Что относится к теоретическим методам
Теоретические методы
К теоретическим методам относятся анализ, синтез, обобщение и систематизация, построение гипотез, научное обоснование фактов.
Анализ — разделение исследуемого объекта (товара, технологического процесса и т. п.) на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций.
Данный метод обычно используется на первом этапе научных исследований для определения свойств, состава, структуры, строения товара, операций и приемов различных процессов. В товароведении — это один из наиболее распространенных методов познания товара как объекта, обладающего совокупностью физических, химических, физико-химических и анатомо-морфологических свойств. Для изучения каждой группы свойств применяются соответствующие экспериментальные методы.
Проведение исследования только посредством анализа данных, отраженных в представленных на исследование документах (без предоставления товаров), является специфической особенностью товароведческой экспертизы. При этом возможность проведения экспертного исследования определяется достаточностью материалов.
Если эксперту представлен необходимый для решения поставленных вопросов пакет документов, то исследование состоится. Если некоторые из них отсутствуют (например, если при производстве экспертизы по факту порчи изделий на железнодорожном транспорте отсутствуют документы, содержащие данные об условиях транспортировки изделий: коммерческий акт и др.), то экспертом заявляется ходатайство о предоставлении недостающих материалов. В случае его неудовлетворения эксперт сообщает лицу (органу), назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение, при удовлетворении ходатайства приступает к исследованию.
Успех экспертизы находится в прямой зависимости от того, пригодны ли представленные документы для исследования: принадлежат ли они к указанному периоду, надлежащим ли образом оформлены, все ли важные исходные данные в них отражены. Если представленные материалы отвечают указанным требованиям, то на основании изучения нормативных источников эксперт анализирует характеристики объектов, установленные непосредственными участниками процессов приемки, испытаний и т.д. Если их будет достаточно, то имеются основания для решения поставленного вопроса.
Сравнение — метод-операция, основанный на сопоставлении объектов для выявления общности и различия между ними. При использовании этого метода важное значение имеют признаки сравнения, которые и определяют возможные отношения между объектами. Например, при сравнении продовольственных и непродовольственных товаров можно выявить в качестве общего признака их предназначение для купли-продажи, а в качестве отличительных признаков — используемое сырье, материалы, функциональное назначение.
Для сравнения отдельных элементов необходимо их выделение с помощью анализа, поэтому достаточно часто эти два метода применяются совместно в форме сравнительного анализа как комплексного метода. Метод сравнительного анализа основан на разделении целого на части (элементы) с последующим сравнением этих элементов. Он широко используется при оценке качества товаров, когда на первом и втором этапах происходит анализ путем выделения показателей качества, а на третьем — их сравнение с базовыми показателями. В сочетании с систематизацией сравнительный анализ используется при классификации и кодировании товаров.
Сравнение может осуществляться по одному или нескольким признакам. Сравнивать следует только однородные объекты, имеющие общие признаки и составляющие определенную классификационную группировку.
При сравнительном товароведческом исследовании искомые показатели сопоставляются с нормативными в целях определения:
— уровня качества изделий в норме или отклонения от нее (вывод о степени снижения качества),
— соответствия (несоответствия) проведенных операций (приемки, испытаний, упаковки, транспортировки, хранения) нормативным требованиям,
— а также с аналогичными, содержащимися в различных документах, в целях установления их совпадения (различия). Расхождение показателей может служить основанием для решения вопроса об обстоятельствах (условиях), приведших к снижению (утрате) качества, либо подмене товара (например, сопоставление золотых серег и данных товарного ярлыка).
Анализ, сравнение и сравнительный анализ неразрывно связаны с синтезом.
Синтез — объединение составных элементов объекта в единое целое (систему). При этом между отдельными элементами возникают логические причинно-следственные связи, обусловливающие целостность объекта. Метод синтеза использован при построении приведенной ранее структурно-логической схемы. Товароведная характеристика любого товара также является результатом синтеза различных его свойств.
Сравнительный анализ и синтез служат предшествующими методами-операциями для другого метода — диагностики, который находит широкое применение в товароведении при обнаружении несоответствий и дефектов на разных этапах технологического цикла товародвижения, а также при идентификации.
Диагностика — метод-операция, базирующийся на описании основных признаков, показателей исследуемого объекта и выявлении определенных соответствий (тождественности) или несоответствий и причин их возникновения. Этот метод положен в основу таких важнейших и распространенных видов товароведной деятельности, как установление градаций качества (например, сорта товара), дефектов, а также идентификация. Конечной целью диагностики является не только определение причин возникновения несоответствий, но также разработка корректирующих и/или предупреждающих и/или устраняющих несоответствия действий.
Результаты диагностики, анализа и синтеза могут быть использованы для прогнозирования.
Прогнозирование — метод, основанный на исследовании перспектив изменения определенных процессов. С помощью этого метода в товароведении осуществляется прогнозирование качества и изменений его при хранении в зависимости от определенных условий и сроков, а также рационального ассортимента. В товароведной практике при закладке товаров на длительное хранение товароведам приходится прогнозировать сроки сохраняемости по каждой товарной партии с учетом качества товаров, первоочередности их реализации и других факторов.
Программирование — метод, основанный на определении последовательности действий по обеспечению надлежащих товароведных характеристик товаров или рационального товародвижения. Программирование применяется при разработке программ качества товаров и программ производственного контроля, а также определении ассортиментной политики и политики в области качества.
Последовательное применение рассмотренных выше методов создает основу для дальнейшего планирования товароведной деятельности.
Планирование — метод, основанный на разработке долгосрочных и краткосрочных планов или проектов. Этот метод используется при управлении ассортиментом и качеством товаров, их закупках и размещении на хранение, установлении периодичности реализации отдельных товарных партий.
Применение методов диагностики, прогнозирования, программирования и планирования требует высокой профессиональной компетентности специалистов — товароведов и товароведов-экспертов. Поэтому достаточно часто в ситуациях, требующих квалифицированного применения данных методов, руководители торговых организаций предпочитают пользоваться услугами экспертных организаций.
Абстрагирование — метод, основанный на мысленном выделении и превращении в самостоятельный объект рассмотрения отдельных характеристик товаров и/или факторов, влияющих на них. Особенностью этого метода является то, что выделенная характеристика самостоятельно не существует в ее физическом проявлении. Например, определение понятий и условных обозначений основано на методе абстрагирования.
Определение понятий и терминов чрезвычайно важно для любой учебной дисциплины. Без этого обучаемые не смогут воспринимать информацию. В профессиональной деятельности возможно неверное толкование объектов (товаров, процессов, услуг) разными субъектами. Так, отсутствие определений терминов «квас» и «квасные напитки», «сливочное масло» и «комбинированное масло» привело, в конечном счете, к ассортиментной фальсификации, когда более дешевые товары с меньшей полезностью (квасные напитки, комбинированное масло) выдаются за более дорогие и полезные (квас, сливочное масло).
Поэтому не случайно, что в последние годы определение терминов регламентируется в федеральных законах, стандартах и других нормативных документах. Активно этот процесс происходит и в товароведных дисциплинах. В программах в начале каждой темы предусматриваются основные понятия, которые ранее были неизвестны обучаемым. При этом, по нашему мнению, определение термина, если оно стандартизировано, должно обязательно приводиться в точном соответствии с установившим его нормативным документом.
Вместе с тем преподаватель может привести собственное модифицированное, уточненное или новое определение термина, пояснив свою позицию в данном вопросе. Это, в частности, может быть вызвано тем, что в некоторых случаях определение термина в законе или стандарте дается в достаточно сложной для восприятия форме, с повторением одинаковых слов, а для обучающих целей полезно сократить ряд слов, уточняющих детали, и привести более сокращенный вариант определения термина, но без утраты его сущности.
Условные обозначения (символы, порядковые номера стандартов, информационные знаки на маркировке и др.) применяются при кодировании товаров в классификаторах, в виде штрих-кодов, при регистрации нормативных документов, маркировании товаров и выполняют идентифицирующую функцию. Поэтому достаточно часто абстрагирование выступает как не только самостоятельный метод, но и прием для методов классификации, обобщения и конкретизации. Вместе с тем абстрагирование является прямой противоположностью метода конкретизации.
Конкретизация — метод, основанный на представлении объекта в конкретной, наглядной форме. Как и абстрагирование, конкретизация является результатом мыслительной деятельности человека.
В процессе познания оба метода могут применяться совместно, но в разной последовательности — от конкретного к абстрактному и от абстрактного к новому конкретному. Причем на разных этапах познания выбирается то из направлений, которое наиболее приемлемо для определенных целей, но чаще всего первоначально образуются абстракции из конкретного, а затем на их основе на качественно новом уровне познания конкретное воспроизводится как целостность объекта.
В товароведении процесс познания происходит путем абстрагирования отдельных элементов на уровне понятий, отдельных свойств товаров, их оценки, а затем на этой основе формируется целостное знание о товаре, его основополагающих характеристиках.
Обобщение — метод, основанный на выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. В результате обобщения выбираются наиболее типичные, присущие всем или многим объектам свойства либо процессы, несмотря на частные или случайные исключения.
Обобщение находит широкое применение при изучении товароведных дисциплин. Так, товароведные характеристики товаров однородных групп основываются на обобщении их потребительских свойств и показателей, выявлении обобщенных идентифицирующих и классификационных признаков. Обобщение позволяет в более краткой форме усвоить знания о многообразных объектах и их свойствах, сформировать обобщенные умения и навыки. Например, обобщенные знания определяющих органолептических показателей качества товаров имеют решающее значение при оценке их качества и формируют у студентов сначала умения оценивать разные товары по этим показателям, а затем и навыки.
Обобщение может выступать и как методический прием при использовании методов классификации (для установления классификационных признаков и ступеней классификации при иерархическом методе), сравнительного анализа (для выявления общности) и идентификации (для установления тождественности и соответствия).
Идеализация — метод, основанный на мысленном конструировании понятий об объектах, не существующих или недостижимых в действительности, но к которым необходимо стремиться их прообразам в реальном мире. Такие понятия существуют и в дисциплинах, относящихся к блоку товароведных.
В товароведении метод идеализации применяется как один из приемов оценки качества, когда в стандартах устанавливаются требования (нормы), которым должен отвечать конкретный товар по всем показателям. Фактически же ни один товар не может точно соответствовать установленным требованиям по всем показателям. Для устранения этого несоответствия между идеальным (в стандарте) и реальным товаром устанавливают определенные пределы или диапазоны требований.
Идеализация может выступать и как прием при ранжировании объектов, поскольку для распределения по рангам более или менее нужна реперная точка отсчета — некий идеальный объект, обладающий наибольшими или наименьшими качественными характеристиками, которые нельзя или нецелесообразно изменять количественно. Кроме того, метод идеализации применяется для построения абстрактных схем и моделей.
Моделирование — метод, основанный на построении моделей и переносе информации по аналогии от модели к прототипу. Этот метод является совокупностью нескольких методических приемов: выбор или преобразование модели, построение модели или перенос информации по аналогии от модели к реальному объекту, являющемуся его прототипом. Аналогия рассматривается как метод-операция переноса знаний от одного объекта (модели) на его прототип или оригинал — менее изученный или менее доступный объект.
По характеру моделей принято выделять две разновидности данного метода — предметное и знаковое (информационное) моделирование. Объектом предметного моделирования служат модели, воспроизводящие физические, химические и функциональные характеристики оригинала по аналогии с ранее изученным объектом. В товароведении такими моделями являются химический состав пищевых продуктов, приведенный в учебниках, справочных таблицах химического состава пищевых продуктов, Справочнике товароведа продовольственных товаров.
Эти данные получены при исследовании продуктов определенного вида, а впоследствии их переносят на продукты того же вида, мысленно предполагая их аналогичность. При этом следует иметь в виду, что при изучении химического состава применяются разрушающие методы испытаний, что делает невозможным исследования каждого экземпляра товаров, так как он будет безвозвратно утрачен. К предметным моделям можно отнести характеристику свойств и показателей функционального и социального назначения, создаваемые в ситуационных задачах и деловых играх. Имитирующие производственные ситуации также являются предметными моделями.
Знаковое (информационное) моделирование при изучении товароведения применяется в виде иллюстрирующих схем и расчетных формул (например, формула для расчета влажности, кислотности товаров).
Систематизация — метод, основанный на построении единой системы характеристик объектов и связанных с ними процессов. С помощью этого метода обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, необходимого и достаточного для достижения определенных целей организации, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь.
Систематизация — комплексный метод, нашедший широкое применение в товароведении. Так, систематизация содержания дисциплины «Товароведение продовольственных товаров» основывается на применении унифицированных схем отдельных дидактических элементов, повторяющихся по определенным вопросам (например, по товароведным характеристикам) для разных товаров. В дисциплине «Теоретические основы товароведения» заложена обобщенная система товароведных знаний, которая затем конкретизируется в частных разделах товароведения применительно к однородным группам товаров. Метод систематизации положен в основу таких широко применяемых в товароведении методов, как классификация и кодирование.
Теоретические методы исследования
Что такое теоретические методы исследования
Теоретическими методами исследования называют методики, разработанные с целью определить задачи, создать гипотезы, оценить полученные прецеденты.
Теоретические методы выступают в противовес эмпирическому уровню исследований и предусматривают погружение в суть изучаемого объекта или явления с целью понять его внутреннюю структуру, причины и источники появления, а также систему, согласно которой он формируется и функционирует. Основные задачи, которые решаются в процессе применения методик:
В теоретических методах можно найти некоторые недостатки. В ходе таких исследований не представляется возможным оказать конкретное воздействие на разнообразие явлений или процессов. В результате получается лишь определить наличие скрытых закономерностей, общего и значимого.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Теоретические методы тесно взаимодействуют с мыслительной деятельностью, связаны с процессами осмысления эмпирического материала, его доработкой и анализом. Назначением исследовательской работы является раскрытие внутренней структуры систем или явлений, определение их взаимосвязи и обусловленности.
Как происходит теоретическое исследование
Теоретическое исследование проводится поэтапно. Эффективность его зависит от глубины погружения в тему, тщательности изучения всех сравниваемых объектов. Это позволяет исключить риски получения неправильных выводов.
Основными этапами теоретических изысканий являются:
Успех исследования во многом определяется качеством проверки достоверности теории. Для оценки результатов научных изысканий применимы следующие методики:
Теоретические методы исследования, их характеристики
В современной науке применяются различные теоретические методы исследований. К наиболее распространенным относятся:
Анализ и обобщение данных
Анализ является логическим приемом, методом исследования, который предполагает мысленное разъединение предмета на составные части для изучения в качестве элемента единого целого.
С помощью анализа определяются свойства предмета, подклассы явлений, противоречащие стороны объекта изучения. Целью аналитической работы служит познание элементов как частей сложного целого.
Обобщение представляет собой мысленное выделение конкретных признаков, которыми характеризуется некоторый класс предметов, переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.
В процессе обобщения понятие включается в объем другого, более широкого, понятия. К примеру, для того, чтобы обобщить понятие «общение», необходимо включить объем данного определения в общий объем понятия «деятельность», так как, в общем смысле, общение представляет собой вид деятельности. Таким образом, для обобщения какого-либо понятия, следует из характеристик исходного определения исключить все свойства, которые присущи только предметам, входящим в объем этого понятия.
Синтез, объединение результатов
Синтез представляет собой мысленное соединение в единое целое элементов, признаков, отношений, которые были разъединены в процессе анализа.
Данный метод теоретических исследований тесно связан с аналитической работой. Методика представляет собой начало процесса изучения предмета. Синтез характерен для всех этапов познания. В синтезе соединяются общее и единичное, единство и многообразие.
Синтетическим, конструктивным путем называется движение мысли от причины к следствию. С его помощью получают новые факты, формулируют проблемы, конструируют гипотезы, разрабатывают теории, объединяют различные теоретические утверждения. В итоге по средствам межсистемного переноса знаний рождается новое знание.
В результате синтеза происходит формулирование идей, гипотез, а также развитие научной теории.
Основные этапы синтеза:
Изначально синтез и анализ совмещаются в рамках одного исследования.
Абстрагирование и конкретизация
Абстракция или абстрагирование – метод исследования, в процессе которого сам предмет или его свойства мысленно отделяются от других свойств или признаков предмета.
В процессе абстрагирования исследователь пребывает в постоянном мысленном отвлечении от незначительных связей, отношений, предметов и одновременно выделяет, фиксирует один или несколько элементов этих предметов. Методика заключается в выборе общих характеристик объекта и исключении побочных признаков. Таким образом, формируются понятия, категории с существенными параметрами явлений и предметов реальности.
Результатом абстракции являются обобщенные знания, которые трансформируются в определения или чувственно-наглядные образы в виде чертежей, схем, диаграмм, моделей, графиков, таблиц, карт, формул. Методика абстрагирования тесно взаимодействует с анализом и синтезом, а также с методом конкретизации теоретических знаний.
Конкретизация представляет собой логическую форму, которая является противоположной абстракции. Конкретизацией называется мыслительный процесс, воссоздающий предмет из ранее вычлененных абстракций.
Переход от абстрактного к конкретному выполняется по средствам теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта. Это всеобщая форма развертывания научного знания, систематического отражения объекта в определениях. В роли конкретного понятия выступает реальный материальный предмет со всеми разнообразными признаками, свойствами, связями, отношениями. Конкретным является отражение объективной действительности. В результате использования методики конкретизации представляется возможным проанализировать и описать наглядные примеры и частные случаи.
Моделирование
Моделирование в качестве познавательного приема, неотделимого от научного развития, представляет собой построение и исследование модели, которая отображает какую-либо сторону действительности и является значительно более простой, чем реальность.
В современной науке моделирование служит эффективным и перспективным методом теоретических исследований. Центральным понятием методики является модель.
Модель — мысленно или материально представленная система, которая способна замещать объект исследования путем его отображения или воспроизведения, для получения новой информации об этом объекте.
Модель в разных формах представляет собой:
Цели моделирования реализуются с помощью получения обратной связи в процессе исследования.
Обязательные характеристики модели:
Структура процесса моделирования состоит из нескольких этапов:
Моделирование глубоко проникает в теоретическое мышление. Исследовательская функция методики заключается в создании импульса, источника новых знаний. В процессе менее информационные модели трансформируются в более содержательные, в которых раскрывается сущность изучаемых явлений в реальности.
Моделирование тесно связано с прогнозированием. С помощью модели представляется возможным сделать более полный и обоснованный прогноз, чему способствуют выявленные тенденции, исторический опыт, ретроспективный анализ, экспертные оценки, концептуальное истолкование фактов.
Математические методы исследования
Математические методы исследования представляют собой способы количественного и структурного изучения явлений, в процессе которого их свойства и закономерности определяются с помощью формальных моделей, количественных характеристик, функциональных отношений.
Математическая модель – это система соотношений, включая формулы, функции, уравнения, системы уравнений, которая описывает те или иные параметры исследуемого предмета или явления.
Описание математических методов исследования
Математические методики пользуются популярностью для выполнения системных исследований. Алгоритм решения практических задач:
Представить математическую формулировку задачи можно стандартными средствами, включая числа, геометрические образы, функции, системы уравнений. Для описания параметров объекта выбирается непрерывная или дискретная, детерминированная или стохастическая и другие формы.
Характеристики
Математический аппарат для построения модели:
Степень и пределы соответствия явлений математической модели зависят от следующих факторов:
После определения математической модели необходимо произвести предварительный контроль. Существуют несколько способов проверки, которые отличаются по критериям:
Отличие математических методов от теоретических
Разница между основными подходами к проведению исследований заключается в следующем:
Возможности теоретических исследований, применение на практике
Теоретические методы исследований позволяют раскрывать суть изучаемого явления. Они необходимы для создания новых гипотез, определения задач, а также оценки результатов.
Как самостоятельные, такие методы часто применяются для исследования литературных трудов: классических произведений, исторической документация, периодической печати и т. д. Активно применимы в искусствоведении для интерпретации произведений, а также в философии в целях обнаружения новых понятий и законов. В комплексе с прочими методами, широко используются они в педагогике и психологии для выявления существующих проблем и постановки новых задач.
Теоретические методы исследования постоянно развиваются. Путем научных изысканий выявляются новые возможности для имеющихся на данный момент методик.
Недостатки и преимущества
Теоретические методы научных изысканий обладают рядом плюсов и минусов. К недочетам данных методик можно отнести отсутствие непосредственного влияния на разнообразие изучаемых фактов, а также некую обособленность мышления исследователя от реальных условий внешней среды.
Преимуществом теоретических способов изучения является возможность заранее рассмотреть объекты под разными углами и сделать общие выводы прежде, чем приступить к эмпирической части исследования. Другим важным плюсом методик является изучение сущности предмета, что обеспечивает его полное понимание.