Что относится к такесическим средствам общения
Такесические средства общения
Просодические и экстралингвистические средства общения
Характеристики голоса и речи относят к просодическим и экстралингвистическим средствам общения.
Просодика –это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
Экстралингвистическая составляющая речи –включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха.
С помощью просодических и экстралингвистических средств регулируются потоки речи, экономятся языковые средства общения. Они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.
Высоким голосом обычно передаются радость, энтузиазм, недоверие, гнев, страх.
Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.
Наблюдения показывают, что плавная, спокойная, размеренная манера речи наиболее привлекательна в общении.
Быстрая речь свидетельствует о взволнованности и обеспокоенности чем-либо. Медленная речь отражает угнетенное состояние, горе, высокомерие или усталость.
Очень важна в деловом общении «энергетика речи»: ее экспрессия и тональная вариативность. Слушателям импонирует такая манера поведения, когда выступающий не суетится, а эмоционально говорит, не скрывая при этом своих чувств и убеждений, передавая их разнообразной интонацией. Зачастую именно в интонации кроется истинный смысл сообщения. То, как мы говорим, во многих случаях важнее того, что мы говорим.
Главная задача, паузы – психологическая. С ее помощью говорящий может привлечь внимание и вызвать интерес у собеседников. Если говорящий делает короткую паузу перед важным сообщением и после, то таким образом он выделяет его. Паузу можно применять между отдельными элементами мысли: фразами, предложениями.
К такесическим средствам общенияотносят динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции общения. Использование этих средств общения определяется рядом факторов, таких как статус партнеров, возраст, пол, степень знакомства.
Выделяют три типа рукопожатия:
1) доминирующее (когда рука сверху, а ладонь развернута вниз);
2) покорное (когда рука снизу, а ладонь развернута вверх);
3) равноправное (когда обе руки остаются в вертикальном положении).
Пожатие прямой, не согнутой рукой – признак неуважения. При этом человек стремится сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.
Пожатие кончиков пальцев аналогично пожатию прямой, не согнутой рукой. Инициатор такого рукопожатия хочет держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии.
Пожатие с применением обеих рук выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру.
Похлопываниепо плечу возможно при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.
Такесические средства общения выполняют функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символизируют степень близости общающихся людей.
Такесика или невербальное общение и его роль в коммуникации
Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Так сложилось исторически, что при изучении взаимодействия человека с другим людьми и объектами окружающего мира больше внимания уделялось речи, визуальному и слуховому восприятию. Глаза, ухо, органы речи были главными для развития человека, как члена общества. Со временем наука получила множество доказательств о важности тактильных ощущений, родилось направление такесика. О нем и пойдет сегодня речь.
Что такое такесика
Взаимодействие людей включает не только вербальное общение. Важную роль играют прикосновения – объятия, поцелуи, рукопожатия, удары, щелчки, похлопывания. Эту область взаимодействия и ее изучение называют такесикой. Понятие происходит от латинского слова tactus, что в переводе означает прикосновение.
Возможность чувствовать кожей другого человека играет огромную роль в развитии людей, как личностей, в построении отношений с окружающими и в познании мира.
Ты, вероятно, скажешь, что читала о разделении людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков, причем последних отличает свойство познавать мир через органы восприятия. Сама отнесешь себя, например, к аудиалам, и не захочешь особо погружаться в дебри изучения прикосновений. Но что ты скажешь о том, что все люди зависят от получаемых ощущений, и их дефицит приводит к большим проблемам в развитии?
Доказано, что уже к концу второго месяца эмбрионального развития у ребенка начинают формироваться органы, позволяющие получать тактильные ощущения. Он еще ничего не слышит и не видит, но уже постепенно начинает реагировать на прикосновения мамы к животу. Поглаживания ведут к возникновению дополнительной связи. Позже ребенок может реагировать на них толчками.
У новорожденных потребность в прикосновениях еще больше. Доказано, что дети, не получающие физическую ласку родителей в младенчестве, испытывают повышенную тревожность, растут неуверенными в себе. Часто они отстают в психическом развитии, не могут общаться, выражать свои чувства, выстраивать отношения с другими людьми. Ряд исследователей склонны считать недостаток тактильного взаимодействия фактором развития аутизма.
Потребность сохраняется и в более позднем возрасте, причем и у мальчиков, и у девочек. Большинство мальчишек вплоть до разделения с мамой, появления новой семьи или подруги, готовы нежиться под теплыми руками мамы. Потом ласку они ждут уже от партнерши. Девушки и женщины готовы принимать ласку от друзей, родителей, детей всю жизнь.
Ученые считают, что любой человек нуждается в том, чтобы его погладили, обняли, по меньшей мере, 12 раз в день. Чем меньше ласки он получает, тем чувствует себя несчастнее. Плохо ему и тогда, когда он ощущает прикосновения, имеющие агрессивный характер.
Но вот что интересно – несмотря на раннее зарождение потребности ощущать другого человека и важность чувственного восприятия, в опасных ситуациях люди больше ориентируются на информацию, получаемую с помощью глаз и ушей. Итальянский психолог А. Галлаче обращает внимание на тот факт, что если ты одновременно получаешь необычную или важную зрительную информацию, ты не всегда способна переработать тактильную.
Так, если ты неожиданно увидишь перед собой любимого певца, скорее всего, остолбенеешь, будешь смотреть на него. В этот момент кто-то может спокойно вытащить у тебя из кармана кошелек, ты при этом ничего не заметишь.
При получении тактильных ощущений воспринимаются самые сильные, те, что рождают мощный дискомфорт или большую радость. Галлаче приводит в качестве примера ситуацию в метро. Если тебя толкнули и в этот момент вытащили кошелек, ты почувствуешь толчок, а пропажу обнаружить позднее, когда сильный раздражающий фактор исчезнет. Тогда ты восстановишь способность адекватно воспринимать свое тело и сможешь почувствовать произошедшие изменения.
Виды такесики
Прикосновения людей друг к другу могут принимать разную форму.
Функции такесики
С помощью такесики люди общаются. Похлопывания, объятия, поцелуи подчас могут передать больше информации, чем слова. Происходит переход на невербальное общение, более глубокое и инстинктивно понятное.
Прикосновения служат для познания окружающего мира. Ребенок прикасается к маме, чтобы почувствовать ее тепло, линии лица, тела. Научается узнавать эмоции, различать людей и отношение к себе.
Хорошие маркетологи и менеджеры используют такесику для достижения бизнес-целей. Уже упомянутый ранее А. Галлаче советует принимать деловые и важные решения, сидя на твердом офисном стуле. Если ты сидишь на мягком удобном диване или кресле, то невольно расслабляешься. Тебя легче в чем-то убедить, ты теряешь бдительность и осторожность. Поэтому, покупая квартиру, дорогостоящую машину, путевку, старайся сесть на стул и не теряй способность мыслить логически.
Такесика позволяет увидеть и понять человека через тактильные ощущения – поцелуи, объятия, прикосновения. Она служит для общения, передачи эмоций, чувств, помогает принимать бизнес-решения.
Такесика — коммуникация через прикосновения
Такесика является неотъемлемой частью межличностного общения. Именно с помощью нее раскрывается невербальная сторона коммуникации.
В этой статье я расскажу о том, что понимается под такесикой в психологии, для чего эта наука нужна людям.
Что такое такесика
Такесика – это наука, изучающая передачу эмоций, настроения, симпатий людей друг к другу посредством прикосновений. Название данной дисциплины происходит от латинского слова «tactilis», которое переводится как «осязаемый». Предметом изучения такесики являются близкие отношения людей, так как тактильный контакт присутствует только в общении людей, которые хорошо знают друг друга. Основу такесики составляет эмоциональная связь между партнерами по взаимодействию.
В психологии задачи такесики это:
Такесика как наука
Такесика основывается на результатах психофизиологических исследований, в которых ученым удалось установить, что прикосновения играют важную роль в жизни каждого человека. Чувствительность к прикосновениям появляется у малыша еще до рождения, потому что тактильный анализатор формируется на 5-6 неделе беременности. Для психического здоровья малыша врачи рекомендуют будущим мамам нежно гладить живот и разговаривать с ребенком. Так малыш понимает, что его ждут и любят. Вскоре он начнет откликаться на поглаживания толчками.
Таким образом, основы такесики все мы изучили еще до своего рождения. Это позволяет нам чувствовать настроение партнера по общению. Такесика усиливает значение вербальной стороны коммуникации, а иногда выступает альтернативой слов.
Такесика и культура
Очевидно, что такое явление, как такесика существует в каждой стране. Национальные особенности той или иной страны диктуют людям особенности проявления симпатии с помощью прикосновений. Нормы допустимой такесики в разных культурах различаются для мужчин и женщин, также есть ограничения в тактильном проявлении чувств, связанные с возрастом.
В России такесика в виде рукопожатий, объятий, похлопываний считается признаком открытости, доброжелательности. Такие проявления чувств не осуждаются социумом. Высокая такесика свойственна жителям южных регионов Европы и Средиземноморского побережья.
Совсем по-другому ведут себя азиаты и североамериканцы. Они стараются избегать публичного тактильного контакта. Поцелуи и объятия в общественных местах у них приравниваются к вульгарному поведению. Во время общения представители этих культур соблюдают большую социальную дистанцию. Немцы и англосаксы также обладают низкой такесикой.
В Италии очень заметна разница в такесике у мужчин и женщин. Дамы в этой стране не склонны обнимать подруг при встрече и дотрагиваться до собеседника. Мужчины-итальянцы всегда обнимаются при встрече и похлопывают друг друга по плечу.
Варианты такесики
Способы общения с помощью прикосновений различны. К такесике относятся объятия, поцелуи, рукопожатия, поглаживания и похлопывания.
Объятия
В некоторых странах принято использовать объятия при встрече в знак приветствия. Они могут быть крепкими (если близкие люди долгое время не виделись) или сдержанными (если действие носит формальный характер).
Объятия в процессе межличностного взаимодействия можно наблюдать у членов одной семьи, близких друзей, влюбленных. Это действие выражает симпатию, расположение, заинтересованность и доверие людей друг к другу. В этом случае люди крепко обнимают друг друга. Сила объятий находится в прямой зависимости от эмоциональной привязанности людей друг к другу.
Во время доверительных бесед друзья могут слегка приобнять друг друга, что является признаком психологической близости. Дружеские объятия – это своеобразная форма психологической готовности прийти на помощь.
В деловой сфере мимолетные объятия могут использовать коллеги по бизнесу или сотрудники одной компании. В этом случае объятия могут сочетаться с рукопожатием, легким похлопыванием по плечу.
Психологи отметили, что склонность к объятиям мужчинам свойственна больше, чем женщинам. Девушки испытывают желание обнять кого-то только в порыве сильных эмоций, а мужчины обнимают просто так. В паре мужчина обнимает девушку за талию, а она его – за шею или за плечи.
С точки зрения психологии, объятия несут в себе психологический контекст:
Поцелуи
По степени интимности поцелуй превосходит объятие. Сегодня этот невербальный жест является элементом флирта, а раньше он считался выражением уважения к высокопоставленной персоне. Так, старинный пасхальный обряд включает в себя 3 перекрестных поцелуя, которые символизируют доброжелательность и признание авторитета.
В древности целовать в губы уважаемого человека разрешалось только тем, кто относился к той же возрастной группе. Для тех, кто младше высокопоставленной особы, допускался только поцелуй в щеку. Люди, имеющие низкий социальный статус, имели право только на то, чтобы поцеловать руку или колено вождя, а рабам и это запрещалось. Они могли поцеловать только мостовую, по которой прошел царь.
В межличностных отношениях поцелуи используют только очень близкие люди. К примеру, супруги, влюбленные или подруги при встрече целуют друг друга в щеку. Поцеловать друг друга в губы могут только партнеры противоположного пола или же девушки-подружки.
В России мужчины при встрече никогда не целуют друг друга. В противном случае их могут обвинить в гомосексуализме. А вот на Ближнем Востоке парни целуются при встрече, социум не осуждает такого поведения.
Рукопожатия
Родиной данной формы такесики считают Древний Рим. Протягивая руку для рукопожатия, человек демонстрировал собеседнику свою безоружность. Сегодня этот вид такесики является элементом дружеских отношений и делового общения.
Сила рукопожатия и положение ладони несут в себе определенную информацию о человеке:
Поглаживания и похлопывания
Поглаживания и похлопывания – это элементы такесики, с помощью которых люди выражают сочувствие, поддержку или одобрение.
Хождение за руку, под руку, в обнимку
Гулять, держась за руки, под руку или в обнимку, будут только близкие люди, которые не боятся заявить всем миру о своих теплых чувствах друг к другу.
Прогуливаться, держась за руки, могут не только влюбленные, но и подруги. Такой тактильный контакт говорит о схожести интересов, взаимной симпатии.
Хождение под руку говорит о доверительности в отношениях людей, интимности. У такой пары за многие годы появились общие секреты.
Прогуливаться в обнимку будут только влюбленные парочки или супруги. Это самый интимный публичный вариант такесики.
Заключение
Основами такесики все мы бессознательно овладеваем еще до рождения. В процессе онтогенеза мы усваиваем культурные традиции и социальные нормы того или иного общества, подстраиваемся под них и используем такесику для выражения чувств так, чтобы не нарушать моральные рамки социума.
Ближайшие тренинги
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Психология и этика делового общения
Одна из основных задач современного руководителя — решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Поэтому в вузах вводится учебная дисциплина «Психология и этика делового общения», носящая во многом прикладной характер. Ее цель — способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности. Учебник поможет будущим специалистам в формировании психологической и нравственной культуры делового общения.
ВВЕДЕНИЕ
Наука доказывает, а жизнь подтверждает, что успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но в не меньшей степени и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу
Именно поэтому сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего дня не на решение финансовых, технические или организационных проблем, а на решение психологические задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством.
Этой двуединой задачей современного хозяйственного управления — необходимостью ориентации не только на результат, но и на людей, обеспечивающих этот результат, — и обусловлено включение в программы профессиональной подготовки современных экономистов, менеджеров наряду с дисциплинами „о технике и организации производства также и определенное минимума гуманитарных, психологических дисциплин.
Далеко до сих пор у нас сохраняется некоторое скептическое отношение к этому аспекту профессиональной деятельности. И в этом нет ничего удивительного: ведь значимость психологических факторов в хозяйственной деятельности обнаруживается далеко не просто.
Не сразу утвердилось понимание роли этих факторов и в научном мышлении.
Крупный сдвиг в этом направлении произошел только в 30-х гг. XX в., когда американский социолог Элтон Мейо (1880—1949) обосновал доктрину «человеческих отношений». Согласно этой теории, именно человеческий, психологический фактор играет решающую роль в производстве. С тех пор в поле зрения экономистов, управленцев попали такие казалось бы эфемерные понятия, как чувства, настроения работников, взаимоотношения, возникающие в процессе труда. Роль этих представлявшихся ранее несущественными моментов оказалась не столь призрачной. Э. Мейо экспериментально доказал, что господствовавшая долгое время в западных странах теория Фредерика Тейлора (1856—1915), ориентировавшая бизнесменов на материальную выгоду как на единственный двигатель производства, заводит в конце концов в тупик. Выяснилось, что на предприятиях, следовавших принципам тейлоризма, стали получать массовое распространение среди высокооплачиваемых работников явления так называемой «промышленной тоски», апатии, подавленности, повышенной раздражительности, потери всякого интереса к работе, участились конфликты между рабочими и администрацией.
Теория «человеческих отношений» как раз и явилась ответом на возникновение в сфере производства психологических проблем. Отметим ее основные положения.
1. Согласно этой теории решающее воздействие на трудовую активность людей оказывают не столько материальные, сколько психологические факторы, чувства, настроения работников.
2. В формировании этих факторов весьма велика роль как рациональных, сознательных, так и «нерациональных», подсознательных факторов, глубинных инстинктов, влечений.
3. Настроения, чувства работников являются не только результатом развития их индивидуальной психики, но и продуктом воздействия групповой, коллективной психологии, результатом так называемого морально-психологического климата коллектива.
Доктрина «человеческих отношений» быстро получила признание среди предпринимателей и стала широко применяться в практике управления производством.
На практике теория «человеческих отношений» использовалась в разных направлениях.
Одно из таких направлений — внедрение чувства принадлежности к своему трудовому коллективу как к единой семье, которое различными средствами массовой пропаганды стало внедряться в сознание работников. Это чувство подкреплялось изданием заводских газет, проведением совместных праздников, спортивных соревнований, «семейных дней», когда на рабочее место, где трудится, например отец семейства, приглашались его близкие. Особых успехов на этом направлении добились японские предприниматели, интересный опыт которых освещен в книге «Сделано в Японии», написанной президентом фирмы «Сони» Акио Морита.
Другое направление — разработка и осуществление на производстве целой системы мероприятий по повышению уровня взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Особое значение придавалось налаживанию человеческих отношений между рабочими и младшими администраторами, мастерами, бригадирами как ключевыми фигурами, обеспечивающими морально-психологический климат в фирме. Мастеров обязывают еженедельно беседовать с каждым рабочим, расспрашивая о домашних делах, занятиях вне предприятия. Об этом направлении, особенно активно применяемом на американских предприятиях, вы можете прочитать в книге известного американского предпринимателя, руководителя автомобильной компании «Крейслер» Ли Я кокки «Карьера менеджера».
Еще одно направление — в практике хозяйствования стало уделяться много внимания даже таким «мелочам», как форма общения между руководителями и подчиненными, вплоть до структуры общего языка, который не разъединял бы, а объединял рабочих и предпринимателей. Так, рекомендовались слова «буржуазия», «рабочий класс» заменять более нейтральными, «администрация», «наемные работники» и т.п.
Расширение практики использования психологических факторов в производстве повлекло за собой два важнейших последствия в развитии духовной сферы общественной жизни:
быстрыми темпами стала развиваться система психологических наук, в том числе социальная психология и такие прикладные дисциплины, как психология труда, управления и др.;
успехи развития психологической теории и практики привели к усилению внимания к этой проблематике и в системе образования. Психологические дисциплины стали активно изучаться в университетах и школах бизнеса западных стран, особенно в США. Постепенно во всех развитых странах серьезная общая и профессиональная психологическая подготовка стала неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки квалифицированных специалистов в области экономики и управления.
В результате развертывания всех этих процессов в области психологической науки, образования и бизнеса западных стран сложился определенный стиль управления как совокупность навыков, отличающих современного менеджера: современный руководитель избегает при общении с сотрудниками грубых окриков, высокомерия, всегда приветлив, постоянно улыбается, старается обращаться к работникам по именам, умеет внимательно выслушать каждого подчиненного и даже одевается подобно им, не носит дорогих вещей.
С переходом к рыночной экономике западный опыт психологической подготовки руководителей производства стал все шире применяться и в России.
Усиление внимания к этой проблематике в нашей стране — результат не только опыта западных стран. Все более широкое признание психологические факторы стали получать у наиболее дальновидных российских ученых и руководителей-практиков, которые уже давно в устаревших технологических методах руководства усматривали причины застоя, снижения производительности труда, качества продукции, роста аварийности производства.
Исправить положение можно было только путем перестройки всей системы социально-экономических отношений, перехода к рыночной экономике, создавшей реальные условия для использования психологических факторов экономического роста. Это предполагает внесение серьезных изменений в подготовку кадров, занимающихся организацией и управлением производством во всех его сферах и на всех уровнях, в частности, введение в соответствующих вузах дисциплины психология и этика делового общения.
Эта научная и учебная дисциплина носит во многом прикладной характер. Ее цель — способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности, которая протекает не иначе, как на почве их общения друг с другом. Культура общения, в том числе его психологическая и нравственная культура, во многом определяет его эффективность — будет ли оно успешно развиваться в интересах партнеров или же станет малосодержательным, неэффективным, а то и совсем прекратится, если партнеры не найдут взаимопонимание друг у друга.
Разумеется, целенаправленное формирование психологической и нравственной культуры делового общения, в том числе путем соответствующего обучения, предполагает опору на научную теорию как научное обобщение практики, исходя из достижений предшествующей и современной теоретической мысли.
В связи с этим мы захотели бы обратить внимание читателей на следующее. Деловое общение есть по сути межличностное общение партнеров. Оно складывается и развивается под влиянием их определенных психических свойств — индивидуальных и таких, которые указывают на их принадлежность к определенным социальным группам (классам, национальным общностям, профессиональным, демографическим группам и т.д.).
Данная дисциплина базируется прежде всего на таких разделах социальной психологии, как социальная психология личности и межличностных отношений. В то же время многие психические свойства субъектов делового общения могут быть объяснены на основе общей психологии. К тому же порой трудно отличить общую психологию, исследующую личность как субъекта деятельности и общения, и социальную психологию, рассматривающую личность и межличностное общение по сути с этих же позиций.
Авторы учебника «Психология и этика делового общения»:
канд. филос. наук проф. В.Ю. Дорошенко (гл. 4, 7), канд. филос. наук проф. Л. И. Зотова (гл. 9, тесты), д-р филос. наук проф. В.Н. Лавриненко (введение, гл. 2), канд. филос. наук доц. Н.А. Мартов (гл. 11), канд. ист. наук проф. Э.В. Островский (введение, гл. 1), д-р филос. наук проф. В.П. Ратников (гл. 10), канд. филос. наук доц. Л.Г. Титова (гл. 3), канд. филос. наук доц. И.Л. У ледова (гл. 6), канд. филос. наук доц. Л.И. Чернышева (гл. 5), канд. филос. наук доц. В.В. Юдин (гл. 8).
ГЛАВА 1
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Следует с самого начала уяснить, что объект этой дисциплины — идеальная психическая реальность. Речь идет прежде всего об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики. А ее предмет — психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.
Поскольку психология делового общения — составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические, процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).
Важнейшими принципами, которыми руководствуется общая психология и все ее отрасли, являются следующие:
принцип причинности, детерминизма, т.е. признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений как с другими, так и с материальными явлениями;
Принцип системности, т.е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;
принцип развития, признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.
Конечно, в психологии и этике делового общения речь пойдет не столько об абстрактных общепсихологических категориях и принципах, сколько о профессиональных психологических и в то же время практически ориентированных знаниях, которые могут обеспечить успех той или иной деятельности. Под деловым понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами- Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идет об интересах физических и юридических лиц.
Поэтому основной категорией данной учебной дисциплины, впрочем как и общей психологии, является категория «психология личности», включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управления человеческими ресурсами.
Именно знания психологии личности помогут предпринимателю, бизнесмену достаточно четко представить себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.
Но основные процессы, состояния и свойства личности проявляются в межличностном общении, происходящем по формулам «Я — Ты» «Я — Мы», «Мы — Они». Если, по мнению философов, общение является одной из важнейших предпосылок становления человека, то, по мнению современных теоретиков менеджмента, высокий уровень делового общения — решающее условие успешного предпринимательства.
Но для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, и т.п. В дальнейшем изложении вы найдете некоторые из этих рекомендаций. Таким образом, еще одной важнейшей категорией рассматриваемой учебной дисциплины является психология общения.
Важнейшей категорией психологии и этики делового общения является психология рабочей группы, команды или трудового коллектива. Ведь деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые «мы-чувства» и т.д. Современный менеджер не только обязан учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании, ибо групповая деятельность протекает достаточно эффективно только тогда, когда учитываются некие этические правила и нормы, принимающие характер неписаных законов.
Нравственная сторона делового общения имеет очень большое значение. Как отмечалось, в практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не допустить в деловых отношениях забвения золотого правила морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Существенно важно строить деловые отношения на своего рода нравственных регуляторах, при постоянно включенном внутреннем контроле, препятствующем беспредельному эгоизму в партнерских отношениях, который может не только повредить, но и разрушить их.
Жизнь постепенно убеждает, что бизнес на нравственной основе в конечном счете оказывается более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения. Поэтому основное содержание нравственных норм делового общения, делового этикета также раскрывается в этом учебном пособии.
Опираясь на анализ психологии личности рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные взаимосвязанные задачи:
овладение методами психологической диагностики, приемами описания психологических состояний субъектов производственной деятельности, отдельных работников, руководителей, рабочих групп;
выработка умений и навыков изменения психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий.
На этой основе обеспечивается, например, поддержание устойчивости, стабильности организаций, рабочих групп, совершенствуются методы подбора и использования персонала, разрешаются внутри- и межгрупповые конфликты, вырабатываются способы оптимизации морально-психологического климата в коллективах, определяются методы стимулирования труда, способы психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.д.
Следует далее уяснить, что данная область знаний отнюдь не является искусственно привнесенным продуктом западной теории и практики. Важность учета психологических аспектов хозяйственной деятельности, необходимость укрепления ее нравственных основ четко осознавались уже в дореволюционный период многими представителями отечественной экономической и философской мысли. Духовная жизнь России не исчерпывалась революционно-радикальными идеями, согласно которым капитализм — это строй, обреченный на неминуемую и скорую гибель. В общественной мысли России было сильно и умеренное реформистское крыло, признававшее жизнеспособность рыночных отношений, возможность их совершенствования, реформирования, в том числе с помощью психологических и нравственных средств.
1 Соловьев B.C. Оправдание добра//Соч. в 2-х т. Т. 1 — М.: Мысль, 1990. — С. 407.
Оказавшись после революции за рубежом, многие русские мыслители продолжали и там развивать свои идеи, смыкаясь по сути с концепциями «человеческих отношений», развивавшимися западными учеными.
Один из последователей В. Соловьева экономист и философ Сергий Булгаков (1871—1944) писал: «Преследуя цель экономического оздоровления России, не следует забывать и о духовных предпосылках, именно о выработке соответствующей хозяйственной психологии». 1
1 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. — М.: Наука, 1990. — С. 187.
Хозяйство, подчеркивал С. Булгаков, есть психологический феномен. Человеческая личность, считал он, есть самостоятельный фактор хозяйства. Исходя лишь из одного представления об экономическом механизме, нельзя до конца понять хозяйственную жизнь вне личной инициативы, вне творческого к ней отношения, вне различных волевых импульсов.
3 Савицкий П.Н. Хозяин и хозяйство//Россия между Европой и Азией. Еврозический соблазн. Антология. — М.: 1993. — С. 132.
4 Там же. С. 185.
Таким образом, необходимость учета и использования психологических факторов хозяйствования глубоко обосновали не только западные ученые, в том числе сторонники концепции «человеческих отношений», но и многие русские мыслители реформистского направления, увидевшие в духовно-нравственных аспектах рыночных отношений средства не только повышения эффективности производства, но и нравственного совершенствования людей.
К сожалению, конкретно-исторические условия в России в XX в. сложились так, что претворить в жизнь идеи развития идейно-нравственного потенциала рыночной экономики так на практике и не удалось. Вот уже несколько лет наша страна живет в условиях тяжелейшего экономического, социального и духовного, нравственного кризиса. Причем, по словам писателя Александра Солженицына, в современной России проблемы нравственные оказались острее проблем экономических.
Социально-психологический портрет новой генерации постсоветских предпринимателей, так называемых «новых русских», оказался весьма далек от того типа цивилизованного менеджера, который давно рожден практикой предпринимательства на Западе и о котором мечтали и многие отечественные ученые.
Для «новых русских» выгода оказывается зачастую выше морали и права. Характерные черты их духовного облика: неразборчивость в средствах, лицемерие, хитрость, жестокость. Эти их качества и порождают массовое развитие таких явлений, как коррупция, кровавые разборки, бандитизм.
В условиях затянувшегося глубокого общего кризиса в стране сформировался весьма противоречивый тип массового сознания, общественной психологии, который нельзя не учитывать в практике предпринимательской деятельности.
При общем осознании растущих возможностей для творческой инициативы в хозяйственной и социально-политической сферах растут и настроения отчуждения, скептицизма, пессимизма, безысходности и безнадежности у значительной части населения.
Ясно, что с таким массовым психологическим настроем эффективной экономики, а следовательно и демократических порядков, не создать как в рабочих коллективах, так и в обществе в целом. Отсюда важнейшая задача специалистов и руководителей всех уровней — переломить этот доминирующий настрой, психологически оздоровить трудовые коллективы, все общество.
1 Из глубины: Сб. ст. о русской интеллегенции. — М.: 1990. — С. 62.
Экономический рост, процесс укрепления демократических институтов смогут обеспечить только активные, творчески мыслящие люди, нацеленные на новые формы жизни и деятельности. И такие люди постепенно рождаются в России даже в сложных условиях переживаемого кризиса.
Таков трудовой коллектив межотраслевого комплекса «Микрохирургия глаза», возглавляемый одним из зачинателей перестройки Святославом Федоровым. Во всей своей предпринимательской деятельности он опирается на реальные материальные и духовные потребности человека. Большое значение он придает созданию корпоративного духа фирмы. Он убежден, что коллектив должен быть семьей для работающего человека. Комплекс «Микрохирургия глаза» стал в стране одним из первых подлинно народных предприятий, потому что в его работе заинтересованы все члены коллектива, так как каждый имеет свою долю в прибыли. Отсюда и дух инициативы, предприимчивости, общей заботы о прибыльности фирмы.
Таким образом, чтобы привести в движение живую энергию людей, современный руководитель должен знать и учитывать основные психологические закономерности, приобщать к ним своих сотрудников, активизировать их производственную и общественную деятельность.
Сегодня особенно важно уметь избавить людей от страхов и опасений, внушить им веру в себя, в свои силы, вселить надежду на лучшее будущее.
2 См.: Камю А. Творчество и свобода. — М., 1990. — С. 108.
Важно еще отметить, что для такой уверенности есть не только субъективные, но и объективные основания. Дело в том, что переживаемый Россией сегодня социально-политический и психологический кризис при всей самобытности вызвавших его причин является все же лишь одним из выражений развертывающихся в современном мире глобальных экономических и духовных процессов.
Так, чувства беспокойства и страха становятся в современном мире массовой болезнью, отражая неуклонный рост числа опасностей, угрожающих современному человеку: войны, климатические изменения, экологические катастрофы, фильмы ужасов и т.п.
Следует иметь в виду, что в отличие от других способов организации общественной жизни социальная система, основанная на рыночной экономике, порождает в качестве одной из мощных своих тенденций индивидуалистический образ жизни и соответствующую психологию. Индивидуализм, изолируя людей друг от друга, усиливает в них чувства одиночества и страха. Как свидетельствуют проведенные в США, Великобритании, других странах развитого капитализма социально-психологические исследования, рыночная экономика сама по себе, стихийно порождает депрессию и тревогу у значительной части населения, усиливая чувства уныния, подавленности, самоунижения и даже беспомощности, безнадежности, бессмысленности существования. Известно, что именно наиболее экономически развитые страны лидируют по числу самоубийств. Этот страх и беспокойство особенно усиливаются в периоды радикальных перемен, кризисов, что и проявляется сегодня с особой силой в России.
Но вместе с тем, порождая негативные социально-психологические тенденции, рыночная экономика столь же закономерно порождает и лекарства от них, прокладывает пути к преодолению психологических проблем.
Рыночная система по своей сущности способна порождать более благоприятные условия для творчества, инициативы, самостоятельности людей, открывать широкие возможности для свободы действий, увеличения демократических прав. Она способствует снятию у людей того часто неосознаваемого психологического напряжения, чувства дискомфорта, которое вызывается неудовлетворенностью свои трудом и нищенским материальным уровнем в условиях тоталитарных систем, массой запретов, сковывавших творческие возможности личности. Так, известно, что недавно отмененный Уголовный кодекс РСФСР квалифицировал занятие хозяйственной деятельностью с целью извлечения прибыли как уголовное преступление, что, однако, не предотвратило создание в стране целых отраслей «теневой» экономики.