Что относится к тактическим действиям без мяча
Действия без мяча
К действиям без мяча относятся “открывание”, отвлечение соперника и создание численного преимущества на отдельном участке поля.
Для умелого “открывания” игрок должен хорошо оценивать целесообразность той или иной позиции. Своевременное занятие более выгодной позиции может зависеть от скоростных качеств нападающего и противостоящего ему защитника, действий партнеров и других факторов. Успех во многом зависит от того, как быстро атакующий оказывается в позиции, удобной для приема мяча и последующих действий с ним.
В ходе атаки игроки постоянно передвигаются без мяча, т.е. маневрируют по полю. От того, насколько правильно они выбирают позицию, сколько “предложений” делают партнеру, владеющему в данный момент мячом, зависят результаты действий и в конечном итоге исход матча.
Во всех случаях при выборе позиции игрок должен руководствоваться следующим:
1. “Открывание” надо выполнять неожиданно для соперника и на высокой скорости. Это позволит “отрываться” от соперника и создавать определенный запас пространства для получения мяча.
2. “Открывание” не должно затруднять действий других партнеров без мяча.
4. Надо внимательно следить за тем, чтобы не оказаться в положении “вне игры”.
При отвлекающих действиях необходимо помнить, что перемещения должны быть убедительными, т.е. по-настоящему создавать угрозу и тем самым заставлять защитников следовать за перемещающимися. Целесообразно иметь несколько вариантов отвлекающих действий, что крайне затруднит действия защиты.
Целесообразное сочетание указанных здесь тактических примеров дает возможность эффективно использовать больше вариантов различных комбинаций при развитии и завершении атак.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Физическая культура. 6 класс
Конспект урока
Физическая культура, 6 класс
Урок № 28. Тактические действия волейболистов
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Данный урок посвящен тактическим действиям волейболистов в атаке и обороне.
Волейбол — командная спортивная игра, в которой две команды по 6 человек ведут игру на площадке размером 18Х9. Игроки одной из команд стремятся переправить мяч передачей или ударом на сторону соперников так, чтобы те не смогли возвратить его обратно, не нарушив правил.
Тактические действия (в волейболе) — это искусство ведения соревновательного противоборства в спортивной игре, правильного выбора техники подачи, приёма и передачи мяча.
Атака — стремительное нападение на соперника с целью добиться преимущества или победы.
Оборона — отражение нападения соперника.
Подача (мяча в волейболе) — технический приём, при помощи которого мяч вводится в игру.
Передача (мяча в волейболе) — бросок мяча партнёру.
Приём (мяча в волейболе) — защитное действие, применяемое в волейболе с целью не дать мячу коснуться площадки.
Матвеев В.И. Физическая культура. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 237 с.
Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 5—9 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 271, [1] с.
Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Волейбол — командная спортивная игра, основанная на взаимодействии игроков.
Тактические действия в волейболе подразделяются на атакующие и защитные, которые в свою очередь могут быть индивидуальными, групповыми и командными.
Тактические действия в нападении осуществляются подачами, передачами и нападающими ударами.
Тактика подачи имеет основную задачу — ввести мяч в игру, при этом затрудняя его приём и организацию последующих действий соперника. Основной задачей тактики передач для нападения является создание наиболее благоприятных условий для выполнения завершающего удара.
Тактика нападающего удара разнообразна и связана непосредственно с комбинациями, разыгрываемыми на волейбольной площадке.
В современном волейболе используется принцип комплектования стартового состава «5-1». Такая комбинация позволяет иметь от 3 нападающих при 1 связующем игроке.
Вот некоторые из популярных комбинаций атак.
1. Игрок зоны 1 выходит к сетке на стык зон 2 и 3 и своими действиями показывает, что мяч будет направлен быстро выбежавшему к сетке волейболисту зоны 3, но в последний момент выполняет кистевую передачу за голову на игрока зоны 2.
2. То же, что и в случае 1, но мяч для удара адресуется игроку зоны 4.
4. То же, что и в ситуации 3, но игроки зон 3 и 2 имитируют комбинацию «Крест», а мяч для удара адресуется волейболисту зоны 4.
6. То же, что и в ситуации 5, но игроки зон 3 и 4 имитируют комбинацию «Обратный крест», а мяч для удара адресуется игроку зоны 2.
8. «Вдогонку». Эта комбинация эффективна, когда разводящий посылает мяч с расстояния 1-1,5 м от сетки прострельно вдогонку игрокам зон 3 или 4, которые взлетают над сеткой, ожидая передачу.
9. Игрок зоны 3 имитирует взлет в своей зоне, а мяч для удара направляется на «столб» одному из партнеров зон 4 или 2.
11. «Возврат». Игрок зоны 2 демонстрирует выход в зону 3 для выполнения нападающего удара с короткой передачи перед разводящим, вынуждая блокирующего зоны 4 переместиться ближе к зоне 3, а затем делает шаг левой ногой назад, правой в сторону, выпрыгивает за головой разводящего и атакует.
12. Игрок 3 зоны имитирует взлет в своей зоне, волейболисты зон 4 и 2 выходят для выполнения удара с краев сетки, а атаку завершает игрок зоны 5, нападая с задней линии.
Тактика защиты состоит из тактики приёма подач, приёма нападающих ударов, блокирования и страховки этих действий.
Чаще других в игре возникают ситуации применения тактики приёма атакующих ударов с использованием двойного блока. Блок в волейболе — возможность закрыть от соперника часть своей площадки. Блокирующие делают максимальный прыжок и проносят руки над сеткой на сторону соперника, тем самым не дают атаковать свою зону.
Чем больше игроков выстраивается в блок, тем легче защититься от атаки соперника. Блоки бывают так же одиночными и тройными.
Ошибки при блокировании — отсутствие переноса рук на сторону соперника, широко разведенные руки блокировщика, позднее выпрыгивание навстречу атакующему сопернику.
Так же нужно быть внимательными при атаке, когда блок ставит соперник, когда от рук блокировщиков противоположной команды мяч может отскочить на площадку. Значит, рядом с игроками, выполняющими блок, должен находиться игрок, страхующий отскок мяча. Страховка может осуществляться игроком передней или игроком задней линии.
Играя в волейбол на уроках физкультуры в школе, вы должны уметь выбрать способ приёма мяча — сверху или снизу двумя руками, выполнить передачу, стоя лицом или спиной к цели, выполнить подачу в правую или левую часть площадки.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
Расставьте по ленте последовательность действий волейболистов при атаке «Обратный крест».
Индивидуальные и групповые тактические действия
Средства тактики включают в себя индивидуальные и групповые тактические действия без мяча (предугадывание игровых ситуаций, перемещения по площадке, выбор места, активность действий, темп игры и др.) и с мячом (передачи мяча, прием мяча, нападающие удары, подачи, блокирование и отвлекающие действия).
Индивидуальные тактические действия без мяча:
— Предугадывание игровых ситуаций действий соперника осуществляется на основе наблюдения и оценки игровой обстановки и ее сопоставления С имеющимся тактическим опытом. При этом новые зрительные образы ассоциируют с имеющимися в памяти игровыми фрагментами, что и позволяет заранее прогнозировать решение двигательной тактической задачи. На предугадывании построена вся тактическая деятельность. Так, своевременный и точный выход к мячу определяется по движению соперника и начальной ветви траектории полета мяча, перемещение и прыжок блокирующего соотносятся с движениями разыгрывающего игрока, действия страхующих и обороняющихся игроков обусловлены положением туловища и замаха руки при нападающем ударе.[10]
Поэтому в процессе тренировки при выполнении технических приемов нужно постоянно акцентировать внимание обучающихся не только на кинематике движений, но и постоянно касаться их тактической вариативности, то есть соотносить характер подготовительных фаз движений с возможной траекторией полета мяча, ее прогнозированием и предугадыванием.
Перемещения по площадке и выбор места.
Перемещения волейболиста по площадке осуществляются:
1) для выбора места при приеме мяча от нападающего или обманного удара;
2) для выбора места при блокировании;
3) для выполнения нападающих ударов и отвлекающих ложных проходов к сетке (имитирующих разбег для нападающего удара);
4) для выбора места в момент приема мяча с подачи;
5) для приема мяча, отскочившего в сторону (от рук блокирующих игроков своей команды или волейболистов, принимающих мяч с подачи и нападающего удара);
6) для выхода разыгрывающего игрока задней линии к сетке.
Перемещение по площадке и выбор места при игре в защите.
Действия волейболиста, находящегося в зоне, не закрытой блоком, перед выбором места для приема мяча от нападающего удара, обусловлены действиями игроков атакующей команды и протекают следующим образом.[11]
Волейболист, находящийся в игровой стойке, располагается в дальней части своей зоны и ведет наблюдение за развертыванием атаки на противоположной стороне площадки. Затем в результате оценки игровой ситуации он перемещается по площадке, не прекращая вести наблюдение за особенностями ведения атаки. И, наконец, он выбирает место, принимая исходное положение для приема мяча от нападающего удара в соответствии с траекторией и скоростью полета мяча (схема 2).
В момент вылета мяча из рук разыгрывающего игрока и разбега нападающего (на стороне атакующей команды) волейболист, выбирающий место, начиная движение из исходной позиции, отталкивается левой ногой от опоры, затем переходит на двойную опору, после чего выполняет шаг левой ногой.
Началу прыжка нападающего соответствует двойная опора защитника. Безопорная фаза (до начала ударного движения) соотносится с окончанием передней опоры и отталкиванием левой ногой для заключительного скачка. В момент удара нападающего по мячу защитник заканчивает скачок и принимает исходное положение для приема мяча.
Индивидуальные и групповые действия с мячом.
Эти действия включают тактические средства нападения и тактические средства защиты. Некоторые из средств защиты, например такие, как передача мяча, объединяют в себе элементы защиты и атаки. Успешные действия блокирующих игроков могут превратиться из защитных в атакующие.[12]
К средствам нападения относятся не только все способы нападающих ударов, но и те средства игры, с помощью которых осуществляется вся подготовка, предшествующая атакующим действиям.
Передача мяча как средство нападения.
Переход команды к активным действиям в нападении всегда осуществляется после обороны. Переход от защиты к нападению происходит преимущественно в следующих игровых ситуациях:
— после розыгрыша мяча с подачи;
— после приема мяча, отскочившего от рук блокирующих игроков своей команды;
после приема мяча от нападающего или обманного удара.
Передачу мяча следует рассматривать дифференцированно, то есть различать первую передачу, направленную на подготовку атаки при переходе от обороны к нападению, и вторую передачу, предназначенную непосредственно для выполнения нападающего удара.
Направляя первую передачу для удара, игрок ориентируется на атакующего волейболиста и его положение по отношению к сетке. При этом он рассчитывает свои мышечные усилия так, чтобы мяч не попал на сторону противника и в то же время находился не слишком далеко от сетки. Направление, скорость и высота траектории первой передачи, предназначенной для атакующего удара с первой передачи, во многом определяются расстоянием, на котором находится нападающий игрок от сетки. Естественно, чем больше расстояние между передающим игроком и атакующим, тем выше должна быть траектория полета мяча. С другой стороны, если нападающий находится в- непосредственной близости от сетки, а передающий волейболист стоит недалеко от него, то первая передача может носить так называемый прострельный характер.
При первой передаче мяча с задней линии к сетке необходимо учитывать расположение нападающего игрока по отношению к передающему. Если передающий игрок стоит сзади атакующего, то передачу следует направить не ему, а партнерам, стоящим справа или слева. В процессе игры первую передачу целесообразнее направлять на игрока, не участвующего в блокировании, так как блокирующий, находясь под сеткой, часто не успевает сделать хотя бы один шаг вправо и влево для приема мяча, посланного не всегда точно. Если же блокирующий успел отойти от сетки, то первую передачу для удара можно направить и ему.
Она находит применение главным образом при системе игры в нападении через выходящего игрока. Однако вторая передача может выполняться и из глубины площадки (при неточной первой передаче или после отскока мяча от рук блокирующих игроков своей команды).[14]
Вторая передача имеет два основных тактических направления, в соответствии с которыми разработаны комбинации против группового блокирования.
Первое направление заключается в том, чтобы растянуть блокирующих игроков противника по всей длине сетки. Это достигается с помощью широкой раскидки, то есть передач с большими по длине траекториями. Такие передачи направляются через всю площадку или за голову, на край сетки (на столб).
Техника прострельных передач отличается кратковременным соприкосновением рук с мячом и быстрым их выпрямлением в луче-запястном и локтевом суставах.[15]
Второе направление в тактике передач состоит в том, чтобы провести атаку в одном месте площадки с расчетом на то, что блокирующие игроки не успевают прыгнуть вторично и организовать повторный блок. Такие передачи применяются как при системе игры с выходами, так и при системе игры с первой передачи.
Подачи. Разнообразие, точность и сила, с которыми может посылаться мяч при подаче, позволяют в настоящее время считать подачу одним из средств активных атакующих действий.[16]
К тактическим средствам защиты относятся блокирование и передачи мяча. Если в предыдущем разделе передачи мяча рассматривались как средство подготовки атаки, то в данном случае дается характеристика передачи как средства защиты.[17]
Несмотря на тесную связь и взаимозависимость действий защиты и нападения, каждое из них имеет характерные особенности, а поэтому для более точного разделения функций игроков в защите и нападении целесообразно раздельно рассматривать передачи мяча как средства нападения и как средства защиты.
Блокирование. Умелое применение одиночного и группового блокирования обеспечивает команде надежную оборону. При правильной постановке блока с переносом рук на сторону противника это средство защиты может стать мощным средством нападения. Следует учитывать, что принимать мячи, отскочившие от блока, часто значительно труднее, чем мячи от нападающих ударов, так как мяч с большой скоростью устремляется вниз почти по вертикальной траектории.
Кроме того, четко организованное блокирование значительно облегчает прием мяча для игроков передней и задней линий защиты.
В блокировании, как и в других игровых приемах волейбола, находит свое проявление высокая двигательная активность спортсменов.
В основе индивидуального блокирования лежит предугадывание действий передающего игрока противника, быстрое реагирование на эти действия, передвижение по площадке и прыжок, обусловленные во времени высотой передачи и движениями нападающего игрока, а также вынос рук навстречу мячу в безопорной фазе. При этом недостаточно точный выбор позиции по отношению к месту удара может быть компенсирован смещением рук вправо или влево. Для определения направления удара необходимо вести наблюдения за нападающим игроком в момент ударного движения. Поэтому знания и умения опытного блокирующего складываются из целого комплекса последовательных действий.
При организации блокирования очень важно уметь соотносить свои действия во времени с действиями нападающего игрока, с тем чтобы не опоздать с прыжком или не прыгнуть преждевременно.[18]
В групповом блокировании могут участвовать все игроки передней линии. Однако чаще всего в групповом блокировании принимают участие только два рядом стоящих партнера (двойной блок); третий игрок обычно остается в своей зоне и принимает участие в страховке.
Блокирование нападающих ударов при системе игры через выходящего игрока представляет значительную сложность. При этой системе нападения атакующие игроки (один или два) выполняют отвлекающие действия (разбег и прыжок) с целью проведения удара без блока третьим игроком.
В ходе соревнований существует немало ситуаций (при любой системе игры), когда организация индивидуального (и тем более группового) блокирования нецелесообразна. Это происходит, например, в тех случаях, когда передача для удара направлена далеко от сетки игроку, который прыгает невысоко и обладает невысоким ростом, или когда нападающий неточно выбрал место по отношению к мячу и не сможет произвести сильного удара, или если игрок еле дотягивается до мяча и удара вообще последовать не может и т. д.
Таким образом, функции блокирующих игроков состоят не только в выполнении блокирования, но и в самостраховке как в опорном, так и в безопорном положении.[20]
Индивидуальные тактические действия без мяча
СРЕДСТВА ТАКТИКИ
Средства тактики, как говорилось выше, включают в себя индивидуальные тактические действия без мяча (предугадывание игровых ситуаций, перемещение по площадке, выбор места, активность действий и др.) и с мячом (передачи мяча, нападающие удары, блокирование, подачи).
Поэтому можно считать, что целенаправленные тактические действия волейболиста являются предвиденными реакциями на предвиденные раздражители. В частности, предварительный выход к мячу, его перехват при блокировании или точный выбор места становятся возможными в результате восприятия и переработки срочной информации, поступающей как от внешних раздражителей, так и из определенных отделов памяти, где эта информация накапливается в процессе игровой тактической деятельности.
В практике волейбола нередки такие ситуации, когда самые быстрые ответные действия игроков бывают недостаточными для выполнения необходимых по скорости передвижений, так как скорость полета мяча во много раз превышает скорость передвижения человека.
В таких игровых ситуациях на помощь участникам состязаний приходит умение предугадывать действия игроков противоположной команды и заранее выходить на нужную позицию. Это предвидение,
13 См. П. К. Анохин. Теория отражения и современная наука о мозге. М„ 1970.
казалось бы, неожиданно складывающейся игровой обстановки обусловлено физиологическими свойствами мозга человека.
В результате постоянного наблюдения и оценки наблюдаемых явлений возникает возможность по особенностям движений игроков противоположной команды определять их последующие действия. В конечном счете это осуществляется в результате запоминания различных игровых ситуаций, которые ассоциируют с новыми впечатлениями, полученными в конкретной игровой обстановке.
Таким образом, если мы говорим о возможности развития физических качеств в процессе тренировки, то несомненен и тот факт, что можно воспитывать у игроков и тактическое умение предугадывать игровые ситуации и действия волейболистов соперничающей команды.
6) для выхода разыгрывающего игрока задней линии к сетке.
Все виды перемещений носят специфический характер и отличаются друг от друга по двигательной структуре (длительность опорных и полетных фаз, степень сгибания ног в суставах, положение туловища и рук, скорость и ускорение перемещения ОЦТ в пространстве).
Перемещение по площадке и выбор места при игре в защите. С помощью метода синхронной киносъемки было установлено, что действия волейболиста на площадке, находящегося в зоне, не «закрытой» блоком, которые предшествуют выбору места для приема мяча от нападающего удара, обусловлены действиями игроков атакующей команды и протекают следующим образом.
Волейболист, находящийся в игровой стойке, располагается в дальней части своей зоны и ведет наблюдение за развертыванием атаки на противоположной стороне площадки. Затем в результате оценки игровой ситуации он перемещается по площадке, не прекращая вести наблюдение за особенностями ведения атаки. И, наконец, он выбирает место, принимая исходное положение для приема мяча от нападающего удара в соответствии с траекторией и скоростью полета мяча.
На основании хронограммы синхронной съемки, фиксирующей временные параметры движения игрока, выбирающего место, и во-
14 Все виды перемещений, игровые стойки и исходные положения волейболиста описываются в разделе «Техника игры». В данном разделе дается только техника перемещений, связанная с осуществлением тактических действий при игре в защите.
В момент вылета мяча из рук разыгрывающего игрока и разбега нападающего (на стороне атакующей команды) волейболист, выбирающий место, начиная движение из исходной позиции, отталкивается левой ногой от опоры, затем переходит на двойную опору, после чего выполняет шаг левой ногой.
Началу прыжка нападающего соответствует окончание переднего шага и двойная опора защитника.
Безопорная фаза (до начала ударного движения) соотносится с окончанием передней опоры и отталкиванием левой ногой для заключительного скачка. В момент удара нападающего по мячу защитник заканчивает скачок и приходит в исходное положение для приема мяча.
Перемещение волейболиста осуществляется очень быстро, приблизительно от 0,3 до 0,45 сек, и протекает с постепенным ускорением к последнему шагу-скачку. Перемещение состоит из отталкивания левой (толчковой) ногой, двойной опоры, заднего шага, переднего шага, двойной опоры и начала передней опоры при скачке замедляющемся стопорящим движением.
Во время передвижения ноги игрока не разгибаются в суставах до полного выпрямления, что придает мягкость и плавность движению, туловище имеет незначительный наклон вперед, движение в
плечевом суставе согнутых в локтевых суставах рук почти отсутствует.
Проведенные методом синхронной съемки исследования помогли установить, что перемещения игрока вперед при передачах мяча, близких к сетке, являются необходимыми для успешных действий,
направленных на сокращение сектора поражаемости обороняемой части площадки, и составляют от 2,5 до 5 м (в зависимости от расстояния мяча от сетки).
На рис. 52, выполненном на основании данных киносъемки, показаны возможные углы рассеивания по вертикали и горизонтали при выполнении нападающего удара из одной и той же точки на расстоянии одного метра от сетки.
15 Ф. С т и б и ц. Волейбол. М., 1960 (сокр. пер. с чешск.)
автор обосновывает снижением скорости полета мяча в нисходящей ветви траектории). Однако в данном случае сектор поражаемоcти значительно увеличивается как за счет увеличения поражаемой части площадки перед игроком, так и в результате возможного рассеивания угла вылета мяча по горизонтали, т. е. справа и слева от игрока. Данное положение со всей очевидностью подтверждает целесообразность выхода волейболиста вперед для сокращения сектора поражаемости площадки. Аналогичные ситуации наблюдаются при игре вратаря в футболе, когда он стремится выйти вперед, навстречу атакующему игроку, чтобы сократить угол обстрела ворот.
Таким образом, выход игрока вперед (в случае отсутствия блока) является целесообразным тактическим действием.
Кроме того, точный выбор места во многом определяется специальными знаниями, связанными с правильным пониманием движений нападающего игрока в момент замаха и ударного движения.
Если выбор места игроком, зона которого не закрыта блоком, и представляет значительную трудность, то выбрать нужную позицию в зоне, закрытой руками блокирующих, значительно труднее.
В свое время сильнейший защитник страны Сергей Нефедов координировал свои действия с блокирующими таким образом, что последние открывали зону, в которой он располагался. Возможно, что теперь при скоростно-темповой игре в нападении этот прием и неприемлем, но тем не менее при обычных передачах, несколько отдаленных от сетки, и при условии расположения в одной из зон задней линии игрока, хорошо играющего в защите, такой вариант не исключен.
Находясь за блоком, гораздо труднее, а подчас и невозможно правильно сориентироваться и выбрать место. При этом часто приходится уже после отскока мяча от рук блокирующих перемещаться к нему или даже падать и «доставать» мяч в броске. Особенно это связано со страховкой мячей от обманных ударов.
Расположение игроков, зона которых закрыта блоком, а также расположение страхующих игроков показано в разделах, касающихся
командной тактики — систем защиты и вариантов страховки.
Перемещение по площадке и выбор места при блокировании. Значительное своеобразие по сравнению с перемещениями и выбором места при игре в защите имеют передвижения блокирующего игрока и выбор им правильной позиции для выполнения прыжка.
Блокирующий игрок, находясь в исходной позиции, так же, как и волейболист, играющий в защите, внимательно наблюдает за розыгрышем первой и второй передачи и действиями нападающих игроков противоположной команды. Его последующие движения строго регламентированы во времени и обусловлены действиями атакующих игроков. Блокирующий игрок не начинает передвижение вправо или влево до тех пор, пока не определится траектория полета мяча. Нередки случаи, когда умело примененный финт разыгрывающего игрока вводит в заблуждение блокирующего, и последний преждевременно начинает передвигаться в направлении сыми-тированной передачи, не успевая затем переместиться в нужную позицию и принять участие в блокировании. Поэтому угадывание траектории полета мяча по движениям разыгрывающего игрока, как правило, возможно только тогда, когда этот игрок не умеет совершать отвлекающие действия.
Таким образом, в зависимости от способностей волейболиста, разыгрывающего вторую передачу, блокирующие игроки могут передвигаться в зону предполагаемой атаки раньше или позже. Если руки, ноги и туловище игрока, выполняющего вторую передачу, в фазе встречного движения рук к мячу и их соприкосновения с ним находятся в том или ином положении, характеризующем последующее направление передачи, то блокирующий игрок (в соответствии с этим положением) может начать передвижение, не дожидаясь вылета мяча из рук пасующего спортсмена. В том же случае, когда руки связующего игрока еще при приближении мяча производят отвлекающий финт, передвижение блокирующего следует считать преждевременным.
Некоторые игроки разыгрывающего плана умеют «затягивать» финт, сокращая тем самым время для установления подлинного направления полета мяча.
Предварительное изучение отвлекающих действий игроков противника в значительной степени облегчает своевременное выполнение передвижений блокирующих игроков в нужном направлении.
Блокирующий игрок в момент вылета мяча из рук волейболиста, передающего мяч, делает приставной шаг в сторону, затем (в момент полета мяча) приставляет вторую ногу и производит второй шаг впереди стоящей по движению ногой. Затем следует выбор места с одновременным отталкиванием от опоры для выполнения блокирования. Скорость передвижения блокирующего игрока по площадке зависит от высоты траектории полета мяча. Наибольшая скорость передвижения необходима при блокировании ударов, выполняемых со скоростных прострельных передач.
Успех действий блокирующих игроков во многом определяется своевременностью выбора места для прыжка. (При этом легче определить замысел нападающего и принять участие в индивидуальном или групповом блокировании.) В том случае, когда блокирующий выполняет прыжок в последний момент (без предварительного выхода в нужную позицию), ему труднее сориентироваться и разгадать намерения игроков противника.
Остальные виды перемещений волейболиста по площадке описываются в соответствующих разделах техники и тактики.
Активность действий. Активность действий игроков является залогом успеха в борьбе с соперником, и проявляется она у игроков нападения и защиты по-разному. Активные действия нападающего заключаются в создании постоянной угрозы атаки из своей зоны; при этом блокирующие игроки противника будут вынуждены находиться в своих зонах, блокируя каждый своего подопечного.
Активность защитника состоит в том, чтобы принимать мячи не только в своей зоне, но и в любой другой части площадки в случае отскока мяча в сторону или запоздалого выхода партнера к нему.
Активные действия волейболистов в защите создают уверенность в игре команды и часто вносят растерянность в ряды противника.
Активность действий блокирующих игроков заключается в постоянной готовности принять участие в индивидуальном блокировании ударов с коротких и прострельных передач, в выполнении повторного прыжка или перемещении для блокирования удара с откидки, в переносе рук через сетку и давящем движении на мяч вниз при его переходе на свою сторону и в одновременном касании мяча блокирующим и нападающим.
Активные слаженные действия игроков всей команды оказывают деморализующее влияние на соперника. Против команды, способной вести от начала и до конца игру на высоком уровне активности, чрезвычайно трудно бороться.
Ориентировка на площадке. Большое значение для успешного ведения игры имеет способность игроков ориентироваться на площадке. Ориентировка — это не только умение видеть мяч, сетку и границы площадки, но и способность вести наблюдение за расположением и действиями партнеров и игроков противоположной команды.
Не менее важное значение имеет ориентировка при выполнении игроком второй передачи мяча для удара. При этом разыгрывающий основное внимание концентрирует на мяче, а с помощью периферического зрения старается определить перемещение блокирующих игроков на противоположной площадке.
Ориентировка тесно связана с наблюдением за ходом игры, расположением и действиями игроков противника. Так, до выхода на подачу или перед выходом к сетке для розыгрыша мяча волейболист заранее определяет траекторию полета мяча или направление передачи, руководствуясь особенностями в расстановке команды противника. Хорошая ориентировка и наблюдательность способствуют активному ведению игры и повышают тактическую направленность действий волейболистов.
Взаимоотношение между игроками. Успех спортивной борьбы в такой командной игре, как волейбол, зависит прежде всего от согласованных действий всего коллектива. На каком бы высоком уровне ни играли отдельные игроки, опыт показывает, что положительного результата в конечном счете может добиться та команда, в которой четко взаимодействуют все шесть игроков.
Игроки, правильно оценивающие положение своего партнера, всегда! готовы помочь исправить совершенную им ошибку. Взаимопонимание и взаимопомощь—основное условие успешной коллективной игры команды как в защите, так и в нападении. Взаимопониманию, согласованности и сыгранности игроков команды нужно уделять в тренировочном процессе значительное место.
Целесообразно подбирать пары, тройки и звенья в команде с учетом психологической совместимости спортсменов, предполагающей умелые совместные действия нескольких человек в сложной меняющейся игровой обстановке.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет