Что относится к теории социальной работы для теории социальной работы характерно

Теория социальной работы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Теория социальной работы – это отрасль научного знания, которая исследует закономерности и принципы функционирования социальных процессов, а также их динамику под влиянием управленческих или психолого- педагогических факторов.

Теория социальной работы: общие сведения

Теория социальной работы также обращает внимание на систему защиты прав и свобод граждан в различных отраслях жизнедеятельности. Ввиду наличия собственного содержания теория социальной работы является самостоятельной отраслью знания в современной системе общественных наук. В тоже время теория социальной работы находится на стыке:

Основной задачей теории социальной работы называют освоение предметного пространства, которое не исследовано на сегодняшний момент.

Также теорию социальной работы определяют как теорию, которая исследует способы и методы содействия социальной адаптации и реализации субъектности группы и индивида в соответствии с социальными нормами и ценностями общества, которые устанавливаются в различных пространственно-временных ситуациях.

Предмет исследования теории социальной работы как научного знания – это не глобальные социальные процессы, а конкретные и непосредственные процессы, протекающие внутри социальной общности.

Считается, что теория социальной работы выполняет исключительно прикладную функцию, поскольку она имеет тесную взаимосвязь с жизнью. Теория социальной работы начала развиваться после того, как была признана сама профессия социальной работы. Все это стало возможным в качестве результата реализации потребности общества в научно – теоретических исследованиях.

Направленность социальной работы

В мире существует несколько сотен школ социальной работы, а также специализированные университеты, которые ведут подготовку специалистов этой сферы. Сегодня социальную работу воспринимают как особенный вид деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Границы подобной деятельности можно определить только в конкретных пространственно-временных координатах на профессиональном уровне и эта деятельность ограничивается социальной политикой конкретного государства в определенный временной этап.

Теория социальной работы говорит о том, что социальная работа должна охватывать три основные сферы деятельности:

На практике социальная работа реализуется в следующих сферах: социальное обслуживание, здравоохранение, досуг, образование, занятость и пенитенциарная система.

Содержание социальной работы можно трактовать как специфический вид профессиональной деятельности, который на практике реализуется в системе оказания государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, материального и социального уровня жизни, а также предоставление индивидуальной помощи человеку, группе лиц или конкретной семье.

Теория социальной работы также говорит об определенных ресурсах социальной работы как сферы деятельности. Ресурсы в данном случае – это источник и арсенал средств и возможностей, к которым необходимо обращаться по мере необходимости, чтобы выполнить какие-либо задачи и действия.

Ресурсы социальной работы

Ресурсы социальной работы могут быть: материальными, социальными, культурными и духовными.

Социальная работа – это профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Социальная работа имеет двусторонний характер. Сотрудник социальной службы всегда опирается на ресурсы самого клиента, организует его и побуждает к действию, чтобы успешно разрешить имеющуюся проблему. Активность клиента исходит из принципа его суверенности.

Если человек, группа и семья находятся в трудной жизненной ситуации, то они вправе искать помои и принимать ее. Но также они могут и отказаться от предлагаемой им помощи. Также они могут выбирать из всех предлагаемых вариантов, который наиболее приемлем для себя.

Также вмешательство в личную жизнь индивида и семьи возможно осуществлять только с их согласия, исключая случаи, которые определяются законом, когда необходимо защитить лиц, которые находятся в опасности.

Чтобы обеспечить грамотное сотрудничество клиента и социального работника необходимо придерживаться нескольких принципов:

Указанные принципы социальной работы универсальны и характерны для всех школ социальной работы, независимо от их идеологической и концептуальной основы. Они имеют исторически обоснованный характер, отражают конкретный этап развития и познания социальной работы, находятся в систематическом обновлении и уточнении, а также дополнении в зависимости от социальных и познавательных потребностей.

Источник

Основные теории социальной работы.

В настоящее время вполне определенно обозна­чились три доминирующих по степени влияния на теорию соци­альной работы научные дисциплины: психология (за рубежом еще и психотерапия) социология и педагогика. Соответственно, это определяет различные теоретические подходы к социальной ра­боте, которые разделяются на психолого-ориентированные, социолого-ориентированные и комплексно-ориентированные.

1. Основу психолого-ориентированных теорийсоставляет позна­ние закономерностей, психологического развития и статуса чело­века в обществе. Особенности этих теорий связаны с признанием огромной роли прошлогоопыта индивида,уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми. Эта идея выражается понятием «предметные связи», или «связи жизненного опыта», составляющими основу психодинамической теории. Важно подчеркнуть, что практически все модификации теории социальной работы этого вида описывают воздействие прошлого опыта на оформление сти­ля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей сре­де, соотносясь с психоаналитической теорией 3. Фрейда, но не со­единяясь с ней.

Целостность человека в этой связи видится, во-первых, в его традиционной опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно, гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим, решением текущих проблем. Объектом познания в данном случае для социального работника является клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого опыта чело­века на его современное состояние, анализ противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяют добиваться известных успехов.

В данном контексте можно говорить о том, что психолого-ориентированные теории обусловливает и некоторую стратегию дейст­вий специалиста как субъекта социальной работы. От этого зависит выбор им технологий помощи клиенту, характера общения с ним, методов экспертизы его состояния и социального положения.

Одной из весьма распространенных пси­холого-ориентированных теорий социальной работы является бихевиористская теория (бихевиорально-когнитивная). На ее основе существенно из­менились представления о целостности человека и его роли как субъекта социальной работы.

Основной идеей данной разновидности теоретического видения социальной работы является утверждение о том, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его посредством раз­личного рода стимулов («пси­хология поведения»).

Целостность видения человека здесь определяется в значитель­ной мере осмыслением его способности адекватно реагировать на одни и те же стимулы, сохраняя устойчивость поведения в изменя­ющейся ситуации. В этой связи в бихевиористской теории, применяемой в соответствующих мо­делях социальной работы очень важен общий набор принципов, получивший название «социальное обучение».

Психологическое содержание действий здесь сводится к следу­ющему: большинство людей приобретают опыт, воспринимая и осмысливая получаемые впечатления, копируя поведение друг друга. Иначе говоря, человек руководствуясь наблюдаемыми образцами поведения, моделирует и окружающий мир, и собственные дейст­вия. Основу социального обучения такого типа составляет процесс подражания, копирования культурных стандартов образа жизни, культуры поведения. В этой связи целостность человека как объекта познания в теории и практике социальной работы может быть по­стигнута как система культурных образцов, которым подражает личность.

С другой стороны, специалист как субъект социальной работы так­же может быть представлен как подражающий образцам поведения социальных работников, которые реализуют какую-либо модель ока­зания помощи нуждающимся. Иначе говоря, социальный работник может быть включен в социальное обучение, в соответствии с ко­торым станет моделировать свое поведение. При этом он как субъект социальной помощи обязан учитывать психологию поведения, сти­мулы – реакции своих клиентов. Все это в единстве представляет субъектность социального работника по-бихевиористски со всеми ее достоинствами и недостатками.

В последние три десятилетия в западной теоретической тради­ции сформировалась как относительно самостоятельная ветвь гума­нистическая теория социальной работы, которую нередко называют экзистенциально-гуманистической. Данное направление в теории социальной работы сформировалась под влиянием К. Роджерса, А. Маслоу, развивших гуманистическую психологию, А. Камю, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, работавших над экзистенци­альной проблематикой в философии и психологии, Ф. Перла, под­держивавшего традиции гештальт-терапии.

Основные положения гуманистической теории социальной ра­боты исходят из понимания человека как целостной личности, на­ходящейся в постоянном взаимодействии со своим окружением. Эта целостность обеспечивается утверждением веры в человека как выс­шую ценность, высшее существо, способное воспринимать и кон­струировать мир, принимать решения и формировать свои жизнен­ные стратегии, изменяться под влиянием обстоятельств. Гуманис­тический подход к теоретическому оформлению знаний о социаль­ной работе исходит из необходимости для нормального существо­вания человека самостоятельно думать и действовать, возможности свободы, обеспечения гуманных отношений, выбора, конст­руктивного сотрудничества. Только на этой основе могут пробуж­даться самодвижущие силы развития личности, формироваться лич­ностная индивидуальная и социальная субъективность. При этом огромная роль отводится представлениям человека о самом себе, «Я – концепции», центральным звеном которой является понятие «самоценности». На этой же основе выстраивается и стратегия действий специалиста уже как субъекта социальной работы. Обычно внимание акцентируется на партнерских отношениях клиента и социального работника, а в качестве приоритетной рассматривается самопомощь нуждающихся, их активная роль в решении своих проблем.

2. Социолого-ориентированные теории социальной работы сводятся к познанию закономерностей со­циального развития и структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов.

Известно, что становление социолого-ориентированных моде­лей теории социальной работы испытало на себе влияние класси­ческого позитивизма (О. Кант, Дж. Милль, Т. Спенсер), трактовав­шего социологию как «социальную физику». В этой связи любой социальной теории классический позитивизм пы­тался противопоставить методы наблюдения, сравнительный историко-социологический метод анализа общественных процессов, ма­тематические методы. Характерными чертами позитивизма (особенно раннего, социо­логического) были натурализм (требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений), эволюционизм (биологическое и психическое единство человечества), феноменализм (исследование объектов, их восприятие и познание). Моделью научного познания здесь являлись биология, анатомия и физиология человека, отчасти – механика.

Позитивизм в социоло­гии и теории социальной работы установил наличие неизмен­ных законов функционирования и развития общества и человека, которые рассматривались как часть или продолжение природных процессов. В этой связи специалист по социальной работе ори­ентируется на учет естественных потребностей воспроизводства индивидуально-личностной и социальной жизни, объективных за­кономерностей эволюции человека и общества. Существенное зна­чение придается решению конкретных задач социальной помощи.

Заметное влияние на развитие теории социальной работы ока­зал социологический функционализм, использующий структурно-функциональный анализ и системное социологическое знание. В этой связи социальная работа рассматривается, во-пер­вых, как часть более широкой социальной системы, где она вы­полняет свою роль, ряд функций, влияние которых обеспечивает целостность и жизнестойкость общества. Во-вторых, сама социальная работа представляется как система деятельности ряда учреждений, совокупность социальных действий, идей, общественных связей и отношений, социальный институт, имеющий не только разнооб­разные связи с обществом, но и свою внутреннюю относительно самостоятельную логику развития. В-третьих, деятельность соци­ального работника представляется в виде совокупности функций, взаимосвязанных ролей, как система, имеющая характерную внут­реннюю структуру. В-четвертых, клиент, нуждающийся в помощи, также рассматривается функционально, в системе его функций как психобиосоциального существа, удовлетворяющего свои потреб­ности поддержания жизнеобеспечения и деятельности.

Среди социально-ориентированных теорий социальной работы в XX в. выделяется марксистская социологическая теория. Принципиальное значение здесь имеет ориентация на изучение условий коллективного бытия людей, коллективистс­ких ориентаций личности.

В рамках социолого-ориентированных теорий выделяются также идеи системной социологии. За рубежом наиболее активно и широко идеи системной социологии в тео­рии социальной работы стали применяться в 70–80-е гг. XX в. Глав­ным аргументом целесообразности такого подхода было утвержде­ние, что жизнь людей зависит от различных окружающих ее систем. При этом человек представляется и исследуется как часть общест­ва, большой системы, в свою очередь, являясь малой системой, состоя­щей из подсистем (кровообращения, нервной системы, системы пищеварения и др.), а также клеток, состоящих из атомов, вклю­чающих еще более мелкие частицы. Кроме того для человека харак­терны системы тех или иных взглядов, умений и навыков, связей со средой обитания. Целостное видение человека и общества, ори­ентирующее на понимание самостоятельного значения системного осмысления проблем человека и как объекта познания, и как субъек­та социального действия, включая социальную работу как деятель­ность, определяет значимость этой теории.

Также в рамках социолого-ориентированных теорий выделяются культурологические идеи(П. Сорокин). Человек рассматривается на основе этих идей как неотъемлемая часть той культурной среды, социокультурной традиции, которая обусловливает его развитие и характерные для него проблемы. Региональный, поселенческий, национально-культурный контекст жизни человека приобретает здесь весьма существенное значение.

3. Комплексно-ориентированные теории социальной работы подразумевают целостное видение социальных проблем человека, содействие в их реализации с учетом имеющихся у клиента индивидуально-психологических характеристик, способностей, личност-ных резервов, а также психологических характеристик окружающей его среды. Здесь один из вариантов рассмотрения человека в его целостности в окружающем его мире – виталистский подход, опирающийся на формирующуюся социологическую концепцию жизненных сил че­ловека. Целостность осмысления проблем человека в виталистской теории социальной работы обеспечивается, прежде всего, тем, что она учитывает характер взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства бытия человека, вос­производства и совершенствования его деятельности как психобио­социального существа. При этом жизненные силы человека харак­теризуются как единство индивидуальной и социальной субъект­ности личности во всех сферах, как совокупность биофизиологи­ческих, психических и социальных возможностей индивида, peaлизуемых в условиях конкретных социальных отношений.

К комплексно-ориентированным относят также теории: социально-педагогическую, когнитивную, ролевую.

Источник

Социальная работа

Что относится к теории социальной работы для теории социальной работы характерно

В учебном пособии раскрываются основы истории, теории и технологии социальной работы, содержание социальной работы с гражданами пожилого возраста, молодежью, безработными, мигрантами, инвалидами, военнослужащими. Особое внимание уделено прогнозированию, проектированию и моделированию социальной работы, ее профессионально-этическим аспектам, а также содержанию и методике психосоциальной и педагогической деятельности в системе социальной работы. Пособие выполнено в доступной для студентов форме постановки вопросов к зачетам и экзаменам и полных ответов на них. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», а также для практических работников. 4-е издание, стереотипное.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная работа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

II. Теория социальной работы

1. Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер

Теория социальной работы — область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования. Объектом теории социальной работы является взаимодействие индивида, семьи или локального социума с обществом. В этом случае предметом данной отрасли научного знания являются закономерности нарушения и восстановления (прежде всего управляемого) взаимодействия индивида, семьи или локального социума с обществом.

В теории социальной работы используются как междисциплинарные категории (цель, клиент, помощь, государство, здоровье, правовой статус, бюджет, семья), так и достаточно специфические категории, используемые преимущественно в теории социальной работы (трудная жизненная ситуация, социальная работа, социальная защита, социальная помощь, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная поддержка). Остановимся на специфических категориях теории социальной работы.

Трудная жизненная ситуация — обстоятельства, нарушающие или грозящие нарушением жизнедеятельности человека, группы или сообщества, которые не могут быть преодолены без посторонней помощи.

Социальная работа — управление использованием ресурсов человека (семьи, общности), находящегося в трудной жизненной ситуации.

Социальная защита представляет собой деятельность государства и общества по ограждению всех граждан от социальных опасностей, недопущению нарушения жизнедеятельности различных категорий населения, социальная защита оберегает тех, кто находится в наиболее уязвимом положении.

Социальная помощь предполагает деятельность, возникающую только в моменты непосредственной нуждаемости, физических или психологических страданий: медицинская помощь, юридическая помощь, психологическая помощь.

Социальное обеспечение — социальная помощь, предполагающая непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат.

Социальное обслуживание — деятельность по удовлетворению потребностей различных категорий в социальных услугах — полезных действиях. В этом случае субъектами социальной работы используются кадровые и организационные (общественные) ресурсы.

Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодействии с представителем социальной службы, построить собственную линию поведения, которая признается клиентом как значимая и необходимая для него.

В теории находят отражение особенности социальной работы как открытой системы, тесно взаимосвязанной с другими социальными системами. Поэтому теория социальной работы имеет интегративный характер, что выражается во взаимосвязи с такими науками, как экономика, медицина, политология, социология, психология, юриспруденция. Исследуя социальные явления, процессы и отношения и являясь в своей основе социальной наукой, социальная работа связана с естественными науками (физиологией, медициной, экологией и др.), что подчеркивает ее интегративный характер. Проводимые в рамках теории социальной работы исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными, гуманитарными и социальными науками.

2. Теоретические парадигмы социальной работы

Парадигма — строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Для понимания и объяснения различных явлений практики социальной работы могут быть выделены три группы парадигм: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексно-ориентированные.

Сторонники психолого-ориентированных парадигм причину возникновения трудной жизненной ситуации видят в психике человека. Отсюда и помощь сущностно имеет психолого-педагогическую окраску. Так как в бихевиористическом подходе трудная жизненная ситуация не что иное, как нарушение поведения личности, преодоление неблагоприятных обстоятельств связано с подбором стимулов-воздействий, вызывающих и закрепляющих определенное поведение. Психоанализ объясняет возникновение трудной жизненной ситуации как нарушение защитных механизмов личности. Такой подход определяет и основной путь помощи клиенту — психоаналитическая консультация, позволяющая клиенту прийти к конструктивному сопряжению Оно, Я и Сверх-Я. Основная идея гуманистической теории личности К. Роджерса в том, что каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализации своих внутренних потенций. Причина возникновения трудностей в нарушении веры, доверия к себе, снижении самооценки, самоуважения. Отсюда вектор социальной помощи в рамках этой концепции — укрепление веры клиента в свои возможности.

В русле социолого-ориентированных парадигм источник разрыва социальных связей видится в обществе, поэтому основным объектом социальной работы считается система общественных отношений, порождающая дезадаптацию личности, семьи, сообщества. Исходным пунктом системного подхода является представление о системе как самостоятельном образовании, противостоящем окружающей среде в качестве системы, свойства которого как целого не могут быть поняты без учета хотя бы некоторых свойств элементов и наоборот. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие “связи”. Одним из условий адекватности понимания того или иного социального феномена является установление в системе максимального количества связей. Системно-экологический подход предусматривает и спланированную официально-централизованную поддержку отдельных групп населения, и массовую, а также индивидуальную неформальную помощь. Сторонники социально-радикального подхода объясняют нарушение социального функционирования недостаточной социально-правовой защищенностью индивидов, групп, сообществ. Путями преодоления возникающих трудностей в рамках этой модели понимания социальной работы называются “наделение полномочиями”, “социальная адвокатура”, “развитие самосознания представителей различных социальных групп”.

Комплексно-ориентированные подходы обращают внимание на процесс взаимодействия индивида (группы, социальной категории) с обществом. Социально-педагогическая концепция исходит из того, что трудная жизненная ситуация возникает в результате нарушения процесса социализации, отсюда основной путь помощи состоит в осуществлении социального воспитания, которое и обеспечит восполнение возникших трудностей. При реализации когнитивной модели широко используется консультирование, призванное преодолеть у клиента неадекватность субъективной картины собственной жизненной ситуации. Основанием витальной концепции является совокупность идей об эволюции жизненных сил населения в современном обществе, формирование, осуществление и восстановление субъектности личности, семьи, социума в целом. Технологически витальная концепция (модель) ориентируется на оптимизацию процесса жизнедеятельности объекта социальной работы.

3. Проблема научной идентификации социальной работы

Весь массив наук подразделяется на несколько больших групп в зависимости от объекта исследования: естественные (природа), социальные (общество), гуманитарные (человек) и технические (техника). С одной стороны, социальная доминанта теории социальной работы проявляется в названии, в значительном влиянии социологии, социальной педагогики, социальной философии, управленческой природе помощи, социальной защиты и т. п., а с другой — существуют основания для выделения гуманитарного контекста (индивидуальный уровень социальной помощи, гуманистические ценности).

В понимании научного статуса социальной работы имеется два подхода. Сторонники первого подхода исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе (социальная философия, социология, социальная медицина, социальная психология). Сторонники второго подхода пытаются доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяется теоретический и прикладной аспекты.

Теория социальной работы имеет все структурные признаки науки: специфический объект и предмет исследования; закономерности, присущие предмету исследования; категории; принципы и методы. Теорию социальной работы относят к группе прикладных наук, так как социальная работа направлена на преобразование действительности, и характеризуют как междисциплинарную — каждая конкретная наука изучает и исследует не весь объект в целом, а лишь определенную его область, свой “срез”. Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности.

4. Объекты и субъекты социальной работы

Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации: инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности); неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры); сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет родителей вследствие их смерти); безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи); малообеспеченность (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей); безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе); отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого “микромира”, что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий); конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями; физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие; пренебрежение жизненными нуждами); одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности).

Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели — предполагаемого результата. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности — социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения.

Важную роль в социальной работе играет социальное обслуживание (система социальных служб). Согласно закону “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (2013) система социального обслуживания состоит из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания; органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере социального обслуживания; организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; организаций социального обслуживания, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации; негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

5. Принципы и закономерности социальной работы

Принцип понимается как основополагающая идея, главное требование, руководящее правило осуществления какой-либо деятельности. Первая группа принципов социальной работы выстраивается на основе образа нуждающегося, ставшего клиентом социальных служб и включает:

принцип опоры социального работника на собственные силы клиента (развитие у клиента социальной службы способностей противостоять неблагоприятным воздействиям социальной среды);

принцип конфиденциальности (неразглашение сведений о клиенте социальной службы); принцип универсальности (равное отношение к клиенту вне зависимости от его пола, религии, национальности, расы, политических убеждений и т. д.);

принцип толерантности (терпимое отношение ко всем проявлениям агрессии, провокациям со стороны клиента социальной службы).

Вторая группа принципов социальной работы связана со спецификой социальной работы как помогающей деятельности и предусматривает:

принцип клиентоцентризма (социальная работа ставит клиента в центр своей ценностной системы);

принцип профилактической направленности (выявление “зон риска” и преодоление социальных и личностных опасностей);

принцип социального реагирования (система социальных служб должна постоянно находиться в состояние готовности отреагировать на поступивший запрос о помощи, причем характер, содержание, субъект запроса могут быть различными);

принцип проверки действенности вмешательства (преодоление трудной жизненной ситуации — процесс сложный, противоречивый, нередко вследствие неполного преодоления причин проблемы жизненная ситуация клиента вновь ухудшается).

Значение третьей группы принципов социальной работы объясняется той важной ролью, которую в социальной работе играют общественные и государственные ресурсы и сам порядок предоставления этих ресурсов нуждающимся:

принцип охраны социальных прав (недопущение ограничения возможностей индивидов и групп пользоваться законными привилегиями, недопущение уменьшения прав на социальную защиту и помощь в процессе изменения законодательства);

принцип максимизации социальных ресурсов (рациональность при расходовании имеющихся общественных фондов, привлечение дополнительных материальных, организационных, финансовых ресурсов из различных источников).

Закономерности — повторяющаяся, существенная связь явлений, действие которой проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы действительности. Закономерности социальной работы отражают существенные взаимосвязи в процессе нормированного государством специально организованной деятельности по социальной защите и помощи различным категориям населения. Закономерности социальной работы фиксируют взаимосвязи социальной работы:

— как системы с такими окружающими макросистемами, как государство и социокультурная среда (политическая и социокультурная обусловленность);

— как системы с составом элементов и способами организации — структурой (структурно-функциональная обусловленность и кадровая компетентность).

Политическая обусловленность социальной работы (взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы). Так как государство определяет объемы финансирования социальных программ, структуру социальных служб, категории населения, имеющие право на те или иные виды помощи и защиты, следовательно, социальная работа (содержание, объемы, критерии качества и т. п.) целиком зависит от социальной политики, проводимой правительством в данный момент. Осознание в обществе той или иной социальной проблемы переходит в практику деятельности социального государства или гражданского общества, если в ходе волеизъявления на выборах население проголосует за ту силу, которая представляет решение этой проблемы.

Детерминация содержания и форм социальной работы социокультурными условиями ее осуществления. Задачи и организационные формы социальной помощи и социальной защиты обусловлены национальными, культурными особенностями населения, видом поселения (город, село).

Структурно-функциональная обусловленность эффективности социальной работы — взаимосвязь между качеством социальной работы и организацией деятельности социальных учреждений и отдельных специалистов.

Существенным условием эффективности социальной работы являются профессиональная компетентность и ценностная ориентированность кадров социальных служб.

6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы

Содержание социальной работы может быть представлено в виде следующих направлений: социально-правовое (применение правового статуса индивида в разрешении трудной жизненной ситуации), социально-бытовое (содействие в оптимальной адаптации в окружающей предметной среде), социально-медицинское (облегчение последствий ограничения жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья), психолого-педагогическое (развитие способностей индивида, формирование активной жизненной позиции, позитивного самоотношения, организация освоения клиентом социальной службы социального опыта), социально-экономическое (поддержание имущественного статуса личности, семьи, группы и т. д.), социально-психологическое (регулирование межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации).

В учебной и научной литературе выделяются три уровня практической социальной работы: макро (социально-административный), мезо (групповой), микро (индивидуальный). Индивидуальный уровень

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *