Что относится к учебно лабораторному оборудованию
Что такое учебно-лабораторное оборудование
Что это такое?
Учебно-лабораторное оборудование являет собой технику, при помощи которой преподаватели проверяют эффективность применения теоретических знаний в практических условиях. Наиболее часто эта разновидность оборудования используется в школах, медицинских и технических вузах. Применяют ее и в составе специализированных исследовательских лабораторий.
Само по себе, учебно-лабораторное оборудование бывает нескольких видов:
1. По мере необходимости, покупатели также могут приобрести все необходимые аксессуары, запасные части и расходные материалы. Их покупка может быть вызвана несколькими причинами:
2. Необходимость увеличения мощности или производительности. При проведении лабораторных экспериментов с использованием, например, микроскопа, это позволит рассматривать более мелкие предметы без искажения картинки;
Учебно-лабораторное оборудование: преимущества перед профессиональной техникой
Найти и купить Учебно-лабораторное оборудование можно на сайте www.levenhuk-opt.ru/.
Таким образом, учебно-лабораторное оборудование позволит без проблем проводить эксперименты в лабораториях школ, медицинских и технических ВУЗов, гарантируя при этом полную безопасность. Доступная стоимость делает эту технику очень востребованной.
Учебно-лабораторное оборудование
Гранит науки крепок, и далеко не каждому он дается легко. Чтобы получение знаний шло с максимально эффективностью, необходимо сделать занятия максимально увлекательными и наглядными. Для этого лучше всего использовать различные пособия и специализированные инструменты.
Учебно-лабораторное оборудование как раз и относится к инструментам, применение которых делает учебный процесс не просто полноценным, а максимально результативным и интересным. Безопасность и успех проведения занятий напрямую зависят от качества и функциональности каждого изделия. В магазине «Прайм Кемикалс Групп» можно купить для учебных заведений отличное лабораторное оборудование в Москве и области. Кроме того у нас продаются и химреактивы, необходимые для проведения опытов.
Ассортимент
Наш интернет-магазин предлагает внушительный ассортимент современного лабораторного оборудования по химии, которое может успешно использоваться в учебных целях. В нашем каталоге вы найдете все, что необходимо для школьных и университетских лабораторий:
— лабораторную посуду из стекла, фарфора, пластика;
— химреактивы в розницу и оптом;
— набор образцов минеральных камней;
— лабораторные приборы и оборудование, прочие лабораторные принадлежности.
Наибольшим спросом среди представленных видов продукции пользуется лабораторная посуда. Стеклянная посуда для химических лабораторий применяется в школах и высших учебных заведениях различной степени аккредитации. В соответствующем разделе нашего сайта представлены:
— склянки для хранения реагентов;
— бутыли (газоотводные, промывочные, бутыли Вульфа и Роукса);
— воронки лабораторные (делительные и воронки Шотта);
— капельницы;
— колбы для химических опытов мерные, плоскодонные, круглодонные, колбы Бунзена и Эрленмейера;
— мензурки;
— пипетки;
— тигели Гуча;
— пробирки;
— чашки Петри и многое другое.
Вся представленная в каталоге посуды продукция отличается по форме и назначению, по объему и цене. Однако все модели объединяет безупречное качество материалов и литья, абсолютная безопасность и практичность.
Химические реактивы
Ни одна химическая лаборатория в учебном заведении не может обойтись без хим реактивов, и у нас их огромный выбор. Кроме того у нас в продаже:
— индикаторная бумага;
— буферные растворы;
— фиксаналы и стандарт-титры
— перчатки, маски, халаты и другие средства защиты.
Высокое качество, огромный выбор и доступная цена выгодно отличают наши предложения от конкурентных.
Лабораторные приборы и оборудование
В нашем интернет-магазине представлены все виды оборудования, помогающие в проведении химических опытов и лабораторных работ:
— штативы Бунзена и штативы для пробирок из металла и пластика. Они имеют различные высоты и предназначены для разного количества пробирок;
— лабораторные водные бани;
— весы, в том числе электронные высокоточные и весы лабораторные аналитические;
— спиртовки;
— микроскопы, как детские, так и рассчитанные на использование взрослыми. Причем к микроскопам у нас можно купить готовый набор микропрепаратов с предметными стеклами!
Представленный ассортимент поможет наилучшим образом разнообразить учебный процесс и сделает его интереснее, а значит, понятнее!
Учет лабораторного и научного оборудования образовательных ау
«Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 8
Образовательное учреждение технического профиля считает хорошим достижением располагать собственной научной базой, которая включает не только накопленные знания, умения и навыки, но и собственную лабораторию. Учет оборудования, предназначенного для обучения и научных исследований, имеет свои особенности, о чем рассказано в настоящей статье. В ней также прокомментированы перспективы льгот в инновационной сфере, которые небезынтересны бухгалтерам автономных учреждений учебного профиля.
Начинаем: требования к технической оснащенности АУ
Специальное оборудование следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, систематически проверять. Неисправное оборудование должно своевременно заменяться, ремонтироваться (если оно подлежит ремонту) или изыматься из эксплуатации. В состав специального оборудования могут входить различные лабораторные комплексы, приборы, тренажеры, малогабаритное технологическое и контрольно-диагностическое оборудование, адаптированное к учебному и научно-исследовательскому процессу.
Продолжаем: классификация лабораторного оборудования
Утверждены Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н.
На каком счете учесть лабораторное оборудование?
В соответствии с Методическими указаниями возможны два способа учета спецоборудования, приспособлений и инструмента. Данные объекты могут отражаться в составе оборотных активов на специальном субсчете к счету 10 «Материалы». В то же время организация вправе вести учет специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования в порядке, предусмотренном для основных средств. Считаем, что последнее возможно только в отношении тех активов, которые отвечают признакам основных средств. Таким образом, образовательное учреждение должно определиться с порядком учета спецоборудования, закрепив его в учетной политике.
Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
В Методических указаниях правила учета не разделяются между спецоборудованием, спецприспособлениями и специнструментом. В документе прописан единый порядок для учета спецоснастки, объединяющий все перечисленные оборотные активы специального «характера».
Автономное учреждение может столкнуться с ситуацией, когда спецоборудование, спецприспособления, специнструмент сразу поступают в эксплуатацию (а не на склад). В этом случае считаем, что можно обратить внимание на п. 17 Методических указаний. Данным пунктом допускается (исходя из процесса производства) изготовленную спецоснастку сразу передавать подразделениям организации без ее фактического завоза на склад организации. В частности, к специальной оснастке, передача которой в производство может быть осуществлена без ее фактического завоза на склад, относится реакторное оборудование, некоторые виды контрольно-измерительной аппаратуры и т.п. В этих случаях специальная оснастка отражается в складском и бухгалтерском учете как поступившая на склад (иные места хранения) организации. При этом в приходных и расходных документах склада и приходных документах производственного (эксплуатирующего) подразделения организации одновременно делаются отметки о том, что специальная оснастка получена и выдана со склада организации.
Отметим, тот факт, что спецоборудование сразу передается в лабораторию, не освобождает бухгалтера от аналитического учета движения имущества в эксплуатации. Он выполняет контрольную функцию и ведется по наименованиям, количеству, стоимости лабораторного оборудования (приспособлений, инструмента) с указанием даты поступления в эксплуатацию, мест эксплуатации и материально ответственных лиц (п. 22 Методических указаний). Аналитический учет можно организовать в книгах по форме оборотных ведомостей или в электронном виде, обеспечивающих получение необходимой информации по учету движения специальной оснастки.
Мало того, с целью обеспечения контроля за сохранностью специального оборудования его стоимость при передаче в эксплуатацию АУ может принять на забалансовый учет по дополнительно вводимому забалансовому счету «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию». Использование забалансового учета рекомендуется в случаях полного списания стоимости спецоборудования (приспособлений, инструмента) при передаче в эксплуатацию или наличия обязательств по хранению после окончания эксплуатации. Забалансовый учет осуществляется по простой форме (в одностороннем порядке) в разрезе наименований (номенклатурных номеров) специальной оснастки или ее групп (укрупненных комплектов) по фактической себестоимости приобретения (изготовления).
Возникает вопрос: зачем вести забалансовый учет, когда есть аналитический? Дело в том, что аналитический учет ведется в период, пока стоимость оборудования не перенесена в полном объеме на затраты, после этого момента попросту нет балансового счета, на котором можно было бы вести аналитику (стоимость имущества списана). Поэтому возникает необходимость организовать подобный учет за балансом на период эксплуатации (хранения) лабораторного оборудования (приспособлений, инструмента).
Как можно списать стоимость оборудования и приспособлений?
Если АУ решило учитывать лабораторное оборудование не как ОС, то ему пригодится один из субсчетов (в частности, 10-11), открытый к счету 10, но при этом его следует использовать в особом порядке. Поясним.
Нормами п. п. 24, 25 Методических указаний предусмотрено несколько способов погашения стоимости специального оборудования, приспособлений, инструмента:
Какой способ подходит образовательному АУ? Учтите, выбирать не надо, если спецоснастка приобретается за счет целевых средств. В этом случае ее стоимость списывается сразу в полном объеме, дабы своевременно отразить использование целевых средств.
Вернемся к способам. Наиболее объективным, на взгляд автора, является списание пропорционально объему продукции (заказов), но в образовательной и научно-исследовательской деятельности об этом вряд ли можно говорить. Если и есть у образовательного АУ заказы, то они единичны, и ни о каком объеме (продукции) речи быть не может.
В Методических указаниях отсутствуют разъяснения о том, с какого момента следует списывать стоимость оборудования, поэтому и в данном вопросе выбор остается за учреждением. Опять же, в целях сближения двух видов учета рекомендуем производить списание начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи спецоборудования в эксплуатацию.
В бухгалтерском учете АУ стоимость контрольно-измерительного оборудования включается в состав затрат равномерно в течение срока эксплуатации. Для целей налогообложения оснастка признается амортизируемым имуществом, стоимость которой также равномерно уменьшает налогооблагаемую базу по прибыли. В бухгалтерском и налоговом учете применяется линейный способ списания стоимости оборудования. Для отражения его в учете АУ использует субсчета 10-10 и 10-11.
Утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
В бухгалтерском учете образовательного АУ будут сделаны следующие проводки:
Обратим внимание еще на один плюс учета специального оборудования в составе спецоснастки, а не основных средств. Если стоимость таких объектов составляет существенные суммы, при отражении спецоборудования в составе ОС АУ придется платить немалый налог на имущество. Этого можно избежать, если отражать оборудование как спецоснастку в составе МПЗ, пусть и списываемых в особом порядке. Но не стоит обольщаться: налоговые риски при минимизации налогообложения неизбежны, особенно если лабораторное оборудование АУ стоит сотни тысяч рублей. Бухгалтеру нужно запастись убедительными аргументами, подтверждающими специальный характер такого оборудования, позволяющий исключить его из облагаемых налогом на имущество ОС. Это в первую очередь технические характеристики приборов и оборудования, приказ руководителя о порядке его использования для нестандартных операций, договоры на проведение подобных операций с заказчиками и иные документы, выделяющие спецоборудование АУ из обычных ОС.
В связи с тем что приспособление необходимо для проведения единичного эксперимента, бухгалтер АУ выбрал упрощенный способ списания стоимости спецоборудования (единовременно при передаче в эксплуатацию). Исходя из стоимости и срока службы, для целей налогообложения приспособление не признается амортизируемым имуществом, а включается в состав материальных расходов отчетного периода. Отметим, в данном случае приспособление к контрольно-измерительному оборудованию в принципе является его дооборудованием, улучшающим его технические характеристики. Однако в связи с тем, что в бухгалтерском учете контрольно-измерительное оборудование отражается в составе МПЗ, приспособление уже не увеличивает его стоимость, а списывается как отдельная спецоснастка. Для целей налогообложения приспособление может рассматриваться как дооборудование, но, учитывая единичный характер операции, для которой оно производится, бухгалтер вправе считать такое дооборудование расходом текущего отчетного периода. Ведь именно в нем АУ планирует получить доходы, связанные с проведением эксперимента в рамках НИОКР, исходя из условий заключенного с заказчиком контракта. Это дает право списать расходы на изготовление приспособления в том отчетном периоде, когда и проведен эксперимент.
В бухгалтерском учете АУ дополнительно будут сделаны следующие записи:
Если бы изготовителем приспособления был предъявлен НДС, его, как и в примере 1, следовало бы включить в стоимость актива при условии использования приспособления в не облагаемой НДС деятельности.
Итак, учет специального оборудования, приспособлений и инструмента у образовательных АУ по правилам, предусмотренным для спецоснастки, имеет преимущества, но есть и недостатки, связанные с промежуточным положением таких активов между ОС и МПЗ. Бухгалтеру АУ нужно определиться, какой способ учета оборудования наиболее подходит для его учебного заведения, и сделанный выбор закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Также можно прописать правила налогообложения, не противоречащие нормам Налогового кодекса, которые не предусматривают отдельных положений о налогообложении специального оборудования (приспособлений, инструмента), используемого в нестандартных операциях.
Несколько слов об инновационных перспективах
Целесообразно также определить в Налоговом кодексе перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизация оборудования и др.), относимых к расходам на НИОКР. Этот вопрос представляется особенно актуальным в связи с предоставлением возможности с 1 января 2009 г. применять повышающий коэффициент 1,5 к расходам на НИОКР по направлениям, утверждаемым Правительством РФ. Предоставление налоговой субсидии по таким расходам без четкого определения перечня их статей (возможно, с установлением предельной величины расходов по отдельным статьям) может привести к злоупотреблениям, выражающимся в отнесении части общепроизводственных и общехозяйственных расходов (косвенных расходов) к расходам на НИОКР, что, в свою очередь, приведет к дискредитации самой льготы.
Что будет предложено и реализовано, покажет время. Но уже сейчас АУ может минимизировать налоговую нагрузку и упростить учет в части специального оборудования, приспособлений и инструмента, что было основной темой данной статьи.
Учебное оборудование
Перечни оборудования для общеобразовательных учреждений утверждаются приказами Министерства образования. Для начальной школы разрабатываются на базе требований к основам образования и включают:
помогающие школьнику совершенствовать и развивать свою личность. Типовые перечни подобных средств позволяют оказать помощь подростку в определении верных ориентиров в формировании нравственных принципов, и культурных ценностей.
В современном образовании кроме принятых обучающих курсов существуют и авторские разработки, и развивающие программы, что влияет на номенклатурные порядки перечней, которые могут изменяться и корректироваться в соответствии с задачами.
Нормы средств и оборудования определяются документацией на школу с одним комплектом классов, а количество лабораторного оборудования и расходных материалов в данных нормах указывается в расчёте на среднюю наполняемость классов.
Учебно-лабораторное оборудование
Различные наглядные пособия и учебно-лабораторное оборудование позволяют учителю сделать процесс усвоения материала более продуктивным, и мотивировать школьников к более глубокому изучению той или иной дисциплины. Потому, промышленностью выпускается одобренная к производству продукция, призванная заинтересовать молодое поколение и определиться с выбором профессии.
Администраторам учебных заведений предлагается продукция, которая необходима в классах и кабинетах:
§ биологии, в частности анатомии и ботаники;
§ математики и литературы;
то есть, практически для любой школьной дисциплины, где программа обучения предполагает использование наглядных пособий или проведение лабораторных работ и помогает повысить эффективность усвоения материала.
Перечень учебного оборудования
Потому, новые проекты перечней содержат:
§ изделия, которые выпускаются с одобрения Министерства образования на серийной основе;
§ оборудование и изделия, производимые для нужд народного хозяйства, но признаны полезными для использования в школьных учреждениях;
§ аппараты, подлежащие модернизации;
§ предметы и материалы, находящиеся в разработке;
§ подготовленные к выпуску, но ещё не производимые в промышленных масштабах.
Пополнение перечней новой аппаратурой учитывается данными документами по мере изменений, происходящих в промышленности и техническом оснащении. Некоторое устаревшее оборудование исключается из рекомендованного и на смену ему приходят новые разработки, способные помочь в получении полноценного образования в современной школе.
Оборудование учебного кабинета
Учебные кабинеты – помещения школы, где проводятся изучение какого-либо предмета, факультативы и внеклассная работа, оснащённые специальными наглядными пособиями, оборудованием и иными техническими средствами
В зависимости от классификации они могут подразделяться:
§ на классные комнаты без определённой специализации;
§ предметные классные помещения;
§ зальные комнаты, предполагающие занятия физической культурой, хореографией,
что определяет составления особого перечня для оборудования каждого из них.
Часто в документах отражена не только материально-техническая, но эстетическая сторона оформления учебной аудитории для изучения того или иного предмета школьной программы.
При оформлении кабинетов не должно быть перенасыщения пространства наглядными пособиями и элементами дизайна, например, растениями, которые способны отвлекать внимание учащихся.
Учебное оборудование и пособия
Все материалы, собранные в учебных кабинетах, должны отвечать требованиям современной педагогической науки, то есть:
§ иметь научную основу;
§ соответствовать принятым стандартам;
§ храниться в оборудованных для этого местах и быть в доступности для преподавателя.
Наглядные пособия должны аккуратно выглядеть, способствуя эстетическому оформлению кабинета.
Оборудование и технические средства оснащения кабинета или лаборатории, в зависимости от их специализации должны отвечать всем требованиям техники безопасности.
При каждом специализированном кабинете по изучению химии или физики, биологии или информатики, оборудуется лаборантская, где хранится применяемое оборудование, расходные материалы и пособия, что способствует оптимальной организации учебного процесса.
Учебное техническое оборудование
Независимо от материально-технической базы школы получение современного образования невозможно без использования в учебном процессе целого ряда технических средств:
§ технических устройств и компьютеров, используемых для обучения и проведения различных культурных мероприятий;
§ средств передачи образовательной информации, к которым относятся видеомагнитофоны; музыкальные центры; графопроекторы, диапроекторы, радиоузлы и компьютерная техника;
§ технические средства контроля;
§ тренажёры для самостоятельного обучения;
§ вспомогательные технические устройства, такие как движущиеся классные доски, или приборы дистанционного управления.
Данная аппаратура постоянно обновляется и совершенствуется, что даёт возможность более эффективного использования учебного времени. Применение технических средств позволяет сформировать у школьников навыки управления различными технологическими процессами.
Использование учебного оборудования
Новые требования к техническому оснащению общеобразовательных школ предполагают решение задач по обеспечению учебных заведений современным оборудованием и внедрению цифровых информационных технологий, которые способны дать возможность:
§ поиска информации во всемирной паутине;
§ проведения экспериментов не только с использованием лабораторного оборудования, но и в виртуальной среде;
§ использования компьютерного моделирования, цифровых планов и карт;
§ размещения своих материалов в информационном поле учебного заведения.
Преподавательскому составу применение современного оборудования позволяет:
§ использовать интерактивные средства обучения;
§ знакомить учащихся с новыми источниками информации;
§ наиболее эффективно иллюстрировать какой-либо процесс или явление;
§ проводить эксперименты с помощью цифровых аналогов;
§ осуществлять автоматизированный контроль над усвоением материала по определённой тематике или всему курсу программы,
что даёт возможность проводить дистанционное обучение и интеллектуально развивать школьников.
Лабораторное оборудование. Классификация, основные категории
Лабораторное оборудование — это широкий перечень инструментов, приборов и аппаратов, используемых в лабораторной практике для проведения исследований и испытаний, качественных и количественных анализов, в процессе отбора образцов и пробоподготовки. Это общее название для многих тысяч инструментов ежедневно применяемых в различных видах лабораторий.
Классификация лабораторного оборудования
Условно лабораторное оборудование можно разделить на основные категории:
Данное деление не является обязательным и не прописано в каких-либо нормативных документах. Оно используется для удобства ориентирования в многообразии позиций и подбора оборудования под конкретные задачи.
Однако, существует деление, прописанное в Приказе Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 об утверждении критериев аккредитации. Согласно данному документу, оборудование, используемое в аккредитованной лаборатории, делится на:
Стоит отметить, что к средствам измерения относится не только оборудование (механизм), но и любое другое техническое средство, с помощью которого физическая величина может быть не только обнаружена, но и измерена. Например, к средствам измерения относится мерная лабораторная посуда, такая как пипетки, мерные колбы или цилиндры. Любое средство измерения обладает нормированными метрологическими характеристиками и внесено в специальный реестр СИ. Ознакомиться с реестром, в котором отражены реестровый номер, наименование СИ, информация об изготовителе, статусе действия и другая полезная информация, можно на официальном сайте перейдя по ссылке.
Чем отличается испытательное от вспомогательного оборудования
Очень часто, даже работники лабораторий, путают испытательное и вспомогательное оборудование. На самом деле, деление довольно простое: к испытательному оборудованию относятся приборы и устройства для воспроизведения тех или иных условиях испытаний: например, температуры, влажности, давления, механических нагрузок. К вспомогательному оборудования, в принципе, относится все остальное оборудование, задействованное на различных стадиях проведения лабораторного анализа, но чьи технические параметры не так существенны в плане влияния на метрологическую составляющую методики в целом. Немного запутанно, но если сократить, то испытательное – устройства, от которых зависит результат эксперимента; вспомогательное – от которого не зависит. В аккредитованной лаборатории все испытательное оборудование, задействованное в реализации методик, должно быть аттестовано. Вспомогательное оборудование аттетовывать не нужно.
В состав испытательного оборудования могут включаться средства контроля параметров испытываемой продукции и программное обеспечение.
Одно и то же оборудование при проведении разных методик, может быть и испытательным, и вспомогательным оборудованием. Например, если от установленной температуры в сушильном шкафу зависит результат анализа, то он будет являться испытательным оборудованием, если же, сушильный шкаф применяется, например, для высушивания лабораторной посуды, и в методике не указана температура, при которой должно происходить высушивание, то он будет вспомогательным оборудованием. Но для исключения возможных спорных ситуаций, лучше, сушильный шкаф все таки аттестовать.
К испытательному оборудованию можно отнести такие приборы, как сушильные шкафы, климатические камеры, воздушные и жидкостные термостаты, высокотемпературные печи, и т.д. В качестве вспомогательного оборудования выступают, например, центрифуги, шейкеры, колбонагреватели, установки вакуумной фильтрации, дистилляторы, нагревательные плиты, ротационные испарители, вытяжные шкафы и др.
Категории лабораторного оборудования
Учитывая многообразие лабораторных приборов, специалисты лабораторий могут столкнуться с проблемой выбора необходимого оборудования под требуемые задачи. Для упрощения такого выбора можно провести деление на категории и подкатегории.
I. Общелабораторное оборудование
Это огромный пласт оборудования применяемого в процессе подготовки и анализа проб для термической обработки, измельчения, смешивания, фильтрации, поддержания температуры, разделения фаз, рассева и других действий. Общелабораторное оборудование можно разделить на подкатегории:
I.I. Нагревательное, охлаждающее и термостатирующее оборудование:
многообразие приборов для нагрева, охлаждения и поддержания температуры, сушки, озоления, термостатирования и подогрева в процессе лабораторного анализа.
— Высокотемпературные муфельные печи. В отличии от сушильных шкафов, которые рассчитаны для нагрева до 200-350 гр, муфельные печи поддерживают температуру до 900-1300 гр. Есть модели с более широким диапазоном. Модели различаются температурным диапазоном, точностью поддержания температуры, размером, типом и материалом камеры, возможностями контроллера (например наличие программированного режима). Некоторые модели могут быть снабжены специальным вытяжным устройством для удаления продуктов горения. Основные производители марки: компания ЛОИП (марка LF), Смоленское СКТБ СПУ (марка ЭКПС), SNOL.
— Лабораторные бани (водяные). Устройства для нагрева и поддержания температуры в определенного объема жидкости (теплоносителя). В качестве теплоносителя, как правило, выступает дистиллированная вода, собственно отсюда и название – водяная баня. Максимальная температуры нагрева жидкости в водяной бане ограничено температурой кипения, т.е. 100 гр. Однако, существуют модели, предназначенные для работы с более высокой температурой, например до 200 гр. В таких случаях, в качестве теплоносителя в диапазоне от 100 гр выступает специальная силиконовая жидкость. Модели лабораторных бань различаются объемом и глубиной ванны, количеством рабочих мест (бани комплектуются крышкой с кольцами, которые позволяют устанавливать колбы и стаканы), температурным диапазоном и точностью поддержания температуры. Выпускаются модели со сплошной крышкой без колец, специальные серологические бани для размещения штативов с пробирками флоринского, бани для термостатирования бутирометров (так называемы редуктазники), модели оснащенные шейкерами для одновременного встряхивания и нагрева и др. Среди основных производителей и моделей можно выделить следующие: ТЕРМЭКС (марка ЛБ), Экросхим (ПЭ), ЛОИП (LOIP LB), STEGLER (WB и ТБ), ULAB (UT), GFL.
— Нагревательные плиты. Помимо небольших маломощных электроплиток, в лабораториях часто используются более современные, мощные и вместительные нагревательные плиты. Температура нагрева поверхности, как правило, 350-400 гр, материал платформы обычно изготавливается из алюминиевого сплава или стеклокерамики. Модели разных производителей различаются температурным диапазоном, материалом и размером нагревательной поверхности, мощность, возможностями контроллера. Некоторые производителе комплектуют нагервательные плиты специальным лотком для песка. Можно выделить несколько основных производителей нагревательных плит: Томьаналит (плиты ПЛ, ПЛП и ПЛС), ЛОИП (LH), Экросхим (ES), Таглер (ПН), ULAB (UH), DAIHAN.
— Песчаные бани. В качестве теплоносителя в данном приборе используется песок, что позволяет равномерно прогреть образцы в процессе пробоподготовки и анализа. Максимальная температура нагрева в песчаной бане варьируется в пределах 300-400 гр. Песок в комплекте с банями не поставляется. Ряд производителей выпускает песчаные бани, которые представляют собой нагревательную плиту с лотком для песка. В некоторых моделях лоток является съемным, а в некоторых представляет собой часть конструкции. Самый простой вариант песчаной бани — это обычная электроплитка и лоток, который размещается сверху. Модели песчаных бань различаются температурных диапазоном, размером лотка, возможностью съема лотка, функциями контроллера. Можно выделить основных производителей и модели: Томьаналит (плита ПЛ + лоток), Таглер (БП), ЛОИП (LH-403), Миус (МИМП-БП).
— Термостаты и криостаты жидкостные. Устройства чем то похожи на водяные бани, в качестве теплоносителя выступает жидкость — вода или специальный жидкий теплоноситель, устойчивый к высоким и низким температурам. Выпускаются жидкостные термостаты, позволяющие не только нагревать теплоноситель, но и обеспечивать охлаждение даже до очень низких температур (минус 80 гр). Такие приборы принято называть криостатами. Зачастую конструкция термостата состоит из погружного блока регулирования температуры и ванны. Жидкость в ванне постоянно перемешивается, также у некоторых моделей есть возможность направить жидкость из ванны на внешний контур, например для термостатирования проточного кюветного отделения спектрофотометра, или для охлаждения атомизатора в ААС. В отличии от водяных бань термостаты обладают расширенными функциями, поддерживают температуру с большей точностью. Выпускаются специализированные жидкостные термостаты и криостаты для применения в нефтехимических лабораториях, например для определения плотности, вязкости, давления насыщенных паров, температуры застывания и др. Модели разных производителей различаются температурным диапазоном, точностью поддержания и градиентом температуры, объемом и конструкцией ванны, функциями контроллера. Об основных различиях термостатов двух основных российских производителей было описано ранее. Производители: ЛОИП, Термэкс, LAUDA, DAIHAN и др.
— Термостаты воздушные (инкубаторы). Внешне устройства похожи на сушильные шкаф, но имеют более высокую точность поддержания температуры в камере и меньший диапазон (максимальная температура 60-100 гр, в отличии от 200-350 в сушильных шкафах). Термостаты снабжаются дополнительной стеклянной дверцей, позволяющей проводить наблюдение без нарушения температурного режима. Некоторые модели имеют функцию охлаждения — по сути это холодильник соединенный с термостатом. Модели разных производителей различаются объемом камеры, температурным диапазоном, точностью поддержания температуры, наличием или отсутствием вентилятора для принудительной конвекции, функциями блока управления, дополнительными возможностями. Среди российских производителей можно выделить Смоленское СКТБ СПУ (ТС, ТСО), Касимовский приборный завод (ТВ, ТСвЛ). Основные иностранные производители: BINDER, Memmert, Hettich.
— Стерилизаторы (автоклавы) паровые. Стерилизация лабораторной посуды, инструментов, питательных сред, оборудования и материалов в данных приборах выполняется насыщенным паром под давлением. В паровых стерилизаторах предусмотрены определенные режимы, например в популярной модели ВК-75 стерилизация проходит при температуре 132°С в течение 20 минут и при 120°С в течение 45 минут. Автоклавы выпускаются в настольном и стационарном (напольном) исполнении. Загрузка может быть вертикальной и горизонтальной. Также модели различаются по объему камеры, режимам стерилизации, функциям управления, конструкцией. Среди производителей можно выделить: ТЗМОИ (модели ГК и ВК), Касимовский приборный завод (ГКа, ГПа, ВКа). Ранее популярная модель ВК-30 на данный момент снята с производства.
— Стерилизаторы воздушные (сухожары). Предназначены для стерилизации лабораторной посуды, инструментов, оборудования и принадлежностей с помощью горячего воздуха. По принципу работы и назначению приборы схожи с сушильными шкафами, но имеют предустановленные режимы стерилизации. Максимальная температура в стерилизаторах, как правило, меньше чем в сушильных шкафах, и составляет 180-200 гр. Если в приборе предусмотрен доп. режим, в котором произвольно устанавливается время и температура, то его можно использовать в качестве сушильного шкафа. Стерилизаторы в основном изготавливаются в настольном исполнении, к некоторым моделям можно дополнительно приобрести напольную подставку. Модели отличаются объемом камеры, наличием принудительной вентиляцией, количеством режимов, возможностями контроллера, материалом корпуса. Основные производители: Смоленское СКТБ СПУ (ГП), Касимовский приборный завод (ГП МО, ГП ПЗ), Витязь.
— Колбонагреватели. Выпускаются модели для размещения одной или нескольких круглодонных колб определенного объема. Существуют модели снабженные магнитной мешалкой для одновременного нагрева и перемешивания, а также с погружным термодатчиком для контроля температуры. Колбонагреватели могут иметь аналоговое или цифровое управление, отличаться диапазоном устанавливаемых температур, материалом нагревательного элемента, функциями управления. Основные производители: ЛОИП (LH), Экохим (ПЭ, ES, ESF), STEGLER (JKI, КН), ULAB (UT), DAIHAN.
— Твердотельные термостаты (термоблоки, термореакторы). Данные устройства имеют отверстия (гнезда) в нагревательной платформе, куда помещаются пробирки или виалы. Приборы разливаются типом и материалом платформы, количеством и объемом устанавливаемых сосудов, температурным диапазоном и точностью поддержания температуры. В некоторых моделях помимо нагрева осуществляется и охлаждение пробирок. Термоблоки часто применяются при определении ХПК спектрофотометрическим методом. Модели твердотельных термостатов с гнездами под пробирки Эппендорфа применяются в микробиологических и генетических лабораториях, для биологических исследований. Некоторые производители выпускают твердотельные термостаты со сменными блоками, что позволяет использовать один и тот же прибор для термостатирования емкостей разного объема. Основные производители: Экросхим, Таглер, Люмэкс, Biosan, IKA
I.II. Оборудование для перемешивания и разделения
К данной категории относится лабораторное оборудование применяемое для перемешивания, встряхивания и разделения на фракции. В процессе перемешивания и разделения образцы могут также подвергаться нагреву или охлаждению.
— Шейкеры лабораторные. Модели отличаются типом движения платформы (орбитальный, возвратно-поступательный, качающий), амплитудой движения, размером платформы, наличием функции подогрева. Шейкеры могут быть снабжены различными приспособлениями для закрепления лабораторной посулы на платформе. Специализированные шейкеры-термостаты (инкубаторы) предназначены для работы с иммунологическими планшетами (при проведении ИФА). Как правило выпускаются модели для установки 2-х или 4-х планшет. Основные производители и торговые марки: ULAB, LOIP, ELMI, Экросхим, Biosan, Daihan, IKA
— Магнитные мешалки. К примеру мешалки Стеглер.
— Приборы вакуумного фильтрования
Статья находится в процессе написания, в ближайшее время она будет дополнена и обновлена.