Что относится к управлению системой образования в россии
Что относится к управлению системой образования в россии
Статья 89. Управление системой образования
1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
2. Управление системой образования включает в себя:
1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
(часть 6 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)
Что относится к управлению системой образования в россии
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Тема: Управление системой образования.
Понятие и общая характеристика системы управления образованием.
Органы управления образованием Российской Федерации: структура и компетенция. Положение о Министерстве образования и науки РФ.
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации: структура и компетенция. Положение о Министерстве образования РБ.
Муниципальные органы управления образованием: структура и компетенция.
Внутренние органы управления образовательными учреждениями.
Современные механизмы управления образованием.
Управление образованиемпредставляет собой деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленную на повышение эффективности образования; процесс, регулирующий достижение целей образовательной политики, включающий анализ и оценку сложившейся образовательной практики, постановку задач управления, планирование деятельности по реализации задач, организация согласованной деятельности субъектов и контроль.
Система государственного управления образованием в Российской Федерации была сформирована в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 января 1992 г. Она включает в себя два уровня: Министерство образования и науки РФ и соответствующие органы в субъектах РФ (министерства в республиках, управления или главные управления, комитеты, департаменты в краях, областях, автономных образованиях и городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург. В муниципальных образованиях специальные органы управления образованием могут создаваться по решению органов местного самоуправления. Все названные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных и муниципальных образовательных учреждений на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Некоторые образовательные учреждения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти (Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел и др.), которые осуществляют необходимые управленческие функции в отношении данных учреждений.
Важнейшим принципом управления образованием на всех уровнях: межгосударственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, а также уровне образовательного учреждения, является принцип системности.
Современная система образования является системным объектом, которому присущи все свойства больших организационных систем: сложность структуры; иерархичность построения; многофункциональность отдельных структурных компонент и их многосвязность; состояние; устойчивость; развитие и др. При анализе функционирования образовательной системы требуется обязательный учет следующих основных взаимосвязанных аспектов:
· системно-элементный, целью которого является классификация образовательных подсистем с точки зрения их влияния на управление качеством образования;
· системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию образовательной системы в целом и способы взаимодействия образующих ее подсистем;
· системно-функциональный, характеризующий функции, выполняемые отдельными образовательными подсистемами;
· системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязи системы образования в образовательной системе города, региона, РФ, а также учитывающий отраслевые горизонтальные связи и их особенности;
· системно-интегративный, показывающий механизмы и факторы сохранения, совершенствования и развития системы образования;
· системно-исторический, определяющий этапы развития системы образования, ее место на региональном, отраслевом и федеральном рынке труда, перспективы в условиях совершенствования российского образования;
· системно-процедурный, определяющий методы и процедуры управлением качеством образовательных программ (учебное планирование), информационно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса, организации учебного процесса и т.д.
Существенные особенности управления новой образовательной системой определяются и тем, что она имеет сложную структуру. Основными подсистемами современной системыобразования являются:
теоретико-методологическая подсистема, представляющая собой систему методологий учебного процесса, теорий обучения, методик преподавания учебных дисциплин;
педагогическая подсистема, представляющая собой систему дидактических школ и теорий воспитательного процесса, базисных основ педагогики;
технологическая, представляющая собой совокупность технологий управления образовательной системой;
организационная, т.е. совокупность организационных приемов, применимых в управлении современным образованием;
экономическая, т.е. сложная система экономического обеспечения эффективного управления современной образовательной системой, включающая в себя финансирование из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, самофинансирование и т.д.
Все они находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни (см. рис.1).
Рис. 1. Общая структура современной системы образования
Управление образованием в современных условиях ориентировано главным образом на решение следующих задач:
· доступность образования (образование должно стать доступным с раннего детства в течение всей жизни человека);
· обеспечение равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования;
· повышение качества образования и достижение его релевантности, т. е. соответствие запросам общества;
· повышение эффективности образовательной системы.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» выделяются три основные группы органов управления образованием: федеральные, субъектов Федерации и муниципальные. Объем полномочий каждой группы установлен действующим законодательством. Ст. 30 данного закона устанавливает порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием, в соответствии с которым:
· компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как законом.
· разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в области образования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации законом, регулирующим деятельность Правительства Российской Федерации.
· разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации.
· разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные настоящим Законом к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органов управления образованием, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и касающихся обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав и свобод граждан.
К компетенции Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованиемзаконодатель вст. 28 Закона «Об образовании» относит важные полномочия:
· оптимизация сети подведомственных государственных организаций сферы образования (определение принципов и критериев принятия решений о сохранении участия Российской Федерации в управлении организациями сферы образования и сохранении их в федеральной собственности;
· определение организаций, передаваемых другим уровням государственного или муниципального управления; организаций, подлежащих реструктуризации, и т.п.);
· повышение эффективности деятельности государственных организаций сферы образования за счет выбора наиболее целесообразных организационно-правовых форм, методов финансирования, оценки результатов их деятельности.
