Что относится к управленческим действиям формирования имидж пространства на рынке образования
Формирование имиджа образовательной организации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Имидж образовательной организации является одним из решающих факторов при формировании положительной ориентации потенциального учащегося на получение образования в определенном учебном заведении. Для того чтобы у образовательного учреждения сформировался благоприятный для его дальнейшего функционирования имидж на современном рынке образовательных услуг, необходимо определить свои слабые стороны и преимущества для выявления приоритетов и стратегии будущей деятельности.
Сущность имиджа образовательной организации
Возникновение огромного количества различного вида образовательных учреждений, следствием чего стала возможность выбора родителями и учащимися места получения образование, а также нормативно-подушевое финансирование и послужили причиной втягивания общеобразовательных учреждений в конкурентную борьбу за учащихся, родителей, педагогов, гранты разнообразных фондов и организаций, а также расположение высших учебных заведений, окружающего социума и т.п.
В такой конкурентной среде образовательные организации начали прибегать к ценовым и неценовым формам конкуренции, а именно: качество, комплексность, условия предоставления, а также стоимость предоставляемых образовательных услуг.
Имидж образовательного учреждения представляет собой эмоционально окрашенный образ учебного учреждения. Зачастую он сформирован сознательно, а его характерные свойства направлены на оказание психологического воздействия определенной направленности на целевую аудиторию. Таким образом можно сказать что имидж – это одновременно и способ воздействия на сознание людей, и своеобразный социально-психологический стереотип.
У любого образовательного учреждения есть имидж, независимо от того каким образом его формируют и работают ли над ним вообще. Однако, не стоит забывать о том, что гораздо выгоднее для организации регулярно заниматься созданием благоприятного имиджа, чем потом восстанавливать свою репутацию.
Готовые работы на аналогичную тему
Имидж является своеобразным способом достижения стратегических целей организации. Как бы этого не хотелось, но положительный образ не появляется и не существует сам по себе. Создание положительного имиджа вынуждает прибегать к целенаправленной и стабильной работе. Ключевыми нюансами плана по формированию положительного образа являются внешний и внутренний имидж образовательного учреждения. Однако это вовсе не означает, что остальные факторы не имеют никакого значения.
В чем заключается необходимость формирования имиджа?
В настоящее время огромное количество предприятий и учреждений уделяют огромное внимание вопросам стратегического управления имиджем своей организации, и это все вполне обоснованно. Результатами множества исследований, проведенных западными учеными, была доказана взаимосвязь между положительным имиджем организации и ее финансовых показателях деятельности. В условиях жесткой конкуренции на рынке такие параметры, как бренд, имидж, репутация уже давно стали нематериальными активами предприятия, которые помогают ему достигать поставленных целей и не останавливаться на пути своего развития.
Рисунок 1. Причины формирования имиджа образовательной организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Именно поэтому множество организаций, в том числе и образовательных учреждений, осуществляют работу, нацеленную на создание собственного имиджа.
Формирование благоприятного имиджа представляет собой длительный и трудоемкий процесс, все компоненты которого находятся в крепкой взаимосвязи друг с другом. Несмотря на сложность деятельности, направленной на повышение имиджа, огромное количество образовательных учреждений день за днем уже на протяжении многих лет работают над созданием благоприятного образа своей организации. Необходимость в данных мероприятиях обусловлена следующими факторами:
Основные компоненты и этапы формирования имиджа образовательного учреждения
Зачастую под понятием формирования положительного имиджа организации подразумевают работу, в процессе которой формируется определенный спланированный облик на основе присутствующих в резерве ресурсов.
Проблема создания имиджа образовательной организации касается непосредственно области управления школой и как любое другое управленческое нововведение включает в себя следующие компоненты:
Для того чтобы не тратить усилия и ресурсы зря и получить максимальный результат от проделанной работы, важно придерживаться следующих этапов формирования имиджа образовательной организации:
Как итог сформированный положительный имидж образовательной организации может послужить неким измерителем уровня развития всего учебного учреждения, оценки перспективности всех его начинаний, зрелости и квалификации всего педагогического состава, а также методической работы в рамках учебного процесса.
ИМИДЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
внешний имидж образовательного учреждения,
внутренний имидж образовательного учреждения.
Однако, не менее важны другие факторы. К примеру, разработка философии учебного заведения. Философия и девиз, который рождается из него, служат основой построения плана формирования имиджа.
Под формированием имиджа образовательного учреждения большинство исследователей понимают процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Проблема формирования имиджа образовательного учреждения относится к области управления школой и, как любое управленческое нововведение, содержит мотивационно-целевой, содержательный и технологический компоненты.
Мотивационно-целевой компонент включает исследование потребностей всех субъектов педагогической практики в формировании имиджа школы, как внутри, так и за ее пределами; психологическую готовность к участию в предстоящей работе; исследование имеющегося опыта; определение цели и задач данного управленческого новшества, результатов его внедрения.
Содержательный компонент раскрывает сущность понятия «имидж образовательного учреждения», его структурные состовляющие, их характеристику, критерии отбора содержания информационных материалов и их оформления.
Технологический компонент предполагает последовательность этапов реализации данного новшества, технологическую готовность субъектов деятельности, выработку рекомендаций по его применению.
Формирование имиджа является первым шагом для построения хорошей школы. И инициатива здесь должна исходить исключительно от самого образовательного учреждения. Формирование имиджа – это процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на базе имеющихся ресурсов. Но как понять, какой именно образ наиболее предпочтителен для «нужной» целевой аудитории? И как определить объем и специфику собственных ресурсов?
Так, в статье Е.И.Зуевой выделяются следующие основные этапы формирования имиджа:
I этап – определение миссии. Начинать надо с анализа внешней среды. Педагогическая специфика учреждения устанавливает свои правила, поэтому в начале надо определиться с базовой идеей образовательного учреждения. Ее можно назвать также «концепцией», «миссией», «изюминкой» и т.д. Результатом данного этапа должно быть четкое понимание того, каковы ваши сильные и слабые стороны. Дальнейшая стратегия здесь проста: сильные стороны актуализируем и популяризируем, с проблемами – работаем.
II этап – определение целевой аудитории. Планируя имиджевую работу, необходимо понять, какую целевую аудиторию вам хотелось бы привлечь в союзники. Это могут быть: ученики, родители, социальные партнеры, СМИ.
Ученики. Именно они, обучаясь в школе, служат ее своеобразной «визитной карточкой»: то, что они рассказывают о своих школьных буднях (особенно в Интернете), или то, как они себя ведут в общественных местах, напрямую демонстрирует определенные стандарты, принятые в школьном обществе.
Родители учеников. Это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работы школы, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о ней. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе.
Социальные партнеры (реальные и потенциальные). Сейчас все большее значение для успешного продвижения на рынке играет общественная деятельность. Но вряд ли какая-то организация, нуждающаяся в обретении позитивного имиджа, будет инвестировать средства в невнятные школьные проекты. Как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию и высокую социально-общественную активность – ведь польза от такого партнерства должна быть взаимной.
Средства массовой информации. СМИ являются своеобразными посредниками между школой и социумом. Благодаря своевременному информированию о планах или достижениях образовательного учреждения можно существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и (или) сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.
В итоге выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, методической работы в школе.
Построение имиджа образовательного учреждения предполагает решение ряда задач:
Изучение общественного мнения внутри школы с целью выяснения удовлетворенности школой учителями, учащимися, родителями;
Разработка информационного материала, который должен быть доступен, понятен, отражать положительные изменения в школьной жизни, демонстрировать заслуги школы, полученные в процессе перемен.
Исследования, такие как анализ литературы, наблюдения, беседы с руководителями образовательных учебных заведений, представителями органов управления образованием, родителями, демонстрируют, что важной чертой современной школы выступает уже сложившийся или складывающийся ее образ, основу которого составляют:
миссия образовательного учреждения, его приоритеты;
виды и качество образовательных услуг данной школы;
наличие и функционирование детских и юношеских организаций;
связи школы с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;
вклад учебного заведения в развитие: образовательной подготовки учащихся, их воспитанности; психических функций; творческих способностей; формирования здорового образа жизни.
М.С. Пискунов в своей книге «Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования» выделяет 7 основных компонентов структуры имиджа ОУ:
Позитивный образ руководителя – это индивидуальные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы);
Уровень психологического комфорта подразумевает, уважение в системе взаимоотношений учитель-ученик; бесконфликтное общение, оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса;
Образ персонала – это квалификация, личные качества, внешний облик, педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;
Стиль образовательного учреждения заключается в эффективной организационной культуре школы; наличии и функционировании детских и юношеских объединений, визуальной самобытности школы, традициях, стиле взаимодействия между участниками образовательного процесса;
Внешняя атрибутика – предполагает наличие фирменного стиля (символики); школьной формы, школьной газеты, собственного веб-сайта в Интернете;
Арбузова Я. А., Сыскова Л. Ю. Социальная ответственность и имидж образовательной организации // Социальная ответственность: проблемы и пути их решения. – 2015. – С. 140-142.
Кискаев И.А., Радзивил Е.Э. Формирование положительного имиджа школы как способ получения конкурентных преимуществ // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. – 2013. – С. 77-79.
Лаврова Е. Ю. Личность руководителя в формировании имиджа образовательной организации // Социальная ответственность: проблемы и пути их решения. – 2015. – С. 152-154.
Назаренко А.В., Зоткина В.С. Проблемы формирования имиджа образовательного учреждения // Человек, Общество и Государство в Современном Мире. – 2016. – С. 325-329.
Наумова Н.Б. Создание имиджа учебного заведения (школы) // Развитие личности как стратегия современной системы образования. – 2016. – С. 180-184.
Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. —№ 5. — С. 45-55.
Фадеева М.В. Подготовка Руководителей к Формированию Позитивного Имиджа Образовательной Организации // Интеграция профессиональной подготовки будущих специалистов: опыт реализации спецкурсов. – 2016. – С. 83-100.
Формирование имиджа образовательного учреждения
Презентация к уроку
В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность учебного заведения, особенности его жизнедеятельности. Проблема внешнего представления школы существовала всегда, но в современных условиях она проявляется более отчетливо. Во-первых, это связано с процессами становления и развития различных типов и видов школ, имеющих различные направления деятельности.
В-третьих, проводимые исследования, показывают, что цель, содержание, результаты инновационных процессов, отдельных педагогических новшеств не всегда понятны родителям, а их ожидания, сформированные на основе общего представления об учебном заведении у потенциальных потребителей образовательных услуг, не всегда соотносятся с тем, что они и их дети реально получают.
Таким образом, необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяется:
О том, насколько эта тема становится актуальной и практически необходимой в условиях конкурентной борьбы, говорить излишне.
Однако, прежде чем говорить об имидже образовательного учреждения и особенностях его формирования, необходимо уточнить смысл понятия «имидж».
В современной литературе наиболее часто встречается определение сотрудника Центра социологических и маркетинговых исследований Пискуновой Татьяны Николаевны, которая рассматривает имидж общеобразовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения».
С понятием имиджа тесно связана и репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.
В публикациях различных авторов рассматриваются отдельные элементы структуры имиджа, из которых мы выделили следующие составляющие.
Рис. 1 Структурные компоненты имиджа образовательного учреждения
Рассмотрим каждый из компонентов более подробно.
Процесс поиска «своего лица» может занять много времени, но это того стоит! Ведь здесь важно помнить, что любой член педагогического сообщества является своеобразной Частичкой, которая будет нести в мир информацию о Целом, а значит, оттого, насколько люди разделяют общие цели и насколько осознают средства их достижения, зависит личный успех каждого из них.
Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения
Формирование имиджа является первым шагом для построения хорошей школы. И инициатива здесь должна исходить исключительно от самого образовательного учреждения.
II этап — определение целевой аудитории.
Планируя имиджевую работу, необходимо понять, какую целевую аудиторию вам хотелось бы привлечь в союзники. Это могут быть: ученики, родители, коллектив работников образовательного учреждения, социальные партнеры, СМИ.
Следует отметить, что характер информации для разных целевых групп должен быть разным. Определившись в основных потребностях каждой целевой группы (что для нее самое важное в вашей деятельности?) необходимо ориентироваться именно на них. Например, если вы хотите привлечь состоятельных родителей, больше рекламируйте свои платные услуги (образовательные туры, экскурсионные поездки, преподавание эксклюзивных предметов и т.д.). Если же вы ориентированы на социальную деятельность, то потенциальных союзников привлечет информация о волонтерстве, общественных проектах и благотворительных акциях. Родителей, имеющих средний или низкий доход, может отпугнуть перспектива «не вписаться» в дорогие мероприятия, предлагаемые школой. И, напротив, широкая «бесплатная» деятельность может вызвать у богатых людей чувство «несерьезности» школьной программы, так как, к сожалению, многие из них предпочитают нагружать своего ребенка интеллектуальной и развлекательной деятельностью, нежели социальной и общественно значимой.
III этап — планирование.
Итогом этого этапа должно стать ролевое распределение нагрузки. Самое главное здесь, чтобы деятельность по формированию имиджа затрагивала интересы и усилия всех членов школьного сообщества. Немаловажное значение на этапе планирования имеет вопрос о характере обратной связи (или мониторинге).
IV этап — реализация запланированных мероприятий.
V этап — проверка эффективности.
На этом этапе (как правило, ежегодно) проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих.
Схематично механизм формирования имиджа образовательного учреждения представлен на рисунке 2.
Рис. 2 Этапы формирования имиджа образовательного учреждения
Каждый директор и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их школе лежала печать яркой индивидуальности, чтобы она выделялась среди прочих, вызывала желание устроиться на работу или учиться именно в ней.
Большое количество научных и научно-публицистических работ еще не говорит о том, что тема изучена и хорошо проработана. Скорее наоборот, тема имиджа образовательных учреждений находится на начальном этапе изучения.
Устойчивый позитивный имидж можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта и как дополнительный ресурс управления и развития образовательного учреждения.
Целенаправленно создаваемый имидж образовательных учреждений представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик. К которым относят, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид), образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.), уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике.
В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в школе.
Сформированный позитивный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач:
Таким образом, формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкуренции и увеличения числа обучающихся.
В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, методической работы в школе.
Управление имиджем образовательной организации
Для чего школе нужен корпоративный имидж 
Корпоративный имидж — это образ компании в глазах общественности, партнеров, конкурентов, госструктур и самих работников организации. В 50-х годах прошлого века это понятие в основном подразумевало наличие фирменного стиля и единый подход к оформлению интерьеров, но со временем имидж как нематериальный актив не только доказал свою состоятельность, но и расширил сферу влияния. Сегодня мы знаем, что имидж побуждает целевую аудиторию и сотрудников к определенным действиям, помогает занять нишу на рынке, повышает конкурентоспособность.
В рыночных условиях имидж важен не только для частных образовательных организаций в крупных городах, но и для школ в маленьких населенных пунктах, где конкуренция не так сильна. Для чего? Для привлечения партнеров и дополнительных источников финансирования, для повышения статуса своих педагогов, для повышения лояльности сотрудников, а также для получения запаса доверия родителей, который необходим при введении экспериментальных методик и инновационных технологий.
Если рассматривать абстрактную компанию, предоставляющую услуги, то исследования демонстрируют нам следующие составляющие позитивного позиционирования:
В процессе позиционирования компания транслирует свою философию, повышает узнаваемость атрибутики, объясняет цели и перспективы деятельности. Для школы особенно важно демонстрировать атрибутику и дизайн помещений, создать высокий имидж персонала в целом и педагогов в частности.
Постоянные слагаемые позитивного имиджа школы
Коллектив знает и разделяет миссию и концепцию образовательной организации;
В коллективе царит оптимистичное настроение, коллеги относятся друг к другу доброжелательно;
Сотрудники обладают необходимыми компетентностями (педагогической, социальной, управленческой);
Руководитель известен как яркая личность, настоящий профессионал, лидер;
Внутри школы поддерживается высокий уровень культуры, и участники образовательного процесса согласны с установленными нормами поведения;
Школа оказывает образовательные услуги высокого качества;
Педагоги развивают не только предметные, но и личностные навыки учеников;
Функционируют детские общественные организации;
Школа сотрудничает с высшими учебными заведениями, социальными институтами;
Коллектив поддерживает общие ценности(взаимопомощь, здоровый образ жизни).
К переменным слагаемым, в свою очередь, относятся миссия и приоритеты образовательного учреждения, виды образовательных услуг, материальная база.
Выстраиваем имидж руководителя
Имидж руководителя во многом определяет конкурентоспособность и успешность организации. Когда мы говорим об известных, зарекомендовавших себя школах, то к номеру или названию добавляем также фамилию основателя или директора. Образовательное учреждение может даже сформировать себе имидж «авторской» школы.
Компоненты имиджа руководителя
Персональные: личность, характер, физические особенности.
Социальные: образование, семейный статус, положение в обществе, увлечения, ценности.
Профессиональные: стиль руководства, владение технологиями управления коллективом, наличие стратегического мышления, способность самосовершенствоваться.
Подробнее о том, как руководителю быть ярким и развивать свою компетентность, читайте в наших статьях:
Выстраиваем имидж педагога
Имидж учителя необходимо выстраивать в зависимости от возраста и социальных предпочтений тех, на кого направлено позиционирование. Например, школьникам младших классов и их родителям важно видеть перед собой собранного заинтересованного классного руководителя. При работе в старших классах на первый план выступает образ учителя-предметника, эксперта в своей области. Визуальная привлекательность является первостепенной составной частью имиджа педагога: сознательно или нет, люди оценивают укладку учительницы, цветовую гамму одежды, макияж.
Этапы управления формированием имиджа педагога (алгоритм разработки индивидуальной программы формирования имиджа по И. Р. Лазаренко)
1. Изучаем мнение общественности об учителях.
2. Уточняем, что в данном регионе ждут от педагогов представители администрации, руководители школ, родители, ученики, другие учителя.
3. Формируем и транслируем положительный образ.
4. Поддерживаем позитивные эмоциональные компоненты имиджа.
5. Устанавливаем обратную связь с реципиентами имиджа.
Остаемся честны
При формировании и сохранении позитивного имиджа важно проводить самооценку и получать результаты внешних проверок. Самооценка должна проходить на основе динамики результатов деятельности школы. Внешние проверки способствуют повышению мотивации и улучшению качества организации работы.
Цельный позитивный образ складывается тогда, когда создаваемый имидж соответствует стратегии и этапу развития организации, когда внутренний имидж не противоречит внешнему. При создании образа важно говорить правду и соответствовать заявленным стандартам — особенно в наш век быстрого распространения информации.