Что относится к свойствам цифровых продуктов
Особые характеристики цифровых информационных продуктов
Перечисленные выше характеристики свойственны всем информационным продуктам как в цифровой, так и в физической форме. Однако цифровые продукты обладают рядом особых качеств.
Созданный информационный цифровой продукт может существовать неограниченное время, поскольку он не изнашивается в употреблении. Поэтому продукт, только что созданный производителем, ничем не отличается от аналогичного продукта, уже бывшего в употреблении. В результате производитель конкурирует не только с другими производителями аналогичных товаров, но и со своими же ранее произведенными товарами. Избежать этого можно за счет постоянного обновления производимых товаров и лицензирования прав их производства и использования или других способов защиты от копирования.
Парадоксально, но, наряду с неразрушимостью, электронные продукты могут быть легко изменены. Причем, изменения, внесенные по ошибке, преднамеренно или по злому умыслу могут быть необратимы. Т.е. производитель теряет контроль за своими произведенными продуктами. Разрабатываются специальные технологии, затрудняющие простое изменение. Например, документы в формате PDF можно просмотреть или распечатать, используя программу Adobe’s Acrobat, но нельзя изменить. Стратегическими действиями относительно данной характеристики цифровых продуктов является их дифференциация производителем либо при помощи адаптации к индивидуальным потребностям пользователя, либо постоянного обновления и усовершенствования, либо продажи их в качестве интерактивных услуг, а не конечных продуктов.
Основной привлекательностью цифровых продуктов является то, что их можно воспроизводить, передавать и хранить. Таким образом, после первого капиталовложения на производство продукта, последующие предельные издержки практически нулевые. Для официального производителя цифровых продуктов предельные затраты не равняются нулю, поскольку выплата авторских гонораров осуществляется с каждой проданной единицы товара. Поэтому в ценообразовании предельные издержки никогда не равны нулю. Кроме того производителю, тем не менее, нужно возместить свои постоянные издержки, поэтому так актуален вопрос защиты интеллектуальной собственности, предотвращения несанкционированного воспроизведения и перепродажи товара. Поскольку технологически предотвратить такое воспроизведение товара пока не всегда возможно, производители стремятся сделать его менее ценным за счет обновления и изменения своих продуктов.
Примечание | |
Классическим примером от несанкционированного воспроизведения программных продуктов является наличие электронных ключей, обеспечивающих возможность работы с программой после инсталляции. Однако для ознакомления с программным продуктом каждый пользователь может получить демо-версию с сайта компании или в офисе, срок корректной работы которой заканчивается, как правило, через месяц после установки. Примером может служить компания ПРО-ИНВЕСТ-ИТ. По материалам сайта http://www.pro-invest.com/it/ |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Цифровые продукты: определение и распространение
Торговля электронными материалами (компьютерными программами, видео- или музыкальными произведениями, мультимедийными продуктами, играми и др.) представляет собой совершенно новый вид торговли, где полный цикл сделки (от заключения договора до потребления продукта) может быть осуществлен через одну и ту же сеть. В настоящее время электронная коммерция — самая актуальная тема в мире ввиду ее новизны и противоречивости. Украина пока делает первые шаги на пути налогообложения сделок в Интернете, и многие вопросы здесь еще не урегулированы. В данной статье мы рассмотрим виды цифровых продуктов и условия их распространения.
Определение цифрового продукта и его виды
Цифровыми продуктами называются такие продукты, которые могут быть оцифрованы (представлены в цифровой форме) и перемещены через такую сеть, как Интернет. На современном электронном рынке цифровые продукты состоят главным образом из информационных продуктов, которые вначале производятся в цифровом формате, а затем распечатываются или воспроизводятся на физических средствах.
Цифровой продукт представляет собой последовательность двоичных знаков (нулей и единиц). Любая его копия является таким же продуктом — «двойником», и между ними нет никаких различий. Однако не все визуальные изображения могут стать цифровым продуктом. Например, если картина является произведением искусства и для потребителя важен запах холста, структура масляной краски и ощущение мазка давно умершего художника, то копия картины в электронном виде отличается от оригинала.
Никто не теряет права обладания цифровым продуктом, если в то же самое время кто-то другой приобретает право на его «двойника». В отличие от физических цифровые продукты можно распространять бесконечно, они состоят из разрозненных частей, не занимают пространство и их можно рекомбинировать.
а) могут быть заменой материальных продуктов или продуктов, не имеющих физических аналогов;
б) могут не иметь физических аналогов (в таких случаях они часто заменяют работу, выполняемую вручную);
в) могут иметь физические аналоги, которые продаются только как часть больших продуктов.
Существуют три основные отличительные характеристики цифровых продуктов (см. таблицу 1).
Виды и классификация цифровых продуктов приведены в таблице 2.
Распространение цифровых продуктов
Цифровые продукты могут распространяться двумя способами.
1. При помощи носителя (дискета, компакт-диск и др.). Согласно Закону Украины от 23.03.2000 г. №1587-III «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных», распространение на территории Украины экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеоиграм, компьютерных программ и баз данных, а также их прокат разрешаются только при условии их маркировки контрольными марками.
2. Через сеть (например, Интернет или телекоммуникационную сеть). Вышеупомянутый Закон не распространяется на те случаи, когда аудиовизуальные произведения, компьютерные программы и базы данных распространяются через Интернет и телекоммуникационные сети. Дело в том, что к экземплярам произведения, компьютерной программы, базы данных данный закон относит только те их копии, которые записаны на соответствующем материальном носителе. Такой подход вполне логичен, ведь приклеить марку к цифровому продукту, не имеющему материального носителя, невозможно.
В следующей публикации будут рассмотрены некоторые вопросы обложения НДС товаров и услуг, поставляемых с использованием компьютерных сетей.
Основные отличительные характеристики цифровых продуктов
№ п/п | Характеристики | Комментарий |
1. | Неразрушимость | Однажды созданный цифровой продукт поддерживает свою форму и качество бесконечно долго из-за отсутствия физического износа и опасности порваться, разбиться и т.п. Качество цифрового продукта не ухудшается в зависимости от того, как долго и как часто он используется |
2. | Трансформируемость (легкость видоизменения) | Содержание цифровых продуктов может быть изменено без промедления |
3. | Воспроизводимость | Цифровые продукты могут свободно производиться, храниться и передаваться. Это значит, что после того, как их создатель осуществил первоначальные капиталовложения, предельные издержки производства* почти равны нулю |
* Предельные издержки определяются как изменение общих затрат, приходящихся на одну единицу продукции. Они являются изменяемыми затратами и зависят от увеличения выпуска продукции в краткосрочном периоде. Изменение предельных издержек может произойти, например, из-за изменения цены сырья или увеличения размера зарплаты служащих, работающих на неполную ставку |
Классификация цифровых продуктов
№ п/п | Наименование цифровых продуктов | Примеры |
1. Информационные и развлекательные продукты | ||
1. | Продукты, имеющие бумажный аналог: | |
а) информационные продукты; | Газеты, журналы, книги | |
б) информация о товаре, имеющая бумажный аналог | Техническая характеристика изделия, руководство для пользователя, руководство по обучению торговых агентов | |
2. | Графика | Фотографии, открытки, календари, карты, афиши |
3. | Аудиопродукция | Музыкальная звукозапись, речи |
4. | Видеопродукция | Фильмы, телевизионные программы, игры |
5. | Базы данных и компьютерные программы | |
2. Символы, знаки и концепции | ||
1. | Билеты и бронирование | В гостиницах, авиаперелетах, на концерты, спортивные мероприятия |
2. | Финансовые инструменты | Чеки, электронные деньги, кредитные карточки, ценные бумаги |
3. Процессы и услуги | ||
1. | Правительственные услуги | Формы (бланки, анкеты и др.), платежи по соцобеспечению |
2. | Электронный обмен сообщениями | Письма, факсы, телефонные звонки |
3. | Бизнес-процессы | Заказы, бухгалтерский учет, ведение учета товаров, заключение контрактов |
4. | Аукционная продажа и электронные маркировочные знаки | |
5. | Дистанционное обучение, телемедицина и другие интерактивные услуги | |
6. | Виртуальное кафе и интерактивные развлекательные мероприятия | |
7. | Услуги в режиме реального времени (online) | |
8. | Ведение поиска |
Судебная практика
Судебная практика :: Практика
По материалам Верховного суда Украины судов Споры с налоговыми органами до сих пор занимают первые полосы разнообразных бухгалтерских изданий. В рубрике «Судебная практика» сегодняшнего номера «ДК» предлагаем нашим читателям обратить внимание на.
ЕН минус НДС = 2 или 4?
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
Юридическое лицо является плательщиком НДС и единого налога третьей группы
по ставке 2%. Регистрация НДС аннулирована по инициативе налогового органа
согласно пп. «ж» п. 184.1 НКУ в середине квартала. Какую ставку единого
налога следует примен.
Цифровые товары сегодня
Введение
Начну статью, пожалуй, со слов известного сегодня инженера и предпринимателя Илона Маска:
«Если вернуться в прошлое, лет на 200 назад, то станет понятным тот факт, что все обыденные для современного человека вещи когда-то были фантастикой или магией. Говорить с людьми на другом конце земного шара, моментально отправить и получить письмо, летать, иметь доступ ко всем книгам в мире – все это казалось бы невероятным и волшебным. Изобретательство – это волшебство, воплощение самых невероятных задумок и фантазий. А вы не хотели бы быть волшебником?»
Что же такое цифровой продукт?
Сегодня на этот вопрос ответит практически каждый. Технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы уже не можем себе ее представить без бесконечного потока информации. А ведь для этого достаточно иметь в кармане смартфон и доступ в Интернет. Хотите научиться чему-то новому? Всемирная паутина всегда готова предоставить вам такую возможность. Однако сегодня я хотел поговорить не об этом.
К цифровым продуктам относятся музыка, видео, аудиофайлы, изображения, электронные книги, программное обеспечение, текстовые файлы, исходники графических, музыкальных, 3D-проектов, шрифты, иконки и многое другое.
Кому интересно продавать цифровые материалы?
Ответ очевиден. Всем может быть интересно заниматься подобными продажами, просто далеко не все пришли к этому. «У меня нет необходимых навыков для этого» возможно скажете вы. Каждый человек обладает какими-либо ценными навыками для общества, вероятно, просто вы не считаете их ценными или еще не разглядели их в себе. В любом случае, всему можно научиться, не стоит себя недооценивать.
Исходя из первоначальных целей продавцов, их можно разделить на три большие группы.
Компании
Организации, оказывающие различные услуги
Таких площадок сейчас множество на просторах Интернета. Не доставит особого труда найти подходящую для вас, поэтому вернемся к теме.
Чтобы «подогревать» целевую аудиторию, подобные организации создают свое небольшое портфолио на таких площадках и регулярно пополняют его новым материалом. Каждый может купить себе один из цифровых товаров или просто ознакомиться с качеством услуг, которые эти организации оказывают.
Фрилансеры
Преимущества:
Недостатки:
Какова ситуация в рунете?
Для покупателей товара
Отзываюсь я о сервисах, которые сумел найти сам (если что-то пропустил достойное, скидывайте ссылки в комментариях). На каждом зарегистрировался, протестировал, но ни на одном что-то купить у меня желания не возникло. Другое дело, к примеру, зарубежный сервис по продаже иконок iconfinder.com. Даже человеку, не знающему языка не, составит труда разобраться на сайте и даже что-то купить. Совершал я покупки на этом сервисе несколько раз, но затем понял, насколько курс доллара не позволяет делать это часто. Такие цены в итоге, подтолкнули меня к самостоятельному обучению, чтобы рисовать иконки себе и не отдавать за это неприличные суммы.
Для разработчиков
Еще раз вернусь к разговору о том, что в наше время трудно встретить человека, который не имел бы ценных навыков. И каждый, кто понял, что способен обеспечить себе хоть небольшой доход на этих навыках, ищет возможности выйти на потенциальных покупателей. Одни разрабатывают сайты-визитки или привлекают клиентов через социальные сети, другие используют специальные площадки. И те и другие, безусловно, сталкиваются с множеством проблем. Не думаю, что российские разработчики ощущают дискомфорт, когда их товары покупают на зарубежных сервисах за доллары, однако, они сталкиваются с другой, не менее важной проблемой. Как правило, такие площадки работают на международном уровне, и безусловно, как и везде, там имеются свои крупные «игроки», которые давно уже себя зарекомендовали ответственными и надежными исполнителями. Я говорю о конкуренции, которая там давно достигла своей точки максимума. Новичку трудно выйти на рынок в таких условиях и еще тяжелее закрепиться на нем.
Какое же решение тогда будет оптимальным в данных условиях? Я считаю, что работать нужно и на зарубежных сервисах и на отечественных. Российский рынок, по сути, свободен, у вас есть возможность занять его, стать тем крупным «игроком» и обеспечить себя стабильным доходом.
Выводы
Целью данной статьи было, в первую очередь, приоткрыть завесу тайны для тех, кто еще не понял, что зарабатывать на своих увлечениях сегодня просто как никогда. Достаточно стать конкурентоспособным исполнителем, предлагающим качественный товар и уметь правильно преподнести его покупателю. Эти два нехитрых правила быстро зарекомендуют вас как надежного и ответственного исполнителя.
Также стоит понять и то, что в рунете этот рынок все еще далек от избытка, у вас есть уникальная возможность занять его, стать «монополистом» своего дела.
На этом все. Если вы сейчас читаете этот текст, то, скорее всего, прочли статью до конца. Надеюсь, она стала для вас полезной. В скором времени ожидается и вторая, в которой я подробно расскажу о том, как можно решить проблемы, выделенные выше.
Все ваши вопросы задавайте в комментариях. Будем рады ответить.
Политики интернет-маркетинга. Интернет-аукционы. Торговые интернет-площадки и торговля
В книге раскрыты направления интернет-маркетинга: товар и товарная политика в Интернете; информационные и цифровые продукты; сервисная политика в Интернете; ценовая политика в Интернете; распределительная политика в интернет-маркетинге; коммуникационная политика в интернете; интернет-аукционы; торговые интернет-площадки; оптовая и розничная торговля в интернете.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политики интернет-маркетинга. Интернет-аукционы. Торговые интернет-площадки и торговля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
II Информационные и цифровые продукты
2.1 Информационные продукты, их виды и особенности
Информационные продукты в и их виды
Под информационным продуктом принято понимать документированную и структуризированную информацию, сформированную (подобранную, проанализированную) для многих людей (широкого круга) либо для отдельных персон (или организаций), и представляемую в виде продукта. Такие продукты продают и соответственно покупают (тогда их рассматривают в качестве товаров). Но товаром не каждую информацию можно назвать. Чтобы информация стала товаром, она должна быть дефицитной, не иметься в свободном доступе, выгодно отличаться от информации, имеющейся в широком доступе.
Инфопродукт может быть:
персонализированный (его составляют для каждого из клиентов персонально с учетом его конкретных требований и пожеланий (так, к примеру, создаются статьи для сайта);
универсальный (он создается одинаковым для многих покупателей — примером может служить инструкция).
Разработку инфопродуктов осуществляют как отдельные исполнители, так и коллективы (студии, агентства, центры).
Инфопродукты широко представлены в интернете и имеют ряд особенностей.
Особенности информационного продукта
1. Всегда является результатом труда, порождением либо следствием обработки инфоресурса.
2. Создается благодаря процессу творческого, производственного, аналитического, синтетического и/или иного вила деятельности.
2. Может быть предметом собственности, который собственник вправе вовлечь в экономический оборот, к примеру, собственник вправе его продать с передачей права собственности клиенту.
3. Всегда конкретен с точки зрения удовлетворения потребностей определенных потребителей.
4. Создается с четкой ориентацией на ключевой замысел (идею), ради реализации которой и осуществляется создание самого продукта.
4. Формирование инфопродукта предусматривает принятие во внимание позиции: 1) потребителя (заказчика, покупателя) который находится в поиске информации определенной направленности; 2) собственника (так как создание информационного продукта — творческое, претендующее на оригинальность).
2.2 Свойства информационного продукта, Классификация информационно-аналитической продукции. Понятие режимов информационного обслуживания
Свойства информационного продукта, отличающие его от других товаров
Свойства информационного продукта, отличающего его от других товаров — это свойства, касающиеся: износа; числа использующих товар людей и числа процессов, в которых он применяется; затрат на диффузию (т.е. тиражирование, распространение) первой единицы информационного продукта; влияния качества информационного продукта на систему управления компании; устаревания информационного продукта.
Свойство, касающееся износа. Износ у информационного продукта бывает лишь моральным. Другие товары подвержены как моральному, так и физическому износу. В продаже в интернете могут быть информационные продукты как морально новые, так и морально устаревающие, и устаревшие. Соответственно их продажа может осуществляться по разным ценам.
Свойство, касающееся числа использующих товар людей и числа процессов, в которых он применяется. Возможно одновременное использование информационного продукта несколькими работниками, которые могут трудиться в разных компаниях. Продукт также может использоваться в различных хозяйственных процессах.
Свойство, касающееся затрат на диффузию (т.е. тиражирование, распространение) первой единицы информационного продукта. Имеет место существенное превышение данных затрат над затратами на производство. Распространять товар надо очень оперативно, поскольку хранить такой продукт долго — невозможно. А быстрое распространение требует больших затрат. Интернет существенно помогает ускорению процесса распространения.
Свойство, касающееся влияния качества информационного продукта на систему управления компании. Это влияние очень сильное. На уровень эффективности и качество любого управленческого процесса значительно влияет
качество информационного продукта. Информация должна быть четкой, чтобы можно было рассчитывать на определенность принимаемых управленческих решений. И ее качество может быть оценено лишь при ее получении и применении. Поэтому компании нередко предлагают потенциальным покупателям бесплатные пробные версии продукта.
Свойство, касающееся устаревания информационного продукта. Устаревание очень быстрое. Поэтому нельзя затягивать с использованием информационного продута. Его длительное хранение — расточительно. Интернет увеличивает шансы на быстрое использование благодаря оперативному распространению рассматриваемого продукта.
Классификация информационно-аналитической продукции. Понятие режимов информационного обслуживания
Классификация информационно-аналитической продукции осуществляется по критериям: назначения; формы представления; характера контактирования с пользователями; характера удовлетворения потребностей; уровня сложности; вида производителя; способа получения информации; способа предоставления информации; носителя информации; вида инициативы изготовления; режима (регулярности) предоставления информации; среды предоставления информации.
По критерию назначения продукция может рассматриваться как:
1. Научно-техническая, создаваемая по заказу либо по инициативе, относящаяся к таким сферам как наука, техника и производство.
2. Связанная с библиотечным типом обслуживания. К такой продукции принято отнесение услуг по предоставлению в соответствии с запросом абонента либо документа (книга, журнал, каталог), либо его производных (копия, библиографическое описание, справка). И также разных баз данных, услуг по предоставлению удаленного доступа, по осуществлению поиска в массивах информации, по переводам и депонированию и т. д. И помимо этого — по предоставлению работ по переводу информации на машиночитаемые и микрографические носители, работ с телекоммуникационными каналами для проведения телеконференций и обеспечения функционирования электронной почты/
По критерию формы представления продукция бывает: нематериальная (когда объектом производства являются коммуникационные процессы); материальная (когда объектом производства является информация на материальных носителях, либо накопленные в фондах первичные источники информации).
По критерию характера контактирования с пользователями продукция может быть: одноразовая (контакты с пользователем — единичные); постоянная, когда предусматривается обратная связь (к примеру, выборочное обслуживание с корректировкой требований, или диалоговое обслуживание).
По критерию характера удовлетворения потребностей продукция может рассматриваться как направленная: на удовлетворение потребностей в адресной, фактографической, концептуальной информации; на удовлетворение потребности в источниках информации.
По критерию уровня сложности продукция бывает:
1. Простая. К ней принято отнесение результата переработки единичного информационного источника, который может выступать в виде аннотации, библиографического описания, реферата, регистрационных и информационных карт, копии статьи, проспекта и т. п.
2. Сложная. К ней принято отнесение результата переработки определенной совокупности однородных источников (тематические высоконадежные, реферативные обзоры, сигнальные сообщения и т.д.).
3. Комбинированная. К ней принято отнесение сложной продукции, представляющей собой альянс разных видов продукции простой (доклад о достижениях, инновации или опыта, аналитический обзор, экспозиция выставки и т.д.).
По критерию вида производителя продукция бывает как производимая: 1) научно-исследовательскими и конструкторскими организациями, инновационными центрами, отдельными изобретателями и авторами; 2) разными организациями в процессе предпринимательской, рыночно-хозяйственной и финансовой деятельности, и используемая для принятия решений в сфере экономики; 3) отраслями сферы культуры и массовых информационных услуг и предназначенная для массового пользователя.
По критерию способа получения информации продукция бывает ориентированной:
на машинный поиск в электронных базах и банках данных (обеспечивается представление результатов в виде отображения информации либо итогов выборки);
на информационный поиск (документальные массивы, устные и письменные справки); на генерацию новых знаний (применяются экспертные и иные системы искусственного интеллекта).
По критерию способа предоставления информации продукция бывает предоставляемой: в помещении информационного учреждения, по месту работы или жительства абонента; по телефону, факсу, e-mail, телекоммуникационным сетям.
По критерию носителя информации продукция бывает на носителях: бумажных, электронных.
По критерию используемой навигации продукция бывает такой, для которой используется навигация: 1) с помощью указателей (авторских, предметных, географических); 2) с помощью гиперссылок или специальных «кнопок», которые обеспечивают функцию поиска в определенном массиве.
По критерию вида инициативы изготовления продукция бывает как изготавливаемая по инициативе: заказчика (по индивидуальному заказу), для которой важно соответствие требованию конфиденциальности; библиотеки либо информационной службы (к примеру, справочное издание, выпускается большим тиражом); предназначенная для свободного распространения.
По критерию режима (регулярности) предоставления информации продукция бывает как предоставляемая в режиме: разовом (режим «запрос — ответ»); 2) продолжаемом (передача информации по мере ее накопления); 3) текущем (обслуживание с определенной заранее оговоренной периодичностью).
Эта группировка важна не только с позиций характеристики информационной продукции, но и с точки зрения анализа результативности обслуживания. Если, к примеру, взять продукцию, предоставляемую в соответствии с разовыми запросами, то для нее актуальны показатели: доли разовых запросов; удельного веса текущего обслуживания в общем объеме работ; контингента пользователей и пр. Каждая компания, предоставляющая информационный сервис, заинтересована в переходе информации, предоставляемой в разовом (случайном) режиме, на категорию информации, предоставляемой в текущем режиме, поскольку такой переход говорит о росте доверия к компании клиентов и к удовлетворенности ими качеством ее продукции.
Клиенты также заинтересованы в вышеназванном переходе, так как он во многих случаях сулит им получение скидок (как постоянным пользователям) и обслуживание с оговоренными сроками.
По критерию среды предоставления информации продукция бывает как предоставляемая в режиме: 1) в офлайн-среде; 2) в онлайн-среде (в режиме реального времени, предоставляемая в чат-режиме, когда пользователь непосредственно взаимодействует с работником компании, предоставляющей информационные услуги).
Информационная продукция может группироваться также согласно критерию квалификационного и должностного уровня пользователя, критерию уровня ретроспекции информации, критерию оперативности предоставления и т. д.
Имеет место объединение комплексов однородных по операционно-технологическим и классификационным признакам информационных продуктов и услуг в режимы информационного обслуживания. Последние представляют собой альянс определенных элементарных форм информационного взаимодействия с пользователем и сопутствующих такому взаимодействию вспомогательных операций.
2.3 Специфические свойства информационных и цифровых товаров. Технологии производства информационного продукта (интернет-мобильные инновации)
Специфические свойства информационных и цифровых товаров
Специфические свойства информационных и цифровых товаров подразделяются на свойства присущие: всем информационным продуктам; только цифровым информационным продуктам, отличающимся многообразием (различные данные, текстовые файлы, графика, видео, аудио). Если говорить о свойствах, присущих всем инфопродуктам, то это свойства: зависимости от личного предпочтения; переходной, или кумулятивной полезности; наличия экономических и правовых последствий.
Свойство зависимости от личного предпочтения. Информационные продукты — это, по сути, воплощение человеческих идей концепций и знаний. У них отсутствует физическая форма либо структура. Это делает их товарами, не являющимися в общем смысле потребительскими. Покупатели, которые прибегли к приобретению информации, потребляют идею или концепцию, заключенную в ней.
Индивидуальные потребности и вкусы влияют на уровень спроса на все товары. Однако если говорить об информационных продуктах, то для них индивидуальность предпочтений особо важна, поскольку они как никакие иные товары потребляются и усваиваются индивидуально. Продавцам подобных товаров следует ориентироваться на внимательное изучение потребительских предпочтений. Это обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей и содействует формированию группировок товаров по критерию сходства/различия предпочтений.
Свойство переходной, или кумулятивной полезности. Многим информационным продуктам свойственно зависеть от времени, они по этой причине причисляются к скоропортящимся. Но они также и переходные, так как данные, которые они содержат, можно использовать, чтобы создавать другие продукты (к примеру, возможно использование предыдущих сведений для составления прогнозов на предстоящие временные периоды). Ценность подобных товаров подвержена накоплению, она по сути кумулятивна. Кумулятивным нередко оказывается и процесс создания информации, предусматривающий соединение усилий ряда организаций или лиц.
Свойство наличия экономических и правовых последствий. Последствия принято подразделять на негативные и позитивные. Для некоторых продуктов актуальны последствия, проявляющиеся в изменении их полезности с изменением числа использующих их людей. К примеру, если телефоном пользуется малое число людей, их полезность невелика. Рост числа телефонов увеличивает их ценность. Но при чрезмерном росте пользователей может оказаться, что телефонная линия перегружена, что свидетельствует о сокращении ценности телефонов.
Негативные последствия состоят в бесконтрольности использования товаров, защищенных авторскими правами. К ним относят информационные продукты, которые относительно легко бесконтрольно тиражировать и соответственно использовать. Такое бесконтрольное тиражирование особенно распространилось в связи с продажей товаров через интернет.
К свойствам, присущим только сугубо цифровым информационным продуктам, отличающимся многообразием (различные данные, текстовые файлы, графика, видео, аудио), относят свойства: неразрушимости; изменяемости и воспроизводимости.
Свойство неразрушимости. Физический износ информационного цифрового продукта невозможен. Продукты, недавно созданные одним и тем же производителем, могут существенно не отличаться от уже потребляющихся товаров. Это дает повод возникновению конкуренции между этими товарами. Чтобы не стать заложником такой конкуренции, товаропроизводителю целесообразно прибегать к обновлению продукции и выпуску новых товарных версий, а также к лицензированию и иным способам защиты товаров от копирования.
Свойство изменяемости. Несмотря на неразрушимость, информационным цифровым товарам свойственно легко оказываться измененными. Данные изменения, внесенные преднамеренно (со злыми намерениями) либо ошибочно, нередко бывают необратимыми. Это ведет к потере контроля производителя за качеством созданных им продуктов.
Свойство воспроизводимости. Цифровые товары поддаются воспроизведению, передаче и хранению. Поэтому для их создателей актуально предотвращать несанкционированное их воспроизведение и перепродажу. Но это невероятно сложно и в ряде случаев невозможно (особенно если продукты продаются в интернете на разных географических рынках). Производителям остается только снижать ценность своих продуктов, обновляя и изменяя их на постоянной основе.
Технологии производства информационного продукта (интернет-мобильные инновации)
Информационные продукты создаются посредством технологий, имеющих ряд черт: 1) их применение распространяется на все сферы экономики; 2) с их помощью возможна мгновенная передача информации; 3) они обладают склонностью к глобализации; 4) посредством них обеспечивается транспарентность (прозрачность), содействующая привлечению к участию новых деятелей рынка; 5) они дают возможность развиваться разным сферам деятельности: в области интернет-маркетинга, интернет-рекламы, интернет-коммерции, интернет-банкинга и т. д.
2.4 Классификация цифровых товаров. Особенности их качества. Распространение в Сети интернет цифровых товаров совместного пользования или бесплатных
Классификация цифровых товаров
Цифровой товар представляется как информация либо некоторый файл, он обладает ценностью для кого-либо. Цифровые товары классифицируются согласно ряду критериев. Рассмотрим эти критерии вкупе с группами товаров, классифицируемым по ним.
Критерий особенности передачи. Товары бывают:
1. Доставленными (практикуется их одновременное полное загружение либо загружение пакетами, к примеру, еженедельными обновленными версиями). Эти товары более всего распространены в интернете.
2. Интерактивными (к ним принято отнесение товаров и услуг, требующих коммуникации и двусторонней связи товаропроизводителя с клиентом, к примеру, дистанционное обучение или диагностика, интерактивные игры). Не относится к интерактивному товару доставка, например, фильмов по требованию, так как в данном случае осуществляется доставка некоего стандартного товара.
Цифровой товар может быть признан интерактивным лишь в случае, если его реализация сопряжена с общением клиента и производителя в режиме реального времени по поводу поиска идей, консультаций и т. д.
Критерий типа получения товара покупателями. Различают:
1. Цифровые товары типа «текст». Это скромные по объему текстовые файлы, содержимое которых предназначено для показа покупателям сразу же после совершения покупки. К этим товарам принято отнесение: пин-кодов пополнения счетов (операторов мобильной связи, провайдеров и веб-сервисов); ссылок на страницы в сети; паролей к архивам; регистрационных ключей к электронным книгам или к программным продуктам; атрибутов доступа к аккаунтам веб-сервисов (к примеру, аккаунт баннерной сети) с уже начисленным балансом и т. д.
2. Цифровые товары типа «файл». Это архивные (чаще всего с расширением. zip или. rar), запускаемые (.exe), текстовые (.txt или. doc) или какие-либо еще файлы, которые скачиваются покупателями на компьютер сразу после их покупки. К этим товарам принято отнесение: электронных книг (в. exe или текстовом формате); учебных материалов (рефераты, тексты, email-курсы); скриптов (для веб-мастеров); программ (утилиты, игры); сборников графики и музыки.
Критерий зависимости товара от времени. Товары подразделяются на зависимые и независимые от фактора времени. Вечных физических товаров нет. И даже если бы такие товары существовали, их производство товаропроизводителям было бы не выгодно. Во многих случаях производители делают свои товары зависимыми от времени, сокращая сроки их использования (искусственное устаревание), чтобы можно было производить и реализовывать все новые и новые продукты.