Что относится к субъективным показателям здоровья

Что относится к субъективным показателям здоровья

Библиографическая ссылка на статью:
Безрутченко А.Ю. Субъективный и объективный самоконтроль // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/04/86317 (дата обращения: 16.12.2021).

Руководитель: Степанюк Александр Дмитриевич

Помимо занятий в спортивных комплексах, тренажерных залах, секциях под руководством тренеров и под пристальным вниманием врачей студенты также самостоятельно упражняются дома. К сожалению, многие из них недостаточно хорошо знакомы с нормами и правилами проведения самостоятельных занятий, что может отрицательно повлиять на эффективность последних и даже пагубно сказаться на здоровье студентов. Поэтому имеет смысл рассказать о методике самоконтроля, позволяющей наилучшим образом оптимизировать самостоятельное выполнение упражнений. В данной статье будут рассмотрены некоторые способы осуществления самоконтроля, которые автор считает наиболее важными.

Самоконтроль – это практика, направленная на самостоятельное наблюдение за собственным здоровьем, учёт показателей физической подготовки и их изменений во время занятий спортом с целью достижения наилучших спортивных результатов без вреда здоровью.

Самоконтроль делят на субъективный и объективный. Суть субъективного самоконтроля заключается в оценке собственного здоровья и психологического состояния, основанной на ощущениях. Объективный же самоконтроль базируется на измерениях, тестах, упражнениях и пробах, позволяющих получить достаточно точные независимые сведения о состоянии физического развития спортсмена.

К показателям субъективного самоконтроля относятся:

Каждому показателю может быть присвоена словесная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо»), которая, в свою очередь, может быть занесена в дневник субъективного самоконтроля. Обычно такой дневник представляет собой двумерную таблицу (табл.1).

Дневник субъективного самоконтроля

Для большей наглядности показатели субъективного самоконтроля можно оценивать по пятибалльной шкале.

Дневник субъективного самоконтроля позволит студенту проследить за динамикой своих субъективных ощущений в течение определённого периода времени и, проанализировав результаты, выбрать подходящий для себя режим занятий (например, увеличить или уменьшить нагрузку).

Объективный самоконтроль, как уже было сказано выше, подразумевает оценивание состояния физического развития спортсмена посредством измерения параметров его организма. К таким параметрам относятся:

Ведение дневника объективного самоконтроля аналогично ведению дневника субъективного самоконтроля с тем лишь отличием, что в ячейках таблицы следует указывать конкретные значения показателей физического развития. По этим данным студент может получить достоверное представление об уровне своей физической подготовки путём сравнения их с установленными нормами. Соответствующие каждому параметру медицинские нормы читатель может найти в медицинских справочниках, пособиях.

Когда идёт речь об объективном самоконтроле, нельзя не упомянуть об известном 12-минутном тесте Купера, разработанном американским доктором Кеннетом Купером для армии США в 1968 году. Данный тест позволяет определить уровень подготовки испытуемого по дистанции, преодоленной им за 12 минут, в зависимости от его пола и возраста. Ниже приведена таблица для теста Купера (табл.2).

Что относится к субъективным показателям здоровья

По данным приведённой выше таблицы студент может определить уровень собственной физической подготовки и в соответствии с ним выбрать наиболее подходящий для себя режим занятий.

Итак, автором статьи были рассмотрены ключевые моменты практики самоконтроля, которые могут быть учтены студентами при проведении самостоятельных спортивных занятий для повышения их эффективности.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

Источник

Что относится к субъективным показателям здоровья

Что относится к субъективным показателям здоровья

Вопросы сохранения физического здоровья молодого поколения, формирование здорового образа жизни, без преувеличения, можно назвать проблемой номер один [2]. По данным Минздрава России, лишь 14 % детей, заканчивающих среднюю школу, практически здоровы, в то время как половина детей имеют функциональные отклонения, а от 35 до 40 % – хронические заболевания. Следует отметить, что эти данные не имеют тенденции к улучшению.

