Что относится к укрупненным сметным нормативам
Что относится к укрупненным сметным нормативам
2.3. Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 «Документы по экономике».
К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.
К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.
В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.
Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов, приведенных в приложении N 1, не производится.
2.4. Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.
К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.
К укрупненным сметным нормативам относятся:
сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:
нормативы накладных расходов;
нормативы сметной прибыли;
сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;
сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;
индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;
нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора);
укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:
укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС),
укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР),
сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР),
укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства,
укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);
прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ);
прейскуранты на строительство зданий и сооружений;
сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ);
сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);
показатели по объектам-аналогам;
и другие нормативы.
С целью достижения повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих:
изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;
нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий, сооружений;
региональные колебания цен на материально-технические ресурсы;
различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях;
Что относится к укрупненным сметным нормативам
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 мая 2019 года N 314/пр
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Д.А.Волкова.
в Министерстве юстиции
30 декабря 2019 года,
регистрационный N 57064
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 29 мая 2019 года N 314/пр
Методика разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядок их утверждения
I. Общие положения
5. Показатель, разработанный в соответствии с Методикой, включается в соответствующий сборник Показателей, оформленный в соответствии с положениями главы III Методики.
6. Показатели и сборники Показателей группируются в перечни. Формирование и актуализация перечня сборников Показателей и перечня Показателей, подлежащих разработке, осуществляются с учетом предложений Инициатора.
7. При формировании и актуализации перечней, указанных в пункте 6 Методики, используется информация об объектах капитального строительства, финансирование строительства которых планируется осуществлять с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
II. Разработка показателя
9. Разработка Показателя осуществляется в следующей последовательности:
а) подготовка исходных данных, используемых при разработке Показателя;
б) выбор единиц измерений Показателя;
в) анализ сметной документации и (или) формирование комплекта сметной документации, используемой для разработки Показателя;
е) расчет Показателя, а также при необходимости расчет поправочных коэффициентов к Показателю.
10. При одновременной разработке более одного Показателя допускается формирование сборника Показателей (сборников Показателей) или актуализация действующей редакции сборника Показателей (сборников Показателей).
11. В качестве исходных данных при разработке Показателя используются:
а) имеющиеся или планируемые к разработке Показатели;
б) проектная документация (включая раздел проектной документации «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства») объектов капитального строительства;
в) каталоги и альбомы рабочих чертежей типовых строительных конструкций, деталей и узлов;
г) типовые технологические карты производства работ;
д) правила производства работ, технические регламенты, ведомственные инструкции;
е) сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов;
ж) данные об уровне оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, данные о стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, данные о стоимости материалов, изделий, конструкций (строительных ресурсов), инженерного и технологического оборудования;
з) нормативные величины накладных расходов и сметной прибыли;
и) нормативные величины прочих и лимитированных затрат, учитываемых в составе Показателя в соответствии с Методикой.
13. При разработке Показателя единицы измерений выбираются исходя из условия максимально полного соответствия потребительским свойствам и назначению объектов капитального строительства, а также с учетом простоты применения Показателя.
14. В зависимости от типов и назначений зданий и сооружений (комплексов зданий и сооружений) для определения единицы мощности объекта капитального строительства (характеристика, выраженная в количественном значении и определенная на выбранную единицу измерения) используются следующие единицы измерения:
а) одно место, одно ученическое место, одно койко-место, количество посещений в смену, человеко-смену (чел./смену), годовой объем выпускаемой продукции, вместимость;
в) м (100 м ) строительного объема зданий или сооружений;
г) погонный метр (10 погонных метров, 100 погонных метров), м, км;
е) другие единицы измерения, наиболее полно отражающие специфику того или иного объекта.
15. При расчете Показателя на установленную единицу измерения в качестве справочных данных также приводятся данные о стоимости строительства, приведенные на иные наиболее характерные для данного объекта строительства единицы измерения, обеспечивающие анализ и сопоставление данных о стоимости объекта строительства, например, данные о стоимости строительства, приведенные на единицу площади здания (сооружения), единицу строительного объема.
16. Определение единицы измерения применительно к разрабатываемому Показателю осуществляется Разработчиком по предложению Инициатора.
18. По объектам капитального строительства, проектная документация которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не направляется на экспертизу проектной документации, решение об использования такой проектной документации для разработки Показателя принимается Инициатором по предложению Разработчика.
19. Для объектов, в отношении которых законодательством о градостроительной деятельности не установлено требование о необходимости разработки проектной документации, например, малые архитектурные формы, работы по озеленению и тому подобное, допускается использование разработанной для этого объекта сметной документации, без разработки и предоставления проектной документации.
20. В случаях, предусмотренных пунктами 18 и 19 Методики, используется сметная документация, имеющая положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21. При наличии проектной документации на строительство двух и более аналогичных по мощности объектов (за исключением жилых и административных зданий, зданий социально-культурного и коммунально-бытового назначения) при выборе объекта-представителя выбирается вариант проектной документации с минимальными значениями стоимостных показателей, приведенными на единицу мощности.
22. При разработке Показателя на строительство жилых и административных зданий, зданий социально-культурного и коммунально-бытового назначения, при наличии проектной документации по двум и более объектам, в качестве объекта-представителя выбирается объект с минимальными стоимостными показателями, приведенными на единицу мощности и на 1 м объекта.
При сравнении проектов, разработанных для зданий, допустимое отклонение мощностей сравниваемых объектов должно составлять не более 10 процентов.
Допускается приведение сметной стоимости строительства по объектам-аналогам к одному уровню цен с применением индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)».
23. При разработке Показателя на строительство зданий и сооружений, входящих в состав линейных объектов и (или) комплекса объектов, допускается производить выбор объекта-представителя на основе сравнения входящих в его состав зданий, сооружений или отдельных участков.
25. При выборе объекта-представителя в соответствии с пунктами 21, 22 Методики при сопоставлении технико-экономических показателей проекта осуществляется сравнение только сопоставимых работ, связанных непосредственно со строительством здания или сооружения, за исключением затрат, предусмотренных пунктом 49 Методики.
Перечень прочих и лимитированных затрат принимается в соответствии с пунктами 70-78 Методики, а размер затрат на пусконаладочные, изыскательские и проектные работы определяется в соответствии с положениями пунктов 72, 74 и 75 Методики. Рекомендуемый образец оформления таблицы отбора объекта-представителя приведен в Приложении N 1 к Методике.
26. При разработке Показателя целесообразно использовать экономически эффективную проектную документацию повторного использования, признанную таковой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 48, ст.6764; 2018, N 7, ст.1041).
27. При разработке Показателя допускается использование каталогов и альбомов рабочих чертежей типовых строительных конструкций, деталей и узлов, типовых технологических карт производства работ, правил производства работ, технических регламентов, ведомственных инструкций и другой нормативно-технической документации в отношении конструктивных элементов зданий и сооружений и комплексов работ.
28. При сопоставлении объектов используется проектная документация для объектов, запроектированных в пределах одной климатической зоны.
Использование для разработки Показателя проектной документации на строительство объектов капитального строительства, запроектированных в природно-климатических условиях, отличных от условий базового района, допускается после приведения проектных конструктивных решений к условиям осуществления строительства в базовом районе.
29. Приведение проектных конструктивных решений к условиям осуществления строительства в базовом районе может осуществляться как путем корректировки показателей сметного раздела проектной документации по объекту-представителю, так и путем применения к итогам расчетов по РМ поправочного коэффициента (коэффициентов), учитывающего изменение стоимости конструктивных решений при осуществлении строительства в субъекте Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации) по отношению к стоимости конструктивных решений, принятых для базового района.
30. Пояснительная записка о приведении проектных решений к условиям осуществления строительства в базовом районе, содержащая, в том числе информацию о документах, обосновывающих необходимость выполнения таких работ, а также расчеты изменения стоимости приведенных конструктивных решений, подготавливается Разработчиком и представляется Инициатором.
Что относится к укрупненным сметным нормативам
Методические рекомендации по применению сметных норм
1. Общие положения
1.3. Методические рекомендации могут быть использованы при применения сметных норм в случае выполнения строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ и монтажа оборудования в более сложных производственных условиях по сравнению с предусмотренными сметными нормами, а также положения по применению сметных норм при осуществлении демонтажных работ.
1.4. Методическими рекомендациями предусмотрены положения по применению ресурсного метода определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
1.5. Положения Методических рекомендаций являются рекомендательными при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также при определении сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме.
1.6. Сметные нормы являются составной частью системы нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве и предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых и достаточных для выполнения строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ и монтажа оборудования.
1.7. Сметные нормы используются при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства ресурсным методом, формировании начальной (максимальной) цены при подготовке закупочной документации, разработке единичных расценок и укрупненных сметных нормативов.
Для взаиморасчетов за выполненные работы сметные нормы не предназначены.
1.9. Сметные нормы разработаны на основе принципа усреднения с минимизацией расходов всех необходимых ресурсов и в сторону уменьшения не корректируются.
2. Состав и характеристика сборников сметных норм
2.1. В соответствии с номенклатурой согласно приложению 1 сметные нормы сгруппированы в зависимости от назначения, последовательности, видов и технологии производства работ и объединены в отдельные сборники:
сборники сметных норм на строительные и специальные строительные работы (сборники ГЭСН);
сборники сметных норм на ремонтно-строительные работы (сборники ГЭСНр);
сборники сметных норм на монтаж оборудования (сборники ГЭСНм);
сборники сметных норм на пусконаладочные работы (сборники ГЭСНп).
2.2. Сборники сметных норм отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
2.3. Полное обозначение сборников сметных норм в соответствии с номенклатурой согласно приложению 1 содержит следующую структуру:
2.4. Сборники сметных норм содержат техническую часть, таблицы сметных норм и приложения.
2.5. Техническая часть сборников сметных норм включает следующие разделы:
«Исчисление объемов работ».
2.5.1. Раздел «Общие положения» содержит положения о составе, порядке и особенностях применения сметных норм соответствующего сборника, отделов, разделов или подразделов сметных норм, конкретизирующие положения Методических рекомендаций или отличающиеся от них.
Не допускается применение положений технической части одного сборника к сметным нормам других сборников, а также положений о применении сметных норм данного отдела, раздела или подраздела к сметным нормам других отделов, разделов или подразделов, а также корректировка сметных норм в зависимости от способа производства работ, за исключением случаев, предусмотренных Методическими рекомендациями, а также техническими частями соответствующих сборников сметных норм.
2.5.2. Раздел «Исчисление объемов работ» включает правила, формулы и примеры расчетов.
2.6. Приложения к сборникам содержат коэффициенты к сметным нормам, учитывающие изменения условий производства работ по сравнению с предусмотренными сметными нормами соответствующего сборника, сведения о расходе материальных ресурсов и другие, связанные с применением сметных норм отдельных сборников.
2.7. В составе сборников сметные нормы на однородные виды работ объединены в таблицы по формам, представленным в приложении 2.
2.8. Таблицы сметных норм содержат шифр, наименование, состав работ, измеритель, нормативные показатели среднего разряда работ и расхода ресурсов по элементам затрат.
2.9. Шифр таблиц сметных норм состоят из номера сборника, номера раздела в составе сборника и порядкового номера таблицы.
Полное обозначение сметных норм имеет следующую структуру:
2.10. В наименовании таблицы сметной нормы приводятся основные сведения о виде работ, применяемой технологии, границах, в пределах которых разработаны сметные нормы в составе данной таблицы, характеристики получаемой продукции, иная информация, определяющая соответствующий технологический процесс.
Наименования сметных норм в составе таблиц содержат соответствующие количественные параметры строительных работ и конструкций, обозначающие интервалы действия сметных норм. При этом в качестве характеристики интервалов действия сметных норм используются также слова «до», «от» и «свыше».
Для работ, не относящихся ко всем сметным нормам таблицы, указываются номера норм, к которым они относятся.
2.11. В описании состава работ, учтенных сметными нормами, приводится перечень основных операций и видов работ. При этом мелкие и второстепенные сопутствующие операции, как правило, не упомянуты, но учтены.
2.12. В качестве измерителей сметных норм приняты, единицы измерения, характерные для соответствующих видов работ, оборудования или возводимых строительных конструкций.
2.13. Сборниками ГЭСН, ГЭСНм и ГЭСНр предусмотрены таблицы сметных норм по форме, представленной в разделе 1 приложения 2.
2.13.1. Таблицы ГЭСН, ГЭСНм и ГЭСНр содержат следующие нормативные показатели:
средний разряд работы, характеризующий средний разряд звена рабочих, выполняющих полный комплекс работ;
затраты труда машинистов, чел.-ч;
перечень материалов, изделий, конструкций, необходимых для производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.
2.13.2. Код ресурса по каждому элементу затрат, предусмотренных сметной нормой, определен в соответствии с классификатором строительных ресурсов.
2.13.3. Материалы, изделия и конструкции, тип, разновидность, класс или марка которых при определении сметной стоимости подлежат уточнению по проектным данным, приводятся с обобщенным наименованием, без указания конкретных характеристик.
2.13.5. В таблицах ГЭСНм, кроме расхода материальных ресурсов, приводится масса оборудования (или одного метра трубопровода), за исключением электротехнических устройств, оборудования связи, приборов и средств автоматизации, а также случаев, когда сведения о массе оборудования учтены его техническими характеристиками, или сметные нормы имеют измеритель «т».
2.14. Сборниками ГЭСНп предусмотрены таблицы сметных норм по форме, представленной в разделе 2 приложения 2.
2.14.1. Таблицы ГЭСНп, учитывая специфические особенности пусконаладочных работ (ПНР), приводятся:
сведения о составе звена (бригады) исполнителей пусконаладочных работ (количество, специальности ИТР и рабочих);
затраты труда отдельных исполнителей пусконаладочных работ (пусконаладочного персонала) и в целом на звено.
Квалификационный состав звена (бригады) также может приводится в составе технической части и приложений сборников.
2.14.2. В таблицах ГЭСНп не приведены следующие ресурсные показатели:
расход материальных (в том числе энергетических) ресурсов, сырья и полуфабрикатов, используемых при проведении ПНР;
затраты труда эксплуатационного персонала, привлекаемого для участия в пуске и комплексном опробовании оборудования;
применение механизмов, в том числе контрольно-измерительных приборов.
Указанные затраты определяются на основании проектных данных.
2.15. Сборники сметных норм не распространяются на отдельные виды конструкций и виды работ, к капитальности, классу точности которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря.
Для таких видов работ разрабатываются поправочные коэффициенты, учитывающие соответствующие особенности производства работ, или индивидуальные сметные нормы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Общие требования к порядку применения сметных норм
3.1. Сметными нормами учтены оптимальные технологические и организационные схемы производства работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами, при положительных значениях температуры воздуха (как на открытых площадках, так и в закрытых помещениях), оптимальный набор (перечень) машин, механизмов и материальных ресурсов.
При отрицательных значениях температуры воздуха, когда производство работ осуществляется как на открытых строительных площадках, так и в закрытых помещениях, соответствующие дополнительные затраты учитываются в порядке, установленном методическими документами на определение дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время, за исключением пусконаладочных работ.
3.2.1. К «усложняющим» относятся факторы, влияющие на условия выполнения работ, связанные с технологическими особенностями их выполнения (разработка мокрого грунта, кирпичная кладка закругленных стен, и тому подобное). Коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы производства работ, приведены в приложениях соответствующих сборников сметных норм.
3.2.2. Условия производства строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, работ по монтажу оборудования и пусконаладочных работ и усложняющие факторы должны быть обоснованы ПОС.
3.2.3. В случае, когда ПОС предусмотрено выполнение работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях, вблизи объектов, находящихся под электрическим напряжением, и на территории действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций, стесненные условия для складирования материалов, а также в иных условиях производства строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ и работ по монтажу оборудования, которые характеризуются специфическими особенностями их выполнения на объекте в целом, к сметным нормам применяются повышающие коэффициенты, приведенные в Приложении 2 к Методическим рекомендациям.