Что относится к субъективным мотивам физкультурно оздоровительной деятельности

Научная электронная библиотека

Что относится к субъективным мотивам физкультурно оздоровительной деятельности

Волошина Н Б, Мусанова М М,

1.1. Определение и сущность понятия «физкультурно-оздоровительная деятельность»

Современный этап исследований теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной деятельности (далее ФОД) в образовании в целом характеризуется стремлением к критическому осмыслению достигнутого, отказом от многих привычных догм при одновременном сохранении того позитивного, что накоплено за многолетний период научных поисков.

Поскольку понятие «физкультурно-оздоровительная деятельность» является одним из основополагающих в исследовании, необходимо, на наш взгляд, уточнить его сущность и определить структуру ФОД в дошкольном образовании. Изучению сущности этого понятия посвящены исследования многих авторов: Ю.Е. Антонова (2001), А.А. Артемьева (2010), Т.А. Банниковой (2002), Л.Н. Волошиной (2002), И.М. Воротилкиной (2002), Л.Д. Глазыриной (1999), А.А. Горелова (2002), Н.Н. Ермак (1998), А.В. Кенеман (1985), Я.К. Коблева (2002), И.М. Козлова (2002), М.Н. Кузнецовой (2001), Л.И. Лубышевой (2002), В.М. Малинина (2009), О.Ю. Малозёмова (2006), М.В. Мащенко (2000), И. Мюллер (1991), Нестерова В.А. (2002), М.А. Правдова (2002), Е.З. Пужаевой (2001), Г.А. Решетневой (2002), О.В. Решетняк (2002), Т.Ф. Саулиной (2000), Н.В. Седых (2002), Э.Я. Степаненковой (2001), А.А. Фонякина (2002), Д.В. Хухлаевой (1985), В.Н. Шебеко (1998), В.А. Шишкиной (2000), О.С. Шнейдер (2002) и др.

Анализ этих исследований позволяет выделить по общности взглядов на данную проблему несколько основных подходов. Во-первых, в современных исследованиях ФОД рассматривается как одна из форм человеческой деятельности, направленная на формирование здорового индивида. Во-вторых, как деятельность с целью улучшения физического состояния и здоровья. В-третьих, как сознательно регламентированная двигательная активность, направленная на развитие и совершенствование собственного здоровья и бережного отношения к нему.

Рассмотрим подробнее понятие деятельности. Философия, педагогика, психология и другие науки по-разному подходят к его определению. С точки зрения философии, деятельность – одно из фундаментальных понятий классической философской традиции, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия – с другой. Так определяет это понятие Новейший философский словарь (3-е изд., исправл., 2003). Соответственно этому в структуре деятельности традиционно выделяются субъектная (целеполагающий субъект) и объектная (предмет деятельности, орудия деятельности и ее продукт) компоненты.

С позиции педагогики деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс деятельности и результат (Н.Н. Трубников, 1968). Деятельность с позиции психологии – целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта (Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского и др., 1990).

Психологическое изучение деятельности было начато отечественными психологами Л.С. Выготским (1920) и С.Л. Рубинштейном (1940), особенно интенсивно проводилось А.Н. Леонтьевым (1930), который заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая человеку и животным (жизнедеятельность). Понятие «деятельность» Словарь по естественным наукам определяет как специфическую для человека форму активности, направленную на целесообразное преобразование окружающего мира. Цель деятельности определяется потребностями личности или общества. Исходя из вида потребности, различают материальную и духовную деятельность. Основными элементами деятельности являются: осознание деятельности в виде мотива; оценка наличной ситуации; формулирование цели; выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию; выбор средств деятельности; реализация решения.

Анализ научных работ показывает, что понятие деятельности в исследованиях Б.Г. Ананьева (1968), Г.С. Батищева (1969, 1984), Н.Е. Веракса (2010), В.П. Иванова (1977), М.С. Кветного (1974), А.Н. Леонтьева (1975, 1981), Н.С. Слепцова (1989), О.В. Хамовой (1978), Д.И. Фельдштейн (2005) и др. трактуется по-разному, но в целом понимается как взаимодействие субъекта с окружающим миром.

При этом важно обратить внимание на такой аспект, как практическое отношение человека к действительности, которое включает в себя три составляющие:

1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов;

2) объект, на который направлена активность субъектов;

3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом.

В роли субъектов деятельности могут выступать:

а) конкретный индивид;

б) социальная группа;

в) общество в целом.

В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную, или групповую, деятельность и общественно-историческую деятельность, или практику. В нашем исследовании мы рассмотрим индивидуальную и коллективную (групповую) физкультурно-оздоровительную деятельность. И, исходя из этого, выделим уровни управления ею.

Описывая особенности деятельности субъектов формирования и потребления системы знаний, Г.Г. Наталов (1971) выделяет в ней четыре параметра:

1) деятельность общества (предметная и социальная ориентация физической культуры, физического воспитания и спорта);

2) деятельность занимающихся (технология освоения движений, воспитание физических качеств и формирование личности);

3) деятельность специалистов (основы профессионально-
педагогического мастерства);

4) совместная (системная) деятельность общества, специалистов и занимающихся в конкретных звеньях систем физического воспитания.

Все эти параметры будут нами учтены при построении многоуровневой системы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Мы видим, что понятие «деятельность» употребляется в очень широком смысле и до сих пор в науке вокруг этого понятия ведутся серьезные дискуссии. Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков (2000) выделяют четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие. Во-первых, деятельность рассматривается как совокупность результатов и последствий – продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстает как производство. На наш взгляд, если рассматривать ФОД в таком аспекте, то в первом случае её результатом будет здоровье, уровень физического развития и физической подготовленности детей.

Во-вторых, деятельность предстаёт как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач и как средство их решения. В этом смысле деятельность по укреплению здоровья является трудом в истинном смысле этого слова. «Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться» (Я.А. Коменский, 1947). Это высказывание выдающегося педагога прошлого подтверждает мысль, что деятельность по укреплению здоровья требует трудовых усилий.

В третьих, деятельность отражает процессы самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность – это самодеятельность. Исходя из этого, мы можем рассматривать ФОД как здоровьетворческую, здоровьеформирующую, здоровьесберегающую, здоровьеразвивающую и говорить о субъектности ребёнка, педагога, родителей в её
освоении.

В-четвёртых, деятельность как таковую, вне ее результативности, можно определить как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. В таком случае, деятельность – это практика. Если рассматривать ФОД как практику, возможно, соотнести её с категорией здорового образа жизни, при котором возникает внутренняя устойчивая потребность в осуществлении такой деятельности.

Учитывая то, что в основе теории деятельности лежат следующие категории: потребность, мотив, действие и операция, предмет деятельности, (А.Н. Леонтьев, 1971; Р.А. Пилоян, 1984; С.Л. Рубинштейн, 1998; и др.), к управлению деятельностью можно подойти через познание закономерностей формирования мотивации (B.C. Магун, 1983; Р.А. Пилоян, 2002).

Для лучшего понимания причин, побуждающих к ФОД, целесообразно обратиться к анализу потребностей, мотивов и установок, которые могут найти удовлетворение в этом виде деятельности.

Основываясь на положение А.Н. Леонтьева о деятельности, мы считаем, что ФОД как форма активности побуждается потребностью. Проблеме формирования потребностей человека посвящены научные труды философов, психологов, социологов и педагогов: В.П. Алексеева (1980), Б.Г. Ананьева (1980), П.М. Ершова (1990), Е.П. Ильина (2006), А. Маслоу (2001), А.В. Панина (1996), С.Л. Рубинштейна (1989) и др. Развитие физкультурных потребностей людей, по мнению В.К. Бальсевича (1996), должно быть положено в основу организационной деятельности в сфере самодеятельного физкультурного движения. К сожалению, на наш взгляд, это самое слабое звено в системе физического воспитания подрастающего поколения.

Потребности выступают источником активности человека, его деятельности.

Возникновение потребности побуждает личность к активному поиску путей их удовлетворения. Потребности становятся внутренними побудителями деятельности – мотивами. Мотив является формой проявления потребности, предметом, ради которого осуществляется деятельность.

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю (М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.; гл. ред. Б.М. Бим-Бад, 2002), потребность – это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. В педагогике потребности рассматриваются как внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования, и как основной источник активности личности. Потребности человека формируются в процессе его воспитания. Для потребности человека характерна ненасыщаемость – потребность раз и навсегда удовлетворить невозможно. Будучи удовлетворёнными, они возникают вновь, побуждая при этом человека создавать всё новые предметы материальной и духовной культуры.

Проблема формирования потребностей к ФОД раскрыта в работах М.Я. Виленского (1994), А.П. Внукова (1982), М.Е. Кутепова (1980), Н.И. Пономарёва (1993) и др. По мнению М.Я. Виленского (2001), А.П. Внукова (1982), критерием сформированной потребности в занятиях физической культурой является такой уровень самосознания личности, который активно способствует деятельности, направленной на достижение физического совершенства. Правильно организованная ФОД стимулирует развитие потребности у ребёнка в движении. Потребности ребёнка не являются неизменными, поэтому основным направлением образовательной деятельности является переход с потребления на созидание. К совершению деятельности его побуждает биологическая потребность. Для ребёнка это потребность в двигательной активности. Поэтому формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, в здоровом образе жизни должно стать приоритетной задачей деятельности дошкольного учреждения любого вида.

Мотивационная сторона ФОД интересовала многих исследователей. Значимые мотивы для формирования потребности к продолжению занятий физическими упражнениями выделены Е.А. Захариной (2009). Автор выделяет процессуальные, оздоровительные, развлекательные, спортивные, подражания, эстетические, долженствования и социальные мотивы. В своих работах Е.А. Захарина (2009) указывает, что формирование мотивов находится под воздействием внешних факторов (условия) и внутренних (желания, интересы, увлечения и убеждения личности).

Исследования Е.И. Ильина (2006), Т.Ю. Круцевич (2001), Л.И. Лубышевой (2004) и других авторов показывают, что содержательная сторона деятельности в значительной мере определяет характер и направленность деятельности, а также результаты, к которым она приводит.

О ярко выраженных возрастных особенностях мотивов и интересов свидетельствуют исследования Т.Ю. Круцевич, В.В. Петровского (2001). Авторы считают необходимым учитывать особенности возраста при формировании мотивации у разных групп населения.

По мнению Н.П. Болотовой (2008), мотивы деятельности бывают различны. Они могут быть природными или приобретенными в определенных условиях. Природными автор называет мотивы, которые являются способом выживания, сохранения жизнедеятельности. Приобретенными являются социокультурные мотивы, к которым относятся общение, различные культурные мероприятия, развитие собственной личности и достижение определенных результатов для признания в обществе. Мотивы могут быть: осознаваемые, осознаваемые частично, осознаваемые неверно, и неосознаваемые, то есть бессознательные. Что касается физкультурно-оздоровительной деятельности, то она целенаправленна, ориентирована на конкретный результат. Мотив ФОД формируется в процессе поиска удовлетворения потребности в движении, в здоровом образе жизни. К ФОД индивида побуждает мотив, потребность в ней может вызываться различными мотивами.

Объективные и субъективные мотивы физкультурной деятельности выделяют Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин (1988). К первым относятся характер деятельности, семейно-бытовые условия, условия окружения, возраст, уровень образования. К субъективным моти-
вам – физкультурные интересы личности, зависящие от воспитания, индивидуально-психологических особенностей, ценностной ориентации и других факторов.

Потребностно-мотивационная сторона физкультурной деятельности формируется в единстве и взаимосвязи. Потребность в ФОД не появляется сама по себе, необходимо создавать ситуации, особенно это касается периода дошкольного детства, с целью укрепления нужных мотивов и ослабления влияния препятствующих. А для этого необходим процесс управления.

На наш взгляд, мотивы ФОД являются природными и естественными, с целью удовлетворения биологической потребности в движении и приобретёнными с целью удовлетворения социокультурной потребности в самосовершенствовании. В ФОД дошкольников на основе естественных биологических мотивов необходимо сформировать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Тогда возможно достичь главной цели ФОД – полноценного здоровья, гармоничного физического развития, достаточного уровня физической подготовленности. Для этого индивиду необходимо быть целеустремлённым и последовательным. Как отмечают М.Я. Виленский, О.Ю. Масалова (2010), неотъемлемым элементом всякой деятельности (в том числе и физкультурно-оздоровительной) являются ценности. Они определяют её смысл и цели, нормы и правила. Мы считаем, что уже в период дошкольного детства в ребёнке должны быть сформированы ценности ФОД, опыт и качества личности, приобретаемые в этом виде деятельности, ценностное отношение к здоровью.

Проблемы деятельности в сфере физической культуры рассматриваются в исследованиях В.К. Бальсевич (1991), Л.Н. Волошиной (2011), С.В. Дмитриева (2010), Г.К. Зайцева (2003), Ю.Ф. Курамшина (2010), Л.И. Лубышевой (2004), В.В. Приходько (2004), В.И. Столярова (1997) и др. В своих работах авторы указывают на тот факт, что в основе физической культуры лежит двигательная деятельность, которая основана на применении физических упражнений и является одной из форм человеческой деятельности. Многие исследователи обращают внимание на взаимосвязь понятий физическая культура и деятельность. Так, Н.И. Пономарёв (1993) считает, что физическая культура – это деятельность и её результаты по созданию физической готовности людей к жизни. Как творческую деятельность по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования народа и её социально значимые результаты определяет физическую культуру Ю.М. Николаев (1998).

Понятие «физкультурная деятельность», по мнению С.В. Малининой (2003), является интегрирующим, системным понятием, включающим в себя многообразие окультуренной двигательной деятельнос-
ти – сознательного развития и совершенствования, посредством использования физических упражнений, биологической природы человека.

В нашем исследовании важно учесть характеристики физкультурной деятельности, данные Ю.М. Николаевым (1997). В своих работах он отмечал, что в физкультурной деятельности находят отражение закономерности реализации всех типов деятельности (познавательной, практически-преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной), во множестве конкретных форм ее, связанных с практикой, что нацеливает на необходимость интегрированного подхода в её реализации и находит отражение в федеральных государственных требованиях к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы (2009).

В физкультурной деятельности, как и в любой другой деятельности человека, согласно классификации В.В. Бойко (1982), можно выделить следующие параметры: удовлетворенность, в основе которой лежит соответствие содержательности деятельности потребностям индивида; привлекательность – зависит от формирования целей в период общественного развития и столкновения их с интересами личности; определенная степень обязательности – определяет успех формирования потребности в занятиях физической культурой; мера ответственности перед самим собой, обществом, где человек реализует свои потенциальные возможности через физкультурную деятельность. Здесь затронуты важные внутренние характеристики деятельности, которые необходимо учесть при разработке технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью.

В современных исследованиях выделяются разные виды физической культуры: образовательная, рекреационная, реабилитационная, спортивная культура, адаптивная физическая культура. Мы разделяем мнение С.П. Евсеева (2005), Л.В. Шапковой (1998), Ю.М. Николаева (1998) о том, что в состав физкультурной деятельности в настоящее время входят: физкультурно-образовательная, физкультурно-спортивная, физкультурно-рекреационная, физкультурно-реабилитационная, физкультурно-адаптивная, физкультурно-постспортивная виды деятельности. Мы бы дополнили этот перечень применительно к дошкольным учреждениям ФОД.

В своих работах Ю.М. Николаев (1997) подчёркивает, что все виды в силу взаимопроникновения и соподчинения форм физической культуры тесно связаны между собой. Автор указывает на тот факт, что в физкультурной деятельности представлен различный уровень двигательной деятельности: от оптимального в физкультурно-образовательной и наивысшего в физкультурно-спортивной до небольшого в физкультурно-рекреационной и малого в физкультурно-реабилитационной. Если исходить из этих принципов ранжирования и учесть, что в дошкольном возрасте физкультурно-спортивная деятельность занимает весьма скромное место, то ФОД должна занять самую верхнюю ступень, так как главной её ценностью является здоровье. Поэтому именно ФОД является наиболее благоприятной для воспитания и развития дошкольника.

Стадии образования физкультурной деятельности С.В. Малинина (2003) предлагает расположить в следующей иерархической последовательности:

1) влияние внешних факторов и понимание значимости и необходимости использования средств физической культуры;

2) сознательная проектировка действий в области физкультурной деятельности являются поводом – мотивом;

3) спроектированные, направленные действия на еще неудовлетворенную потребность преобразуются в интерес к культуре движений, средствам укрепления здоровья, где немаловажную роль играет и эмоциональный фон от выполнения физических упражнений, закаливающих процедур, побуждающих к дальнейшей активности, и ценностные ориентации;

4) составление программ по реализации, с возможными коррективами и дополнениями из различных источников информации, проецируют желание останавливаться на достигнутом, совершенствовать себя и свое «Я»;

5) выражение активности действий, сознательно спроектированных и носящих творческий культуросообразный характер, образуют целенаправленную физкультурно-оздоровительную деятельность, проявленную в той или иной форме организации. В зависимости от побудительных причин, на различных этапах, могут меняться формы её организации. В дошкольном возрасте ребёнок проходит три стадии образования физкультурной деятельности и начала 4 и 5 стадий, как условия формирования у него позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности.

Как одна из форм человеческой деятельности, физкультурно-оздоровительная рассматривается в научных работах Б.Г. Акчурина (2002), Н.А. Анашкиной (2003), Т.В. Волосниковой (2011), И.М. Воротилкиной (2004), В.И. Жолдак (1994), В.С. Кузнецова (2003), О.А. Мильштейна (1985), Ю.И. Тихоновой (2005) и др. ФОД, по мнению В.И. Угнивенко (2000), является способом реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия, на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Это основные правила использования специальных знаний и умений, способов организации и осуществления конкретных действий, необходимых для выполнения физкультурно-оздоровительной деятельности.

ФОД определяется Г.Ю. Козиной (2007) как социальный процесс, который выражается в физических действиях и оздоровительных процедурах, способствует укреплению здоровья, овладению физической культурой. По её мнению, физкультурно-оздоровительная деятельность состоит из 2-х видов деятельности:

1) физические движения, виды физических упражнений;

2) гигиенические и оздоровительные процедуры.

Автор считает, что социальная функция ФОД состоит в том, что результаты этой деятельности посредством укрепления здоровья способствуют социальной активности и высокой эффективности социальной деятельности человека. Не отрицая это, мы считаем, что выше представлены не виды деятельности, а средства физической культуры, реализуемых в её процессе для достижения целей.

Мы разделяем позицию В.И. Угнивенко (2000), который в своей лекции, посвящённой физкультурно-оздоровительным технологиям, указывал на то, что ФОД как одна из форм человеческой деятельности направлена на формирование полноценного здорового индивида. Автор подчёркивает её важность в трудовой и учебной деятельности и рассматривает ФОД как сознательно регулируемую двигательную активность человека, направленную на развитие и совершенствование собственного здоровья и воспитания бережного к нему отношения. Он считает, что эффективность физкультурной деятельности связана с формированием мотиваций к здоровому образу жизни, приобретением определенного уровня знаний, с осуществлением двигательной и оздоровительной деятельности.

По мнению В.К. Бальсевича (1990), Н.А. Пономарева (1886), В.И. Столярова (1991), ФОД связана с преобразованием в единое целое социального с биологическим и духовным в человеке, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Таким образом, в период формирования физического потенциала дошкольника одним из основных видов деятельности, на наш взгляд, будет являться именно ФОД, направленная на освоение опыта здорового образа жизни, сохранение оптимального физического состояния, формирование устойчивой потребности в двигательной активности, повышение субъектной позиции педагогов, родителей и самого ребёнка в достижении положительных результатов.

Учитывая тот факт, что физические возможности ребёнка неразрывно связаны с его здоровьем, в нашем исследовании мы будем говорить о физкультурной деятельности оздоровительной направленности или о физкультурно-оздоровительной деятельности, которую мы рассматриваем как форму целеустремленной активности, направленную на преобразование субъектом своего здоровья и здоровья окружающих с целью достижения позитивных результатов, реализующей потребности субъекта в движении, в здоровом образе жизни.

Источник

Современные представления о спортивно-оздоровительной деятельности в школе

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

Физкультурно-оздоровительная деятельность с точки зрения педагогики

В настоящее время, подавляющее большинство юношей и девушек имеют ограничения в выборе профессий, связанных с вредными условиями и напряженным характером труда. Причем численность подростков с ограниченным по состоянию здоровья профессиональным выбором за последние 10 лет увеличилась практически на одну треть и в различных регионах составляет от 60% до 80%.

Анализ научных источников, позволяет выделить несколько подходов к пониманию здоровья. Здоровье человека понимается как «естественное состояние организма, характеризующееся взаимодействием с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных проявлений». Под здоровьем также понимают «состояние организма, форму жизнедеятельности, которые обеспечивают преемственную длительность и необходимое качество жизни (физическое, психическое, социальное), достоверную социальную дееспособность (на работе в быту)».

Социальное (нравственное) здоровье обусловлено духовностью человека, усвоением общечеловеческих ценностей, развитием нравственных чувств и выработкой нравственных убеждений, уровнем эстетического развития.

Аналогичное комплексное определение представлено в «Толковом словаре психологических и психоаналитических терминов»: «относительно устойчивое состояние, в котором личность хорошо адаптирована, сохраняет интерес к жизни и достигает самореализации».

С точки зрения его динамических характеристик здоровье понимается также как динамический процесс и рассматривают его как непрерывный ряд различных по качеству состояний адаптации организма и психики к окружающей природной и общественной среде, как «процесс сохранения и развития психических свойств человека, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Выделяют несколько компонентов (видов) здоровья:

Н.А. Амосов считает, что здоровье напрямую связано с проявлением резервных возможностей организма, его биологической надежности[1, с.109]..

Проблема изучения категорий «физическая культура» и «физкультурно-оздоровительная деятельность» привлекает внимание педагогов на протяжении всей истории становления педагогической теории и практики. Изучение философской, социологической и культурологической литературы позволяет нам определить, что в самом общем виде физическая культура характеризуется как творческая деятельность человека по созданию социально значимых норм, ценностей, находящихся в тесной зависимости с историей общества, как противоречивое единство этой деятельности и ее результатов, непосредственно выражающееся в совершенствовании телесно-двигательных качеств и навыков людей.

В энциклопедии физической культуры и спорта указывается, что понятие «физическая культура» по своему значению неразрывно с понятием «культура», именно физическая культура является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке.

Занятия физической культурой и спортом помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность (в широком понимании), умение рационально использовать свободное время, стремление к достижению все более высоких результатов, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, осознание собственных возможностей, потребность в информации, желание быть лучшим и т.д.

Доказано, что активная двигательная активность в детском возрасте способствует функциональному развитию всех областей коры головного мозга. Повышение уровня физического развития, укрепление здоровья и рост общей работоспособности также вызывают повышение умственной работоспособности учащихся. Имеются многочисленные данные, показывающие, что текущая успеваемость школьников, активно занимающихся физической культурой, значительно выше, чем у занимающихся нерегулярно[14, с.18].

Опираясь на теоретическое осмысление понятий «здоровье», «физическая культура», «физкультурная деятельность» в проблеме формирования личности, исследователи по разному трактуют понятие «физкультурно-оздоровительная деятельность».

Физкультурно-оздоровительная деятельность, по мнению В.К. Спирина способствует решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Они направлены на формирование рациональных, экономных, осознанных движений, накопление человеком двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь[23, с.171].

При этом в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности развиваются физические качества ребенка, которые в свою очередь оказывают влияние на поведение и формирование индивидуальных личностных качеств (И.В.Муравов) [17, с.26].

Опираясь на результаты теоретического осмысления понятий «здоровье», «физическая культура», «физическая деятельность», И.В. Егозина в своей диссертационной работе, предлагает под физкультурно-оздоровительной деятельностью понимать сознательно регулируемую двигательную активность, направленную на улучшение физического, психического и социального благополучия человека. [11, с.99].

Основной целью такой деятельности автор провозглашает воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого человека; считает, что такая деятельность способствует решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, которые направлены на формирование рациональных, экономных, осознанных движений, накопление человеком двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

В работе В.К. Спирина, посвященной проблеме воспитания самостоятельности у младших школьников, под физкультурно-оздоровительной деятельностью понимается особый вид общественно полезной деятельности, направленной на сохранение, укрепление здоровья человека, его физическое развитие и самосовершенствование, формирование установки на здоровый образ жизни[21, с.41].

Физкультурно-оздоровительная деятельность способствует восполнению дефицита двигательной активности, гармонизации нагрузок, организации досуга и занятости детей, расширяет границы их представлений о собственных возможностях, формирует такие качества личности как собранность, выносливость, целеустремленность, решительность, инициативность, которые, в свою очередь, являются основой самостоятельности человека. Кроме того, регулярное участие в этой деятельности помогает ребенку правильно ориентироваться в окружающем мире, так как воспитывает у него сознательное охранное поведение, формирует перспективу свободного перемещения в пространстве, дает возможность подняться по лестнице отношений, приучает к соблюдению чистоты, порядка, к расчету сил, учету факторов влияния, готовности прийти на помощь.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в таком понимании позволяет нам рассматривать ее потенциалы с позиции основных сфер: деятельности, общения и самопознания.

В процессе выполнения физических упражнений происходит целенаправленное воздействие субъекта на собственные физические и личностные качества, представляющие собой предпосылки для его развития и социального самоутверждения. При таком рассмотрении физкультурно-оздоровительная деятельность является преобразующей деятельностью.

Однако необходимо отметить, что не всякая физкультурно-оздоровительная деятельность имеет социально-педагогический смысл. Например, формальное исполнение дела или односторонняя направленность на занятия спортом не способствуют эффективности этого процесса.

В физкультурно-оздоровительной деятельности должны присутствовать три компонента: понимание ребенком задачи, замысел решения, стратегия решения задачи. Специфическим в физкультурно-оздоровительной деятельности является ограничение времени в реализации замысла, а также выделение с некоторой степенью устойчивости двух групп основных регуляторов: общих (мотивы, интересы, способности, общий уровень интеллекта) и частных (знания, умения и навыки), которые проявляются через понимание, замысел, стратегию каждой отдельной задачи в процессе деятельности.

Потребность в сотрудничестве в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности реализуется через общение, которое является непременным и важным компонентом физкультурно-оздоровительной деятельности.

В процессе физкультурно-оздоровительной деятельности человек стремиться определенным образом повлиять на партнера, создать условия для процесса познания и понимания людьми друг друга. Для участников деятельности «важно не только наилучшим образом проявить свои физические качества, но и обмениваться информацией, организовывать обмен действиями, планировать общую деятельность». В этой связи в физкультурно-оздоровительной деятельности возникает ролевое общение, которое обслуживает деятельность. Вместе с тем, при высокой степени субъективной значимости и интенсивности контактов, большой степени эмоциональной вовлеченности в них между участниками физкультурно-оздоровительной деятельности происходит межличностное общение, которое может продолжаться за пределами данного вида деятельности. Кроме того, немаловажным является возникновение в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности стереотипов, которые отражают представления людей об ответственности за выполнение тех или иных действий, соблюдение норм поведения и качество деятельности.

Таким образом, раскрывая потенциалы физкультурно-оздоровительной деятельности с позиции общения можно выделить ряд функций общения, реализующихся в данном виде деятельности:

– понимание людьми друг друга (сообщений, переживаний, состояний);

– эмотивная функция (обмен эмоциями, переживаниями);

– изменение состояния, поведения, личностных смыслов, мотивов, потребностей, ценностей участниками деятельности.

В ходе физкультурно-оздоровительной деятельности ребенок испытывает большой спектр различных позитивных эмоций, переживаний, чувств, способствующих появлению оптимистического и жизнеутверждающего настроения. С другой стороны, насыщенность физкультурно-оздоровительной деятельности ситуациями, требующими проявления физических и эмоциональных усилий, тренирует волю подростков, готовит их к преодолению жизненных трудностей[25, с.38].

Таким образом, многочисленные исследования, посвященные исследованию здоровья детей и молодежи, свидетельствуют о наличии многочисленных проблем в данной сфере.

Проблема изучения категорий «физическая культура» и «физкультурно-оздоровительная деятельность» привлекает внимание педагогов на протяжении всей истории становления педагогической теории и практики. В самом общем виде физическая культура характеризуется как творческая деятельность человека по созданию социально значимых норм, ценностей, находящихся в тесной зависимости с историей общества, как противоречивое единство этой деятельности и ее результатов, непосредственно выражающееся в совершенствовании телесно-двигательных качеств и навыков людей.

Основой сохранения здоровья детей и подростков должна стать специально организованная физкультурно-оздоровительная деятельность.

Под физкультурно-оздоровительной деятельность в данном исследовании мы будем понимать окультуренную двигательную активность, направленную на улучшение физического, психического и социального благополучия человека, ориентированную на ценность здоровья и формирование здорового образа жизни.

Средства и формы физкультурно-оздоровительной деятельности

Методические основы оздоровительной физкультуры на сегодняшний день нуждаются во всестороннем научном обосновании, прежде чем они превратятся в некую оздоровительную технологию. И первым камнем преткновения является определение сущности и структуры педагогической категории «физкультурно-оздоровительная деятельность» [2, с.64].

— забота человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния. Умение эффективно применять многообразие средств физического воспитания для этой цели;

— развитие системы знаний об организме, физическом состоянии, о средствах воздействия на него;

— развитие мотивации на заботу о своем физическом состоянии, готовности оказать посильную помощь другим людям в оздоровлении и физическом совершенствовании».

— Снижение негативных последствий учебной нагрузки; обеспечение достаточного объема двигательной активности учащихся; обучение основам двигательной деятельности.

— Формирование системы знаний по методике самостоятельных занятий физическими упражнениями.

— Формирование мотивационно-ценностной мотивации ведения здорового образа жизни.

Вернемся к характеристике и методическим рекомендациям по организации и проведению мероприятий физкультурно-оздоровительной деятельности учреждений дополнительного образования в целях формирования культуры здорового образа жизни.

Гимнастика до учебных занятий. Является одной из составных частей комплекса здоровьесберегающих мероприятий в учреждениях дополнительного образования.

Цель проведения гимнастики: оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности ЦНС, воздействовать на все органы и системы организма с целью обеспечения необходимого уровня умственной и физической работоспособности, способствование организованному началу учебных занятий и содействие воспитанию привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями. Организация гимнастики.

Физкультминутки. Являются одним из основных средств двигательной активности воспитанников в период образовательной деятельности учреждения. Цель физкультминутки: ослабление неблагоприятного воздействия факторов малоподвижной и психически напряженной трудовой и учебной деятельности детей, формирование навыков снятия стрессовых состояний или чувства утомления средствами аутогенной тренировки или физическими упражнениями.

Выбор того или иного упражнения, объединение их в комплекс должен удовлетворят уровню развития физических способностей и антропометрических данных воспитанников, задачам, поставленным в программе занятий. Например, при выборе изометрических упражнений предпочтение надо отдавать упражнениям, воздействующим на как можно большее количество мышечных групп.

Интенсивность нагрузки, определяется продолжительностью непрерывной физической работы и временем отдыха между упражнениями и подходами. [4, с.119].

Физкультурно-оздоровительная работа как механизм формирования личности школьников

Юношескому возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего, надо отметить некоторые особенности роста и физического развития в этом возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом веса уже к концу подросткового возраста постепенно уменьшается. У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности движений. Постепенно исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первого периода полового созревания. Новые впечатления, беспокойства подростка, уже не являются непонятными и необычными, к ним юноша привык, они беспокоят, но меньше, хотя, понятно, острота их полностью не исчезает. Трата энергии, вызванная предыдущем возрастом в связи с этим, а также в связи с тем, что прирост веса становится больше относительно прироста роста, значительно уменьшается, внутренние силы всё больше увеличиваются.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества. [12]

Для выяснения сущности личностных качеств важным является вопрос об их внутренней структуре, который затрагивался в некоторых социологических, психологических и педагогических исследованиях (И.С. Кон, И.С. Марьенко, Л.И. Рувинский, И.Ф. Харламов и др.) [15, с.114]..

Несмотря на определенные различия в трактовке учеными структуры личностных качеств, в ней выделяются следующие психологические компоненты:

— Потребностно-мотивационный, представляющий собой систему доминирующих потребностей и мотивов деятельности и поведения школьников;

— Интеллектуально-чувственный, определяющий уровень развития сознания школьников (знания, взгляды, убеждения, идеалы, эмоции и чувства);

— Поведенческо-волевой, выражающий степень сформированности и устойчивости умений, навыков и привычек поведения, а также волевых качеств личности школьника.[18]

Мотив, отражающий в сознании потребность и объект ее удовлетворения (цель), имеет следствием сознательное побуждение, приводящее человека к целенаправленной активности, связанной с достижением цели. Если мотив устойчив, а цель, которую ставит перед собой человек, имеет общественную значимость, то вызываемую ими активность человека называют деятельностью. Таким образом, деятельность можно определить как специфически человеческую, регулируемую сознанием «внутреннюю» (психическую) и «внешнюю» (двигательную) активность, направленную на достижение сознательно поставленной и имеющей общественную значимость цели.

Структура спортивной деятельности. Спортивную деятельность понимают в широком и более узком плане. В первом смысле речь идет о тренировочном процессе в целом, т. е. о деятельности, осуществляемой периодически, систематически и длительное время (в течение нескольких лет). В этом случае можно говорить о макроструктуре деятельности спортсменов. Структурной единицей деятельности в этом случае являются тренировочные занятия и соревнования, частота, длительность и характер которых соответствуют долгосрочным тренировочным планам. Тренировочные (и учебные в школе) занятия, а также соревнования, как более узко понимаемая деятельность, характеризуются мезоструктурой. Структурной единицей такой деятельности являются действия (сенсорные, умственные, двигательные), в связи, с чем под деятельностью нередко понимают совокупность действий, направленных на удовлетворение потребности. Однако деятельность это не просто сумма отдельных действий. Это действия, объединенные в целостную систему, взаимосвязанные друг с другом и выполняемые по общему плану (программе) тренировочного занятия или соревнования. [9, с.52].

Учебные тренировочные занятия, а также спортивные соревнования характеризуются преобладанием двигательных действий (физических упражнений), в которых представлены и психические, и двигательные, и вегетативные компоненты. Осуществление движений по определенной программе требует сбора информации о ситуации, в которой протекает деятельность, т. е. участия работы анализаторов, центральных мозговых аппаратов, связанных с переработкой информации, выработкой программы действия, посылки импульсов к исполнительным органам. Но движения это и сокращение мышц это трата на него энергии, а значит биохимические реакции в мышцах, усиление работы вегетативных систем, обеспечивающих мышцы энергией и сохраняющих постоянство внутренней среды организма.[13]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *