Что относится к средствам юридической техники
Юридическая техника: понятие и виды. Средства и приемы юридической техники
Виды юридической техники:
1) законодательная (нормотворческая, законотворческая техника);
2) правоприменительная (правореализационная или техника индивидуальных правовых актов);
3) интерпретационная или техника актов официального толкования;
4) техника систематизации и учёта нормативных правовых актов;
5) техника обнародования (опубликования) нормативных правовых актов.
В качестве самостоятельных видов юридической техники иногда также рассматриваются:
— техника судебной речи;
— следственных действий и т.д.
Каждый вид юридической техники в различных отраслях права (помимо общих) имеет свои особые технико-юридические приемы и средства выражения.
К числу основных общих правил юридической техники (в большей степени законодательной) чаще всего относят:
1) наиболее полное, адекватное выражение воли законодателя;
2) рациональную организацию и логическую последовательность изложения нормативных предписаний, помещаемых в нормативном правовом акте;
3) отсутствие пробелов и противоречий в нормативных правовых актах и во всей системе законодательства;
4) краткость и компактность изложения правовых норм при достаточной глубине и всесторонности отражения их содержания;
5) ясность, простоту и доступность языка нормативных правовых актов, точность и определенность используемой терминологии;
6) сведение к минимуму количества нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им;
7) своевременное обнародование и вступление в силу законов и других правовых актов в соответствии с установленным порядком.
Три группы юридической техники:
1. Правила, приемы, средства, способы и методы, используемые для внешнего оформления нормативных и индивидуальных правовых актов.
2. Правила, приемы, методы рациональной организации структуры, стиля, логико-языкового построения содержания правовых предписаний, обеспечения взаимосвязи юридических норм, изложения их структурных элементов.
3 Правила, приемы и способы разработки и оформления правоприменительных и интерпретационных актов.
4. Правила, приемы систематизации и учета нормативных правовых актов. Каждый вид систематизации (инкорпорация, консолидация и кодификация) имеет свои особенности, свои специфические приемы и правила.
5. Правила, порядок и условия опубликования, содержащиеся в Конституции РФ, Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Указе Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», а также в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Что касается группы правил, приемов и других элементов юридической техники, относящихся к структуре, языку, логике изложения, то тут на первое место выходят требования о непротиворечивом изложении нормативного материала, его полноте, ясности, понятности, взаимосвязи с уже действующими правовыми предписаниями в рамках соответствующих институтов, отраслей и всего законодательства в целом. Логическую схему построения нормативных правовых актов и прежде всего законов можно свести к трем наиболее значимым частям: общей, основной и заключительной. Структурными элементами текста акта выступают разделы, главы, статьи, пункты.
Общая часть включает в себя положения, определяющие предмет регулирования, значение используемых терминов, принципы правового регулирования.
В основной части находят отражение компетенция органов государственной власти, права и обязанности субъектов права, порядок осуществления деятельности в рамках регулируемых отношений, меры ответственности и другие вопросы.
В заключительной части (заключительных и (или) переходных положениях) устанавливаются порядок и сроки вступления акта в силу, предстоящие изменения в законодательстве и некоторые другие вопросы.
Отдельную и довольно обширную тему в рамках юридической техники составляет язык законодательных актов. Своеобразие нормативно-правового стиля языка состоит в том, что он выражает волю законодателя, формирует официальные документы. Его характерными чертами являются безличность, нейтральность, точность, конкретность, простота и лаконичность. Язык закона, других правовых документов строг, стандартен, официален. Отметим, что образцом блестящей лаконичности и афористичности, но одновременно непревзойденной точности и глубины мысли до сих пор является язык законов Древнего Рима. Сегодня во многих странах установлены нормативные предписания по формулированию текстов законов, использованию определенного словарного арсенала в юридических конструкциях.
Основные требования к стилю и языку нормативных правовых актов выражаются, в частности, в необходимости использования в тексте закона терминов с четким и строго очерченным смыслом, употребления слов и выражений в прямом и непосредственном их значении, отказа от неоправданных неологизмов, неустоявшихся терминов, жаргонизмов, перебора с иностранной лексикой.
Глобализация, расширение международных контактов, однотипность многих юридических процедур с неизбежностью ведут к выработке своеобразного юридического «эсперанто», широкому употреблению международной правовой терминологии, иностранной лексики. Общее правило в правотворчестве здесь сводится к тому, что использование иностранных терминов допустимо в тех случаях, когда они понятны и когда отсутствует соответствующий термин в русском языке.
Важным элементом юридической техники является юридическая терминология – словесное обозначение государственно-правовых понятий. Она имеет своеобразную классификацию и состоит из определенных подвидов: общеупотребительная терминология, специальная юридическая терминология и специальная неюридическая терминология.
Кроме того, в составе юридической техники выделяют специальные средства или нетипичные нормативные построения и предписания.
К ним относят:
Правовые презумпции – это предположения о наличии или отсутствии определенных фактов, которые подтверждаются или опровергаются в процессе доказывания. Классическим вариантом является презумпция невиновности (ч. 1 ст. 49 Конституции РФ). Различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые презумпции. К общеправовым презумпциям, многие из которых одновременно являются принципами права, относят: истинность и целесообразность норм права; правосубъектность лиц и организаций, вступающих в правовые отношения; добропорядочность граждан; знание законов субъектами права и др. Межотраслевые презумпции: презумпция отцовства (ч. 2 ст. 48 СК РФ); презумпция равенства доли имущества каждого из супругов при разделе его и др. Примером отраслевой презумпции служит презумпция о значительном повышении степени общественной опасности деяния при его совершении группой лиц (ч. 7 ст. 35 УК РФ).
Правовые фикции – сформулированные в законодательстве положения о несуществующих фактах, которые признаются существующими, а потому имеющими определенные юридические последствия. Применение фикций имеет длительную историю – они использовались еще в практике римского права. Общеизвестен пример, когда при одновременной смерти родителей и детей в результате кораблекрушения или сражения применялось следующее правило: если вместе с родителями погибали несовершеннолетние дети, то пережившими предполагались родители; если же погибали родители и их совершеннолетние дети, то пережившими предполагались дети. Это имело очень важное значение при рассмотрении дел о наследстве.
С известной долей условности к правовой фикции можно отнести и теорию юридического лица. Известный немецкий юрист Савиньи считал юридическое лицо «субъектом права, фактически не существующим в реальности». Классическим примером фикции в гражданском праве является начало исчисления срока для признания гражданина умершим (ст. 45 ГК РФ) или безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ). Применяя этот прием юридической техники, законодатель дисциплинирует участников гражданского процесса, добивается четкой организации судопроизводства, своевременного разрешения дел в судах.
Правовые аксиомы – это положения, которые не требуют доказательств в юридическом процессе. Они так же, как и неопровержимые презумпции, взаимосвязаны и очень схожи с принципами права, хотя и не тождественны с ними. В отечественной юридической науке этот термин появился сравнительно недавно – примерно в 60-е гг. прошлого столетия. Хотя многие аксиомы были известны с глубокой древности: никто не может быть судьей в собственном деле; никто не может передавать другому больше прав, чем имел бы сам; никто не обязан сам себя обвинять; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; закон обратной силы не имеет и т.д.
Правовой символ – создаваемый или санкционируемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое или слышимое образование, которому придается политико-правовой смысл, используемый для передачи правовой информации адресату (Государственный флаг, Государственный гимн, Государственный герб, сигналы светофора при регулировании дорожного движения, дорожные знаки, логотипы и т.д.).
Кроме того, существует целый ряд правил, приемов и способов юридической техники, которые применяются при построении легальных дефиниций, формулировании норм права (абстрактный, казуистический способы); изложении их в статьях законодательных актов (прямой, отсылочный, бланкетный способы); при перечислении в текстах законов объектов, условий, обстоятельств (исчерпывающий, примерный перечни); при внесении изменений и дополнений в законы, официальном признании их утратившими силу; при использовании примечаний, оговорок, написании количественных показателей меры, веса, объема, длины, расстановке знаков препинания, употреблении аббревиатур, разделительных и соединительных союзов, и множество других способов.
Минюст России особо подчеркнул необходимость разработки и применения в нашей стране общих правил законопроектной работы, в том числе технико-юридических, которые должны быть установлены Правительством РФ.
В нашей стране требования юридической техники получили нормативное закрепление в регламентах ГД, Совета Федерации и Правительства РФ, правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Трудно переоценить роль, которую призваны сыграть в развитии юридической техники недавно подготовленные по инициативе Правового управления Аппарата ГД Главным государственно-правовым управлением Президента РФ, Правовым управлением Аппарата Правительства РФ, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации и Министерством юстиции РФ Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. Этот документ, безусловно, окажет положительное влияние на преодоление ошибок, связанных с содержанием и формой законопроектов, устранение разнобоя реквизитов и рубрик законодательных актов, утверждение стереотипной структуры, единого стиля изложения, тщательной отработки механизма действия законов.
К сожалению, приходится констатировать, что хорошо продуманной, научно выверенной нормативной базы по вопросам юридической техники в стране не существует. Предполагалось, что начало их решения будет положено в Федеральном законе «О нормативных правовых актах Российской Федерации», принятом ГД в первом чтении еще в 1996 году. Однако работа над ним по непонятным причинам была приостановлена. Лишь недавно Президент России по докладу Минюста РФ поручил вновь подготовить и внести такой акт.
Юридическая техника: приемы, средства
Определение приемов и средств юридической техники, их признаки
В качестве приемов юридической техники выступает ряд действий, которые способны повторяться, уполномоченных субъектов относительно реализации юридико-технических правил (операций).
Ряд средств используется во время осуществления данных приемов. Ряд приемов, средств, которые используются во время практической юридической деятельности, относятся к понятию юридической техники вместе с рядом ее правил и методов.
Для приемов в большинстве ситуаций свойственно иметь интеллектуальную направленность, сюда же входит ряд вариантов профессионального мышления, обработка данных, анализ и понятийный аппарат.
Под средствами понимается предметно-техническая составляющая юридической техники. Это ряд механизмов технического поиска, обработка, хранение и передача данных, правовой мониторинг и аксиома, связь, ряд фикций и презумпций.
Ключевые направления юридических приемов и средств
По своей сути ряд технико-юридических приемов и средств имеют отношение к структуре права, иными словами, выступают в качестве таких приемов и средств, которые необходимы для создания архитектуры нормативных актов. Их специфика связана с тем, какое направление правовой документации располагается в центре внимания в данный момент. Речь идет о форме юридического изложения или форме документального выражения внешнего характера. На основании этого по своей сути ряд юридических приемов и средств допустимо разделить на два ключевых направления. Речь идет о юридическом воплощении воли законодателя и формальном выражении сути нормативных актов.
Для средств юридической техники первой группы свойственно выступать в качестве нематериальных форм, при помощи которых формируется право, иными словами, превращается в юридическую форму его суть интеллектуально-волевой и юридической направленности. В определенной мере это ряд типовых схем, которые дают возможность изменить волю законодателя в ряд определенных юридических норм, закрепленных в ряде правовых актов.
В качестве главных средств юридического воплощения воли законодателя в данной ситуации выступает ряд:
Рисунок 1. Средства юридического воплощения воли законодателя
Все сказанное выше говорит об особенностях построения воли законодателя, которая закрепляется в нормативных актах, которые в определенной мере относятся к внешним формам нормативных актов, но в первую очередь, способствуют более точному, полному, строго юридическому и экономному изложению сути нормативных предписаний.
Ряд ключевых приемов юридической техники данного вида можно разделить на основании уровня обобщения правовых предписаний и способов изложения частей нормы.
Специфика абстрактных и казуистических приемов
При классификации по степени обобщения выделяют два приема формулирования норм. Речь идет об абстрактных и казуистических приемах.
Под абстрактным (обобщающим) примем понимается такой вид приема создания юридических норм, во время которого фактическая информация охватывается исключительно обобщающими формулировками, иными словами, родовыми признаками.
К примеру, в ряде нормативных положений «лицо освобождается от ответственности при отсутствии в его действиях вины». Слова «отсутствие вины» важно воспринимать как обобщающую формулировку, для которой свойственно охватывать все ситуации, когда лицо не понимало и не могло понять, что в результате его поведения будут совершены противоправные действия.
Под казуистическим приемом понимается такой вид приемов формулирования юридических норм, во время которого фактическая информация уточняется посредством индивидуальных признаков, сюда же относится и перечисление определенных, индивидуальных обстоятельств и фактов.
К примеру, в соответствии со ст.61 Уголовного кодекса РФ существует ряд обстоятельств, которые смягчают наказание. Речь идет о совершении преступлений небольшой или средней тяжести первый раз из-за случайного стечения обстоятельств; несовершеннолетии виновного; беременности; наличии у виновных малолетних детей и др. Данный список, который включает в себя множество пунктов, конкретно и прямо говорит о фактических обстоятельствах, смягчающих уголовное наказание для ряда лиц.
Тем не менее, важно отметить, что сегодня невозможно встретить казуистический прием в той форме, в какой его использовали в древние времена. Для нормативного изложения при всей определенности и индивидуализированности свойственно во всех случаях иметь ряд определенных обобщений. Но и сегодня ряд норм, имеющих максимально высокую степень обобщения, существенно отличается от норм, в которых вместо абстрактных конструкций (а в ряде ситуаций и вместе с ними) приводится список определенных фактов или обстоятельств. Для последнего случая и применим казуистический прием.
Принято считать, что для абстрактного изложения нормативных материалов свойственен более высокий уровень юридической культуры и развитие юридической науки, так как он дает возможность в кратких формулировках выразить все факты этого рода. Но стоит отметить, что не вся фактическая информация и не в любое время может быть изложена в ряде обобщающих формулировок. Так, встречаются ситуации, когда важно в прямой и конкретной форме обозначить ряд индивидуальных обстоятельств или конкретных участников правоотношений. Кроме этого, для казуистического приема свойственно создание ощутимых удобств на практике, и, ключевой аспект, он соответствует формальной определенности права, потому что дает возможность без каких-либо трудностей применять ряд юридических норм к ряду фактических обстоятельств. К примеру, гораздо проще разрешить вопрос относительно смягчения или усиления наказаний, основываясь на конкретном перечне, пусть даже и открытом, чем руководствоваться обобщающими формулировками. Тут же важно отметить, что какой бы не был совершенный список конкретных фактов, для него невозможно охватить все факты данного рода.
Классификация приемов юридической техники по методам изложения элементов юридических норм
На основании метода изложения частей юридических норм обозначают три приема. Речь идет о прямом, ссылочном и бланкетном приемах. В соответствии с этим выделяют ряд видов юридических норм.
Рисунок 2. Средства и приемы юридического воплощения воли законодателя
Во время прямого изложения все (или все важные) части норм в прямой форме формулируются в статьях правовой документации.
Во время ссылочного изложения вместо конкретных формулировок конкретных элементов норм в этой статье дается отсылка к иным нормам, где есть ряд нужных предписаний. Как правило, данный прием изложения используется для того, чтобы избежать ненужные повторения и конкуренцию норм.
В ситуациях, когда используется бланкетное изложение, ряд отдельных элементов норм тоже в прямой форме не формулируются, но в данной ситуации ряд недостающих элементов восполняется не какими-либо точно указанными нормами, а правилами конкретного вида, которые со временем могут поменяться. То есть в данном варианте подразумевается «открытый бланк», ссылки на те или иные виды конкретных правил.
К примеру, на основании ст.236 Уголовного кодекса РФ предусмотрена определенная мера наказания за ряд нарушений правил санитарно-эпидемиологического характера, которые повлекли по неосторожности массовое заболевание или отравление людей. Для бланкетного изложения свойственно не только устранять ряд ненужных повторов, но и обеспечивать стабильное правовое регулирование во время изменений текущего законодательства (правил).
Использование ссылочных и бланкетных приемов изложения, как правило, в большинстве ситуаций совершенно оправдано, но множество отсылок, в частности к нормам иных актов, может сформировать ряд определенных трудностей для правоприменителей. Помимо этого, зачастую это говорит о ряде недостатков в расположении нормативных материалов.
Ряд средств и приемов юридической техники документального выражения сути нормативных актов имеют отношение и к структурности права, но имеют отношение не к содержанию нормативных актов, а к их внешнему документальному построению.
К этой группе относится ряд форм, которые дают возможность юридически закрепить волю законодателя. Речь идет о правовых документах определенной формы, их внутреннем построении и реквизитах. Документальное закрепление воли законодателя напрямую связано также со стилистикой правовых актов. Речь идет о юридическом стиле.
Ряд данных приемов нераздельно связан с более рациональным построением документации, местом стаей, применением заголовков и др. Сюда же, в какой-то мере, допустимо относить и абстрактный и казуистический приемы изложения правовых предписаний, как и множество других технических приемов, которые имеют отношение к документальному оформлению воли законодателя, которые носят общий характер. Речь идет о приемах общего делопроизводства, информационных техниках и технологиях и др.
Юридическая техника
Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность — законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника.
Содержание
Из истории проблемы
Авторство термина принадлежит немецкому правоведу Рудольфу фон Иерингу (1818—1892). «Юридическая техника» является частью его основного труда «Дух римского права на различных ступенях его развития», параграфы 37-41. В России издавалась дважды: в 1860 году в четвертом томе «Юридических записок», и в 1905 году отдельным изданием.
Тем не менее, фактически, исследования по юридической технике, то есть искусству применения права, в том числе написания законов и иных правовых документов, восходят ещё к античным авторам, в частности, Платону и Аристотелю. Немалая заслуга в разработке понятия, позже названного юридической техникой, принадлежит Ф. Бэкону, Т. Гоббсу, Дж. Локку, Ш.-Л. Монтескьё, а также другим мыслителям Нового времени и Просвещения. Большую роль сыграли и труды основоположника английского утилитаризма И. Бентама.
В России соображения технико-юридического характера высказывались Петром I в ряде его указов, Екатериной II в её Наказе Уложенной комиссии, М. М. Сперанским и др.
Начиная с конца XIX — начала XX столетий исследования по юридической технике бурно развиваются, чему способствовали как повышение значения парламентов в системе государственной власти большинства европейских государств и, как следствие, интенсификация законотворчества, так и распространение философских идей позитивизма, а позднее — неопозитивизма с их повышенным вниманием к проблемам точности языка. В настоящее время как отечественная, так и зарубежная юридическая наука насчитывает большое количество исследований в области юридической техники.
Элементы юридической техники
Элементы юридической техники — это её методы, правила, приёмы и средства.
Методы юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.
Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:
Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.
Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.
Значение юридической техники
Соблюдение правил юридической техники при подготовке законопроектов, проектов иных нормативных актов — залог их качества. Применение технически несовершенных законов крайне затруднено, а порой невозможно. Именно поэтому федеральный законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов. Так, Государственной Думой Федерального Собрания РФ выработаны Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, а в некоторых субъектах РФ приняты специальные законы о порядке подготовки нормативных правовых актов (т. н. «законы о законах»), в которых, в том числе, затрагиваются вопросы юридической техники (например, ст. 24 Закона Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах»).