Что относится к стройматериалам в бюджете
Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)
Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105
С 01.01.2020 бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется новым НПА — федеральным стандартом «Запасы», который утвержден приказом Минфина от 07.12.2018 № 256н. Подробные методические указания о применении этого стандарта разъяснил Минфин.
Ознакомиться с точкой зрения чиновников можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Подробнее о нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».
Итак, согласно новому стандарту с 2020 года запасы разделяются на две группы:
1. Собственно материальные запасы:
2. Незавершенное производство — затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг. Учет НЗП в составе запасов — новация рассматриваемого ФСБУ.
Правила, установенные стандартом «Запасы», не распространяются на:
Для них есть свои ФСБУ.
Планом счетов (приказ № 157н) для учета запасов предусмотрен синтетический счет 010500000 (105) «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).
Что относится к стройматериалам в бюджете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Учреждение приобретает материальные запасы в целях текущего обслуживания здания (шурупы, розетки, кисти, унитазы, раковины, арматуру, уплотнитель и т.п.). Работы по текущему обслуживанию проводятся силами учреждения (не ремонтные работы).
На какую подстатью КОСГУ (344 или 346) отнести приобретение данных материалов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретение материальных запасов в целях текущего обслуживания здания (шурупы, розетки, кисти, унитазы, раковины, арматура, уплотнитель и т.п.), не связанного с проведением ремонтных работ, следует отражать по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Строительные и хозяйственные материалы: не путаем, правильно отражаем в учете
С закупкой хозяйственных и строительных материалов периодически сталкиваются компании в разных сферах. Каждому нужно приводить в порядок территорию и имущество: делать косметический, капитальный ремонт, обновлять фасад здания, менять остекление и т.п.
Все приобретенные материалы принимаются к учету как запасы. И задачей бухгалтера является их отражение с использованием правильных кодов КОСГУ. Для решения этой задачи придется научиться отличать хозяйственные материалы от строительных.
Запасы: начало
Давайте разберемся, как вообще в компаниях появляются хозяйственные и стройматериалы.
Имущество имеет свойство изнашиваться. Для выявления конструктивных и других дефектов объекты периодически нужно осматривать. Если есть необходимость в ремонте, благоустройстве, нужно приобрести соответствующие материалы, обосновать расходы. Предшествует всему этому составление дефектной ведомости. Дальше комиссия по поступлению, выбытию активов фиксирует факт наличия неисправностей, которые нужно устранить.
Для выделения средств на устранение дефектов материально ответственное лицо подает руководству служебную записку. В документе отражается предварительный расчет стоимости необходимых материалов. Руководство дает добро, выделяет средства.
Итак, материалы закуплены, что дальше? Их необходимо оприходовать, отразить в бухучете. И тут начинается самое интересное. Перед бухгалтером стоит непростая задача. Материалы нужно разобрать по видам согласно кодам КОСГУ.
Учитываем запасы по-новому
С 2021 года запасы учитываются согласно ФСБУ 5/2019. Этот же стандарт используется при составлении бухгалтерской отчетности. Применение документа обязательно для всех коммерческих, некоммерческих организаций (исключение – бюджетные структуры). Могут не использовать ФСБУ 5/2019 микропредприятия, имеющие право вести упрощенный учет. Правда, эту норму они должны закрепить в учетной политике.
Если, допустим, деятельность компании была приостановлена в 2020, а теперь возобновлена, нужно перейти на новые правила учета запасов. Пренебрежение нормой имеет финансовые последствия. За работу по старым правилам бухучета можно получить серьезный штраф.
Как отразить в отчетности переход на ФСБУ 5/2019 в отношении запасов? Варианта два: ретроспективный и перспективный. В первом случае в отчетах за 2021 год пересчитываются входные данные, в межотчетный период делаются корректировки, разница между данными в отчетности за прошлый год и текущий год раскрывается в учетной политике. Зачем так сложно? Чтобы получить сопоставимые показатели по запасам на конец и начало отчетного периода.
Перспективное отражение перехода в отчетности исключает пересчет показателей на начало текущего года. ФСБУ 5/2019 применяется только к тем запасам, которые приобретены после его вступления в силу.
Правильно определяем вид материалов
Переходим к практике. Классификация приобретенных запасов – дело тонкое. Очевидно, что бухгалтеру нужен помощник. Таким помощником выступает ОКПД 2. Классификатор определяет виды стройматериалов. Последние в ОКПД 2 разбиты на группы.
Если в компании проводятся ремонтные работы, запланирована или уже идет реконструкция, рекомендуем сделать классификатор настольной книгой. Получая очередную бухгалтерскую первичку от отдела закупок, сверяйтесь с ОКПД 2, прежде чем отразить в учете те или иные материалы как строительные.
Как быть с хозяйственными материалами? Отметим, что законодательно перечень имущества, которое бухгалтеру следует относить к материальным запасам хозгруппы, не установлен. Соответственно, придется плясать от практики. Она предусматривает отнесение к хозяйственным материалам, инвентарю и принадлежностям электроники, мебели, инструментов для уборки, средств связи, бытовых, осветительных приборов и т.п.
Важный момент: проводки по инвентарю и хозяйственным принадлежностям определяются способом их учета при поступлении. Такие материалы могут сразу списываться в расход, включаться в состав ОС или материальных запасов.
Очевидно, что новый стандарт бухучета добавил хлопот специалистам. Так или иначе, но ему приходится следовать. А значит, пора разобраться с кодами и проводками.
Определяем коды КОСГУ
Действующее законодательство требует учитывать стройматериалы по подстатье 344, а хозяйственные – по подстатье 346 КОСГУ. Об особенностях применения кодов Минфин рассказал в разъяснениях к Порядку, утвержденному приказом №209н от 29.11.2017. Если коротко, выбор кода определяется целью приобретения материального запаса.
Приведем пример. Компания закупила светодиодные лампочки. Согласно разъяснениям Минфина, отражать их в учете можно под одним из трех кодов КОСГУ:
· 346, если лампочки куплены для решения задач, не связанных со строительством и ремонтом;
· 347, если материалы приобретены для выполнения строительно-монтажных работ, которые связаны с капиталовложениями;
· 344, если лампочки будут использоваться для работ, не связанных с капиталовложениями.
Согласно Инструкции №157н, светодиодные лампы могут отражаться на счете 105 36 в качестве прочих материальных запасов и на счете 105 34 в качестве стройматериалов.
Как избежать путаницы и проблем с налоговой при проверке отчетности? Закрепите в учетной политике способ учета приобретенных МПЗ с отсылкой к цели их использования.
Готовые ОС или стройматериалы?
Ошибки бухгалтеров с определением кодов по КОСГУ частые, но не единственные. Иногда специалисты путают готовые основные средства и стройматериалы. Как это происходит?
Компания закупает материалы и узлы для монтажа сооружения. В учете отражается приобретение основного средства. Налицо неправильная классификация приобретенных материалов. Вот реальный пример. В бухгалтерию поступает первичка, подтверждающая приобретение всего необходимого для монтажа забора. В документах выделены цены сетчатых секций, столбов, метизов и т.п. Именно эти материалы доставлены на объект. Монтаж забора осуществлен сторонним подрядчиком. Оплата по договору бухгалтером проводится по 310 статье КОСГУ, хотя на самом деле приобретено не основное средство (готовый забор), а материалы для его сборки и установки.
Как в этой ситуации правильно поступить бухгалтеру? Провести оплату по 347 подстатье КОСГУ, принять стройматериалы к учету.
В случае с закупкой материалов и оплатой строительно-монтажных работ есть еще один подводный камень. Если подрядчик устанавливает все тот же забор из своих секций, столбов и т.п., отражение в учете только поступления конструкций и материалов будет бухгалтерской ошибкой. Нельзя включать в отпускную цену стоимость монтажных работ. Последние должны отражаться в учете отдельно.
Бухучет запасов по ФСБУ 5/2019 имеет много нюансов. И переход на новые правила может даваться нелегко. Но это не означает, что можно работать по-старому и надеяться на то, что налоговая ничего не заметит. Пересматривайте учетную политику, закрепляйте в ней актуальные нормы и порядок отражения запасов в учете. Разберитесь с кодировкой КОСГУ и минимизируйте риски.
Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях
Учет материальных запасов в бюджетных организациях — это отражение операций по поступлению, выбытию и перемещению имущественных ценностей учреждения, отнесенных в состав матзапасов. Для бюджетников предусмотрены исключительные правила бухучета.
Что относится к материальным запасам
Это имущественные ценности, используемые в процессе деятельности учреждения. В их состав принято включать готовую продукцию и товары для продажи.
Учет материальных запасов в бюджете принято вести на соответствующем счете 0 105 00 000 «Материальные запасы». Это дебетовый счет. То есть счет 105 может иметь только дебетовое сальдо на конец отчетного периода либо нулевой остаток. Сальдо по кредиту или со знаком минус говорит об ошибке в учете. Единица учета должна быть определена самостоятельно. Например, единицей может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа. Выбор следует закрепить в учетной политике. Это необходимо для обеспечения контроля над имущественными ценностями учреждений бюджетной сферы.
Классификация материальных запасов включает:
Примером отдельной категории может быть спецобувь и одежда, тара и упаковка для хранения, постельное белье и хозинвентарь. Срок их использования и стоимость не имеет никакого значения.
Группировка матзапасов в бюджете
Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:
На какую КОСГУ отнести покупку товаров для ремонта помещения?
О. Я. Решетова
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву и бухгалтерскому учету в бюджетных организациях
Вопрос
Производим закупку сверл, кисти радиаторной, рулетки и валика для ремонта помещения. Подскажите, пожалуйста, КОСГУ для данной закупки.
Ответ
Сверла, кисти радиаторные и валики для покраски отражаются по подстатье 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ, если приобретаются для целей проведения ремонтных работ помещения и не связаны с капитальными вложениями.
Рулетку также отразите по подстатье 344 КОСГУ – если приобретаете для целей проведения ремонтных работ помещения.
Если же приобретаете для плановой замены, не в рамках проведения ремонта, а с целью замены устаревших, вышедших из строя, не для целей капитального ремонта, то отражайте по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.
Обоснование
Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому/функциональному назначению объектов (п. 11.4 Порядка N 209н).
То есть для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет, для чего те или иные мат. запасы будут использоваться. И в зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные подстатьи статьи 340 КОСГУ.
Для разграничения использования подстатей 344 и 346 КОСГУ может быть использован следующий принцип, вытекающий из разъяснений специалистов финансового ведомства (см., в частности, Письмо Минфина России от 20.03.2020 N 02-08-05/22042):
Дополнительные материалы по вопросу, размещенные в СПС КонсультантПлюс
2.1. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете поступление строительных материалов
Приобретение стройматериалов отражайте по следующим подстатьям КОСГУ
(Письма Минфина России от 20.03.2020 N 02-08-05/22042, от 02.07.2019 N 02-08-05/48683, от 26.04.2019 N 02-08-10/31391, Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, применяемая в 2021 году):
Вопрос: Об учете санитарно-технических и электротехнических материалов, используемых в строительных работах в рамках текущего ремонта, и применении КОСГУ в отношении расходов на их приобретение.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 марта 2020 г. N 02-08-05/22042
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение от 19 февраля 2020 года и сообщает следующее.
Вместе с тем сообщаем следующее.
Единый порядок ведения бухгалтерского учета реализуется в соответствии с положениями приказов Министерства финансов Российской Федерации:
В соответствии с пунктом 99 Инструкции N 157н к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.
Согласно пунктам 117 и 118 Инструкции N 157н материальные запасы (санитарно-технические материалы и электротехнические материалы) учитываются на аналитическом счете счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», содержащего аналитический код вида синтетического счета 4 «Строительные материалы».
Следует отметить, что согласно приложению к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 597/пр «О формировании классификатора строительных ресурсов» сформирован классификатор строительных ресурсов, объектами классификации которых являются строительные ресурсы (материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы).
Согласно положениям Порядка N 209н отражение расходов на приобретение материальных запасов зависит от их экономического содержания и от целевого (функционального) назначения.
Расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление строительных материалов (за исключением используемых для капитальных вложений), в том числе санитарно-технических материалов и электротехнических материалов, используемых при осуществлении строительных работ в рамках текущего ремонта (включая работы, осуществляемые хозяйственным способом), подлежат отражению по подстатье 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ.
Одновременно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.
Приказ N 209н, регулирующий порядок применения классификации операций сектора государственного управления, изменения к Приказу N 209н, утвержденные приказом от 13 мая 2019 года N 69н, а также методические материалы с учетом последних изменений размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации».
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В.СИВЕЦ
О. Я. Решетова
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву и бухгалтерскому учету в бюджетных организациях