Что относится к стерильной зоне оперблока

Пособие к МГСН 4.12-97 Лечебно-профилактические учреждения. Раздел II. Стационары. Выпуск 3. Операционные блоки. Отделения анестезиологии и реанимации. Отделения гемодиализа и детоксикации. Отделения производственной трансфузиологии. Отделения гипербарической оксигенации

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
МОСКОМАРХИТЕКТУРА

ПОСОБИЕ
к МГСН 4.12-97

Операционные блоки.
Отделения анестезиологии и реанимации.
Отделения гемодиализа и детоксикации.
Отделения производственной трансфузиологии.
Отделения гипербарической оксигенации.

1. РАЗРАБОТАНО: ГУП МНИИП «Моспроект-4» (архитекторы Ю.В. Сорокина, Г.И. Рабинович, врач Г.Н. Ильницкая, инженер Е.С. Демина) при участии Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве (канд. мед. наук И.А. Храпунова).

2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Л.А. Шалов, инженер Ю.Б. Щипанов).

3. СОГЛАСОВАНО: Центром Госсанэпиднадзора в г. Москве, Комитетом здравоохранения г. Москвы и Москомархитектурой.

4. УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Указанием Москомархитектуры от 29.01.2003 г. № 5.

Приложение 1 Примерные габаритные схемы основных помещений операционных блоков с необходимым оборудованием и мебелью. 16

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий Выпуск Пособия к МГСН 4.12-97 «Лечебно-профилактические учреждения» разработан в развитие указанных МГСН в части стационаров.

В настоящем Выпуске изложены основные положения и специфические особенности, в том числе рекомендуемые составы и площади помещений, планировочные схемы с набором необходимого технологического оборудования, требования к инженерному оборудованию для операционных блоков, отделений анестезиологии и реанимации, гемодиализа, детоксикации, производственной трансфузиологии и гипербарической оксигенации.

Пособие в целом состоит из 7 разделов и 9 выпусков:

Пособие предназначено для проектировщиков, а также для организаторов здравоохранения, работающих в области планирования и проектирования лечебно-профилактических учреждений.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящий выпуск Пособия распространяется на проектирование операционных блоков, отделений анестезиологии и реанимации, отделений гемодиализа и детоксикации, отделений (кабинетов) производственной трансфузиологии, отделений гипербарической оксигенации новых и реконструируемых лечебно-профилактических учреждений, независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности.

2. При проектировании лечебно-профилактических учреждений следует руководствоваться требованиями СНиП 2.08.02-89*, МГСН 4.12-97, МГСН 4.01-94, других действующих на территории г. Москвы нормативных документов в строительстве, а также учитывать положения выпусков 1 и 2 Пособия к МГСН 4.12-97 и настоящего выпуска.

При проектировании лечебно-профилактических учреждений до выхода последующих выпусков следует также руководствоваться Пособием по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*) в части разделов, не вошедших в выпуски 1, 2 и 3 Пособия к МГСН 4.12-97.

1. ОПЕРАЦИОННЫЕ БЛОКИ

1.1. Операционный блок является отдельным структурным отделением стационара (больницы, клиники, родильного дома и др.) и предназначен для проведения хирургических операций. Операционный блок состоит из операционных и комплекса вспомогательных помещений.

1.2. Операционные блоки размещаются изолированно от других подразделений стационара и соединяются удобными коммуникациями с послеоперационными палатами, отделением анестезиологии и реанимации, хирургическими палатными отделениями и другими подразделениями стационара, функционально связанными с ними.

Размещение операционных блоков может быть централизованным, децентрализованным или смешанным. Как правило, децентрализованные операционные блоки размещаются при специализированных палатных отделениях в изолированных отсеках. Они могут предусматриваться в отделениях гинекологии, урологии, отоларингологии, офтальмологии, гнойной хирургии.

В составе приемных отделений стационаров, принимающих ургентных больных, следует выделять экстренный операционный блок для срочных операций.

Применение той или иной компоновки операционного блока зависит от мощности и структуры палатных отделений стационара, однако, централизованные операционные блоки более экономичны, создают возможность применения медицинской аппаратуры и инженерного оборудования более высокого уровня, а также позволяют сократить площади вспомогательных помещений на одну операционную.

1.3. Централизованные операционные блоки состоят из асептических и септических отделений. Эти отделения должны быть изолированы друг от друга, каждое из них имеет свои вспомогательные и служебные помещения. Общими для них могут быть (в зависимости от мощности) кабинет заведующего отделением, комната старшей медсестры, сестры-хозяйки, экспресс-лаборатория, складские помещения.

Операционные блоки, состоящие только из септического отделения, могут быть организованы при наличии в структуре больниц отделений гнойной хирургии, а также отоларингологических, урологических, гинекологических и других отделений, предназначенных для лечения больных с гнойной патологией и размещаться при указанных отделениях.

Количество операционных зависит от коечной мощности и структуры больницы, количества, величины и профиля хирургических отделений, хирургической активности, сложности и длительности операций, количества операционных дней в неделе и других факторов.

1.5. В централизованном операционном блоке многопрофильных больниц, состоящем из септического и асептического отделений, примерное соотношение септических и асептических операционных составляет 1 : 3, но не менее одной септической операционной на оперблок.

В каждом конкретном случае количество операционных определяется заданием на проектирование.

1.6. Операционные следует проектировать на 1 операционный стол.

1.7. Поверхности стен, пола и потолка в операционных должны быть максимально гладкими, с закруглениями в углах, обеспечивающими удобство уборки и дезобработки. Стены операционных могут покрываться специальными красками, облицовываться глазурованной плиткой или специальными металлическими панелями с эмалевым покрытием и др. В случае применения глазурованной плитки, все швы должны быть тщательно затерты в плоскости поверхности плитки и окрашены эмалью.

Стены операционных, имеющих лазерные аппараты для коагуляции, должны быть матированы.

Наиболее комфортным для операционных считается светло-зеленый цвет стен.

Пол в операционных должен полностью поглощать статическое электричество. Применение антистатического линолеума должно сочетаться с наклейкой полос медной фольги и закреплением линолеума по всему контуру стен операционных к заземленным медным шипам.

1.8. Повышенные требования предъявляются к микроклимату операционного блока, особенно операционной. Это связано с тем, что во время операции повышается температура и влажность воздуха, происходит загрязнение его наркотическими газами и бактериальной флорой, скапливается статическое электричество. Особенно опасной является воздушно-капельная инфекция, которая является одной из основных причин гнойно-воспалительных осложнений послеоперационного периода.

Постоянство необходимых параметров температуры и влажности воздуха, а также его качество обеспечивается системой кондиционирования.

1.9. Вентиляция и кондиционирование операционных блоков проектируется в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91* и СНиП 2.08.02-89*. Наиболее предпочтительной системой, обеспечивающей максимальную стерильность, считается устройство отсекающего ламинарного потока кондиционированного воздуха над зоной операционного стола.

1.10. В зависимости от особенностей оперативных вмешательств, а также от количества, специфики и габаритов используемой аппаратуры, выделяются следующие типы операционных:

— для проведения ортопедо-травматологических, нейрохирургических операций, а также операций с использованием лазерной аппаратуры;

— для проведения операций на сердце и сосудах.

1.11. Для наблюдения за ходом операций (прежде всего в клинических больницах) может применяться специальная телевизионная аппаратура, включая запись хода операций.

1.12. Расположение и взаимосвязь помещений операционных блоков определяются требованиями асептики. В связи с этим в основу архитектурно-планировочного решения должно быть положено деление операционных блоков на непроходные асептическое и септическое отделения, а также рациональное зонирование внутреннего пространства в соответствии с функциональным разделением помещений на следующие зоны:

К первой, стерильной зоне относятся собственно операционные и стерилизационные, непосредственно примыкающие к ним. При отсутствии стерилизационных, непосредственно примыкающих к операционным, и наличии специального коридора, по которому стерильные материалы передаются в операционные, данный коридор входит в стерильную зону.

Ко второй зоне (строгого режима) относятся предоперационные, наркозные, помещения аппарата искусственного кровообращения (АИК). Эта группа помещений является воздушным буфером между первой и третьей зонами.

К третьей зоне (ограниченного режима) относятся помещения для подготовки и мытья инструментов и оборудования, дезинфекции наркозно-дыхательной аппаратуры, протокольные, комнаты хирургов, врачей-анестезиологов, сестер-анестезисток, комнаты младшего медицинского персонала, помещения хранения крови, шовного материала, передвижного рентгеновского аппарата, чистая часть санпропускника.

В четвертой зоне (общебольничного режима) располагаются помещения, вход в которые по условиям санитарно-гигиенического режима работы в них не связан с прохождением санпропускника: кабинет заведующего оперблоком, комната старшей операционной медсестры с материальной, экспресслаборатория, складские помещения, санузел, комната личной гигиены персонала, входная часть санпропускника.

Весь медицинский персонал, проходя в операционный блок, переодевается в операционную одежду, бахилы и шапочки. Работающий в операционных персонал одевает маски и перчатки в предоперационной.

1.13. Количество коек в послеоперационных палатах следует предусматривать из расчета две койки на одну операционную. Эти койки размещаются, как правило, в составе отделения анестезиологии и реанимации и учитываются в их коечной мощности. Возможно также размещение послеоперационных коек в изолированном отсеке при операционном блоке или в составе хирургических отделений соответствующего профиля при соблюдении условий необходимой изоляции послеоперационных палат от остальных помещений отделения.

1.14. Состав помещений операционных блоков зависит от типа и мощности больничного учреждения, величины и профиля палатных отделений, степени сложности производимых хирургических вмешательств и используемого оборудования и в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.

1.15. Примерные схемы основных помещений операционных блоков с необходимым оборудованием и мебелью приведены в Приложении 1.

Рекомендуемая минимальная площадь помещений операционных блоков приведена в таблице 1.

— общехирургического профиля (в том числе операционные эндоскопическая и лапароскопическая)

— для проведения ортопедо-травматологических и нейрохирургических операций

— для проведения операций на сердце и сосудах

— для одной операционной общехирургического профиля

— для двух операционных общехирургического профиля

— для одной специализированной операционной

Стерилизационная для экстренной стерилизации:

— для одной операционной

— для двух и более операционных

4 на каждую операционную, но не менее 10

Помещение для хранения стерильного материала

Помещение для хранения шовного материала

Помещение разборки и мытья инструментов

10 на 4 операционные + 2 на каждую операционную сверх 4-х

Помещение аппарата искусственного кровообращения:

— хранение стерильного аппарата

Моечная наркозно-дыхательной аппаратуры

Дезинфекционная наркозно-дыхательной аппаратуры

Помещение для хранения и подготовки крови к переливанию

Помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата

Помещение для ксерокса

Кладовая переносной аппаратуры

Кладовая наркозно-дыхательной аппаратуры

Кабинет врачей хирургов 3)

Комната операционных медицинских сестер 4)

Комната медицинских сестер-анестезисток 5)

Комната младшего медицинского персонала

Комната психологической и психоэмоциональной разгрузки

Лаборатория срочных анализов

Комната старшей операционной медицинской сестры с помещением для хранения спирта, лекарственных препаратов и т.п.

Комната сестры-хозяйки с помещением для хранения чистого белья

Помещение разборки и временного хранения грязного белья и отходов при операциях

Кладовая предметов уборки с сушкой, трапом и краном

Помещение приготовления дезрастворов и хранения дезсредств

Гипсовая с помещением для хранения гипса и гипсовых бинтов

Санитарный пропускник для персонала:

— отсек для хранения рабочей (больничной) одежды, оборудованный индивидуальными шкафчиками 6)

0,4 на 1 шкаф, но не менее 6

— отсек для хранения стерильной одежды (операционный костюм), оборудованный индивидуальными шкафчиками 6)

0,4 на 1 шкаф, но не менее 6

Уборная для персонала 8)

Кабина личной гигиены персонала

— в септическое отделение

— в асептическое отделение

1) Непосредственно блокируются с операционными.

2) Предусматривается при наличии более 4-х операционных.

3) При наличии врачей 5 и более площадь следует увеличивать на 4 м 2 на каждого врача сверх четырех.

4) При количестве медицинских сестер 4 и более, площадь следует увеличивать на каждую медицинскую сестру на 3 м 2 сверх трех.

5) При количестве медицинских сестер-анестезисток 4 и более, площадь следует увеличивать на каждую медицинскую сестру на 3 м 2 сверх трех.

6) Количество шкафов следует принимать равным количеству персонала, работающего в операционном блоке.

7) Количество душевых кабин следует принимать из расчета 1 душевая кабина на 10 человек, но не менее 2-х.

8) Располагается до санитарного пропускника.

2. ОТДЕЛЕНИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАЦИИ

2.1. Отделения анестезиологии и реанимации организуются в составе стационара (больницы, клиники, родильного дома) и являются его структурными подразделениями.

2.2. Основными задачами отделений являются:

— осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии (наркоза) и регионарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах; наблюдение за состоянием больных в послеоперационном периоде;

— осуществление комплекса мероприятий по восстановлению и поддержанию нарушенных функций жизненно важных органов, возникших вследствие заболевания, травмы, оперативного вмешательства и других причин до стабилизации их деятельности (острая сердечно-сосудистая недостаточность, травматический шок, кардиогенный шок, острые расстройства дыхания, тяжелые отравления и другие расстройства функций жизненно важных органов и систем).

2.3. В составе лечебно-профилактического учреждения отделения анестезиологии и реанимации могут быть представлены одним или несколькими подразделениями, с учетом основных задач и особенностей работы.

2.4. Для больных и пострадавших, доставляемых в больницу машинами скорой медицинской помощи или другим транспортом, организуются реанимационные отделения, предназначенные для проведения реанимационных мероприятий (в том числе экстренных) при остро возникших терминальных состояниях (травматическом шоке, потере крови, острой дыхательной и сердечной недостаточности и др.). Эти отделения рекомендуется располагать на 1-м этаже с удобной и короткой внутренней связью с приемным отделением. Должен быть обеспечен кратчайший путь от машины скорой медицинской помощи до отделения реанимации с минимальным количеством поворотов и препятствий.

2.6. Для оказания реанимационной помощи и проведения интенсивной терапии кардиологическим, неврологическим, ожоговым, токсикологическим больным должны предусматриваться блоки интенсивной терапии, не менее чем на 6 коек, непосредственно в составе палатных отделений соответствующего профиля. Койки этих блоков входят в состав отделения реанимации.

2.7. Блоки интенсивной терапии могут предусматриваться в структуре палатных отделений других профилей. Набор помещений в блоках интенсивной терапии, организованных в составе палатных отделений, определяется заданием на проектирование.

2.8. В составе отделений анестезиологии и реанимации могут размещаться послеоперационные палаты для наблюдения врачами анестезиологами и реаниматологами за состоянием больных в послеоперационном периоде до стабилизации у них функций жизненно важных органов. Количество коек в послеоперационных палатах определяется из расчета 2 койки на 1 операционную. В составе отделения послеоперационные палаты размещаются компактно, отдельным блоком.

2.11. Койки палат интенсивной терапии не входят в расчетное число коек и не учитываются в общей коечной мощности лечебно-профилактического учреждения.

2.12. Количество коек в отделениях анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии рекомендуется устанавливать кратным трем, так как один круглосуточный пост медицинских сестер по действующим штатным нормативам и на основе практики организации и функционирования указанных отделений должен обслуживать три койки.

2.15. В помещениях отделений анестезиологии и реанимации для предупреждения распространения внутрибольничных инфекций и строгого соблюдения требований асептики должно поддерживаться избыточное давление, за счет устройства шлюзов с подпором воздуха на входах в отделения.

2.16. Для инфицированных больных в составе отделений анестезиологии и реанимации должны предусматриваться боксированные палаты и изоляторы.

2.17. При входе в отделения следует предусматривать санпропускник для персонала. На входах в отделения, в том числе с лестниц, из лифтов и подъемников следует предусматривать шлюзы с подпором воздуха.

2.18. Для бесперебойной работы аппаратов искусственного дыхания и другой жизненно важной аппаратуры необходимо предусматривать аварийную систему электроснабжения.

2.19. В палатах интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации покрытие пола должно быть антистатическим, с заземлением по всему контуру стен.

2.21. В палаты интенсивной терапии, реанимационные залы, послеоперационные палаты необходимо предусматривать централизованную подачу кислорода, закиси азота, вакуума и сжатого воздуха.

2.22. Состав помещений отделений анестезиологии и реанимации и их количество, определяется заданием на проектирование с учетом типа и мощности лечебного учреждения, его местоположения в городе, профиля палатных отделений и их коечной вместимости, а также объема медицинской помощи, оказываемой больным и пострадавшим в данном отделении.

2.23. Примерные схемы основных помещений отделений анестезиологии и реанимации с необходимым оборудованием и мебелью приведены в Приложении 2.

Рекомендуемая минимальная площадь помещений отделений анестезиологии и реанимации приведена в таблице 2.

Источник

Структура операционного блока

Что относится к стерильной зоне оперблока Что относится к стерильной зоне оперблока Что относится к стерильной зоне оперблока Что относится к стерильной зоне оперблока

Что относится к стерильной зоне оперблока

Что относится к стерильной зоне оперблока

Операционный блок — комп­лекс специально оборудованных по­мещений, предназначенный для про­ведения хирургических операций.

На заре развития хирургии, когда наи­более распространенными операциями были вскрытие гнойников, отсечение не­жизнеспособных тканей или частей конеч­ностей и др., их выполняли в госпиталь­ной палате на койке больного, что произ­водило тяжелое впечатление на окружаю­щих больных. Появление специальных по­мещений для операций — операционных относят к началу 18 в. Впервые в Рос­сии операционными широко пользовался Н. И. Пирогов в Севастополе (1854). В это же время Н. И. Пирогов пришел к выводу о необходимости раздельного оперирования раненых с гнойными и негнойными ранами.

Дальнейшее развитие хирургии, углуб­ление ее специализации потребовали созда­ния профилированных операционных — травматологических, нейрохирургических, офтальмологических, гинекологических, урологических, стереотаксических, баро-операционных и др., оснащенных в необ­ходимых случаях микрохирургической тех­никой, рентгеновскими и лазерными уста­новками, аппаратами для искусственного кровообращения и т. п.

Усложнение операций, насыщение опе­рационных техникой привело к необходи­мости создания оперблока с четко организован­ной работой всех звеньев, среди которых основным является операционная.

Оперблок, как правило, входит в состав хирургического отделения. В круп­ных многопрофильных лечебных учреж­дениях он может обслуживать не­сколько хирургических отделений (клиник); иногда несколько оперблоков вы­деляют в самостоятельное опера­ционное отделение. Помимо опера­ционных, в оперблоке предусматриваются следующие специально оборудован­ные помещения: предоперационная, стерилизационная, кабинет перели­вания крови, наркозная, материаль­ная, гипсовая, кабинет заведующего оперблоком, комнаты персонала, санитар­ный пропускник и др.

Оперблок размещается изолированно от других помещений стационара. Он может находиться при обслуживае­мых им отделениях, занимать целый этаж, отдельное здание или при­стройку к основному хирургическо­му корпусу. При размещении оперблока в отдельном здании операционные целесообразно размещать на 2—3 этажах, стерилизационную и другие подсобные и хозяйственные помеще­ния — на первом этаже. В состав оперблока входят операционные для асептиче­ских операций. Так называемая гнойная операционная размещается вне оперблока, чаще всего в составе гнойного отделе­ния, операционная для экстренных операций — рядом с приемным от­делением.

Общие требования к современно­му оперблоку:

— помещения его должны иметь достаточную кубатуру,

— быть удобными для убор­ки и мытья;

— отделочные материалы помещений должны быть стойкими к многократной стерилизации хим. антисептиками и УФ-лучами;

— отоп­ление и вентиляция должны обеспе­чивать оптимальные условия для ра­боты персонала и здоровья больных,

— оборудование — соответствовать сов­ременным требованиям хирургии и анестезиологии и, по возможности, находиться вне операционного зала;

— в клиниках в целях преподавания должна быть предусмотрена возмож­ность наблюдения за ходом опера­ции через стеклянный потолок со второго яруса или посредством телевизион­ной трансляции в аудиторию;

— необ­ходима надежная связь оперблока с под­разделениями лечебного учреждения с помощью телефона, сигнализации и системы лифтов.

Назначение и площадь помещений, входящих в оперблок, широко варьируют в зависимости от объема и диапазона хирургических вмешательств, а так­же от объема преподавательской и исследовательской работы учрежде­ния. Расположение и взаимосвязь по­мещений оперблока, особенности работы персонала в них определяются преж­де всего требованиями асептики. Этим требованиям отвечает деле­ние оперблока на зоны с разными ре­жимами работы.

Что относится к стерильной зоне оперблока

Первая зона — стерильная; к ней относят опера­ционную и стерилизационную для инструментария. Персонал операци­онной бригады может попасть в эту зону через санпропускник и пред­операционную, больной поступает из наркозной. В некоторых клиниках границу стерильной зоны обозна­чают красной линией на полу, пе­реступать ее можно только в опера­ционном белье, бахилах, маске.

Вто­рая зона — строгого режима; к ней относят предоперационную, моечную и наркозную, непосредственно свя­занные с операционной.

Третья зо­на — ограниченного режима; к ней относят комнату для хранения крови, аппаратную, инструментально-мате­риальную, помещение мед. персонала, экспресс-лабораторию, чистую по­ловину санпропускника и др.

Чет­вертая зона — общебольничного ре­жима; к ней относят помещения, вход в которые не связан с прохожде­нием через предыдущие зоны (каби­неты зав. О. б., старшей операцион­ной сестры, комната для использо­ванного белья и др.).

Операционнаяспеци­ально оборудованное помещение для проведения хирургических операций.

Стены, пол и потолок операцион­ной должны быть гладкими, стыки между ними закругленными. Пол обычно выкладывают кафельными плитками светлых тонов. Для про­филактики возможности образования искры от удара металлическим пред­метом о каменный пол (что может привести к несчастному случаю) це­лесообразнее пол покрывать электро­проводным техническим пластиком, эпоксидной смолой или линолеумом. В центре операционной или в одном из углов в полу имеется отверстие с сеткой для стока грязной воды при уборке.

Стены и потолок операционной выкладывают кафелем или окраши­вают масляной краской в светлые тона (светло-зеленый, светло-жел­тый, светло-оранжевый). Эти цвета хорошо отражают свет, что имеет важное значение для освещенности помещения. Кроме того, светлая окраска облегчает контроль за убор­кой помещения. Примененная в некоторых клиниках окраска в черный цвет распространения не получила. Водопроводные и канализацион­ные трубы прокладывают в стенах; все инженерные коммуникации, обес­печивающие электро- и газоснабже­ние, отопление и вакуум, должны быть скрытыми. Электрические про­вода должны проходить в предохрани­тельных бергманновских трубках.

В крупных оперблоках электроснабже­ние осуществляется от двух раздель­ных источников. В связи с тем, что в нижних слоях воздуха операционной возможно скопление горючих газов или парообразных веществ, применяемых для наркоза, которые могут взорваться от незначительной искры, распределительный щит с розетками и выключатели распола­гают не ниже 1,6 м от пола; их уст­ройство должно исключать искрообразование. Во время уборки розет­ки и выключатели закрывают за­движками.

Щит имеет 3 пары марки­рованных розеток для подвода электрического тока напряжением 36, 127, 220 в, одну розетку на 380 в и клеммы заземления. Если розетки или выключатели находятся на вы­соте менее 1,6 ж от пола, они обяза­тельно должны иметь искрозащитный корпус. Предусматривается так­же заземление всех крупных пред­метов и приборов (включая опера­ционный стол), аккумулирующих статическое электричество. Для нор­мальной работы электронных прибо­ров должна быть обеспечена экрани­зация операционной стальной сеткой или контурным заземлением.

Кислород, газообразные средства для наркоза подаются к наркозному аппарату из коллекторов, располо­женных вне помещения, или из бал­лонов. Наиболее рациональным счи­тается монтаж газовых коммуни­каций со стороны потолка с подвод­кой их к операционному столу на подвижных кронштейнах. Трубки должны иметь маркировку во избе­жание ошибок при подключении газа. Вакуум-система располагается вне операционной и подводится к ней к тому же распределительному щи­ту, что и газы.

Для освещения операционной ис­пользуют естественный (дневной) свет и искусственный источник све­та. При планировке операционную ориентируют в отношении сторон све­та так, чтобы окна выходили на се­вер, северо-восток или северо-запад. Операционный стол устанавливают перпендикулярно к окну. В южных широтах во избежание сильного на­грева операционной солнечными лу­чами с наружной стороны окон ус­танавливают рассеивающие и погло­щающие солнечное тепло рифленые ставни, сверху натягивают полотня­ный тент. Нормы естественного ос­вещения операционной, определяе­мого как отношение площади окон к площади пола, должны быть не менее 1:3.

Наиболее удачно задача естествен­ного освещения операционной реша­ется благодаря устройству больших прямоугольных из цельного зеркаль­ного стекла окон, занимающих 2 /з площади стен. Стекло фиксируется в тонких металлических рамах с резиновой прокладкой, обеспечивающей полную герметизацию от пыли и воды. Рамы при открывании окон вращаются по вертикальной или горизонтальной оси. В зимнее время стекла окон пре­дохраняют от образования влаги и льда, помещая между рамами сосуд с серной кислотой и обогревая это про­странство с помощью радиатора отоп­ления или электрообогревателя. Дневной свет наиболее равномерно распределяется в операционной, имеющей квадратную или круглую форму. При прямоугольной форме глубина помещения не должна пре­вышать высоту оконных рам более чем в 2 раза.

Для искусственного освещения операционной используют панель­ные люминесцентные лампы 400 лк или плафоны с лампами накаливания 200 лк. Некоторые немецкие и американские хирур­ги считают, что в операционных це­лесообразнее использовать только искусственное освещение, поэтому они предлагают затемнять опера­ционные на период операций, а но­вые операционные строить без окон.

Большое значение имеет освещение операционного поля; к нему предъяв­ляются следующие гигиенические требования:

— минима­льные слепящие действия источника света и блескость;

— равномерность освещения, отсутствие резких и глубо­ких теней, а также перепадов освеще­ния в процессе операции;

— приближе­ние спектра излучения искусственно­го источника к спектру естественно­го света;

— отсутствие нагрева лампы.

Освещенность на поверхности опера­ционного поля должна быть в пре­делах 3000—5000 лк, в отдельных случаях допустимо повышение ее до 10 000 лк. Цветовая температура должна равняться 4000—4500° К. Повышение температуры воздуха в зоне операционного стола на высоте 0,5 м от операционного поля не должно превышать 2—3°. Равномер­ность освещения, т. е. отношение минимальной освещенности к макси­мальной на протяжении 0,75 м повер­хности, не должна быть ниже 0,3. Значительные колебания искусст­венного освещения в связи с измене­нием напряжения в электрической сети, достигающие иногда 8—10% и более, неприемлемы при освещении операционного поля; в этих случаях используют стабилизатор напряже­ния. Освещение, отвечающее перечис­ленным требованиям, обеспечивают бестеневые лампы, которые подвеши­ваются над операционным столом.

Что относится к стерильной зоне оперблока

Шарнирные, сбалансированные противовесами устройства этих ламп позволяют менять направление лу­чей света. Благодаря рассеиванию тепла с помощью системы стекол и наличию воздушной прослойки меж­ду ними эти лампы почти не нагреваются.

Что относится к стерильной зоне оперблока

При необходимости добавочного освещения боковых поверхностей операционного поля используют передвижные и переносные лампы.

Освещение дублируется аварийной сетью, действующей от аккумуля­торов и включающейся автомати­чески. Специальное устройство для осве­щения операционного поля требует­ся при микрохирургических опера­циях, в рентгеновских операцион­ных и др. В операционных небольшой полик­линики или амбулатории для освеще­ния операционного поля может при­меняться лампа (желательно с силой света не менее 200 кд с рефлектором.

Для трансляции операций в аудито­рию в бестеневые лампы монтируют телевизионную камеру.

Телевизион­ная установка состоит из трех основ­ных узлов:

— камеры, конструктив­но объединенной с группой светиль­ников бестеневой лампы;

— пульта управления установкой;

— группы просмотровых устройств, разме­щенных в аудитории.

Съемка произ­водится в зависимости от условия свечения светильников. Передаю­щий (операционная) и приемный (аудитория) пункты телевизионной установки связаны между собой дву­сторонней громкоговорящей теле­фонной связью.

Особенности микроклимата опера­ционной заключаются в том, что во время операции повышается тем­пература, и влажность воздуха, происходит загрязнение его нарко­тическими газами и бактериальной флорой, скапливается статическое электричество. Все это неблагоприят­но сказывается на здоровье опери­руемых и медперсонала, но особенно опасно в связи с возможно­стью воздушно-капельной инфекции, которая стала одной из основных при­чин гнойно-воспалительных ослож­нений послеоперационного периода. Все это диктует необходимость соб­людения повышенных требований к микроклимату оперблока, особенно опе­рационной.

Температура в операционной долж­на быть в пределах 22—23° без за­метных колебаний при нормальных показателях влажности воздуха. Более высокая температура воздуха (до 25—30°) необходима при опера­циях у обожженных, а также при длительных операциях на широко вскрытой плевральной или брюшной полости. Отопление современной опе­рационной осуществляется электро­плитами, вмонтированными в ниж­ней части стен, причем постоянство температуры регулируется автома­тически терморелейными прибора­ми.

Вентиляция операционной по ми­нимальным сан. требованиям долж­на быть принудительной приточно-вытяжной с преобладанием прите­кающего фильтрованного воздуха над отсасываемым из помещений, при 10—20-кратном воздухообмене в час. Окна снабжены фрамугами, которые открывают во время уборки помещений. Широкое распростра­нение получили централизованные или местные установки для кон­диционирования воздуха с много­кратным воздухообменом, из которых в операционную поступает подогре­тый, увлажненный стерильный воз­дух.

Наиболее эффективна вентиля­ция в операционных с линейным (ламинарным) потоком воздуха (рис.), в которых кондиционированный воздух поступает через вентиляционные от­верстия, расположенные в стене, а удаляется через вытяжные отверс­тия, расположенные у пола и потол­ка на противоположной стене. Уже созданы операционные с ламинар­ным (обычно горизонтальным) воз­душным потоком вокруг операцион­ного стола, в зоне которого обеспечи­вается 500-кратный обмен воздуха в час, благодаря чему практически достигается асептичность воздуха этой зоны.

Оснащение каждой операционной составляют:

— оборудование рабо­чего места операционной сестры,

— специальная аппаратура и оборудование, опреде­ляемые профилем операции,

— вакуум-система для отсасывания крови из операционной раны и мокроты из воздухоносных путей,

— бактерицид­ные лампы и др.

В анестезиологическое оснащение входят:

— подводка кислорода и газообразных средств для наркоза,

— тер­моприборы для операций под гипо­термией и др.

Что относится к стерильной зоне оперблока

Рис. Схематическое изображение ламинар­ного движения воздушных масс в опера­ционной (указано стрелками).

Для работы операционной медсест­ры необходимы малые подвижные инструментальные столики на высо­кой ножке, которые располагают Что относится к стерильной зоне оперблокарядом с операционным столом, большие передвижные столы типа перевязоч­ного стола Боброва для резерва стерильного инструментария и пе­ревязочных средств, находящиеся на некотором отдалении от операцион­ного стола. На отдельных столах находятся шовный материал, растворы, спирт. В стерильных барабанах на подставках рядом с большим столом находится необходимое операцион­ное белье (простыни, халаты и др.) и перевязочный материал. Через окно в стене между операционной и стерилизационной медсестра по­лучает сетку со стерильными инст­рументами, растворы, кровь и другие, не­обходимые для операции средства. Через второе окно на подъемнике удаляются использованное опера­ционное белье и перевязочный ма­териал.

Наиболее прогрессивным являет­ся метод подготовки материалов и инструментов для оперативных вме­шательств в виде специальных набо­ров (белье и инструменты в отдель­ных упаковках). Они заранее сте­рилизованы и снабжены паспортами с указанием типа набора и сроков его годности. Постепенно металли­ческие биксы Шиммельбуша усту­пают место специальным типовым упаковкам одноразового использо­вания.

Что относится к стерильной зоне оперблока

Мебель операционной, помимо опе­рационных столов, состоит из метал­лических стульев с вращающимися сиденьями, алюминиевых подставок, штативов для ампул с инфузионными растворами и т. п. Ножки мебели снабже­ны резиновыми наконечниками, что­бы ее можно было бесшумно перестав­лять с места на место. Специальные подставки, каркасы или тазы, обер­нутые простыней для гашения шума при падении инструмента, устанав­ливают с каждой стороны опера­ционного стола и рядом с операцион­ной сестрой. На одной из стен опе­рационной устанавливают стенные часы с крупным циферблатом и боль­шой секундной стрелкой, изготовляе­мые специально для операционных.

Что относится к стерильной зоне оперблока

Для борьбы с бактериальным за­грязнением в операционной и других помещениях оперблока устанавливают бактерицидные облучатели — мощные источники УФ-излучения (ОБН, ОБП, ОБПЕ). Обычно в опе­рационных площадью 40 м 2 на высоте не менее 2 ж от пола помещают две лампы на противоположных стенах. Из специальной аппаратуры при отдельных операциях хирурги и анестезиологи чаще всего исполь­зуют различную измерительную и регистрирующую аппаратуру (элек­трокардиограф, кардиоскоп, то­нометр и др.), дефибриллятор, (фото из практики) аппа­ратуру для экстракорпорального кровообращения, (фото из Аллен) микрохирурги­ческих операций и операций с применением лазера, рентгенаппаратуру и др. Следует стремиться к тому, чтобы во время работы в опера­ционной находились лишь те аппа­раты, которые необходимы для выпол­нения намеченных операций.

В центрах и крупных отделениях гнойной хирургии имеется свой опе­рационный блок для различных опе­раций при нагноительных процес­сах. В остальных больницах и клиниках операционная для гнойных опера­ций располагается в противополож­ной асептическим операционным час­ти клиники. Целесообразно разме­щать ее рядом с гнойным отделением. Нередко к гнойной операционной прилежит гнойная перевязочная и своя материальная.

Площадь операционной, предназ­наченной для гнойных операций (также как и для экстренных), может быть несколько меньшей, чем для асептических (обычно 30 м 2 ), в свя­зи со сравнительно меньшей ее за­грузкой оборудованием и, как пра­вило, меньшим объемом работы. В остальном устройство и оснащение операционной для гнойных (и экст­ренных) операций должно отвечать тем же требованиям, которые предъяв­ляются к асептической операцион­ной.

Операционная является основным подразделением О. б. Остальные помещения выполняют подсобные, но тоже весьма важные функции, на­правленные на всестороннее обеспе­чение проведения хирургических операций.

Предоперационная предназначается для обработки (мытья) рук хирургов и медсестер. В от­делениях, обслуживающих менее 250 коек, она может совмещаться с материальной и инструментальной комнатами.

Кабинет переливания крови оборудуется обычно при обслуживании 100—150 хирургиче­ских коек. В нем хранится (в холо­дильниках) кровь и кровезамени­тели. В тех случая, когда при оперблоке нет специальной лаборатории, здесь должно быть все необходимое для определения группы крови и резус-фактора.

Наркозная оборудуется в тех случаях, когда оперблок обслужи­вает более 200 хирургических коек. Служит для введения больного в состояние наркоза. Интубация боль­ного вне операционного зала значи­тельно уменьшает опасность инфицирования последнего, поэтому созда­ние наркозных имеет большое значе­ние.

Материальная — комната для хранения запасов инструментов, шовного материала и медикаментов. Оборудуется обычно при О. б. со значительным объемом работы. При небольшом объеме работы указанные запасы хранятся в шкафах, находя­щихся в стерилизационной или пред­операционной комнате.

Гипсовая (обычно в оперблоке ор­топедических или травматологиче­ских отделений) оборудуется всем необходимым для изготовления гип­совых повязок, специальными сто­лами и приспособлениями для наложения повязок.

Кабинет заведующего операционным блоком и комната старшей мед­сестры находятся в зоне обще­больничного режима и связаны с предоперационной через сан. про­пускник.

Санитарный пропуск­ник имеет 2 комнаты, разделенные между собой душевой, с двумя входа­ми. Первая комната находится в зо­не общебольничного режима. Она оборудуется шкафчиками для личной одежды персонала, участвующего в операции. Вторая комната связана с зоной строгого режима. В ней про­шедший через душевую персонал одевается в специальный операцион­ный костюм и обувается в специаль­ную обувь. После операции персонал, пройдя в обратном порядке сан. пропускник, одевается в свою одежду.

Организация работы операционного блока и правила поведения в нем персонала строго регламентированы. Органи­зуют работу оперблока его заведующий и старшая операционная медсестра. Доступ в оперблок строго ограничен; лица, не относящиеся к его персоналу, допускаются толь­ко в сопровождении ответственных лиц. В операционной не разрешается находиться лицам с острыми респира­торными заболеваниями и гнойно-воспалительными процессами.

Вход в операционную в шерстяной или синте­тической одежде воспрещается. Для всех участников оперирующей брига­ды используется специальная одеж­да (шапочка, рубашка, брюки, бахилы, фартук и маска), отличающиеся по цвету от принятой одежды других подразделений лечебного учреждения, включая и гнойную операционную. Вместо традиционной марлевой мас­ки, закрывающей рот и нос, хирурги надевают прозрачный герметический шлем, в который постоянно подается стерильный воздух, а удаление вы­дыхаемого воздуха обеспечивается вакуумной системой.

В операционной для плановых операций в первую очередь выпол­няются чистые операции (на щитовид­ной железе, сосудах, суставах, по поводу грыж и др.), и лишь затем производят операции, связанные с возможным микробным загрязне­нием (холецистэктомия, резекция желудка и др.).

К порядку работы в гнойной опера­ционной предъявляются некоторые до­полнительные требования. Хирурги­ческие инструменты, перевязочный материал и белье хранят отдельно и ни при каких условиях не исполь­зуют при асептических операциях. Исключается совмещение работы пер­сонала (медсестер, санитарок) в чис­той и гнойной операционной. Ис­пользованный перевязочный мате­риал сжигают в печах с газовыми го­релками, установленных в подваль­ном помещении операционного кор­пуса (материалы поступают на сжи­гание по мусоропроводу, который тща­тельно дезинфицируют раствором лизо­ла).

Рентгенооперационная — специально оборудованная комната, предназначенная для рент­генологических исследований, связанных с оперативными вмешательствами (ан­гиография, зондирование полостей сердца, лечебная эмболизация, рентгено-бронхологическое исследование, миелография и др.), выполняемыми под местным или общим обезболиванием. Обычно она входит в состав рентгенодиагностического кабинета. В осна­щение рентгенооперационной, кро­ме рентгеновской аппаратуры и негатоскопа, должны входить наркозно-дыхательная аппаратура, прибо­ры функциональной и эндоскопиче­ской диагностики, инструменты для взятия цитологических и гистологических проб, реа­нимационное оборудование. Освеще­ние рентгенооперационной долж­но обеспечивать возможность выклю­чения бестеневой лампы при одновре­менном автоматическом включения экрана рентгеновской установки и наоборот.

Пол в рентгенооперационной дол­жен иметь дополнительное водоне­проницаемое покрытие (плиточное, поливинилхлоридное), стены облицо­вываются керамической плиткой на всю высоту помещения. Вентиляция должна обеспечивать не менее чем 10-кратный обмен воздуха в час. Необходима подводка кислорода, заки­си азота, шланга от вакуум-системы.

Уборка операционно­го блока производится влажным способом.

Различают уборки:

— пред­варительную, при которой ежедневно утром до начала операций с гори­зонтальных поверхностей (столы, пол) влажной тряпкой снимают осев­шую за ночь пыль;

— текущую, которая проводится во время операции (уби­рают упавшие на пол марлевые шари­ки, салфетки, вытирают запачканный кровью пол);

— после окончания оче­редной операции убирают весь ис­пользованный материал и инструмен­ты, обрабатывают антисептиком кле­енки операционного стола;

— заклю­чительную, проводимую после опе­раций (мытье и дезинфекция пола, мебели с включением на 1 час бактерицидных ламп);

— генеральную, производимую в конце рабочей не­дели,— потолок, стены, окна и пол помещений моют из шлангов горячей водой с мылом и антисептиками. После просушки. помещения и протирания насухо включают на 12—14 час. бактерицидные лампы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *