Что относится к учебной литературе
Виды учебной литературы
Лекция 3
Виды учебной и научной литературы
Виды учебной литературы
Виды научной литературы
Правила поиска литературы. Библиографические указатели
Реферативные журналы
6. Реферативно-библиографические базы данных
Виды учебной литературы
Литература, используемая при обучении в вузе, очень разнообразна по типам, видам и жанрам изданий. Каждый из них имеет свое назначение. Поэтому нужно хорошо знать, какого рода информацию может содержать то или иное издание, чтобы правильно ими пользоваться. Представим наиболее важные и распространенные виды литературы, с которыми придется работать студенту во время учебы.
В учебнике знания подаются в определенной методической обработке и последовательности, т. е. при изложении материала обязательно учитываются закономерности и приемы его усвоения обучающимися, а поэтому необходимо принять во внимание возраст и уровень знаний тех, кому учебник адресован. Ведь одну и ту же дисциплину могут изучать старшие школьники, студенты вуза или специалисты, которые повышают свою квалификацию, и очевидно, что учебники для этих разных категорий учащихся должны быть различными.
Учебник может быть авторским, т. е. написанным одним или несколькими авторами, или коллективным, когда в его создании принимал участие целый коллектив авторов. В этом случае обычно указывается главный редактор, возглавлявший этот коллектив.
В отличие от школьного учебника, где излагаются основы наук, учебник для вуза представляет саму науку. Постоянное интенсивное развитие научного знания приводит к относительно быстрому устареванию вузовских учебников, поэтому в дополнение к ним выпускаются различного рода учебные издания: курсы лекций, учебные пособия и др.
Учебное пособие обычно дополняет существующие учебники по данной дисциплине и поэтому, как правило, оно или уже по охвату материала, т. е. в нем рассматривается только часть учебного курса, или больше ориентировано на практическую сторону усвоения материала, содержит больше практических рекомендаций. В отличие от учебника, который должен представлять наиболее устоявшееся и наименее спорное знание, учебное пособие в большей степени отражает позицию его автора или авторов, их личный преподавательский и научно-исследовательский опыт в той области знания, которой посвящено пособие.
К учебным пособиям относятся также издания вспомогательного характера, используемые в процессе обучения: учебные словари и справочники, своды данных, таблицы, карты и т. п.
4.2. Виды научной литературы
Широко распространены периодические сборники, выходящие через определенные промежутки времени (например, раз в год), или продолжающиеся, выходящие по мере накопления материалов. Они имеют общее заглавие, нумерацию и бывают, как правило, однотипно оформленными. Такие сборники издаются обычно научными учреждениями, обществами или ассоциациями, а также учебными заведениями. Если в таком сборнике принимают участие представители разных вузов, он называется межвузовским.
Помимо центральных научных журналов достаточно широко распространены журнальные издания вузов, научных обществ, ассоциаций и др., которые тоже играют заметную роль в научной жизни страны и часто содержат важную научную информацию.
3. Справочно-информационная литература
Материал в энциклопедиях представлен в виде отдельных статей, каждая из которых содержит основную информацию по существу вопроса: изложение научной теории, исторического события, описание объекта, процесса, явления и пр. Статьи могут располагаться в алфавитном порядке их заглавий или по определенному систематическому принципу. Энциклопедии, несмотря на свои большие объемы, являются очень компактным и удобным для пользования источником информации. Умея пользоваться энциклопедией, вы за несколько часов можете извлечь из нее столько полезной информации, сколько из книг вы будете вычитывать недели и месяцы.
Конечно, пользоваться энциклопедией не всегда бывает просто. Иногда трудно сразу представить, каким образом может быть сформулировано заглавие статьи, которая вас интересует, а значит где, на какую букву нужно ее искать. На этот случай необходимо знать, что любая энциклопедия снабжена системой отсылок и указателей, помогающих найти необходимую информацию. Если вы освоитесь с этой системой-помощницей, то энциклопедии перестанут пугать вас своим объемом и станут незаменимым источником информации.
В любом справочнике вы найдете вступительную статью, в которой объясняется, как им надо пользоваться. Кроме того, каждый справочник обязательно снабжен вспомогательными указателями, помогающими легко отыскивать нужные сведения. А вот умение и привычка пользоваться справочниками пригодятся не только во время учебы, но и в вашей последующей профессиональной деятельности.
Читая учебную и особенно научную литературу, вы неизбежно встретите большое количество новых для вас слов, значение которых далеко не всегда можно понять из текста. Не пропускайте их, а старайтесь выяснить, что они значат. Для этого можно обратиться к энциклопедии, энциклопедическому словарю или справочнику. Если термин иностранного происхождения, его значение можно также попытаться найти в Словаре иностранных слов. И во многих случаях вы найдете ответ на свой вопрос. Но иногда, особенно если речь идет о термине, появившемся сравнительно недавно, вам придется искать специальный терминологический словарь, чтобы выяснить его значение. Надо сказать, что таких словарей пока очень мало. Поэтому если в интересующей вас области знания есть недавно вышедшие терминологические словари (их еще называют глоссариями), почаще пользуйтесь им.
Толковые словари бывают самыми разными по объему (количеству слов) и по составу. Наиболее известный и широко употребляемый из них, который должен стать и вашим непременным спутником, — это «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
Инструктивное письмо «О видах учебной, учебно-методической (основной) и дополнительной литературы в вузе»
Проректор по УР ЯГУ
«О видах учебной, учебно-методической (основной) и дополнительной литературы в вузе»
Список литературы, используемый в учебном процессе подразделяется на обязательную (основную) и дополнительную.
Обязательная (основная) литература – указываются основные учебники с точки зрения необходимости, доступности, срока давности, наличия в библиотеке.
В обязательную (основную) вузовскую литературу включается:
Учебник – учебное издание, содержащее развернутый, систематизированный, теоретический материал по всей учебной дисциплине, включающий обоснования, разъяснения и иллюстрации, а также учебные задания в соответствии с целями учебной дисциплины.
Учебное пособие – учебное издание, содержащее учебные задания и теоретические сведения для их решения (по всей дисциплине или отдельным разделам) в соответствии с целями учебной дисциплины, включающее разнообразные материалы для поддержки обучающегося, а также материалы для самоконтроля и контроля.
Также книгообеспеченность вуза включает наличие учебно-методической литературы, в которую входят следующие виды литературы:
Конспект лекций – учебное издание, содержащее теоретические сведения в сжатом виде в соответствии с целями учебной дисциплин (в целом или отдельным ее темам) и отражающее авторское видение отбора и подачи учебного материала.
Сборник задач и упражнений – учебное издание, содержащее комплекс заданий для обучения, контроля и самоконтроля в соответствии с целями учебной дисциплины (по отдельной теме или дисциплине в целом, возможно, с ответами).
Методические рекомендации к практическим занятиям – учебное издание, содержащее задания в соответствии с целями учебной дисциплины, продуктивные способы выполнения заданий и разнообразные способы поддержки обучающегося.
Методические указания – учебное издание, содержащее пояснения по определенной теме, разделу или вопросу дисциплины. В них отражается методика выполнения заданий или поясняется характер действий при выполнении отдельной работы.
Методические указания к лабораторным работам – учебное издание, содержащее задания (экспериментального характера преимущественно в контексте будущей профессиональной деятельности в соответствии с целями учебной дисциплины) и рекомендации по планированию и выполнению лабораторного эксперимента, а также материалы для самоконтроля и контроля (порядок защиты), описание специального оборудования и программных средств, основных предполагаемых результатов и формы отчета.
Методические указания по выполнению расчетно-графического задания – учебное издание, содержащее варианты заданий в соответствии с целями учебной дисциплины, а также рекомендации по планированию и выполнению заданий, порядок защиты и форму отчета.
Методические указания по курсовому проектированию – учебное издание, содержащее комплексное задание преимущественно в контексте будущей профессиональной деятельности в соответствии с целями учебной дисциплины, а также рекомендации по планированию и выполнению задания, форму отчета, порядок защиты и правила оценки проекта (работы).
Методические указания по практике (учебной, производственной, преддипломной, научно-исследовательской, научно-педагогической)- учебное издание, содержащее сведения о месте, порядке и продолжительности проведения практики, обязанностях руководителя и практиканта, плане, содержании и порядке отчетности по итогам практики.
Методические указания по дипломному проектированию – учебное издание, содержащее сведения об организации дипломного проектирования, примерных темах и порядке их утверждения, основных этапах проектирования, о структуре и содержании пояснительной записки дипломного проекта, о порядке защиты.
Сборник контролирующих материалов – учебное издание, содержащее комплекс контролирующих заданий в соответствии с целями учебной дисциплины (по отдельной теме или дисциплине в целом).
Дополнительная литература – указывается литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углубленного изучения дисциплины. Она включает в себя следующие виды изданий:
Хрестоматия – учебное издание, содержащее официальные научные, литературно-художественные и иные тексты (фрагменты текстов), являющиеся объектом изучения данной учебной дисциплины.
Сборник учебных материалов – учебное издание, содержащее описание конкретных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности.
Справочник – учебное издание, содержащее краткую, обобщенную информацию по всей дисциплине или отдельным темам, расположенную в порядке, удобном для ее поиска.
Словарь(глоссарий) – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень понятий и терминов учебной дисциплины или ее части и их определения.
Монография — научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.
Газета –периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным и другим вопросам, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу.
Журнал – периодическое текстовое сброшюрованное издание, содержащее статьи и рефераты по различным вопросам.
Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном порядке или систематическом порядке.
Официальные издания – сборники законодательных актов, нормативно-правовых документов и кодексов РФ (издание, публикуемое от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций)
Основные показатели качества основной (учебно-методической) литературы:
1. Не менее 60% наименований литературы из основного списка должны иметь гриф министерства или соответствующего УМО (НМС) (см. Приказ МО РФ № 000 от 01.01.2001г.).
К обязательной (основной) учебной литературе относятся издания с грифом* Минобрнауки РФ, других федеральных органов исполнительной власти РФ, имеющих в ведении высшие учебные заведения, и учебно-методических объединений вузов России (вне зависимости от года выпуска издания). При отсутствии по изучаемым дисциплинам учебных изданий с грифом, в основную литературу могут быть (в соответствии с положением) включены издания без грифа (рекомендованные для учебного процесса УМС ЯГУ). К обязательной (основной) учебной литературе могут быть отнесены также переизданные учебные издания без грифа в предыдущем или последующем издании.
2. Степень устареваемости основной учебной литературы устанавливается по дисциплинам:
*Гриф Минобразования России — присвоенная учебному пособию Минобразованием России и вынесенная на его титульный лист одна из двух формулировок: «Допущено в качестве ….» или «Рекомендовано в качестве». Гриф Минобразования присваивается учебнику приказом за подписью Заместителя министра.
Гриф Минобразования означает соответствие пособия всем требованиям Государственного образовательного стандарта. Гриф «Допущено….» присваивается впервые издаваемым учебникам, гриф «Рекомендовано» — при последующем переиздании учебников, имеющих гриф «Допущено…» и прошедших апробацию в соответствующих образовательных учреждениях. Для получения грифа необходимо обратится в Департамент образовательных стандартов и программ Минобразования России, который направит пособие на соответствующую экспертизу.
Гриф УМО — присвоенная учебному пособию и вынесенная на его титульный лист формулировка Учебно-методического объединения высших учебных заведений в соответствующей области образования о допустимости или рекомендовании использования пособия. Перечни УМО вузов РФ утверждены приказами Минобразования России:
Гриф НМС — присвоенная учебному пособию и вынесенная на его титульный лист формулировка Научно-методического совета Минобразования России по соответствующей дисциплине или тематике о допустимости или рекомендовании использования пособия. Перечни НМС утверждены приказами Минобразования России:
Перечни УМО И НМС входят в консалтинговый комплект методических материалов, выполняемых Центром государственной аккредитации.
Разработано методическим отделом УМУ ЯГУ