Что относится к судовым энергетическим установкам
Судовая энергетическая установка (СЭУ) – назначение, классификация, состав
Судовой энергетической установкой называется комплекс технических средств для обеспечения движения судна с необходимой скоростью, выработки механической, тепловой, электрической энергии, и обеспечения этими видами энергии всех потребителей для безопасного и эффективного функционирования судна в соответствии с его типом и назначением.
В состав СЭУ входят (рис. 1):
Судовые главные энергетические установки могут быть классифицированы по следующим признакам:
Общая структурная схема судовой энергетической установки показана на рис. 1.
Элементы СЭУ, входящие в состав главной энергетической установки, называют главными: главные двигатели, главные электрогенераторы, главные передачи, главные насосные агрегаты и т.д.
В состав ГЭУ обычно входят генераторная часть – в которой происходит генерирование рабочего тела или сообщение ему дополнительной энергии, и исполнительная часть – в которой происходит преобразование энергии рабочего тела из одной формы в другую. В некоторых типах тепловых двигателей (двигателях внутреннего сгорания, газотурбинных двигателях) генераторная и исполнительная части совмещены в одном агрегате.
В качестве генераторной части в различных типах установок могут использоваться:
В качестве исполнительной части могут использоваться:
Помимо рассмотренных выше основных элементов ГЭУ в ее состав также входят:
Механическая энергия, вырабатываемая главным двигателем, через главную передачу и валопровод передается на движитель. Совокупность главного двигателя, главной передачи, валопровода, движителя и корпуса судна называют пропульсивным комплексом.
В состав вспомогательной энергетической установки, в зависимости от типа и основного назначения судна, могут входить:
В состав электроэнергетической системы судна обычно входят:
Литература
Судовые энергетические установки. Дизельные и газотурбинные установки. Болдырев О.Н. [2003]
СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
К судовым энергетическим установкам предъявляются довольно разнообразные требования, в том числе экономичность, компактность, надежность, большой моторесурс (продолжительность работы без капитального ремонта), быстрая готовность к работе.
На современных гражданских судах в качестве главных двигателей почти исключительно применяются дизели, как наиболее экономичные, хотя сравнительно тяжелые и громоздкие. Более разнообразны энергетические установки военных кораблей, которые обладают высокой мощностью и должны эффективно работать как на полном, так и на экономическом ходу.
Паротурбинные установки включают паровые котлы с системами подачи топлива, воды, воздуха и отвода пара и дыма (отработавших газов), паровые турбины, к которым подводится пар от котлов, конденсаторы, где отработавший пар снова превращается в воду, и другие элементы.
Котлы современных судов работают, как правило, на жидком топливе (мазуте), более дешевом, чем дизельное топливо. Котел состоит из корпуса, топки и газоходов. В корпусе находятся вода (внизу) и пар (вверху). В топке сжигается топливо. Дымовые газы выходят в дымовую трубу по газоходам.
Пар низкого давления из турбины поступает в конденсатор, внутри которого находятся трубки, по которым с помощью циркуляционного насоса или за счет скоростного напора при ходе судна прокачивается холодная вода. Давление внутри конденсатора пониженное. Пар превращается в воду и вновь подается в котел.
Газотурбинные установки объединяют в себе преимущества паровых турбин и ДВС. В отличие от паровой турбины, в газовой турбине рабочим телом является не пар, а газы, образующиеся при сгорании топлива в специальных камерах. В отличие от ДВС, превращение энергии рабочего тела в механическую происходит в результате не возвратно-поступательного, а вращательного движения.
Газовая турбина, как и паровая, является нереверсивной, поэтому для реверса требуется или турбина заднего хода, или ВРШ.
Газотурбинная установка (ГТУ) состоит из газовой турбины, в которой тепловая энергия горячих газов превращается в механическую; воздушного компрессора, засасывающего и сжимающего воздух, необходимый для сгорания топлива; камеры горения (генератора газов); трубопроводов для подвода воздуха к генератору газа, подачи газов от него в газовую турбину и отвода отработавших газов в атмосферу; утилизационных устройств, обеспечивающих использование тепла отработавших газов. Имеются также топливная и масляная системы и другие элементы.
Сам реактор и биологическая защита имеют большую массу (при умеренных габаритах), но зато расход топлива в АЭУ примерно в 2 000 000 раз меньше, чем в обычных установках. При высокой мощности и значительной дальности плавания АЭУ может оказаться наиболее выгодной. В отечественном гражданском флоте АЭУ широко применяются на ледоколах, на отдельных судах ледового плавания. За рубежом также делались попытки использования АЭУ на гражданских судах, но они закончились неудачами. В военных флотах АЭУ применяются на подводных лодках (например, США отказались от строительства дизель-электрических лодок), авианосцах и некоторых других крупных надводных кораблях, позволяя длительное время плавать с большими скоростями.
Судовая энергетическая установка
Судовая энергетическая установка — комплекс машин, механизмов, теплообменных аппаратов, источников энергии, устройств и трубопроводов и прочих систем — предназначенных для обеспечения движения судна, а также снабжения энергией различных его механизмов.
В состав энергетической установки входят:
В зависимости от принципов работы и типов главных двигателей и источников энергии судовые энергетические установки подразделяются на:
На судне энергетическую установку размещают в специальных помещениях:
Полезное
Смотреть что такое «Судовая энергетическая установка» в других словарях:
Ядерная судовая энергетическая установка — Атомоход (атомное судно) общее название судов с ядерной энергетической установкой. Различают атомоходы гражданские (атомные ледоколы, транспортные суда) и военные (авианосцы, подводные лодки, крейсеры, фрегаты). Первый в мире гражданский атомоход … Википедия
Дизель-газотурбинная судовая энергетическая установка — Дизель газотурбинная установка комбинированная энергетическая установка судна, в которой в качестве основных двигателей служат дизели, а газовые турбины используются для кратковременного развития больших мощностей. Применяется только на… … Википедия
Дизельная судовая энергетическая установка — Дизельная энергетическая установка судовая энергетическая установка, в которой в качестве главных двигателей используются один или несколько дизелей. На судах распространены дизельные энергетические установки с малооборотными (100 150… … Википедия
СЭУ — Судовая энергетическая установка комплекс машин, механизмов, теплообменных аппаратов, источников энергии, устройств и трубопроводов и прочих систем предназначенных для обеспечения движения судна, а также снабжения энергией различных его… … Википедия
Атомоход — (атомное судно) общее название судов с ядерной энергетической установкой. Различают атомоходы гражданские (атомные ледоколы, транспортные суда) и военные (авианосцы, подводные лодки, крейсеры, фрегаты). Первый в мире гражданский атомоход ледокол… … Википедия
Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
HMS Hood (1918) — линейный крейсер «Худ» HMS Hood … Википедия
судно — плавающее сооружение, предназначенное для перевозок грузов и пассажиров, промысла рыбы и морского зверя, выполнения вспомогательных работ с другими судами, обеспечения на водных путях судоходных условий, а также для спорта, отдыха, туризма и др.… … Энциклопедия техники
СЭУ — санитарно эпидемиологическое управление служба эксплуатации и учёта (энергонадзора) солнечная энергетическая установка судовая энергетическая установка … Словарь сокращений русского языка
СЭУ — судовая энергетическая установка морск., энерг. Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного… … Словарь сокращений и аббревиатур
Судовая энергетическая установка
Из Википедии — свободной энциклопедии
Судовая энергетическая установка — комплекс машин, механизмов, теплообменных аппаратов, источников энергии, устройств и трубопроводов — предназначенных для обеспечения движения судна, а также снабжения энергией различных его механизмов.
Судовая энергетическая установка — бортовой комплекс систем и агрегатов судна, преобразующий первичную энергии органического (химического) или атомного топлива в тепловую энергию, с последующим частичным преобразованием её: а) в механическую энергию — потребную для приведения в действие движителя судна и бортовых механических систем и устройств; б) в электрическую энергию — потребляемую различными бортовыми системами, устройствами и аппаратурой.
Судовая энергетическая установка обеспечивает: потребные скорость хода, дальность плавания и маневренность судна; потребное функционирование систем бортового оборудования и вооружения; необходимые условия для нормальной жизнедеятельности экипажа.
В состав энергетической установки входят:
ГЭУ совместно с гребным двигателем, валопроводом и движителем образует пропульсивную установку.
Различают следующие виды ЭУ:
Энциклопедичный YouTube
Субтитры
Содержание
Паросиловая ЭУ
В этой установке перегретый водяной пар высокого давления (температура более 300°С, давление более 50 бар) вырабатывается в главном котле или в ядерном реакторе. Перегретый пар поступает в паровую турбину, которая через многоступенчатый редуктор приводит в движение гребной винт. Отработавший пар поступает в конденсатор, в котором поддерживается вакуум для более полного использования энергии пара. Образовавшаяся вода поступает в теплый ящик, затем к питательным насосам котла или ядерного реактора.
Для больших судов этот тип до середины 20 века был основным, но сейчас он вытесняется мощными дизельными энергетическими установками.
Дизельная ГЭУ
Основой классической дизельной ГЭУ является низкооборотный двухтактный дизельный двигатель. Исполнение двигателя только рядное, количество цилиндров обычно не менее 6. Двигатель соединяется с гребным валом напрямую без каких либо-передач. Для реверсирования гребного винта изменяется порядок работы цилиндров и двигатель запускается в другую сторону. Поскольку судно имеет обычно только один подобный двигатель, его конструкция выполняется максимально надежной. Двигатель может продолжать работать при выходе из строя одного или нескольких цилиндров, при выходе из строя турбокомпрессора, при загрязнении масла, при затоплении или пожаре в машинном отделении. Ярким примером является самый мощный двигатель в мире Wärtsilä-Sulzer RTA96-C.
Данная судовая установка является строго главной и для привода вспомогательных механизмов обычно не применяется.
Дизель-редукторная ГЭУ
Установка включает в себя обычно несколько дизельных двигателей, которые работают через редуктор на вал гребного винта. Каждый двигатель может иметь как свой редуктор, так и два двигателя могут работать на общий редуктор гребного вала. Дизельные двигатели применяются в общем те же, которые используются на дизельных электрических станциях и тепловозах, но имеют специальное морское исполнение.
Дизель-электрическая ЭУ
Основой установки являются дизельный двигатель и генератор, смонтированные на подрамнике и образующие дизель-генератор. На судне не может быть менее двух дизель-генераторов, обычно их количество составляет не менее трех и может доходить до восьми. Дизель-генераторы могут использоваться для привода гребных электродвигателей (главный дизель-генератор) или использоваться в дополнение к классической дизельной ГЭУ или к дизель-редукторной ГЭУ (вспомогательный дизель-генератор), вырабатывая электроэнергию для судовых нужд.
Например, дизель-электрическая установка круизных судов типа Oasis включает в себя шесть дизель-генераторов общей мощностью от 132 000 л.с. ЭУ снабжает электроэнергией три гребные установки Azipod мощностью 20 МВт каждая, четыре подруливающих устройства мощностью по 5,5 МВт, и обеспечивает прочие нужды судна.
Газотурбинная ЭУ
Основой установки является мощная газовая турбина, работающая обычно на флотском мазуте, которая через многоступенчатый редуктор приводит в движение гребной винт или генератор без использования редуктора.
Преимущества — простота и высокая удельная мощность, недостатки — низкая топливная экономичность.
Такие установки применяются в основном на военных кораблях.
Ядерная ЭУ
Этот класс установок является отдельным видом паросиловой установки (см. выше). Высокотемпературный перегретый пар вырабатывается одним или несколькими ядерными реакторами и направляется в паровые турбины, который могут работать через редуктор на гребной винт или приводить в движение генератор. Отличия от паросиловой ЭУ — гораздо более высокие требования к резервированию, надежности, материалам, и к радиационной защите. Установка включает в себя и резервную дизель-электрическую ЭУ.
На судне энергетическую установку размещают в специальных помещениях:
Особенности и классификация судовых ядерных энергетических установок
Судовой ядерной энергетической установкой – ЯЭУ называется комплекс оборудования и технических средств, обеспечивающий движение и обитаемость судна, а также выполнение всех технологических операций, обусловленных назначением судна, на основе использования и преобразования ядерной энергии.
Принципиальные отличия ЯЭУ от СЭУ, работающих на традиционном органическом топливе, связаны в основном с особенностями получения и преобразования ядерной энергии:
Высокая энергоемкость ядерного топлива обеспечивает все основные преимущества судовых ЯЭУ: возможность создания судовых энергетических установок неограниченно большой мощности, неограниченной автономности, меньшей (с учетом запасов топлива) массы, чем у установок, работающих на различных видах органического топлива. Однако возникновение мощных полей ионизирующих излучений и накопление в процессе эксплуатации ЯЭУ значительных количеств радиоактивных отходов создают определенные проблемы обеспечения радиационной безопасности обслуживающего персонала и исключения радиоактивного загрязнения окружающей среды.
Судовая ЯЭУ характеризуются некоторыми особенностями, отличающими их как от стационарных наземных ЯЭУ, так и от судовых энергетических установок, работающих на традиционном органическом топливе. К таким специфическим особенностям можно отнести:
Судовые ЯЭУ можно классифицировать по следующим признакам:
1) по спектру нейтронов реакции деления:
2) по типу активной зоны:
3) по типу теплоносителя:
4) по числу контуров теплообмена (рис. 26):
5) по типу главного двигателя:
Литература
Судовые энергетические установки. Комбинированные и ядерные установки. Болдырев О.Н. [2007]