Что относится к стерильной зоне оперблока
Пособие к МГСН 4.12-97 Лечебно-профилактические учреждения. Раздел II. Стационары. Выпуск 3. Операционные блоки. Отделения анестезиологии и реанимации. Отделения гемодиализа и детоксикации. Отделения производственной трансфузиологии. Отделения гипербарической оксигенации
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
МОСКОМАРХИТЕКТУРА
ПОСОБИЕ
к МГСН 4.12-97
Операционные блоки.
Отделения анестезиологии и реанимации.
Отделения гемодиализа и детоксикации.
Отделения производственной трансфузиологии.
Отделения гипербарической оксигенации.
1. РАЗРАБОТАНО: ГУП МНИИП «Моспроект-4» (архитекторы Ю.В. Сорокина, Г.И. Рабинович, врач Г.Н. Ильницкая, инженер Е.С. Демина) при участии Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве (канд. мед. наук И.А. Храпунова).
2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Л.А. Шалов, инженер Ю.Б. Щипанов).
3. СОГЛАСОВАНО: Центром Госсанэпиднадзора в г. Москве, Комитетом здравоохранения г. Москвы и Москомархитектурой.
4. УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Указанием Москомархитектуры от 29.01.2003 г. № 5.
Приложение 1 Примерные габаритные схемы основных помещений операционных блоков с необходимым оборудованием и мебелью. 16
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий Выпуск Пособия к МГСН 4.12-97 «Лечебно-профилактические учреждения» разработан в развитие указанных МГСН в части стационаров.
В настоящем Выпуске изложены основные положения и специфические особенности, в том числе рекомендуемые составы и площади помещений, планировочные схемы с набором необходимого технологического оборудования, требования к инженерному оборудованию для операционных блоков, отделений анестезиологии и реанимации, гемодиализа, детоксикации, производственной трансфузиологии и гипербарической оксигенации.
Пособие в целом состоит из 7 разделов и 9 выпусков:
Пособие предназначено для проектировщиков, а также для организаторов здравоохранения, работающих в области планирования и проектирования лечебно-профилактических учреждений.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1. Настоящий выпуск Пособия распространяется на проектирование операционных блоков, отделений анестезиологии и реанимации, отделений гемодиализа и детоксикации, отделений (кабинетов) производственной трансфузиологии, отделений гипербарической оксигенации новых и реконструируемых лечебно-профилактических учреждений, независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности.
2. При проектировании лечебно-профилактических учреждений следует руководствоваться требованиями СНиП 2.08.02-89*, МГСН 4.12-97, МГСН 4.01-94, других действующих на территории г. Москвы нормативных документов в строительстве, а также учитывать положения выпусков 1 и 2 Пособия к МГСН 4.12-97 и настоящего выпуска.
При проектировании лечебно-профилактических учреждений до выхода последующих выпусков следует также руководствоваться Пособием по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*) в части разделов, не вошедших в выпуски 1, 2 и 3 Пособия к МГСН 4.12-97.
1. ОПЕРАЦИОННЫЕ БЛОКИ
1.1. Операционный блок является отдельным структурным отделением стационара (больницы, клиники, родильного дома и др.) и предназначен для проведения хирургических операций. Операционный блок состоит из операционных и комплекса вспомогательных помещений.
1.2. Операционные блоки размещаются изолированно от других подразделений стационара и соединяются удобными коммуникациями с послеоперационными палатами, отделением анестезиологии и реанимации, хирургическими палатными отделениями и другими подразделениями стационара, функционально связанными с ними.
Размещение операционных блоков может быть централизованным, децентрализованным или смешанным. Как правило, децентрализованные операционные блоки размещаются при специализированных палатных отделениях в изолированных отсеках. Они могут предусматриваться в отделениях гинекологии, урологии, отоларингологии, офтальмологии, гнойной хирургии.
В составе приемных отделений стационаров, принимающих ургентных больных, следует выделять экстренный операционный блок для срочных операций.
Применение той или иной компоновки операционного блока зависит от мощности и структуры палатных отделений стационара, однако, централизованные операционные блоки более экономичны, создают возможность применения медицинской аппаратуры и инженерного оборудования более высокого уровня, а также позволяют сократить площади вспомогательных помещений на одну операционную.
1.3. Централизованные операционные блоки состоят из асептических и септических отделений. Эти отделения должны быть изолированы друг от друга, каждое из них имеет свои вспомогательные и служебные помещения. Общими для них могут быть (в зависимости от мощности) кабинет заведующего отделением, комната старшей медсестры, сестры-хозяйки, экспресс-лаборатория, складские помещения.
Операционные блоки, состоящие только из септического отделения, могут быть организованы при наличии в структуре больниц отделений гнойной хирургии, а также отоларингологических, урологических, гинекологических и других отделений, предназначенных для лечения больных с гнойной патологией и размещаться при указанных отделениях.
Количество операционных зависит от коечной мощности и структуры больницы, количества, величины и профиля хирургических отделений, хирургической активности, сложности и длительности операций, количества операционных дней в неделе и других факторов.
1.5. В централизованном операционном блоке многопрофильных больниц, состоящем из септического и асептического отделений, примерное соотношение септических и асептических операционных составляет 1 : 3, но не менее одной септической операционной на оперблок.
В каждом конкретном случае количество операционных определяется заданием на проектирование.
1.6. Операционные следует проектировать на 1 операционный стол.
1.7. Поверхности стен, пола и потолка в операционных должны быть максимально гладкими, с закруглениями в углах, обеспечивающими удобство уборки и дезобработки. Стены операционных могут покрываться специальными красками, облицовываться глазурованной плиткой или специальными металлическими панелями с эмалевым покрытием и др. В случае применения глазурованной плитки, все швы должны быть тщательно затерты в плоскости поверхности плитки и окрашены эмалью.
Стены операционных, имеющих лазерные аппараты для коагуляции, должны быть матированы.
Наиболее комфортным для операционных считается светло-зеленый цвет стен.
Пол в операционных должен полностью поглощать статическое электричество. Применение антистатического линолеума должно сочетаться с наклейкой полос медной фольги и закреплением линолеума по всему контуру стен операционных к заземленным медным шипам.
1.8. Повышенные требования предъявляются к микроклимату операционного блока, особенно операционной. Это связано с тем, что во время операции повышается температура и влажность воздуха, происходит загрязнение его наркотическими газами и бактериальной флорой, скапливается статическое электричество. Особенно опасной является воздушно-капельная инфекция, которая является одной из основных причин гнойно-воспалительных осложнений послеоперационного периода.
Постоянство необходимых параметров температуры и влажности воздуха, а также его качество обеспечивается системой кондиционирования.
1.9. Вентиляция и кондиционирование операционных блоков проектируется в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91* и СНиП 2.08.02-89*. Наиболее предпочтительной системой, обеспечивающей максимальную стерильность, считается устройство отсекающего ламинарного потока кондиционированного воздуха над зоной операционного стола.
1.10. В зависимости от особенностей оперативных вмешательств, а также от количества, специфики и габаритов используемой аппаратуры, выделяются следующие типы операционных:
— для проведения ортопедо-травматологических, нейрохирургических операций, а также операций с использованием лазерной аппаратуры;
— для проведения операций на сердце и сосудах.
1.11. Для наблюдения за ходом операций (прежде всего в клинических больницах) может применяться специальная телевизионная аппаратура, включая запись хода операций.
1.12. Расположение и взаимосвязь помещений операционных блоков определяются требованиями асептики. В связи с этим в основу архитектурно-планировочного решения должно быть положено деление операционных блоков на непроходные асептическое и септическое отделения, а также рациональное зонирование внутреннего пространства в соответствии с функциональным разделением помещений на следующие зоны:
К первой, стерильной зоне относятся собственно операционные и стерилизационные, непосредственно примыкающие к ним. При отсутствии стерилизационных, непосредственно примыкающих к операционным, и наличии специального коридора, по которому стерильные материалы передаются в операционные, данный коридор входит в стерильную зону.
Ко второй зоне (строгого режима) относятся предоперационные, наркозные, помещения аппарата искусственного кровообращения (АИК). Эта группа помещений является воздушным буфером между первой и третьей зонами.
К третьей зоне (ограниченного режима) относятся помещения для подготовки и мытья инструментов и оборудования, дезинфекции наркозно-дыхательной аппаратуры, протокольные, комнаты хирургов, врачей-анестезиологов, сестер-анестезисток, комнаты младшего медицинского персонала, помещения хранения крови, шовного материала, передвижного рентгеновского аппарата, чистая часть санпропускника.
В четвертой зоне (общебольничного режима) располагаются помещения, вход в которые по условиям санитарно-гигиенического режима работы в них не связан с прохождением санпропускника: кабинет заведующего оперблоком, комната старшей операционной медсестры с материальной, экспресслаборатория, складские помещения, санузел, комната личной гигиены персонала, входная часть санпропускника.
Весь медицинский персонал, проходя в операционный блок, переодевается в операционную одежду, бахилы и шапочки. Работающий в операционных персонал одевает маски и перчатки в предоперационной.
1.13. Количество коек в послеоперационных палатах следует предусматривать из расчета две койки на одну операционную. Эти койки размещаются, как правило, в составе отделения анестезиологии и реанимации и учитываются в их коечной мощности. Возможно также размещение послеоперационных коек в изолированном отсеке при операционном блоке или в составе хирургических отделений соответствующего профиля при соблюдении условий необходимой изоляции послеоперационных палат от остальных помещений отделения.
1.14. Состав помещений операционных блоков зависит от типа и мощности больничного учреждения, величины и профиля палатных отделений, степени сложности производимых хирургических вмешательств и используемого оборудования и в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.
1.15. Примерные схемы основных помещений операционных блоков с необходимым оборудованием и мебелью приведены в Приложении 1.
Рекомендуемая минимальная площадь помещений операционных блоков приведена в таблице 1.
— общехирургического профиля (в том числе операционные эндоскопическая и лапароскопическая)
— для проведения ортопедо-травматологических и нейрохирургических операций
— для проведения операций на сердце и сосудах
— для одной операционной общехирургического профиля
— для двух операционных общехирургического профиля
— для одной специализированной операционной
Стерилизационная для экстренной стерилизации:
— для одной операционной
— для двух и более операционных
4 на каждую операционную, но не менее 10
Помещение для хранения стерильного материала
Помещение для хранения шовного материала
Помещение разборки и мытья инструментов
10 на 4 операционные + 2 на каждую операционную сверх 4-х
Помещение аппарата искусственного кровообращения:
— хранение стерильного аппарата
Моечная наркозно-дыхательной аппаратуры
Дезинфекционная наркозно-дыхательной аппаратуры
Помещение для хранения и подготовки крови к переливанию
Помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата
Помещение для ксерокса
Кладовая переносной аппаратуры
Кладовая наркозно-дыхательной аппаратуры
Кабинет врачей хирургов 3)
Комната операционных медицинских сестер 4)
Комната медицинских сестер-анестезисток 5)
Комната младшего медицинского персонала
Комната психологической и психоэмоциональной разгрузки
Лаборатория срочных анализов
Комната старшей операционной медицинской сестры с помещением для хранения спирта, лекарственных препаратов и т.п.
Комната сестры-хозяйки с помещением для хранения чистого белья
Помещение разборки и временного хранения грязного белья и отходов при операциях
Кладовая предметов уборки с сушкой, трапом и краном
Помещение приготовления дезрастворов и хранения дезсредств
Гипсовая с помещением для хранения гипса и гипсовых бинтов
Санитарный пропускник для персонала:
— отсек для хранения рабочей (больничной) одежды, оборудованный индивидуальными шкафчиками 6)
0,4 на 1 шкаф, но не менее 6
— отсек для хранения стерильной одежды (операционный костюм), оборудованный индивидуальными шкафчиками 6)
0,4 на 1 шкаф, но не менее 6
Уборная для персонала 8)
Кабина личной гигиены персонала
— в септическое отделение
— в асептическое отделение
1) Непосредственно блокируются с операционными.
2) Предусматривается при наличии более 4-х операционных.
3) При наличии врачей 5 и более площадь следует увеличивать на 4 м 2 на каждого врача сверх четырех.
4) При количестве медицинских сестер 4 и более, площадь следует увеличивать на каждую медицинскую сестру на 3 м 2 сверх трех.
5) При количестве медицинских сестер-анестезисток 4 и более, площадь следует увеличивать на каждую медицинскую сестру на 3 м 2 сверх трех.
6) Количество шкафов следует принимать равным количеству персонала, работающего в операционном блоке.
7) Количество душевых кабин следует принимать из расчета 1 душевая кабина на 10 человек, но не менее 2-х.
8) Располагается до санитарного пропускника.
2. ОТДЕЛЕНИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАЦИИ
2.1. Отделения анестезиологии и реанимации организуются в составе стационара (больницы, клиники, родильного дома) и являются его структурными подразделениями.
2.2. Основными задачами отделений являются:
— осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии (наркоза) и регионарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах; наблюдение за состоянием больных в послеоперационном периоде;
— осуществление комплекса мероприятий по восстановлению и поддержанию нарушенных функций жизненно важных органов, возникших вследствие заболевания, травмы, оперативного вмешательства и других причин до стабилизации их деятельности (острая сердечно-сосудистая недостаточность, травматический шок, кардиогенный шок, острые расстройства дыхания, тяжелые отравления и другие расстройства функций жизненно важных органов и систем).
2.3. В составе лечебно-профилактического учреждения отделения анестезиологии и реанимации могут быть представлены одним или несколькими подразделениями, с учетом основных задач и особенностей работы.
2.4. Для больных и пострадавших, доставляемых в больницу машинами скорой медицинской помощи или другим транспортом, организуются реанимационные отделения, предназначенные для проведения реанимационных мероприятий (в том числе экстренных) при остро возникших терминальных состояниях (травматическом шоке, потере крови, острой дыхательной и сердечной недостаточности и др.). Эти отделения рекомендуется располагать на 1-м этаже с удобной и короткой внутренней связью с приемным отделением. Должен быть обеспечен кратчайший путь от машины скорой медицинской помощи до отделения реанимации с минимальным количеством поворотов и препятствий.
2.6. Для оказания реанимационной помощи и проведения интенсивной терапии кардиологическим, неврологическим, ожоговым, токсикологическим больным должны предусматриваться блоки интенсивной терапии, не менее чем на 6 коек, непосредственно в составе палатных отделений соответствующего профиля. Койки этих блоков входят в состав отделения реанимации.
2.7. Блоки интенсивной терапии могут предусматриваться в структуре палатных отделений других профилей. Набор помещений в блоках интенсивной терапии, организованных в составе палатных отделений, определяется заданием на проектирование.
2.8. В составе отделений анестезиологии и реанимации могут размещаться послеоперационные палаты для наблюдения врачами анестезиологами и реаниматологами за состоянием больных в послеоперационном периоде до стабилизации у них функций жизненно важных органов. Количество коек в послеоперационных палатах определяется из расчета 2 койки на 1 операционную. В составе отделения послеоперационные палаты размещаются компактно, отдельным блоком.
2.11. Койки палат интенсивной терапии не входят в расчетное число коек и не учитываются в общей коечной мощности лечебно-профилактического учреждения.
2.12. Количество коек в отделениях анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии рекомендуется устанавливать кратным трем, так как один круглосуточный пост медицинских сестер по действующим штатным нормативам и на основе практики организации и функционирования указанных отделений должен обслуживать три койки.
2.15. В помещениях отделений анестезиологии и реанимации для предупреждения распространения внутрибольничных инфекций и строгого соблюдения требований асептики должно поддерживаться избыточное давление, за счет устройства шлюзов с подпором воздуха на входах в отделения.
2.16. Для инфицированных больных в составе отделений анестезиологии и реанимации должны предусматриваться боксированные палаты и изоляторы.
2.17. При входе в отделения следует предусматривать санпропускник для персонала. На входах в отделения, в том числе с лестниц, из лифтов и подъемников следует предусматривать шлюзы с подпором воздуха.
2.18. Для бесперебойной работы аппаратов искусственного дыхания и другой жизненно важной аппаратуры необходимо предусматривать аварийную систему электроснабжения.
2.19. В палатах интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации покрытие пола должно быть антистатическим, с заземлением по всему контуру стен.
2.21. В палаты интенсивной терапии, реанимационные залы, послеоперационные палаты необходимо предусматривать централизованную подачу кислорода, закиси азота, вакуума и сжатого воздуха.
2.22. Состав помещений отделений анестезиологии и реанимации и их количество, определяется заданием на проектирование с учетом типа и мощности лечебного учреждения, его местоположения в городе, профиля палатных отделений и их коечной вместимости, а также объема медицинской помощи, оказываемой больным и пострадавшим в данном отделении.
2.23. Примерные схемы основных помещений отделений анестезиологии и реанимации с необходимым оборудованием и мебелью приведены в Приложении 2.
Рекомендуемая минимальная площадь помещений отделений анестезиологии и реанимации приведена в таблице 2.
Структура операционного блока
Операционный блок — комплекс специально оборудованных помещений, предназначенный для проведения хирургических операций.
На заре развития хирургии, когда наиболее распространенными операциями были вскрытие гнойников, отсечение нежизнеспособных тканей или частей конечностей и др., их выполняли в госпитальной палате на койке больного, что производило тяжелое впечатление на окружающих больных. Появление специальных помещений для операций — операционных относят к началу 18 в. Впервые в России операционными широко пользовался Н. И. Пирогов в Севастополе (1854). В это же время Н. И. Пирогов пришел к выводу о необходимости раздельного оперирования раненых с гнойными и негнойными ранами.
Дальнейшее развитие хирургии, углубление ее специализации потребовали создания профилированных операционных — травматологических, нейрохирургических, офтальмологических, гинекологических, урологических, стереотаксических, баро-операционных и др., оснащенных в необходимых случаях микрохирургической техникой, рентгеновскими и лазерными установками, аппаратами для искусственного кровообращения и т. п.
Усложнение операций, насыщение операционных техникой привело к необходимости создания оперблока с четко организованной работой всех звеньев, среди которых основным является операционная.
Оперблок, как правило, входит в состав хирургического отделения. В крупных многопрофильных лечебных учреждениях он может обслуживать несколько хирургических отделений (клиник); иногда несколько оперблоков выделяют в самостоятельное операционное отделение. Помимо операционных, в оперблоке предусматриваются следующие специально оборудованные помещения: предоперационная, стерилизационная, кабинет переливания крови, наркозная, материальная, гипсовая, кабинет заведующего оперблоком, комнаты персонала, санитарный пропускник и др.
Оперблок размещается изолированно от других помещений стационара. Он может находиться при обслуживаемых им отделениях, занимать целый этаж, отдельное здание или пристройку к основному хирургическому корпусу. При размещении оперблока в отдельном здании операционные целесообразно размещать на 2—3 этажах, стерилизационную и другие подсобные и хозяйственные помещения — на первом этаже. В состав оперблока входят операционные для асептических операций. Так называемая гнойная операционная размещается вне оперблока, чаще всего в составе гнойного отделения, операционная для экстренных операций — рядом с приемным отделением.
Общие требования к современному оперблоку:
— помещения его должны иметь достаточную кубатуру,
— быть удобными для уборки и мытья;
— отделочные материалы помещений должны быть стойкими к многократной стерилизации хим. антисептиками и УФ-лучами;
— отопление и вентиляция должны обеспечивать оптимальные условия для работы персонала и здоровья больных,
— оборудование — соответствовать современным требованиям хирургии и анестезиологии и, по возможности, находиться вне операционного зала;
— в клиниках в целях преподавания должна быть предусмотрена возможность наблюдения за ходом операции через стеклянный потолок со второго яруса или посредством телевизионной трансляции в аудиторию;
— необходима надежная связь оперблока с подразделениями лечебного учреждения с помощью телефона, сигнализации и системы лифтов.
Назначение и площадь помещений, входящих в оперблок, широко варьируют в зависимости от объема и диапазона хирургических вмешательств, а также от объема преподавательской и исследовательской работы учреждения. Расположение и взаимосвязь помещений оперблока, особенности работы персонала в них определяются прежде всего требованиями асептики. Этим требованиям отвечает деление оперблока на зоны с разными режимами работы.
— Первая зона — стерильная; к ней относят операционную и стерилизационную для инструментария. Персонал операционной бригады может попасть в эту зону через санпропускник и предоперационную, больной поступает из наркозной. В некоторых клиниках границу стерильной зоны обозначают красной линией на полу, переступать ее можно только в операционном белье, бахилах, маске.
— Вторая зона — строгого режима; к ней относят предоперационную, моечную и наркозную, непосредственно связанные с операционной.
— Третья зона — ограниченного режима; к ней относят комнату для хранения крови, аппаратную, инструментально-материальную, помещение мед. персонала, экспресс-лабораторию, чистую половину санпропускника и др.
— Четвертая зона — общебольничного режима; к ней относят помещения, вход в которые не связан с прохождением через предыдущие зоны (кабинеты зав. О. б., старшей операционной сестры, комната для использованного белья и др.).
Операционная — специально оборудованное помещение для проведения хирургических операций.
Стены, пол и потолок операционной должны быть гладкими, стыки между ними закругленными. Пол обычно выкладывают кафельными плитками светлых тонов. Для профилактики возможности образования искры от удара металлическим предметом о каменный пол (что может привести к несчастному случаю) целесообразнее пол покрывать электропроводным техническим пластиком, эпоксидной смолой или линолеумом. В центре операционной или в одном из углов в полу имеется отверстие с сеткой для стока грязной воды при уборке.
Стены и потолок операционной выкладывают кафелем или окрашивают масляной краской в светлые тона (светло-зеленый, светло-желтый, светло-оранжевый). Эти цвета хорошо отражают свет, что имеет важное значение для освещенности помещения. Кроме того, светлая окраска облегчает контроль за уборкой помещения. Примененная в некоторых клиниках окраска в черный цвет распространения не получила. Водопроводные и канализационные трубы прокладывают в стенах; все инженерные коммуникации, обеспечивающие электро- и газоснабжение, отопление и вакуум, должны быть скрытыми. Электрические провода должны проходить в предохранительных бергманновских трубках.
В крупных оперблоках электроснабжение осуществляется от двух раздельных источников. В связи с тем, что в нижних слоях воздуха операционной возможно скопление горючих газов или парообразных веществ, применяемых для наркоза, которые могут взорваться от незначительной искры, распределительный щит с розетками и выключатели располагают не ниже 1,6 м от пола; их устройство должно исключать искрообразование. Во время уборки розетки и выключатели закрывают задвижками.
Щит имеет 3 пары маркированных розеток для подвода электрического тока напряжением 36, 127, 220 в, одну розетку на 380 в и клеммы заземления. Если розетки или выключатели находятся на высоте менее 1,6 ж от пола, они обязательно должны иметь искрозащитный корпус. Предусматривается также заземление всех крупных предметов и приборов (включая операционный стол), аккумулирующих статическое электричество. Для нормальной работы электронных приборов должна быть обеспечена экранизация операционной стальной сеткой или контурным заземлением.
Кислород, газообразные средства для наркоза подаются к наркозному аппарату из коллекторов, расположенных вне помещения, или из баллонов. Наиболее рациональным считается монтаж газовых коммуникаций со стороны потолка с подводкой их к операционному столу на подвижных кронштейнах. Трубки должны иметь маркировку во избежание ошибок при подключении газа. Вакуум-система располагается вне операционной и подводится к ней к тому же распределительному щиту, что и газы.
Для освещения операционной используют естественный (дневной) свет и искусственный источник света. При планировке операционную ориентируют в отношении сторон света так, чтобы окна выходили на север, северо-восток или северо-запад. Операционный стол устанавливают перпендикулярно к окну. В южных широтах во избежание сильного нагрева операционной солнечными лучами с наружной стороны окон устанавливают рассеивающие и поглощающие солнечное тепло рифленые ставни, сверху натягивают полотняный тент. Нормы естественного освещения операционной, определяемого как отношение площади окон к площади пола, должны быть не менее 1:3.
Наиболее удачно задача естественного освещения операционной решается благодаря устройству больших прямоугольных из цельного зеркального стекла окон, занимающих 2 /з площади стен. Стекло фиксируется в тонких металлических рамах с резиновой прокладкой, обеспечивающей полную герметизацию от пыли и воды. Рамы при открывании окон вращаются по вертикальной или горизонтальной оси. В зимнее время стекла окон предохраняют от образования влаги и льда, помещая между рамами сосуд с серной кислотой и обогревая это пространство с помощью радиатора отопления или электрообогревателя. Дневной свет наиболее равномерно распределяется в операционной, имеющей квадратную или круглую форму. При прямоугольной форме глубина помещения не должна превышать высоту оконных рам более чем в 2 раза.
Для искусственного освещения операционной используют панельные люминесцентные лампы 400 лк или плафоны с лампами накаливания 200 лк. Некоторые немецкие и американские хирурги считают, что в операционных целесообразнее использовать только искусственное освещение, поэтому они предлагают затемнять операционные на период операций, а новые операционные строить без окон.
Большое значение имеет освещение операционного поля; к нему предъявляются следующие гигиенические требования:
— минимальные слепящие действия источника света и блескость;
— равномерность освещения, отсутствие резких и глубоких теней, а также перепадов освещения в процессе операции;
— приближение спектра излучения искусственного источника к спектру естественного света;
— отсутствие нагрева лампы.
Освещенность на поверхности операционного поля должна быть в пределах 3000—5000 лк, в отдельных случаях допустимо повышение ее до 10 000 лк. Цветовая температура должна равняться 4000—4500° К. Повышение температуры воздуха в зоне операционного стола на высоте 0,5 м от операционного поля не должно превышать 2—3°. Равномерность освещения, т. е. отношение минимальной освещенности к максимальной на протяжении 0,75 м поверхности, не должна быть ниже 0,3. Значительные колебания искусственного освещения в связи с изменением напряжения в электрической сети, достигающие иногда 8—10% и более, неприемлемы при освещении операционного поля; в этих случаях используют стабилизатор напряжения. Освещение, отвечающее перечисленным требованиям, обеспечивают бестеневые лампы, которые подвешиваются над операционным столом.
Шарнирные, сбалансированные противовесами устройства этих ламп позволяют менять направление лучей света. Благодаря рассеиванию тепла с помощью системы стекол и наличию воздушной прослойки между ними эти лампы почти не нагреваются.
При необходимости добавочного освещения боковых поверхностей операционного поля используют передвижные и переносные лампы.
Освещение дублируется аварийной сетью, действующей от аккумуляторов и включающейся автоматически. Специальное устройство для освещения операционного поля требуется при микрохирургических операциях, в рентгеновских операционных и др. В операционных небольшой поликлиники или амбулатории для освещения операционного поля может применяться лампа (желательно с силой света не менее 200 кд с рефлектором.
Для трансляции операций в аудиторию в бестеневые лампы монтируют телевизионную камеру.
Телевизионная установка состоит из трех основных узлов:
— камеры, конструктивно объединенной с группой светильников бестеневой лампы;
— пульта управления установкой;
— группы просмотровых устройств, размещенных в аудитории.
Съемка производится в зависимости от условия свечения светильников. Передающий (операционная) и приемный (аудитория) пункты телевизионной установки связаны между собой двусторонней громкоговорящей телефонной связью.
Особенности микроклимата операционной заключаются в том, что во время операции повышается температура, и влажность воздуха, происходит загрязнение его наркотическими газами и бактериальной флорой, скапливается статическое электричество. Все это неблагоприятно сказывается на здоровье оперируемых и медперсонала, но особенно опасно в связи с возможностью воздушно-капельной инфекции, которая стала одной из основных причин гнойно-воспалительных осложнений послеоперационного периода. Все это диктует необходимость соблюдения повышенных требований к микроклимату оперблока, особенно операционной.
Температура в операционной должна быть в пределах 22—23° без заметных колебаний при нормальных показателях влажности воздуха. Более высокая температура воздуха (до 25—30°) необходима при операциях у обожженных, а также при длительных операциях на широко вскрытой плевральной или брюшной полости. Отопление современной операционной осуществляется электроплитами, вмонтированными в нижней части стен, причем постоянство температуры регулируется автоматически терморелейными приборами.
Вентиляция операционной по минимальным сан. требованиям должна быть принудительной приточно-вытяжной с преобладанием притекающего фильтрованного воздуха над отсасываемым из помещений, при 10—20-кратном воздухообмене в час. Окна снабжены фрамугами, которые открывают во время уборки помещений. Широкое распространение получили централизованные или местные установки для кондиционирования воздуха с многократным воздухообменом, из которых в операционную поступает подогретый, увлажненный стерильный воздух.
Наиболее эффективна вентиляция в операционных с линейным (ламинарным) потоком воздуха (рис.), в которых кондиционированный воздух поступает через вентиляционные отверстия, расположенные в стене, а удаляется через вытяжные отверстия, расположенные у пола и потолка на противоположной стене. Уже созданы операционные с ламинарным (обычно горизонтальным) воздушным потоком вокруг операционного стола, в зоне которого обеспечивается 500-кратный обмен воздуха в час, благодаря чему практически достигается асептичность воздуха этой зоны.
Оснащение каждой операционной составляют:
— оборудование рабочего места операционной сестры,
— специальная аппаратура и оборудование, определяемые профилем операции,
— вакуум-система для отсасывания крови из операционной раны и мокроты из воздухоносных путей,
— бактерицидные лампы и др.
В анестезиологическое оснащение входят:
— подводка кислорода и газообразных средств для наркоза,
— термоприборы для операций под гипотермией и др.
Рис. Схематическое изображение ламинарного движения воздушных масс в операционной (указано стрелками).
Для работы операционной медсестры необходимы малые подвижные инструментальные столики на высокой ножке, которые располагают рядом с операционным столом, большие передвижные столы типа перевязочного стола Боброва для резерва стерильного инструментария и перевязочных средств, находящиеся на некотором отдалении от операционного стола. На отдельных столах находятся шовный материал, растворы, спирт. В стерильных барабанах на подставках рядом с большим столом находится необходимое операционное белье (простыни, халаты и др.) и перевязочный материал. Через окно в стене между операционной и стерилизационной медсестра получает сетку со стерильными инструментами, растворы, кровь и другие, необходимые для операции средства. Через второе окно на подъемнике удаляются использованное операционное белье и перевязочный материал.
Наиболее прогрессивным является метод подготовки материалов и инструментов для оперативных вмешательств в виде специальных наборов (белье и инструменты в отдельных упаковках). Они заранее стерилизованы и снабжены паспортами с указанием типа набора и сроков его годности. Постепенно металлические биксы Шиммельбуша уступают место специальным типовым упаковкам одноразового использования.
Мебель операционной, помимо операционных столов, состоит из металлических стульев с вращающимися сиденьями, алюминиевых подставок, штативов для ампул с инфузионными растворами и т. п. Ножки мебели снабжены резиновыми наконечниками, чтобы ее можно было бесшумно переставлять с места на место. Специальные подставки, каркасы или тазы, обернутые простыней для гашения шума при падении инструмента, устанавливают с каждой стороны операционного стола и рядом с операционной сестрой. На одной из стен операционной устанавливают стенные часы с крупным циферблатом и большой секундной стрелкой, изготовляемые специально для операционных.
Для борьбы с бактериальным загрязнением в операционной и других помещениях оперблока устанавливают бактерицидные облучатели — мощные источники УФ-излучения (ОБН, ОБП, ОБПЕ). Обычно в операционных площадью 40 м 2 на высоте не менее 2 ж от пола помещают две лампы на противоположных стенах. Из специальной аппаратуры при отдельных операциях хирурги и анестезиологи чаще всего используют различную измерительную и регистрирующую аппаратуру (электрокардиограф, кардиоскоп, тонометр и др.), дефибриллятор, (фото из практики) аппаратуру для экстракорпорального кровообращения, (фото из Аллен) микрохирургических операций и операций с применением лазера, рентгенаппаратуру и др. Следует стремиться к тому, чтобы во время работы в операционной находились лишь те аппараты, которые необходимы для выполнения намеченных операций.
В центрах и крупных отделениях гнойной хирургии имеется свой операционный блок для различных операций при нагноительных процессах. В остальных больницах и клиниках операционная для гнойных операций располагается в противоположной асептическим операционным части клиники. Целесообразно размещать ее рядом с гнойным отделением. Нередко к гнойной операционной прилежит гнойная перевязочная и своя материальная.
Площадь операционной, предназначенной для гнойных операций (также как и для экстренных), может быть несколько меньшей, чем для асептических (обычно 30 м 2 ), в связи со сравнительно меньшей ее загрузкой оборудованием и, как правило, меньшим объемом работы. В остальном устройство и оснащение операционной для гнойных (и экстренных) операций должно отвечать тем же требованиям, которые предъявляются к асептической операционной.
Операционная является основным подразделением О. б. Остальные помещения выполняют подсобные, но тоже весьма важные функции, направленные на всестороннее обеспечение проведения хирургических операций.
Предоперационная предназначается для обработки (мытья) рук хирургов и медсестер. В отделениях, обслуживающих менее 250 коек, она может совмещаться с материальной и инструментальной комнатами.
Кабинет переливания крови оборудуется обычно при обслуживании 100—150 хирургических коек. В нем хранится (в холодильниках) кровь и кровезаменители. В тех случая, когда при оперблоке нет специальной лаборатории, здесь должно быть все необходимое для определения группы крови и резус-фактора.
Наркозная оборудуется в тех случаях, когда оперблок обслуживает более 200 хирургических коек. Служит для введения больного в состояние наркоза. Интубация больного вне операционного зала значительно уменьшает опасность инфицирования последнего, поэтому создание наркозных имеет большое значение.
Материальная — комната для хранения запасов инструментов, шовного материала и медикаментов. Оборудуется обычно при О. б. со значительным объемом работы. При небольшом объеме работы указанные запасы хранятся в шкафах, находящихся в стерилизационной или предоперационной комнате.
Гипсовая (обычно в оперблоке ортопедических или травматологических отделений) оборудуется всем необходимым для изготовления гипсовых повязок, специальными столами и приспособлениями для наложения повязок.
Кабинет заведующего операционным блоком и комната старшей медсестры находятся в зоне общебольничного режима и связаны с предоперационной через сан. пропускник.
Санитарный пропускник имеет 2 комнаты, разделенные между собой душевой, с двумя входами. Первая комната находится в зоне общебольничного режима. Она оборудуется шкафчиками для личной одежды персонала, участвующего в операции. Вторая комната связана с зоной строгого режима. В ней прошедший через душевую персонал одевается в специальный операционный костюм и обувается в специальную обувь. После операции персонал, пройдя в обратном порядке сан. пропускник, одевается в свою одежду.
Организация работы операционного блока и правила поведения в нем персонала строго регламентированы. Организуют работу оперблока его заведующий и старшая операционная медсестра. Доступ в оперблок строго ограничен; лица, не относящиеся к его персоналу, допускаются только в сопровождении ответственных лиц. В операционной не разрешается находиться лицам с острыми респираторными заболеваниями и гнойно-воспалительными процессами.
Вход в операционную в шерстяной или синтетической одежде воспрещается. Для всех участников оперирующей бригады используется специальная одежда (шапочка, рубашка, брюки, бахилы, фартук и маска), отличающиеся по цвету от принятой одежды других подразделений лечебного учреждения, включая и гнойную операционную. Вместо традиционной марлевой маски, закрывающей рот и нос, хирурги надевают прозрачный герметический шлем, в который постоянно подается стерильный воздух, а удаление выдыхаемого воздуха обеспечивается вакуумной системой.
В операционной для плановых операций в первую очередь выполняются чистые операции (на щитовидной железе, сосудах, суставах, по поводу грыж и др.), и лишь затем производят операции, связанные с возможным микробным загрязнением (холецистэктомия, резекция желудка и др.).
К порядку работы в гнойной операционной предъявляются некоторые дополнительные требования. Хирургические инструменты, перевязочный материал и белье хранят отдельно и ни при каких условиях не используют при асептических операциях. Исключается совмещение работы персонала (медсестер, санитарок) в чистой и гнойной операционной. Использованный перевязочный материал сжигают в печах с газовыми горелками, установленных в подвальном помещении операционного корпуса (материалы поступают на сжигание по мусоропроводу, который тщательно дезинфицируют раствором лизола).
Рентгенооперационная — специально оборудованная комната, предназначенная для рентгенологических исследований, связанных с оперативными вмешательствами (ангиография, зондирование полостей сердца, лечебная эмболизация, рентгено-бронхологическое исследование, миелография и др.), выполняемыми под местным или общим обезболиванием. Обычно она входит в состав рентгенодиагностического кабинета. В оснащение рентгенооперационной, кроме рентгеновской аппаратуры и негатоскопа, должны входить наркозно-дыхательная аппаратура, приборы функциональной и эндоскопической диагностики, инструменты для взятия цитологических и гистологических проб, реанимационное оборудование. Освещение рентгенооперационной должно обеспечивать возможность выключения бестеневой лампы при одновременном автоматическом включения экрана рентгеновской установки и наоборот.
Пол в рентгенооперационной должен иметь дополнительное водонепроницаемое покрытие (плиточное, поливинилхлоридное), стены облицовываются керамической плиткой на всю высоту помещения. Вентиляция должна обеспечивать не менее чем 10-кратный обмен воздуха в час. Необходима подводка кислорода, закиси азота, шланга от вакуум-системы.
Уборка операционного блока производится влажным способом.
Различают уборки:
— предварительную, при которой ежедневно утром до начала операций с горизонтальных поверхностей (столы, пол) влажной тряпкой снимают осевшую за ночь пыль;
— текущую, которая проводится во время операции (убирают упавшие на пол марлевые шарики, салфетки, вытирают запачканный кровью пол);
— после окончания очередной операции убирают весь использованный материал и инструменты, обрабатывают антисептиком клеенки операционного стола;
— заключительную, проводимую после операций (мытье и дезинфекция пола, мебели с включением на 1 час бактерицидных ламп);
— генеральную, производимую в конце рабочей недели,— потолок, стены, окна и пол помещений моют из шлангов горячей водой с мылом и антисептиками. После просушки. помещения и протирания насухо включают на 12—14 час. бактерицидные лампы.