Что относится к управлению нтр
Что относится к управлению нтр
Составные части НТР
Эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.
Содержание
Научные революции
Первая научная революция 17 в.
Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве. Любые события предопределены законами классической механики. Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов. Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел. Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации. Синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.
Механическая картина мира дала естественно научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Ее недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.
Вторая научная революция кон. 18 в. — 1 половина 19 в.
Третья научная революция кон. 19 в. — середина 20 в.
Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейман:
Управление как составная часть НТР.
По мере развертывания НТР, расширения и усложнения производства и непроизводственной сферы все более важную роль в повышении их эффективности начинает играть управление. Из своего рода искусства, еще недавно основывавшегося на опыте и интуиции, управление в наши дни превратилось в науку. Науку об управлении, об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации называют кибернетикой. В наши дни, особенно в условиях рыночной экономики, роль управления намного выросла. К его функциям относят: прогнозирование и планирование; принятие решений; организацию работ; координацию и регулирование; мотивацию и стимулирование; контроль, учет и анализ. Эти функции касаются управления как отдельным предприятием, так и целыми фирмами и концернами. Совершенствованию управления придают столь большое значение, что американские корпорации ежегодно инвестируют примерно 100 млрд долл. на обучение и переобучение своего персонала. Задача заключается в том, чтобы научить менеджеров пользоваться новыми подходами и технологиями, добиваться усиления контроля за качеством продукции, внедрять передовые информационные системы, т. е. максимально приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка.Для обозначения управления часто употребляют английское слово «менеджмент», ставшее международным термином. Позднее оно перешло в сферу различных видов человеческой деятельности, и им стали обозначать ту область этой деятельности, которая включает управление людьми и организациями. От слова «менеджмент» происходит и широко вошедшее в обиход слово «менеджер» – управляющий. В последнее время в научный обиход стало входить понятие о международном менеджменте.
Вторая составная часть управления – информатика. Так называется отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, пополнением, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в разных сферах деятельности. В основе ее лежит теория информации, являющаяся разделом кибернетики. А к жизни она была вызвана информационным взрывом, который привел к быстрому многократному увеличению объема самой различной информации. Достаточно сказать, что, по данным института информации США, ныне в мире только научных журналов издается примерно 30 тыс., ачисло публикуемых в них ежегодно статей превышает 500 тыс.
До начала «кибернетической революции» существовала только бумажная информатика, основным средством восприятия которой оставался человеческий мозг. Конечно, и она подвергалась усовершенствованию. Создавали специальные институты информации, информационные издания. Наиболее ярким примером такого рода мог бы служить крупнейший в мире Всероссийский институт научной и технической информации, перерабатывающий за год свыше 1,5 млн различных публикаций более чем на 60 языках, которые находят отражение в годовых комплектах реферативных журналов по самым различным научным направлениям. Но и этого уже недостаточно.
«Кибернетическая революция» породила принципиально иную – машинную информатику, соответствующую гигантски возросшим потокам информации. Она же создала совершенно новые средства ее получения, накопления, обработки и передачи, в совокупности образующие сложную информационную инфраструктуру. Она включает АСУ, информационные банки данных, автоматизированные информационные базы, вычислительные центры, видеотерминалы, копировальные и фототелеграфные аппараты, общегосударственные информационные системы, системы спутниковой и скоростной волоконно-оптической связи и др.
Что относится к управлению нтр
Мы характеризуем научно-техническую революцию
Содержание
Понятие о научно-технической революции
Современные достижения нашей цивилизации тесно связаны с научно-техническим прогрессом. Научно-техническая революция (НТР) относится к такому временному периоду, когда происходит качественный прорыв в развитии науки и техники, и благодаря которому, проходят глубокие и коренные изменения производительных сил общества.
В некоторых странах в периоде между XVIIl-XIX вв., произошло ряд промышленных переворотов, что способствовало переходу от ручного труда к машинному производству.
Началом научно-технической революции принято считать середину двадцатого столетия. С этого времени начал стремительно увеличиваться экономический потенциал мирового хозяйства.
В первую очередь достижениями НТР сумели воспользоваться наиболее экономически развитые страны. Главными направлениями НТР стали такие области, как наука, техника, технология, а также особое внимание было уделено развитию производства и управления.
Характерные черты и составные части НТР
Теперь давайте более подробно попробуем разобраться в наиболее важных чертах, которые характеризуют научно-техническую революцию.
Главные черты, которые характерны для современной НТР:
Во-первых, с помощью НТР происходит бурное преобразование, охватывающее все важные отрасли. Довольно таки стремительное развивается наука. Такое развитие способствует наращиванию производственной силы. Меняется быт, культура, характер труда и даже психология человека. Огромное внимание и ресурсы направляются на научно-исследовательские работы. Символом НТР становится не паровая машина, а ЭВМ, космические корабли, реактивные самолеты, изучение атомных отраслей, телевидения и Интернета. Научно-техническая революция охватила не только все страны мира, но и космическое пространство.
Второй важной чертой НТР является колоссальное ускорение всех научно-технических преобразований. Такое стремительное ускорение в первую очередь связано с научными открытиями и широким применением в производстве ЭВМ. Это касается и обновления продукции, замены на новые технологии и использования новых видов энергии.
Третей важной чертой НТР является повышение эффективности труда благодаря высококвалифицированным специалистам, так как в этот период появились новые требования к квалификации трудовых ресурсов. Появилась тенденция к более интеллектуальному и умственному труду. В сельском хозяйстве стал преобладать более индустриальный характер. Стремительное развитие получили и такие отрасли промышленности, как машиностроение, электроэнергетика и химическая отрасль.
Четвертой чертой, характерной для научно-технической революции, является современное производство, развитие военной промышленности и ориентир на использование новейших достижений в военных целях. В этот период огромное внимание уделяется развитию науки, техники, современных технологий, производства и управления, которые тесно связаны между собой и являют единую сложную систему.
Наука: рост наукоемкости
Во время научно-технической революции огромное внимание уделяется получению и применению знаний, благодаря чему и образуется более обширное поле деятельности человека.
Важным аспектом становиться связь науки с производством и в тоже время производство становится более наукоемким. Хотя разница в экономическом развитии между развитыми и развивающими странами остается и довольно таки существенная.
Так, например, если по числу ученых и инженеров в мире лидирует США, далее за ней следует Япония, Западная Европа, Россия, немного позже сюда добавился и Китай. Но тем ни менее существуют и такие страны, а среди развивающихся стран, их большинство, где затраты на науку не превышают и 0,5%.
Развитие техники и технологии в условиях НТР
Как правило, в период НТР развитие техники и технологии имеет два пути развития.
Первым таким путем является эволюционный путь развития. Для него характерно постоянное усовершенствование, как техники, так и технологии. При эволюционном пути огромное внимание уделяется увеличению мощностей техники, совершенствования оборудования, а также росте грузоподъемности транспортных средств.
Примером может служить сравнение морского танкера, который был создан в 50-х годах и имеющий грузоподъемность в пятьдесят тысяч тон нефти, и танкер, который был произведен в период НТР. Грузоподъемность последнего уже достигала 500 и более тысяч тон.
Можно сказать, что в период НТР прилагаются все усилия, которые бы способствовали эффективности производства и высокой производительности труда.
Но все же, основным путем развития техники и технологии в эпоху НТР является революционный путь развития. Принцип такого пути заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Таким примером может служить производство электроники. Ведь не зря же говорят, что теперь наступил «век микроэлектроники».
Конечно же, такое определение было дано не без оснований, так как изобретение микропроцессора сравнимо разве, с изобретением человеком колеса, электричества и первой паровой машины. Сейчас, даже трудно представить жизнь современного человека без таких благ цивилизации, как военная, промышленная и бытовая электроника.
Также огромным прорывом является переход от механического труда к более современным технологиям. Ведь теперь трудно представить машиностроение без электрохимических, плазменных, лазерных и т.д. способов производства.
Развитие производства
Кроме развития и усовершенствования производства такими традиционными методами, как механизация, химизация, электрификация, в эпоху научно-технической революции применяют и более современные направления.
К таким направлениям следовало бы в первую очередь отнести:
• Во-первых, повсеместное внедрение во все сферы деятельности человека электронно-вычислительной техники.
• Во-вторых, необходимость внедрения комплексной автоматизации. Огромную роль в такой автоматизации играют разного рода электронно-механические манипуляторы, так называемые роботы, которые не только облегчают труд человека, но в некоторых случаях даже являются его заменой. В связи с этим появилась благодатная почва для создания гибких производственных систем и даже заводов-автоматов. Особенно в этом преуспела Япония. Она не только является лидером по количеству промышленных роботов, но и успешно оснастила ими не только производство в своей стране, но и за ее приделами.
• В-третьих, появилась тенденция, связанная с перестройкой энергетики, направленной на энергосбережение и использования более современных источников энергии. Ведь ни для кого не будет секретом, что атомная энергетика вызывает ни мало проблем. А после аварии на Чернобыльской АЭС некоторые страны и вовсе объявили мораторий на их строительство.
• В-четвертых, появилась необходимость в производстве новых материалов. В современном производстве стали использовать синтетические полимеры, керамические материалы. Для аэрокосмической промышленности стала необходимость в использовании таких современных материалов, как титан, бериллий, литий и другие.
• В-пятых, ускоренными темпами началось развитие таких перспективных отраслей, как биотехнология и биоиндустрия. Их стали применять для повышения продуктивности в сельском хозяйстве, расширения ассортимента в пищевой промышленности. Они необходимы в энергетической отрасли для увеличения ресурсов и для защиты окружающей среды. Особенно биотехнология получили широкое применение в таких развитых странах, как США, Япония, Франция и Германия.
• Так же стоит отметить, что в период НТР появилась такая новейшая и наукоемкая отрасль, как аэрокосмическая промышленность. Это способствовало появлению более современных машин, новых приборов, сплавов и всего того, что необходимо для дальнейшего развития разных отраслей. Появилась возможность более тесно подойти к изучению космических технологий и более подробно исследовать это направление.
Управление, как путь к высокой информационной культуре
В период научно-технической революции появилась необходимость в совершенно новом подходе к управлению. Ведь наше общество получило колоссальную возможность уйти от старых методов работы и перейти на более современные. Этому способствовало производство разнообразной информационной техники, благодаря которой управление получило шанс выйти на более высокий уровень.
Большое внимание начало уделяться развитию кибернетики, так как она является главной в науке об управлении и переработке информации. В связи с развитием информационных технологий появилась потребность и в кадрах. Теперь для обслуживания современной техники нужны операторы, программисты и другие специалисты. У этого направления огромное будущее, так как благодаря информационным технологиям можно осуществлять системный подход и применять экономико-математическое моделирование.
Также, конечно, нужно обратить внимание на размещение производства, особенно это касается наукоемких отраслей. А это в первую очередь, большие города и городские агломерации, где есть доступ к получению разнообразной информации.
В мире современных технологий в области коммуникаций, появилась возможность молниеносной доставки информации из любой точки нашей планеты во все страны мира. Огромную роль в доступе к информационному пространству играет Интернет. В настоящее время его стали активно применять и в образовательных целях.
На основе науки о географии появилось такое новое направление, как геоинформатика, без которой вряд ли бы появились современные электронные атласы.
По мере развертывания НТР, расширения и усложнения производства и непроизводственной сферы все более важную роль в повышении их эффективности начинает играть управление. Из своего рода искусства, еще недавно основывавшегося на опыте и интуиции, управление в наши дни превратилось в науку. Науку об управлении, об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации называют кибернетикой. Этот термин происходит от греческих слов, означающих в переводе «рулевой», «кормчий». Он встречается в трудах древнегреческих философов. Однако новое рождение его фактически произошло в 1948 г., когда вышла в свет книга американского ученого Норберта Винера «Кибернетика».
В наши дни, особенно в условиях рыночной экономики, роль управления намного выросла. К его функциям относят: прогнозирование и планирование; принятие решений; организацию работ; координацию и регулирование; мотивацию и стимулирование; контроль, учет и анализ. Эти функции касаются управления как отдельным предприятием, так и целыми фирмами и концернами. Совершенствованию управления придают столь большое значение, что американские корпорации ежегодно инвестируют примерно 100 млрд долл. на обучение и переобучение своего персонала. Задача заключается в том, чтобы научить менеджеров пользоваться новыми подходами и технологиями, добиваться усиления контроля за качеством продукции, внедрять передовые информационные системы, т. е. максимально приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка.
Для обозначения управления часто употребляют английское слово «менеджмент», ставшее международным термином. Оно происходит от латинского слова manus (рука) и первоначально относилось к умению управлять лошадьми. Позднее оно перешло в сферу различных видов человеческой деятельности, и им стали обозначать ту область этой деятельности, которая включает управление людьми и организациями. От слова «менеджмент» происходит и широко вошедшее в обиход слово «менеджер» – управляющий. В последнее время в научный обиход стало входить понятие о международном менеджменте.
Одним из ярких примеров управления (менеджмента) может служить маркетинг, концепцию которого стали разрабатывать на Западе еще в 1950-е гг. В широком понимании маркетинг – это социально-управленческий процесс, в ходе которого отдельные люди и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются. В более конкретном понимании маркетинг – это система организации производства и сбыта продукции, направленная на получение максимальной прибыли путем удовлетворения потребностей покупателя. Вначале маркетинг был связан с продажей физических продуктов (потребительских товаров, продукции производственного назначения). Но затем его стали использовать применительно ко всему, что может быть продано на рынке. Поэтому говорят о маркетинге услуг, организаций, отдельных личностей, мест и даже идей.
Благодаря деятельности ТНК управление предприятиями и организациями приобрело некоторые общие, даже глобальные черты. И это вполне естественно, поскольку главная цель менеджмента – повышение управленческой эффективности и в конечном счете прибыли. Наряду с этим методы управления в различных странах и регионах могут (и должны) иметь свои отличия.
В последнее время в нашей экономической и географической литературе появились первые работы, посвященные этой проблематике. Одни авторы выделяют четыре типа менеджмента: 1) англо-американский (англо-саксонский) тип, характерный для США, Великобритании, Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии и ЮАР; 2) центральноевропейский тип; 3) итало-французский тип; 4) японский тип. Другие предлагают различать шесть типов: 1) европейский; 2) англо-американский; 3) восточный; 4) латиноамериканский; 5) стран Юго-Восточной Азии; 6) японский.
Вторая составная часть управления – информатика. Так называется отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, пополнением, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в разных сферах деятельности. В основе ее лежит теория информации, являющаяся разделом кибернетики. А к жизни она была вызвана информационным взрывом, который привел к быстрому многократному увеличению объема самой различной информации. Достаточно сказать, что, по данным института информации США, ныне в мире только научных журналов издается примерно 30 тыс., ачисло публикуемых в них ежегодно статей превышает 500 тыс.
До начала «кибернетической революции» существовала только бумажная информатика, основным средством восприятия которой оставался человеческий мозг. Конечно, и она подвергалась усовершенствованию. Создавали специальные институты информации, информационные издания. Наиболее ярким примером такого рода мог бы служить крупнейший в мире Всероссийский институт научной и технической информации, перерабатывающий за год свыше 1,5 млн различных публикаций более чем на 60 языках, которые находят отражение в годовых комплектах реферативных журналов по самым различным научным направлениям. Но и этого уже недостаточно.
«Кибернетическая революция» породила принципиально иную – машинную информатику, соответствующую гигантски возросшим потокам информации. Она же создала совершенно новые средства ее получения, накопления, обработки и передачи, в совокупности образующие сложную информационную инфраструктуру. Она включает АСУ, информационные банки данных, автоматизированные информационные базы, вычислительные центры, видеотерминалы, копировальные и фототелеграфные аппараты, общегосударственные информационные системы, системы спутниковой и скоростной волоконно-оптической связи и др.
ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЕЖЕДНЕВНЫМИ ГАЗЕТАМИ (2005 Г.)
Естественно, что в условиях наблюдающегося в мире информационного взрыва большое значение приобретает показатель обеспеченности средствами массовой информации (СМИ). Рассмотрим его по отдельным видам СМИ, начав с газетной продукции. (табл. 69)
В развивающихся странах с относительно высокими доходами этот показатель обычно варьирует в пределах от 50 до 100 газет на 1000 жителей. А в более отсталых странах составляет 10–20 газет и менее.
Столь же сильно различаются развитые и развивающиеся страны по обеспеченности телефонной связью. Всего ныне в мире задействовано 1,2 млрд телефонных аппаратов. Из них почти 360 млн приходится на Европу, 330 млн – на Америку и около 400 млн – на АТР.
В первую десятку стран по количеству телефонных аппаратов входят Китай (310 млн), США (180 млн), Япония (60 млн), Германия (55 млн), Россия (46), Индия (45), Бразилия (43), Великобритания (35 млн), Франция (34 млн), Италия (29 млн). Показатель обеспеченности телефонами из расчета на 100 жителей у развитых стран различается мало (40–60), в России превышает 30, но в многонаселенных развивающихся странах он зачастую чрезвычайно низок (в Индии, Пакистане, Индонезии – 1). Иногда уровень телефонизации определяют по-другому, подсчитывая, сколько людей приходится на один телефонный аппарат. Рекордсмен здесь Швеция (1,5). За ней следуют Бермуды, Дания, Швейцария, Финляндия, Норвегия, Франция, Канада, США (1,5–2).
По обеспеченности радиоприемниками из расчета на 100 семей наиболее высок показатель у США (560). В западноевропейских странах он колеблется в пределах от 200 до 250, в России составляет 100, а в других странах СНГ – 50—100. Аналогичный показатель по обеспеченности телевизорами в США достигает 230, в Японии – 200. Соответственно на один телевизор в США и Японии приходится по 1,5 «статистических» жителя. За ними следуют Канада, Франция, Германия, Дания, Финляндия, Чехия, Хорватия (1,5–2), другие страны Европы и страны СНГ (в России – 2,5). Развивающиеся же страны появляются в данном перечне только на уровне третьего и четвертого десятков.
К сказанному можно добавить, что новые информационные технологии сказались и на книжной продукции. Многотомные энциклопедические издания, включая 32-томную «Британику», все более вытесняются их электронными версиями на компакт-дисках и (или) в Интернете. Распространение получают и электронные атласы.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Лекция 32. Управление как подсистема НТР
Первым шагом на пути к смягчению такой диспропорции было совершенствование традиционной бумажной информации. Начали создавать специальные институты информации, выпускать различные дайджест-издания с кратким изложением материалов из разных источников, пресс-релизы и др. Наиболее ярким примером такого рода может служить основанный в 1956 г. в Москве крупнейший в мире Всесоюзный (ныне — Всероссийский) институт научной и технической информации (ВИНИТИ), перерабатывающий за год свыше 1,5 млн различных публикаций более чем на 60 языках, которые издаются в виде ежемесячных сборников по всем основным научным направлениям, включая географию. Правда, с сожалением приходится отметить, что в эпоху безденежья 90-х годов содержание таких журналов-сборников заметно оскудело.
Но и этого оказалось недостаточно. За первым шагом последовал второй — переход от бумажной информации к машинной информации, к созданию новой информационной инфраструктуры, включающей информационные банки данных, автоматизированные информационные базы, вычислительные центры и те информационно-коммуникационные технологии, о которых мы уже говорили. Все это в свою очередь послужило основой для создания во многом принципиально новой науки об управлении, устанавливающей принципы и закономерности управления на разных его уровнях.
Родоначальником ее считается американский ученый Норберт Винер, выпустивший в 1948 г. свою знаменитую книгу под названием «Кибернетика». Вам будет интересно узнать, что среднюю школу он окончил в 11 лет, в 14 лет стал бакалавром, в 17 лет — магистром, а в 18 лет (1913) — профессором по специальности «математическая логика». Действительно, подобных примеров в истории не так много. Вспомним, например, что А.С. Грибоедов поступил в Московский университет в возрасте 11 лет, причем учился там сразу на трех факультетах: философском, юридическом, химико-математическом. Или о том, что в советскую эпоху президент Академии наук СССР М.В. Келдыш, тоже окончивший Московский университет, стал профессором в 26, а академиком в 35 лет.
Кибернетика, как наука об управлении, занимается анализом, учетом, контролем, регулированием и прогнозированием различной управленческой деятельности. При этом особенно важно отметить, что эта наука теснейшим образом связана с информатикой. Она — особенно если иметь в виду экономическую кибернетику — исходит из того, что управление это и есть процесс переработки информации, на основе которой принимаются необходимые управленческие решения.
Здесь мы вплотную подходим к другому важнейшему понятию нашей темы — понятию об информационной революции.
Некоторые ученые считают, что современная революция — уже пятая по счету с начала истории человечества. Первая такая революция произошла еще на заре первобытности, когда наши далекие предки обрели членораздельную речь, которая позволила устно передавать накопленные опыт и знания от одного поколения другому. Вторая информационная революция заключалась в изобретении письменности в эпоху Древнего мира, последовавшей за неолитической революцией.
Разумеется, в первую очередь это относится к высокоразвитым странам Запада. По оценке российских экономистов в хозяйстве этих стран уже доминирует сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации.
В качестве примеров стран, наиболее продвинувшихся на пути создания информационного общества, можно назвать Японию, Германию, Республику Корея и ряд других. Однако лидерство среди них, причем с самого начала «информационной революции», прочно удерживают США.
С позиций социально-экономической географии нас, очевидно, в первую очередь должна интересовать та новая отрасль мирового хозяйства, которая сформировалась в результате современной информационной революции и которую чаще всего именуют информационной индустрией. Ныне она уже намного обогнала недавно бывшие ведущими отрасли, такие как машиностроение или химическая промышленность.
В литературе вы можете встретить упоминание о том, что ключевыми знаками, символами современной информационной революции следует считать компьютер, мультимедийные средства, Интернет. Действительно, компьютер — это совершенно уникальное изобретение, открывшее новую эру в истории человечества. Если все предшествовавшие приборы и механизмы позволяли заменять или усложнять работу рук и ног человека, то компьютер существенно облегчает и отчасти заменяет работу человеческого мозга. Не надо забывать и о том, какую роль в нашей жизни играют обычные средства массовой информации (СМИ). Напомню вам, что в мире выходит 10 тыс. ежедневных газет, в том числе в США—1460, в России — 770, в Германии — 380, а в Индии даже 5200. О насыщенности телевизорами и средствами Интернет мы уже говорили.
Понятно, что информационная революция привела к появлению новых форм управления, для обозначения которых обычно употребляется английское слово менеджмент, ставшее международным термином, так же как и слово менед- жер — управляющий. В наши дни, особенно в условиях рыночной экономики, роль управления намного выросла.
Назовем еще один важный термин, непосредственно связанный с управлением — маркетинг (от англ, market — рынок), концепцию которого стали разрабатывать на Западе еще в 50-е годы XX в. Вначале этот термин использовался в более прямой и узкой трактовке — как ориентация торговли прежде всего на покупателя, в связи с чем изучение покупательского спроса становилось обязательным условием ее функционирования. Фирма, компания осваивает и развивает производство таких товаров, которые удовлетворяют этот спрос, а иногда и сама его формирует.
Автомобили всемирно известной марки «Мерседес» выпускают на заводе
в немецком городе Штутгарт. При этом потенциальный покупатель получает
рекламный буклет, в котором перечислены 1100 пожеланий, которые он может высказать по поводу своей будущей машины. Он может заказать тот или иной цвет для нее, одну из 26 расцветок сидения, выбрать для него ту или иную ткань или кожу, заказать определенный радиоприемник, магнитолу и т.д. Все эти пожелания в письменном виде передаются изготовителю и учитываются при сборке. Это и есть тот самый «тойотизм» или выполнение индивидуального заказа, о котором мы уже говорили.
Сначала понятие «маркетинг» было связано с продажей потребительских товаров и продукции производственного назначения. Но затем его стали использовать применительно ко всему, что продается на рынке, включая услуги и даже идеи. А потом в обиход вошла еще более широкая трактовка этого понятия — как общего социально-управленческого процесса, посредством которого создаются и обмениваются те товары и услуги, на которые предъявляется наибольший спрос.
В заключение мы коснемся и такого вопроса как вопрос об управлении и географии. Не будет ошибкой утверждать, что география связана с управлением по двум главным линиям — информатики и управления как такового.
Если начать с первой из этих линий, то нужно прежде всего вспомнить о возникновении геоинформатики, которая, как отмечает один из ведущих специалистов в этой области А.М. Берлянт, существует в трех ипостасях — как наука, как техника и как производство, что особенно сближает ее с картографией. Геоинформатика как наука изучает природные и социально-экономические геосистемы посредством компьютерного моделирования на основе баз данных и баз знаний. Геоинформатика как техника обеспечивает анализ геоинформации и принятия на этой основе необходимых решений. А геоинформатика как производство занимается геоинформа- ционным картографированием, т.е. автоматизированным созданием и использованием карт.
Здесь мы непосредственно подходим к еще одному очень важному понятию о геоинформационной системе (ГИС). ГИС зародились на Западе в середине 60-х годов XX в., а к настоящему времени получили уже очень широкое распространение. ГИС представляют собой комплекс взаимосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора информации. Они различаются по тематике, подразделяясь на земельные, кадастровые, экологические, учебные и т.д. Они различаются и по территориальному охвату, будучи глобальными, национальными, региональными, муниципальными и локальными. Компьютерные (электронные) карты и атласы, с которыми некоторые из вас, по-видимому, уже знакомы, тоже связаны с ГИС.
География и непосредственно связана с управлением — прежде всего через общенаучный системный подход. Этот подход используется в нашей науке для изучения как природных, так и социально-экономических систем. Вот почему можно говорить об управлении, с одной стороны, окружающей средой, а с другой — демографическими, социальными и экономическими процессами. В советскую эпоху в литературе по социально-экономической географии вопросы управления затрагивались довольно широко. При этом речь шла об отраслевых и территориальных принципах управления экономикой, дай всем обществом, о программно-целевом планировании, об управлении экономическими районами, территориально-производственными комплексами и др. Но все это относилось к плановому хозяйству, а при переходе к рыночной экономике оказалось мало востребованным.
Тем не менее вопросы управления важны для географии и в наши дни. Об этом свидетельствует и многолетний опыт стран Запада по применению поведенческого подхода. Он заключается в изучении особенностей восприятия людьми — представителями разных социальных, профессиональных, половозрастных, этнических и других групп — окружающей среды определенных районов и местностей. В этом подходе можно выделить как бы две составные части — восприятие и поведение. Ведь разные группы людей обычно имеют разное восприятие окружающей среды, и эти различия обуславливает разное отношение к ней.
Поведенческий подход на Западе зародился еще в первой половине XX в. С ним связано такое новое научное направление какбихевиоризм (от англ, behavior — поведение). Но настоящая «поведенческая революция» произошла уже после начала НТР. Речь идет прежде всего о том, чтобы частные фирмы и более крупные концерны при размещении своих предприятий не допускали чисто волевых решений, а больше ориентировались на условия окружающей среды, применяя поведенческий подход, который благодаря этому тоже смыкается с управлением. В настоящее время теория бихевиоризма получила распространение и в российской географии.
На этом мы закончим изучение темы научно-технической революции. Возможно, что она показалась вам менее геогра- фичной. Однако представление об НТР должен иметь каждый, кто живет в нашу эпоху, и тем более является географом по образованию. Судя по вашим курсовым и тем более дипломным работам, все вы широко используете Интернет-ресурсы. Наверное, письма вам уже заменила электронная почта. И мобильные телефоны тоже есть у каждого из вас. Это значит, что мы уже находимся на подступах к «информационному обществу», в котором верх социальной лестницы занимает интеллектуально-управленческая элита. Если со временем вы тоже попадете в ее ряды, то, наверное, сможете заказать по Интернету каюту на 12-й палубе суперлайнера «Куин-Мэри-2», чтобы отправиться в круиз по одному из морей или океанов Земли. Это будет еще одна связка между географией и НТР.
Контрольные вопросы Объясните, что изучает наука кибернетика. Объясните, как вы понимаете выражение «информационная революция». Охарактеризуйте новые формы управления. Раскройте взаимосвязи управления и географии.
Основная Максаковский В.П. Географическая картина мира. Учебное пособие для вузов. Кн. 1. Общая характеристика мира. Изд. 4-е. — М.: Дрофа, 2008. Тема 4. Максаковский В.П, Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. Изд. 16-е. — М.: Просвещение, 2008. Тема 4.
Дополнительная Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). Учебник для вузов. —- М.: Гардарики, 2000. Разделы VI, VII. Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления. — М.: Дело, 2000. Книга рекордов Гиннесса. 2007. — М.: Астрель, 2008. Ковалев Ю.Ю. География мировой науки. — М.: Гардарики, 2002. Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10 класс. Изд. 4-е. — М.: Дрофа, 2009. Раздел VI. Моисеев Н.Н. Слово о научно-технической революции. — М.: Молодая гвардия, 1985. Моисеев Н.Н. Есть ли у России будущее? — М.: Зеленый мир, 1996. Россия и страны мира. Официальное издание. — М.: Росстат, 2008. Раздел «Наука и технологии».