Что относится к цифровым образовательным ресурсам в школе

Что можно отнести к электронным образовательным ресурсам?

Любой электронный образовательный ресурс определяется его контентом, то есть предметным содержанием и структурой. Кроме того, ЭОР всегда содержит метаданные — то есть информацию, характеризующую контент и структуру ресурса, а также включающую все выходные данные и сведения о ресурсе.

По характеру и устройству контента, различают три основных группы ЭОР:

Текстографические — это текст или картинка, которые выводятся на дисплей электронного устройства и не предусматривают специального управления — например, поиска по тексту. Нужную страницу в любой момент можно вывести на экран или на печать.

Текстовые — отличаются от текстографических наличием системы навигации. Например, это учебники, в которых можно легко переходить с одной страницы на другую, искать информацию по ключевым фразам, дополнительная информация о тех или иных понятиях выводится на дисплей в виде гипертекста.

Визуальные и звуковые — ресурсы, включающие анимацию, видео и/или звук.

Часто несколько электронных образовательных ресурсов, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенные для использования в рамках изучения одного и того же предмета, образуют учебно-методический комплекс.

С точки зрения пользователя, структура электронного издания во многом схожа с печатным. В ней предусмотрено деление на компоненты: главы, параграфы, разделы. В роли страниц выступают экранные кадры, с тем отличием, что каждый кадр содержит логически завершенную единицу контента. Все кадры пронумерованы, как и страницы в книге. У каждого кадра, в зависимости от содержания и целей, есть свой продуманный сценарий — то есть порядок и последовательность действий, которые могут совершать пользователи при работе на данной странице электронного ресурса.

Что относится к цифровым образовательным ресурсам в школе

Какие бывают ЭОР?

электронных форм учебников,

учебно-методических и учебно-наглядных пособий,

Все эти электронные издания можно считать официальными только после присвоения им официального грифа. Этому предшествуют научное, техническое, художественное редактирование, строгая экспертиза и рецензирование — иными словами, официальные ЭОР в обязательном порядке проходят строгий контроль качества.

Однако есть и такие электронные образовательные ресурсы, которые не определяются государственным стандартом и не получают гриф — например, обучающие компьютерные программы и автоматизированные курсы. Они также могут быть использованы в образовательном процессе.

Что относится к цифровым образовательным ресурсам в школе

Как узнать, с каким изданием мы имеем дело?

Вся информация об электронном образовательном ресурсе содержится в выходных данных. Это текст, предназначенный для идентификации ресурса, библиографической обработки и статистического учета. Состав выходных данных формируется в зависимости от того, каково само электронное издание, как оно распространяется и сколько предполагает пользователей, но чаще всего в них обязательно указывается общий объем информации, комплектация издания, число и продолжительность видео и аудиофрагментов, а также базовые технические требования к устройству, на котором вы будете запускать ЭОР. Если речь идет о сетевом издании, то выходные данные будут также содержать информацию о требованиях к браузеру (тип браузера, версия), скорости подключения и дополнительных настройках.

Обычно выходные данные можно увидеть на титульных экранах цифрового издания — основном и/или дополнительном. Они выполняют роль «обложки» электронного ресурса и оформляются строго в соответствии с принятым государственным стандартом.

Что относится к цифровым образовательным ресурсам в школе

Источник

Что такое ЭОР?

Что такое ЭОР и зачем учителю их использовать в своей практике?

Термин «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) объединяет весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий. Также можно встретить термин «ЦОР», то есть цифровые образовательные ресурсы – то есть такие, которые созданы на базе цифровых технологий и их можно воспроизводить с помощью цифровых устройств.

Главная цель использования ЭОР на уроках – вывести образовательный процесс на новый уровень, который так нужен современным школьникам. Во-первых, электронные средства обучения представляют любую информацию в более наглядном виде и дают ученикам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях. Во-вторых, они обладают большим мотивирующим потенциалом: школьникам нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь. Наконец, электронный ресурс обладает большими возможностями по организации больших массивов данных – следовательно, ЭОР способны предоставить ученику гораздо больше информации, чем традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве.

Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы современного учителя. Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.

ЭОР – это ведь просто еще одно название электронного учебника?

Нет, не совсем. Понятие электронного образовательного ресурса значительно шире – это и звукозаписи, и видеофрагменты, и обучающие компьютерные игры, тесты, викторины, которые ученики проходят на компьютере или планшете. Все эти возможности реализованы на платформе LECTA. ЭФУ, безусловно, является частным случаем и отличным ярким примером того, как можно использовать современные технологии в рамках одной образовательной программы.

Что относится к цифровым образовательным ресурсам в школе

Как использование электронных образовательных ресурсов может помочь педагогу в работе?

ЭОР позволяют вам с легкостью решать задачи по приведению учебного процесса к стандартам ФГОС, а именно:

Предоставить максимум информации по изучаемой теме, представленной в самых различных видах – текст, картинка, звук, видео, мультимедиа, интерактивная игра и т.д., используя готовые презентации сервиса «Классная работа»;

Дать ученику возможность самостоятельно постигать, изучать новые темы, подбирать и анализировать информацию;

Быстро и легко организовать работу в парах и группах;

Индивидуально подходить к каждому ученику, подбирая уникальные задания для каждого и помогая выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

Верно ли, что материалы ЭОР можно применять на всех этапах учебного процесса и на всех уроках?

Конечно! Использование электронных образовательных ресурсов – это не искусственное дополнение к урокам, а часть современного стиля преподавания. Например, при знакомстве с новым материалом вы используете иллюстративные материалы – например, визуальный или звуковой фрагмент. Для самостоятельной работы даете ученику текстографические объекты. Закрепляете полученные знания с помощью мультимедийных средств – презентаций, интерактивных таблиц. Наконец, используете электронные тесты для контроля и оценки. В результате, на любом этапе работы современная техника и технология обучения готовы прийти вам на помощь.

Если ученик для выполнения задания должен обратиться к таким программам, как PowerPoint, Publisher и др., можно ли сказать, что он обращается к ЭОР?

Нет, это не так. Ученик обращается к служебной компьютерной программе для выполнения определенных задач и создания конкретного продукта – презентации, макета брошюры и т.д. Образовательного потенциала у этих сервисов, как правило, нет. А вот если ученик создает в PPT онлайн-викторину для своих одноклассников, и они вместе решают ее на уроке – тогда можно сказать, что ученик принимает участие в создании своего локального, неофициального обучающего продукта – но не в полной мере образовательного ресурса.

Что относится к цифровым образовательным ресурсам в школе

Я могу самостоятельно подбирать электронные материалы для своей работы? Или надо использовать только те, которые уже «прилагаются» к этому УМК в той или иной форме?

Безусловно, вы можете сами подбирать и формировать материалы для своей работы. Однако обратите внимание, что электронные образовательные ресурсы, подготовленные профессиональными издательствами в рамках учебно-методических комплексов, сокращают время, которое вы тратите на подготовку к урокам, а кроме того дают гарантию качества всего предоставляемого контента. Все ЭОР, созданные для школы, проходят серьезную всестороннюю редактуру и экспертизу, им присваивается официальный гриф. Вы можете быть уверены, что данный электронный образовательный ресурс в полной мере соответствует ГОСТ, в отличие от неофициальных ресурсов, не прошедших проверку.

Должны ли со временем ЭОР вытеснить другие образовательные ресурсы из учебного процесса? Например, электронные энциклопедии должны полностью заменить бумажные?

Такой задачи перед электронными образовательными ресурсами не ставится: есть ситуации, когда целесообразно использовать более традиционные методы. К тому же, никто не отменяет для учеников необходимости читать печатные книги, учиться работать с классическими энциклопедиями и т.д. При этом, возможности электронных ресурсов становятся незаменимы в ситуациях, когда нужно представить себе какой-либо сложный процесс, визуализировать понятия и явления, которые далеки от повседневной практики учеников. Примеры вы можете увидеть в интерактивных объектах, включенных в презентации сервиса «Классная работа». Если вытеснение традиционных образовательных ресурсов из учебного процесса и происходит, то только потому, что со временем все больше педагогов отдают предпочтение современным технологиям. Это удобно для педагога, к тому же увлекает учеников, раскрывает их когнитивный потенциал, прививает готовность к серьезной самостоятельной работе.

Если я показываю детям отрывок из исторического художественного фильма – можно ли считать, что я использую ЭОР? Даже если этот фильм не предусмотрен в УМК ни в каком виде?

Да, в данной ситуации Вы используете неофициальный электронный образовательный ресурс – то есть, действуете без методического сопровождения. То же самое с обучающими компьютерными играми, которые лежат в открытом доступе в сети Интернет. Самостоятельный поиск и подбор видео, мультимедиа и аудиоматериалов для работы – это сложный путь, который, тем не менее, открыт для педагога.

Что относится к цифровым образовательным ресурсам в школе

Источник

Создание и использование цифровых образовательных ресурсов и интерактивных технологий в учебном процессе

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Сабитова Д.А., методист дистанционного образования ГБОУ ДПО РК КРИППО

1.Цифровые образовательные ресурсы, их типология, требования к разработке.

2.Цифровые образовательные ресурсы для преподавания учебных предметов.

3.Средства создания цифровых образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы, их типология, требования к разработке

В условиях перехода на новые ФГОС современный учитель должен с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы обеспечить достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Под ресурсом (образовательный) понимают запас, источник, средство, возможность для осуществления процесса (образовательного). Выделяют 3 типа образовательных ресурсов: информационные, электронные и цифровые. Информационные ресурсы объединяют электронные и цифровые. К ним относятся:

картографические объекты на печатной основе;

электронные образовательные ресурсы;

цифровые образовательные ресурсы;

Электронные ОР включают в себя цифровые ОР

Главное, что отличает ЦОР от других – это их интерактивный характер. ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.

Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя.

У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения дидактических задач.

Примерами «сложных» ЦОР могут являться: электронный учебный курс по определенному предмету (программе), система тестирования, тематический каталог.

Использование ЦОР в учебном процессе помогает осуществить:

переход от репродуктивного процесса обучения к активно –деятельностному;

поддержку разнообразия методик и организационных форм обучения;

выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения предмета в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;

стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся;

реализацию компетентностного подхода к изучению предмета.

По образовательно-методическим функциям:

электронные издания контроля ЗУН;

электронные учебно-методические комплексы;

электронные учебные пособия.

По типу информации:

ЦОР с текстовой информацией;

ЦОР с комбинированной информацией;

ЦОР со сложной структурой.

Комплекты ЦОР предназначены для выполнения следующих задач:

Помощь учителю при подготовке к уроку:

компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

эффективный поиск информации в комплекте ЦОР;

подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

подготовка творческих заданий;

подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.

Помощь при проведении урока:

демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОР на уроке.

Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам

Современные цифровые образовательные ресурсы должны:

соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, программам, используемым в Республике Крым;

4.ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

5.обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

6.предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

7.обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

8.содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

9.основываться на достоверных материалах;

10.превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

11.полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

12.обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

13.обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

14.иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

15.иметь удобный интерфейс.

Цифровые образовательные ресурсы не должны:

представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;

дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;

основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

Цифровые образовательные ресурсы для преподавания учебных предметов

«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всем школьным курсам с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Видеоуроки собраны для всех школьных предметов.

Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Уроки «Российской электронной школы» – это выверенная последовательность подачи дидактического материала на протяжении всего периода обучения, преемственность в изложении тем, формирование связей между предметами.

В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дополнительные материалы. Родители смогут по-новому взглянуть на школьное образование, и, если появится такое желание, снова «сесть за парту» вместе со своими детьми.

В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – все это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер.

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.

В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

Средства создания цифровых образовательных ресурсов

Что относится к цифровым образовательным ресурсам в школе

Рис. 1. Типы интерактивных упражнений в LearningApps. org

Для того, чтобы создать свое собственное упражнение необходимо выбрать раздел «Новое упражнение». В разделе «Все упражнения», имеется каталог учебных предметов, содержащий библиотеку мультимедийных интерактивных упражнений для учащихся.

Одним из универсальных средств создания ЦОР можно назвать пакет приложений I Spring Suite.

ISpring Suite – инструмент для создания профессиональных учебных курсов с аудио/видео сопровождением, встроенными YouTube и Flash роликами и надежными средствами защиты проекта.

ISpring QuizMaker – функциональный и удобный инструмент для разработки интерактивных тестов и опросов.

ISpring Suite предоставляет уникальные возможности:

качественного преобразования эффектов и анимаций PowerPoint в формат электронного курса;

записи и синхронизации аудио/видео сопровождения курса;

надежные средства защиты;

усовершенствованный, полностью настраиваемый проигрыватель дистанционного курса;

возможность создания интерактивных упражнений и справочников;

возможность контроля успеваемости посредством тестов; создание анкет и вопросов;

создание интерактивных диалогов;

редактирование аудио и видеофайлов;

запись действий с экрана;

Возможности ISpring QuizMaker 8.0

Новый тип тестов — анкеты. Вопросы анкет не имеют правильных ответов, они служат для получения информации от пользователей.

В тесты можно добавлять информационные слайды — слайды без вопросов, содержащие какую-то поясняющую информацию.

10 анкетных вопросов и оцениваемый вопрос «Активная область».

Добавление формул к вопросам. Для работы этой возможности требуется Microsoft Equation Editor (входит в Microsoft Office)

Изображения и формулы могут быть вставлены в варианты ответов.

Сообщения о правильном/неправильном ответе можно отредактировать для каждого вопроса в отдельности.

Добавлена функция ветвления. Можно настроить путь прохождения теста в зависимости от правильности ответа.

Возможность настроить различное отображение результата для успешного и неуспешного прохождения теста.

Добавлена функция экспорта теста в формат Word.

Добавлена возможность печати результатов.

Для текстов вопросов и уведомлений добавлена возможность изменить шрифт, размер, стиль и цвет текста, применить параметры выравнивание, маркированный список и отступы.

Новый типа медиа контента для пояснения вопросов – flash-файлы.

Возможность указывать количество очков за каждый ответ в вопросах одиночный выбор и множественный выбор.

Автоматическое создание резервных копий теста.

Добавлена возможность настраивать шаблон отчета с результатами теста.

Выбор статуса, отображаемого после прохождения теста при публикации в Систему Дистанционного Обучения.

Возможность ограничить количество попыток для прохождения теста от 1 до 10 или задать неограниченное количество попыток.

После запуска iSpring QuizMaker вы увидите окно «Начало работы», которое дает доступ к основным действиям: создать новый оцениваемый тест или анкету, открыть тест, импортировать тест.

Главное окно iSpring QuizMaker состоит из следующих частей:

лента iSpring QuizMaker;

16.кнопки выбора типа вопросов;

18.панель редактирования вопроса;

19.панель управления медиаресурсами;

20.панель редактирования ответов;

21.панель свойств вопроса.

Для создания теста:

Кликните кнопку с логотипом QuizMaker в левом верхнем углу окна.

22.В выпадающем меню выберите Создать новый тест.

23.Выберите тип теста: Оцениваемый тест или Анкета.

Для сохранения теста кликните кнопку Сохранить или Сохранить как. на панели быстрого доступа или кликните кнопку с логотипом QuizMaker в левом верхнем углу окна, выберите Сохранить или Сохранить как. Если вы сохраняете новый тест или сохраняете под другим именем, то выберите папку для сохранения и введите имя файла. Если вы сохраняете изменения в уже существующем (ранее сохраненном) файле, то сохранение теста происходит в тот же файл.

Список использованных источников

26.Заичкина О.И. Составляющие ИКТ-компетентности педагога // Развитие ребенка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды: сборник трудов научно-практической конференции (13 апреля 2016 г., Москва) – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – С. 10–15.

28.Инновации в образовании: дистанционное обучение: методическое пособие / И.Б. Мылова, В.Л. Матвеев, А.И. Мочкина и др.; под ред.: И.Б. Мыловой. – СПб.: СПбАППО, 2009 – 99 с.

32.Осипова Л. Г. Использование и разработка ЭОР в условиях реализации ФГОС // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 44-46. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5929

33.Хапаева С.С., Заичкина О.И. Индивидуализация образовательного процесса в условиях электронного обучения // Ученые записки ИСГЗ. – Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний, 2016. – № 2. – С. 99–104.

34.Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие. – М.: Эйдос, 2013. – 73 с.

35.Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.

Электронные образовательные ресурсы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *