Что относится к существенным признакам лифта
лифтер-оператор с ссылками на НТД. Экзаменационные билеты по профстандарту Лифтероператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных и эскалаторов Тема Требования к безопасной эксплуатации лифтов, платформ и экскалаторов
Тема 2. Общие сведения об устройстве обслуживаемых лифтов, платформ и экскалаторов.
25-1.Что относится к существенным признакам лифта, укажите неправильный ответ?
Наличие кабины; |
Наличие жестких направляющих; |
Угол наклона направляющих к вертикали не более 8 градусов; |
Угол наклона направляющих к вертикали не более 15 градусов; |
Наличие привода для подъема или опускания кабины |
ТР ТС 011/2011 п. 2.9 к существенным признакам лифта относится совокупность следующих признаков:
— наличие жестких направляющих;
— угол наклона направляющих к вертикали не более 15 градусов;
— наличие привода для подъема или опускания кабины
26-2. Укажите допустимый угол наклона к горизонтали у подъемной платформы с наклонным перемещением ?
Подъемная платформа с вертикальным перемещением |
Подъемная платформа с наклонным перемещением под углом наклона к горизонтали не более 75 |
Подъемная платформа с наклонным перемещением под углом наклона к горизонтали не более 60º |
Правилами не регламентируется |
ГОСТ Р 51630-2000 п. 3.1.14 платформа: Грузонесущее устройство, имеющее плоский горизонтальный пол, ограждение и входной проем, на котором размещается пользователь.
3.1.15подъемная платформа:Стационарная грузоподъемная машина периодического действия для подъема и спуска пользователей, размещающихся на платформе.
3.1.16подъемная платформа с вертикальным перемещением:Подъемная платформа, у которой грузонесущее устройство (платформа) перемещается под углом не более 15от вертикали.
3.1.17подъемная платформа с наклонным перемещением:Подъемная платформа, у которой грузонесущее устройство (платформа или кресло) перемещается по жестким направляющим (по жесткой направляющей) под углом наклона к горизонталине более 75.
27-3.Что такое «Буфер» и для чего он служит в лифтах?
Устройство, предназначенное для ограничения величины замедления движущейся кабины, противовеса с целью снижения опасности получения травм или поломки оборудования при переходе кабиной, противовесом крайнего рабочего положения |
Устройство, жестко связанное с гидроцилиндром и предназначенное для предотвращения падения кабины |
Устройство, предназначенное для остановки и удержания кабины, противовеса на направляющих при превышении установленной величины скорости или обрыве тяговых элементов |
Техническое средство для обеспечения безопасного пользования лифтом |
ТР ТС 011/2011 п. п.5. Для целей настоящего технического регламента используются основные понятия, установленные статьей 2 Федерального закона «О техническом регулировании», а также следующие основные понятия:
28-4.Что такое «Ловители» и какую роль они выполняют в безопасности лифтов?
Устройство, предназначенное для ограничения величины замедления движущейся кабины, противовеса с целью снижения опасности получения травм или поломки оборудования при переходе кабиной, противовесом крайнего рабочего положения |
Устройство, жестко связанное с гидроцилиндром и предназначенное для предотвращения падения кабины |
Устройство, предназначенное для остановки и удержания кабины, противовеса на направляющих при превышении установленной величины скорости или обрыве тяговых элементов |
Техническое средство для обеспечения безопасного пользования лифтом |
ТР ТС 011/2011 п. п.5. Для целей настоящего технического регламента используются основные понятия, установленные статьей 2 Федерального закона «О техническом регулировании», а также следующие основные понятия:
29-5.У какого лифта могут быть применены вертикально-раздвижные двери?
У грузового лифта, в котором допускается транспортировка пассажиров |
Только у грузового лифта, в котором не допускается транспортировка пассажиров |
У пассажирского лифта |
У любого лифта |
ГОСТ Р 53780-2010 п.5.1.9.2. Вертикально-раздвижные двери.
Вертикально-раздвижные двери могут быть применены только у грузового лифта, в котором не допускается транспортировка пассажиров.
30-6.Какой тип лебедки допускается применять на лифтах с номинальной скоростью не более 0,63 м/с?
Лебедку со шкивом, с использованием канатов |
Лебедку со шкивом, с использованием ремней |
Лебедку барабанную или со звездочкой |
Лебедку с барабаном трения, с использованием канатов или ремней |
ГОСТ Р 53780 п.5.4.3 Лебедка
5.4.3.1 На лифтах допускается применять лебедки:
б) барабанные с канатами;
в) со звездочкой и цепью (цепями).
5.4.3.3 Барабанную лебедку или лебедку со звездочкой допускается применять на лифтах с номинальной скоростью не более 0,63 м/с.
БИЛЕТ 4
31-7.Какие элементы лебедки допускается не ограждать?
Элементы лебедки, поверхности которых окрашены в красный цвет |
Вращающиеся шкивы, блоки, шестерни и звездочки |
Выступающие валы двигателя, шкива (барабана) трения |
Штурвалы для ручного перемещения кабины, тормозные барабаны и гладкие цилиндрические валы, нерабочие поверхности которых должны быть окрашены в желтый цвет |
ГОСТ Р 53780 п. 5.4.3.8 Доступные вращающиеся элементы лебедки, которые могут быть источником опасности, должны быть ограждены от случайного прикасания:
а) шпонки и болты на валах;
б) ленты, цепи, ремни;
в) шестерни, звездочки;
г) выступающие валы двигателя.
Допускается не ограждать канатоведущие шкивы, защищенные согласно 5.4.9.10, штурвалы, приводимые в действие вручную, тормозные барабаны и любые подобные гладкие, круглые части. Такие части должны быть, хотя бы частично, выкрашены в желтый цвет.
32-8.Каким устройством может быть оборудована лебедка для перемещения кабины при отключении электропитания лифта?
Штурвалом со спицами для ручного перемещения кабины |
Штурвалом для ручного перемещения кабины с усилием, необходимым для перемещения кабины с номинальной нагрузкой, которое не должно превышать 400 Н |
Кривошипной рукояткой для ручного перемещения кабины |
Съемным штурвалом, при установке которого на лебедку не должна размыкаться цепь безопасности |
ГОСТ Р 53780 п. 5.4.3.10 Должна быть предусмотрена возможность перемещения кабины при отключении основного источника электропитания лифта следующими способами:
а) ручное перемещение кабины с помощью штурвала:
— прилагаемое к штурвалу усилие, необходимое для перемещения кабины с номинальной нагрузкой, не должно превышать 400 Н. Применение штурвала со спицами или кривошипной рукоятки не допускается, если это может привести к травмированию обслуживающего персонала в случае неконтролируемого движения кабины.
Если указанное усилие превышает 400 Н, то необходимо предусмотреть средства для электрического аварийного управления из машинного помещения, отвечающие требованиям 5.4.3.10, перечисление б).
Съемный штурвал следует хранить в машинном помещении. При нахождении в машинном помещении нескольких лебедок, съемные штурвалы должны иметь соответствующую маркировку (окраску) лебедки соответствующего лифта. Электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.4.28, должно размыкать цепь безопасности не позднее установки штурвала на лебедку.
34-10. Какую нагрузку должны выдерживать двери шахты, двери кабины, стены купе кабины лифта?
Нагрузку, возникающую при испытаниях лифта |
Номинальную нагрузку, указанную в паспорте лифта |
Нагрузку в 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см2, приложенную под прямым углом в любой точке с упругой деформацией не более 15 мм. |
Нагрузку в 250 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см2, приложенную под прямым углом в любой точке с упругой деформацией не более 15 мм. |
Регламент п.I. Общие требования к характеристикам лифтов и устройств безопасности лифтов
5.4.4.8 Входной проем кабины должен быть оборудован дверью.
36-12.Каким устройством приводятся в действие ловители кабины?
Ограничителем скорости противовеса |
Своим ограничителем скорости |
Ограничителем скорости уравновешивающего устройства кабины |
Устройством, срабатывающим от обрыва или слабины тяговых элементов для лифта с номинальной скоростью не более 1,0 м/с |
ГОСТ Р 53780 п. 5.4.6.3 Ловители кабины, противовеса и уравновешивающего устройства кабины должны приводиться в действие своим ограничителем скорости.
Ловители противовеса или уравновешивающего устройства кабины лифта с номинальной скоростью не более 1,0 м/с допускается приводить в действие устройством, срабатывающим от обрыва или слабины тяговых элементов.
37-13. Какими ловителями и при, каких условиях должна быть оборудована кабина лифта?
Ловителями резкого торможения с амортизирующим элементом, если номинальная скорость лифта более 1 м/с |
Ловителями резкого торможения, если номинальная скорость лифта 0,63 + 1 м/с |
Ловителями резкого торможения, если кабина оборудована более чем одним ловителем на каждую из направляющих |
Ловителями плавного торможения, если номинальная скорость более 1 м/с |
ГОСТ Р 53780 п. 5.4.6.4 Кабина лифта с номинальной скоростью более 1 м/с должна быть оборудована ловителями плавного торможения.
а) ловителей резкого торможения с амортизирующим элементом, если номинальная скорость лифта не более 1 м/с;
б) ловителей резкого торможения, если номинальная скорость лифта не более 0,63 м/с.
При оборудовании кабины более чем одним ловителем на каждую из направляющих все ловители должны быть плавного торможения.
38-14. При каких скоростях движения кабины должны срабатывать ограничители скорости, приводящие в действие ловители кабины резкого торможения?
Если скорость движения кабины вниз превысит номинальную не менее чем на 10% и составит не более 1,5 м/с |
Если скорость движения кабины вниз превысит номинальную не менее чем на 25% |
Если скорость движения кабины вниз превысит номинальную не менее чем на 15% и составит не более 0,8 м/с |
Если скорость движения кабины вниз превысит номинальную не менее чем на 25% и составит не более 1,5 м/с |
ГОСТ Р 53780 п. 5.4.7.1 Ограничитель скорости, приводящий в действие ловители кабины, должен срабатывать, если скорость движения кабины вниз превысит номинальную не менее чем на 15 % и составит не более:
а) 0,8 м/с – для ловителей резкого торможения;
б) 1,5 м/с – для ловителей плавного торможения и ловителей резкого торможения с амортизирующим элементом при номинальных скоростях не более 1 м/с;
в) 1,25v+0,25/v м/с для ловителей плавного торможения при номинальных скоростях более 1,0 м/с,
39-15.Для чего устанавливаются буфера для лифта, оборудованного лебедкой барабанной или со звездочкой?
Только ограничение перемещения кабины и противовеса вниз |
Предупреждение обрыва или нерегламентированной вытяжки каната |
Ограничение горизонтального перемещения противовеса (уравновешивающего устройства) относительно направляющих |
Ограничение перемещения кабины и противовеса вниз и ограничение перемещения кабины вверх |
ГОСТ Р 53780 п. 5.4.8.1 Лифт должен быть оборудован буферами, ограничивающими перемещение кабины и противовеса вниз.
Лифт (кроме лифта малого грузового), оборудованный барабанной лебедкой или лебедкой со звездочкой, дополнительно должен быть оборудован буферами, ограничивающими перемещение кабины вверх.
40-16.Какой должна быть максимальная величина ускорения (замедления) движения кабины при эксплуатационных режимах работы для пассажирских и грузовых лифтов, доступных для людей?
Не должна превышать 1,0 м/с2 |
Не должна превышать 1,2 м/с2 |
Не должна превышать 1,5 м/с2 |
Не должна превышать 2,0 м/с2 |
Регламент п.10. Максимальная величина ускорения (замедления) движения кабины при эксплуатационных режимах работы не должна превышать:
БИЛЕТ 5
41-17.Чем должны быть снабжены выключатели с ручным приводом?
Предупреждающими плакатами |
Соответствующими символами или надписями: «Вкл.», «Откл.» |
Предписывающими плакатами |
Табличкой с указанием напряжения |
ГОСТ Р 53780-2010 п. 5.5.1.15 Токоведущие части выключателей с ручным приводом, устройства по 5.5.1.2, выключателей, устанавливаемых в шахте, помещении для размещения оборудования, выключателей дистанционного отключения электрических цепей должны быть защищены от случайного прикосновения, если напряжение на них более 42 В переменного тока или более 60 В постоянного тока. Положение этих выключателей должно быть обозначено соответствующими символами или надписями: «Вкл.», «Откл.».
42-18.Какое из приведенных требований к работе механического тормоза является не верным?
При питании электродвигателя непосредственно от сети переменного тока, снятие механического тормоза должно происходить одновременно с включением электродвигателя или после его включения |
При питании электродвигателя лебедки от управляемого преобразователя переменного тока, снятие механического тормоза должно происходить только при величине тока электродвигателя лебедки, обеспечивающей необходимый момент для удержания кабины |
Замыкание токоведущих частей электрического привода тормоза (электромагнита и т.п.) на корпус должно препятствовать наложению механического тормоза после отключения электродвигателя |
При питании электродвигателя лебедки от управляемого преобразователя постоянного тока, каждая остановка кабины должна сопровождаться наложением механического тормоза |
ГОСТ Р 53780-2010 п. 5.5.2.1 Электропривод должен удовлетворять следующим требованиям:
а) замыкание токоведущих частей электрического привода тормоза (электромагнита и т.д.) на корпус не должно вызывать включение этого привода и снятие механического тормоза при остановленном лифте и не должно препятствовать наложению механического тормоза после отключения электродвигателя;
43-19.Какие события не должны происходить при перегрузке лифта?
Предотвращение движения кабины при размещении в ней груза массой, превышающей номинальную грузоподъемность лифта на 10%, но не менее чем на 75 кг |
Автоматические двери лифта при перегрузке должны блокироваться |
Двери, открываемые вручную, должны оставаться незапертыми |
Должен включаться сигнал «Лифт перегружен» |
ГОСТ Р 53780-2010 п. 5.5.3.15 Лифт должен быть оборудована устройством, контролирующим перегрузку кабины и предотвращающим движение кабины при размещении в ней груза, массой превышающей номинальную грузоподъемность лифта на 10 %, но не менее чем на 75 кг, во всех режимах работы. В режиме «нормальная работа» автоматические двери лифта при перегрузке должны оставаться открытыми; двери, открываемые вручную, должны оставаться незапертыми.
Сигнализация о перегрузке должна быть выполнена в виде звукового и/или светового сигнального устройства.
44-20.Допускается ли дистанционное включение лифта с диспетчерского пункта?
Не допускается |
Допускается |
Допускается при наличии системы идентификации поступающей сигнализации с лифта |
Допускается в случаях, определенных эксплуатационной документацией изготовителя |
ПБ 10-558-03 п.13.5. Оборудование диспетчерского контроля за работой лифта может содержать устройство для дистанционного отключения лифта с диспетчерского пункта.
Дистанционное включение лифта с диспетчерского пункта не допускается.
П р и м е ч а н и е — Вышеприведенные показатели рекомендуется обеспечивать на всех пассажирских лифтах.
ГОСТ Р 51630-2000 п. 4.4 Точность остановки платформы должна быть в пределах 15 мм.
Указанное требование нераспространяется на ПП НП, оборудованные грузонесущим устройством в видекресла.
46-22. Где могут останавливаться пульты управления Для пуска под нагрузкой и остановки эскалатора у верхней и нижней входных площадок?
В зоне расположения эскалаторов |
Вне зоны расположения эскалаторов |
В зоне расположения эскалаторов, так и вне ее. |
ФНП № 9 п. 126. Для пуска под нагрузкой и остановки эскалатора у верхней и нижней входных площадок устанавливаются пульты управления, доступные только для обслуживающего персонала.
127. Эскалаторы могут быть оборудованы пультами дистанционного управления, находящимися как в зоне расположения эскалаторов, так и вне ее.
47-23.Чем должна быть оборудована платформа для подъема инвалидов в кресле?
Устройство, препятствующее самопроизвольному движению (скатыванию) пользователя в КК |
Горизонтальный поручень, доступный для пользователя |
Двери шахт должны быть горизонтально-раздвижными или распашными. |
Ограждение шахты |
ГОСТ Р 51630-2000 п. 4.13 В конструкции платформы должно быть предусмотрено устройство, препятствующее самопроизвольному движению(скатыванию) пользователя в КК во время перемещения платформы между остановками. При подходе платформы к остановке устройство должно убираться или откидываться для обеспечения возможности входа или выхода пользователя.
При выполнении устройства в виде щитка, который откидывается в сторону посадочной площадки при подходе платформы к остановке, должен образовываться пандус.
1.1. Определение лифта
Лифт является уникальным транспортным средством, предназначенным для перевозки людей и грузов. В отличие от других транспортных средств массовой перевозки людей и грузов (автобусы, троллейбусы, метро и т.д.), управление которыми осуществляется специально подготовленным персоналом, лифтом управляет сам пассажир или персонал, которому не требуется высокая квалификация. Поэтому управление лифтом должно быть простым, надежным и удобным.
Несмотря на это, лифт является сложным электромеханическим устройством повышенной опасности. К проектированию, изготовлению, монтажу и техническому обслуживанию лифтов в процессе эксплуатации предъявляются жесткие требования, сформулированные Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ), утвержденными постановлением Федерального горного и промышленного надзора (Госгортехнадзором России) от 16.05.2003 № 31.
В части требований к гидравлическим лифтам, грузовым малым лифтам, электрическим многокабинным подъемникам непрерывного действия, лифтам с винтовым и реечным приводом продолжают действовать ПУБЭЛ, утвержденные постановлением Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Президенте Российской Федерации от 11.02.92 № 1.
Соблюдение нормативов и требований ПУБЭЛ на всех этапах жизненного цикла лифта обеспечивает Госгортехнадзор России и его региональные органы.
Согласно ПУБЭЛ лифт — это стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не превышает 15°.
В зависимости от типа привода лифты бывают электрические и гидравлические. В электрических лифтах в качестве подъемного механизма применяется привод от электродвигателя, а в гидрав-
лических — гидропривод поступательного движения, рабочая жидкость в котором подается электронасосом.
В настоящем учебнике рассматриваются получившие наибольшее распространение электрические лифты.
1. Как называется основной документ, в котором изложены требования к проектированию, монтажу и техническому обслуживанию лифта?
2. Как называется государственный орган, осуществляющий надзор за соблюдением нормативов и правил ПУБЭЛ?
3. Каково определение лифта?
4. В чем заключается основное отличие электрических лифтов от гидравлических?