Что относится к средствам математического обеспечения
Математическое и программное обеспечение
Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной системе (функциональных и автоматизации проектирования информационных систем).
К средствам математического обеспечения относятся:
средства моделирования процессов управления;
типовые задачи управления;
методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
Программное обеспечение — совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
В состав программного обеспечения входят системные и специальные программные продукты, прикладное программное обеспечение, а также техническая документация.
Рис. 2.2. Системные программные средства |
Системные программные средства предназначены для обеспечения деятельности компьютерных систем как таковых (рис. 2.2).
Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели и отражающие функционирование реального объекта, а также программы, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.
Прикладные программные средства обеспечения управленческой деятельности классифицируются следующим образом:
системы подготовки текстовых документов;
системы обработки финансово-экономической информации;
системы управления базами данных;
личные информационные системы;
системы подготовки презентаций;
системы управления проектами;
экспертные системы и системы поддержки принятия решений;
системы интеллектуального проектирования и совершенствования систем управления;
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
Методическое и организационное обеспечение — совокупность методов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие персонала информационной системы с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Это различные методические и руководящие материалы по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации информационной системы (предпроектного обследования, технического задания, технико-экономического обоснования, разработки проектных решений, выбора автоматизируемых задач, типовых проектных решений пакетов прикладных программ, внедрения и эксплуатации информационной системы).
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
разработку управленческих решений по составу и структуре организации, а также методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Эргономические условия — документация, содержащая различные эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, набор способов их реализации. Цель — обеспечение высокой эффективности работы персонала.
Обучение и сертификация персонала — учебно-методическая документация и набор требований к уровню подготовки персонала, формирование системы отбора и подготовки персонала.
Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический статус и эксплуатацию информационных систем. Регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.
В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
На стадии разработки информационной системы — это нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика информационной системы, правовое регулирование различных отклонений процесса разработки информационной системы, обеспечения процесса разработки различными видами ресурсов.
На этапе функционирования — определение статуса и компетенции информационной системы и информационных технологий в конкретных органах управления, права и обязанности персонала, процедуры и порядок сбора и обработки информации, порядок приобретения и использования средств вычислительной техники и других технических устройств, порядок создания и внедрения математического и программного обеспечения.
В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную, относящуюся к конкретной системе.
Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает в себя нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
Правовое обеспечение на этапе функционирования информационной системы определяет:
статус информационной системы;
права, обязанности и ответственность персонала;
правовые положения отдельных видов процесса управления;
порядок создания и использования информации и др.
Лингвистическое обеспечение — совокупность языков общения (языковых средств) персонала информационной системы и пользователей с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупность терминов, используемых в информационной системе.
Лингвистическое обеспечение включает в себя:
информационные языки для описания структурных единиц информационной базы;
языки управления и манипулирования данными;
языковые средства информационно-поисковых систем, систем автоматизации проектирования;
систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования информационной системы и т.п.
Математическое и программное обеспечение
Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной системе (функциональных и автоматизации проектирования информационных систем).
К средствам математического обеспечения относятся:
· средства моделирования процессов управления;
· типовые задачи управления;
· методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
Программное обеспечение — совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
В состав программного обеспечения входят системные и специальные программные продукты, прикладное программное обеспечение, а также техническая документация.
Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели и отражающие функционирование реального объекта, а также программы, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.
Прикладные программные средства обеспечения управленческой деятельности классифицируются следующим образом:
· системы подготовки текстовых документов;
· системы обработки финансово-экономической информации;
· системы управления базами данных;
· личные информационные системы;
· системы подготовки презентаций;
· системы управления проектами;
· экспертные системы и системы поддержки принятия решений;
· системы интеллектуального проектирования и совершенствования систем управления;
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
Заключение
В настоящее время на рынке существует большое количество решений для автоматизации практически любой деятельности организаций.
Говорить о том, что каждое из этих решений идеально впишется в рамки бизнес процессов, протекающих в любой организации не приходится. Стандартные решения автоматизации способны удовлетворить многие, но не все требования организаций. В независимости от отросли, или сферы ведения хозяйственной деятельности одно и тоже готовое средство может оказаться излишне функциональным – в лучшем случае, или иметь изъян в виду своей ограниченности.
В связи с выше сказанным можно выделить ряд проблем возникающих у руководителей подразделений и IT специалистов занимающихся разработкой, а так же внедрением подобных систем.
Основные проблемы автоматизации деятельности предприятий:
· недостатки функциональной части систем автоматизаций;
· невозможность сопряжения функциональных модулей, систем автоматизации конкурирующих разработчиков;
· различные форматы входных и выходных данных;
· закрытость исходных кодов и ограничения связанные с соблюдением авторских и смежных прав;
· отсутствие возможностей конфигурирования многих систем автоматизации.
ТЕСТ
1. Основная задача корпоративной информационной системы:
· Эффективное управление всеми ресурсами предприятия
· Планирование и учет
· Анализ конкурентной среды
· Выявление отстающих отраслей на предприятии
2. Что не относится к корпоративной информационной системе:
· Единая база данных хранения информации
· Программы, обеспечивающие функционирование ИС
· Технические средства сбора и регистрации
3. Что относится к техническим средствам:
· Технические средства сбора и регистрации
· Средства компьютерной техники
· Средства организационной техники
4. Что не относится к средствам математического обеспечения:
· Средства моделирования процессов управления
· Средства отображения информации
· Типовые задачи управления
· Теории массового обслуживания
5. Что относится к специальному программному обеспечению:
· Пакеты прикладных программ
· Тестовые и диагностические программы
6. Характерным признаком неавтоматизированной информационной системы является:
· Все факторы и ресурсы выступают в единой информационной форме в виде данных
· Возможность быстрой и эффективной работы
· Вся информация и решения исходят от человека
· Ускорение процессов обработки информации
7. Недостаток внедрения информационной системы:
· Повышение скорости товарооборота
· Увеличение и усложнение ассортимента продукции
· Сокращение излишков товарных запасов до минимума
· Нет правильного ответа
8. В связи с чем возникает потребность в автоматизации обработки информации (исключить неверный ответ):
· Возрастание объемов информации
· Изменения в информационных технологиях
· Ужесточение конкурентной среды
· Возможность крупных капиталовложений
9. «Электронная нервная система организации» это:
· Информация и решения, исходящие от человека
· Среда, автоматизирующая исполнение всех поставленных целей и задач
· Единая база данных хранения информации
· Электронная структура всех подразделений организации
10. Что не относится к обеспечивающим подсистемам автоматизированных информационных систем:
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Следующим этапом автоматизации программирования было создание алгоритмических языков высокого уровня. Имеется свыше тысячи алгоритмич. языков различного назначения, применение к-рых существенно сокращает затраты на разработку и создание программ. Первым, получившим широкое распространение, стал язык фортран. Затем появились языки алгол, алгамс, а в СССР и язык альфа, предназначенные в основном для проведения научно-технич. расчетов. Для записи алгоритмов обработки экономич. информации был создан язык кобол. Алголоподобный язык паскаль имеет средства для описания структуры данных. Для работы с текстовой информацией предназначены языки лисп, снобол, амбит, сдл и др. Для описания алгоритмов проведения аналитич. реобразований на ЭВМ получила широкое распространение система Reduce, а в СССР и язык аналитик (см. [5]). Как развитие и обобщение языков фортран, алгол и кобол появились языки ПЛ/1 и алгол-68.
Параллельно с развитием языковых средств велись работы по созданию библиотек стандартных программ. Имеются тысячи подпрограмм, программ и программных комплексов, в к-рых реализованы алгоритмы общего и специального назначения с использованием методов вычислительной математики. Среди них: вычисление элементарных и специальных функций, линейная алгебра, счет интегралов, численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений с частными производными, метод наименьших квадратов и др. Стандартные программы организованы в виде библиотек подпрограмм, записанных на магнитные ленты или диски, так что они легко доступны. Для вызова подпрограммы достаточно поставить в программе оператор обращения к ней. Наиболее часто применяемые подпрограммы хранятся в виде стандартных модулей загрузки на языке, весьма близком к кодам ЭВМ. Как правило, трансляторы с алгоритмич. языков выдают результат своей работы в виде последовательности отдельных подпрограмм и процедур, к-рые сразу же после трансляции записываются во временную библиотеку в виде стандартных модулей загрузки. Последующее объединение отдельных подпрограмм в рабочую программу в кодах ЭВМ с соответствующей настройкой осуществляет загрузчик либо перед началом счета (статич. загрузчик), либо во время счета в момент вызова конкретной подпрограммы (динамич. загрузчик). В нек-рых системах объединение отдельных оттранслированных ранее частей программ в единую программу осуществляет т. н. редактор связей, а загрузчик только располагает готовую программу в памяти машины.
Наряду с пополнением библиотеки стандартных подпрограмм все большее распространение получает практика создания пакетов прикладных программ, рассчитанных на решение не отдельной задачи, а целого класса задач. Пакет программ представляет собой совокупность подпрограмм, работающих под управлением головной программы. Режим работы пакета задается посредством специализированного проблемно-ориенти рованного языка, чаще всего являющегося подмножеством обычного профессионального языка или жаргона.
Современные ЭВМ наряду со средствами, облегчающими написание и отладку программ, оснащаются также программными комплексами, обеспечивающими эффективное использование самих ЭВМ путем организации автоматич. прохождения задач (управление заданиями), управления данными, динамич. распределения памяти, внешних устройств (управления ресурсами). Совокупность этих программных средств наз. операционной системой (ОС) ЭВМ (см. [1]- [4], [6]). OG стали неотъемлемой частью вычислительных систем. Без ОС невозможно функционирование ЭВМ, т. к. управление работой внешних устройств, обмен информацией, организация взаимодействия отдельных элементов ЭВМ в значительной мере осуществляются посредством программ, входящих в ОС. Под управлением ОС функционируют трансляторы с алгоритмич. языков, системы программ, облегчающих программирование и отладку (в том числе и в диалоговом режиме), а также обеспечивающих работу с графич. информацией. ОС предоставляют средства для работы с большими массивами данных, для ведения файлов (последовательность групп данных, как правило, одинаковой структуры), создания баз данных и различного рода информационно-поисковых систем. ОС обеспечивает использование ЭВМ в составе многомашинных комплексов, в сетях ЭВМ. Кроме языковых средств, облегчающих программирование, пользователю также предоставляется возможность управления работой ОС посредством управляющих операторов (перфокарт), к-рые вводятся в ЭВМ вместе с программой.
В зависимости от режима работы, к-рый обеспечивается ОС, различают три типа использования ЭВМ.
1) Пакетная обработка программ заключается в автоматич. прохождении (решении) потоков задач на ЭВМ, в том числе и в мультипрограммном режиме. Примерами ОС, обеспечивающих такой режим работы, являются ОС ЕС и ДОС ЕС для машин единой серии (см. [1], [8]) и машин фирмы ИБМ; системы ОС ДУБНА и ОС ДИСПАК для БЭСМ-6 (см. [91); система NOS/BE для машин фирмы Control Data.
При работе с терминалов на ЭВМ, ведущей счет в пакетном режиме, пользователям предоставляются в режиме разделения времени только средства для набора, редактирования программ и их запуска на счет. Трансляция программ и счет идут в обычном режиме пакетной обработки, как правило, с высшим приоритетом. Пользователи имеют возможность просмотреть результат прохождения задач и, если необходимо, заново их отредактировать и вновь запустить на счет. Программа может обращаться к терминалу и в реальном времени, как к внешнему устройству ЭВМ, для ввода-вывода информации в режиме диалога.
Системы режима разделения времени часто оснащаются трансляторами, работающими в режиме интерпретации, когда отдельная инструкция (оператор языка) преобразуется в коды ЭВМ и выполняется сразу же после ее набора на терминале.
3) Операционные системы реального времени обеспечивают функционирование ЭВМ на линии с внешним оборудованием, к-рое в произвольные моменты времени может посылать в ЭВМ информацию, требующую оперативной обработки в момент ее поступления. ОС такого типа предназначены для управления экспериментальными и технологии, установками, работающими на линии с ЭВМ (см. [121, [13], [14], [15]). Нередко в роли ОС реального времени выступают соответствующим образом доработанные ОС пакетного режима. ЭВМ, предназначенные для работы на линии с оборудованием (управляющие ЭВМ), имеют технические и программные средства, облегчающие создание программ и их функционирование в реальном времени.
Понятия и терминология в области М. о. и системного программирования еще не четко установились. Ранее в состав ОС включались трансляторы, теперь большинство исследователей относят их к прикладным программам, работающим под управлением ОС. Разными учеными название компонент ОС, а часто и разбиение ОС на отдельные компоненты делается по-разному. Это связано главным образом с быстрым развитием этой области науки и непрерывным появлением новых понятий.
Кроме рассмотренного выше М. о. ЭВМ общего назначения (операционные системы и прикладные пакеты общего назначения), имеется и продолжает активно создаваться М. о., нацеленное на решение конкретных проблем в различных отраслях науки, техники и народного хозяйства. Программные проблемно-ориентированные комплексы создаются с использованием языковых средств и других возможностей, предоставляемых ОС ЭВМ. Объем этого М. о. намного превосходит объем М. о. ЭВМ общего назначения.
В крупных институтах ядерной физики и физики высоких энергий используются десятки (иногда более сотни) ЭВМ разного класса в основном для управления и съема информации с экспериментальных установок. Для каждой такой установки созданы специализированные ОС реального времени или разделения времени (см. [16]). Специализированные ОС обеспечивают функционирование не.
Математическое и программное обеспечение
Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
К средствам математического обеспечения относятся:
· средства моделирования процессов управления;
· типовые задачи управления;
· типовые математические методы: методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т.д.
Организационное обеспечение
Организационное обеспечение (ОО) – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.
ОО реализует следующие функции:
· анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявления задач, подлежащих автоматизации;
· подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
· разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Правовое обеспечение
Правовое обеспечение (ПрО) – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью ПрО является укрепление законности. В состав ПрО входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и др. нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
В ПрО можно выделить общую часть, действительную для любой ИС, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
ПрО этапов разработки ИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
ПрО этапов функционирования ИС включает:
· статус ИС (условия придания юридической силы документам, полученным с помощью ИС);
· права, обязанности, ответственность персонала, в том числе за своевременность и точность информации;
· правовые отношения отдельных видов процесса управления;
· порядок создания и использования информации, а также порядок разрешения споров по поводу ее достоверности.
Программное обеспечение
Под программным обеспечением (ПО) ИС понимается совокупность программных и документальных средств для создания и эксплуатации систем обработки данных средствами вычислительной техники.
В зависимости от функций, выполняемых ПО, его можно разделить на два вида: базовое (системное) и прикладное.
Базовое ПО организует процесс обработки информации в компьютере и обеспечивает нормальную рабочую среду для прикладных программ. Базовое ПО тесно связано с аппаратными средствами, поэтому его иногда считают частью компьютера.
Прикладное ПО предназначено для решения конкретных задач пользователя и организации вычислительного процесса ИС в целом.
Базовое программное обеспечение
В состав базового (системного) ПО входят:
· трансляторы языков программирования;
· программы технического обслуживания.
Операционные системы
Операционные системы (ОС) обеспечивают управление процессом обработки информации и взаимодействия между аппаратными средствами и пользователем. Одной из важнейших функций ОС является автоматизация процессов ввода/вывода информации, управление выполнением прикладных задач, решаемых пользователем.
Все ОС можно разбить на три группы:
Однозадачные ОС позволяют одному пользователю работать только с одной задачей (программой). (Пример: ОС MS DOS).
Многозадачная ОС обеспечивает коллективное использование компьютера в мультизадачном режиме разделения времени. Типичными представителями таких ОС являются ОС UNIX, ОС семейства Microsoft Windows.
Сетевые ОС связаны с появлением локальных и глобальных сетей и предназначены для обеспечения доступа пользователя ко всем ресурсам вычислительной сети. (Пример: ОС Windows NT).
Сервисное ПО
Сервисное ПО – это совокупность программных продуктов, предоставляющих пользователю дополнительные услуги в работе с компьютером и расширяющие возможности ОС.
По функциональным возможностям сервисные средства можно разделить на средства:
· улучшающие пользовательский интерфейс;
· защищающие данные от несанкционированного доступа и разрушения;
По способам реализации этих функций сервисные программы можно разделить на:
Утилиты в отличие от оболочек имеют узкоспециализированное назначение и выполняют каждая свою функцию. В отличие от автономных программ могут выполняться в среде соответствующих оболочек. Чаще всего утилиты предназначены для обслуживания дисков и файлов и выполняют следующие функции:
· дисковый сервис (форматирование, обеспечение сохранности данных, восстановление данных и т.д.);
· обслуживание файлов и каталогов (быстрый поиск, копирование, удаление файлов и т.д.);
· предоставление информации о ресурсах компьютера (наличие свободного дискового пространства, распределение ОЗУ, виды подключенных устройств и т.д.);
· вывод на печать содержимого файлов;
(Пример: в MS DOS – пакет утилит Norton Utilites, в Windows – утилиты папки «Панель управления», независимые пакеты утилит Sandra, Norton Utilites.)
Трансляторы
Транслятором языка программирования называется программа, осуществляющая перевод текста программы с языка программирования в машинный код (исполняемый файл). В настоящее время трансляторы самостоятельно не используются, а входят в состав систем программирования, куда кроме транслятора входят другие сервисные средства для разработки программ: библиотеки стандартных программ, отладчики, компоновщики и т.д. (Пример: системы программирования на базе языка Паскаль – Turbo Pascal, Delphi, на основе языка С – C++Builder, на основе языка BASIC – Visual Basic.)
Программы технического обслуживания
Программы технического обслуживания – совокупность программно-аппаратных средств для диагностики и обслуживания ошибок в процессе работы компьютера или вычислительной системы в целом. (Пример: программы тестирования накопителей на жестких магнитных дисках.)
Прикладное программное обеспечение
Прикладное ПО предназначено для разработки и выполнения конкретных задач (приложений) пользователя. Прикладное ПО работает под управлением базового ПО, в частности операционных систем. В него входят:
· пакеты прикладных программ различного назначения;
· рабочие программы пользователя и ИС в целом.
Пакеты прикладных программ
Пакет прикладных программ (ППП) – это комплекс программ, предназначенных для решения задач определенного класса.
Различают следующие виды ППП:
· общего назначения (универсальные);
ППП общего назначения – универсальные программные продукты, предназначенные для автоматизации разработки и эксплуатации задач пользователя и информационных систем в целом. К этому классу ППП относятся:
· редакторы текстовые и графические;
· системы управления базами данных;
· оболочки экспертных систем и систем искусственного интеллекта.
Редактор – ППП, предназначенный для создания и изменения текстовых документов и графических изображений. В основном, предназначены для автоматизации документооборота в фирме. По своим возможностям делятся на:
Текстовые редакторы предназначены для обработки текстовой информации и выполняют следующие основные функции:
· запись текста в файл;
· вставку, удаление, замену символов, строк, фрагментов текста;
· подготовку оглавлений, разбиение текста на страницы;
· включение в текст иллюстраций;
(Пример – редактор MS Word).
Графические редакторы предназначены для обработки графических документов, включая диаграммы, иллюстрации, чертежи. (Пример: Paint, Corel DRAW, Adob Photoshop).
Издательские системы объединяют в себе возможности текстовых и графических редакторов. Позволяют создавать продукцию с полиграфическим качеством оформления. (Пример: PageMaker фирмы Adobe).
Электронные таблицы (табличные процессоры) – ППП, предназначенные для обработки таблиц данных. (Пример: MS Excel).
Под CASE (Computer-Aided System Engineering) – технологией понимается совокупность средств автоматизации разработки ИС, включающих в себя методологию анализа предметной области, проектирования, программирования и эксплуатации ИС. CASE-технологии применяются при создании сложных ИС в условиях коллективной реализации проекта, в котором участвуют различные специалисты: системные аналитики, проектировщики, программисты. CASE-технологии позволяет отделить проектирование ИС от собственно программирования и отладки. Некоторые CASE-системы позволяют автоматически генерировать код программы, соответствующий созданному с их помощью проекту ИС.
Применение CASE-технологий выходит за рамки проектирования и разработки ИС. Технология дает возможность оптимизировать модель организационных и управленческих структур компании и позволяет последней лучше решать такие задачи, как планирование, финансирование, обучение. Таким образом, CASE-технология позволяет произвести радикальное преобразование деятельности компании, направленные на оптимальную реализацию того или иного проекта или повышение общей эффективности бизнеса.
Современные CASE-технологии успешно применяются для создания ИС различного класса: банки, финансовые корпорации, крупные фирмы. Однако они имеют высокую стоимость и требуют длительного обучения и кардинальной реорганизации всего процесса создания ИС. (Пример: BPWin, ERWin).
Экспертные системы (ЭС) представляют собой попытку использования компьютера для решения неформализованных (эвристических) задач типа «что будет, если». Основу ЭС составляет база знаний, в которую закладывается информация о данной предметной области. Знания в базе представлены в виде фактов и правил. Факты фиксируют количественные и качественные показатели явлений и процессов, а правила описывают отношения между фактами, обычно в виде логических условий, связывающих причины и следствия.
Экспертные системы – это системы обработки знаний в узкоспециализированной области подготовки решений пользователей на уровне профессиональных экспертов.
ЭС используются с целью:
· интерпретации состояния системы;
· прогноза ситуаций в системах;
· диагностики состояния системы;
· управления процессом функционирования системы и устранения ее нарушений и т.д.
Метод-ориентированные ППП отличаются тем, что в их алгоритмической основе реализован какой-либо экономико-математический метод решения задачи. К таким пакетам относятся пакеты:
· математического программирования (линейного, динамического, статистического);
· сетевого планирования и управления;
· теории массового обслуживания;
Проблемно-ориентированными ППП называются программные продукты, предназначенные для решения какой-либо задачи в конкретной функциональной области. Это наиболее широкий класс ППП. Такие пакеты программ используются как в промышленной сфере (связанной с материальным производством), так и в непромышленной (банки, биржи, торговля и т.д.). Сюда же относятся ППП для различных предметных областей, например, бухгалтерский учет, финансовый менеджмент, правовые справочные системы. (Пример: 1С бухгалтерия).
Компьютерные сети
Распределенная обработка
В 70-80-х годах появились мини- и микро-ЭВМ, которые можно было устанавливать в офисах и отделениях компании. Это дало толчок развитию новой технологии обработки данных – распределенной (децентрализованной).
Распределенная обработка данных – обработка данных, выполняемая на нескольких компьютерах, связанных между собой каналами передачи данных.
Благодаря этому организация вычислительного процесса приобрела двух- и трехуровневую схему.
Понятие компьютерной сети
В настоящее время главной особенностью использования компьютеров становится работа их в составе сетей, обеспечивающих единое информационное пространство для многих пользователей.
Компьютерной сетью (распределенной вычислительной системой или сетью) называется совокупность взаимосвязанных через каналы передачи данных компьютеров, обеспечивающих пользователей средством обмена информацией и коллективного использования ресурсов сети: аппаратных, программных и информационных.
Терминология, используемая в компьютерных сетях:
Среда передачи – физическая среда, по которой распространяется сигнал в линии связи (может представлять собой кабель, земную атмосферу и т.д.).
Канал связи – линии связи вместе с устройствами передачи и приема данных.
Контрольная сумма содержит информацию для контроля ошибок при передаче данных. Первый раз она вычисляется передающим компьютером, а затем повторно принимающим компьютером после приема данных. Если контрольные суммы не совпадают, следовательно, данные были повреждены при передаче и направляется запрос на повторную передачу пакета
Классификация сетей
Для классификации сетей могут использоваться разные признаки. Чаще всего используется территориальный (географический признак).
По степени территориальной распределенности компьютерные сети делятся на глобальные, региональные и локальные.
Глобальные сети (WAN – Wide Area Network) объединяют пользователей, расположенных по всему миру. Абоненты сети связаны друг с другом с помощью телефонных линий связи, радиосвязи, систем спутниковой связи и могут находиться на расстоянии до 10-15 тыс.км друг от друга.
Региональные сети (MAN – Metropolitan Area Network) объединяют пользователей города, области, небольшой страны. В качестве каналов связи чаще всего используются телефонные линии. Расстояние между абонентами – 10-1000 км.
Локальные сети (LAN – Local Area Network) связывают абонентов одного или нескольких близлежащих зданий одного предприятия, учреждения. (Локальные сети имеют очень широкое распространение, поскольку 80-90% информации циркулирует вблизи мест ее появления, и остальные 10-20% связаны с внешними взаимодействиями). Главная отличительная черта локальной сети – единый для всех компьютеров высокоскоростной канал передачи данных, в качестве которого могут использоваться: коаксиальный кабель, витая пара, оптический кабель, радиоканал. Расстояние между абонентами – до 10 км (по радиоканалу – до 20 км).
Отдельные локальные, региональные и глобальные сети могут объединяться, и тогда возникает сложная сеть, которая называется распределенной сетью.
Кроме этого сети могут классифицироваться по ведомственной принадлежности (государственные и ведомственные), скорости передачи данных (низко-, средне- и высокоскоростные), типу среды передачи (по коаксиальному кабелю, витой паре, оптоволоконному кабелю, по радиоканалу, в инфракрасном диапазоне).