Что относится к субъектам предпринимательства
Что относится к субъектам предпринимательства
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 пп. «б» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.
б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 207-ФЗ)
С 01.01.2022 ч. 1.1 ст. 4 дополняется п. 2.2 (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.
3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ)
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
До 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные настоящей статьей, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ
Информация об изменениях:
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Информация об изменениях:
1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
Информация об изменениях:
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
Информация об изменениях:
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;
Единый реестр субъектов МСП: для чего он нужен и как в него попасть
background:white»> Сведения о доходах и среднесписочной численности работников компаний и ИП, а также данные ЕГРЮЛ и ЕГРИП стали ценной базой для формирования Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Какие преимущества он дает бизнесу?
Единый реестр субъектов МСП представляет собой открытую базу данных, с помощью которой можно убедиться, действительно ли хозяйствующий субъект относится к малым или средним предпринимателям.
Реестр, как системное решение, помогает снизить затраты не только малых, но и крупных компаний. В первом случае открытая база оптимизирует процесс подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки. Во втором случае ресурс упрощает поиск поставщиков.
Полезен реестр и для ведомств, которые могут использовать содержащиеся в нем сведения для планирования надзорной деятельности. По словам представителей Минэкономразвития, поскольку до 31 декабря 2020 года для малых предприятий предусмотрены надзорные каникулы, то, сверяя информацию о них, контрольные органы будут ориентироваться именно на реестр.
В условиях распространения коронавируса меры поддержки бизнеса в большей степени будут ориентированы на компании из реестра МСП. Наличие в реестре сведений о компании или ИП является одним из условий для получения субсидий и других преференций для бизнеса, работающего в пострадавших отраслях.
Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ расширил основания для включения субъектов в реестр МСП. В 2020 году в него смогут попасть те, кто не подал отчетность вовремя в 2019 году. Новый предельный срок сдачи отчетности за 2018 год — 30 июня.
Субъекты МСП, которые не были включены в реестр 10 августа 2019 года из-за отсутствия отчетности за 2018 год, будут в него добавлены, если представят отчетность за 2018 год не позднее 30 июня 2020 года.
Какие сведения о субъектах МСП содержатся в реестре в открытом доступе
Чтобы получить сведения о юрлице или ИП, необходимо в строке «поиск» ввести ИНН, ОГРН или ОГРНИП, наименование организации или ФИО ИП. Также возможен поиск по списку ИНН.
Выйдет следующая информация, которую при желании можно выгрузить в формате Excel:
Онлайн-бухгалтерия для нового бизнеса: рассчитывайте зарплату, налоги и страховые взносы в одном окне
Принципы формирования реестра
Сдать любые виды отчетности во все контролирующие органы
Сведения о принадлежности субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства обновляются ежегодно 10 августа соответствующего календарного года, при этом используются данные ФНС по состоянию на 1 июля.
Налогоплательщик, нарушивший срок сдачи отчетности, попасть в реестр МСП не сможет. Непредставление отчетности — это причина, по которой сведения о таких ИП и компаниях исключаются из реестра 10 августа текущего календарного года. Важно также соблюдать сроки по представлению сведений о среднесписочной численности работников за прошедший год.
Какие сведения обновляются?
Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей, которые не разбираются в бухгалтерии. Начинающим ИП — год в подарок!
Критерии попадания в реестр
Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не превышает 25 %.
Суммарная доля участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49 %.
Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется на ООО, соответствующие требованиям в пп. «в» — «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования).
Учредители хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — юрлица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ. Юрлица включаются в перечень, если соответствуют одному из критериев :
Как предпринимателю попасть в реестр самому
С помощью специального сервиса предприниматель может подкорректировать данные о себе или внести в реестр дополнительные сведения, сообщив о своей продукции, опыте исполнения контрактов, участии в программах партнерства, уточнив контактную информацию.
Потенциальные партнеры в свою очередь смогут проверить эту информацию на сайте ФНС.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Кто относится к субъектам малого предпринимательства
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Все МСП включены в специальный реестр на сайте ФНС. Если вы не нашли там свое МСП, отправьте заявку на проверку сведений реестра.
Подобнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия
Первым критерием, на который нужно ориентироваться, является доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия 800 млн руб.
Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:
Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном капитале субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, УК должен иметь не более 49% доли участия иных юридических лиц (не считающихся МСП) или иностранных компаний. То есть минимум 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам или организациям малого и среднего бизнеса.
Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.
Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.
Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)
Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.
1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год
Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек
2. Вычисляем доход, приобретенный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности
Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб.
3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании
1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.
2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%
Нюансы малого и среднего предпринимательства
Как ведется и когда обновляется реестр МСП, читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:
Разобраться в нюансах упрощенного бухучета и отчетности на малых предприятиях помогут материалы:
Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:
Итоги
Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.
Министерство экономического развития
Российской Федерации
Часто задаваемые вопросы
Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства
Условия отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Согласно указанной статье к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 (далее – постановление № 702) и составляют:
При этом постановление № 702 применяется при расчете размера выручки за предыдущие периоды (календарные годы).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ категория субъекта МСП изменяется только в случае, если предельные значения средней численности работников и выручки выше или ниже установленных в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Уплата страховых взносов
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, которые обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам в части формирования их пенсионных прав, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 и пунктом 9 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» физические лица приобретают и утрачивают статус предпринимателя с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, начало и окончание уплаты страховых взносов поставлено в зависимость от даты государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и даты государственной регистрации прекращения им предпринимательской деятельности, а не от фактического периода ее ведения.
Для получения официальной информации рекомендуется обратиться в Минтруд России, который в соответствии с Положением о Минтруде России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (127994, г. Москва, ГСП-4, ул. Ильинка, д. 21, тел.: (495) 606-00-60).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены указанным федеральным законом.
Плательщики страховых взносов вправе обратиться в органы контроля за уплатой страховых взносов с письменным заявлением об отсрочке (рассрочке) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. Специальных требований к форме и содержанию такого заявления не предусмотрено. В заявлении целесообразно указать причину, препятствующую исполнению обязанности по уплате страховых взносов в установленный срок.
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» определен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, согласно которому отсрочка (рассрочка) предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов в соответствующий орган, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки):
Для получения официальной информации рекомендуется обратиться в Минтруд России, который в соответствии с Положением о Минтруде России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (127994, г. Москва, ГСП-4, ул. Ильинка, д. 21, тел.: (495) 606-00-60).
Программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
В настоящее время на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая состоит из следующих основных элементов:
Одной из наиболее масштабных программ поддержки малого и среднего предпринимательства является программа, реализуемая Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
В рамках программы средства федерального бюджета предоставляются Минэкономразвития России в виде субсидий субъектам Российской Федерации (при условии софинансирования расходов со стороны последних) на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации активной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
В реализации программы задействованы все регионы страны.
В рамках программы предусмотрен широкий спектр мероприятий поддержки для различных групп предприятий, в том числе:
При этом реализацию мероприятий, предусмотренных программой, осуществляет соответствующий уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.
Ряд мероприятий программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, направлен на расширение доступа малых и средних компаний к финансовым ресурсам, в том числе:
Для получения дополнительной информации о мероприятиях по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства рекомендуется обратиться в уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.
Кроме того, в целях повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства акционерным обществом «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк») реализуется отдельная программа поддержки.
АО «МСП Банк» направляет средства банкам-партнерам и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (в форме кредитной линии), которые в дальнейшем предоставляют кредиты, микрозаймы, заключают договора лизинга с субъектами малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» и Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создано акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация).
К основным задачам Корпорации относятся в том числе оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
Для получения информации о конкретных условиях предоставления поддержки рекомендуется обратиться в Корпорацию по адресу: 109074, г. Москва, Славянская площадь, д. 4, стр. 1, тел.: (495) 698-98-00, официальный сайт: www.acgrf.ru.
В Российской Федерации сформирована система институтов развития, деятельность которых направлена на организацию грантового и заемного финансирования инновационных проектов на разных стадиях цикла развития инноваций.
В число институтов развития входят следующие организации:
Поддержка инновационного предпринимательства также осуществляется в рамках программы Минэкономразвития России, реализуемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
В частности, по итогам реализации мероприятий программы в 2010-2015 годах в России будет действовать 101 центр поддержки предпринимателей в области инноваций и промышленного производства, в том числе:
Подробная информация о мерах поддержки инновационных предприятий представлена на Едином информационно-аналитическом портале государственной поддержки инновационного развития бизнеса по адресу: www.innovation.gov.ru.
В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации целевым образом предоставляет субсидии федерального бюджета субъектам Российской Федерации на мероприятия поддержки малых форм хозяйствования на селе.
Указанные меры поддержки включают в себя поддержку начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, субсидирование кредитов и займов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также компенсацию затрат крестьянских (фермерских) хозяйств по оформлению земельных участков в их собственность.
Для получения дополнительной информации о мероприятиях по поддержке малых форм хозяйствования на селе рекомендуется обратиться в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (контактная информация: 107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 1/11, тел.: (495) 607-80-00, факс: (495) 607-83-62, e- mail: info@mcx.ru, официальный сайт: www.mcx.ru). Также подробную информацию можно получить по номеру «горячей линии»: 8-800-700-03-80.
Товары, отнесенные к разряду подакцизных и полезных ископаемых, являются, как правило, высокомаржинальными товарами, реализация которых предполагает высокий уровень рентабельности.
Исходя из этого предоставление финансовой поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство (реализацию) подакцизных товаров или добычу (реализацию) полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), приведет к ситуации, когда такая поддержка будет предоставляться предпринимателям, которым она может формально не требоваться в силу наличия значительных экономических возможностей
Учитывая изложенное, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие данные виды деятельности, в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» исключены из круга субъектов малого и среднего предпринимательства, которые имеют право на получение финансовой поддержки.
При этом все иные формы и виды государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, определенные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», могут оказываться указанным субъектам предпринимательской деятельности.
Таким образом, если в учредительных документах хозяйствующего субъекта, а также в выписках из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и единого государственного реестра юридических лиц нет указания на производство и (или) реализацию подакцизных товаров, добычу и (или) реализацию полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), а также если хозяйствующий субъект реально не осуществляет указанные виды деятельности, то оказание предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» финансовой поддержки таким субъектам малого и среднего предпринимательства допускается.
Вместе с тем Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не установлены ограничения по осуществлению различных видов деятельности, в том числе по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации полезных ископаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, ранее получившими финансовую поддержку.
Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства
Статьей 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что одним из видов поддержки является имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов:
Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В частности, перечень недвижимого федерального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержден распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12 ноября 2015 г. № 818-р. Порядок предоставления предпринимателям имущества из данного перечня определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».
Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
По вопросам получения имущественной поддержки можно также обратиться в специализированные организации инфраструктуры – бизнес-инкубаторы, промышленные парки и технопарки, осуществляющие деятельность в субъектах Российской Федерации.
Субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом выкупа арендуемого ими имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Предусмотрено два случая выкупа арендуемого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности:
Согласно части 2 и 2.1 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ субъект малого и среднего предпринимательства, соответствующий требованиям статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ, может по собственной инициативе реализовать право на приобретение арендуемого имущества путем подачи заявления в уполномоченный орган.
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
В случае если заявитель не соответствует установленным статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 8 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ субъект малого и среднего предпринимательства может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение арендуемого имущества, в том числе достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества, в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства
Органами, обеспечивающими защиту нарушенных прав и законных интересов предпринимателей, являются:
1) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Российской Федерации (далее – бизнес-омбудсмен).
Правовое положение, основные задачи и компетенция бизнес-омбудсмена определены в Федеральном законе от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 78-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом № 78-ФЗ к полномочиям бизнес-омбудсмена относятся, в том числе, следующие полномочия:
Необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 78-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может учреждаться отдельная должность бизнес-омбудсмена в субъекте Российской Федерации.
Учитывая изложенное, по вопросу защиты нарушенных прав предприниматели могут обращаться к федеральному бизнес-омбудсмену (контактная информация: 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 7, стр. 1, офис 216, тел.: (495) 649-18-23, официальный сайт: www.бизнес- омбудсмен.рф), либо к региональному бизнес-омбудсмену, действующему в субъекте Российской Федерации.
2) Прокуратура Российской Федерации (субъекта Российской Федерации).
Осуществление надзора за соблюдением законов органами государственной власти и местного самоуправления отнесено к компетенции органов прокуратуры Российской Федерации. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
3) Судебные органы.
Защита прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, также может быть осуществлена в судебном порядке в соответствии с Гражданским или Арбитражным процессуальными кодексами Российской Федерации. При этом установлена возможность обжалования судебных решений (постановлений) в апелляционной, кассационной инстанциях, а также пересмотра судебных актов в порядке надзора или по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам.