Что относится к учебным пособиям в школьной библиотеке

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

в совр. пед. классификации все материальные средства обучения, используемые в уч.-воспитат. процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого учебного предмета разрабатывается система У. п., между к-рыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и функциональными свойствами отд. видов У. п.

Различают 3 осн. группы У. п.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира словами и фразами естеств. и искусств, языков.

В состав первой группы входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты произ-ва, препараты растений и животных и т. д.); натуральные предметы и техн. средства для воспроизведения явлений и последующего лабораторного их изучения (реактивы, приборы и т. д.); материальные и техн. средства для трудовой, изобразит, и др. деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т. п.; измерит., контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки, техн. устройства и др.).

Особую группу У. п. составляют технические средства обучения: информационные, контролирующие, обучающие.

К У. п. предъявляются разносторонние функционально-пед., эргономич., эсте-тич., экон. требования, а также требования техники безопасности и гигиены.

Разработку У. п. осуществляют н.-и, ин-ты, конструкторские и технол. бюро разл. мин-в (в т. ч. промышленных), педагоги-специалисты по уч. оборудованию, а также отд. учителя. Создание новых и модернизация существующих У. п. происходит на основе исследований, ведущихся в ин-тах РАО и др. У. п. производятся на фабриках уч.-наглядных пособий, в изд-вах.

Комплектование школ У. п. осуществляется в соответствии с типовыми перечнями уч.-наглядных пособий и уч. оборудования для общеобразоват. школ, разрабатываемыми н.-и, ин-тами РАО. В перечни включены комплекты средств обучения и воспитания, обязательные для оборудования уч. кабинетов, классов, мастерских. Кол-во оборудования и раздаточного материала для самостоят. лабораторных и практич. работ определено в соответствии с наполняемостью классов. Снабжение школ У. п. осуществляется через отраслевую систему снабжения.

Лит.: Шаповаленко С. Г., Методологии, вопросы исследований и разработок в области шк. оборудования, СП, 1982, № 6; Шахмаев H. М., Средства обучения, в кн.: Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скат-кина, M., 19822, гл. 7; Анциферов Л. И., Самодельные приборы для физ. практикума в ср. школе, М., 1985; Д p и г. а И. И., P а х Г. И., Техн. средства обучения в общеобразоват. школе, М., 1985; Иванов Б. С., Электронные самоделки, М., 1985; Каталог уч. оборудования по географии, М., 1985; III м а р-гун Н. И. Экранно-звуковые пособия в обучении физике, М., 1985; Якушина Л. С., Кино и звукозапись на уроках лит-ры, М., 1985; см. также лит. при ст. Технические средства обучения, Обучающие машины. Учебное кино и др. Т. С. Назарова.

Источник

Положение об учебном фонде школьной библиотеки.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

Введено в действие приказом №22 от «22 » января 2018 года

Принято педсоветом. Протокол № 5 от «22 » января 2018 года

Согласовано на общешкольном родительском комитете. Протокол №3 от 16 января 2018 года

Согласовано на заседании совета старшеклассников. Протокол №4 от 15 января 2018 года

1.1.Настоящее положение регламентирует порядок формирования, хранения, использования учебного фонда библиотеки МОУ Тимшерская СОШ, а также закрепляет ответственность должностных лиц.

1. Федеральным Законом от 29.12.2012 г.№273-ФЗ « об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральным Законом от 29.121.1994г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»

3.Пприказом Минкультуры России от 08.10.2012 г №10-77 «Об утверждении порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда».

4. Приказом Минобрнауки России от 19.12.2012г №10-67 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных /допущенных/ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год».

5. Приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. N729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».

6. Приказом Минобрнауки от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования».

7. Приказом Минобрнауки России от17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

8. Приказом Минобрнауки России от17.05.2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

9. Уставом Тимшерской СОШ.

10. Положением о библиотеке МОУ Тимшерская СОШ.

11.Иными правовыми актами.

2.Порядок формирования учебного фонда библиотеки.

2.1. Учебный фонд является составной частью библиотечного фонда библиотеки МОУ Тимшерская СОШ ».

2.3. В учебный фонд включаются все учебники, учебные пособия (в том числе экспериментальные и пробные), содержание которых отвечает требованиям государственных образовательных стандартов, обеспечивающих преемственность изучения дисциплин и систематизированных по образовательным областям.

2.4. Пополнение учебного фонда обеспечивается за счет средств федерального, регионального, муниципального бюджетов (ст.35, п.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»); иных источников, не запрещенных законодательством РФ, в т.ч. безвозмездного пожертвования физическими и/или юридическими лицами.

2.5. В целях обеспечения обучающихся учебниками, учебными пособиями ОО взаимодействует с другими общеобразовательными организациями района, Управлением образованияАМР.

2.6. Механизм формирования учебного фонда:

2.6.1. Изучение и анализ состояния обеспеченности фонда библиотеки учебниками, учебными пособиями в соответствии с контингентом учащихся.

2.6.2. Ознакомление педагогического коллектива с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ для использования в образовательном процессе, перечней организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, перечнем организаций осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях и выбор учебников, учебных пособий, соответствующих образовательным программам МОУ «Тимшерская СОШ».

2.6.3. Утверждение перечня выбранных учебников, учебных пособий педагогическим советом школы, приказом директора.

2.6.4. Составление перспективного плана обеспечения учащихся учебниками, учебными пособиями на новый учебный год.

2.6.5. Оформление заказа на приобретение учебников, учебных пособий (далее – документов учебного фонда) и (или) заключение договоров безвозмездного пожертвования учебников.

2.6.6. Изучение прайс-листов поставщиков учебной литературы.

2.6.7. Осуществление закупочных процедур (прямые договора).

2.6.8. Приём и техническая обработка поступивших документов учебного фонда.

2.7. Информация об используемых в МОУ «Тимшерская СОШ» документах учебного фондадоводится до сведения родителей (законных редставителей).

3. Порядок учета, выдачи и использования учебного фонда школьной библиотеки.

3.1. Учёт документов учебного фонда должен способствовать его сохранности, правильному формированию и целевому использованию. Все операции по учёту производятся библиотекарем школы, стоимостный учёт ведётся библиотекой и бухгалтерией. Сверка данных библиотеки и бухгалтерии производится ежегодно.

3.2. Процесс учета документов учебного фонда включает прием, штемпелевание, регистрацию поступлений, распределение по классам, перемещение, выбытие, а также подведение итогов движения учебного фонда и его проверку.

3.3. Учет документов учебного фонда школьной библиотеки осуществляется в соответствии с приказом Минкультуры РФ от 08.10.2012г. № 1077 «Об утверждении «Инструкции об учете библиотечного фонда».

Приказом Минкультуры России от 08.10.2012г. № 1077 «Об утверждении порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда».

3.4. Учащимся, осваивающим основные образовательные программы, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и пособия.

3.5. Документы учебного фонда выдаются на один учебный год.

3.6. Выдача документов учебного фонда производится в следующем порядке:

3.6.1.Учащимся 1 класса – под роспись родителей / законных представителей/ в читательский формуляр ученика.

3.7. Вновь прибывшие в течение учебного года учащиеся обеспечиваются документами учебного фонда из библиотечного фонда школьной библиотеки или путем перераспределения между другими школами / через обменный фонд/ в случае их наличия.

3.8. Бухгалтерский учет документов учебного фонда осуществляет бухгалтерия.

4. Порядок хранения и выбытия документов учебного фонда школьной библиотеки.

4.1. Хранение и списание документов учебного фонда осуществляется в соответствии с приказом Минкультуры РФ от 08.10.2012г. № 1077 «Об утверждении порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда».

4.2. Выбытие документов учебного фонда из школьной библиотеки производится по причинам ветхости / физический износ/, устарелости / по содержанию/, утере.

4.2.1. Выбытие по ветхости производится при наличии дефектов, приводящих к искажению или потере информации, ухудшающих удобочитаемость, условия чтения.

4.2.2. Выбытие по причине устарелости по содержанию производится в соответствии с изменениями в «Федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и введением новых образовательных стандартов образовательных программ.

4.3. Утерянные и пришедшие в негодность документы учебного фонда списываются по акту комиссией по сохранности фонда, в состав которой входят заместитель директорапоУВР, бухгалтер, библиотекарь. Акт утверждается подписью директора.

4.4. Списанные по акту документы учебного фонда могут быть использованы для изготовления дидактического материала, для реставрационных работ или передаются организациям по заготовке вторсырья.

5.Ответственность и полномочия участников образовательного процесса.

5.1.1.Утверждает выбор учебных программ и учебно-методической литературы для организации образовательного процесса в соответствии с образовательной программой, учебным планом образовательного учреждения МОУ Тимшерская СОШ.

5.1.2. Издает приказы о распределении функциональных обязанностей работников МОУ Тимшеская СОШ по формированию, сохранности и использованию учебного фонда.

5.1.3. Контролирует обеспеченность документами учебного фонда, в соответствии с утвержденными образовательными программами МОУ «Тимшерская СОШ»

5.1.4. Обеспечивает условия для хранения учебного фонда.

5.1.5. Оценивает деятельность работников ОУ по обеспечению обучающихся документами учебного фонда, определяет меры поощрения.

5.1.6. Несет ответственность за организацию комплектования, сохранности и использования учебного фонда в целом.

5.2.1. Проводит анализ состояния учебного фонда в соответствии с ежегодной потребностью образовательного учреждения, реализуемыми образовательными программами.

5.2.2. Информирует педагогический коллектив о вновь поступивших документах учебного фонда.

5.2.3. Формирует заявку на приобретение недостающих документов учебного фонда, учитывая имеющееся наличие документов в учебном фонде школьной библиотеки..

5.2.4. Организует процесс выдачи и приема документов учебного фонда.

5.2.5. Организует ремонт документов учебного фонда силами учащихся.

5.2.6. Осуществляет процедуру приема документов учебного фонда взамен утерянных.

5.2.7. Проводит ежегодную инвентаризацию учебного фонда.

5.2.8. Организует и принимает непосредственное участие в проверках состояния документов учебного фонда в составе комиссии по сохранности фонда.

5.2.9. Несет непосредственную ответственность за учет, сохранность и выбытие документов учебного фонда.

5.3. Заместитель директора:

5.3.1. Организует работу по составлению образовательной программы школы.

5.3.2. Своевременно организует, контролирует и несет ответственность за работу предметных методических объединений по формированию перечня необходимых документов учебного фонда в соответствии с Федеральным перечнем учебников.

5.4. Руководители предметных методических объединений:

5.4.1. Своевременно организуют, контролируют и несут ответственность за работу учителей-предметников своего методического объединения по формированию перечня необходимых документов учебного фонда в соответствии с Федеральным перечнем учебников. Своевременно передают перечень необходимых документов учебного фонда в школьную библиотеку для дальнейшей организации работы по формированию учебного фонда и обеспечения учащихся документами учебного фонда МОУ Тимшерская СОШ.

5.5. Учителя – предметники:

5.5.1. Составляют перечень необходимых документов учебного фонда в соответствии с Федеральным перечнем учебников для обучающихся, отвечающих требованиям образовательных программ МОУ Тимшерская СОШ, контролируют и несут ответственность за использование и сохранность документов учебного фонда в рамках образовательного процесса.

5.6. Классные руководители:

5.6.1. Участвуют в выдаче и приеме документов учебного фонда.

5.6.2. Контролирует наличие документов учебного фонда у каждого учащегося класса.

5.6.3. Информирует родителей, учащихся о перечне документов учебного фонда, входящих в комплект школьника данного класса. Проводят инструктивное собрание с обучающимися и родителями (законными представителями) по ознакомлению с Правилами пользования школьной библиотеки и мерами ответственности за утерю и порчу документов учебного фонда.

5.6.4. Организует ликвидацию задолженности по документам учебного фонда учащимися класса.

5.6.5. Несет ответственность за использование и сохранность документов учебного фонда.

5.7. Комиссия по сохранности фонда:

5.7.1.Не реже 1 раза в четверть проводит проверку исполбзования и сохранности документов учебного фонда.

5.7.2. Принимает решение о необходимости ремонта или замены документов учебного фонда в течение учебного года, т.е. в период их использования.

5.8.1. Получают в безвозмездное пользование и используют документы учебного фонда в соответствии с данным положением и правилами пользования школьной библиотеки.

5.8.2. Обязаны бережно относиться к документам учебного фонда. Документы учебного фонда должны быть обернуты учащимися в съемную обложку (синтетическую или бумажную). На протяжении всего учебного года учащиеся обязаны следить за целостностью и сохранностью обложек и содержимого документов учебного фонда, вовремя производить их ремонт или замену.

5.8.3. Несут ответственность за сохранность и своевременный возврат в школьную библиотеку документов учебного фонда, предоставленных им в безвозмездное пользование.

5.8.4. По окончании учебного года обязаны сдать документы учебного фонда в школьную библиотеку.

5.8.5. По окончании обучения в МОУ «Тимшерская СОШ» обязаны сдать документы учебного фонда в школьную библиотеку. Выдача личных документов учащихся, при наличии задолженности в школьной библиотеке, может быть приостановлена.

5.9.1. Обеспечивают сохранность полученных учащимися в безвозмездное пользование документов учебного фонда в соответствии с подписанным договором между МОУ «Тимшерская СОШ» и родителями ученика.

5.9.2. Отвечают за возврат в надлежащем состоянии документов учебного фонда в школьной библиотеке по окончании учебного года, а также в случае перехода в другую образовательную организацию или выбытия учащегося.

Источник

Учебная литература: особенности учета в составе библиотечного фонда

Автор: Алексеева М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Библиотечный фонд образовательных организаций должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). В материале рассмотрены особенности организации и ведения внутрибиблиотечного и бухгалтерского учета учебной литературы.

Обеспечение обучающихся учебниками

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим госаккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают (ч. 4 ст. 18 Закона об образовании):

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения РФ от 20.05.2020 № 254.

До 25.09.2025 в перечень, утвержденный данным приказом, включаются учебники, входящие в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих госаккредитацию образовательных программ, утвержденный Приказом Минпросвещения РФ от 28.12.2018 № 345 (утратил силу 24.09.2020);

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 09.06.2016 № 699.

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими ФГОС, федеральными государственными требованиями к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями.

Например, в соответствии с ФГОС СОО, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 норма обеспеченности учебными изданиями определяется исходя из расчета не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему:

в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования;

в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования.

Внутрибиблиотечный учет

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона об образовании в образовательных организациях в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Библиотечный фонд образовательных организаций должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), входящим в реализуемые основные образовательные программы.

К сведению: помимо учебных (специализированных) изданий в библиотеке также должен быть основной библиотечный фонд, состоящий из художественной и отраслевой литературы, справочно-библиографических изданий (справочников, словарей, энциклопедий), периодических изданий, литературы по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся и т. п.

Учет, комплектование, хранение и использование документов, входящих в состав библиотечного фонда, организуются в соответствии с Порядком № 1077, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 08.10.2012 № 1077 (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ).

Внутрибиблиотечный учет включает в себя регистрацию поступления документов в библиотечный фонд, их выбытие из фонда, итоговые данные о величине (объеме) всего библиотечного фонда и его подразделов, стоимость фонда (п. 1.2 Порядка № 1077).

В библиотеке должен быть организован индивидуальный и суммарный учет всех документов (постоянного, длительного, временного хранения), поступающих в библиотечный фонд и выбывающих из него (независимо от вида носителя), в соответствующих регистрах (1.4 Порядка № 1077).

Регистрами индивидуального учета документов являются регистрационная книга, карточка регистрации на определенный вид документа для газет, журналов, других видов документов. Допускается считать такими регистрами топографическую опись (каталог), учетный каталог, учетный файл с выходными формами, составляемыми в порядке инвентарных или иных идентификационных номеров документов. Регистры индивидуального учета документов библиотечного фонда содержат реквизиты, идентифицирующие каждый документ, с указанием сведений о поступлении документа в фонд и его выбытии из фонда (п. 1.5.1 Порядка № 1077).

Регистрами суммарного учета документов являются книга суммарного учета библиотечного фонда, листы суммарного учета библиотечного фонда, журнал. Допускаются различные модификации книги суммарного учета. Независимо от вида учетного документа регистры суммарного учета содержат три взаимосвязанные части:

«Поступление документов в библиотечный фонд»;

«Выбытие документов из библиотечного фонда»;

«Итоги движения библиотечного фонда: итоговые данные на конец отчетного периода».

Обобщенные данные отражаются в каждой части регистра суммарного учета. В электронной системе учета эти части интегрируются в единый учетный файл (п. 1.5.2 Порядка № 1077).

Величина (объем) и движение библиотечного фонда измеряются в унифицированных единицах учета. Основными единицами учета учебников и учебных пособий являются экземпляр и название (п. 2.1 Порядка № 1077).

Поступление изданий в библиотеку

Согласно разд. IV Порядка № 1077 учебная литература может поступать в библиотеку в результате поставки (покупки), обмена, безвозмездной передачи, дарения, пожертвования.

Поступление оформляется следующими первичными учетными документами:

накладной, актом, включающими список поступающих документов, – при приобретении, передаче объектов библиотечного фонда;

актом о приеме документов – при приемке изданий от читателей взамен утерянных и признанных равноценными утраченным;

договором пожертвования в соответствии с ГК РФ – при поступлении изданий от юридического, физического лица в виде дара с указанием его назначения для пополнения библиотечного фонда.

Прием учебной литературы, поступающей в библиотеку без первичных документов на безвозмездной основе (обязательные экземпляры, депозитные экземпляры международных организаций, безвозмездные поступления из неизвестных и анонимных источников), оформляется актом о приеме документов (п. 4.1.1 Порядка № 1077).

При приемке каждому экземпляру издания присваивается регистрационный номер, иной знак в качестве регистрационного номера (системного номера компьютерной программы, штрихкода и других), который закрепляется за ним на все время его нахождения в библиотечном фонде. Он проставляется непосредственно на документе и отражается в регистрационной книге и карточке регистрации. Регистрационные номера, в случае исключения документов из фонда библиотеки, не могут быть присвоены вновь принятым изданиям (п. 4.4.1 Порядка № 1077).

Также документы, включаемые в фонд библиотеки, подлежат маркировке, путем использования штемпелей, книжных знаков, индивидуальных штриховых кодов, других видов маркировки. Основные требования, которые должны соблюдаться при маркировке: обозначение принадлежности, эстетика, долговечность маркировочного знака, сохранность текста или другой знаковой информации (п. 4.5 Порядка № 1077).

На принятых первичных учетных документах делается запись, подтверждающая, что поступившие издания приняты в библиотечный фонд как объекты особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) или иного движимого имущества. Указанные документы передаются в бухгалтерию для отражения поступления библиотечного фонда в бухгалтерском учете (п. 4.8, 4.9 Порядка № 1077).

Выбытие изданий из библиотеки

В соответствии с разд. V Порядка № 1077 учебная литература может выбывать из библиотечного фонда в связи с физической утратой или частичной либо полной утратой потребительских свойств. Выбывающие издания исключаются из библиотечного фонда и списываются с возможностью последующей безвозмездной передачи в другие библиотеки либо реализации.

Для оформления решения о списании объектов библиотечных фондов применяется акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144). Он составляется в двух экземплярах с указанием:

причин, послуживших основанием для принятия решения о списании изданий;

перечня мероприятий по исполнению решения о списании;

отметки о результатах проведенных мероприятий, которая ставится на основании утвержденного акта о списании и документов, подтверждающих утилизацию объектов в качестве вторичного сырья, передачу, уничтожение, включая перечень имущества, подлежащего постановке на учет с целью его дальнейшего использования.

Данный документ служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения списания объектов, исключенных из библиотечного фонда.

После утверждения акта о списании учреждение вправе провести следующие мероприятия по перераспределению и реализации списанных объектов библиотечного фонда:

1) передать издания, выбывающие по причинам ветхости, дефектности, устарелости по содержанию, на безвозмездной основе юридическим и физическим лицам. При их невостребованности в течение 6 месяцев с даты списания они могут быть направлены в пункты вторсырья (п. 5.7.1 Порядка № 1077);

2) направить издания, исключенные по причине непрофильности, в обменный фонд с последующей передачей на безвозмездной основе некоммерческим, а также государственным коммерческим организациям или для реализации юридическим и физическим лицам. В случае их невостребованности в течение 6 месяцев с даты списания они могут быть переданы безвозмездно юридическим и физическим лицам либо сданы в пункты вторсырья (п. 5.7.2 Порядка № 1077);

3) уничтожить исключенные из библиотечного фонда издания при отсутствии пунктов вторсырья или в случаях, когда сдача изданий на переработку экономически нецелесообразна. Данное мероприятие проводится в специально отведенном для этих целей месте в присутствии уполномоченных учредителем лиц, которые составляют акт об уничтожении списанных объектов библиотечного фонда (п. 5.7.3 Порядка № 1077).

Бухгалтерский учет

По общему правилу учебная литература (за исключением периодических изданий), включаемая в состав библиотечного фонда образовательной организации, учитывается на счете 0 101 08 000 «Прочие основные средства» (п. 7 СГС «Основные средства», п. 53 Инструкции № 157н).

К сведению: периодические издания (журналы, газеты и др.), входящие в библиотечный фонд, учитываются на забалансовом счете 23 «Периодические издания для пользования» (п. 377 Инструкции № 157н). Порядок учета таких изданий в данной статье не рассматривается.

Объекты библиотечного фонда принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая определяется в порядке, установленном разд. IV СГС «Основные средства». Такая стоимость формируется на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции № 157н).

Расходы на приобретение учебных изданий (включая рабочие тетради к учебникам), отнесенных к основным средствам, следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.1 Порядка № 209н, Письмо Минфина РФ от 17.01.2019 № 02-06-10/1927).

Амортизация на объекты библиотечного фонда начисляется в следующем порядке (п. 39 СГС «Основные средства»):

если их стоимость до 100 000 руб. включительно – в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче в эксплуатацию;

если их стоимость свыше 100 000 руб. – в соответствии с рассчитанными нормами амортизации, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету (п. 33 СГС «Основные средства»).

Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования объектов библиотечного фонда. Учебную литературу можно учитывать по коду 740.00.10.01 «Литературные произведения» ОКОФ, который согласно Классификации ОС, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 относится к седьмой амортизационной группе (как имущество со сроком полезного использования от 15 до 20 лет включительно). В силу п. 35 СГС «Основные средства» срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для этой группы, то есть 20 лет.

Электронные учебные издания в соответствии с ОКОФ могут быть отнесены к группе 732.00.00.00 «БАЗЫ ДАННЫХ» (код 732.00.10.03 «Издания электронные официальные» или 732.00.10.04 «Издания электронные литературные» ОКОФ). В Классификации ОС такие коды отсутствуют, поэтому срок полезного использования электронных изданий следует определять исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, и (или) на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (пп. «б» п. 35 СГС «Основные средства»).

Для учета амортизационных отчислений по объектам библиотечного фонда предназначен счет 0 104 08 000 «Амортизация прочих основных средств» (п. 89 Инструкции № 157н).

Инвентарные номера объектам библиотечного фонда не присваиваются, инвентарные списки по ним не ведутся (п. 46 Инструкции № 157н).

На такие объекты открывается одна инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой (без указания количества и наименования объектов) (п. 54 Инструкции № 157н, Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н).

Приведем типовые корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете операций по поступлению и выбытию учебной литературы, предусмотренные инструкциями № 162н, 174н, 183н.

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Отражено формирование первоначальной стоимости учебной литературы:

приобретенной у поставщика

0 106 21 310
0 106 31 310

приобретенной через подотчетное лицо

0 106 21 310
0 106 31 310

полученной безвозмездно (в виде дара, пожертвования)

0 106 21 310
0 106 31 310

полученной в рамках централизованного снабжения

0 106 21 310
0 106 31 310

0 401 10 195,
0 304 04 310

Принята к учету учебная литература

Начислена амортизация при выдаче изданий в эксплуатацию

1 401 20 271
1 109 хх 271

0 401 20 271
0 109 хх 271

0 104 28 411
0 104 38 411

Списана учебная литература с учета:

в сумме начисленной амортизации

0 104 28 411
0 104 38 411

0 101 28 410
0 101 38 410

в сумме остаточной стоимости

Одновременно списанные издания приняты к забалансовому учету*

Принята к учету по текущей оценочной стоимости макулатура, полученная:

от ликвидации учебной литературы

при замене использованных рабочих тетрадей в комплекте с учебниками, а также в иных случаях, не связанных со списанием учебной литературы

Списаны с забалансового учета утилизированные издания

* Списанные с балансового учета издания, в отношении которых принято решение о списании (прекращении эксплуатации), учитываются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» в условной оценке «один объект – 1 руб.» до момента их утилизации (ликвидации) (п. 335 Инструкции № 157н).

На конкретных примерах

Разберем на примерах особенности учета учебной литературы в составе библиотечного фонда.

В рамках контракта, заключенного с коммерческой организацией, вуз (автономное учреждение) за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, приобрел учебные пособия в количестве 100 шт. для пополнения библиотечного фонда на сумму 18 000 руб. Согласно учетной политике указанные расходы отнесены к прямым расходам, составляющим себестоимость услуг, оказываемых в рамках приносящей доход деятельности. Объекты библиотечного фонда введены в эксплуатацию в месяце приобретения.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступили от поставщика учебные пособия для пополнения библиотечного фонда

Приняты к учету в составе основных средств учебные пособия

Перечислены поставщику денежные средства в счет погашения задолженности

2 201 11 610
Забалансовый счет 18 (КВР 244 / подстатья 310 КОСГУ)

Начислена амортизация при выдаче учебных пособий в эксплуатацию (в размере 100 %)

Пример 2.

В школу (бюджетное учреждение) в рамках централизованной поставки поступило 200 учебников на сумму 50 000 руб. На основании извещения, полученного от департамента образования администрации города (заказчика), с приложением накладных поставщика учебники были приняты к учету в составе объектов библиотечного фонда – иного движимого имущества учреждения. Второй экземпляр извещения с соответствующими отметками был возвращен заказчику.

В учете бюджетного учреждения (грузополучателя) сформированы следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено поступление учебников на основании полученного от заказчика извещения (ф. 0504805) с приложением к нему накладных от поставщика

Приняты к учету учебники в составе объектов библиотечного фонда (подписано и отправлено в адрес заказчика извещение (ф. 0504805))

Пример 3.

В библиотеке школы-интерната (казенного учреждения) произошла утеря учебника. Его первоначальная стоимость равна 250 руб., амортизация на издание начислена в размере 100 %. В возмещение причиненного ущерба обучающийся принес равноценную книгу. Она оценена комиссией учреждения в 280 руб.

В бюджетном учете сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списан утерянный учебник

Отражена сумма причиненного ущерба по текущей восстановительной (справедливой) стоимости

Принята к учету книга, поступившая от обучающегося

Отражено списание задолженности виновного лица в связи с возмещением ущерба в натуральной форме

В заключение выделим основные моменты, на которые следует обратить внимание:

учет, комплектование, хранение и использование документов, входящих в состав библиотечного фонда, организуются в соответствии с Порядком № 1077;

учебная литература (за исключением периодических изданий), включаемая в состав библиотечного фонда, подлежит учету на счете 0 101 08 000;

формирование первоначальной стоимости таких объектов осуществляется на счете 0 106 01 000 в порядке, установленном разд. IV СГС «Основные средства»;

на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче их в эксплуатацию, а на объекты свыше указанной суммы – в соответствии с рассчитанными нормами амортизации. Для учета амортизационных отчислений предназначен счет 0 104 08 000;

инвентарные номера объектам библиотечного фонда не присваиваются и инвентарные списки по ним не ведутся;

на эти объекты открывается одна инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032), учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *