Что относится к спортивно оздоровительному направлению внеурочной деятельности

Статья «Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в начальных классах»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Одним из основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. На сегодня важно не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Потребность обычно определяют, как необходимость учащихся выполнять какую-либо деятельность. Когда потребность сознается учащимися, возникает побудительная сила к действию — мотив. Воспитывая мотивы к занятиям, в конечном итоге формируются потребности учащихся, и наоборот, удовлетворяя потребности, воспитывается положительная мотивация к занятиям физической культурой.

Внеурочная деятельность по физической культуре отличается от учебной тем, что осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы, и строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов.

Зная все эти особенности организации внеурочной работы по спортивно-оздоровительному направлению, учитель сможет организовать её так, чтобы она была эффективной и результативной. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. Для удовлетворения потребности в активной двигательной деятельности необходимо строить занятия так, чтобы они были насыщены достаточным объемом разнообразных, интересных упражнений, используя при этом все разнообразие средств и методов. Важно создавать для каждого ученика ситуацию успеха, одобряя и поддерживая его. Активно использовать индивидуальный подход, показывая каждому ребенку необходимость физического развития в гармоничном развитии личности. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. Основные направления реализации внеурочной деятельности в начальной школе: – организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях; – организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, подвижные игры, спортивные праздники, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.); – организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года; – активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка)– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек; – проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; – организация встреч родителей с медицинскими работниками; – организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся. С введением обучения по ФГОС мы в нашей школе провели опрос среди родителей, который определил направление внеурочной деятельности. Большинство родителей выбрало спортивно-оздоровительное направление и это понятно почему. Родители хотят, чтобы их дети росли крепкими и здоровыми. Была разработана рабочая программа внеурочной деятельности по этому направлению на 4 года. Были определены цели, задачи, содержание, формы. Была выбрана кружковая форма. Кружок «Подвижные игры» учащиеся посещают с удовольствием. Подвижные игры – это одно из условий развития культуры ребенка. В игре развивается интеллект ребёнка, его фантазия и воображение. Детские подвижные игры – это всегда творческая деятельность. Играя, дети не только познают мир вокруг себя, но и преображают его. Зачастую дети сами придумывают себе игры на развитие бойцовских качеств характера, лидерских качеств, упорства. Поскольку для большинства подвижных игр требуется достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, включает в себя и постоянное общение со сверстниками. Создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации ребёнка в обществе. К тому же, групповые игры учат сплоченности в коллективе, товариществу и взаимовыручке. Подвижные игры всегда разнообразны и увлекательны по своему содержанию. Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению. В играх учащиеся упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры. Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

Содержание кружка «Здоровей-ка» включает в себя проведение спортивного часа, спортивных эстафет, общеразвивающих упражнений, бесед об укреплении и сохранении здоровья («Режим дня», «Азбука питания» «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и другие), спортивных праздников. Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе. Спортивный праздник, как форма внеурочной деятельности по физической культуре, обладает огромным потенциалом для развития и совершенствования физических и духовных качеств. Спортивные праздники — это яркие, эмоциональные мероприятия. При включении эстафет в сценарий спортивного праздника увеличивается эмоциональный фон мероприятия, так как зрители принимают активное соучастие в качестве болельщиков команд, их привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения. В спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, школьники учатся не только организовывать своё поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей воспринимать задачи коллектива как свои собственные. Под руководством преподавателя укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды.

В программу спортивных праздников нашей школы входят: дни здоровья и спорта, соревнования школьников «Веселые старты», массовые соревнования «Наши надежды», физкультурные тематические праздники и др.

Позитивное отношение к активным занятиям физкультурой и спортом зависит от степени вовлеченности в эти занятия. У учащихся, которые дополнительно занимаются физкультурой и спортом, выше мотивация к спортивной деятельности, более высокая оценка положительного влияния этих занятий, больше амбициозных целей и желания добиться высоких спортивных результатов. И в заключении хочется сказать, что воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям физической культурой — это проблема чрезвычайно важная и своевременная в сфере общего образования. Как показывает практика, выполнение такой задачи возможно лишь при системном использовании всего арсенала средств и методов, направленных на активизацию всех учащихся, пробуждения у них желания заниматься на занятиях, осознании значимости своего труда.

Источник

Статья на тему «Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС нового поколения»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Коновалова Е.В., Фризен М.А.

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС нового поколения

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрируется с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. Именно продуктивное взаимодействие ученика и учителя выступает контекстом становления личности ребенка, его всестороннего развития [1,3,5].

В рамках ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное. Такого рода работу, по мнению Д.В. Григорьева и П.В. Степанова [2], целесообразно организовывать за счет следующих видов деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческую деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Важно, чтобы каждый вид работы, мероприятие были полифункциональными, то есть решали разнообразные задачи обучения и воспитания личности.

В нашей работе мы опираемся на понятие внеучебной (внеурочной) деятельности школьников как объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, которая должна предоставить разнообразные возможности выбора занятий, соответствующего образовательным потребностям обучающегося.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Перечень направлений и количество часов на каждое направление внеурочной деятельности являются примерными. Сумма недельных часов, рекомендуемых к реализации, может быть не равна 10. Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы распределения часов по годам обучения, формированию и наполняемости групп. Неоптимально посещение ребенком занятий внеурочной деятельности более чем в трех детских объединениях, поскольку деятельность на пределе возможностей ребенка не будет эффективной, приведет к его демотивации, в том числе в образовательном процессе в целом. Важно, чтобы сумма недельных часов по внеурочной деятельности не превышала 10 часов в неделю на одного обучающегося.

В основу работы нами положены следующие принципы:

принцип природосообразности подразумевает научное понимание взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласование с общими законами развития природы и человека, воспитание ребенка сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя;

принцип культуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими спортивным и здоровьесберегающим традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Реализация этого принципа в программе предусматривает введение школьников в различные пласты физической и спортивной культуры этноса;

принцип коллективности обосновывает формирование социального опыта ребенка через взаимодействие в коллективной спортивной деятельности;

принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания физической культуры. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности общения, признания и принятия ребенка;

принцип проектности определяет последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и включение ребёнка в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия». В логике действия данного принципа в программе предусматривается подготовка спортивно-оздоровительного проекта;

принцип поддержки самоопределения воспитанника реализуется через приобретение школьниками опыта самоопределения в совместной со сверстниками и взрослыми практике спортивно-оздоровительной деятельности.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия [2], только в его контексте обучающийся сможет полноценно реализовать сформированные у него знания и ценности, в том числе, связанные со здоровьем. Важно, чтобы уроки физической культуры были дополнены спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности и в совокупности составил систему, позволяющую ребенку приобрести опыт реализации здорового образа жизни в реальности, опыт осознания его значимости.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах. Что касается физического воспитания, внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению, безусловно, не ограничивается только здоровым образом жизни; в ней активно формируются волевые и коммуникативные качества личности, компетентность во времени и планировании усилий, ответственность за собственное развитие как в физическом, так и в личностном плане. Очень важно создать школьникам контексты, в которых они могли бы заботиться о здоровье других людей, тем самым осознавать значимость спорта и ответственности за здоровье в своей собственной жизни. Например, старшие ребята могут заниматься просвещением обучающихся младшего возраста, проводить для них тренировки, соревнования. Такая ответственная роль обеспечит усиление субъектной активности обучающихся.

По мере формирования результатов внеурочной деятельности для ее реализации требуются все более сложные и разнообразные формы. Постепенно обучающийся из участника тех или иных видов работы в рамках урочной и внеурочной деятельности становится субъектом собственного жизненного пути, что и является одно из важнейших задач современной школы.

Реализуемая нами внеурочная деятельность в рамках спортивно-оздоровительного направления опирается на развитое социальное партнерство (сотрудничество с МБУ ДО ДЮСШ №1 (шахматы «Белая Ладья»), МБУ ДО ДЮСШ №2 (художественная гимнастика), МБУ ДО ДЮСШ №4 (баскетбол)).

Организуя спортивно-оздоровительную внеурочную деятельность, мы обязательно учитываем индивидуально-возрастные особенности обучающихся, их образовательные потребности. Так, работая с обучающимися начальной школы, мы создаем условия для их успешной адаптации к школьному обучению, продуктивной социализации в его контексте.

Такой анализ форм организации внеурочной деятельности проводится в отношении всех категорий обучающихся, выбираются наиболее оптимальные.

Завершая статью, отметим, что внеурочная деятельность обладает существенным потенциалом в плане создания условий для всестороннего развития обучающихся, их продуктивной социализации. Организация внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного направления позволяет не только усиливать значимость здоровья и формировать навыки здорового образа жизни школьников, но и формировать их мотивированность на развитие, ответственное отношение к собственной жизни и к окружающим людям, а следовательно, и к своей стране в целом.

Азарьева В.А., Круглов В.И., Кутузов В.М., Степанов С.А., Ященко В.В. Системы гарантии качества образования. СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. 44 с.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От дейст вия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володар ская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. —М.: Просвещение, 2011.

Киселев П.А., Киселева СБ. Справочник учителя физической культуры. — Волгоград: Учитель, 2010.

Источник

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. МУСТАФИНО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РУСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности.

Выступление учителя физической культуры МОБУ СОШ с. Мустафино Шайдуллиной В.А. на занятии РМО с.Бакалы

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности.

На сегодняшний день тема сохранения здоровья приобретает всё большую популярность, что связано с ухудшением экологической ситуации, увеличением ряда техногенных факторов, неблагоприятной социальной обстановкой.Необходимо научить учащихся правильно и целесообразно выбирать формы и средства для формирования здорового организма.

Воспитание здорового поколения является одной из приоритетных задач школы XXI века. В организации образовательного процесса надо обеспечить системную работу по сохранению здоровья учащихся. Осуществление педагогической задачи должно осуществляться в комплексе по средствам медицинской профилактики заболеваний, психологической коррекции и организации комплексной внеурочной работы.

Школьные годы закладывается положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом.Вмесме со школой семья играет немаловажную роль.

ЮНИСЕФ совместно с Всемирной организацией здравоохранения давно закрепила за понятием «здоровье ребенка» три основных составляющих фактора: состояние телесного, душевно-психологического и социального благополучия.

Исследователи в области педагогики сходятся к единому мнению, что в рамках реализации здоровьесберегающих технологий одним из основных направлений работы общеобразовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни должна выступать внеурочная деятельность.

Внеклассная спортивно массовая работа решает много важнейших задач.Совместная работа всех звеньев управления школы дает целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы.

Здоровьесберегающая педагогическая технология — систематический метод планирования, применения и оценки всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета технических и человеческих ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования с повышением резервов здоровья участников педагогического взаимодействия. Педагогические технологии можно считать здоровьесберегающими, если в процессе их применения не наблюдается снижение показателей, характеристик, функциональных резервов здоровья (соматического, физического, нравственного, социального, психического, психологического)

Федеральный государственный образовательный стандарт на законодательном уровне закрепил положения и особенности организации внеурочной деятельности. Теперь каждый ученик России является важным звеном во внеклассной работе. Внеурочная деятельность в рамках данного нормативно-правового акта должна организовываться «по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)» [1, п. 13 Раздел III].

Формирование здоровой личности с высоким уровнем физического, психического, нравственного и социального здоровья является целью внеурочной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

— изучить проблематику состояния здоровья школьников;

— выяснить влияние внеклассной работы, учитывающей интересы каждого ребёнка, на представление о здоровом образе жизни;

— осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы;

— составить план спортивно-оздоровительных мероприятий учащихся, согласно данным личных «Паспортов здоровья», которые ведутся под контролем медицинского работника ОУ совместно с детской консультацией муниципального учреждения здравоохранения;

— привить интерес к физической культуре и спорту, к профессии учителя физической культуры, тренера;

— провести презентацию проектного продукта;

— привлечь к физическому воспитанию обучающихся, педагогический коллектив, родителей, общественные организации.

Данная статья представляет собой описание продукта внеурочной деятельности учащихся «Мы идём курсом здоровья», в котором реализуются здоровьесберегающие методы. Здесь представлены различные аспекты внеурочных занятий, затрагивающие познавательную, досуговую (развлекательную), оздоровительно-спортивную, трудовую, творческую деятельность школьников. В рамках этой работы использовались такие педагогические приемы, как проведение тематических экскурсий, лекториев, бесед, интерактивных и диалоговых семинаров;участие в конкурсах различного уровня;организация спортивных мероприятий и физкультурных разминок; осуществление проектной деятельности; работа с родителями.

1. Познавательная внеурочная работа в виде тематических экскурсий, лекториев, бесед, интерактивных и диалоговых семинаров.

Практика проведения различных тематических мероприятий обеспечивает формирование у учащегося представления о культуре здоровья, что достигается по средствам изучения теоретических основ здорового образа жизни. Следует отметить, что благодаря информированию о негативных последствиях вредных и пагубных привычек (наркомании, алкоголизма, курения, токсикомании, компьютерной зависимости и др.) на человеческий организм у ученика формируется важный психологический фактор- мотивация на ведение здорового образа жизни.

2. Участие в конкурсах различного уровня.

Благодаря данному направлению внеурочной работы можно наблюдать, что привлечение учеников к участию в конкурсах позволяет закрепить полученные теоретические знания на практическом опыте, а успешный результат занятия способствует проявлению интереса к проблеме здоровья.

3. Организация спортивных мероприятий и физкультурных разминок.

Обязательными элементами организации здоровьесбережения должны выступать физкультминутки и спортивные занятия различной направленности, так как значимость физических упражнений для растущего организма доказана многочисленными научными исследованиями.

5. Работа с родителями.

Классный руководитель должен вовлекать в процесс здоровьесбережения родителей учеников по средствам проведения родительских собраний и индивидуально-плановой работы, которые стимулируют родительского сообщество на личное участие в классных мероприятиях.

Важно отметить, что при выборе форм, методов и средств обучения внеклассной деятельности в обязательном порядке учитываются возрастные и индивидуальные особенности школьников, состояние здоровья, а также психологические особенности детей.

Правильная организация работы обеспечивает массовость физической культуры и спорта.

Вывод: внеурочная деятельность является незаменимым инструментом создания благоприятного образовательного процесса, способствует формированию правильного представления о ценностях и здоровом образе жизни. Таким образом, внедрение индивидуально-направленной проектной работы позволяет добиться хороших результатов в осознании значимости здоровья в жизни человека.

2.Показ презентации . «Внеурочная спортивно-оздоровительная деятельность в нашей школе».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *