Что относится к учебной литературе

Виды учебной литературы

Что относится к учебной литературе Что относится к учебной литературе Что относится к учебной литературе Что относится к учебной литературе

Что относится к учебной литературе

Что относится к учебной литературе

Лекция 3

Виды учебной и научной литературы

Виды учебной литературы

Виды научной литературы

Правила поиска литературы. Библиографические указатели

Реферативные журналы

6. Реферативно-библиографические базы данных

Виды учебной литературы

Литература, используемая при обучении в вузе, очень разно­образна по типам, видам и жанрам изданий. Каждый из них имеет свое назначение. Поэтому нужно хорошо знать, какого рода информацию может содержать то или иное издание, что­бы правильно ими пользоваться. Представим наиболее важные и распространенные виды литературы, с которыми придется работать студенту во время учебы.

В учебнике знания подаются в определенной методической обработке и последовательности, т. е. при изложении материа­ла обязательно учитываются закономерности и приемы его ус­воения обучающимися, а поэтому необходимо принять во вни­мание возраст и уровень знаний тех, кому учебник адресован. Ведь одну и ту же дисциплину могут изучать старшие школьни­ки, студенты вуза или специалисты, которые повышают свою квалификацию, и очевидно, что учебники для этих разных ка­тегорий учащихся должны быть различными.

Учебник может быть авторским, т. е. написанным одним или несколькими авторами, или коллективным, когда в его созда­нии принимал участие целый коллектив авторов. В этом случае обычно указывается главный редактор, возглавлявший этот коллектив.

В отличие от школьного учебника, где излагаются основы наук, учебник для вуза представляет саму науку. Постоянное интенсивное развитие научного знания приводит к относитель­но быстрому устареванию вузовских учебников, поэтому в до­полнение к ним выпускаются различного рода учебные издания: курсы лекций, учебные пособия и др.

Учебное пособие обычно дополняет существующие учебники по данной дисциплине и поэтому, как правило, оно или уже по охвату материала, т. е. в нем рассматривается только часть учеб­ного курса, или больше ориентировано на практическую сторо­ну усвоения материала, содержит больше практических реко­мендаций. В отличие от учебника, который должен представлять наибо­лее устоявшееся и наименее спорное знание, учебное пособие в большей степени отражает позицию его автора или авторов, их личный преподавательский и научно-исследовательский опыт в той области знания, которой посвящено пособие.

К учебным пособиям относятся также издания вспомогатель­ного характера, используемые в процессе обучения: учебные словари и справочники, своды данных, таблицы, карты и т. п.

Что относится к учебной литературе

4.2. Виды научной литературы

Широко распространены периодические сборники, выходящие через определенные промежутки времени (например, раз в год), или продолжающиеся, выходящие по мере накопления материалов. Они имеют общее заглавие, нумерацию и бывают, как правило, однотипно оформленными. Такие сборники издаются обычно научными учреждениями, обществами или ассоциаци­ями, а также учебными заведениями. Если в таком сборнике принимают участие представители разных вузов, он называет­ся межвузовским.

Помимо центральных научных журналов достаточно широ­ко распространены журнальные издания вузов, научных об­ществ, ассоциаций и др., которые тоже играют заметную роль в научной жизни страны и часто содержат важную научную информацию.

3. Справочно-информационная литература

Материал в энциклопедиях представлен в виде отдельных ста­тей, каждая из которых содержит основную информацию по су­ществу вопроса: изложение научной теории, исторического собы­тия, описание объекта, процесса, явления и пр. Статьи могут располагаться в алфавитном порядке их заглавий или по опреде­ленному систематическому принципу. Энциклопедии, несмотря на свои большие объемы, являются очень компактным и удобным для пользования источником ин­формации. Умея пользоваться энциклопедией, вы за несколь­ко часов можете извлечь из нее столько полезной информации, сколько из книг вы будете вычитывать недели и месяцы.

Конечно, пользоваться энциклопедией не всегда бывает про­сто. Иногда трудно сразу представить, каким образом может быть сформулировано заглавие статьи, которая вас интересует, а значит где, на какую букву нужно ее искать. На этот случай необходимо знать, что любая энциклопедия снабжена системой отсылок и указателей, помогающих найти необходимую инфор­мацию. Если вы освоитесь с этой системой-помощницей, то эн­циклопедии перестанут пугать вас своим объемом и станут не­заменимым источником информации.

В любом справочнике вы найдете вступительную статью, в ко­торой объясняется, как им надо пользоваться. Кроме того, каж­дый справочник обязательно снабжен вспомогательными указа­телями, помогающими легко отыскивать нужные сведения. А вот умение и привычка пользоваться справочниками пригодятся не только во время учебы, но и в вашей последующей профессио­нальной деятельности.

Читая учебную и особенно научную литературу, вы неизбеж­но встретите большое количество новых для вас слов, значение которых далеко не всегда можно понять из текста. Не пропус­кайте их, а старайтесь выяснить, что они значат. Для этого мож­но обратиться к энциклопедии, энциклопедическому словарю или справочнику. Если термин иностранного происхождения, его значение можно также попытаться найти в Словаре иностран­ных слов. И во многих случаях вы найдете ответ на свой вопрос. Но иногда, особенно если речь идет о термине, появившемся сравнительно недавно, вам придется искать специальный тер­минологический словарь, чтобы выяснить его значение. Надо сказать, что таких словарей пока очень мало. Поэтому если в интересующей вас области знания есть недавно вышедшие тер­минологические словари (их еще называют глоссариями), поча­ще пользуйтесь им.

Толковые словари бывают самыми разными по объему (коли­честву слов) и по составу. Наиболее известный и широко употреб­ляемый из них, который должен стать и вашим непременным спутником, — это «Толковый словарь русского языка» С. И. Оже­гова и Н. Ю. Шведовой.

Источник

Инструктивное письмо «О видах учебной, учебно-методической (основной) и дополнительной литературы в вузе»

Что относится к учебной литературе

Проректор по УР ЯГУ

«О видах учебной, учебно-методической (основной) и дополнительной литературы в вузе»

Список литературы, используемый в учебном процессе подразделяется на обязательную (основную) и дополнительную.

Обязательная (основная) литература – указываются основные учебники с точки зрения необходимости, доступности, срока давности, наличия в библиотеке.

В обязательную (основную) вузовскую литературу включается:

Учебник – учебное издание, содержащее развернутый, систематизированный, теоретический материал по всей учебной дисциплине, включающий обоснования, разъяснения и иллюстрации, а также учебные задания в соответствии с целями учебной дисциплины.

Учебное пособие – учебное издание, содержащее учебные задания и теоретические сведения для их решения (по всей дисциплине или отдельным разделам) в соответствии с целями учебной дисциплины, включающее разнообразные материалы для поддержки обучающегося, а также материалы для самоконтроля и контроля.

Также книгообеспеченность вуза включает наличие учебно-методической литературы, в которую входят следующие виды литературы:

Конспект лекций – учебное издание, содержащее теоретические сведения в сжатом виде в соответствии с целями учебной дисциплин (в целом или отдельным ее темам) и отражающее авторское видение отбора и подачи учебного материала.

Сборник задач и упражнений – учебное издание, содержащее комплекс заданий для обучения, контроля и самоконтроля в соответствии с целями учебной дисциплины (по отдельной теме или дисциплине в целом, возможно, с ответами).

Методические рекомендации к практическим занятиям – учебное издание, содержащее задания в соответствии с целями учебной дисциплины, продуктивные способы выполнения заданий и разнообразные способы поддержки обучающегося.

Методические указания – учебное издание, содержащее пояснения по определенной теме, разделу или вопросу дисциплины. В них отражается методика выполнения заданий или поясняется характер действий при выполнении отдельной работы.

Методические указания к лабораторным работам – учебное издание, содержащее задания (экспериментального характера преимущественно в контексте будущей профессиональной деятельности в соответствии с целями учебной дисциплины) и рекомендации по планированию и выполнению лабораторного эксперимента, а также материалы для самоконтроля и контроля (порядок защиты), описание специального оборудования и программных средств, основных предполагаемых результатов и формы отчета.

Методические указания по выполнению расчетно-графического задания – учебное издание, содержащее варианты заданий в соответствии с целями учебной дисциплины, а также рекомендации по планированию и выполнению заданий, порядок защиты и форму отчета.

Методические указания по курсовому проектированию – учебное издание, содержащее комплексное задание преимущественно в контексте будущей профессиональной деятельности в соответствии с целями учебной дисциплины, а также рекомендации по планированию и выполнению задания, форму отчета, порядок защиты и правила оценки проекта (работы).

Методические указания по практике (учебной, производственной, преддипломной, научно-исследовательской, научно-педагогической)- учебное издание, содержащее сведения о месте, порядке и продолжительности проведения практики, обязанностях руководителя и практиканта, плане, содержании и порядке отчетности по итогам практики.

Методические указания по дипломному проектированию – учебное издание, содержащее сведения об организации дипломного проектирования, примерных темах и порядке их утверждения, основных этапах проектирования, о структуре и содержании пояснительной записки дипломного проекта, о порядке защиты.

Сборник контролирующих материалов – учебное издание, содержащее комплекс контролирующих заданий в соответствии с целями учебной дисциплины (по отдельной теме или дисциплине в целом).

Дополнительная литература – указывается литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углубленного изучения дисциплины. Она включает в себя следующие виды изданий:

Хрестоматия – учебное издание, содержащее официальные научные, литературно-художественные и иные тексты (фрагменты текстов), являющиеся объектом изучения данной учебной дисциплины.

Сборник учебных материалов – учебное издание, содержащее описание конкретных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности.

Справочник учебное издание, содержащее краткую, обобщенную информацию по всей дисциплине или отдельным темам, расположенную в порядке, удобном для ее поиска.

Словарь(глоссарий) – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень понятий и терминов учебной дисциплины или ее части и их определения.

Монография — научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.

Газета –периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным и другим вопросам, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу.

Журнал – периодическое текстовое сброшюрованное издание, содержащее статьи и рефераты по различным вопросам.

Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном порядке или систематическом порядке.

Официальные издания – сборники законодательных актов, нормативно-правовых документов и кодексов РФ (издание, публикуемое от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций)

Основные показатели качества основной (учебно-методической) литературы:

1. Не менее 60% наименований литературы из основного списка должны иметь гриф министерства или соответствующего УМО (НМС) (см. Приказ МО РФ № 000 от 01.01.2001г.).

К обязательной (основной) учебной литературе относятся издания с грифом* Минобрнауки РФ, других федеральных органов исполнительной власти РФ, имеющих в ведении высшие учебные заведения, и учебно-методических объединений вузов России (вне зависимости от года выпуска издания). При отсутствии по изучаемым дисциплинам учебных изданий с грифом, в основную литературу могут быть (в соответствии с положением) включены издания без грифа (рекомендованные для учебного процесса УМС ЯГУ). К обязательной (основной) учебной литературе могут быть отнесены также переизданные учебные издания без грифа в предыдущем или последующем издании.

2. Степень устареваемости основной учебной литературы устанавливается по дисциплинам:

*Гриф Минобразования России — присвоенная учебному пособию Минобразованием России и вынесенная на его титульный лист одна из двух формулировок: «Допущено в качестве ….» или «Рекомендовано в качестве». Гриф Минобразования присваивается учебнику приказом за подписью Заместителя министра.

Гриф Минобразования означает соответствие пособия всем требованиям Государственного образовательного стандарта. Гриф «Допущено….» присваивается впервые издаваемым учебникам, гриф «Рекомендовано» — при последующем переиздании учебников, имеющих гриф «Допущено…» и прошедших апробацию в соответствующих образовательных учреждениях. Для получения грифа необходимо обратится в Департамент образовательных стандартов и программ Минобразования России, который направит пособие на соответствующую экспертизу.

Гриф УМО — присвоенная учебному пособию и вынесенная на его титульный лист формулировка Учебно-методического объединения высших учебных заведений в соответствующей области образования о допустимости или рекомендовании использования пособия. Перечни УМО вузов РФ утверждены приказами Минобразования России:

Гриф НМС — присвоенная учебному пособию и вынесенная на его титульный лист формулировка Научно-методического совета Минобразования России по соответствующей дисциплине или тематике о допустимости или рекомендовании использования пособия. Перечни НМС утверждены приказами Минобразования России:

Перечни УМО И НМС входят в консалтинговый комплект методических материалов, выполняемых Центром государственной аккредитации.

Разработано методическим отделом УМУ ЯГУ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *