Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Средства музыкальной выразительности

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 классМузыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.

Из чего состоит музыка

Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер. За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

К средствам музыкальной выразительности относят:

Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.

Мелодия: определение, типы

Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Гармония, фактура

Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.

У каждого аккорда есть собственная краска:

Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.

Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:

1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из « Хорошо темперированного клавира » I том.

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Регистры и тембры

Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:

Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах.

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету « Весна священная » использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.

Ритмический рисунок, темп

Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером.

Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.

Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Штрихи

Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Легато – связно, объединяет несколько нот линией.

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.

Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.

Динамика

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Как использовать средства музыкальной выразительности

Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах. Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Важно учитывать особенности жанра. Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.

Тем не менее, не стоит переставать искать что-то новое, пробовать и экспериментировать. Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Урок музыки по теме «Средства музыкальной выразительности» 4 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок музыки в 4 классе

Тема урока : «Средства выразительности в музыке»

Цель: Развитие и закрепление темы «Средства выразительности в музыке».

— научить определять динамические оттенки;

— познакомить с приёмом «звуковедение»;

— развивать креативные способности учащихся;

— прививать интерес к музыкальному искусству;

1.Сообщение о цели и задачах урока.

2.Повторение и закрепление пройденного материала.

3.Слушание музыки: Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля».

4.Новый материал: «Звуковедение».

6.Подведение итогов урока.

1.Сообщение о цели и задачах урока:

— На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о выразительных средствах в музыке. И в начале урока я предлагаю вам повторить уже знакомые нам средства выразительности.

2.Повторение: (в форме «вопрос – ответ»)

— Какие выразительные средства в музыке вы знаете? (темп, ритм, динамика)

— Что такое темп? (это скорость движения музыки)

— Каким может быть темп? (быстрым, медленным, умеренным)

— Что такое ритм? (это чередование длинных и коротких звуков)

— Что такое динамика? (это громкость в музыке0

— Какие динамические оттенки можно услышать в музыке? (форте, пиано)

— Что значит форте? (громко). А пиано? (тихо)

— А если музыка звучит в начале тихо, а потом постепенно становится громкой, как называется такой приём в музыке? (крещендо)

Какое выразительное средсьао мы не назвали? Мелодия – одно из выразительных средств музыки. Она тесно связана с другими выразительными средствами: ладом, темпом. Мелодия бывает громкой и тихой, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной.

-А теперь я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение. Его написал замечательный норвежский композитор Эдвард Григ. А называется оно «Утро».

Вопрос: Почему Григ назвал его «Утро»? (потому что музыка в нём как будто медленно просыпается, становится всё громче и громче, похожа на рассвет)

— А как в этом произведении движется мелодия? (плавно, мягко, непрерывно)

— Выберите из четырёх карточек ту, которая соответствует движению «Утра». (Приложение 2)

-Почему вы выбрали именно эти карточки? (здесь линии непрерывные, плавные, как и в музыке)

— Правильно. Характер движения музыки называется «Звуковедением». Звуковедение – это тоже средство выразительности в музыке. Такой приём звуковедения – плавный, непрерывный называется «легато». Повторим хором: «Легато»!

— а может ли музыка звучать отрывисто, подпрыгивающе? (может)

— А какая из данных карточек подходит к такому звуковедению? (ответ)

— такой приём звуковедения называется «стаккато». Повторим хором: «Стаккато»!

«Зайчик прыгает легато?

— А как будет правильно? («Зайчик прыгает стаккато,

Лодка плавает легато.»)

-Правильно. Молодцы. А теперь прослушаем ещё одно произведение Э.Грига «В пещере горного короля» и попробуем определить приём звуковедения – легато или стаккато. (слушание, определение)

— а какие ещё средства выразительности вы услышали в музыке? (динамика – крещендо, темп – ускоряется)

-Итак, на сегодняшнем уроке мы вспомнили уже знакомые нам средства выразительности. Какие? (ответы детей)

— А так же познакомились с новым средством выразительности. Что вы можете о нём рассказать? (ответы детей)

— А что ещё особенно запомнилось вам на сегодняшнем уроке? (ответы детей).

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Номер материала: ДБ-1017418

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по музыке «Средства музыкальной выразительности» (4 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЛАД ИНТОНАЦИЯ ДИНАМИКА МЕЛОДИЯ РИТМ ТЕМП ТЕМБР РЕГИСТР

Средства музыкальной выразительности

ЛАД ИНТОНАЦИЯ ДИНАМИКА МЕЛОДИЯ РИТМ ТЕМП ТЕМБР РЕГИСТР

Убаюкивающая Успокаивающая Тревожная Скорбная Торжественная Вопросительная Ликующая Нежная Мягкая Бодрая

Быстро Медленно Умеренно

ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ

Ф О Р Т Е П И А Н О

РЕГИСТР ЛАД ДИНАМИКА МЕЛОДИЯ РИТМ ТЕМП ТЕМБР ИНТОНАЦИЯ

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Номер материала: ДБ-1576084

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием

Время чтения: 1 минута

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к средствам музыкальной выразительности 4 класс

АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок музыки в 4 классе.Средства музыкальной выразительности

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок музыки и окружающего мира в 4 классе

ТЕМА: Средства музыкальной выразительности

Учитель музыки: Черняева Н.В.

Формировать коммуникативные учебные действия: умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Развитие умения пользоваться средствами музыкальной выразительности, развитие чувства ритма, ритмического, динамического, мелодического, тембрового слуха

Научить видеть и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.

Воспитывать любовь и уважение к Отечеству, истории.

Реализация творческих способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения.

Вступление ( сообщение темы)

— Вы сейчас прослушайте три музыкальных фрагмента. Внимательно слушайте, можно и закрытыми глазами. Затем ответите на вопросы:

— Какие образы нарисовала музыка? Что захотелось делать под эту музыку?

Слушание трех фрагментов: песня «9 мая» (которую ребята будут разучивать), Гимн РФ, ритмическая мелодия ( далее используется как физминутка )

Ответы детей на поставленные вопросы.

Завязка ( изложение материала)

— Почему разное восприятие, разные движения? Чем композитор передал тот или иной характер музыки?

Ответ детей. Исполнение знакомых песен с анализом средств муз. Выразительности.

Развитие ( изложение материала)

Презентация по средствам муз. Выразительности.

— Вы узнали, что за музыкальные произведения прозвучали?

Презентация « Символы РФ»

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране

В гимне российском есть такие слова:

«Россия – любимая наша страна»

И нет на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Исполнение гимна ребятами

— А все ли государства имеют свой гимн? Мы с вами знакомились с мелодией гимна РТ. Знаете, что недавно приняли новый текст на мелодию Рустема Яхина.

Мәңге яшә, газиз Ватаныбыз,

Халкым тели изге теләкләр!

Гомерлеккә якын туган булып

Яши бездә төрле милләтләр.

Күп гасырлар кичкән чал тарихлы

Данлы илем, үзең бер дастан!

Синдә генә безнең язмышыбыз,

Республикам минем, Татарстан!

Цвети, священная земля моя,

Да будет мирным твой небосвод!

Единый дом у нас, одна семья,

Живет в согласии наш народ.

Богатый мудростью седых веков,

Надеждой, верою ты нам стал,

И пусть хранит тебя моя любовь,

Моя республика, мой Татарстан!

Какие средства муз. Выразительности помогают ярко показать замысел композитора?

Почему мы нашу страну называем Отечеством?

Как вы понимаете слово Родина?

Что такое духовный мир человека?

Как по- другому называют этот мир?

Что такое внутренний мир человека?

Что такое культурные традиции и для чего они служат?

Я почувствовал, что…

— Значит, самая наша большая семья- Родина, Отечество, Россия

Вот так передает свое отношение к Родине великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин в рассказе « Косцы»

«…Все мы были дети своей родины и были все вместе, и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в этом была… прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была- Россия».

Мелодия- это язык, который близок и понятен всем- людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым. Ведь для любого человека одинаково выражается радость, и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубым и повелительным, на каком бы языке они не звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты, когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми, осязаемыми.

Источник

Урок музыки в 4-м классе «Средства музыкальной выразительности. Мелодия»

Разделы: Музыка

Оборудование: таблицы «Разрушительная и созидательная сила музыки», «Традиции и почерк композитора», «Цветок» (средства музыкальной выразительности), карточки с инд. заданиями, кассеты, портреты В. Моцарта, Л. Бетховена, А. Хачатуряна; для учащихся схемы-сравнения.

Музыкальный ряд: Хачатурян «Танец с саблями», Л. Бетховен «5 симфония», В.Моцарт «Симфония № 40», «Маленькая ночная серенада», «Реквием. Лакримоза»

Зрительный ряд: наглядность – колонна, иллюстрации, портреты композиторов

Тип урока: комбинированный. На данном уроке учащиеся продолжают знакомство с мелодией – одним из средств музыкальной выразительности.

(«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»; «Goodmoning, hello!»)

2. Распевание (исполнение)

— гамма, пропевание аккордов на f и p; определение лада.

— «Школьный корабль» (хор, солисты); «Катюша» (какой размер маршевой музыки? 4/4. размер песни «Катюша» тоже 4/4, поэтому ее можно промаршировать, эту песню мы можем исполнить как песню-марш)

— Музыкальное произведение – это большой мир, в котором музыка может обладать разрушительной и созидательной силой. Как вы это понимаете? Приведите примеры (Одиссей и сирены; строительство г. Фивы).

— Как вы думаете, каких повествований больше, о созидательной или разрушающей силе музыки? Почему?

Волшебное действие музыки описано в знаменитой оде древнегреческого поэта Пиндара (учебник, с. 26-27). Чтобы понять музыкальное произведение мы обращаемся обычно к двум аспектам: традиции и неповторимому почерку автора. Как вы это понимаете?

— Почему необходимо обращаться к традициям? (Потому что все происходит постепенно. Каждая река вытекает из своего источника и впадает в свое море. Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени. Любое явление, взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо).

— А почему мы всегда ищем в произведении его неповторимость? (Так как в каждом произведении есть то, чего еще не было и никогда не будет, потому что любой миг творчества неповторим).

Из единства старого и нового складывается неповторимый путь искусства.

— Каждый композитор вкладывает в произведение свои чувства, переживания, характер, которые имеют своих музыкальных представителей. Что-то выражает себя в мелодии, что-то в гармонии, а что-то в динамических средствах. Вот почему понимание музыки требует обращения к средствам музыкальной выразительности. Мы продолжаем изучение большой темы «Средства музыкальной выразительности».

Работа с наглядным материалом «Цветок».

— Назовите средства музыкальной выразительности.

— Где присутствует ритм? (в природе, искусстве и т.д.)

— Назовите его коренные свойства (порядок, симметрия).

Индивидуальная работа по карточкам

— Как проявляет себя ритм? Что мы делаем, когда слышим ритмичную музыку? (в движении)

— В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует ритм? (танцевальных).

Устная викторина (слушание)

— Откройте тетради, проведем устную викторину. Ваша задача – определить название произведения, композитора или направленность музыки – маршевую, танцевальную, песенную.

1) А.Хачатурян «Танец с саблями». Своей выразительностью эта музыка обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость, непредсказуемость безотказно действуют на зрителя.

2) Л.Бетховен «5 симфония». Бывает, что ритму удается на короткое время вырваться из ритмичных основ (прохлопать, наиграть). Что хотел показать композитор? Мотив судьбы. Удивительная концентрация мощной музыкальной энергии заключена всего в 4-х нотах.

3) В.Моцарт «Симфония № 40». Совершенно противоположное по легкости ритмического рисунка произведение. Пропоем мелодию.

— Почему я вас попросила исполнить мелодию, а не прохлопать» ритмический рисунок? (Потому что в произведениях Моцарта легкость и изящность ритма тесно связаны с мелодией). И его произведения мы изучаем в теме «Мелодия». При изучении нового материала, мы с вами заполним сравнительную таблицу.

КритерииРИТММЕЛОДИЯ
1Где присутствует?Везде: в природе, в искусствеТолько в музыке
2Основные свойстваПорядок, симметрияВыражает чувства
3Как проявляет себя?Внешне, в движенииВ глубинном, скрытом плане
4В каких жанрах господствует?В танцевальныхВ песенных

— Если ритм присутствует везде, то мелодия всецело принадлежит музыке, т.е. присутствует только в музыке. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство. Музыка царствует лишь там, где находит отклик и понимание. Если музыкальный ритм все вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия воздействует совсем иначе.

— Как, вы думаете?(Она не требует никаких внешних физических проявлений: ни движений, ни постукиваний в такт; ее восприятие происходит в глубинном, скрытом плане. Слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза – ведь переживания музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам).

— Чем же объясняется воздействие мелодии? Тем, что задолго до создания музыкальных инструментов, мелодия принадлежала голосу человека, пением выражавшему то, что бессильны выразить слова. Ведь слова живут не только в поэзии, ими пользуются и для простых сообщений: «Я иду в цирк». Но никогда подобным целям не служит мелодия, она возникает лишь тогда, когда душа настроена на поэтический лад: плачет или смеется, грустит или надеется. В таких случаях звучит песенная, хотя бывает и танцевальная музыка.

— Среди грустных и задумчивых мелодий можно найти жизнерадостные и подвижные. Такой является грациозная «Маленькая ночная серенада» Моцарта. В Вене 18 в. было принято устраивать ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Смысл музыки был вовсе не лирическим, а скорее забавным и чуть озорным. В таком концерте участвовало несколько человек – ведь радость объединяет людей. Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр.

— Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом; слушая ее, мы не думаем о том, что это всего лишь бытовая музыка, написанная по заказу для ночного концерта. Напротив, в ее звуках для нас оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города. Композитор Рубинштейн назвал Моцарта богом солнца музыки, и именно этот бог солнца в музыке создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве произведений – Реквием. Моцарт был смертельно болен, когда некий незнакомец, одетый во все черное, постучался в дом композитора и передал этот заказ от очень важного лица. Моцарт принялся за работу, но болезнь уже подтачивала его силы. Вот как передает эмоциональное состояние композитора Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери»:

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третий
Сидит.

— Не в этих ли трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила мелодии, воплотившая в себе последнюю волю великой души Моцарта?

Мы прослушаем одну часть произведения, которая называется «Lacrimosa» («Слезный день»). Мелодия основана на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец благородной сдержанности чувства.

— Как вы понимаете слова:

Счастье! Звучит нестареющий Моцарт!
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет любви и согласья!»

— Итак, что нового вы узнали на уроке о мелодии? (см. схему)

— В каких произведениях чаще всего господствует мелодия? (в песенных, когда хотят показать чувства, отношение к человеку).

— Как вы понимаете слова Чайковского «Мелодия – душа музыки»?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *