Что относится к таре
Что относится к таре
Бухгалтерский учет тары ведется по следующим видам:
— тара из картона и бумаги;
— тара из пластмассы;
— тара из тканей и нетканых материалов.
Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, судов, автотранспортных и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности погружаемой продукции (товаров), к таре не относятся.
162. Тара под продукцией (товарами) может совершать однократный или многократный оборот (многооборотная тара).
Тара однократного использования (бумажная, картонная, полиэтиленовая и др.), а также мешки бумажные и из полимерных материалов, использованные для упаковки продукции (товаров), как правило, включаются в себестоимость затаренной продукции и покупателем отдельно не оплачиваются.
163. Договорами поставки продукции (товаров) может предусматриваться использование многооборотной тары, подлежащей обязательному возврату поставщикам продукции (товаров) или сдаче тароремонтным организациям (возвратная тара).
К возвратной таре, как правило, относятся:
деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.), картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона и др.), металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и др.), стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и др.), тара из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна и др.), а также специальная тара, т.е. тара, специально изготовленная для затаривания определенной продукции (товаров).
Договорами, стандартами и техническими условиями могут предусматриваться особые требования к таре (к упаковке продукции) и условия возврата такой тары.
164. За некоторые виды многооборотной тары, поставляемой с продукцией (товаром), поставщиком может взиматься с покупателя залог (вместо стоимости тары), который ему возвращается после получения от него порожней тары в исправном состоянии. Взимание залоговых сумм за тару производится в случаях, предусмотренных договорами.
165. Тара по своим функциям различается на внешнюю упаковку и непосредственную упаковку.
Непосредственная упаковка характерна тем, что она неотделима от вложенного в нее товара и может быть использована самостоятельно только после расходования этого товара, поэтому она со склада отпускается вместе с товаром (флакон для духов, банки и бутыли для консервов и красок и т.д.). Такая тара берется на учет и подлежит возврату на склад после использования (расходования) вложенных в нее материальных ценностей, если она может быть использована внутри организации или продана.
166. Наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.), учитываются:
На указанных счетах учитываются также тарные материалы (материалы и детали, предназначенные для изготовления и ремонта тары).
Вне зависимости от условий приобретения тары организацией продавцом, поставщиком и т.п. (покупка или изготовление непосредственно в организации) тара принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
В случае наличия в организации значительной номенклатуры и высокой скорости оборачиваемости тары и (или) тарных материалов разрешается вести синтетический и аналитический учет тары в учетных ценах.
При возникновении разницы между фактической себестоимостью изготовления тары или фактическими расходами по ее покупке у сторонних организаций и учетной ценой этой тары указанная разница списывается со счетов учета затрат («Вспомогательное производство») или счетов учета расчетов (при покупке тары) на счета учета финансовых результатов как прочие расходы.
(в ред. Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Учетные цены устанавливаются организацией самостоятельно, дифференцированно по видам тары (наименованиям, размерам, сортам и т.п.) применительно к порядку, изложенному по материалам в настоящих Методических указаниях.
167. Тара, используемая для осуществления технологического процесса производства (технологическая тара) и для хозяйственных нужд, т.е. используемая как производственный и хозяйственный инвентарь, учитывается в зависимости от срока службы на счете учета основных средств или на счете учета материалов (субсчет «Тара и тарные материалы»).
169. Учет тары на складах и в подразделениях осуществляется аналогично учету материалов.
Приложение 15. Тара, основные понятия, термины и определения
Тара, основные понятия, термины и определения
Тара (ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, мешки), образующая самостоятельную транспортную единицу или часть укрупненной транспортной единицы
Тара, поступающая к потребителю с продукцией и не представляющая собой самостоятельную транспортную единицу
Тара, предназначенная для однократного использования при поставках продукции
Тара, бывшая в употреблении, которую целесообразно повторно использовать
Тара, предназначенная для многократного ее использования при поставках продукции
Многооборотная тара, принадлежащая предприятию и подлежащая возврату данному предприятию
Тара, детали которой соединены между собой без просветов
Тара, детали которой соединены между собой с заданными просветами
Тара, изготовленная из двух или более различных материалов
Тара, форма которой существенно меняется при наполнении продукцией
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Что такое транспортная тара и упаковка
Транспортная упаковка — это совокупность материалов и устройств, которые применяются для сохранности сырья и готовых товаров (грузов) в процессе их транспортирования и хранения. Она заменяет или дополняет заводскую упаковку.
Транспортная тара — стандартизированные конструкции, которые используются для упаковки, долговременного и краткосрочного хранения, перевозки изделий и оборудования на крытом транспорте и открытых платформах. Перевозимый груз, упакованный в транспортную тару, образует отдельную транспортную единицу.
Транспортная тара и упаковка позволяют обеспечить сохранность товаров в процессе их транспортировки, погрузки-разгрузки, хранения на перевалочных пунктах и базах. Дополнительная упаковка требуется для защиты транспортируемых грузов от механической деформации, загрязнений, воздействия атмосферных факторов, несанкционированного доступа.
Содержание статьи
Что такое транспортная упаковка
В понятие транспортной упаковки входят материалы и устройства, которые применяются для сохранности сырья и готовых товаров в процессе их транспортирования и хранения. Применение специальных материалов и вспомогательных устройств позволяет сохранять потребительские свойства предметов, придать им компактность, сделать их удобными для транспортировки. Такая упаковка необходима в том случае, если заводская (потребительская) тара отсутствует или не может обеспечить сохранность изделий и сырья. Дополнительная упаковка может быть внешней и внутренней, единичной и групповой, жесткой и мягкой, одноразовой и многоразовой.
Примеры транспортной упаковки
Материалы (назначение) | Род упаковки груза |
---|---|
Металлическая | контейнеры, банки из жести и алюминия, тубы, барабаны, |
Из дерева, фанеры, ДВП | ящики, короба, паллеты |
Пластиковая и полимерная | поддоны, ящики, пленка, мешки. биг-бэги, пакеты |
Картонная и гофрокартонная | лотки, коробки |
Для навивки длинномерных и рулонных материалов | бухты, катушки |
Указанные материалы могут использоваться как самостоятельная упаковка или входить в состав комбинированной транспортной тары. Согласно требованиям к транспортной упаковке, она может быть дополнена вспомогательными средствами — клипсаторной лентой, стреппинг-лентой, полипропиленовой или оцинкованной лентой, стретч-пленкой, термоусадочными материалами. На поверхность упаковки наносится транспортная маркировка и код идентификации транспортной упаковки по ГОСТ ISO 15394-2013.
Что такое транспортная тара
Транспортной тарой называются конструкции, которые используются для упаковки, долговременного и краткосрочного хранения, перевозки изделий и оборудования. Перевозимый груз, упакованный в транспортную тару, образует отдельную транспортную единицу.
Согласно классификатору видов груза упаковки и упаковочных материалов тара бывает нескольких типов. Она классифицируется по следующим параметрам:
Для чего применяется тара и упаковка
В этом случает виды тары и состав упаковки грузов указываются в договоре на оказание услуг. Прописывается состав транспортной упаковки с учетом нормативов ГОСТ, действующих правовых актов и правил упаковки грузов для перевозки автомобильным, ж/д и водным транспортом. Указываются основные и вспомогательные материалы, необходимость фитосанитарной обработки и способ ее выполнения.
Виды транспортной упаковки
Средства мягкого, жесткого или полужесткого пакетирования
В эту категорию входят материалы и приспособления, применение которых позволяет формировать транспортные пакеты массой от 250 до 1000 кг. Это стропы, средства для обвязки (упаковочная лента, обвязочная проволока, полимерная пленка, сетка), подкладные листы, прокладки, стяжки, поддоны с настилами и/или надстройками, каркасная обрешетка.
Контейнеры
К этой категории относятся конструкции, характеристики которых остаются неизменными. Контейнеры проектируются грузоподъемностью от 2,4 до 26 тонн размером от 1,97×1,32×2,15 м до 11,99×2,33×2,35 м. Сюда также относятся специализированные контейнеры для транспортировки и длительного хранения жидкостей и насыпных сред, включая скоропортящиеся продукты (цистерны и рефрижераторы).
Ящики
Так называется тара, имеющая в поперечном сечении прямоугольник или квадрат. Материалом для ящиков служит дерево, пластик. Деревянные ящики могут быть сплошными или разреженными, с крышкой или без нее. Пластиковая тара изготавливается с глухими стенками или отверстиями для вентиляции. Основание ящиков имеет форму, которая обеспечивает взаимозацепление при штабелировании ящиков, обеспечивая их устойчивость при хранении и транспортировке. Чтобы увеличить прочность тары, дощатые ящики усиливаются путем окантовки оцинкованной или полипропиленовой лентой. Деревянные и пластиковые ящики применяются для транспортировки тяжелых грузов и предметов с хрупкими несъемными элементами.
Бочки, кеги
Так называется транспортная тара из металла или полимерных материалов, корпус которой имеет цилиндрическую форму. Корпус может быть усилен обручами. Для наполнения-опорожнения тары в ее корпусе предусмотрены отверстия с горловинами, которые закрываются винтовыми крышками или зажимно-запорными устройствами. Бочки, предназначенные для перевозки и долгосрочного хранения жидких сред, выделяющих газы, комплектуются паропропускными клапанами. Такие клапаны обеспечивают безопасность при перевозке продуктов и одновременно с этим препятствуют утечке хранимого продукта.
Барабаны
К этой категории относится транспортная тара с корпусом в форме цилиндра без усиливающих обручей с плоским дном. Материалом для изготовления барабанов служит фанера, плотная бумага, тонколистовая жесть или сочетание этих материалов. Для соединения днища и цилиндрической стенки корпуса используется оцинкованная полоса. Для плотной фиксации крышек используются зажимно-запорные устройства. Барабаны применяются для транспортировки пастообразных, сыпучих и жидких продуктов.
Мягкая тара
К данной группе относятся мягкие разовые контейнеры и биг-бэги объемом до 1 м3 и грузоподъемностью до 1000 кг. Для изготовления мягкой тары применяется полипропиленовая или капроновая ткань. Для подъема и перемещения контейнеров и биг-бэгов предусмотрены грузоподъемные элементы из текстильных строп. Еще одной разновидностью мягкой тары являются мешки. Их отличительная особенность — корпус в форме рукава с дном и горловиной. Мешки из ткани, пластика или крафт-бумаги применяются для транспортировки сыпучих материалов, за исключением продуктов, чувствительных к пыли, запахам и воздействию влаги и теряющих свои потребительские качества вследствие нагрузок на сжатие.
Короба
Для изготовления коробов и крышек, используется деревянный брус, фанера, ДВП. Короба конструируются таким образом, чтобы обеспечить сохранность грузов и одновременно с этим исключить несанкционированный доступ к перевозимым товарам.
Коробки
Так называется тара из многослойного гофрокартона с плоским дном и крышкой, которая может иметь любые размеры. При необходимости днище и верхняя часть коробок усиливается картонными лотками.
Паллеты и поддоны
Паллеты изготавливаются из древесины (сосны, ели) или пластика, имеют стандартизированную форму и размеры. Европаллеты выполняют роль устойчивого основания для индивидуальной и групповой упаковки товаров с применением термоусадочных материалов или стрейч-пленки.
Еврокуб
Требования к упаковке груза
Требования к упаковке груза при перевозке устанавливаются государственными стандартами и договором поставки. При выборе упаковочных материалов для упаковки грузов учитываются следующие факторы:
Характеристики транспортной упаковки должны отвечать ряду требований. Тара должна обеспечивать возможность крепления грузов на транспортном средстве. Внешняя упаковка не должна иметь острых кромок, выступающих углов. Тара для экспортной упаковки в обязательном порядке проходит фитосанитарную обработку.
Где сформулированы правила упаковки грузов для перевозки
Требования к таре и упаковке товара при транспортировке в пределах страны и на экспорт указаны государственных стандартах. Основные стандарты упаковки грузов:
Кроме того, некоторые правила могут быть сформулированы морскими и воздушными портами.
Немного о нас
Принимаем заказы на изготовление транспортной тары и упаковки, подготовку грузов к перевозке товаров по России и за ее пределы, включая транспортировку в северные районы и приравненные к ним местности.
Для изготовления тары и транспортной упаковки используем сертифицированные материалы, качество которых подтверждается входным контролем, выполняемым на нашем предприятии. Работы по упаковке груза и изготовлению тары выполняются по установленной технологии точно в соответствии с регламентом ГОСТ.
Чтобы узнать подробнее о расценках на услуги или уточнить условия оплаты и сроки выполнения заказа, обратитесь к нашему консультанту.
Расшифровка термина
Определение тары в значительной степени дублирует определение упаковки. Но эти два термина не являются синонимичными. Семантическая нагрузка каждого из этих терминов имеет свои отличия, но зачастую нелегко провести четкую грань между тарой и упаковкой. Существует несколько концепций, объясняющих различие между тарой и упаковкой, и каждая из них имеет свое слабое место.
Согласно одной из концепций, тара, в отличие от упаковки, в обязательном порядке выполняет каркасно-несущие функции и является основной защитой от механических нагрузок. Так, например, макаронные изделия в целлофановых пакетах укладываются в жесткий контейнер. При этом, пакет играет только роль оболочки, выполняет большей частью маркетинговые и гигиенические функции и не является тарой. Контейнер же предохраняет изделия от повреждения, позволяет перевозить их, хранить, облегчает погрузку и разгрузку, делает возможным штабелирование и прочие логистические операции без риска разрушения непрочной коммерческой упаковки.
Слабым местом этой концепции является существование так называемой мягкой тары — мешков, мягких контейнеров и т. п. Этот тип тары не имеет каркаса, но нередко является оборотным, что является одним из определяющих признаков тары. К слову сказать, мешок и без каркасных качеств обладает необходимой прочностью для работы с сыпучими грузами. Сахар, муку в мешках из полиэтиленовой ткани, цемент и прочие строительные смеси в мешках из многослойной бумаги можно спокойно штабелировать на паллетах, ронять, загружать и разгружать без вреда для содержимого. Кроме того, потребительская упаковка, не являясь тарой, также может иметь каркасно-несущие свойства (к примеру гофрокартонный ящик для телевизора с пенопластовыми вставками-ложементами).
Мягкая тара (полипропиленовые мешки)
Другая концепция противопоставляет потребительскую упаковку и тару, которая предназначена для логистических и производственных целей. В том же примере с макаронными изделиями, целлофановый пакет предназначен для конечного потребителя, в этой упаковке он приносит покупку домой, и выбрасывает ее, когда макароны заканчиваются. Контейнер же до конечного потребителя не доходит и он, чаще всего, его даже не видит. Зато его многократно используют производители, перевозчики, оптовые и розничные торговые предприятия.
В этой концепции также есть исключения. К примеру, стеклянные пивные бутылки, по сути, являются потребительской упаковкой. Однако упаковкой они никогда не именуются, а носят собирательное название «стеклотара» и даже обладают тем же определяющим качеством тары — оборотностью, стеклотару можно использовать много раз. Да и в целом, противопоставление тары и упаковки не вполне корректно, поскольку тара является элементом упаковки.
Стеклотара
Важным признаком тары является ее ориентированность не на конкретный товар, а на тип груза. Так, упаковка разрабатывается для конкретного товара, со всеми соответствующими принтами и конструктивными особенностями. Тара же разрабатывается под целые группы товаров, например под сыпучие товары, для жидкостей, для фруктов.
Таким образом, хоть и с оговорками, можно определить основные признаки тары следующим образом:
Главным отличием терминов «упаковка» и «тара» является то, что упаковка формирует потребительскую единицу (со всеми вытекающими последствиями), тара же обеспечивает защиту товара от от нежелательных воздействий на пути процесса «производство-логистика-продажа». При этом, учитывая, что тара — это элемент упаковки, можно уверенностью утверждать, что функции тары в значительной степени совпадают с функциями упаковки, и подразделяются на защитные функции, оптимизирующие и информационные. (подробнее о функциях тары и упаковки см. статью Упаковка).
Типология тары
Тару классифицируют по многим признакам.
По сфере применения тара подразделяется на четыре основных группы:
Логистическая тара
Позволяет формировать из товара отдельную логистическую единицу. Предназначена для максимально эффективной транспортировки товаров и для складских операций.
Производственная тара
Предназначена для использования на производстве. Одним из основных признаков производственной тары является ее приспособленность для участия в процессах.
Торговая тара
Предназначена для оптимизации процесса торговли.
Потребительская тара
Под потребительской тарой зачастую подразумевается потребительская упаковка. Вернее элементы упаковки, которые служат для удобства покупки товара, его доставки домой и использования в быту. Но существует целое семейство изделий, которые предназначены для использования в быту и, при этом, обладают всеми признаками тары. Ярким примером являются бытовые контейнеры для сыпучих продуктов — в них вы пересыпаете из фабричных пакетов сахар, крахмал, крупы и т. п.
Важно отметить, что современные разработчики тары придерживаются концепции, согласно которой правильно разработанная тара выполняет максимум возможных функций, в связи с чем ее сложно классифицировать в вышеприведенной типологии. Так, пивной баллон является одновременно логистической и торговой тарой, а октабин с ложементом-барабаном для кабеля и логистической и торговой и производственной.
По конструктивным особенностям различают следующие виды тары:
Как уже упоминалось выше, одним из определяющих свойств тары является возможность ее многоразового использования. Но существуют исключения. Например, многослойные бумажные мешки для цемента, которые практически всегда приходят в негодность после их первичного использования.
Оборотная тара предназначена для ее многократного использования. В свою очередь оборотная тара бывает возвратная, которую поставщик обменивает на заполненную при каждой поставке, и инвентарная, которая прикреплена к одному предприятию.
По физическим характеристикам различают следующие виды тары:
Тара, выполняющая каркасно-несущие функции. Жесткость обеспечивается как за счет применения соответствующих материалов (металл, дерево) так и за счет продуманной конструкции.
Примеры:
Тара, изготовленная из мягких материалов (ткань, бумага, полимерное волокно).
Примеры:
Тара, предназначенная для поддержания внутри нее однородной температуры. Выполняет эту задачу за счет применения в их изготовлении теплоизолирующих и теплоотражающих материалов (вспененные полимеры, зеркальные пленки) либо просто за счет двойных стенок с вакуумной или воздушной прослойкой.
Примеры:
Тара, обеспечивающая полную герметичность внутреннего пространства. Иногда для лучшей сохранности вовнутрь упаковки закачивают инертный консервационный газ.
Примеры:
По габаритам различают следующие виды тары:
По материалу изготовления.
Типология по материалу изготовления является одним из основных признаков по которому классифицируют тару. Список материалов, из которых изготавливается современная тара настолько велик, что в рамках одной статьи нереально подать полную информацию на эту тему. Мы пройдемся лишь по самым основным материалам.
Если вас остались вопросы, то пишите на antech@antech.ru,мы с радостью ответим вам и дополним статью.
Классификационные признаки тары и упаковки
Тара представляет собой обширную номенклатуру изделий, используемых для размещения товаров. Эти изделия существенно отличаются одно от другого, поэтому и классифицируют тару по достаточно широкому кругу признаков. К тому же, сложность классификации заключается в том, что она является фасетной, а не иерархической, где каждый признак подчинен другому. Здесь классификационные группировки состоят из отдельных групп, поэтому классифицировать можно по множеству признаков и свойств, присущих той или иной таре и упаковке. Примерная классификация следующая:
1) функции в процессе товарного обращения;
2) кратность использования;
4) функциональное назначение;
5) метод изготовления;
6) конструктивные особенности;
7) физико-механические свойства (устойчивость к нагрузкам);
8) устойчивость к внешним воздействиям;
9) материал изготовления (тип тары);
11) вид укупорочного средства и вспомогательных средств.
По выполняемым в процессе товарного обращения функциям тару подразделяют на транспортную, потребительскую и тару-оборудование.
1. Транспортная тара (внешняя) применяется для транспортирования и хранения товаров. Она образует самостоятельную транспортную единицу;
2. Потребительская тара (внутренняя) поступает к потребителю с товаром и не выполняет функцию транспортной тары. К ней относятся флаконы, бутылки, банки, тубы, стаканчики, пакеты, коробки и т. п. Их стоимость включается в цену товара и оплачивается конечным покупателем. К потребительской таре предъявляются повышенные эстетические требования, она должна привлекать внимание покупателя, а также содержать информацию об изготовителе, количестве товара, потребительских свойствах и правилах использования товара, создавать товару рекламу.
Разновидностями потребительской тары являются подарочная и порционная. Художественно-конструкторское исполнение подарочной тары подчеркивает назначение товара как подарка или сувенира. Порционная тара обеспечивает использование размещенного в ней товара заданными дозами. Разовая порционная тара, товар в которой, зафиксирован в определенном положении, а его извлечение происходит продавливанием или разрывом, называется контурной.
3. Тара-оборудование представляет собой изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров.
4. Цеховая тара предназначена для группировки товаров внутри предприятия (лотки и ящики специальной конструкции).
В зависимости от кратности использования тара делится на разовую, возвратную и многооборотную.
1. Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках товаров. К ней относится большинство видов потребительской тары (коробки из-под конфет, спичек, папирос), а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара;
2. Возвратной является тара, бывшая в употреблении, используемая повторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке.
3. Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках товаров, а потому, как правило,
подлежит обязательному возврату поставщику. Сюда относятся ящики, бочки, фляги, мешки и другая транспортная тара.
В зависимости от принадлежности следует различать тару общего пользования и индивидуального пользования.
1. Тара общего пользования может применяться различными предприятиями и организациями.
2. К таре индивидуального пользования относится инвентарная тара, изготавливаемая по специальному заказу для централизованной доставки товаров на розничные торговые предприятия. Она является собственностью предприятий промышленности или оптовых торговых предприятий.
По функциональному назначению тару делят на универсальную, применяемую для затаривания различных товаров, и специализированную — только для определенных товаров.
По конструктивным особенностям тару подразделяют на неразборную, разборную, складную, разборно-складную, закрытую, открытую, а также штабелируемую.
1. Конструкция разборной тары позволяет разобрать ее на отдельные части и вновь собрать, соединив сочленяющиеся элементы.
2. Конструкция и свойства складной тары позволяют сложить ее без нарушения сочленения элементов и вновь придать таре первоначальную форму;
3. Разборно-складная тара сочетает в себе конструктивные особенности разборной и складной тары.
4. Если конструкция тары предусматривает применение крышки или другого затвора, то такая тара называется закрытой. Тара, применяемая без крышки или другого вида затвора, относится к открытой таре.
5. Неразборная тара состоит из неразборных неподвижно соединенных частей.
По методам изготовления различают бондарную, клееную, штампованную, литую, сварную и другую тару.
По физико-механическим свойствам тара бывает жесткой (деревянные и полимерные ящики, бочки), полужесткой
(картонные ящики, полимерные трубы), мягкой (мешки, пакеты), а также хрупкой (различные виды стеклянной тары).
В зависимости от устойчивости к внешним воздействиям тара бывает пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро- и влагонепроницаемой.
По материалу изготовления тару подразделяют на деревянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинированную.
1. Деревянная тара получила наибольшее распространение в обращении. Жесткая, способная выдерживать механическое воздействие, она хорошо защищает товары при транспортировании. Однако деревянная тара обладает высоким коэффициентом собственной массы, что увеличивает стоимость перевозки в ней товаров. К этой группе относят ящики, бочки, корзины;
2. Картонная тара широко применяется для упаковки многих продовольственных и непродовольственных товаров. Она обладает небольшой удельной массой по отношению к затариваемой продукции. Изготавливают такую тару из прессованного, литого или склеенного картона, для производства которого используют древесину и ее отходы, целлюлозу, макулатуру;
3. Бумажная тара применяется для затаривания сыпучих и штучных товаров. К ней относят мешки и пакеты;
4. Текстильная тара — это упаковочные ткани и тканевые мешки;
5. Металлическая тара применяется для затаривания, транспортирования и хранения жидких, летучих, огнеопасных и других товаров, обладающих специфическими свойствами. Сюда относят бочки, барабаны, фляги, канистры и баллоны (в том числе аэрозольные). Внутреннюю поверхность банок для консервов покрывают специальными лаками или эмалями, препятствующими взаимодействию содержимого тары с металлом;
6. Стеклянная тара служит для упаковки жидких продовольственных и непродовольственных товаров. К ней относят баллоны, бутылки, банки и флаконы различной формы и емкости, изготовленные из бесцветного или окрашенного стекла.
Из-за хрупкости стеклянную тару перевозят либо в специальных полимерных ящиках с гнездами, либо в ящиках, заполненных прокладочными материалами (стружкой, картоном и т. п.). Керамическая тара — разновидность стеклянной тары.
7. Полимерная тара находит все более широкое применение, так как обладает небольшой удельной массой, высокой механической прочностью, низкой влагопроницаемостью.
8. Комбинированная тара изготовлена из двух или более различных материалов. Она представляет собой единую конструкцию, например картонный корпус с металлическим дном, она не разборная, а представляет собой единое целое.
По виду тару классифицируют: пакет, пачка, коробка, бутылка, банка, туба, ампула, пробирка, стаканчик, ящик, бочка, барабан, фляга, канистра, мешок и другие виды транспортной и потребительской тары.
По виду укупорочных и вспомогательных средств: пробка, кронен-пробка, колпачок, крышка, мюзле, скоба, а также прокладки, амортизаторы, вставки, решетки, обвязочные ленты, пломбы и другие.
Более развернутая классификация упаковки дана в книге В.П. Федько «Упаковка и маркировка». Однако следует понимать, что количество классификационных признаков (фасет) той или иной тары и упаковки будет варьироваться в зависимости от выполняемых функций, особенностей и так далее. К тому же не стоит забывать, что упаковочная индустрия — самый динамичный спектр рынка, в следствие чего классификация тары будет изменяться. Так, уже в настоящее время разрабатывается упаковка с учетом нанотехнологий.
Американская компания системных инноваций Ipifini разработала программируемый контейнер для жидкостей. На его поверхности размещены 20 кнопок, нажатие на которые приводит к впрыскиванию в жидкость различных добавок. Владелец такой «бутылки» может по вкусу добавить в напиток различные ароматы, вкусовые добавки, красители и т. п. Предложенная технология позволит производителю одним таким контейнером
заменить ряд вариантов продукта, а потребителю — изменять ряд параметров продукта по своему вкусу во время его использования. Этот способ будет перспективен для пищевой, фармацевтической промышленности, в производстве косметики и парфюмерии.
Еще одним направлением применения нанотехнологии в скором будущем станет использование тонкопленочных датчиков, которые информируют потребителя (изготовителя) о состоянии упакованной в такую упаковку продукции. Это направление будет перспективным в мясомолочной продукции, а также при упаковке сочного растительного сырья и тому подобное. Так, например, широко востребованной может стать полимерная пленка в несколько микрон с рисунком, который меняет свой цвет в зависимости от химического и биологического состава продукта в процессе его хранения или от наличия специфических ферментов в биологическом образце. Датчики, построенные на основе таких голограмм, могут существенно упростить диагностику состояния продукта или проверку пищи на безопасность для человеческого организма. Полимеры, разработанные учеными в рамках этой технологии, «программируются» на отклик на строго определенные вещества.
Также используются наноматериалы, в конструкции которых можно ввести молекулы так называемых фотохромных соединений — получим упаковку, оптическая плотность которой будет увеличиваться или снижаться в зависимости от интенсивности светового потока.
Таким образом, с развитием нанотехнологии добавятся не только классификационные изменения, а коренным образом изменятся представления о роли упаковки для товарных групп, так как это упаковка будущего.