К ведению Российской Федерации в области образования относятся:
· формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
· правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;
· разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;
· формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;
· согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
· установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;
· установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
· создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных учреждений;
· разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;
· установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений;
· установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе единого государственного экзамена, порядка проверки экзаменационных работ и системы оценки результатов, а также порядка подачи и рассмотрения апелляций;
· организация проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации, в том числе разработка контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена и обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий в субъектах Российской Федерации, организация и осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, формирование и ведение федеральных баз данных об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;
· установление порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения, в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования;
· установление перечня олимпиад школьников и порядка их проведения;
· установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
· установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях;
· установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, определение порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, подтверждение таких документов за счет средств заявителя, определение порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, признание и установление эквивалентности таких документов за счет средств заявителя;
· установление федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений;
· общих принципов финансирования образовательных услуг;
· образовательного ценза педагогических работников;
· ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп;
· социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита;
· федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
· порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий;
· финансирование федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных услуг;
· ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
· информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, учебной литературы и учебных пособий;
· организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;
· надзор и контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и качества образования (в части федеральных компонентов государственных образовательных стандартов), принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и органам управления образованием;
· установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;
· издание нормативных документов в пределах своей компетенции;
· лицензирование и государственная аккредитация:
· высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам;
· научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;
· образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;
· федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
· расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных учреждений и филиалов российских образовательных учреждений по всем реализуемым ими образовательным программам;
· организация и осуществление, в том числе в соответствии с международными договорами, экспертизы содержания и качества подготовки выпускников иностранных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, соответствующие требованиям установленных в Российской Федерации государственных образовательных стандартов, по заявлениям образовательных учреждений за счет средств таких образовательных учреждений.
Субъектам Российской Федерации предоставлены обширные полномочия в сфере образования, в том числе правовое регулирование, обеспечение финансовых и материальных условий для функционирования региональной системы образования, контроль качества образования и установление дополнительных социальных гарантий участникам образовательного процесса (ст.29 Закона). Перечень полномочий Федерации и субъектов Федерации (ст.28 и 29) может быть изменен только законодательным путем.
В ведении субъектов РФ в области образования находятся:
· определение и осуществление политики субъекта РФв области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;
· принятие законов и иных нормативных правовых актов в области образования;
· разработка и реализация республиканских и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей Республики субъекта РФ;
· обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ;
· формирование государственных органов управления образованием субъекта, руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием).
· установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования государственных образовательных учреждений субъекта РФв соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»;
· установление дополнений к перечням профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование для субъекта РФ;
· создание, реорганизация и ликвидация государственных образовательных учреждений субъекта РФ(за исключением создания высших учебных заведений);
· организация и координация материально-технического обеспечения программ развития образования в субъектах и иных целевых программ в области образования;
· лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений;
· установление норм труда и системы оплаты труда в государственных образовательных учреждениях субъекта РФи муниципальных образовательных учреждениях;
· установление республиканских компонентов государственных образовательных стандартов;
· ежегодное формирование бюджета субъекта РФв части расходов на образование;
· установление нормативов финансирования образования субъекта РФ;
· информационное и научно-методическое обеспечение республиканской системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий;
· организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;
· право осуществления надзора и контроля в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием;
· установление и присвоение государственных наград и почетных званий субъекта РФработникам образования;
· издание нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;
· регулирование отношений, связанных с созданием и распространением республиканского комплекта учебников на основе соответствующих республиканских государственных образовательных стандартов в части республиканского компонента.
Полномочия органов местного самоуправленияв области образования определены ст. 31 Закона об образовании. Органы местного самоуправления несут ответственность за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения отнесены:
· обеспечивают содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
· разрабатывают и утверждают общеобразовательные программы, учебные планы, программы учебных курсов и дисциплин;
· обеспечивают ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях;
· организуют планирование, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образованием, муниципальных образовательных учреждений;
· осуществляют государственную политику в области образования;
· формируют местные бюджеты в части расходов на образование;
· выступают в роли учредителя – создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные образовательные учреждения;
· обеспечивают гражданам возможности выбора общеобразовательного учреждения.
· ведение учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.
Местные органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.
В систему управления образованием входит осуществление полномочий на уровнеобразовательных учреждений. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных (подробнее см. гл. 4).
Легитимность деятельности образовательных учреждений определяется их государственной аккредитацией.Она проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по заявлению образовательного учреждения или научной организации, согласованному с учредителем (см.подробнее в гл. 6).
Децентрализация и разгосударствление были характерными чертами эпохи радикальных преобразований 90-х годов. С изменением методов управленческого воздействия и функций управления, децентрализацией и демократизацией управления, когда административное право стало утрачивать свою доминирующую роль в социально-культурной сфере, образовательному законодательству предстояло обрести новый смысл, роль и место в системе российского права.
Легитимизация процесса децентрализации положительным образом повлияла на развитие системы российского образования в целом. В регионах активно разрабатываются управленческие модели и региональные программы развития, в бюджетах выделяются специальные статьи по отдельным сегментам образовательного сектора, дополнительный импульс получили педагогические инновации, обновляется содержание образования.
Огромное значение приобретает региональная законотворческая деятельность, которая становится объективно необходимой в условиях действенной реализации Закона об образовании.
Целью установления горизонтальных связей в образовательной системе является широкое привлечение общественно-педагогических ресурсов, родительского сообщества, всех участников образовательного процесса к активному решению организационных и научно-методических задач.
Они организуют общение и обмен информацией по горизонтали (в среде работников одного уровня и однотипного характера деятельности) и по вертикали структуры образовательного учреждения (между исполнителями и руководителями); между различными структурами, и между обучающимися; организуют взаимодействие как внутри системы (горизонтальные связи), так и с внешними партнерами в целях осуществления эффективного развития.