Что относится к тяжеловесным грузам на жд транспорте
Тяжеловесные грузы и их транспортировка по железной дороге
Железнодорожные перевозки являются одним из наиболее оптимальных вариантов транспортировки техники и оборудования, относящихся к категории «тяжеловесные грузы». Это связано с максимальной степенью безопасности, разветвленной сетью дорог, отсутствием зависимости от погодных условий, регулярностью движения при невысокой стоимости перевозок. Как правило, тяжеловесные грузы являются и негабаритными. Именно в области транспортировки подобной техники и оборудования у компании накоплен солидный опыт, позволяющий правильно, быстро оформить документацию, погрузить и доставить технику, оборудование или продукцию в нужное место.
Что относят к тяжеловесным грузам
К ним относят оборудование, технику, любой тип продукции, масса которых вместе с транспортным средством «зашкаливает» за 38 тонн. Подобный груз будет считаться негабаритным, если его размеры превышают стандартные.
Тяжеловесные грузы – это:
Особенности железнодорожных перевозок тяжеловесных грузов
Прежде всего, это выбор правильной схемы закрепления перевозимого оборудования, спецтехники. Специалисты компании разрабатывают схему (эскиз), в соответствии с требованиями руководства РЖД и с учетом формы, размеров, массы груза, а также выбирают наиболее подходящий тип подвижного состава. Например, для транспортировки техники, стройматериалов, не критичных к воздействию внешней среды, подойдут полувагоны; автомобили, автобусы или сельскохозяйственное оборудование перевозят на платформах. Еще одна особенность жд перевозки тяжеловесных грузов – использование при погрузке специальной техники, рассчитанной на подъем многотонных тяжестей. Кроме этого, его транспортировка требует подготовки специальных разрешительных документов.
Компания оказывает содействие при:
Тяжеловесный груз
Тяжеловесный груз (англ. heavy lift или h/lift — в словаре ФИАТА) — это груз, вес которого превышает допустимые нормы, установленные для данного вида транспорта. Соответственно, чтобы получить конкретные числовые значения допустимых значений, нужно обратиться к правилам перевозки для отдельных видов транспорта.
Тяжеловесные грузы часто имеют большие габариты и могут одновременно являться крупногабаритными (негабаритными) грузами.
Автотранспорт
Под тяжеловесным грузом в автомобильных перевозках понимается груз, который при транспортировке создаёт нагрузку, превышающую установленные нормативы в пересчёте на каждую ось транспортного средства (при этом вес груза и вес транспортного средства суммируются).
Автоперевозки в СНГ
Допустимые нагрузки для грузового автотранспорта при перевозках между странами СНГ (Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников СНГ от 1999 г.):
Тип транспортного средства
Максимально допустимая нагрузка (транспортное средство + груз), тонн
Одиночные грузовые ТС
24 (25 для авто с воздушной подвеской)
Автопоезда / седельные тягачи с прицепами
36 (40 при расстоянии между осями более 1,8 м)
24 (28 для шарнирно сочленённых мостов)
При транспортировках груза внутри РФ, перевозчики должны руководствоваться «Правилами перевозок грузов автотранспортом», утверждённых постановлением Правительства РФ № 272 (от 2011 года с актуальными правками), которые устанавливают предельную массу всего транспортного средства (вместе с грузом) и максимальную нагрузку на ось.
Максимальная масса автомобиля в РФ
Обозначенные параметры в Приложении 1 к Правилам перевозок:
Тип транспортного средства
Максимально допустимая масса (транспортное средство + груз), тонн
Одиночные грузовые ТС
Автопоезда / седельные тягачи с прицепами
При сравнении с Соглашением стран СНГ видно, что отличия незначительные.
Максимально допустимая нагрузка на ось в РФ
Согласно Приложения 2 к Правилам перевозки на автотранспорте:
Расстояние между осями
Максимальная нагрузка на одну ось в зависимости от нормативной нагрузки дорожного полотна
Для дороги, рассчитанной на нагрузку 6 тс (односкатные колёса/двускатные колёса)
Для дороги, рассчитанной на нагрузку 10 тс (односкатные колёса/двускатные колёса)
Для дороги, рассчитанной на нагрузку 11,5 тс (односкатные колёса/двускатные колёса)
От 1,8 до 2,5 м (далее считается как одиночная ось)
От 1,8 до 2,5 м (далее считается как одиночная ось)
Более трёх сближенных осей в группе
От 1,8 до 2,5 м (далее считается как одиночная ось)
Для сближенных осей, оснащённых 4 и более односкатными или двускатными колёсами на каждой оси (для групп из 2 осей и более)
От 1,8 до 2,5 м (далее считается как одиночная ось)
При контрольном взвешивании допускается двухпроцентная погрешность (п. 4 ст. 31 257-ФЗ от 2007 г. в актуальной редакции), дальнейшее превышение без разрешительных документов — штраф.
Региональные власти вправе устанавливать сезонные ограничения для предельно допустимых норм внутри субъектов РФ на отдельных трассах или их участках.
Тяжеловесные грузы при сборных перевозках
В отдельных случаях перевозчик сборных грузов может попросить внесение дополнительной платы за превышение нормативов по весу. Рассмотрим ситуацию на примере стандартной 20-тонной фуры:
При превышении заданного норматива по весу для одного поддона/паллеты перевозчику придётся уменьшать количество перевозимых поддонов, чтобы пройти весовой контроль. А это повод увеличить стоимость одного грузового места, чтобы компенсировать стоимость всех сокращённых.
Специальные разрешения для перевозки тяжеловесных грузов
Перемещение транспортных средств, чьи масса и нагрузка на ось превышают установленные нормы, без специальных разрешений запрещено.
Разрешения могут быть:
Оформление возможно несколькими способами:
Для проведения анализа и согласования проезда по заданному маршруту с тяжеловесным грузом необходимо предоставить следующий пакет документов:
По результатам обращения будет выдано разрешение или отказ.
Расходы на перевозку тяжеловесных грузов будут складываться из следующих составляющих:
За движение по маршрутам, не обозначенным в разрешении, а также за нарушение иных предписаний, на перевозчика будут наложены штрафные санкции.
Морские перевозки
Под тяжеловесными грузами при перевозках морским транспортом понимаются отправления, вес которых превышает 35 тонн.
Отдельно выделяются уникальные крупногабаритные тяжеловесные грузы (УКТГ) — это негабаритные грузы, масса которых превышает 100 тонн.
Основание — Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) — РД 31.11.21.24-96 (введены в действие Приказом Росморфлота № 44 от 96 г.).
Перевозка тяжеловесных грузов невозможна без составления проекта.
Исполнителем проекта может выступать компания-перевозчик или иная компетентная организация (например, исследовательский институт). Проект рассчитывается на основании технического задания заказчика/клиента.
В проекте должны быть обозначены:
Проект согласовывается с морским Регистром судоходства.
Проектные организации могут осуществлять надзор за процедурами погрузки, разгрузки, креплением и перевозкой груза в соответствии с проектом.
Авиационный транспорт
К тяжеловесным грузам при авиационных перевозках относятся грузы, чья масса превышает 80 кг.
При превышении указанного норматива заказчику потребуется отдельное согласование маршрута для осуществления перевозки. Это связано с тем, что не все аэропорты могут обеспечить погрузочно-разгрузочные работы для отправлений с большим весом.
Например, отдельные аэропорты могут работать со следующими грузами без дополнительного согласования:
Город размещения аэропорта
Допустимый вес отправления (согласование не требуется)
Стандартный норматив (до 80 кг)
По отдельному согласованию будут определены индивидуальные условия и маршрут перевозки, а также порядок и условия погрузочно-разгрузочных работ.
Перевозка потребует оформления отдельного пакета сопроводительных и разрешающих документов.
Железнодорожные перевозки
К тяжеловесным грузам АО «РЖД» относит грузы, которые вписываются в допустимые габариты, но создают нагрузки, превышающие нормы, установленные для универсального подвижного состава:
При этом могут учитываться нагрузки, создаваемые на отдельных элементах конструкции и смещение центра тяжести.
При международных железнодорожных перевозках могут предъявляться особые требования к максимально допустимому весу. Например (согласно инструкции ДЧ-1835 по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств — участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики):
В подвижном составе на территории РФ возможно использование специальных грузовых вагонов — транспортёров, которые способны перевозить до 500 тонн груза (28-осные или 32-осные модели).
Перемещение тяжеловесных грузов и транспортерных вагонов возможно только после процедур согласования:
Внутри России тяжеловесные отправления тоже требуют процедуры согласования с департаментом управления РЖД. Нужно предоставить:
Определение тяжеловесного груза
Тяжеловесный груз – это груз, который превышает максимально допустимый вес и (или) предельно возможные нагрузки на оси автотранспорта. Масса считается общая, то есть объединенная для тягача, полуприцепа и собственно самого груза.
Следовательно, определяя груз как тяжеловесный, руководствуются следующими параметрами:
Если установленные нормативы превышены по какому-либо из вышеуказанных параметров, груз относится к разновидности тяжеловесных. Это, в свою очередь, требует получения особого разрешающего документа на его транспортировку, возмещения вреда, причиняемого в процессе его доставки дорожному покрытию и инженерным сооружениям (например, мостам). Дополнительно должны соблюдаться особые меры безопасности.
Содержание
Нормативы тяжеловесного груза по общей массе
Установлены следующие предельные нормативные значения общей массы груза и автомобиля:
Нормативы по предельной нагрузки на оси
Это более сложный параметр и при его расчете может возникнуть ряд проблем.
Дороги, по которым осуществляются грузоперевозки внутри России, подразделяются на:
Первые строятся в точном соответствии с требованиями ГОСТов и отвечают нормативным предписаниям, касающимся устойчивости дорожного покрытия к воздействию автомобилей, габаритов дорог (ширины полос и обочин, уровня расположения инженерных конструкций относительно проезжей части, параметров поворотов и т. д.), расположения дорожных знаков и прочих характеристик.
Основная доля дорог нашей страны была построена по требованиям ГОСТов, изданных в советский период. Сооружённая в соответствии с данными документами транспортная инфраструктура наиболее точно отвечала экономическим потребностям указанного времени.
Нормы по осям в СССР
Норматив | 1-я категория | 2-я категория | 3-я категория | 4-я категория | 5-я категория |
---|---|---|---|---|---|
Наибольший допустимый вес, передаваемый колёсами одиночной наиболее нагруженной оси автомобиля, тс | 10 | 10 | 6 | 6 | 6 |
Дороги подразделяются на пять основных категорий:
Нормы по осям по современным требованиям в РФ
В России по ГОСТ Р 52748-2007 так же пять категорий:
Норматив | 1-я категория | 2-я категория | 3-я категория | 4-я категория | 5-я категория |
---|---|---|---|---|---|
Наибольший допустимый вес, передаваемый колёсами одиночной наиболее нагруженной оси автомобиля, тс | 11,5 | 11,5 | 10 | 10 | 6 |
Как правило, элементы федеральной и региональной дорожной сети относятся к первым двум категориям. Дороги местного уровня относятся ко второй и третьей категории (чаще всего).
На сегодняшний день обстоятельства сложились таким образом, что для большинства дорог первых двух категорий, построенных в советский период, разрешены одни показатели нагрузки на ось (до 10 тс в расчёте на одну ось), а для дорог, возведённых и реконструированных на основании требований новых ГОСТов – другие (до 11,5 тс на ось). Что касается дорог третьей категории, по советским нормативам разрешённый показатель нагрузки при передвижении по ним составляет 6 тс на ось, по вновь утверждённым – 10 тс на ось.
Маршрут движения грузоперевозчика пролегает, как правило, через дороги различных категорий и назначения, построенных в разные этапы существования нашего государства. При этом максимально приемлемая нагрузка на ось на различных этапах пути может составлять как 11,5, так и 6 и менее тс.
Данные показатели являются предельно возможными, однако они могут изменяться в зависимости от межосевого интервала автотранспортного средства (чем он меньше, тем меньше максимально допустимое значение нагрузки).
Так, при расстоянии между осями величиной более 2 м на дорогах, построенных согласно предписаниям советских ГОСТов, предельно дозволенное значение осевой нагрузки составит не более 10 тс, а при межосевом интервале до 1 м – не выше 6 тс.
При аналогичных интервалах между осями для дорог первой и второй категории, возведённых по новым ГОСТам, приняты новые пограничные значения осевой нагрузки. Так, в отношении транспортных единиц с межосевым интервалом более 2 м данный показатель не должен превышать 11,5 тс на одну ось, с расстоянием до 1 м – 8 тс на ось.
Не стоит забывать о том, что зачастую маршрут грузоперевозчика проходит по местным дорогам, отнесённым к третьей категории, которые были построены по советским ГОСТам. На таких дорогах осевые нагрузки ограничены показателем, равным 6 тс на ось для транспортных средств с расстоянием между осей более 2 м. Для прочих автомобилей с более коротким межосевым интервалом показатель осевой нагрузки будет ещё меньше.
В связи с изложенным, транспортное средство, суммарная масса которого вместе с грузом составляет не более 40 т, на определённом отрезке дороги может превысить максимально дозволенное значение показателя осевой нагрузки для данного участка. Хотя об этом будут сигнализировать соответствующие дорожные знаки, иных вариантов добраться до пункта назначения может попросту не существовать (либо их использование лишено смысла с экономической точки зрения). Это ведёт к возникновению у компании-перевозчика риска нарушить правила транспортировки груза, даже если сама перевозка не представляет особой сложности.
Следует помнить, что транспортировка грузов с превышением допустимых показателей веса или осевых нагрузок без наличия соответствующих разрешительных документов и возмещения стоимости причинённого дорожному полотну вреда влечёт ряд негативных последствий. К таковым, помимо возникновения затрат на возмещение ущерба, относятся наложение штрафа в крупном размере, арест автомобиля вместе с грузом до оформления надлежащих документов, а также расходы на оплату штрафстоянки.
Виктор Строков (логист крупногабаритных грузов) Внимание!
Схемы автопоездов с распределением веса по осям
Автотехника, обслуживающая транспортировку тяжеловесных грузов, имеет значительные отличия от обычных автотранспортных средств:
Несмотря на постоянное совершенствование выпускаемых моделей спецтехники, вышеуказанные параметры значительно увеличивают итоговый вес автопоездов. Чем больше значение этой величины, тем меньше должен весить перевозимый груз, чтобы уложиться в установленные нормативы и не попасть в категорию тяжеловесных.
На схеме видно, что в зависимости от технических характеристик (в том числе итоговой массы автопоезда) груз, весящий более 15 т, может оказаться тяжеловесным, поскольку общий вес автопоезда с грузом превысит предельные весовые параметры.
Автопоезд общего назначения
Грузовые автомобили общего назначения (бортовые машины с открытым кузовом, фургоны с тентами и т. д.) обладают облегчёнными кузовами. В результате средняя масса таких машин составляет не более 18-20 т, что делает возможным транспортировать груз весом 20-23 т по дорогам любой категории.
Автопоезд специального назначения
На схеме видно, что в зависимости от технических характеристик (в том числе итоговой массы автопоезда) груз, весящий более 15 т, может оказаться тяжеловесным, поскольку общий вес автопоезда с грузом превысит предельные весовые параметры.
Ряд специальных транспортных средств являются тяжеловесными в порожнем состоянии, поскольку их масса (либо осевая нагрузка) находятся за пределами установленных параметров. К ним относятся автокраны с грузоподъёмностью свыше 60 т, тягачи военного назначения и прочий спецтранспорт.
По данным сформировавшейся практики перевозок к тяжеловесным принято относить грузы массой свыше 23 т. Это предельный весовой показатель, который позволяет транспортировать груз с помощью автотранспорта общего назначения. Если груз весит больше указанной величины, предельные показатели оказываются превышенными. Такая ситуация требует оформления разрешения установленной формы на транспортировку тяжеловесного груза, отсутствие которого влечёт наступление административной ответственности за несоблюдение правил перевозки.
Виктор Строков (логист крупногабаритных грузов) Внимание!
При перевозке тяжёлых грузов применяются особые подвижные составы. От транспорта общего назначения они отличаются увеличенным количеством осей и более мощной грузовой площадкой.
Ввиду высокой исходной массы тяжеловоза число имеющихся у него осей является ключевым фактором при осуществлении доставки тяжеловесных грузов.
Данный параметр определяется массой груза: чем он тяжелее, тем большее количество осей должно иметь транспортное средство. Это позволит снизить размер причиняемого дорожному покрытию вреда, тем самым уменьшив стоимость его возмещения и итоговые затраты на транспортировку.
Схемы автопоездов с распределением веса по осям
Стоимость возмещения вреда, причинённого дорожному полотну, складывается из ряда факторов:
Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (ред. от 16.04.2011, с изм. от 09.01.2014)
Виктор Строков (логист крупногабаритных грузов) Внимание!
Негабаритные и тяжеловесные грузы
Для автоперевозок и перевозок по железной дороге определения того, что является тяжеловесным и негабаритным грузом, отличаются.
Тяжеловесный груз при автоперевозке.
Во-первых, надо понимать, что масса груза рассматривается в сумме с массой транспортного средства – т.е. речь идет о полной массе. На территории РФ регламентирована максимальная разрешенная масса автомобиля, которая зависит от числа осей транспортного средства, комбинаций прицепов и их осности. Регламентирована и максимальная масса, приходящаяся на 1 ось. Более подробно с принятыми ограничениями можно ознакомиться в приложениях №2 и №3 к соглашению о массах и габаритах. Все случаи, когда указанная масса (общая или исходя из массы на 1 ось ТС) превышена – являются тяжеловесным грузом.
Во-вторых, кроме общих правил, на дорогах местного значения могут быть приняты собственные ограничения и правила, определяющие предельные массы.
Для транспортировки тяжеловесного груза необходимо получить специальное разрешение. В этом документе будет указан согласованный маршрут и условия перевозки.
Негабаритный груз при автоперевозке.
Негабаритный (крупногабаритный) груз определен как транспортное средство, габариты которого с грузом превышают значения, установленные в приложении №1 инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ.
Т.е. как и в случае тяжеловесного груза, груз не рассматривается отдельно от ТС. И будет ли в результате груз подходить под определение тяжеловесный или негабаритный, очень часто зависит от используемого транспортного средства. Например, превышение максимальной высоты в ряде случаем может быть компенсировано использованием низкорамной платформы.
Крупногабаритный груз для железной дороги.
Тяжеловесный груз при железнодорожной перевозке.
Грузовое место массой более 35 тонн, размеры которого не превышают параметров, установленных для крупногабаритных грузов. Если же и масса и хотя бы один из размеров превышают установленные пределы для обычных грузов, то груз называется крупногабаритным тяжеловесным.
Перевозку крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов по жд выделяют согласуют в три этапа:
Одно из направлений бизнеса нашей компании доставка груза из Китая в Россию:
напрямую через Забайкальск, транзитом через Казахстан, транзитом через Монголию.
Тяжеловесные грузы
«ПОТ РМ-007-98. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 20.03.1998 N 16)
Смотреть что такое «Тяжеловесные грузы» в других словарях:
ГРУЗЫ ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ — отдельные места весом более двух т. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Генеральные грузы — Различные штучные грузы: металлопродукция, подвижная техника (самоходная и несамоходная на колесном или гусеничном ходу), железобетонные изделия и конструкции, контейнеры, тарно штучные грузы, грузы в транспортных пакетах, крупногабаритные и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ морем — Транспортировка грузов на морских судах из одного порта в другой с учетом их транспортных свойств, при условии обеспечения сохранности груза и безопасности для судна и экипажа. Перевозку генеральных (штучных) грузов осуществляют на универсальных… … Морской энциклопедический справочник
ГОСТ 26653-90: Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования — Терминология ГОСТ 26653 90: Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования оригинал документа: Генеральные грузы Различные штучные грузы: металлопродукция, подвижная техника (самоходная и несамоходная на колесном или… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Груз — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактиро … Википедия
Генеральный груз — Рабочие стивидорной компании загружают бочки на баржу на причале на реке Гудзон (1912). Генеральный груз (англ. … Википедия
Грузоподъемность — Грузоподъёмность транспортного средства (вагона, автомобиля, судна, самолёта, погрузчика) масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства. Для сухопутных … Википедия
Коносамент — (Consignment) Определение коносамента, разновидности и функции коносамента Информация об определении коносамента, разновидности и функции коносамента Содержание Содержание Обозначение Разновидности и чартер как правовая основа морских перевозок… … Энциклопедия инвестора
БОЛЬШАЯ СКОРОСТЬ — перевозка грузов с повышенной скоростью, с применением соответствующих повышенных тарифов. Б. с. перевозятся особо ценные, спешные и скоропортящиеся грузы, а также живность. Грузы Б. с. перевозятся в ускоренных товарных поездах. К перевозке Б. с … Технический железнодорожный словарь
СЕВЕРО-ДОНЕЦКАЯ Ж. Д. — СЕВЕРО ДОНЕЦКАЯ Ж. Д. основная дорога Донбасса, одна из самых мощных грузовых артерий Союза; обслуживает первую угольную базу Союза Донбасс и южную металлургию; состоит из магистралей, идущих с Ю. на С. и с Ю. В. на С. З., и множества отдельных… … Технический железнодорожный словарь