Для абитуриентов, которые стремятся получить высшее образование, устойчивым является представление о том, что оно послужит для них, в определенном смысле, социальным лифтом в успешную и высокообеспеченную жизнь. Вместе с тем, погоня за будущим успехом отодвигает категорию здоровья и здорового образа жизни на второй план. Так как приоритетом становятся хорошая учеба и успешная сдача экзаменов, то отказ от занятий физической культурой и спортом, нарушение режима питания и сна многими студентами рассматривается как «плата за будущее», что-то незначительное, что со временем, несомненно, бесследно уйдет. Следствием этого является рост заболеваемости лиц, обучающихся в системе высшего образования.

Для молодых людей поступление в вуз становится новым жизненным этапом с резкой сменой окружающей обстановки, что не может не отразиться на их психоэмоциональном фоне. Кроме того, известно, что учебная нагрузка студентов медицинских вузов в 2 раза превышает нагрузку их сверстников из технических вузов [4], и в связи с этим контроль состояния здоровья молодых людей, обучающихся в медицинском вузе, необходимо осуществлять с повышенным вниманием.

Одной из интегральных характеристик индивидуального восприятия различных сторон жизнедеятельности, а также состояния физического и психического здоровья является качество жизни, связанное со здоровьем (КЖСЗ). Интерес к изучению КЖСЗ подтверждают многочисленные публикации в отечественной и зарубежной литературе [5, 9]. Одним из наиболее распространённых опросников для общей оценки качества жизни является Short Form Medical Outcomes Study (SF-36). В настоящее время он является «золотым» стандартом методик по оценке качества жизни пациента и находит применение во многих сотнях работ клинического и психологического направлений.

Общее состояние здоровья (GH, General Health) – является одним из показателей КЖСЗ, определяемого с помощью опросника SF-36. Это субъективная оценка респондентом своего состояния здоровья за последние четыре недели. Чем выше показатель, тем выше оценивает человек свое здоровье в целом. Чем ниже баллы по этой шкале, тем ниже оценка состояния здоровья. При 100 % оценке по данной шкале можно говорить об идеале и такая самооценка своего здоровья может быть расценена как великолепное самочувствие [1].

Цель исследования. Проанализировать показатель общего состояния здоровья, как одного из компонентов в оценке КЖСЗ по методике SF-36, у студентов младших курсов лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета.

Материалы и методы исследования

На основании анкетирования проводили анализ общего состояния здоровья (GH, General Health) у 850 студентов лечебного факультета. В их число вошло 500 студентов 1 курса (352 девушки и 148 юношей), которые составили I группу лиц, и 350 студентов 2 курса (258 девушек и 92 юноши), которые вошли во II группу. В исследование не были включены инвалиды 2 группы и инвалиды детства, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями в стадии обострения. Половая структура обоих групп не различалась, что подтверждено расчетом эмпирической величины χ², значение которой составило 1,116, что при степени свободы df=1, свидетельствует об отличии достоверных различий между группами.

Для обработки результатов исследования применили двухфакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Дисперсионный анализ относится к параметрическим методам статистического исследования, однако он считается устойчивым относительно отклонений от нормальности распределений изучаемых признаков. В связи с этим нормальность распределения показателя общего здоровья не изучали. Для подготовки данных использовали электронную таблицу Excell MS. Расчеты результатов дисперсионного анализа проводили в статистическом пакете Statistica v.12.0 (StatSoft Inc., USA). Данные представлены в виде M±SD [ДИ], (р=…), где М – среднее арифметическое, SD – стандартное отклонение, [ДИ] – 95–процентный доверительный интервал, а p – уровень значимости. Отношение изучаемого показателя – GH к той или иной группе (подгруппе) лиц, а также отношение уровня значимости к тому или иному сравнению, отражено в подстрочных индексах. Цифра в подстрочном индексе свидетельствует о курсе, наличие латинских букв «F» и «M» – о женском и мужском поле, соответственно.

Результаты исследования и их обсуждение

Полученные анкетные данные показали достаточно высокие результаты субъективной оценки общего состояния здоровья в группе обучающихся 1 и 2 курса: 61,60±12,37 [60,77; 62,44], что близко к уровням, встречающимся в периодической литературе [3, 8].

Показатель общего состояния здоровья у студентов 1 курса составил GH1 62,19±12,63 [61,08; 63,30] баллов, что значимо не отличается от результатов обучающихся 2 курса GH2 60,77±11,96 [59,51; 62,02] (р1–2=0,619). В настоящее время считают, что субъективная оценка здоровья отражает реальную ситуацию с заболеваемостью и болезненностью [7]. На основании полученных данных можно предполагать, что состояние здоровья студентов университета, благодаря проводимым мероприятиям, направленным на привитие здорового образа жизни и профилактическим мероприятиям, по крайней мере, не ухудшается в течение первого года обучения. Данные представлены в таблице.

Показатели общего состояния здоровья студентов младших курсов

Источник

Субъективные и объективные показатели состояния организма

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту»

на тему «Субъективные и объективные показатели состояния организма

Введение

Значение физической культуры и спорта интенсивно возрастает как для детей, так и для взрослой составляющей населения. Занятия физической культурой и спортом сильно влияют на организм каждого человека. Упражнения и движения помогают восстановить и укрепить имунную систему, ускорить умственную работоспособность, уменьшить риск заболевания различными болезнями, поднять дух и улучшить настроения.

Учёные давно выяснили, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека существенные сложные многообразные воздействия. Но только правильно организованные занятия с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Нерациональная организация тренировочных занятий, выполнение физической работы, не соответствующей индивидуальным морфофункциональным и физическим возможностям организма занимающихся физической культурой и спортом, не подходящей направленности, неправильной интенсивности, могут нанести вред здоровью. Также отрицательный вклад в развитие качеств человека могут внести отсутствие регулярного медицинского контроля, пренебрежение методическими указаниями тренера, педагога, врача.

Рекомендуется использовать различные виды контроля в процессе физического воспитания. Посредством такого контроля отслеживается функциональное состояние различных органов и физиологических систем организма занимающихся.

Количество показателей контроля организма может варьироваться, тем не менее важно научиться правильно определять отдельные показатели, правильно их формулировать и оценивать.

В данном реферате была описаны показатели состояния организма. Также в данной работе разобраны основные виды как субъективных, так и объективных показателей.

В качестве теоретической базы для данного реферата были использованы работы Гаврилова Д.Н., Комкова А.Г., Крутько В.Н. и др.

В отечественной науке принято делить показатели состояния организма на объективные и субъективные.

Объективные показатели

Под объективными показателями подразумеваются показатели, которые выражаются в критериях, которые проявляются независимо от воли человека, а также могут быть определены другим человеком. Более того, объективные показатели можно сравнить с предыдущим состоянием и нормативными характеристиками. Одним из таких показателей является длина тела.

Существует несколько способов расчета «идеаль­ного веса». Самый распространенный и близкий к ис­тинному определяется путем вычитания из показате­лей длины тела (в см) условных величин:

В результате получается «идеальный вес» в кило­граммах.

Превышение идеального веса на 10% говорит об из­быточной массе тела, что является фактором риска для развития многих заболеваний. Если вес на 10% и более ниже идеального, говорят о пониженном питании.3) Индекс массы тела (ИМТ) – величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной. Индекс массы тела рассчитывается по формуле:

Индекс массы тела измеряется в кг/м².

В соответствии с рекомендациями ВОЗ разработана следующая интерпретация показателей ИМТ:

ИМТСоответствие между массой человека и его ростом
16 и менееВыраженный дефицит массы тела
16-18,5Недостаточная (дефицит) масса тела
18,5-25Норма
25-30Избыточная масса тела (предожирение)
30-35Ожирение первой степени
35-40Ожирение второй степени
40 и болееОжирение третьей степени (морбидное)

Частота сердечных сокращений (ЧСС), иногда можно встретить синонимичное понятие «пульс», также является объективным показателем.

Установлено, что в состоянии покоя величина пульса зависит от пола, возраста, позы (стоя, сидя, лежа). У взрослого человека частота сердечных сокращений в норме 60-80 уд/мин. Пульс у здорового человека должен быть ритмичным, хорошего наполнения. Выраженное учащение пульса происходит при физическом напряжении и психическом возбуждении. Здоровому человеку не следует превышать нагрузку, при которой частота пульса больше той, ко­торая рассчитывается по формуле: 220-возраст чело­века. Оптимальной нагрузкой является та, при которой частота пульса составляет 65-90% от максимально до­пустимой для данной возрастной группы.

Редкий пульс – до 44-60 в минуту наблюдается у хорошо тренированных спортсменов. Частый пульс (более 90 ударов), соответствующий ускоренному ритму сердца, называется тахикардией, редкий (реже 60 в минуту) – брадикардией.

Ритм пульса соответственно деятельности сердца может быть правильным (ритмичным), когда все пульсовые волны имеют одинаковую величину и промежутки между ними равны. Нарушаться ритм пульса может за счет изменения величины пульсовых волн и различия промежутков между ними – такой пульс называют неправильным (аритмичным)

5) Артериальное кровяное давление(АД) находится в прямой зависимости как от количества перекачиваемой сердцем крови в единицу времени, так и от сопротивления току крови.

Наибольшее значение артериального кровяного давления, которое достигается в период сокращения (систолы) сердца, называется максимальным, или систолическим давлением (САД). У взрослого человека оно равно 100-130 мм. рт. ст. В период же расслабления (диастолы) сердца, когда кровь не поступает в артериальную систему, а лишь оттекает из нее под влиянием давления стенок артерий, кровяное давление в артериях падает. Непосредственно перед очередным систолическим выбросом крови из сердца в аорту оно достигает наименьшего значения и носит название минимального, или диастолического давления (ДАД). У человека оно равно 60-80 мм. рт. ст.

Разница между максимальным и минимальным значениями давления крови обозначается как пульсовое давление. Пульсовое давление отражает пропускную способность сосудистой системы и пропорционально объему крови, выбрасываемой при каждом сокращении сердца. В покое оно должно находиться в пределах 40-50 мм рт. ст.

6) Также необходимо упомянуть окружности тела и его частей, динамометрию кисти, температуру тела, содержание сахара в крови, доступные тесты определения уровня развития физических качеств и др. в качестве объективных показателей состояния организма

Субъективные показатели

К субъективным показателям относятся: работоспособность, самочувствие, сон, аппетит, жалобы и болевые ощущения и др.

Работоспособность — способность человека к выполнению достаточно интенсивной внешней умственной и физической работы длительное время без снижения ее эффективности. При прочих равных условиях у лиц с более высоким уровнем общей физической работоспособности, более высокой производительностью кардиореспираторной системы утомление наступает позже, чем у лиц с низкой физической работоспособностью, недостаточными функциональными возможностями системы организма, ответственных за транспорт кислорода из окружающей среды к работающим мышцам. Снижение работоспособности может наблюдаться при перегрузке (умственной или физической) или при наличии заболевания.

Самочувствие — субъективное ощущение своего здоровья. Критерием его оценки служат ощущения физического и духовного подъема. Оно во многом определяется состоянием работы сердечно-сосудистой системы и значительно меняется, если появляются нарушения в ее деятельности. Посредством постоянного контроля за частотой сердечных сокращений и др. показателями эти нарушения можно прогнозировать и предупредить ухудшения здоровья.

Усталость — субъективное ощущение утомления, которое проявляется в неделании или невозможности выполнять обычную трудовую или тренировочную нагрузку. Усталость непосредственно связана с состоянием центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата.

Сон — чувствительный показатель здоровья. Критерием его оценки служит время засыпания, глубина и продолжительность сна, наличие сновидений, ощущения после пробуждения. Здоровый крепкий сон определяет хорошую реакцию на нагрузки. При нарушениях сна наблюдается сонливость, а чаще, особенно после чрезмерных физических нагрузок, нарушениях режима — бессонница.

Аппетит — свидетельствует о работе органов пищеварения и всего организма. Всякого рода нарушения указывают на переутомление или начало заболевания. Нерациональное питание может служить причиной снижения этого показателя.

Жалобы и болевые ощущения — достаточно информативный субъективный показатель состояния организма. Так, сильное сердцебиение, боли в грудной клетке, стеснение груди, одышка (учащенное дыхание, сопровождающееся ощущением недостатка воздуха) может служить сигналом ухудшения состояния сердечно-сосудистой системы, мышечные болевые ощущения — сигналом перетренировки, наличия или повышенной возможности получения травмы, боли в горле — возможным наличием или началом простудного заболевания.

Заключение

Хороший тренировочный эффект, который дает общая физическая подготовка, проводимая без учёта параметров собственного организма, не может быть обеспечен в такой же мере, если к такой подготовке приступать с предварительной подготовкой, основанной на советах тренера или преподавателя. Это очень важно, потому что эти люди – профессионалы в своём деле, и для того, чтобы получить максимальный результат они используют различные исходные показатели здоровья человека.

Таким образом, для того, чтобы процесс физического воспитания проходил с минимальными рисками и максимальной эффективностью, необходимо анализировать как объективные, так и субъективные показатели состояния организма. То есть, при сотавлении программы тренировок или плана физической нагрузки, необходимо учитывать исходный рост занимающегося, вес, частоту сердечных сокращений, а также другие не менее важные антропометрические данные. Также нельзя забывать и про показатели, относящиеся к самооценке человеком текущего состояния своего здоровья таких как: самочувствие, сон, усталость, работоспособность и многие другие.

Источник

Урок № 11. Практическая работа №2. Изучение показателей здоро­вья человека

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

— установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Критерии оценки индивидуального здоровья человека

В практической медицине для оценки индивидуального здоровья обычно используют понятие нормы. Норма есть биологический оптимум живой системы. Этот интервал имеет подвижные границы, в рамках которых сохраняется оптимальная связь со средой, а также согласованность всех функций организма.

Интересна точка зрения В. М. Дильмана, который считает, что говорить о здоровье организма и о его норме вообще невозможно, так как все индивидуальное развитие является патологией, отклонением от нормы. Норма возникает лишь в 20 лет и длится не более 5 лет, так как в пределах этого периода минимальна частота главных болезней человека. Патологическим индивидуальное развитие является потому, что, наряду с законом сохранения гомеостаза в развивающейся живой системе, должен выполняться и противоположный ей закон отклонения гомеостаза.

Отсюда неизбежны «нормальные» болезни старческого возраста: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет, рак, ожирение и др.

Для оценки индивидуального здоровья существует большое количество инструментальных и лабораторных методов.

Для оценки сердечно-сосудистой системы применяются анализ ЭКГ, УЗИ, пробы с физической нагрузкой. Системадыхания оценивается с помощью различных комплексов дыхательной и газоаналитической аппаратуры (спирограф). Обмен веществ в организме оценивается сложными биохимическими методами, радиоизотопной диагностикой. Система кровиоценивается приборами для анализа состава крови. Иммунологические исследования — наиболее трудоемкие — базируются на сложных биохимических, микробиологических и специальных анализах состава и газов крови. Для оценки слуха и зрения используются аудиография и Snellen-карты. В качестве инструмента для оценки психического и социального здоровья используются различные анкеты-опросники.

Субъективные показатели здоровья человека

К субъективным показателям функционального состояния здоровья человека относится самооценка человеком своего текущего состояния здоровья. Прежде всего, сюда следует отнести самочувствие как интегральную оценку своего состояния. К субъективным же показателям относят полноценность сна, аппетит, бодрость (или слабость) и др.

Субъективные показатели не всегда соответствуют объективному состоянию здоровья человека, человек может иногда себя хорошо чувствовать при уже начинающихся болезненных изменениях. Самочувствие, активность, настроение человека — это своеобразный барометр состояния центральной нервной системы и многих функций внутренних органов. Наличие болезненных ощущений — это сигналы предболезни или болезни (головные боли, общая слабость, головокружение, ощущение сердцебиения, одышка, боли в мышцах и другие признаки).

Объективные показатели состояния здоровья человека

Объективные показатели здоровья человека выражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоянием и с нормативными характеристиками. К объективным показателям относят рост, массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти и становую, частоту и ритмичность пульса и дыхания, температуру тела, окраску кожи, характер потоотделения, устойчивость внимания, координацию движений и т. д. Чаще всего для этого используется частота сердечных сокращений на дозированную физическую нагрузку (например, 20 приседаний за 30 секунд или переход из положения лежа на спине в положение стоя).

Длина тела (рост) — важный показатель физического развития человека. Измерение длины тела имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения. Рост у мужчин продолжается до 25 лет, у женщин до 21 — 22 лет.

Масса тела — может изменяться в течение дня, поэтому желательно определять ее в одно и то же время. При анализе показателя имеет значение его соответствие «идеальному весу».

Существует несколько способов расчета «идеального веса». Самый распространенный и близкий к истинному определяется путем вычитания из показателей длины тела (в см) условных величин:

при росте меньше 165 см вычитается цифра 100;

при росте 165— 175 см вычитается цифра 105;

при росте свыше 175 см вычитается цифра 110.

В результате получается «идеальный вес» в килограммах.

Превышение идеального веса на 10% говорит об избыточной массе тела, что является фактором риска для развития многих заболеваний. Если вес на 10% и более ниже идеального, говорят о пониженном питании.

Функциональные показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Осуществляется измерение параметров и характеристик деятельности двух основных функциональных систем организма в состоянии относительного покоя, и после выполнения какой-либо нагрузки.

А) Пульс — исключительно важный показатель, отражающий деятельность сердечно-сосудистой системы. Частота пульса у здорового, но не тренированного мужчины равна 70 — 75 ударам в минуту, у женщин — 75 — 80 ударам.

У тренированных людей частота пульса в покое реже за счет повышения силы и коэффициента полезной деятельности сердечной мышцы и составляет около 50 ударов в одну минуту.

Во время физической нагрузки частота пульса увеличивается. Здоровому человеку не следует превышать нагрузку, при которой частота пульса больше той, которая рассчитывается по формуле: 220 — возраст человека. Оптимальной нагрузкой является та, при которой частота пульса составляет 65 — 90% от максимально допустимой для данной возрастной группы.

Б) Проба с 20 приседаниями. Проба является стандартизованной нагрузкой, она проста и показательна для определения степени тренированности.

Перед ее выполнением подсчитывается частота пульса в покое. Производятся 20 глубоких приседаний в течение 30 секунд (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед). Определяется частота пульса сразу после выполнения нагрузки, через одну, две и три минуты после приседаний. Оценивают пробу по проценту учащения пульса по отношению к исходному и по длительности восстановления частоты пульса до исходной величины.

При учащении пульса: на 25% состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее; на 50 — 75% — удовлетворительное; более чем на 75% — неудовлетворительное.

Восстановление частоты пульса до исходной величины происходит в норме за 1 —3 минуты.

В) Проба с задержкой дыхания. Сначала подсчитывается число вдохов за 30 сек. и умножается на 2. В норме в состоянии покоя частота дыхания у взрослого человека от 9 до 12—16 вдохов в одну минуту. При подсчете необходимо стараться дышать в естественном ритме. Затем проводится проба, которая дает представление о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Необходимо глубоко вдохнуть, задержать дыхание и заметить время в сек. максимально возможной задержки дыхания. После небольшого отдыха провести то же самое, сделав выдох.

Результаты пробы оцениваются по трехбальной шкале.

На вдохе: 39 сек. — неудовлетворительно, 40 — 49 сек. — удовлетворительно, свыше 50 сек. — хорошо.

На выдохе: 34 сек. — неудовлетворительно, 35 — 39 сек. — удовлетворительно; свыше 40 сек. — хорошо.

Как видно из данных, представленных в табл. 3, показатели, определяющие индивидуальное здоровье имеют то преимущество, что значительная часть из них может быть выражена количественно. Для оценки сердечно-сосудистой системы применя­ются анализ ЭКГ, УЗИ, пробы с физической нагрузкой. Система дыхания оценивается с помощью различных комплексов дыхательной и газоаналитической аппара­туры (спирограф). Обмен веществ в организме оцени­вается сложными биохимическими методами, радио­изотопной диагностикой. Система крови оценивается приборами для анализа состава крови. Иммунологиче­ские исследования — наиболее трудоемкие — базиру­ются на сложных биохимических, микробиологичес­ких и специальных анализах состава и газов крови. Для оценки слуха и зрения используются аудиография и Snellen-карты. В качестве инструмента для оценки психического и социального здоровья используются различные анкеты-опросники.

Самоконтроль — это самонаблюдение человека за определенными показателями своего организма в про­цессе жизнедеятельности и в ответ на физические, холодовые и иные нагрузки. Эти показатели включают в себя субъективные данные (оценка настроения, ра­ботоспособности, сна, аппетита) и объективные (рост, масса тела, частота сердечных сокращений и дыхания, а также некоторые другие величины). Самоконтроль следует вести регулярно.

Субъективные показатели относятся к самооценке человеком своего текущего состояния здоровья. Прежде всего, сюда следует отнести самочувствие как интеграль­ную оценку своего состояния. Трудно точно очертить круг ощущений, формирующих само понятие самочув­ствия, так как у каждого человека он свой, определяемый уровнем его знаний о своем организме и умением анали­зировать свои ощущения. Однако определенно к субъек­тивным критериям можно отнести такие, как отсут­ствие или наличие болезненных ощущений, степень желания заниматься повседневной деятельностью и фи­зической культурой, отношение к окружающему, наст­роение, желание работать, усталость и т.д. — все то, что можно определить как жизненный тонус. К субъек­тивным же показателям относят полноценность сна, ап­петит, бодрость (или слабость) и др. Субъективные пока­затели не всегда соответствуют объективному состоя­нию здоровья человека, так как во многом определяются его индивидуальными психофизиологическими качест­вами и складывающимися в настоящее время жизнен­ными установками и обстоятельствами. Поэтому человек может иногда себя хорошо чувствовать при уже начина­ющихся болезненных изменениях.

1. Самочувствие, активность, настроение челове­ка — это своеобразный барометр состояния централь­ной нервной системы и многих функций внутренних органов. Обычное нормальное самочувствие челове­ка — это ощущение бодрости, жизнерадостности, же­лание работать, учиться, высокая работоспособность.

2. Ночной сон. Во время сна человек отдыхает. Вос­станавливаются функции организма, прежде всего цен­тральной нервной системы. Нормальным считается сон, наступающий вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, длительностью 7-8 часов. После такого сна человек ощущает себя отдохнувшим и бодрым. Многие отклонения в состоянии здоровья, особенно центральной нервной системы, еще не прояв­ляющиеся другими симптомами, сразу же сказываются на сне. Плохой сон характеризуется длительным перио­дом засыпания или ранним пробуждением среди ночи.

3. Аппетит. При хорошем функционировании всех органов и систем, при адекватных физических нагруз­ках обмен веществ происходит более активно. Поэто­му здоровый человек не жалуется на свой аппетит, ча­ще даже приходится прибегать к разумному ограниче­нию. Но аппетит не устойчив, он зависит от качества пищи, легко нарушается при недомогании, болезнях, перенапряжении.

4. Наличие болезненных ощущений — это сигна­лы предболезни или болезни (головные боли, общая слабость, головокружение, ощущение сердцебиения, одышка, боли в мышцах и другие признаки).

Объективные показатели здоровья человека вы­ражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоя­нием и с нормативными характеристиками. К объек­тивным показателям относят массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти и становую, частоту и ритмичность пульса и дыхания, темпера­туру тела, окраску кожи, характер потоотделения, устойчивость внимания, координацию движений и т.д. Важным дополнением к объективной само­оценке показателей здоровья может быть реакция и режим восстановления отмеченных показателей. Чаще всего для этого используется частота сердеч­ных сокращений на дозированную физическую нагруз­ку (например, 20 приседаний за 30 секунд или переход из положения лежа на спине в положение стоя).

Длина тела (рост) — важный показатель физичес­кого развития человека. Измерение длины тела имеет большое значение для вычисления показателей, харак­теризующих правильность, пропорциональность, телосложения. Рост у мужчин продолжается до 25 лет, у женщин до 21-22 лет.

Масса тела — может изменяться в течение дня, по­этому желательно определять ее в одно и то же время. При анализе показателя имеет значение его соответст­вие «идеальному весу».

Существует несколько способов расчета «идеаль­ного веса». Самый распространенный и близкий к ис­тинному определяется путем вычитания из показате­лей длины тела (в см) условных величин:

— при росте меньше 165 см вычитается цифра 100;

— при росте 165-175 см вычитается цифра 105;

— при росте свыше 175 см вычитается цифра 110.

В результате получается «идеальный вес» в кило­граммах.

Превышение идеального веса на 10\% говорит об из­быточной массе тела, что является фактором риска для развития многих заболеваний. Если вес на 10\% и более ниже идеального, говорят о пониженном питании.

Функциональные показатели деятельности сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем. Осуществ­ляется измерение параметров и характеристик дея­тельности двух основных функциональных систем ор­ганизма в состоянии относительного покоя, и после выполнения какой-либо нагрузки. Если при этом дает­ся стандартная нагрузка, то величина и характер изме­нения параметров сравнивается со стандартизованны­ми нормами, и делаются выводы о степени трениро­ванности данной системы и организма в целом. Кроме того, сопоставление их с предыдущими результатами позволяет сделать выводы об эффективности физ­культурно-оздоровительных мероприятий.

1. Пульс — исключительно важный показатель, от­ражающий деятельность сердечно-сосудистой систе­мы. Частота пульса у здорового, но не тренированного мужчины равна 70-75 ударам в минуту, у женщин — 75-80 ударам. У тренированных людей частота пульса в покое ре­же за счет повышения силы и коэффициента полезной деятельности сердечной мышцы и составляет около 50 ударов в одну минуту. Во время физической нагрузки частота пульса уве­личивается. Здоровому человеку не следует превышать нагрузку, при которой частота пульса больше той, ко­торая рассчитывается по формуле: 220 — возраст чело­века. Оптимальной нагрузкой является та, при которой частота пульса составляет 65-90\% от максимально до­пустимой для данной возрастной группы.

2. Проба с 20 приседаниями. Проба является стандартизованной нагрузкой, она проста и показательна для определения степени тренированности. Перед ее выполнением подсчитывается частота пульса в покое. Производятся 20 глубоких приседаний в течение 30 секунд (ноги на ширине плеч, руки вытя­нуты вперед). Определяется частота пульса сразу по­сле выполнения нагрузки, через одну, две и три мину­ты после приседаний. Оценивают пробу по проценту учащения пульса по отношению к исходному и по дли­тельности восстановления частоты пульса до исходной величины. При учащении пульса: на 25\% состояние сердечно­сосудистой системы оценивается как хорошее; на 50-75\% — удовлетворительное; более чем на 75\% — неудовлетворительное. Восстановление частоты пульса до исходной вели­чины происходит в норме за 1-3 минуты.

3. Проба с задержкой дыхания. Сначала подсчитывается число вдохов за 30 сек. и умножается на 2. В норме в состоянии покоя частота дыхания у взросло­го человека от 9 до 12-16 вдохов в одну минуту. При подсчете необходимо стараться дышать в естест­венном ритме. Затем проводятся проба, которая дает представление о состоянии сердечно-сосудистой и ды­хательной систем. Необходимо глубоко вдохнуть, задержать дыхание и заметить время в сек. максимально возможной за­держки дыхания. После небольшого отдыха провести то же самое, сделав выдох.

Результаты пробы оцениваются по трехбальной шкале.

На вдохе: 39 сек. — неудовлетворительно, 40-49 сек. — удовлетворительно, свыше 50 сек. — хо­рошо.

На выдохе: 34 сек. — неудовлетворительно, 35-39 сек. — удовлетворительно; свыше 40 сек. — хо­рошо.

Желательно вести дневник самоконтроля, в кото­рый периодически вносятся все или некоторые пока­затели. Подобный дневник значительно облегчает оп­ределение динамики показателей в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, повы­шает заинтересованность в занятиях.

Показатели индивидуального здоровья (Р.И.Айзман, 1996)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *