Что относится к спецоснастке перечень
Спецоснастка в бухучете
Что такое спецоснастка
Спецоснасткой называют широкую категорию инструментов, приспособлений и оборудования, которые имеют индивидуальные свойства и характеристики, необходимые для выполнения основных видов деятельности либо для создания необходимых условий.
Спецоснастка в бухучете — это особые технические средства, которые имеют специальное назначение. В соответствии с Приказом Минфина № 135н от 26.12.2002, выделяют два ключевых вида специального оснащения.
Специальные инструменты и приспособления
Технические средства, которые наделены индивидуальными характеристиками или уникальными свойствами и которые создают специальные условия, необходимые для производства продукции или осуществления конкретного вида деятельности.
Инструментарий, прокатные валки, пресс-формы, штампы и прочее.
Особые средства труда, используемые в производстве многократно, обеспечивающие условия для выполнения специфических этапов производства (деятельности).
Узкопрофильное промышленное оборудование (химическое, сварочное, термическое, металлообрабатывающее), оборудование для получения атомной энергии, авиационное оборудование и прочее.
В то же время инструменты и приспособления, используемые в производстве стандартных категорий продукции или для осуществления стандартных видов деятельности, не признаются специальными. Такие указания закреплены в п. 4 Приказа Минфина № 135н.
Также оборудование, которое применяется для осуществления стандартных операций по производству, созданию, переработке и прочих неспецифических операций, нельзя относить к спецоснастке (п. 6 Приказа № 135н).
Особенности учета спецоснастки
Как отмечено выше, к объектам специального оснащения следует относить особые технические средства, которые отвечают следующим критериям:
Однако каждая организация должна самостоятельно определить, что относится к спецоснастке с учетом особенностей специфики производимой продукции и осуществляемой деятельностью. Такое решение необходимо закрепить в учетной политике.
Способ ведения бухгалтерского учета спецоснастки в организации зависит от срока полезного использования объекта. Методическими рекомендациями № 135н предусмотрены два способа, рассмотрим подробнее каждый.
Вариант № 1. Срок использования меньше года.
Если специальное оснащение не прослужит компании более 12 месяцев, то его целесообразно отнести в состав материально-производственных запасов. Допустимы два варианта списания стоимости МПЗ:
Например, завод приобрел фигурные формы для отлива цветочных горшков для проведения праздничного мероприятия на сумму 60 000,00 руб. Данные формы будут использоваться для производства 100 000 единиц продукции. Производительная мощность завода — 25 000 единиц в месяц. Следовательно, списывать спецоснастку (фигурные формы) следует пропорционально произведенной продукции в течение 4 месяцев (100 000 планируемых единиц / 25 000 единиц мощности).
Отражена покупка фигурных форм для отлива цветочных горшков
10, субсчет 10 «Специальное оснащение и спецодежда на складе»
Формы переданы в производство
10, субсчет 11 «Спецоснащение в эксплуатации»
Произведено частичное списание стоимости форм за первый месяц использования
15 000 (60 000 / 4 месяца)
Бухгалтер сделает аналогичные записи в бухучете до полного списания стоимости фигурных форм на счет основного производства.
Вариант № 2. Срок использования больше года.
Если специальное оснащение должно использоваться более 12 месяцев, то учитывать такие объекты нужно иным способом. Действующим законодательством предусмотрены два способа бухучета:
Первоначальная стоимость таких объектов подлежит списанию тремя способами:
При единовременном списании на счета основного производства допустимо ведение учета спецоснастки на забалансовых счетах.
Особенности учета спецоснастки в бухгалтерском учете
Специальная оснастка показывается в учетных данных по правилам, зафиксированным в Приказе от 26.12.2002 г. №135н (приказ подготовлен Минфином). В документе содержатся методические рекомендации по осуществлению оперативного учета, своевременному отражению поступления спецоснастки и правильному проведению ее выбытия. В правовом акте раскрыто понятие специальной оснастки, приведен перечень активов, относящихся к этой группе. Норматив регулирует деятельность только юридических лиц.
Вопрос: Как отразить в учете затраты на изготовление силами вспомогательного производства специальной оснастки и ее передачу в эксплуатацию, если срок ее использования составляет 36 месяцев?
Затраты на изготовление спецоснастки (стоимость использованных материалов (без учета НДС), заработная плата работников, начисленные на нее страховые взносы и т.д.) по данным бухгалтерского учета составляют 90 000 руб., что равно сумме прямых затрат на изготовление спецоснастки по данным налогового учета. Спецоснастка передана в эксплуатацию в месяце изготовления. В бухгалтерском учете амортизация начисляется линейным способом.
В налоговом учете в соответствии с учетной политикой стоимость спецоснастки, не признаваемой амортизируемым имуществом, учитывается равномерно в течение срока полезного использования, установленного для целей бухгалтерского учета, начиная с месяца, следующего за месяцем передачи спецоснастки в эксплуатацию. Доходы и расходы учитываются методом начисления.
Посмотреть ответ
Что такое спецоснастка
Специальная оснастка предполагает наличие разных категорий объектов:
Вопрос: Как отразить в учете затраты на приобретение специальной оснастки и ее передачу в эксплуатацию?
Спецоснастка приобретена за 240 000 руб. (в том числе НДС 40 000 руб.) и передана в эксплуатацию в месяце приобретения. Срок полезного использования спецоснастки, относящейся ко второй амортизационной группе, в бухгалтерском и налоговом учете установлен равным 25 месяцам.
Начисление амортизации производится линейным способом (методом).
В налоговом учете применяется метод начисления.
Посмотреть ответ
В первом случае речь идет о технических активах, которые наделены уникальным набором характеристик. Их предназначение заключается в обеспечении возможности для производства конкретных изделий или оказания определенных видов услуг. В категорию спецприспособлений и инструментов причисляют формы для прессования и штампы, изложницы, варианты модельной оснастки и стапели. К ним относятся валки прокатные и кокили.
ВНИМАНИЕ! Не могут быть учтены вместе со спецприспособлениями активы, которые используются для изготовления шаблонных изделий (типовых разновидностей продукции).
Оборудование отличается от инструментов и приспособлений возможностью использовать их в качестве средств труда на многократной основе и тем, что этот тип спецоснастки нужен для реализации нестандартных операций в технологическом цикле. В группе спецоборудования отражается перемещение технологических активов для работы с химическими элементами, объектов, применяемых для металлообработки, термической обработки, сварки и кузнечно-прессовый тип оборудования. К спецоборудованию относят и аппаратуру для реализации контрольных мероприятий и испытаний, стенды и макеты будущих готовых изделий, пульты управления. Отдельными видами этого типа спецоснастки являются реакторные и дезавакционные виды оборудования.
Спецодежда необходима для обеспечения безопасности персонала в рабочем процессе. Она представлена набором защитных средств индивидуального пользования. В комплект могут входить:
Учетная политика предприятия должна содержать сведения о перечне объектов, которые будут показываться в учете в составе спецоснастки.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Главным отличительным признаком спецоснастки является наличие уникальных характеристик, которые обеспечивают возможность осуществления нетиповых операций и производства нестандартной продукции.
Как правильно вести бухгалтерский учет спецоснастки
Методические рекомендации указывают на принадлежность спецоснастки к оборотным средствам. Допускается вариант отражения таких активов в составе основных фондов. Каждое предприятие самостоятельно принимает решение, какие объекты будут отражаться как дорогостоящие основные средства, а какие в качестве оборотных.
СПРАВОЧНО! Если показывать активы вместе с другими основными средствами, то учет надо организовывать по правилам ПБУ 6/01. Если приспособления будут учитываться как составляющая оборотных активов, то главными регламентирующими документами будут Приказ №135н и ПБУ 5/01.
Предприятия при покупке специальной оснастки приходует новые активы по их фактической стоимости. В зависимости от отведенного оборудованию срока службы компания выбирает методику учета и способ списания объекта. Если период эксплуатации превышает годовой интервал, то предприятие при отнесении активов к основным или оборотным средствам ориентируется на стоимостную оценку. Амортизируемое имущество в бухучете – это объекты со стоимостью от 40 тысяч рублей, в налоговом учете – от 100 тысяч рублей.
Пути поступления спецоснастки:
ДЛЯ СПРАВКИ! Получение спецактива путем самостоятельного производства должно сопровождаться оформлением Акта о выполненных работах. Бланк акта можно использовать стандартизированной формы, который приведен в приложении Приказа №135н, или заполнять разработанный на предприятии образец.
При непродолжительном периоде службы спецактивы учитываются в составе МПЗ на выделенном для них субсчете. Ведение аналитического учета является обязательным элементом. Это необходимо для разделения объектов, находящихся в местах хранения, и активов, которые были переданы в производственные подразделения для использования по назначению.
Основанием для постановки на балансовый учет является правильно оформленная первичная документация. Для этих целей разрешено применять бланки товарных накладных, шаблоны накладных на отпуск материальных ценностей. Передача активов в производственные цеха осуществляется с обязательным оформлением лимитно-заборных карт и накладных.
Списание спецоснастки может происходить по одной из схем:
Метод списания стоимости посредством ежемесячных амортизационных отчислений подходит для всех видов активов, которые могут быть признаны и учтены в качестве основного средства.
Основанием для списания спецоснастки может быть одно из событий:
Счет, типовые проводки
Спецоснастка, причисляемая к МПЗ, должна учитываться на 10 счете. Для отнесения ее стоимости в дебет этого активного счета необходимо иметь подтверждение прав собственности на конкретный актив.
ВАЖНО! Для спецобъекта надо точно определить фактическую стоимость и завести отдельный субсчет 10.10. Этот субсчет используется для оприходования в места, отведенные для хранения получаемого специального оборудования и приспособлений.
Получение новых активов отражается дебетовыми оборотами, выбытие в производство или по другим причинам записывается в кредитовое движение. Типовые проводки при изготовлении спецактива своими силами на базе вспомогательного цеха:
Чтобы произвести по данным учета передачу спецоснастки в производственный цех, необходимо завести еще один субсчет 10.11. На нем будут аккумулироваться стоимостные оценки спецактивов, находящихся в эксплуатации. Факт передачи подтверждается проводкой между Д10.11 и К10.10. При единоразовом списании стоимости объекта на затраты сумма снимается с К10.11 и зачисляется в дебет затратного счета. Если списывается остаточная стоимость актива, то в корреспонденции будет участвовать Д91.2. При приобретении у сторонних организаций спецоснастка приходуется записью Д10.10 – К60 с одновременным выделением НДС Д19 – К60. Дополнительно можно вводить в рабочий план счетов субсчет по 10 счету для спецодежды. При признании спецактива основным средством его учет ведется не на 10, а на 01 счете.
Учет спецодежды и спецоснастки согласно ФСБУ 5/2019 «Запасы» в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0
15 ноября 2019 г. Приказом Минфина РФ №180н был утверждён новый федеральный стандарт бухгалтерского учёта ФСБУ 5/2019 «Запасы», который применяется, начиная с бухгалтерской отчётности за 2021 год. Введение этого документа повлекло за собой многочисленные изменения в учете. Будем рассматривать их постепенно. Начнем со спецодежды и спецоснастки, поговорим о них далее в этой публикации.
В соответствии с новым стандартом спецодежда и спецоснастка признаются в качестве запасов в том случае, если их срок полезного использования составляет не более 1 года.
Ранее при применении ПБУ 5/01 организации имели право выбрать способ отражения расходов для такой спецодежды, как равномерное списание в течение срока использования, так и единовременное включение их стоимости в затраты предприятия.
Начиная с 2021 года положениями нового стандарта предусмотрено лишь единовременное списание с дальнейшим контролем движения спецодежды на забалансовых счетах.
При этом спецодежда и спецоснастка со сроком полезного использования более 12 месяцев в качестве запасов не признается.
Однако согласно п. 2 ФСБУ 5/2019 организация может не применять новый Стандарт и признавать спецодежду (спецоснастку) в качестве расходов периода, в котором были понесены затраты на ее приобретение, если выполняется одно из двух условий:
1) организация является микропредприятием и вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
2) спецодежда (спецоснастка) предназначена для управленческих нужд организации.
Рассмотрим приобретение спецодежды с учётом нового стандарта ФСБУ 5/2019 в программном продукте 1С: Бухгалтерия предприятия 8, редакция 3.0.
Перейдём в раздел «Покупки» и выберем пункт «Поступление (акты, накладные, УПД)».
В открывшемся окне нажмём на кнопку «Поступление» и из выпадающего меню выберем «Товары (накладная, УПД)». Заполним шапку документа данными первичных документов и перейдём к табличной части документа.
Введём новую позицию номенклатуры с видом номенклатуры «Спецодежда».
Затем выберем созданную позицию в документ, укажем количество и стоимость. При этом счёт учёта будет 10.10. Заполненный документ будет выглядеть следующим образом:
Проведённый документ создаст проводки:
Дт 10.10 Кт 60.01 на сумму 2000 рублей;
Дт 19.03 Кт 60.01 на сумму НДС 400 рублей.
Следующим этапом будет передача спецодежды сотруднику, которая отражается при помощи документа «Передача материалов в эксплуатацию». Его можно ввести в разделе «Склад» или путём ввода на основании документа покупки.
В документе «Передача материалов в эксплуатацию» мы будем заполнять вкладку «Спецодежда». Выберем на ней ранее купленный комбинезон, укажем количество и ответственное лицо. В колонке «Способ отражения расходов» введём новый способ с отнесением затрат на счёт учёта производства и статьёй затрат «Списание материалов».
Выберем созданный способ в документ и проведём его. Заполненный документ будет выглядеть следующим образом:
Проведённый документ сформирует следующие проводки:
Дт 20.01 Кт 10.10 на сумму 2000 рублей;
Дт МЦ.02 на сумму 2000 рублей с указанием ответственного лица.
До 2021 года проведение данного документа предусматривало наличие ещё одной проводки – это Дт 10.11.1 Кт 10.10, что означало передачу спецодежды в эксплуатацию. Сейчас же такой проводки мы не видим, в связи с тем, что отражаем спецодежду в составе запасов.
Помимо того, что изменилось отражение новой спецодежды в учёте, согласно нового стандарта, если по состоянию на 01.01.2021г. на балансе организации в остатках числится спецодежда или спецоснастка, то в учёте необходимо отразить последствия изменения учётной политики в связи с началом применения нового ФСБУ.
Как проверить наличие остатков на 01.01.2021г.?
Сформировать оборотно-сальдовую ведомость по счёту 10.11.1.
По отчёту видно, что нами ранее был приобретён фартук со специальной пропиткой за 2750 рублей. При его передаче в эксплуатацию в программе было выбрано признание стоимости спецодежды в составе затрат ежемесячно. В следствие чего произошло списание на 250 рублей, и на 01.01.2021г. остаток суммы составил 2500 рублей.
Скорректируем остатки по спецодежде в связи с применением нового стандарта. Для этого перейдём в раздел «Операции» и выберем пункт «Операции, введённые вручную».
В открывшемся окне следует нажать на кнопку «Создать», а затем из выпадающего списка выбрать «Операция». Введём корреспонденцию счетов: Дт 91.02 Кт 10.11.1 с указанием количества и суммы по остатку.
Для счёта 91.02 в справочнике «Прочие доходы и расходы» следует создать новую статью, которая не будет иметь отражения в налоговом учёте, так как согласно налоговому законодательству спецодежда, переданная в эксплуатацию до 01.01.2021г., должна списываться в том порядке, который был принят при передаче её в эксплуатацию. Соответственно в налоговом учёте наш фартук продолжит списание по месяцам.
Федеральный стандарт бухгалтерского учёта ФСБУ 5/2019 «Запасы» регулирует учёт материалов, товаров, готовой продукции и незавершённого производства. Сложно рассмотреть все изменения в одной статье. Поэтому обзор других нововведений ожидайте в наших будущих публикациях.
Автор статьи: Алина Календжан
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Учет специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды
Организации военно-промышленного комплекса для выполнения специфических технологических операций при производстве некоторых видов продукции военного назначения или выполнения работ, используют, так называемые, специальные активы. В состав специальных активов относятся: специальные инструменты и приспособления, специальное оборудование и специальная одежда.
Данные Методические указания выделяют отдельную группу активов, для которых предусмотрен особый порядок учета и отнесения их стоимости на затраты по производству и продаже продукции. В состав спецактивов входят:
Специальный инструмент и специальные приспособления – технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг), в том числе:
Специальная одежда – средства индивидуальной защиты работников: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления, в том числе:
Что касается спецоснастки (специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования), то организация ВПК может выбрать один из двух методов учета:
1. Спецоснастка учитывается в порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина от 30 марта 2001 года №26н.
В этом случае стоимость объектов спецоснастки со сроком полезного использования более 12 месяцев погашается путем начисления амортизации одним из следующих способов:
Следует учесть, что ведение учета спецоснастки в соответствии с Положениями ПБУ 6/01 возможно только для объектов, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев. Спецоснастка с меньшим сроком полезного использования учитывается в составе материально-производственных запасов. В Методических указаниях не сделано специальных оговорок насчет того, в каком порядке следует учитывать и списывать эти объекты: в порядке, установленном Методическими указаниями, или же к ним должны применяться правила, установленные ПБУ 5/01. В случае применения ПБУ 5/01, стоимость объектов спецоснастки со сроком полезного использования менее 12 месяцев списывается на счета учета затрат на производство в момент их отпуска в производство или ввода в эксплуатацию.
С нашей точки зрения, учитывать специальные активы в составе основных средств могут лишь производственные организации, имеющие небольшую номенклатуру специального имущества, так как они смогут вести такой учет без существенного увеличения трудозатрат. Те же организации, у которых имеется значительная номенклатура специального имущества, помимо резкого увеличения трудоемкости учетных операций, при таком варианте учета столкнуться с такой проблемой, как определение срока полезного использования. Так как в Постановлении Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» просто-напросто отсутствует информация по большинству видов специального имущества. В силу этого организации будут вынуждены в каждом отдельном случае устанавливать сроки использования такого имущества (как правило, уникального, не имеющего аналогов) на основании экспертной оценки.
2. Учет и списание ведется в порядке, предусмотренном Методическими указаниями. Этот способ является новым и введен только для подобных объектов.
Объекты спецоснастки и спецодежда независимо от их стоимости и срока полезного использования включаются в состав оборотных активов и учитываются на счете 10 «Материалы», к которому открываются субсчета «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации». Объекты принимаются к учету по фактической себестоимости, определяемой в соответствии с положениями ПБУ 5/01.
Стоимость спецактивов погашается путем начисления амортизации одним из следующих способов:
Стоимость спецодежды со сроком эксплуатации более 12 месяцев погашается только линейным способом.
Специальные активы могут поступать в организации ВПК различными путями:
Спецоснастка и спецодежда, не принадлежащие организации на праве собственности, должны учитываться на забалансовом счете, например 012 «Спецоснастка».
Согласно пункту 13 Методических указаний спецактивы учитываются на счете 10 «Материалы» на отдельном субсчете «Спецоснастка и спецодежда на складе». Однако, для удобства учета могут быть открыты субсчета:
10-10 «Спецодежда на складе»;
10-11 «Спецоснастка на складе».
Операции по поступлению объектов спецоснастки и спецодежды отражаются записью:
Учет специальной оснастки
Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Строительная компания приобрела специальную оснастку стоимостью свыше 40 000 руб., но менее 100 000 руб. Производителем срок полезного использования спецоснастки не определен. Может ли компания в бухгалтерском учете расходы на приобретение такого имущества списать на затраты единовременно? Какими документами следует оформить движение специальной оснастки? Строительная компания не приняла решение о досрочном использовании ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Выбор учета
Организация вправе организовать учет специальной оснастки (это специальные инструменты, специальные приспособления и специальное оборудование) в порядке, предусмотренном для учета основных средств или МПЗ. Поэтому в учетной политике для целей бухгалтерского учета должен быть отражен выбор метода учета специальной оснастки, а также определено, к какой категории имущества спецоснастка относится (материально-производственным запасам или объектам основных средств) (Письмо Минфина РФ от 13.07.2011 № 03-03-06/1/421).
Спецоснастка – ОС
Если специальная оснастка принимается к учету в качестве ОС, то учет организуется в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Стоимость ОС, как известно, погашается путем начисления амортизации одним из способов, указанных в п. 18 ПБУ 6/01, с учетом срока полезного использования.
СПИ определяется организацией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету исходя из следующих факторов:
ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срока аренды).
Спецоснастка – МПЗ
Если специальная оснастка учитывается в составе МПЗ, то учет организуется в порядке, установленном Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (далее – Методические указания).
Приобретение
Специальная оснастка принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, то есть в сумме фактических затрат на приобретение или изготовление, исчисленных в порядке, предусмотренном для учета МПЗ, и отражается в составе оборотных активов по счету 10 «Материалы» на отдельном субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе». Факт приемки поступающей специальной оснастки можно оформлять путем составления приходных ордеров по форме, разработанной самостоятельно, либо по форме М-4, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а.
Отпуск в производство
Передача специальной оснастки в производство (эксплуатацию) отражается в бухгалтерском учете записями по специальным субсчетам, открытым к счету 10:
Дебет 10, субсчет 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» Кредит 10, субсчет 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» – отражена передача специальной оснастки в производство (эксплуатацию) по фактической себестоимости.
Отпуск специальной оснастки в производство (эксплуатацию) со складов организаций (иных мест хранения) может производиться на основании требования-накладной и (или) накладной, а также лимитно-заборных карт (типовые межотраслевые формы М-11, М-15 и М-8 соответственно, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 71а).
К сведению: лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и оказания услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов.
Указанные виды первичных документов, а также (при необходимости) иные документы по движению специальной оснастки организация может разработать самостоятельно.
Кроме того, если специальная оснастка учтена на субсчете 10-11, то организация должна организовать аналитический учет специальной оснастки, находящейся в производстве (эксплуатации), по наименованиям (номенклатурным номерам), количеству и фактической себестоимости с указанием даты поступления в производство (эксплуатацию) (месяц, год), местам эксплуатации (подразделениям) и материально ответственным лицам. Аналитический учет ведется, как правило, в книгах по форме оборотных ведомостей или в электронном виде, обеспечивающих получение необходимой информации по учету движения специальной оснастки (п. 22 Методических указаний).
Погашение стоимости с учетом СПИ
Стоимость специальной оснастки погашается организацией одним из способов, поименованных в п. 24 Методических указаний:
1) способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг). В этом случае сумма погашения стоимости специальной оснастки определяется исходя из натурального показателя объема продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и соотношения фактической себестоимости объекта специальной оснастки к предполагаемому объему выпуска продукции (работ, услуг) за весь ожидаемый срок полезного использования указанного объекта. Данный способ подходит для тех видов специальной оснастки, СПИ которой непосредственно связан с количеством выпущенной продукции (работ, услуг), – например, штампы, пресс-формы, прокатные валки;
2) линейный способ. Сумма погашения стоимости специальной оснастки рассчитывается исходя из фактической себестоимости объекта специальной оснастки и норм, исчисленных исходя из сроков полезного использования этого объекта. Этот способ рекомендуется применять для тех видов специальной оснастки, физический износ которой непосредственно не связан с количеством выпущенной продукции (работ, услуг), – например, стапельная оснастка, шаблоны, контрольно-испытательная аппаратура.
Каким образом следует устанавливать СПИ специальной оснастки, в Методических указаниях не разъясняется. Поэтому данный срок организация может определить самостоятельно исходя из предполагаемого объема продукции (работ, услуг), которая будет выпущена с использованием специальной оснастки, или предполагаемого срока, в течение которого оснастка будет использоваться по назначению. К определению СПИ можно привлечь технологическую службу организации.
Погашение стоимости единовременно
Согласно п. 25 Методических указаний стоимость специальной оснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве, разрешается полностью погашать в момент передачи в производство (эксплуатацию) соответствующей оснастки. Других ситуаций, когда стоимость специальной оснастки можно полностью списать на расходы в момент передачи в производство, Методические указания не содержат.
Таким образом, расходы на приобретение специальной оснастки можно списать на затраты единовременно только в том случае, если оснастка предназначена для индивидуальных заказов либо используется в массовом производстве. В этом случае с целью обеспечения контроля за сохранностью специальной оснастки следует организовать ее учет по фактической себестоимости приобретения (изготовления) на дополнительно введенном для этих целей забалансовом счете «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию» (например, 012).
Соответственно, в этом случае в бухгалтерском учете делаются такие записи:
Дебет 20 Кредит 10, субсчет 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» – фактическая себестоимость специальной оснастки списана на затраты по производству в момент ее передачи в производство (эксплуатацию);
Дебет 012 «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию» – специальная оснастка, стоимость которой полностью списана на затраты в момент передачи в производство (эксплуатацию), отражена на забалансовом счете по фактической себестоимости. Аналитический учет на этом счете следует организовать в разрезе наименований (номенклатурных номеров) специальной оснастки или ее групп (укрупненных комплектов).
Выбытие
Если специальная оснастка выбывает, например, по причине морального или физического износа, ее стоимость списывается с бухгалтерского учета. Определение непригодности и решение вопроса о списании специальной оснастки осуществляет постоянно действующая или рабочая инвентаризационная комиссия, которая среди прочего выполняет такие функции:
непосредственный осмотр объектов специальной оснастки, предъявленных к списанию, и установление их непригодности к дальнейшему использованию или возможности (невозможности) и целесообразности их восстановления;
определение причин выхода из строя (нормальный износ, нарушение нормальных условий эксплуатации, авария, пожар, стихийное бедствие и т. д.);
составление акта на списание объектов специальной оснастки и представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу.
Акт на списание является основанием для отражения в учете факта выбытия специальной оснастки. Если объект спецоснастки учитывался на забалансовом счете «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию», то на основании акта на списание делается запись по кредиту этого счета.
В акте на списание, в частности, указываются:
наименование списываемых объектов и их отличительные признаки, количество;
сумма перенесенной стоимости объекта к моменту списания;
установленный срок эксплуатации (объем работ);
дата (месяц и год) поступления в эксплуатацию;
причина выхода из строя;
предложения о списании объекта и о взыскании материального ущерба с виновных лиц.
Если строительная компания учитывает специальную оснастку в составе МПЗ, ее стоимость можно единовременно списать на расходы в момент передачи в производство (эксплуатацию) в том случае, если оснастка предназначена для индивидуальных заказов или используется в массовом производстве. Выбор такого способа учета должен быть закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Если специальная оснастка не предназначена для индивидуальных заказов и не используется в массовом производстве, ее стоимость переносится на расходы постепенно выбранным способом (единовременно нельзя).
Срок полезного использования специальной оснастки организация определяет самостоятельно.
Отпуск специальной оснастки в производство (эксплуатацию) со складов организаций (иных мест хранения) может производиться на основании требования-накладной и (или) накладной, а также по лимитно-заборным картам.