Что относится к субъектам товароведной деятельности

Субъекты товароведной деятельности

Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей.

Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. В первую группу входят товароведы — специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории специалистов, по некоторым данным, приходится 25 % всех руководителей и специалистов в торговле.

Вторая группа представлена субъектами, на удовлетворение потребностей которых нацелена товароведная деятельность, — это потребители товаров.

Что относится к субъектам товароведной деятельности

Товароведы — специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.

Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в котором они работают. Можно выделить два основных направления товароведной деятельности: технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения, и организаторское, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров.

Вторая группа субъектов, на которых направлена товароведная деятельность, представлена потребителями. Следует отметить, что потребители с их потребностями и запросами находятся в центре внимания всех специалистов организаций-изготовителей и продавцов, а также транспортных, складских и иных организаций. Однако профессиональная деятельность товароведов и маркетологов должна быть ориентирована в первую очередь на потребителя.

Товароведы редко взаимодействуют непосредственно с потребителем. Чаще это взаимодействие носит косвенный характер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный результат — реализацию товаров, составные характеристики которых в комплексе или по отдельности удовлетворяют запросы потребителей.

Для этого товаровед должен не только сформировать товарную номенклатуру с учетом реального или прогнозируемого спроса, но и принять участие в стимулировании сбыта путем позиционирования товаров для показа их достоинств в сравнении с другими товарами-аналогами и/или фирмами-конкурентами. Только доскональное знание товара дает возможность товароведам справиться с поставленными задачами.

Источник

СУБЪЕКТЫ ТОВАРОВЕДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что относится к субъектам товароведной деятельности Что относится к субъектам товароведной деятельности Что относится к субъектам товароведной деятельности Что относится к субъектам товароведной деятельности

Что относится к субъектам товароведной деятельности

Что относится к субъектам товароведной деятельности

Субъект– человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятель­ности, а также носитель прав и обязанностей. Субъекты товароведной деятельностиподразделяются на две группы. В первую группу входят товароведы – спе­циалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории специ­алистов приходится 25-30% всех руководителей и специ­алистов в торговле.

Вторая группа представлена субъектами, на удовле­творение потребностей которых нацелена товароведная деятельность. К ней относятся потребители товаров, поэ­тому эта группа по численности превосходит первую.

Товароведы – специалисты, обеспечивающие продви­жение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимост­ной характеристик товара, а также запросов потребителей. Сам термин «товаровед» в буквальном смысле может быть истолкован как «знаток товара» или «субъект, знаю­щий товар». Именно глубокое знание товаров отличает то­вароведов от других специалистов торговли, промышлен­ности и сельского хозяйства.

Товароведы осуществляют профессиональную деятель­ность в тесном взаимодействии с технологами и маркетоло­гами. Первые обеспечивают производство продукции, т.е. стоят на начальном этапе производства продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической дея­тельности продукция, ставшая товаром, превратилась в объект товароведной деятельности.

Товароведы входят в состав отделов: коммерческих, реализации или других структурных подразделений про­мышленных, сельскохозяйственных и торговых организа­ций. Но все же больше всего этих специалистов работает в торговле (оптовой и розничной) и общественном питании.

Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного под­разделения, в котором они работают. Можно выделить два основных направления товароведной деятельности: техно­логическое, обеспечивающее технологию товародвижения, и организаторское, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров. Поэтому и на производстве, и в торговле нужны две категории товароведов: товароведы-технологи (инже­неры) и товароведы-организаторы. Последние по выполня­емым функциям близки к маркетологам и в отдельных ви­дах деятельности могут даже дублировать их. Не случай­но, что в России, где подготовка маркетологов началась недавно и еще не сформирован контингент этих специалис­тов, некоторые виды маркетинговой деятельности в торго­вых организациях выполняют товароведы. Более того, в крупных, вновь образованных магазинах товароведы вхо­дят в состав отделов маркетинга.

Однако деятельность товароведов в отличие от марке­тологов больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительских свойств товаров.

Вместе с тем товароведам-технологам и организаторам присущ ряд общих должностных обязанностей, выполнение которых требует определенных знаний, умения и навыков.

Товаровед должен знать в области товароведения:

— эмпирические и аналитические методы, что позволяет наиболее рационально разбираться во всем многообразии ассортиментного перечня, средств и способов сохранения ка­чества и количества товаров в процессе товародвижения;

— ассортимент (товарную номенклатуру), показатели, его характеризующие, способы и этапы управления ассорти­ментом;

— основные направления развития и совершенствования ассортимента;

— номенклатуру потребительских свойств и показателей, критерии их выбора при оценке качества;

— количественные характеристики единичных экземпля­ров товаров и товарных партий, правила отбора проб из партий;

— факторы, влияющие на формирование и сохранение ка­чества товаров;

— виды потерь и причины их возникновения, порядок спи­сания;

— виды, функции, формы и средства товарной информа­ции;

— товароведные характеристики товарных групп и кон­кретных товаров.

Что относится к субъектам товароведной деятельности

Теоретические знания реализуются через определен­ные товароведные навыки, поэтому товаровед должен уметь:

— классифицировать, анализировать и обобщать резуль­таты оценки товаров по различным признакам (назначе­нию, надежности, составу и т.п.) для более полного удовле­творения спроса потребителей разных сегментов рынка, а также для создания потребительских предпочтений и обес­печения конкурентоспособности товаров;

— определять и анализировать показатели ассортимента для достижения рациональной ассортиментной политики организации с учетом направления развития и совершен­ствования товаров однородных групп;

— оценивать качество товаров путем выбора наиболее приемлемой номенклатуры свойств и показателей, опре­деления фактических значений и сопоставления с регла­ментируемыми значениями;

— проводить диагностику дефектов, выявлять причины их возникновения для принятия решений о возможности (или невозможности) предъявления претензий и материальных исков виновным лицам, а также использования для пище­вых, кормовых целей, промпереработки или уничтожения;

— идентифицировать товарные партии, рассчитывать и отбирать пробы в соответствии с установленными требо­ваниями;

— определять приемочные и браковочные числа для про­ведения приемо-сдаточного и текущего контроля качества в соответствии с установленными требованиями;

— проводить измерения товаров и товарных партий для установления их количественных характеристик при учете на разных этапах товародвижения;

— учитывать формирующие факторы для прогнозирова­ния качества и конкурентоспособности товаров, а также для оценки возможности изготовителя выпускать товары, уровень качества которых соответствует потребностям кон­кретного сегмента рынка;

— регулировать факторы, влияющие на сохраняемость товаров при хранении и подготовке к реализации;

— осуществлять контроль за созданием и поддержанием климатического и санитарно-гигиенического режимов хра­нения, размещением товаров;

— участвовать в выборе наиболее приемлемых видов тор­гового оборудования для хранения, подготовки к продаже и реализации с учетом особенностей товаров или товарных групп, для которых это оборудование будет предназначено;

— разрабатывать и осуществлять мероприятия по пред­отвращению и снижению потерь;

— обеспечивать подготовку товаров к реализации для формирования надлежащего качества и количества, улуч­шения товарного вида и предупреждения реализации то­варов, не соответствующих по качеству установленным требованиям;

— работать с товарно-сопроводительными документами для определения и/или проверки всех характеристик товар­ной партии, изготовителя и поставщика, других сведений, необходимых для дальнейшей работы с товаром;

— выявлять с помощью различных средств основопола­гающую, коммерческую и потребительскую информацию для наиболее полного ознакомления с товаром и создания потребительских предпочтений, что позволяет стимулиро­вать сбыт товаров;

— идентифицировать товар с помощью маркировки раз­ных видов, расшифровывать информационные знаки на маркировке и товарно-сопроводительных документах для предоставления потребителям достаточной и достоверной информации;

— работать с конкретными товарами – идентифициро­вать их к определенной ассортиментной группе и виду, оценивать качество, обеспечивать сохранение товаров на всем пути их движения к потребителю.

Вторая группа субъектов, на которых направлена това­роведная деятельность, представлена потребителями. Сле­дует отметить, что потребители с их потребностями и за­просами находятся в центре внимания всех специалистов организаций-изготовителей и продавцов, а также транс­портных, складских и иных организаций. Однако професси­ональная деятельность товароведов и маркетологов долж­на быть ориентирована в первую очередь на потребителя.

В этом отношении они близки к тем органам государствен­ного регулирования и общественным организациям, в ком­петенцию которых входит защита прав потребителей (Го­сударственный комитет Российской Федерации по антимо­нопольной политике и поддержке новых экономических струк­тур, Государственная инспекция по контролю качества, со­блюдению правил торговли и защите прав потребителей, союзы и общества по защите прав потребителей и др.).

В этой связи необходимо рассмотреть понятие «потре­битель», принятое в отечественной и зарубежной практи­ке, а также показать специфику товароведной деятельнос­ти при взаимодействии товароведов с потребителями.

Определение термина «потребитель» дано в Федераль­ном законе «О защите прав потребителей»:

«Потребитель – гражданин, имеющий намерение зака­зать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключитель­но для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечени­ем прибыли» (ст. 1).

Определение этого термина в международной практике несколько иное. В международном стандарте МС ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь» дано следующее определение термина:

«Потребитель – получатель продукции, предоставляе­мой поставщиком».

Таким образом, в отличие от российского определения термина «потребитель» как конечного покупателя в меж­дународной практике потребитель может быть внешним и внутренним получателем, использующим приобретаемый товар на конечные цели потребления или для производст­ва новых видов продукции или услуг.

Товароведы редко взаимодействуют непосредственно с потребителем. Чаще это взаимодействие носит косвенный характер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный результат – реализацию товаров, составные ха­рактеристики которых в комплексе или по отдельности удовлетворяют запросы потребителей.

Для этого товаровед должен не только сформировать товарную номенклатуру с учетом реального или прогнози­руемого спроса, но и принять участие в стимулировании сбыта путем позиционирования товаров для показа их до­стоинств в сравнении с другими товарами-аналогами и/ или фирмами-конкурентами. Только доскональное знание товара дает возможность товароведам справиться с по­ставленными задачами.

Источник

Субъекты и объекты товароведения

Объектами товароведной и коммерческой деятельности являются товары, их потребительная стоимость и аспекты качества. В товароведении лекарственных средств это препараты, применяемые для лечения как человека, так и животных, а также специфические ветеринарные препараты.

Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т. п.).

Коммерческая деятельность отличается большей широтой охвата объектов, включает не только товары, но и услуги (основные и вспомогательные), ценные бумаги, интеллектуальную продукцию, а также работу по организации товародвижения.

Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными, удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.

Характеристика — совокупность отличительных видовых свойств, признаков предмета или явления.

Ассортиментная характеристика товаров — совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение.

Качественная характеристика товаров — совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности.

Количественная характеристика товаров — совокупность определенных внутренних свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц измерения.

Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. Первую группу составляют специалисты, непосредственно связанные с обращением ветеринарных препаратов в силу своих служебных обязанностей (ветеринарные врачи, фельдшеры, санитары, кладовщики, провизоры в ветеринарных аптеках), вторую — владельцы животных, приобретающие ветеринарные препараты для лечения своих подопечных.

В товароведении применяют две группы методов: научного познания и практической товароведной деятельности.

Методы научного познания направлены на исследование товара, его потребительных характеристик и их изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические (экспериментальные) и аналитические методы.

Эмпирические (экспериментальные) методы основаны на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров.

В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на квалиметрические (измерительные) — физические, физико-химические, химические, биологические и органолептические.

1. Измерительный метод определения значений показателей качества продукции осуществляется на основе технических средств измерений.

2. Органолептический метод определения значений показателей качества продукции осуществляется с помощью органов чувств.

Аналитические методы основаны на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. Они подразделяются на две подгруппы: методы управления научным познанием и методы систематизации.

К методам управления научным познанием относятся анализ, диагностика, прогнозирование, программирование и планирование. Анализ товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами. Результаты анализа могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий, сроков хранения и т. п. На основе данных, полученных методом прогнозирования, осуществляется программирование, т. е. определяется алгоритм деятельности специалистов по обеспечению заданных характеристик товаров или рационального товародвижения. В результате применения аналитических методов становится возможным дальнейшее планирование научного познания товаров.

Методы систематизации — группирование объектов с близкими свойствами по общим признакам, расположение их в определенном порядке. Основополагающие методы систематизации — идентификация, обобщение (группировка), классификация и кодирование.

Идентификация — установление тождества неизвестного объекта (например, вещества) с другим, известным. Присвоение объекту уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков и т. п., позволяющих однозначно выделять его из других объектов.

Обобщение (группировка) — метод объединения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп.

Классификация — разделение множества объектов по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Источник

Субъекты товароведной деятельности

Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей.

Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. В первую группу входят товароведы — специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории специалистов приходит­ся 25—30% всех руководителей и специалистов в торговле.

Кроме того, в отделах сбыта и снабжения промышленных и сельскохозяйственных организаций также работают товарове­ды. Поэтому не случайно, что в ряде технических вузов, техни­кумов и колледжей в перечень специальностей введена подго­товка товароведов.

Товароведы— специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассорти­ментной, качественной, количественной и стоимостной харак­теристик товара, а также запросов потребителей.

Сам термин «товаровед» в буквальном смысле может быть истолкован как «знаток товара» или «субъект, знающий товар». Именно глубокое знание товаров отличает товароведов от другихспециалистов торговли, промышленности и сельского хозяйства.

Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесномвзаимодействии с технологами и маркетологами. Пер­вые обеспечивают производство продукции, т. е. стоят на на­чальном этапе производства продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической деятельности продукция, ставшая то­варом, превратилась в объект товароведной деятельности.

Товароведы входят в состав коммерческих отделов, отделов реализации или других структурных подразделений промыш­ленных, сельскохозяйственных и торговых организаций. Но все же больше всего этих специалистов работает в торговле (опто­вой и розничной) и общественном питании.

Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в котором они работают. Можно выделить три основных направ­ления товароведной деятельности:

технологическое, обеспечи­вающее технологию товародвижения;

организационно-управлен­ческое, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров;

маркетинговое, предназначенное для выявления потребностей и товаров как средств их удовлетворения.

Поэтому и на производстве, и в тор­говле нужны три категории товароведов: товароведы-технологи (инженеры), товароведы-менеджеры и товароведы-маркетологи. Последние по выполняемым функциям близки к маркетологам и в отдельных видах деятельности могут даже дублировать их. Не случайно, что в России, где подготовка маркетологов началась недавно и еще не сформирован контингент этих специалистов, некоторые виды маркетинговой деятельности в торговых орга­низациях выполняют товароведы. Более того, в крупных, вновь образованных магазинах товароведы входят в состав отделов маркетинга.

Однако деятельность товароведов в отличие от маркетологов больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительских свойств товаров.

Наряду с этим, за последнее десятилетие в торговых вузах возникло новое направление — подготовка товароведов-экс­пертов, что послужило основанием расширения сферы их дея­тельности и нашло отражение в названии специальности-351100 «Товароведение и экспертиза товаров». Следует отме­тить, что и до введения такой подготовки специалисты-товаро­веды находили широкое применение в качестве экспертов Тор­гово-промышленной палаты России, бюро товарных экспертиз, органов по сертификации и испытательных лабораторий, ин­спекторов Госторгинспекции, а в настоящее время — специа­листов и руководителей отделов защиты потребителей Феде­ральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Требования к профессиональной компетентности товарове­да регламентируются ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу», Тарифно-квалифи­кационными характеристиками (требованиями) по общеотрас­левым должностям служащих, утвержденными постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и дру­гих служащих, утвержденным постановлением Минтруда Рос­сии от 21 августа 1998 г. № 37.

В соответствии с ГОСТ Р 51305-99 к товароведам предъявля­ются следующие требования:

• наличие среднего специального или высшего профессио­нального образования по специальности: СПО 0612 «Товарове­дение» или ВПО 351100 «Товароведение и экспертиза товаров»;

• осуществление контроля за соблюдением условий и сро­ков поставки, транспортирования, приемки, хранения товаров, правил маркировки и упаковки, за соответствием их качества и количества, согласно заявленным в товарно-сопроводительных и/или нормативных документах, а также на маркировке и иных носителях информации;

• своевременное оформление претензионных материалов по качеству, упаковке и маркировке товаров;

• участие в рассмотрении претензий покупателей на некаче­ственный товар;

• знание потребительских свойств и показателей качества закупаемых и реализуемых товаров; умение их оценивать, опре­делять дефекты, причины возникновения, способы использова­ния или предотвращения попадания дефектных товаров в тор­говлю, а при необходимости и своевременного изъятия из тор­говли;

• применение средств измерений, поверенных в установ­ленном порядке; • участие в формировании ассортимента реализуемых това­ров;

• установление нормируемой и фактической естественной убыли и определение порядка их списания;

• участие в проведении инвентаризации товаров.

В документах Минтруда России (ныне — Министерство эко­номического развития и торговли РФ) устанавливаются более широкие требования не только к товароведу розничной торгов­ли, а к специалисту-товароведу независимо от того, в какой от­расли народного хозяйства он работает. Кроме того, представлены требования к профессиональной компетент­ности товароведов разных категорий:

товароведI категории:высшее профессиональное образова­ние и стаж работы в должности товароведа IIкатегории не ме­нее трех лет;

товароведII категории:высшее профессиональное образова­ние и стаж работы в должности товароведа не менее трех лет;

товаровед:высшее профессиональное образование без предъ­явления требований к стажу работы или среднее профессио­нальное образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее трех лет.

Вместе с тем товароведам-технологам присущ ряд должност­ных обязанностей, выполнение которых требует определенных знаний, умения и навыков.

Товаровед должен знать в области товароведения:

• эмпирические и аналитические методы, что позволяет наиболее рационально разбираться во всем многообразии ас­сортиментного перечня, средств и способов сохранения качест­ва и количества товаров в процессе товародвижения;

• ассортимент (товарную номенклатуру), показатели, его ха­рактеризующие, способы и этапы управления ассортиментом;

• основные направления развития и совершенствования ас­сортимента;

• номенклатуру потребительских свойств и показателей, критерии их выбора при оценке качества;

• количественные характеристики единичных экземпляров товаров и товарных партий, правила отбора проб из партий;

• факторы, влияющие на формирование и сохранение каче­ства товаров; виды потерь и причины их возникновения, порядок спи­сания;

• виды, функции, формы и средства товарной информации;

• товароведные характеристики товарных групп и конкрет­ных товаров.

Теоретические знания реализуются через определенные то­вароведные навыки, поэтому товаровед должен уметь:

• классифицировать, анализировать и обобщать результаты оценки товаров по различным признакам (назначению, надеж­ности, составу и т. п.) для более полного удовлетворения спро­са потребителей разных сегментов рынка, а также для создания потребительских предпочтений и обеспечения конкурентоспо­собности товаров;

• определять и анализировать показатели ассортимента для достижения рациональной ассортиментной политики организа­ции с учетом направления развития и совершенствования това­ров однородных групп;

• оценивать качество товаров путем выбора наиболее при­емлемой номенклатуры свойств и показателей, определения фактических значений и сопоставления с регламентируемыми значениями;

• проводить диагностику дефектов, выявлять причины их возникновения для принятия решений о возможности (или не­возможности) предъявления претензий и материальных исков виновным лицам, а также использования для пищевых, кормо­вых целей, промпереработки или уничтожения;

• идентифицировать товарные партии, рассчитывать и отби­рать пробы в соответствии с установленными требованиями;

• определять приемочные и браковочные числа для прове­дения приемо-сдаточного и текущего контроля качества в соот­ветствии с установленными требованиями;

• проводить измерения товаров и товарных партий для уста­новления их количественных характеристик при учете на раз­ных этапах товародвижения;

• учитывать формирующие факторы для прогнозирования качества и конкурентоспособности товаров, а также для оценки возможности изготовителя выпускать товары, уровень качества которых соответствует потребностям конкретного сегмента рынка;

• регулировать факторы, влияющие на сохраняемость това­ров при хранении и подготовке к реализации; • осуществлять контроль за созданием и поддержанием кли­матического и санитарно-гигиенического режимов хранения, размещением товаров;

• участвовать в выборе наиболее приемлемых видов торго­вого оборудования для хранения, подготовки к продаже и реа­лизации с учетом особенностей товаров или товарных групп, для которых это оборудование будет предназначено;

• разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвра­щению и снижению потерь;

• обеспечивать подготовку товаров к реализации для фор­мирования надлежащего качества и количества, улучшения то­варного вида и предупреждения реализации товаров, не соот­ветствующих по качеству установленным требованиям;

• работать с товарно-сопроводительными документами для определения и/или проверки всех характеристик товарной пар­тии, изготовителя и поставщика, других сведений, необходи­мых для дальнейшей работы с товаром;

• выявлять с помощью различных средств основополагаю­щую, коммерческую и потребительскую информацию для наи­более полного ознакомления с товаром и создания потреби­тельских предпочтений, что позволяет стимулировать сбыт то­варов;

• идентифицировать товар с помощью маркировки разных видов, расшифровывать информационные знаки на маркиров­ке и товарно-сопроводительных документах для предоставле­ния потребителям достаточной и достоверной информации;

• работать с конкретными товарами — идентифицировать и относить их к определенной ассортиментной группе и виду, оценивать качество, обеспечивать сохранение товаров на всем пути их движения к потребителю.

Вторая группа субъектов, на которых направлена товаровед­ная деятельность, представлена потребителями. Следует отме­тить, что потребители с их потребностями и запросами нахо­дятся в центре внимания всех специалистов организаций-изго­товителей и продавцов, а также транспортных, складских и иных организаций. Однако профессиональная деятельность то­вароведов и маркетологов должна быть ориентирована в пер­вую очередь на потребителя. В этом отношении они близки к организациям, в компетенцию которых входит защита прав по­требителей (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор).

В этой связи необходимо рассмотреть понятие «потреби­тель», принятое в отечественной и зарубежной практике, а так­же показать специфику товароведной деятельности при взаи­модействии товароведов с потребителями.

Определение термина «потребитель» дано в Законе РФ «О защите прав потребителей» «Потребитель — гражданин, имею­щий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с из­влечением прибыли» (ст. 1).

Определение этого термина в зарубежной практике не­сколько иное. В МС ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Словарь» дано следующее определение термина: «По­требитель — получатель продукции, предоставляемой постав­щиком».

Таким образом, в отличие от российского определения тер­мина «потребитель» как конечного покупателя в международ­ной практике потребитель может быть внешним и внутренним получателем, использующим приобретаемый товар на конеч­ные цели потребления или для производства новых видов про­дукции или услуг.

Товароведы редко взаимодействуют непосредственно с по­требителем. Чаще это взаимодействие носит косвенный харак­тер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный результат — реализацию товаров, составные характеристики ко­торых в комплексе или по отдельности удовлетворяют запросы потребителей.

Для этого товаровед должен не только сформировать товар­ную номенклатуру с учетом реального или прогнозируемого спроса, но и принять участие в стимулировании сбыта путем позиционирования товаров для показа их достоинств в сравне­нии с другими товарами-аналогами и/или фирмами-конкурен­тами. Только доскональное знание товара дает возможность то­вароведам справиться с поставленными задачами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *