Что относится к строительному мусору
Что входит в понятие крупногабаритного строительного мусора по закону
Строительный мусор включает в себя все виды отходов, которые скапливаются в результате проведенного ремонта, демонтажа реконструкции или строительства. В эту категорию отходов по определению можно отнести битый кирпич, бетон, асфальт, металлические запчасти и предметы, половое покрытие, например, линолеум, куски бумаги, картона, штукатурки и других материалов, бывших в использовании. Строительный отход требует особого обращения, нельзя избавляться от него методом выкидывания в мусорные баки или контейнеры, предназначенные для бытового мусора. За выброс строительных отходов и их утилизацию в непредназначенных для этого местах может быть наложено административное наказание в виде выплаты штрафа.
Для контроля обращения с отходами после бытового применения и мусора от строительства создана многоуровневая структура. Существуют основополагающие законы и подзаконные акты, а также другие нормативно-правовые документы, которые регламентируют обращение со строительным мусором.
Нормативные и законодательные документы по классификации строительного мусора можно разделить на:
Виды строительного мусора
Все существующие строительные остатки и отходы можно разделить на несколько основных категорий: твёрдый мусор, отходы в жидком состоянии, сыпучие вещества.
К мусору в твёрдом виде относятся любые остатки твёрдых стройматериалов, например, куски камня, кирпича, бетона, шлакоблока, асфальта, штукатурки, деревянные детали, кровельный материал, стекло, пластик, плитка, металлолом, составляющие коммуникационной системы, такие как трубы, провода.
Строительный жидкий мусор – это различные, использующиеся в работе вещества, такие как краски, масло, клей, лак, ацетон и другие.
Сыпучие вещества включают в себя гравий, чернозем, песок, щебень, глину, грунт.
Также существует такая классификация отходов строительства:
Строительный мусор по классу опасности
Несмотря на то что по большей части строительные отходы состоят из лома, боя и остатков различных материалов, некоторые из них могут представлять серьезную угрозу для безопасности экологической обстановке, а также наносить вред окружающей среде, жизни и здоровью человека.
Важно! Всего существует 5 основных классов опасности строительного мусора, который способен оказывать определенное воздействие на окружающую среду.
Первый класс
К отходам 1 класса сносятся строительные остатки, которые способны оказывать наибольшее негативное влияние на окружающую обстановку. От вредного воздействия таких веществ и материалов восстановление природы может осуществляться несколькими столетиями. К этой группе принадлежат полимеры, химические вещества высокой активности, которые наносятся на ту же древесину для защиты от гниения или другие материалы. Самыми вредными веществами считаются обработанное масло или мазут.
Второй класс
К нему тоже относятся наиболее опасные вещества и материалы для природы, которые оказывают примерно такое же негативное воздействие. Но восстанавливаться окружающая среда может быстрее, на протяжении 30 лет происходит самоочищение.
Третий класс
К третьему классу опасности принадлежат умеренно-опасные разновидности отходов строительства. Восстанавливаться окружающая среда может самостоятельно за десятилетие.
Четвёртый класс
Это группа характеризуется незначительным уроном для окружающей среды. После воздействия этого класса отходов природа способна восстанавливаться самостоятельно на протяжении 3 лет.
Пятый класс
Отходы, принадлежащие к этой группе, являются наиболее безопасными для природы, фактически никакого негативного воздействия на окружающую среду не оказывают.
Обратите внимание! Большая часть строительного мусора относится к 4 и 5 категории опасности, то есть они способны безопасно разлагаться спустя определенный промежуток времени, не выделять опасные компоненты в атмосферу, не характеризуются сложными химическими реакциями.
Нормативные требования по сортировке строительного мусора
В соответствии с нормативными требованиями должна производиться сортировка строительного мусора. Отдельно должен быть сортирован асбест, дерево с пропиткой, электротовары, опасные отходы, к которым относятся защитные пропитки, клей, краска, лак, ацетон, пустая тара из-под этих веществ, различные химикаты. В пункты сбора отходов можно сдавать картон, бетон, дерево в чистом виде, а также общие отходы, такие как стекло, пластмасса, текстиль, штукатурка, пенопласт, металлический отход, кирпич, обработанная древесина.
Обращение со строительным мусором
Основные действия с отходами строительства должны выполняться по специальным правилам.
Упаковка
Для исключения распространения строительного мусора случайным образом по территории необходима должная упаковка его в мешки, другие специальные контейнеры или емкости.
Транспортировка
Определённая часть строительных отходов может быть опасна для здоровья человека, поэтому важна транспортировка его на специальные свалки и полигоны. Из-за большого веса в тоннах строительных отходов часто может потребоваться и специализированный транспорт, рассчитанный на значительные нагрузки. Некоторые машины для ТБО и ТКО не предназначены для вывоза крупногабаритного, объёмного остатка с большим весом. Лучше всего доверить процедуру перевозки специализированным компаниям.
Утилизация
Утилизация строительных отходов может быть выполнена тремя различными методами, каждый из которых имеет плюсы:
Это интересно! По мнению специалистов, именно захоронения – методы, которые представляют серьезную угрозу для экологической безопасности под воздействием времени.
Куда выбрасывать/вывозить по закону, чтобы не получить штраф
Чтобы избежать административного взыскания за несанкционированный выброс строительного мусора, по закону можно привозить остатки на свалки и полигон, отдавать их перерабатывающим предприятиям.
Специализированные компании по утилизации
Есть компании, которые специализируются на утилизации отходов. Они предоставляют перечень экологических услуг, в которые входят сбор, транспортировка, сортировка и хранение различных видов мусора. Достаточно заплатить определённую сумму, чтобы избавиться от скопившегося в значительном количестве строительного сора, а вместе с ним и от возможных административных проблем.
Полигоны
Строительный мусор охотно принимается на полигонах. Для этого нужно оплатить квитанцию на привезенные отходы после предварительной оценки их работниками полигона. Лучше привозить строительный мусор в светлое время суток. Однако есть перечень материалов и предметов, которые не подлежат захоронению на полигонах. Его предоставят для ознакомления.
Организации по переработке мусора
В последнее время образовалось огромное количество компаний, которые предоставляют услуги по утилизации мусора. Но не менее выгодным занятием является переработка мусора. Это весьма прибыльное дело, в ходе которого происходит сбор разных видов отходов и превращение их во вторичное сырье. Если после строительства и ремонта остается большое количество качественных материалов, которые могут быть использованы повторно в любых других жизненных сферах, то можно попытаться обратиться в организации по переработке мусора и получить определенную денежную выгоду из этой затеи.
Не так-то просто избавиться от строительного мусора. Выбрасывать его нужно с осторожностью, есть предусмотренные для этого и специализированные места. Чтобы избавиться от проблем и штрафных санкций, лучше обратиться в специализированную компанию, которая возьмет избавление от строительных отходов на себя. Чтобы сэкономить средства, можно поинтересоваться у управляющей компании района, не предусмотрены ли во дворах специальные контейнеры для строительного мусора.
Строительный мусор. Вывоз и утилизация отходов строительства (2 видео)
Строительные отходы
В 2021 году в России стартовал второй этап мусорной реформы. Первый затрагивал преимущественно обращение с твердыми бытовыми отходами. Теперь речь идет о правильном сборе, хранении, вывозе и утилизации строительного мусора.
К этой группе относят все отходы, образующиеся в процессе собственно возведения зданий и их сноса. Также строительными отходами считается грунт, вынимаемый из котлованов и траншей перед закладкой фундаментов. Появилась даже новая аббревиатура — ОССиГ.
В Москве уже заработала электронная система, предназначенная для регулирования всех процессов, связанных с образованием, перемещением и переработкой строительного мусора. Предполагается, что впоследствии подобные сервисы будут созданы во всех регионах страны. Цель — формирование условий, при которых строительный мусор не будут вывозить на обычные контейнерные площадки или на незаконные свалки.
Классификация строй отходов
Отходы строительства можно классифицировать по нескольким признакам: состоянию, классу опасности, габаритам. Эти параметры необходимо учитывать при выборе тары для сбора и временного размещения, способов переработки.
В зависимости от агрегатного состояния отходы относят к одной из следующих групп:
Твердые отходы образуются преимущественно в процессе сноса, демонтажа зданий или их частей. Сыпучие — на этапе подготовки к строительству, жидкие — при проведении ремонта или отделки помещений.
Следующий вариант классификации предполагает разделение на следующие подвиды:
Классы опасности
Формально мусор представляет собой непригодные для дальнейшего использования стройматериалы. Они разбиты, измельчены, перемешаны с почвой или иными компонентами.
Но эти материалы произведены в разное время, по различным технологиям, могут содержать вредные для человека компоненты, в том числе тяжелые металлы. К тому же на их обезвреживание в естественных условиях могут потребоваться десятилетия. Некоторые компоненты вообще не должны контактировать с грунтом или водой из-за вероятности заражения последних.
В соответствии с действующим законодательством строительные отходы относят к одному из следующих классов:
Важный момент! Большая часть строительных отходов относится к 4, 5-му классам опасности. Они разлагаются в течение достаточно короткого промежутка времени без дополнительного участия со стороны человека. Но есть и компоненты, которые не должны попадать на обычные полигоны для ТБО.
Действующее законодательство предусматривает, что уже непосредственно на строительной площадке необходимо отделять:
Эти виды отходов требуют особых условий хранения. В тоже время существенную часть мусора можно и нужно сдавать на переработку для повторного использования. Это относится к бумаге, картону, текстилю, металлолому, древесине, отдельным видам пластика. В большинстве городов уже работают специальные пункты для приема перечисленных видов отходов. Это — еще одна возможность сократить размеры свалок и одновременно обеспечивать многие предприятия дешевым сырьем для производства бумаги, картона, обоев.
Обращение со строительными отходами
Мусорная реформа в России затрагивает все вопросы обращения с мусором. Чтобы не получать предписания о штрафах, необходимо соблюдать законодательные предписания.
Упаковка
Для сбора отходов разрешается использовать:
Цель упаковки — предотвращение распространения ОССиГ как по стройплощадке, так и по прилегающей территории.
Транспортировка
В данном вопросе следует обратить внимание на опыт Москвы и Московской области. Здесь заработала система АИС ОССиГ. В ней должны регистрироваться и те, кто «производит» мусор, и те, кто его перевозит.
Первые обязаны указывать в системе вес мусора, его класс, место назначения и получать электронный талон на вывоз. Получатель отходов при приемке машины обязан подтвердить эти данные.
К транспортировке допускаются только автомобили, оснащенные передатчиками ГЛОНАСС. Это необходимо, чтобы в любой момент времени проверять расположение ТС. Непосредственно компания-перевозчик должна предварительно получить специальную лицензию и внести в систему данные обо всех своих машинах.
Предполагается, что переход на работу с АИС ОССиГ позволит сократить объемы незаконных свалок. Водители просто не смогут «разгрузиться» в ближайшем лесу или на обочине. Под контроль предполагается взять и стройплощадки. Застройщики не смогут выбрасывать мусор в контейнеры для ТБО.
Утилизация
На данном этапе предстоит выбрать, что делать с отходами. Их можно:
В России пока не так много предприятий, принимающих строительные отходы на переработку. Большая часть хлама остается гнить на свалках.
Чем грозит не соблюдение законодательства?
Контролировать все действия, связанные со сбором, вывозом, утилизацией, призван Росприроднадзор. Его инспекторы следят за тем, чтобы предприятия и организации не выбрасывали строительный хлам в неположенных местах.
Если кто-то не желает соблюдать требования законодательства, его оштрафуют на сумму до 100 тысяч рублей в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ. Эта статья предусматривает наказание за нарушения при осуществлении градостроительной деятельности.
Помимо этого, и частных, и крупных застройщиков могут наказать по ст. 8.2 КоАП РФ. Здесь «выбор» штрафов и иных видов наказаний намного больше. Самое жесткое из них — приостановка деятельности на срок до 90 суток.
Отдельно стоит сказать о ситуациях, когда действия/бездействие отдельных лиц (физических или юридических) стало причиной экологической катастрофы, гибели или отравления людей. Компетентные органы имеют право ходатайствовать о возбуждении уголовного дела. Максимальное наказание в этом случае — заключение на срок до 5 лет.
Строительный мусор — это какие отходы?
Строительный мусор подлежит утилизации или вторичной переработке. Реализовать процесс можно собственными силами с учетом законодательных норм или путем привлечения специалистов. С целью контроля объемов утиля разработан Регламент.
Что относится к строительным отходам?
В соответствии с санитарными нормами понятие «строительный мусор» – это отходы, возникшие в процессе реконструкции, ремонта, демонтажа сооружений.
Эта деятельность является основным источником материалов, потерявших первоначальные качества. К ним относятся:
С целью надлежащей организации сбора и транспортировки строительные отходы подлежат классификации.
Занимаясь возведением, реконструкцией, сносом здания следует придерживаться не только производственных норм типов работ, но правил вывоза отходов строительства. В ином случае можно встретиться со штрафными взысканиями.
Отличия от ТБО
Согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления» ТБО — мусор, непригодный к использованию людьми дома для удовлетворения личных и бытовых нужд, а также продукция, лишенная потребительских качеств.
Под строительными отходами понимают утиль, образующийся в следствие:
По закону, в оплату услуг по вывозу ТБО не включается данная категория мусора.
Опасен ли строительный мусор?
До выяснения класса опасности необходимо провести разделение ненужного материала на виды согласно положениям СНиП и ФККО. Следующий этап – определение класса опасности.
Классификация
Классы строительного мусора
Источник возникновения (характеристика)
В зависимости от типа утиля:
По агрегатному состоянию:
По степени горения:
Куда выбрасывать, вывозить?
Даже при вторичном использовании строительного материала остается значительная часть мусора, подлежащая ликвидации. Есть несколько вариантов действий:
Во избежание штрафных санкций следует заранее подумать и определиться со способом транспортировки утиля до начала проведения ремонтных или строительных работ.
Пункты приема
Существует несколько способов направить строительные отходы на переработку с целью вторичного применения. Наиболее используемый материал (из-за больших объемов) — кирпич, бетон, иные железобетонные элементы. Сбор сырья подходит строительным компаниям, т.к. прибыль от переработки небольшого количества не рентабельна.
Строительные отходы принимают на специальных пунктах за жилым массивом, сортируют и дробят, получая щебень. Стоимость продукта значительно ниже рыночной.
Способы утилизации строительного мусора
Важным этапом в проведении строительных работ является выбор технологии утилизации мусора. Отсутствие специальной документации может стать причиной остановки строительства.
К основным способам ликвидации утильсырья относятся:
В век современных технологий при соблюдении юридических определений избежать возникновения строймусора невозможно, и ежегодно полигоны все больше заполняются.
Основные методы утилизации
Сегодня утилизация проводится 3 методами, каждый из них обладает индивидуальными особенностями.
Вывоз и уничтожение материалов требует привлечения специалистов и своевременности согласно нормам законодательства.
Утилизация отходов при строительстве дорог
Из дорожного мусора делают грунтовую смесь. Недорогой механизм регламентирован приказом Роспотребнадзора. Создание предполагает несколько стадий процесса:
Полученное вещество используется в лесной, с/х, дорожной отраслях с разрешения Роспотребнадзора. Юридические и физические лица обязаны знать правила обращения с каждой группой отходов. От ликвидации зависит будущее, поэтому необходимо уменьшение объемов и повторное использование.
Использование строительных отходов
Повторное применение строительных отходов обеспечивает неполноценными материалами, которые дешевле до 70% первоначальной стоимости.
Использованные элементы потребляют при строительстве новых сооружений.
Вторичное сырье не является полноценным материалом, но имеет обширный спектр применения.
Процедура рециклинга обеспечивает превращение хлама в полезный продукт, экономя природные ресурсы.
Развитие отрасли в разных странах
В американских и европейских странах выброс строймусора обходится дорого. Более дешевой процедурой является утилизации. Это способствует стремлению фирм не складировать мусор на полигонах, а применять для производства вторсырья. В будущем использование материалов сокращает затраты, так как цена ниже.
В государствах Северной Европы перерабатывается 90% отходов со стройки. В Германии запрещено размещение стройматериалов на полигонах. Это дало толчок развитию новых технологий в области применения переработанного утиля. Большая часть строительных отходов подлежит возврату в строительную промышленность.
Регламент по обращению со строительным мусором
В РФ утвержден регламент обращения со стройотходами. Существует учет:
Документ предполагает соблюдение правил экологической безопасности с целью защиты экосистемы от негативного воздействия мусора.
Штрафные санкции
Отходы строительных и ремонтных работ запрещено сбрасывать в контейнеры для ТБО. Несоблюдение запрета предполагает применение штрафных санкций.
Строительный мусор класс опасности
Строительные работы всегда сопровождаются образованием огромного количества отходов. В результате демонтажа здания, перекрытий, старых оконных и дверных конструкций, напольного и настенного покрытия на объекте появляются тонны хлама, от которого нужно оперативно избавиться во избежание административных штрафов.
Выбрасывать обрезки труб, гипсокартонных листов, краску и цементные смеси в дворовые контейнеры запрещается. Существуют утвержденные законом требования к обращению с отходами. Они основываются на общих принципах работы с тем классом, к которому относится мусор строительный.
Из чего состоит строительный мусора
Новые правила работы с отходами привели к существенным изменениям в отрасли. Согласно принятым постановлениям, строительный сор не относится к ТКО, поэтому его нельзя выбрасывать в установленные на контейнерных площадках многоквартирных домов бункеры. В данной категории оказались различные наименования:
Важно! В отличие от ТБО, строительные отходы характеризуются более однородным составом. Это значительно облегчает их сортировку, упаковку и последующую переработку.
Общая классификация по уровню опасности
Разработаны специальные нормативные документы, где прописано, к какой группе относятся конкретные загрязнители экологической среды. Действующая классификация описывает 5 классов опасности. Чем выше уровень, тем меньший урон природе наносят причисленные к нему отходы. К какому классу относится строительный мусор? Это зависит от его вида.
Материалы, не подверженные разложению в течение нескольких столетий. Сюда причисляют древесные пропитки, полимерные покрытия, химические соединения. Чаще всего это высокоопасные отходы, которые образовались в процессе промышленного производства или при демонтаже объектов радиоактивных и химических.
Для разложения таких загрязнителей требуется не менее 50 лет. Они наносят меньший вред экологии, но должны быть утилизированы по особым правилам. Обычно это газообразующие смеси или материалы, имеющие в составе вредные вещества, например, свинец или ртуть.
Для восстановления экосистемы после воздействия сора данного класса понадобится до 25-30 лет. Строительный мусор III класса опасности включает потерявшие свои первоначальные свойства материалы: электрические провода, кабели, химические растворители, лакокрасочные составы.
Большая часть строительных отходов входят в IV класс мусора. Срок их разложения составляет около 3 лет. В перечень включены: бумажно-картонные остатки, древесные опилки и обрезки от древесно-стружечных плит, бетонная и гипсовая пыль, асфальтные материалы, металлическая стружка.
Характеризуются максимальной безопасностью для окружающей среды. Это изделия из натуральной древесины, незагрязненная пластмасса, керамика и прочее.
Обратите внимание! Чрезвычайно важно определить, какой класс строительного мусора предстоит транспортировать на полигон. От этого зависит способ его упаковки и перевозки.
Правила обращения с мусором со стройки
Чтобы определить порядок сбора, хранения, транспортировки отработанных материалов для последующей утилизации, необходимо обратиться к ФЗ «Об отходах производства и потребления». Кроме того, правила обращения с ТБО регламентирует Федеральный классификационный каталог, где все отходы четко разделены по блокам и группам.
Для упаковки остатков стройматериалов часто используют большие мешки из полиэтилена или полипропилена. Они подходят для сыпучего хлама, но не рекомендованы к использованию для сбора арматуры, бетонных кусков, обломков деревянных конструкций с острыми углами, способными повредить текстильную тару.
Хранить мусор можно в мешках на специально оборудованных площадках или в складских помещениях. Следует учитывать, что разные по классу опасности отходы от строительных работ нужно складировать отдельно, поскольку некоторые материалы имеют способность к самовозгоранию. Это явление весьма опасное, поэтому при обращении с отходами необходимо не пренебрегать правилами безопасности.
На заметку! Сжигать мусор даже на собственном участке запрещено. Такие действия вредят экологической обстановке, которая и без того неблагоприятная в крупных мегаполисах. Противоправные действия повлекут за собой штрафы и административные наказания.
Транспортировка отходов
Строительный мусор в зависимости от класса груза транспортируют разными способами.
Внимание! Самостоятельно отправить мусорные остатки на полигон для дальнейшей утилизации не получится. Вывезти строительные отходы может только уполномоченная компания, имеющая специальное разрешение на сотрудничество с пунктами переработки.
В зависимости от класса опасности строительного мусора определяется наиболее удобный и безопасный вариант его перевозки. К месту погрузки заказывают Газель, если речь идет о неопасных отходах в полипропиленовых мешках, или спецтехнику – самосвалы или грузовые машины с контейнерами, если перевозят крупногабаритный груз насыпью. Чтобы выбрать подходящий по объему бункер, важно знать усредненную плотность некоторых материалов в 1 кубическом метре:
Способы утилизации
Поскольку строительный сор даже низкого класса опасности представляет угрозу для экологии, его требуется уничтожать правильно. Отработанные стройматериалы утилизируют несколькими способами:
В качестве вторсырья используется бой кирпича, деревянные рамы, стекло, асфальтное покрытие. Особых мер ликвидации мусор IV-V класса опасности не представляет. Сор от III и выше должен утилизироваться профильными предприятиями, поскольку является опасным. Не стоит сжигать пустые емкости от краски или клея, выбрасывать остатки гипсокартона или ДСП в обычные мусоросборочные контейнеры у дома. Этим можно нанести вред не только природе, но и поставить под угрозу здоровье человека.
Важно! Захоронение подходит только для отходов, которые имеют органическое происхождение и отличаются способностью разлагаться за короткий период времени.
Лучший способ избавиться от мусора после ремонта или стройки – обращение за услугами к специализированной компании-перевозчику. В автопарке подрядчика найдется подходящая под конкретную ситуацию спецтехника, организация имеет все необходимые разрешения на работу с полигонами.
Многие компании предоставляют услуги грузчиков, которые не только соберут хлам на территории частного дома или промышленного предприятия, но и осуществят его сортировку по классам опасности, а затем погрузят в контейнер или на борт автомобиля. Цены на работу всегда остаются доступными, несмотря на ее сложность.