Что относится к техническим средствам охраны на судне
Типы и виды охранного оборудования и систем охраны
Комплексный подход по охране судна опирается на физическую защиту судна и технические средства охраны, установленные на судне, их квалифи- цированное обслуживание и своевременный ремонт в течение всего срока службы приборов.
Одним из факторов, определяющих надежность охраны судна, является наличие инженерных средств защиты на путях возможного проникновения нарушителей. Совокупность этих средств определяет физическую защиту судна. К инженерным средствам защиты относятся различные ограждения, решетки, жалюзи, ставни, замки и засовы. Также это могут быть специальным образом укрепленные двери, стены, палубы, потолки, иллюминаторы, возду- ховоды и другие элементы судовых конструкций. В качестве физических препятствий могут использоваться пожарная и балластная судовые системы для создания водяной преграды (занавеса), значительно затрудняющего воз- можность подняться по отвесной скользкой поверхности борта судна. Такие средства кроме функции физической защиты также оказывают психологиче- ское воздействие на потенциального нарушителя, заставляя его отказаться от попытки проникновения. Наличие инженерных средств защиты обуславлива- ет необходимость их преодоления и, как результат, увеличивается время, за- траченное нарушителем для проникновения на судно, что делает более веро- ятной возможность предотвращения его проникновения на судно.
Проблема охраны судна требует для своего решения комплексного тех- нического подхода. Поэтому для обеспечения безопасности могут использо- ваться такие технические средства охраны, как: судовая система охранного оповещения, судовая система телевизионного наблюдения, система контроля и управления доступом, система пожарной сигнализации, а также другие тех- нические средства безопасности. (25) Практически на всех судах имеется ком- плекс нескольких независимых и не связанных между собой систем. Вся ин- формация, получаемая от технических средств наблюдения и визуально, об- рабатывается вахтенным помощником капитана и передается лицу командно- го состава, ответственному за охрану судна.
Рис. 19. Укрепление дверей и иллюминаторов мостика
Корабельный комплекс технических средств охраны
Выполнение технических и функциональных требований к ТСО в корабельных и судовых условиях имеют свою специфику. Среди таких осложняющих моментов – ограниченное пространство из металлоконструкции, наличие границ с акваторией, инфраструктурная и эксплуатационная специфика.
Дополнительные сложности в построении ТСО на судах и кораблях накладывают организация охраняемых периметровых рубежей, создание вложенных зон охраны, оборудование пунктов пропуска, независимость энергетического обеспечения функционирования ТСО и т. п. Отдельные требования предъявляются к элементной базе ТСО, которая должна сохранять работоспособность в условиях повышенных вибрационных и мехнических нагрузок.
Задачу создания корабельного комплекса ТСО успешно решило СКБ «Энергия». Комплекс был построен на базе «Системы корабельного мониторинга по техническим условиям ВТИФ 421411.011 ТУ», которая работает на объектах ВМФ около 10 лет.
В СОСТАВ КОМПЛЕКСА ВХОДЯТ СИСТЕМЫ:
– обнаружения и защиты от проникновения;
– контроля и управления доступом;
– охранного телевидения;
– бесперебойного электропитания.
Для взаимодействия систем между собой и координации комплекса с общекорабельными системами и средствами служит функционирующая в нём система сетевого компьютерного управления.
Корабельный комплекс ТСО строится по принципу распределенной локальной вычислительной сети и конструктивно подразделяется на аппаратную часть (Рисунок 1) и программное обеспечение.
Рисунок 1. Аппаратная структура корабельного комплекса ТСО |
АППАРАТНАЯ ЧАСТЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
– оборудование первичного сбора данных (внутриотсечные и палубные ТВ-камеры КТ-292 и КТ-570, датчики положения дверей ДПД-1, ДПД-2, считыватели СЧ-1);
– контроллерное и концентраторное оборудование, которое собирает данные от ТВ камер, датчиков и считывателей, осуществляет управление электромеханическими замками дверей, охранным освещением (контроллеры типа КД-СКД, концентраторы типа К-СКД);
– оборудование управления, регистрации и отображения информации (блоки управления и коммутации типа БУК-5, блоки отображения информации типа БОИ-2, БОИ-М2);
– оборудование бесперебойного электропитания (устрой- ство бесперебойного электропитания УБП-2000);
– линии связи.
Программное обеспечение построено по модульному принципу, которое позволяет учитывать конкретную структуру аппаратных средств и осуществлять организацию пультовых режимов управления комплексом.
Модульный принцип построения и развитое программное обеспечение позволяют конфигурировать комплекс под объекты любых габаритов и назначения.
На рисунке 2 иллюстрируется представление корабельного комплекса ТСО в составе транспортного судна.
Рисунок 2. Комплекс ТСО в составе транспортного судна |
Создание комплекса ТСО на базе унифицированного оборудования СКМ не требует проведения целевых НИОКР и испытаний. Это существенно сокращает материальные затраты и сроки принятия на снабжение.
Сейчас комплексом ТСО от СКБ «Энергия» в различных модификациях оборудованы более 10 типов кораблей и судов ВМФ. Комплекс ТСО на базе СКМ со свидетельством РМРС может также успешно применяться на плавучих АТЭС, судах Атомфлота, плавучих нефтедобывающих и газодобывающих платформах и других особо важных морских объектах.
Что относится к техническим средствам охраны на судне
ГОСТ Р 53660-2009
(ИСО 20858:2004)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДА И МОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Оценка охраны и разработка планов охраны портовых средств
Ships and marine technology. Port facility security assessments and security plan development
Дата введения 2010-05-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным учреждением «Служба морской безопасности» (ФГУ СМБ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1025-ст
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей;
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения его в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Введение
Настоящий стандарт предназначен для компетентного проведения оценки охраны и разработки планов охраны портовых средств, в том числе контрмер, а также соответствующего применения в названной сфере навыков и знаний персонала, деятельность которого связана с решением вопросов охраны. Кроме того, настоящий стандарт нацелен на создание необходимых условий для проведения внешнего аудита выполняемой работы на соответствие требованиям Международного кодекса по охране судов и портовых средств и положительному опыту работы в области обеспечения безопасности и охраны.
1 Область применения
Объекты инфраструктуры морского порта, выходящие за пределы территории портового средства, могут влиять на взаимодействие между портовым средством и судном по вопросам охраны. Настоящий стандарт не затрагивает требований Международного кодекса по охране судов и портовых средств [1] в отношении таких объектов инфраструктуры. Вместе с тем судовладельцы могут быть проинформированы о том, что портовое средство соответствует требованиям настоящего стандарта и принимаемые на нем меры по обеспечению безопасности адекватны установленному уполномоченными федеральными органами исполнительной власти уровню охраны.
Требования настоящего стандарта не затрагивают и не определяют обязанности государства по защите граждан и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства.
2 Соответствие требованиям
В то время, как соответствие положениям Международного кодекса по охране судов и портовых средств [1] является обязательным, использование настоящего стандарта является добровольным. Если федеральными органами исполнительной власти установлено иное, препятствующее использованию настоящего стандарта, то такое требование обладает преимуществом, и соответствие настоящему стандарту не может быть истребовано.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 груз (cargo): Товары в упаковке и без упаковки, наливные и неналивные, размещенные на судне для транспортирования в другой порт.
3.2 последствие (consequence): Возможная потеря жизни, ущерб собственности, финансовые и экономические потери (включая нарушение транспортных систем), произошедшие в результате нападения на портовое средство или за его пределами.
3.3 Международная морская организация; ИМО (International Maritime Organization): Специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, целью которого является обеспечение механизма сотрудничества между правительствами в области регулирования и практик по различным техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством, а также поощрение и содействие общему принятию наивысших действенных норм по вопросам морской безопасности, эффективности судоходства и предотвращения загрязнения морской среды с судов.
3.4 Кодекс ОСПС (ISPS Code): Международный кодекс по охране судов и портовых средств [1], состоящий из части «А» (положения которой рассматриваются как имеющие обязательную силу) и части «В» (положения которой рассматриваются как рекомендательные), принят 12 декабря 2002 г. резолюцией 2 Конференции Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками [2]*, которые могут быть внесены Международной морской организацией.
3.5 вероятность (likelihood): Возможность развития угрозы, приведшей к реализации акта незаконного вмешательства на портовом средстве, на котором проведены инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению его безопасности.
3.7 план охраны портового средства (port Facility Security Plan): План, разработанный с целью обеспечения адекватных мер по защите людей, портового средства, судов, грузов, грузовых транспортных единиц и судовых запасов в пределах портового средства от актов незаконного вмешательства.
3.8 риск (risk): Уровень последствий и вероятность случаев актов незаконного вмешательства.
3.9 охрана (security): Противодействие преднамеренным, несанкционированным действиям, направленным на причинение вреда или ущерба судам и портам.
3.10 группа антикризисного управления (security crisis management team): Группа людей, обладающих знаниями и наделенных необходимыми ресурсами и полномочиями для реагирования в случаях угроз безопасности или актов незаконного вмешательства.
3.11 акт незаконного вмешательства (security incident): Любое подозрительное действие или обстоятельство, угрожающее безопасности судна или портового средства.
3.12 персонал службы охраны (security personnel): Лица, назначенные для выполнения задач по охране портового средства, которые являются или не являются его служащими.
3.13 судовые запасы (ship’s stores): Материально-технические и продовольственные запасы, предназначенные для использования судном, взаимодействующим с портовым средством.
3.14 цель (target): Персонал, суда, груз, объекты инфраструктуры, материальные ценности и системы управления/документирования в пределах портового средства.
3.15 виды угрозы (threat scenario): Возможные способы реализации актов незаконного вмешательства. Учитывая наличие множества тактик нападений, детально прорабатываются несколько основных видов угроз, характерных для общих угроз безопасности. Руководство портового средства и персонал, осуществляющий оценку охраны, могут расширить перечень основных видов угроз в зависимости от особенностей места расположения портового средства.
4 Выполнение оценки охраны
4.1 Общий взгляд на оценку охраны
Уполномоченная группа специалистов, созванная для проведения оценки охраны и составления Отчета об оценке охраны портового средства, должна обладать знаниями по вопросам деятельности порта/портового средства, охраны и потенциальных угроз, которые могут совершаться в уязвимых местах. На основе полученной подготовки и собственного опыта группа должна проанализировать существующее состояние охраны портового средства и составить перечень видов реальных угроз его безопасности. Потенциальные акты незаконного вмешательства должны быть тщательно изучены и идентифицированы с учетом вероятностей и дальнейших последствий в случае их реализации. В результате по каждому из учтенных актов незаконного вмешательства должны быть представлены эффективные организационные и/или инженерно-технические контрмеры. Команда исполнителей незамедлительно применяет такие контрмеры до тех пор, пока идентифицированный риск не снизится до приемлемого уровня.
На основе Отчета об оценке охраны портового средства разрабатывается План охраны портового средства, где вышеописанный процесс рассматривается более детализированно с учетом особенностей месторасположения портового средства. Указанная последовательность относится к разработке плана эффективной охраны для стандартного уровня охран 1, а в дальнейшем уполномоченная группа вновь разрабатывает контрмеры, требуемые для более высоких уровней охраны 2 и 3.
4.2 Классификация последствий
«Высокая» степень последствий может быть определена как последствия, которые были бы неприемлемы во всех, но мало вероятных ситуациях.
«Средняя» степень последствий может быть определена как последствия, которые были бы неприемлемы с высокой вероятностью ситуации.
«Низкая» степень последствий может быть определена как последствия, которые обычно являются приемлемыми.
4.3 Персонал, выполняющий оценку охраны
Лица, участвующие в проведении оценки охраны портового средства, должны иметь возможность обращаться к экспертам за помощью в отношении:
— знания существующей угрозы, затрагивающей охрану, и ее различных форм;
— распознания на недискриминационной основе характерных признаков и манеры поведения людей, которые могут создавать угрозу, связанную с охраной;
— способов, применяемых для того, чтобы обойти меры охраны;
— методов, используемых для реализации акта незаконного вмешательства;
— воздействия взрывчатых веществ на сооружения и службы портового средства;
— эксплуатационной деятельности порта;
— планирования действий в чрезвычайных ситуациях, обеспечения готовности и реагирования на них;
— мер физической защиты (например, ограждений);
— радиосистем и других систем связи, включая компьютерные системы и сети;
— транспорта и гражданского строительства;
— судовых и портовых операций;
— поддержания необходимых мероприятий по недопущению разглашения или доступа к конфиденциальным материалам, имеющим отношение к охране;
— знания требований, изложенных в Главе XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море [2] и части «А» Кодекса ОСПС [1], а также соответствующего национального и международного законодательства, регламентирующего безопасность;
— знания инженерно-технических средств охраны, а также их эксплуатационных возможностей.
Весь персонал, привлекаемый к проведению оценки охраны портового средства, включая тех лиц, которые приглашены для оказания вышеуказанной экспертной помощи, должен быть упомянут в Отчете об оценке охраны портового средства, как это указано в 6.2.
Что относится к техническим средствам охраны на судне
регистрационный N 52959
УТВЕРЖДЕН
приказом Минсельхоза России
от 15 ноября 2018 года N 525
Порядок оснащения судов техническими средствами контроля, их виды, требования к их использованию
(с изменениями на 6 октября 2020 года)
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с частью 2 статьи 43.4 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5270; 2006, N 1, ст.10; N 23, ст.2380; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.23; N 17, ст.1933; N 50, ст.6246; 2008, N 49, ст.5748; 2011, N 1, ст.32; N 30, ст.4590; N 48, ст.6728, ст.6732; N 50, ст.7343, ст.7351; 2013, N 27, ст.3440; N 52, ст.6961; 2014, N 11, ст.1098; N 26, ст.3387; N 45, ст.6153; N 52, ст.7556; 2015, N 1, ст.72; N 18, ст.2623; N 27, ст.3999; 2016, N 27, ст.4282; 2017, N 50, ст.7562).
а) соответствия оборудования требованиям Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 (Собрание законодательства Российской Федерации 2010, N 34, ст.4475; 2012, N 37, ст.5002; 2014, N 14, ст.1627; 2017, N 32, ст.5078);
б) одобрения типа оборудования в соответствии с Положением об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров, утвержденным приказом Минтранса России от 10 февраля 2010 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2010 г., регистрационный N 17535).
6. В случае выявления контролирующими органами фактов преднамеренного искажения данных о местоположении судна оборудование, указанное в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Порядку, к применению в качестве ТСК не допускается.
7. Запрещается использование СЗС, выполняющих функции судовой системы охранного оповещения (ССОО).
8. При нахождении судов, оснащенных ТСК, в районах Мирового океана выше 75° северной широты и выше 75° южной широты допускается поступление в РЦМ данных о местоположении судна, передаваемых только СЗС «Гонец» и аппаратурой АИС.
10. Допускается оснащение судов, осуществляющих рыболовство, дублирующим ТСК, прошедшим процедуру тестирования. Дублирующее ТСК включается в случае выхода из строя основного ТСК.
11. Судовладелец при оснащении судна ТСК обеспечивает:
б) защиту от несанкционированного доступа к установленному оборудованию ТСК, в том числе путем опломбирования СЗС, с целью исключения возможности искажения передаваемых данных, указанных в рапорте о позиции судна, изменения идентификаторов и режимов работы ТСК;
в) бесперебойную работу ТСК от двух независимых источников питания (основного и резервного).
12. РЦМ (федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» и его филиалы) обеспечивают функционирование ОСМ.
13. В целях проверки возможности использования установленного на судне ТСК для определения местоположения судна и автоматической передачи в РЦМ данных, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, РЦМ в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка проводится тестирование ТСК.
15. Тестирование ТСК проводится на основании подаваемой в РЦМ судовладельцем Заявки, содержащей следующие сведения:
наименование оборудования ТСК;
наименование изготовителей оборудования ТСК;
идентификационные номера оборудования ТСК (для СЗС «Инмарсат», в том числе девятизначный номер IMN);
серийные номера оборудования ТСК;
б) данные о судне, судовладельце и (или) собственнике судна:
контактная информация судовладельца (почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс, телекс);
наименование судовладельца, его адрес и место нахождения (для юридических лиц);
фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для индивидуальных предпринимателей);
наименование собственника судна, его адрес и место нахождения (для юридических лиц) или фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства собственника судна (для индивидуальных предпринимателей) (в случае, если собственник судна не является судовладельцем);
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) судовладельца;
номер Международной морской организации (ИМО) судна;
номер MMSI судна (опознаватель морской подвижной службы);
регистровый номер судна (номер PC, РРР и иные);
технические характеристики судна (максимальная скорость, численность экипажа);
условия радиосвязи (телеграфный и телефонный радиопозывной);
условия спутниковой связи (вызывные и рабочие частоты цифрового избирательного вызова).
16. Заявка подается судовладельцем непосредственно в РЦМ посредством почтового отправления, факса, электронной почты или в электронной форме через сайт www.osm.gov.ru в информационно-телекомуникационной сети «Интернет», с приложением копий (сканов) следующих документов:
а) свидетельство о праве собственности на судно;
в) копия договора бербоут-чартера в случае фрахтования судна без экипажа (при наличии).
Судовладелец может оформить (переоформить) Свидетельство в электронной форме. В случае оформления (переоформления) Свидетельства в электронной форме Заявка подается судовладельцем только через сайт www.osm.gov.ru в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» с указанием о необходимости выдачи Свидетельства в электронной форме.
Свидетельство в электронной форме выдается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица РЦМ.
18. Уведомление судовладельца об отрицательном результате тестирования осуществляется в следующих случаях:
Что относится к техническим средствам охраны на судне
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ
Термины и определения
Protection and security systems. Terms and definitions
Дата введения 2017-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным казенным учреждением «Научно-исследовательский центр «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 234 «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2019 г.
Введение
Создание новой редакции национального стандарта Российской Федерации «Системы охраны и безопасности. Термины и определения» вызвано введением в действие ряда национальных и межгосударственных стандартов на новые виды технических средств и систем охраны и безопасности, например, таких как: ГОСТ 32320-2013, ГОСТ Р 53703-2009, ГОСТ Р 54126-2010, ГОСТ Р 55017-2012, ГОСТ Р 54831-2011. Кроме того, в целях актуализации действующего фонда стандартов в данной области были внесены изменения в ряд национальных стандартов и введены в действие обновленные редакции таких стандартов, как: ГОСТ Р 51241-2008, ГОСТ Р 51558-2014, ГОСТ Р 52434-2005 (Изменение N 1, 2011), ГОСТ Р 50776-95 (Изменение N 2, 2011).
Национальный стандарт ГОСТ Р 52551-2006, устанавливающий единую терминологию в области систем охраны и безопасности, показал свою актуальность и востребованность у разработчиков, производителей, поставщиков и потребителей технических средств охраны и безопасности, а также у специалистов в области технического регулирования, стандартизации, разработки нормативных правовых актов, иных нормативных и методических документов. Вместе с тем развитие систем охраны и безопасности, обновление законодательства в данной области, внедрение новых технических средств охраны и инновационных технологий требует обновления терминологического аппарата, обеспечивающего однозначное правильное понимание технических требований к системам охраны и безопасности.
Межгосударственные и национальные стандарты Российской Федерации, рекомендуемые для применения совместно с настоящим стандартом в части терминов, приведены в приложении А.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и их определения в целях формирования единого технического языка в области обеспечения охраны и безопасности объектов различной ведомственной принадлежности и формы собственности, а также имущества граждан и организаций.
Термины и понятия, установленные в настоящем стандарте, предназначены для использования в нормативных технических, методических, справочных и других документах в области технических средств охранной, охранно-пожарной, тревожной сигнализации, противокриминальной и антитеррористической защиты объектов и имущества, интегрированных и комплексных систем безопасности.
Термины и понятия, установленные в настоящем стандарте, не предназначены для применения в нормативно-технической документации в области обеспечения охраны и безопасности режимных объектов ядерной энергетики, имеющих на своей территории ядерные материалы и установки, а также радиационные источники и пункты хранения радиоактивных веществ и материалов.
2 Термины и определения
2.1 Основные понятия
2.1.1 антитеррористическая защита объекта: Деятельность, осуществляемая с целью повышения устойчивости объекта к террористическим угрозам [1].
2.1.2 безопасность: Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
2.1.3 ведомственная охрана: Совокупность сил и средств, создаваемых федеральными государственными органами и организациями органов управления, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств [2].
2.1.4 вневедомственная охрана: Структурное подразделение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, предоставляющее услуги по охране объектов всех форм собственности, а также квартир и других мест хранения имущества граждан [3].
2.1.5 допустимый риск нанесения ущерба: Риск нанесения ущерба, который в конкретной области деятельности признается допустимым при возникновении определенной опасной ситуации.
2.1.6 жизненно важные интересы: Совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование личности, общества и государства.
2.1.7 запретная зона: Специально выделенная выгороженная полоса местности, проходящая вдоль периметра охраняемой территории объекта и предназначенная для выполнения служебных задач личным составом подразделения охраны по защите объекта.
2.1.8 защитная мера: Мероприятие, направленное на предотвращение действий нарушителя при его попытке проникновения на охраняемый объект и совершения противоправных действий в отношении охраняемого имущества.
2.1.9 защитная техническая мера: Защитная мера, реализуемая с помощью средств инженерно-технической укрепленности и технических средств охраны.
2.1.10 защищаемая зона: Часть охраняемого объекта, предназначенная для обеспечения противокриминальной защиты.
2.1.11 защищенность объекта: Уровень организационно-практических мероприятий, инженерно-технических средств и действий персонала, направленных на предотвращение противоправных посягательств на объект, устранение или снижение угрозы здоровью и жизни людей от террористических актов и иных противоправных посягательств [1].
2.1.12 зона охраны: Часть охраняемого объекта, оборудованная техническими средствами охраны и для которой установлен отдельный режим охраны.
2.1.13 категория охраняемого объекта: Комплексная оценка объекта, учитывающая его государственную, общественную, экономическую, культурную или иную значимость в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой надежности охраны.
2.1.14 класс защиты: Комплексная оценка, учитывающая размещение, прочностные характеристики, особенности конструктивных элементов и показывающая степень достаточности обеспечения надлежащей защиты объекта [1].
2.1.15 криминальная безопасность: Состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от криминальных угроз.
2.1.16 криминальная угроза: Совокупность условий и факторов, связанная с несанкционированным проникновением на охраняемый объект и/или совершением на его территории противоправных действий, в том числе террористических [1].
2.1.17 место хранения имущества граждан; МХИГ: Индивидуальные дома (коттеджи, таунхаусы, дачные дома), хозяйственные постройки, индивидуальные отдельно стоящие гаражи, индивидуальные боксы в гаражно-строительных кооперативах.
2.1.18 надежность охраны: Показатель, характеризующийся вероятностью предотвращения нанесения ущерба от реализации криминальной или террористической угрозы.
2.1.19 нарушитель: Лицо, создающее криминальную угрозу охраняемому объекту и/или имуществу.
2.1.20 объект критически важный: Объект, нарушение или прекращение функционирования которого приводит к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению, разрушению или существенному снижению безопасности жизнедеятельности работающих на объекте и населения, проживающего на этой территории, на длительный период времени [4], [5].
2.1.21 объект повышенной опасности: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво- и пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также окружающей среде [4].
2.1.22 опасная ситуация: Совокупность обстоятельств, при которых люди, имущество или окружающая среда подвергаются опасности с определенной степенью риска нанесения ущерба.
2.1.23 особо важный объект: Техногенный, природный, природно-техногенный объект, подверженный риску криминальных угроз нанесения неприемлемого ущерба самому объекту, природе и обществу, а также подверженный угрозам возникновения чрезвычайных обстоятельств [4].
2.1.24 охраняемый объект: Отдельное помещение или несколько помещений в одном здании, объединенные единым периметром, здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, помещения, транспортные средства, а также грузы, денежные средства и иное имущество, подлежащее защите от противоправных посягательств.
2.1.25 повышение надежности охраны: Комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение риска нанесения ущерба от криминальных и террористических угроз.
2.1.26 подразделение охраны объекта: Структурное подразделение, осуществляющее деятельность по обеспечению защиты охраняемого объекта от криминальных и террористических угроз.
2.1.27 автономная охрана: Охрана объекта, имеющая функцию оповещения без формирования тревожного извещения.
2.1.28 противокриминальная защита: Комплекс организационно-технических мер, осуществляемых с целью обеспечения криминальной безопасности объектов.
2.1.29 локальная охрана: Охрана зон с передачей информации о состоянии технических средств охраны в пределах объекта.
2.1.30 централизованная охрана: Охрана территориально рассредоточенных объектов с помощью пунктов централизованной охраны.
2.1.31 риск: Вероятность причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, животным или растениям, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу с учетом тяжести этого вреда.
2.1.32 риск нанесения ущерба: Комплексный показатель, характеризующий вероятность возникновения ущерба за нормированный период времени и его величину.
тактика охраны объекта: Выбор вида охраны, методов и средств ее реализации.
2.1.34 терроризм: Идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий [6].
2.1.36 техническое средство обеспечения противокриминальной защиты: Техническое изделие серийного или единичного производства, входящее в состав системы, функциональным назначением которой является обеспечение противокриминальной защиты.
2.1.37 техническое средство охраны; ТСО: Конструктивно законченное устройство, выполняющее самостоятельные функции в составе системы, предназначенной для обеспечения охраны или безопасности объекта.
2.1.38 угроза безопасности: Совокупность условий и факторов, создающая опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
2.1.39 уполномоченное лицо: Человек, наделенный правами по взятию и снятию с охраны охраняемого объекта или зоны охраны.
2.1.40 усиление охраны: Повышение надежности охраны объекта и имущества в соответствии с решением уполномоченного лица путем выставления дополнительных постов, установки дополнительных средств инженерно-технической укрепленности, технических средств охраны и проведения иных организационных и технических мероприятий, направленных на усложнение действий нарушителя при его попытке несанкционированного проникновения на охраняемый объект или совершения противоправных действий в отношении охраняемого имущества.
2.2 Средства и системы сигнализации
2.2.1.1 вскрытие технического средства охраны: Несанкционированное проникновение внутрь корпуса технического средства охраны путем разделения на составные части, открывания, повреждения или разрушения его конструкции, обеспечивающее доступ к органам управления, элементам регулировки и фиксации технического средства охраны, клеммам подключения внешних электрических цепей.
2.2.1.2 взятие объекта под охрану: Штатное выполнение процедур по постановке объекта на охрану.
2.2.1.3 допустимая помеха: Помеха, при которой не происходит нарушения функционирования технического средства охраны.
2.2.1.4 ложное срабатывание: Сформированное техническими средствами охранной, охранно-пожарной, тревожной сигнализации извещение о тревоге, не связанное с возникновением криминальной угрозы.
многорубежный комплекс охранной сигнализации: Совокупность двух или более рубежей охранной сигнализации, на которых применяются технические средства охранной сигнализации, основанные на различных физических принципах действия.
2.2.1.6 надежность технического средства (системы) охраны (безопасности): свойство технического средства (системы) охраны (безопасности) сохранять во времени способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
2.2.1.7 недопустимая помеха: Помеха, воздействие которой приводит к нарушению функционирования технического средства охраны.
2.2.1.8 нештатная ситуация: Положение нарушения охраны объекта, не предусмотренное регламентирующими документами.