны размещаться в Сибири, на Дальнем Востоке, Европейском Севере, где стоимость 1 м 3 свежей воды в 3-4 раза меньше, чем в районах Центра и Юга европейской части.
Трудовой фактор (затраты живого труда на изготовление продукции) сохраняет важное значение при размещении машиностроения (в частности приборостроения), легкой промышленности, а также наиболее крупных предприятий других отраслей. Так как затраты труда на 1 т продукции и доля заработной платы в себестоимости не дают правильного представления о трудоемкости продукции, то при организации размещения производительных сил с учетом трудового фактора целесообразно ориентироваться на абсолютную потребность каждого предприятия в рабочей силе.
Земельный фактор приобретает особую остроту при отводе площадок для промышленного строительства (размеры их для крупных предприятий достигают сотен га), в районах интенсивного сельского хозяйства и городах в условиях ограниченности городских коммуникаций и инженерных сооружений. Наиболее рациональным вариантом в этом случае является групповое размещение предприятий в виде промышленных узлов.
Сырьевой фактор определяет материалоемкость, т. е. расход сырья и основных материалов на единицу готовой продукции. К отраслям с наиболее высокими индексами материалоемкости (более 1,5 т сырья и материалов на 1 т продукции) относятся черная и цветная металлургия полного цикла, целлюлозно-бумажная, гидролизная, фанерная, цементная, сахарная отрасли промышленности. При этом особого внимания требуют предприятия, удаленные от источников снабжения сырьем, предприятия с многотоннажной продукцией (металлургические, химические, целлюлозно-бумажные комбинаты). При их размещении необходимо правильное определение районов потребления готовой продукции и расходов по ее перевозкам.
Транспортный фактор для России с ее значительными континентальными пространствами имеет особое значение. Несмотря на систематическое снижение доли транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции, в ряде отраслей она остается весьма высокой – от 20% по рудам черных металлов до 40% по минерально-строительным материалам. Транспортабельность сырья и готовой продукции зависит от материалоемкости производства, транспортоемкости перевозимых грузов, качественных свойств сырья и готовых продуктов с позиций возможности их перевозок и хранения. При индексе материалоемкости более 1,0 производство тяготеет к сырьевым базам, менее 1,0 – к районам и местам потребления готовой продукции.
Экологические факторы размещения производительных сил на современном этапе экономического развития играют особую роль, так как непосредственно связаны с бережным использованием природных ресурсов и обеспечением необходимых жизненных условий для населения. Значительные экономические потери от антропогенного загрязнения природной среды, возрастающие негативные последствия для здоровья населения обусловили острую необходимость постоянного учета экологического фактора в размещении производства.
Особенности общественно-исторического развития. К ним относят: характер общественных отношений, особенности современного этапа развития государства, стабильность экономической и политической системы, совершенство законодательной базы и др.
Последние десятилетия ознаменовались заметным изменением роли факторов размещения производительных сил в развитой рыночной среде. Так, процесс сайентификации (синтез науки с производством) обусловили выдвижение на передовые позиции в размещении промышленности потенциальных возможностей налаживания тесных связей по линии кооперирования и тяготения промышленных предприятий к крупнейшим научным центрам. Однако в силу чрезвычайно высокой топливо-, энерго-, сырье- и материалоемкости российской экономики, специфики отраслевой структуры ее хозяйства и гигантских континентальных пространств новые факторы размещения производительных сил в нашей стране пока еще не приобрели такого большого значения, как в развитых постиндустриальных странах.
Из всего многообразия факторов размещения хозяйства одни из них свойственны многим отраслям производственного комплекса (например, тяготение к потребителю) и непроизводственной сферы, другие присущи лишь какой-то одной отрасли или группе отраслей (тяготение к рекреационным ресурсам).
Однако каждая отрасль хозяйства имеет свойственный именно ей набор факторов ее размещения. Причем даже общие с другими отраслями факторы в каждом конкретном случае проявляются с различной силой, и если для одних отраслей какой-либо фактор оказывает решающее воздействие на размещение отрасли, то в другой отрасли он имеет второстепенное значение.
– для каждой отрасли хозяйства характерен свой набор и сочетание факторов ее размещения;
– сочетание и роль отдельных факторов размещения хозяйства на определенной территории зависит от отраслевой структуры хозяйства страны или региона.
Вместе с тем для большинства отраслей непроизводственной сферы потребительская ориентация является важнейшим фактором их размещения. И чем выше доля отраслей непроизводственной сферы в хозяйственном комплексе страны или региона, тем большую роль в размещении хозяйства играет тяготение к потребителю. Поскольку отраслевая структура большинства стран мира эволюционирует по пути увеличения доли отраслей непроизводственной сферы и уменьшения производственной сферы, можно констатировать, что возрастание роли потребительского фактора в размещении хозяйства является общемировой тенденцией.
Принципы размещения предприятий розничной торговли
Цель данной публикации — изучить виды торговых пространств города, методику оценки их экономической привлекательности, факторы, критерии и принципы размещения розничных торговых предприятий; определить сущность и состав домашних хозяйств как конечных потребителей товаров на рынке.
Среди факторов, определяющих эффективность розничных торговых предприятий, их рациональное размещение (выбор места) является одним из самых главных. Понятно, что действие этого фактора взаимосвязано и с другими (специализация, размер торгового предприятия и т.д.)
Большое значение выбору местоположения розничного торгового предприятия придавалось в России в период развития капиталистических отношений до революции 1917 г. В «Практических советах по торговой практике», изданных в 1912 г., говорилось, что если купец открывает какой-либо магазин или лавку, то делает он это для того, чтобы торговать, чтобы сбывать как можно больше товаров, чтобы получать как можно больше пользы и на эту пользу жить. Это основа каждого торгового предприятия, разумная цель его существования. Размер успеха предприятия розничной торговли зависит от величины капитала купца, его работоспособности и места, в котором расположен магазин.
В дореволюционной России выбор местоположения магазина определялся прежде всего его типом. Розничная торговля в 1900 г., несмотря на разнообразие, включала три основных типа:
Рассмотрим принципы размещения торговых предприятий на территории городов. Следует отметить, что существуют особенности в размещении торговых предприятий на территории поселений городского типа в зависимости от их размера (крупнейшие, крупные, средние, малые города и поселки городского типа). Конкретные типы магазинов по их размеру и специализации должны быть «привязаны» к районной планировке и особенностям различных городов и поселений, характеру распределения и состава населения и т.д.
При определении мест дислокации магазинов в городе также возможно выявление зон различной коммерческой активности. Исследования показали, что в качестве ключевого показателя степени активности целесообразно использовать пропускную способность магазина (розничный товарооборот на 1 кв.м торговой площади). Но с успехом могут применяться и другие показатели: количество вновь созданных на данной территории магазинов, в том числе в неприспособленных помещениях; количество мини-рынков и стихийных рынков. Число выделенных зон составило три: повышенной коммерческой активности; средней коммерческой активности; коммерческого риска.
Основные типы торговых пространств города и размещение розничных торговых предприятий
Например, одна из классификаций включает пять типов:
Таким образом, можно сказать, что с точки зрения размещения розничных торговых предприятий можно выделить два подхода:
Отличительными особенностями являются расположение дискаунтеров в гипермаркетах на периферии города. Обязательными условиями являются:
Место для его строительства обычно выбирается фирмой-застройщиком с целью обеспечить постоянный приток покупателей со всего района. Любой торговый центр оборудован удобной стоянкой для автомобилей, величина которой зависит от размера его торговой площади.
Следует особо подчеркнуть, что торговые центры отличает широкий набор предоставляемых услуг. Это касается не только парковки автомобиля, но включает также возможность посетить выставку, побывать на демонстрации модной одежды, послушать лекцию на интересную тему. Сюда же входят услуги камеры хранения, бесплатное пользование телефоном. На территории имеется большое число предприятий общественного питания.
Экономические расчеты при выборе торгового центра в качестве места дислокации предприятия предполагают учет нескольких групп расходов: текущих и единовременных.
Особой разновидностью торговых пространств являются специализированные торговые центры (ареалы). Как правило, здесь нет единого арендодателя, имеется большее количество независимых торговцев, значительное скопление обслуживающих и продовольственных предприятий. Покупатели несут значительно меньшие издержки потребления.
Рассмотрим дополнительные факторы, определяющие выбор месторасположения розничного торгового предприятия. Наряду со специализацией и размером торгового предприятия на выбор места его дислокации оказывают влияние:
Товары повседневного спроса — это дешевые, регулярно покупаемые товары, отличающиеся высокой устойчивостью спроса, продать которые не составляет особого труда. Они входят в обязательную потребительскую корзину, покупаются, как правило, по привычке и продаются в многочисленных торговых точках. В качестве примера можно назвать молоко, хлеб и хлебобулочные изделия, конфеты, сигареты.
В России определен состав продуктов питания, входящих в так называемую потребительскую корзину, которая включает наиболее существенную часть товаров повседневного спроса. К ним относятся: хлеб; пшено; вермишель; картофель; капуста; лук; яблоки; морковь; сахар; говядина; колбаса; молоко; сметана; масло животное; сыр; яйца; масло растительное; мука; творог; маргарин; рыба; птица.
Магазины, торгующие дорогими товарами и предметами роскоши, лучше размещать в центральных районах, куда покупатели поедут более охотно, чем за товарами повседневного спроса или лекарствами.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Факторы размещения производства
Что такое факторы размещения производств?
Размещая завод а определённой территории, владелец должен думать о том, где он будет доставать необходимые ресурсы. Например, завод по производству бумаги должен быть обеспечен деревом, большим количеством электроэнергии и водой. Очень редко бывает так, что все эти ресурсы находятся в одном месте, поэтому владельцам крупных фирм и заводов приходится как-то выкручиваться. Для упрощения их работы, были придуманы такие вещи, как факторы производства.
Таким образом, факторы размещения производства — это совокупность некоторых условий, которые необходимы для правильного размещения завода. Вернёмся к примеру завода по созданию бумаги. Помимо ресурсов, энергии и воды, производителю также понадобятся хорошие дороги, по которым будет доставляться товар в города, кроме дорог необходимо как-то доставлять ресурсы до завода.
Это можно делать с помощью водных, либо воздушных путей. Однако нельзя забывать про энергию. Стоит сказать, что большинство предприятий, которые требуют больших запасов электричества размещают сразу там, где находится электростанция. В случае с заводом по производству бумаги, можно разместить его прямо рядом с рекой, где будет стоять гидроэлектростанция.
С бумажным заводом всё довольно просто, но некоторые предприятия требуют квалифицированны рабочих, которых иногда называют научной, либо трудовой базой.
Сырьевой фактор размещения производств
Один из самых важных факторов является сырьевой. Если в общих чертах, то данный фактор означает материалоёмкость. Материалоёмкость — это характеристика, которая показывает сколько необходимо какого-то сырья на создание одной тонны данного продукта. Наиболее материалоёмкими являются предприятия, которые перерабатывают большое количество сырья, к таким относятся цветная и чёрная металлургия. Большие проблемы с сырьевым фактором могут возникнуть у тех предприятий, которые далеко находятся от источника ресурсов, а также у производств занимающих многоэтажными изделиями.
Если хорошо подумать и разместить предприятие в нужном месте, то затраты на на покупку или добычу ресурсов существенно сократятся, а следовательно и увеличатся доходы предприятия.
По мимо ресурсов для создания продукции, существует ещё и энергия. Предприятие также важно размещать в том месте, где много энергии. Существует даже отдельный фактор — энергетический.
Топливный фактора размещения производств
Из названия этого фактора уже понятно, что он подразумевает под собой различные топливо. Топливо позволяет приводить в движение большие механизмы, которые будут вырабатывать полезную энергию. Топливо очень важно в таких сферах, как чёрная металлургия, энергетика и так далее. Обычно, в качестве топлива использую различные минеральные ресурсы, например, уголь, газ, нефть и так далее.
Часто бывает так, что ресурсы для добывания топлива заканчиваются и людям приходится находить другие, которые ещё не были разработаны. Часто, они находятся в далёких регионах, доступ к которым сильно затруднён. Например, всё чаще нефть начинают добывать со дна океана. Для этого приходится строить огромные нефтяные станции прямо на воде, их ещё называют нефтебазы. Но часто, такая добыча ресурсов может приводить к гибели окружающей среды. Кроме того, привозить нефть на материк довольно проблематично, из-за чего увеличивается стоимость топлива, что конечно же не выгодно потребителям и владельцам различных заводов, требующих большое количество минерального топлива.
Энергетический фактор размещения производств
Многие заводы требуют большое количество энергии, чаще всего имеется в виду электроэнергия. Конечно, транспортировка энергии по поводам — это не такое уж и сложное дело, однако, лучше всего размещать завод рядом с электростанцией. Электростанции могут размещаться рядом с реками — называются гидроэлектростанции, могут находится на земле и вырабатывать электричество с помощью атомных реакции, с помощью ветра и так далее.
Те заводы, которые для производства товаров требуют большое количество энергии называют энергоёмкими. К ним можно отнести: химическую отрасль, цветную и чёрную металлургию, производство бумаги и так далее. Все эти заводы целесообразно будет размещать в регионах, которые богаты энергетическими ресурсами. Например, бумажные заводы часто строят рядом с реками, так как быстрая и полноводная река — это не только большое количество воды, но и большое количество энергии. При том, электроэнергия будет довольно дешёвой, а значит доходы предприятия будут высокими.
Демографический фактор размещения производств
Демографический фактор связан с людьми, которые проживают в данном регионе. Он может оказать очень сильно влияние, так как на любом предприятии важны люди, которые там будут работать. Собственно, из таких рабочих и состоит всё предприятия. Люди — это основной ресурс, на который стоит обращать большое внимание владельцу фирмы.
При выборе места для размещения завода, необходимо учитывать демографическую ситуацию в данном регионе. Кроме того, важно прогнозировать перспективу демографии в регионе. Например, если создать в данном месте предприятие, то возникнут рабочие места, а значит сюда будут приезжать люди. Однако, одной работой сыт не будешь. Помимо завода, в регионе должны находится школы, больницы и прочие социальные структуры. Если в регионе будет отсутствовать, например, школа, то сюда не будут приезжать молодые семьи и семь с детьми, а следовательно перспектива демографического прироста в регионе очень низка.
Другая проблема, которую изучает демографический фактор — это сокращение трудоспособного населения. Рано или поздно люди стареют и теряют своё здоровье, поэтому они не могут выполнять свои обязанности как и раньше. Владельцу предприятия придётся думать о том, как уменьшить вред здоровью сотрудников, дабы не искать новые кадры.
Если рассматривать Россию, то демографическая ситуация на данный момент довольно сложная: в европейской части страны проживает большое количество населения, однако на севере, востоке страны его очень мало. Эта проблема является следствием экстремальных условий и плохо развитой инфраструктуры в регионах.
К сожалению, получается так, что большинство ресурсов находится именно в тех местах, где условия жизни находятся на довольно низком уровне. Чтобы владельцу фирмы было легко находить новые кадры, приходится строить завод в некоторой удалённости от источников ресурсов и энергии.
Чтобы привлекать новые кадры, владельцы фирм не только должны позаботится о хорошей инфраструктуре, но и создать хорошие условия труда. Одним из условий является хорошая заработная плата.
Потребительский фактор размещения производств
При выборе места ля строительства завода важно учитывать: ресурсы, которые находятся рядом, стоимость энергии, а также способность населения данного региона работать. Кроме всего этого, нужно понимать, кому вы будете отдавать произведённый продукт, то есть, как далеко находятся потенциальные покупатели.
Определить спрос не сложно, нужно только понять, какие потребности есть у жителей данного региона. Например, людям, проживающим на севере, наверняка, будут нужны обогреватели, а также дешёвая электроэнергия. Рассмотрим другой пример: производитель обогревателей едят в африканские страны. Но нужны ли им обогреватели? Вряд ли.
Таким образом, выбирая место для строительства завода, нужно прощупывать потребительский спрос. Иногда сделать это довольно легко, как в примере выше, но бывает и так, что потребители и сами не знают: нужен ли им данный товар или нет. Поэтому, иногда стоит прибегнуть к помощи маркетологов.
Транспортный фактор размещения производства
Транспортный фактор обеспечивает то, что позволяет связывать несколько экономических систем в одно целое. Например, многие производители стараются построить завод как можно ближе к магистрали, связывающей воедино сразу несколько крупных центров. Хорошо налаженная транспортная система позволяет быстро доставлять товары, произведённые на заводе, потребителю. Также, поставка ресурсов от места добычи на завод становится намного проще, благодаря дороге, соединяющей завод и место добычи ресурсов. Кроме того, цена на перевозку товаров и услуг будет намного ниже, что положительно скажется на экономическом состоянии завода.
В итоге, получается, что транспортный фактор важен тем владельцам заводов, чью продукцию тяжело перевозить. Лучше всего размещать производственные здания рядом с крупными транспортными узлами, чтобы сократить расходы.
Земельный фактор размещения производств
Земля может быть играет не такую уж и важную роль, по сравнению с другими факторами, такими как сырьевой, транспортный и так далее. Однако, нельзя забывать и про него. При выборе места под строительство предприятия, владельцу фирмы необходимо также учитывать наличие земли и её пригодность для строительства.
Бывает так, что владелец фирмы, желающий построить завод, нашёл хорошее место под строительство: здесь полно сырья, есть работоспособное население, рядом проходит транспортная магистраль, по которой можно легко перевозить ресурсы, но есть одна ключевая проблема — земля не пригодна под строительство. Либо бывает другая ситуация: участок земли может стоить в данном регионе очень большие деньги или свободной земли вообще нет.
Учитывая, что одному предприятию необходим большой участок земли, иногда, площадь может равняться нескольким 10 Га, то лучше всего размещать предприятия комплексно. Однако, в условиях реального мира, это не всегда возможно.
Водный фактор размещения производства
Вода — это очень важный ресурс в некоторых отраслях. К этим отраслям относятся: химическая, обработка чёрной и цветной металлургии, производство бумаги и многие другие. Кроме того, большинство предприятий размещаются рядом с крупными источниками воды из-за того, что вода — это ещё и источник энергии. На крупных реках размещаются большинство предприятий, связанных с выработкой электроэнергии.
Также, вода используется, как охладитель на предприятиях. Некоторые механизмы выделяют большое количество энергии, из-за чего возникает необходимость в их охлаждении. Для таких целей и используют воду.
На первый взгляд может показаться, что вода есть везде, если говорить про СНГ, то тут полно рек, с довольно сильным течением. Однако, концентрация рек на территории неравномерная. Например, в Европейской части рек довольно мало, а на тех, которые пригодны для строительства предприятий по выработке энергии или любой другой промышленности, вода стоит очень дорого. На востоке же ситуация обратная: рек тут очень много, а следовательно и стоимость воды за 1 кубический метр намного ниже.
Экологический фактор размещения производства
Экологический фактор практический не учитывают при выборе места под строительство завода. И это правильно, учитывая, насколько большой перечень проблем предстоит решить владельцу заводы перед его строительством. Единственная отрасль, в которой экологические условия играют важную роль — это сельское хозяйство. Экологическая обстановка в регионе должна соответствовать требованиям растений, которые собирается выращивать предприятие.
Экология включает в себя не только чистый воздух, пригодные и плодородные почвы и чистую воду, кроме всего этого, в экологию региона входят климатические условия. Они должны соответствовать требованиям растений, иначе урожая можно просто не дождаться.
При выборе места для размещения сельскохозяйственного производства, необходимо ознакомится с климатическими условиями. Большинство предприятий, нанимают метеорологов, для того, чтобы правильно выбрать место, особенно сильно это касается тех производителей, которые хотят выращивать иноземную культуру. Если денег нет, то можно воспользоваться опытом других предпринимателей.