Что относится к субъектам коммерческого предпринимательства охарактеризуйте их

Субъекты и виды предпринимательской деятельности.

Субъекты предпринимательской деятельности.

Субъект предпринимательства может быть либо физическим лицом, либо юридическим лицом.

Физическое лицо – это индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные согласно законодательству и характеризующиеся полной имущественной ответственностью по всем обязательствам.

Юридическое лицо – это организация, обладающая обособленным имуществом, которая может иметь гражданские права и обязанности, а также быть истцом или ответчиком в суде.

Если с физическими лицами все ясно, то с юридическими лицами все намного сложнее.

Классификация юридических лиц.

Юридические лица делятся, в первую очередь, на коммерческие и некоммерческие организации.

Некоммерческие организации – это потребительские кооперативы, общественные организации, религиозные организации, благотворительные фонды и т.д.

Коммерческие организации бывают следующие:

Виды предпринимательской деятельности.

Полный список видов предпринимательской деятельности в Российской Федерации огромен. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД-2 состоит из 21 раздела (буквы от «А» до «U» латинского алфавита), а в каждом разделе – по несколько видов.

Если же обобщить, то все эти виды можно рассортировать по четырем основным типам:

Источник

Понятие и особенности предпринимательского права

Ведение бизнеса невозможно без правовой грамотности предпринимателей. Хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов. Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок. Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательской деятельностью называют действия, направленные на извлечение прибыли из имеющихся в распоряжении ресурсов. Ресурсная база может быть сформирована из интеллектуальных способностей, имущественных активов. Предприниматель может создать свой бизнес-проект, основанный на оказании конкретных услуг или выполнении за вознаграждение работ.

ВАЖНО! Главные условия реализации предпринимательской деятельности – получение материальной выгоды, принятие рисков бизнеса и наличие официально присвоенного статуса коммерческой структуры или ИП. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Гражданское право предлагает идентифицировать предпринимательскую деятельность по такому набору признаков:

СПРАВОЧНО! Убыточный бизнес также признается предпринимательской деятельностью. Такие проекты не могут приносить своим владельцам прибыль, но все этапы развития направлены на достижение точки безубыточности и постепенный выход на уровень получения прибылей и сверхприбылей.

Для предпринимательской деятельности характерно наличие риска. Риски могут быть разных видов:

Риски способны положительно или отрицательно влиять на процессы в бизнесе. К некоторым из них руководители предприятий и ИП могут применять меры превентивного воздействия. Но невозможно бороться с проявлениями внешних рисков, такими как изменения в законодательной базе, форс-мажорные ситуации природного или техногенного происхождения. Предприниматель может попытаться максимально обезопасить себя, используя инструменты страхового рынка. Дополнительная мера воздействия – оптимизация системы контроля и управления внутри бизнес-структуры.

К признакам предпринимательской деятельности относят профессионализм и пребывание в постоянном поиске ресурсов для развития бизнеса. Профессионализм подразумевает наличие опыта практического ведения коммерческой деятельности или хотя бы минимальной теоретической подготовки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Профессионализм в качестве критерия идентификации предпринимательской деятельности применяется не ко всем направлениям хозяйствования. Этот критерий рассматривается среди основных при оценке работы лиц, занятых в проектах с условием обязательного лицензирования.

Для предпринимателей всех типов важно постоянно мониторить окружающую обстановку, анализировать конкурентную среду и соотносить свои показатели с данными прямых конкурирующих субъектов. Для поддержания высокой планки рентабельности приходится систематически подбирать новые ресурсы для развития проекта. Ресурсами, которые могут дать основу для выхода на более высокий уровень прибыльности, могут быть:

Источники предпринимательского права

Нормативно-правовое регулирование сферы предпринимательства осуществляется на уровне:

Для соблюдения рамок правового поля субъекты хозяйствования должны руководствоваться комплексом правовой документации. Процедура регистрации и финансовой деятельности, вопросы налогообложения раскрываются в Налоговом кодексе. Гражданский кодекс устанавливает правовой статус предпринимателей, обозначает круг их прав, функций, обязательств. Он оговаривает правила отнесения коммерсантов к той или иной категории бизнеса, устанавливает условия заключения сделок и порядок признания их действительности. Бюджетный кодекс регламентирует работу государственных структур и нюансы сотрудничества с ними коммерческих предприятий.

Ответственность за нарушение финансовой, налоговой дисциплины или правонарушения иного типа для предпринимателей предусматривается в КоАП и УК РФ. Если у субъекта хозяйствования имеются наемные работники, то необходимо тщательно изучить положения Трудового кодекса. Нарушение любого из его пунктов чревато внеплановой проверкой ряда контролирующих органов и назначением штрафных санкций с возможной приостановкой деятельности.

Перечень применяемых в деятельности предпринимателей федеральных законов зависит от направления бизнеса, формы хозяйствования и уровня конкуренции. Нормативные акты можно классифицировать по таким группам:

НА ЗАМЕТКУ! Миссия уточнения и более глубокого раскрытия общих норм в правовом поле возлагается на указы, постановления и приказы государственных органов и высокопоставленных чиновников.

Уточняющий характер для реализации учета в предпринимательстве носят положения о бухгалтерском учете (ПБУ). Они раскрывают детальную информацию о разных секторах учетных мероприятий, регулируют вопросы признания в учете активов, регламентируют процессы перемещения имущества, выбытия отдельных объектов. Их нормы полностью соотносятся с Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом.

Область бухгалтерского учета содержит внушительное число приказов ФНС, Правительства, Минфина, постановлений, писем и разъяснений. Указания могут касаться сразу комплекса вопросов или отдельно взятого частного случая. Многочисленность таких правовых актов в сфере бухгалтерского и налогового учета обусловлена сложностью всех процессов, наличием широкого набора специфических условий работы.

ВАЖНО! Предприниматели не могут игнорировать нормы, озвучиваемые в положениях, разъяснениях и постановлениях. Это элементы правового регулирования, на них при возникновении конфликтной ситуации будут опираться судебные органы.

На систему налогообложения влияют нормативные акты, издаваемые местными органами власти. Они распространяются на размер налоговых ставок по местным видам налогов, на систему организации отчетности по ним. Отраслевые стандарты и положения составляются для формирования инструкционного и методического материала. Эти сведения необходимы при разработке собственных форм первичной документации, оформлении локальных актов и регламентов (положение об охране труда, учетная политика предприятия и др.).

Понятие и виды хозяйственных правоотношений

Все субъекты предпринимательства в процессе своей деятельности вступают между собой в хозяйственные правоотношения. Это означает, что они взаимодействуют в рамках существующего правового поля, законодательная база создает критерии оценки действительности заключаемых сделок и правомочности реализации бизнес-проектов, регулирует разрешение коммерческих споров.

Структура хозяйственных правоотношений представлена комплексом прав участвующих лиц, набором их обязательств и норм поведения, правилами взаимодействия с контрагентами. Права могут носить абсолютный и относительный характер:

Для реализации функционала хозяйственных правоотношений характерно контактирование предпринимателей с государственными и муниципальными органами контроля и регулирования. Мониторинг и законодательная регламентация могут касаться таких объектов, как:

Необходимо различать разные виды хозяйственных правоотношений, которые регулируются отдельными законодательными актами:

ПРИМЕР! Абсолютные правоотношения неимущественного типа возникают, если предприниматель ведет бизнес в строгом соответствии с нормами законодательства: обеспечивает правильность документооборота, ведения учета и составления отчетности со своевременной их сдачей в контролирующие органы. Срыв срока подачи отчета или сбой в любом другом сегменте деятельности может быть идентифицирован в качестве правонарушения. Ситуация должна быть исправлена самостоятельно или под влиянием проверяющих структур.

Обязательственная разновидность правоотношений формируется при возникновении у одного из участников предпринимательской деятельности претензий по отношению к своему контрагенту. Требование может быть направлено на предоставление информации, передачу материальных ценностей или выполнение задекларированных в договоре работ.

Предпринимателям и владельцам коммерческих организаций при возникновении хозяйственных обязательств необходимо проводить комплексную оценку таких правоотношений. Анализ включает в себя:

Последний этап важен для определения правовой объективности предъявленных требований, законности претензий. Предприниматель при возникновении обязательств в процессе взаимодействия с другими субъектами хозяйствования должен рассматривать каждую сделку и требования как потенциальный источник правонарушения. Он должен на этапе проработки условий реализации договорных отношений обдумывать:

По составу участников правоотношений их деятельность может быть причислена к горизонтальному или вертикальному типу взаимодействия. При горизонтальных правоотношениях сделки заключаются между контрагентами. Основой их реализации являются закрепленные подписями договоры. Вертикальная система правоотношений в качестве одного из участников выдвигает контролирующий орган. Такие отношения характерны для предпринимателя и государственных структур, наделенных полномочиями контролировать деятельность бизнеса, оценивать степень ее соответствия правовым нормам.

Источник

Субъекты коммерческой деятельности

Понятие участников коммерческой деятельности

Торговый оборот представляет собой систему отношений участников гражданского оборота в сфере торговли, в этом смысле субъекты торгового оборота выступают функциональными элементами этой системы. В качестве главного субъекта торгового оборота рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. С учетом этого во многих странах, где существует торговое право как самостоятельная отрасль и торговая деятельность кодифицирована, при определении субъектов коммерческих отношений в литературе по коммерческому праву известно понятие «коммерсант».

В зарубежном законодательстве проводится четкое разграничение в регламентации деятельности коммерсантов и некоммерсантов соответственно. Указанные разграничения в первую очередь относятся к таким странам континентальной системы права, как Франция, Германия, Испания и Бельгия, а также к ряду латиноамериканских и других государств романо-германской системы права. Законодательству государств с единой системой частного права, в частности США и Англии, а также стран английской системы права, таких как Италия, Нидерланды, Швейцария и некоторые другие, как правило, неизвестно формально-юридическое понятие коммерсанта и торговой сделки. По определению Б.И. Пугинского, коммерсантом может называться любое лицо, осуществляющее торговлю товарами в виде предпринимательства. В широком смысле слова любой предприниматель является коммерсантом. Именно такое понимание коммерческой деятельности и коммерсанта заложено в торговых кодексах ряда государств. Так, ст. L.121-1 Коммерческого кодекса Франции определяет: «Коммерсантами являются лица, которые осуществляют коммерческие акты в процессе своей обычной профессиональной деятельности». Развернутый перечень видов предпринимательской деятельности, которой занимаются коммерсанты, содержится в первом разделе «Коммерсанты» книги первой «Торговое сословие» Германского торгового уложения.

В США Единообразный торговый кодекс (ЕТК) в ст. 2-104 определяет коммерсанта как лицо, которое совершает операции с товарами определенного рода или может рассматриваться как обладающее особыми знаниями и опытом в отношении предмета сделки по роду своих занятий, характеру поведения или использованию посредника. По общему правилу в силу отсутствия необходимых знаний и умений относительно предмета сделки в отношениях с коммерсантом некоммерсант как слабая сторона договора в силу общеправовых требований равенства и справедливости обеспечивается повышенной защитой со стороны государства.

Субъектами коммерческого права являются зарегистрированные в установленном порядке лица, обладающие способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений, профессионально участвующие в торговом обороте с целью извлечения прибыли и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Отличия круга субъектов коммерческого права от субъектов гражданского и предпринимательского права

Отличия субъектов гражданского права от предпринимательского и коммерческого права определяются объемом правового регулирования гражданского права как отрасли права. Круг субъектов гражданского права значительно шире, чем в предпринимательском и коммерческом праве. В него не включаются лица, профессионально занимающиеся предпринимательской деятельностью с целью извлечения прибыли. Однако любые предпринимательские отношения являются разновидностью гражданско-правовых отношений, и поэтому все субъекты коммерческого и предпринимательского права являются субъектами гражданско-правовых отношений. Признаки предпринимательской деятельности, определенные в п. 1 ст. 2 ГК РФ, выделяют субъектов коммерческого и предпринимательского права в особую группу субъектов предпринимательской деятельности в гражданско-правовых отношениях.

Признаками, объединяющими субъектов коммерческого и предпринимательского права в группу субъектов предпринимательской деятельности, являются особенности предпринимательской деятельности: 1) субъекты предпринимательской деятельности самостоятельны в приобретении и осуществлении своих гражданских прав своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ) и свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству его условий; 2) субъекты предпринимательской деятельности осуществляют свою деятельность на свой риск, поэтому риски должны покрываться за собственный счет; 3) они действуют всегда с целью извлечения прибыли; 4) они должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке; 5) субъекты предпринимательской деятельности несут особую форму ответственности (ответственность без вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ)).

Однако между субъектами коммерческого и предпринимательского права имеются существенные различия, которые определяются:

1) объектом правоотношения. Субъекты коммерческого права осуществляют деятельность, целью которой является продвижение товаров на оптовом рынке от производителей к оптовым потребителям. Сферой деятельности субъектов предпринимательского права прежде всего является производство товаров. Субъекты предпринимательского права также могут принимать участие в торговле на оптовых рынках, но только в роли организаций, осуществляющих приобретение продукции или сырья для обеспечения процесса производства, а также в целях сбыта готовой продукции оптовым торговцам, т.е. субъектам коммерческого права;

3) степенью свободы субъектов. В предпринимательском праве субъекты более ограничены действием публично-правовых норм, чем субъекты коммерческого права. В отличие от дозволительного и разрешительного порядка регулирования, присущего коммерческому праву, субъекты предпринимательского права часто подвергаются обязывающему порядку правового регулирования, подобному административно-правовому типу регулирования общественных отношений. Кроме того, для субъектов предпринимательского права в значительно большей степени, чем для субъектов коммерческого права, имеют значение внутрикорпоративные нормы и акты, использующиеся хозяйствующими субъектами;

4) особенности правоспособности. Многие из хозяйствующих субъектов имеют специальную правоспособность (например, различные виды унитарных предприятий). Для субъектов коммерческого права характерна общая правоспособность. Ограничения правоспособности субъектов коммерческой деятельности могут осуществляться лишь в исключительном порядке в соответствии с требованиями закона.

Хозяйствующие субъекты коммерческого права

Также проводится классификация торговых организаций по объему оказываемых услуг, подразделяющая их на организации, оказывающие полный набор услуг и ограниченный набор услуг.

Среди последних выделяются оптовики «найди и бери», обслуживающие предпринимателей, которые сами выполняют часть торговых функций (погрузку, доставку). В зависимости от масштабов деятельности выделяются крупные организации оптовой торговли федерального значения, действующие на всей территории России.

Субъекты коммерческого права могут быть также систематизированы по организационно-правовой форме, в которой они осуществляют свою деятельность: 1) индивидуальные предприниматели; 2) крестьянские фермерские хозяйства; 3) хозяйственные товарищества; 4) хозяйственные общества; 5) потребительские кооперативы; 6) субъекты РФ; 7) территориальные и муниципальные образования; 8) объединения субъектов коммерческой деятельности различных организационно-правовых форм: простые товарищества; артели, консорциумы, синдикаты, гильдии, пулы; ассоциации и союзы, холдинги; торговые дома.

Наибольшее значение имеет классификация субъектов коммерческой деятельности в соответствии с системой коммерческих договоров.

С другой стороны, в коммерческом обороте возрастает количество сделок (договоров), не упомянутых в ГК РФ, но непосредственно связанных с торговым оборотом. Такая тенденция получила название «коммерциализация торговли». Среди такого рода договоров называются договор оптовой купли-продажи, договоры на изготовление рекламной продукции, на оказание маркетинговых услуг, коммерческого посредничества и комиссии и иные.

1. Основу коммерческого оборота составляет перепродажа товаров со спекулятивной целью (т.е. с целью извлечения прибыли). Это достигается путем передачи товара от одного оптового продавца другому вплоть до оптового потребителя, который продает этот товар конечному потребителю на розничном рынке. Передача товара в собственность осуществляется на основании отчуждательных договоров, центральным из которых является договор купли-продажи как род и некоторые его виды. На возможность использования в коммерческом обороте тех или иных видов договора купли-продажи оказывает воздействие несколько факторов:

1) особенности субъектного состава договора, исключающие его из ряда коммерческих договоров. Например, в договоре розничной купли-продажи покупателем является гражданин-потребитель, а не профессиональный предприниматель, что не позволяет отнести этот вид договора к разряду коммерческих договоров. Это не означает, что коммерческое право не должно учитывать интересы конечных потребителей. Права потребителей должны соблюдаться не только на стадии реализации готовых товаров, но и на стадии производства и оптовой реализации товаров;

2) необходимость индивидуализации некоторых объектов гражданских прав обусловливает невозможность их участия в оптовом обороте. По этому признаку, например, договор ренты, также относящийся к отчуждательным договорам, не может быть признан коммерческим договором;

3) кроме индивидуализации в некоторых случаях необходимо проведение регистрационных действий по отношению к материальному условию о предмете договора по основаниям ст. ст. 130 и 131 ГК РФ, что не позволяет проводить оптовую продажу некоторых видов объектов гражданских прав. По этой причине к числу коммерческих договоров не могут быть отнесены договоры купли-продажи недвижимости и купли-продажи предприятия;

4) специфика правового режима организации продажи некоторых видов товаров, в частности применение к договорам купли-продажи правил монопольного законодательства, государственного регулирования цен, установление ряда регламентов и правил при осуществлении сделок купли-продажи настолько резко ограничивают свободу предпринимательства, что не позволяет отнести некоторые виды таких договоров к числу коммерческих договоров (например, договор энергоснабжения).

Исходя из этого коммерческими отчуждательными договорами можно считать: договор поставки, договор контрактации, договор мены. В эту же группу можно отнести некоторые не поименованные в ГК РФ договорные конструкции, например договор дистрибуции и дилерские соглашения.

2. В гражданском обороте существует особый вид оказания услуг, который связан с осуществлением одной из сторон договора представительских или посреднических функций.

3. В коммерческом обороте используется большое количество договорных конструкций, связанных с оказанием услуг и выполнением работ в отношении продвижения товаров на оптовых рынках. Эти договоры имеют целью обслуживание товарного оборота, обеспечивая условия для исполнения основных обязательств по перепродаже товаров. Обслуживающий, вспомогательный характер таких договорных конструкций позволяет выделить их в особую группу сервисных коммерческих договоров.

К числу договоров по оказанию услуг в торговом обороте можно отнести транспортные договоры (перевозка грузов, транспортная экспедиция), договоры возмездного оказания услуг (например, охрана товаров), хранения (на товарном складе, в камерах хранения транспортных организаций, хранения ценностей в банках и банковских сейфах), страхования (товаров, коммерческих рисков и ответственности), услуги в области логистики.

Ряд гражданско-правовых договорных конструкций, объектом которых является проведение работ, в качестве правового результата предполагает возникновение или трансформацию материальных благ, которые являются необходимым элементом для осуществления продвижения товаров на оптовых рынках. К числу таких работ можно отнести технологические работы (например, по наладке и настройке товаров), маркетинговые исследования, предполагающие в качестве результата определенный продукт по исследованию товарных рынков, такелажные работы, работы по производству рекламной продукции. Однако не все виды работ, предусмотренные ГК РФ, могут быть расценены в качестве коммерческих договоров. Например, договоры бытового и строительного подряда непосредственно не связаны с функцией продвижения товара на рынках, поэтому их не следует относить к коммерческим договорам. То же касается и договора подряда для государственных и муниципальных нужд, а также выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и разработки новых технологий.

4. Отдельно следует классифицировать такую важную категорию коммерческих сделок, как биржевые сделки. В зависимости от особенностей поставки товара в ходе биржевых торгов могут заключаться сделки в отношении реального товара, нестандартных контрактов на поставку товара, реального товара с отсроченной поставкой (форвардные сделки), стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки), сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки).

5. Особым видом коммерческих договоров являются договоры, правовой целью которых является организация торговли. К числу таких сделок относятся договоры, организующие согласованный сбыт и снабжение товарами, договоры органов исполнительной власти с коммерческими организациями, договоры о межрегиональных поставках товаров, договоры организаторов торгов (бирж или торговых систем) с потенциальными или реальными продавцами товаров.

1. Продавцы и покупатели товаров (основные субъекты торговли). В число продавцов кроме оптовых торговцев также включаются производители, реализующие изготовленный товар и обязанные соблюдать общие требования к торговой деятельности (порядок учета и регистрации товаров). Кроме оптовых покупателей в круг покупателей также входят субъекты, приобретающие товар для производственных и иных целей. Такие покупатели выступают «пассивными» участниками торгового оборота.

2. Торговые посредники: комиссионеры; агенты; поверенные; биржевые посредники; брокерские посредники; коммивояжеры.

3. Лица, обслуживающие торговлю (сервисные субъекты), среди которых выделяют: товарные склады; транспортных экспедиторов; страховщиков; перевозчиков и т.д.

4. Организаторы товарного рынка (координирующие субъекты), представленные товарными биржами, оптовыми и розничными рынками, торгово-промышленными палатами, исполнительными и муниципальными органами, осуществляющими функции по воздействию на торговлю, и др.

Государственная регистрация субъектов коммерческой деятельности

Абзац 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предусматривает необходимость государственной регистрации любых лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Это связано с необходимостью осуществления государством контрольных и надзорных функций за субъектами торговли с целью охраны участников коммерческих отношений, производителей и потребителей товаров от возможных нарушений их прав и обеспечением их своевременной и эффективной защиты. Правовое регулирование государственной регистрации субъектов коммерческого права осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Государственная регистрация субъектов торговой деятельности является необходимым инструментом, регулирующим их правомерную деятельность в торговом обороте. Такая регистрация должна носить уведомительный, а не обязательный характер.

Регистрация субъектов торговли позволяет определить: 1) группы и количество участников торгового оборота; 2) взаимодействие субъектов коммерческого права; 3) взаимный контроль в процессе осуществления предпринимательской деятельности; 4) сведения о специфике деятельности и объемах оборота.

Государственная регистрация юридических лиц и государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Согласно п. 1 Положения «О Федеральной налоговой службе» служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а в соответствии с п. 5.5.6 Положения ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Максимальный единый срок государственной регистрации для юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей не может превышать более чем пять рабочих дней с момента предоставления документов в регистрирующий орган.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Признак государственной регистрации является необходимым условием для существования юридического лица и его индивидуализации. Без государственной регистрации юридическое лицо не может существовать как субъект гражданско-правовых отношений. Правоспособность юридического лица невозможна без факта его государственной регистрации. Свойства юридического лица не могут возникнуть у организации сами по себе, без определенной совокупности правоустанавливающих фактов.

За рубежом распространен порядок, согласно которому физическое лицо, желающее стать коммерсантом, должно зарегистрироваться в торговом реестре. Многими торговыми кодексами требование о специальной регистрации в торговом реестре предусмотрено и для организаций. В России действует общий для осуществления коммерческой и иной предпринимательской деятельности порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Предпринимательские и непредпринимательские организации вправе выступать субъектами коммерческого права с момента регистрации их в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» у субъектов коммерческой деятельности отпала необходимость лично обращаться за постановкой на учет во внебюджетные фонды и органы статистики.

Всю необходимую информацию в эти ведомства будут передавать ИМНС, основываясь на сведениях реестров юридических лиц и частных предпринимателей. Самим же субъектам коммерческой деятельности достаточно просто иметь свидетельство о регистрации и постановке на налоговый учет, чтобы открывать счета в банках.

Некоммерческие организации как субъекты коммерческого права

В зависимости от цели деятельности субъекты коммерческого права могут подразделяться на: коммерческие организации, целью которых является систематическое извлечение прибыли от продажи товаров или оказания услуг, сопутствующих купле-продаже, и некоммерческие организации, целью которых не является систематическое извлечение прибыли от указанных действий, не распределяющие эту прибыль между их участниками (ст. 50 ГК РФ).

Юридическая категория «некоммерческая организация» является достаточно молодой и прогрессирующей для российского гражданского права. Впервые термин «некоммерческие» получил свое закрепление в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.

Коммерческие организации образуются в основном в виде хозяйственных товариществ и обществ. Статья 50 ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов (организационно-правовых форм) коммерческих организаций. Виды (организационно-правовые формы) некоммерческих организаций определены в ГК РФ, Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иных федеральных законах.

Б.И. Пугинский отмечает, что «возможность участия коммерческих и некоммерческих организаций в торговом обороте, т.е. их коммерческая правоспособность, является неодинаковой. Коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме могут участвовать в торговом обороте. Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими изделия. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков и могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи.

Существенные ограничения устанавливаются для таких организаций также при лицензировании для занятия специальными видами деятельности, получении экспортных лицензий и квот, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах».

Пунктом 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческим организациям предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Каким-либо перечнем она не ограничивается. Федеральный закон N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм устанавливает разные требования к возможной предпринимательской деятельности в соответствии с ее целями. При совершении некоммерческой организацией действий, противоречащих ее целям, ей может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или прокурором внесено представление об устранении нарушений на основании ст. 33 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Кроме того, сделки, заключенные некоммерческой организацией при осуществлении не соответствующих целям ее создания видов предпринимательской деятельности, могут быть признаны недействительными. Поэтому при применении требования о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческой организации целям ее создания должен использоваться индивидуальный подход и оценка значимости для организации того или иного вида предпринимательской деятельности.

Требование о том, что прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций должна служить только целям их создания, связано с тем, что законодатель имел в виду, что прибыль, получаемая в результате осуществления предпринимательской деятельности, должна направляться только на достижение этих целей.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и рядом иных законов сформирован специальный правовой режим участия некоммерческих организаций в торговом обороте, который, как и любой правовой режим правового регулирования гражданско-правовых отношений, состоит из дозволений, ограничений (обязываний) и запретов:

1. Как отмечалось выше, п. 3 ст. 50 ГК РФ диспозитивно устанавливает возможность участия некоммерческих организаций в торговом обороте, которая ограничивается только обязыванием направленности такой деятельности на цели, для достижения которых создается некоммерческая организация.

2. Общие запреты на участие некоммерческих организаций в коммерческой деятельности.

Эти ограничения законодательство содержит не только для отдельных видов, но и для всех некоммерческих организаций в целом:

а) запрет осуществления любыми некоммерческими организациями того или иного вида предпринимательской деятельности реализуется посредством указания в качестве участников такой деятельности только коммерческих организаций. Так, согласно ст. 825 ГК РФ некоммерческие организации не вправе выступать в качестве финансового агента в договорах финансирования под уступку денежного требования. Поскольку в первую очередь финансовыми агентами являются банки и другие кредитные организации, такой запрет корреспондируется с запретом создания банков и иных кредитных организаций в форме некоммерческих организаций (ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»);
б) в соответствии со ст. 1015 ГК РФ доверительным управляющим может быть только индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Однако по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть некоммерческая организация, за исключением учреждения;
в) некоммерческие организации не могут быть сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 1041 ГК РФ).

Установление такого запрета связано с тем, что неограниченная ответственность товарищей в соответствии со ст. 1046 ГК РФ способна поставить под угрозу достижение тех общественно полезных целей, для которых создавалась некоммерческая организация.

3. Частные ограничения возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности связаны со спецификой отдельных их организационно-правовых форм или сфер деятельности:

а) ассоциации (союзы) коммерческих организаций лишены права непосредственно вести предпринимательскую деятельность. Если по решению участников на такую ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, она должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ (п. 1 ст. 11), либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в нем (п. 1 ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях»);
б) профессиональные союзы вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только через учрежденные ими организации;
в) финансируемые собственниками учреждения, если иное не установлено законом, могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах лишь с разрешения собственника (п. 4 ст. 66 и п. 1 ст. 298 ГК РФ);
г) негосударственные пенсионные фонды в целях охраны интересов участников не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами, отдавать в залог пенсионные резервы, выступать в качестве учредителя в организациях, чья организационно-правовая форма предполагает полную имущественную ответственность учредителей;
д) благотворительная организация для создания материальных условий реализации благотворительных целей вправе учреждать хозяйственные общества. Однако участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами не допускается;
е) федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления (указанные органы создаются в организационно-правовой форме учреждений) запрещено совмещение их функций с функциями хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

4. Некоммерческие организации в случаях, установленных законом, могут обладать специальными правами на осуществление коммерческой деятельности. Такое дозволение рассматривается как исключение в виде специального разрешения. Такой правовой режим известен в литературе как исключительный разрешительный правовой режим гражданско-правового регулирования. В этом случае, как правило, ограничивается правоспособность коммерческих организаций:

а) фондовые биржи могут создаваться в форме некоммерческих партнерств;
б) саморегулируемые организации оценщиков могут создаваться только в форме ассоциаций, союзов и иных некоммерческих организаций;
в) общества взаимного страхования, осуществляющие страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов, могут создаваться только в форме некоммерческих организаций (п. 2 ст. 968 ГК РФ);
г) религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения.

Неоценимый вклад в процессы реализации государственной политики в сфере торговли вносят торгово-промышленные палаты, которые, являясь некоммерческими организациями, объединяющими российские предприятия и российских предпринимателей, выполняют ряд важных функций, в том числе: 1) осуществляют независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей; 2) по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей проводят экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров; 3) в соответствии с международной практикой удостоверяют сертификаты происхождения товаров, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности; 4) ведут негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом; 5) организуют международные выставки; 6) обеспечивают подготовку и проведение выставок российских товаров за границей.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в редакции Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» действие п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО, устанавливающего правила для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не распространяется на торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Статья 7 ФЗ о ГРТД предусматривает активное участие некоммерческих организаций в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности. В сфере товарных рынков широко распространены различные ассоциации, союзы и иные объединения субъектов коммерческой деятельности, которые принимают непосредственное участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли, анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли в распространении опыта в области торговой деятельности, предоставлении необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности, а также в подготовке для органов государственной власти и органов местного самоуправления предложений о совершенствовании торговой деятельности.

Минпромторг России в целях согласования общественно значимых интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, привлекает на добровольной основе некоммерческие организации, объединяющие таких хозяйствующих субъектов, к участию в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности. Участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и осуществляющих поставки товаров, может осуществляться в следующих формах (ч. 2 ст. 7 ФЗ о ГРТД):

Государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие государственное регулирование торговой деятельности

1. Правительство РФ. Федеральный закон N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ФЗ о ГРТД) регламентирует полномочия Правительства РФ, федеральных и муниципальных органов исполнительной власти в области регулирования торговой деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 5 этого Закона полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования торговой деятельности заключаются в 1) обеспечении проведения государственной политики в области торговой деятельности; 2) утверждении методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) утверждении методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год, а также в исполнении иных предусмотренных ФЗ о ГРТД полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности: 1) реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; 2) разрабатывают и принимают законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности; 3) устанавливают нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации; 4) проводят информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; 5) разрабатывают и реализуют мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 ФЗ о ГРТД).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы об уточнении функций, структуры и штатов министерств, управлений, департаментов и комитетов по торговле и общественному питанию, имея в виду их участие в выработке мер и способов государственного регулирования процессами, протекающими на потребительском рынке, осуществляют контроль за выполнением владельцами торговых предприятий обязательств по сохранению товарного профиля, обеспечению ассортимента предлагаемых к продаже товаров, в том числе первой необходимости.

Согласно ст. 17 ФЗ о ГРТД органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении основных направлений социально-экономического развития соответствующих территорий предусматриваются мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности, а также разработка и реализация региональных программ развития торговли.

Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности, предусматривают: 1) стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами; 2) поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности; 3) стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности, ярмарок.

Целью развития торговой деятельности является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, являющихся основными критериями оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары (ст. 19 ФЗ о ГРТД). Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов Российской Федерации, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований, разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством РФ.

Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, региональных и муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов. Утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.

3. Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 1) предусматривают строительство и размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; 2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

Для содействия развитию торговли согласно ст. 18 ФЗ о ГРТД органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в которых определяются: 1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 2) мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли товарами российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, по формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности; 3) объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности; 4) основные показатели эффективности реализации программ развития торговли; 5) порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.

Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим: 1) выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере внешней и внутренней торговли, народных художественных промыслов; 2) поддержку экспорта промышленной продукции; 3) обеспечение доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности; 4) проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования; 5) функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

5. Министерство финансов РФ принимает решения о разрешении предприятиям торговли полностью направлять на пополнение оборотных средств суммы от дооценки остатков товаров, а также об обеспечении бюджетными ассигнованиями или кредитами поставок товаров для государственных нужд, осуществляет целевое выделение бюджетных ассигнований.

6. Министерство экономического развития РФ способствует созданию и развитию производства торгового оборудования, выделению лимитов государственных централизованных капитальных вложений для завершения строительства объектов торговли, относящихся к федеральной собственности, и др.

7. Органы государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с учетом положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

8. Органами государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами и применяемых для изготовления, упаковки, хранения, транспортировки, реализации пищевых продуктов, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта и табачных изделий, являются:

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов включает в себя контроль за:

9. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов коммерческой деятельности, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров для федеральных государственных нужд.

10. Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. ФСТ России устанавливает и регулирует цены и тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), на газ и его транспортировку, на грузовые железнодорожные перевозки, на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов и др.

11. Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. Функции ФТС России в коммерческом обороте сводятся к: 1) ведению реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; 2) определению порядка контроля таможенной стоимости товаров; 3) установлению формы и порядка принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара, о стране происхождения товара; 4) определению порядка и технологии производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения; 5) выделению категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

12. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) осуществляет следующие полномочия:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *